_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
изучаемого государства и их компонентно-функциональные элементы. В-четвертых, анализ динамики и установление на его основе типа тенденции изменения данного показателя свидетельствуют о том, что за последние 25 лет он существенно увеличился в направлении геометрической прогрессии. Список использованной литературы:
1. Все о нефти [Электронный ресурс]: URL: http://vseonefti.m/(дата обращения 05.04.2016)
2. Котировки - Акций, Облигаций. Прогнозы цен. Биржи. Анализ рынков [Электронный ресурс]: URL: http://quote.rbc.ru/(дата обращения 19.03.2016)
3. Мировая экономика [Электронный ресурс]: URL: http://www.ereport.ru/(дата обращения 01.03.2016)
4. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]: URL: http://gks.ru/(дата обращения 17.04.2016)
5. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс]: URL: http://roskazna.ru/(дата обращения 06.04.2016)
6. Центральный банк РФ [Электронный ресурс]: URL: http://cbr.ru/(дата обращения 07.04.2016)
7. Экономические показатели [Электронный ресурс]: URL: http://ru.tradingeconomics.com/(дата обращения 18.03.2016)
© Теньковская Л.И., 2016
УДК 334, 378
А.Д. Тихонова
старший преподаватель кафедры экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург, Российская Федерация
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена исследованию плюсов и минусов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, а также формированию рекомендаций для развития данного сотрудничества. Идентифицированы направления влияния ГЧП в сфере ВО на национальное социально-экономическое развитие и интересы всех заинтересованных сторон. Определены перспективные направления осуществления взаимодействия вузов, бизнеса и государства в сфере ГЧП. Обосновывается целесообразность поиска эффективных механизмов осуществления взаимодействий предпринимательской сферы с государством и вузами, а также формирование условий для развития данного сотрудничества.
Ключевые слова
Государственно-частное партнерство, высшее образование, эффективность, промышленность, социально-экономическое развитие.
Мировая практика свидетельствует, о том, что наука и высшее образование, являясь специализированными областями деятельности, без тесного взаимодействия и интеграции между собой и с сектором экономики становятся недееспособными и теряют свою конкурентоспособность. В связи с этим, концепция ГЧП, несомненно, может быть применима к сфере ВО.
Цель ГЧП, исходя из проанализированных источников, - реализация общественно-значимых услуг для достижения взаимной дополнительной выгоды с учетом заранее рассчитанных рисков.
Следовательно, государственно-частное партнерство в сфере образования будет являться особой формой сотрудничества государства и бизнеса, основанной на объединении интеллектуальных ресурсов и их использовании для усиления своих преимуществ.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
К государственным партнерам можно отнести:
- государственные и муниципальные органы,
- государственные и муниципальные образовательные учреждения и др. К частным партнерам можно относят:
- индивидуальных предпринимателей,
- национальные или иностранные юридические лица,
- юридические лица, действующие по договору простого товарищества без образования юридического лица,
- негосударственные образовательные учреждения и др.
Анализ различных источников показывает, что реальных проектов ГЧП, удовлетворяющих всем присущим ему признакам, в сфере ВО довольно мало.
По мнению автора, Е.А. Дмитриева [1] четко отметила основные проблемы ГЧП в сфере ВО (таблица 1).
Таблица 1
Проблемы реализации ГЧП в образовательной сфере
Аспект Проблемы
финансово-экономический - отсутствует мотивация к партнерству в сфере ВО у представителей частного сектора (в частности, в сфере налогообложения); - для государства наблюдается высокий уровень риска при реализации ГЧП-проектов в данной сфере; - при принятии решений партнеры ориентируются на затраты, а не на экономическую эффективность;
финансово-экономический - дефицит инвестиционных ресурсов, направленных на модернизацию инфраструктуры университетов и образовательного процесса в целом; - партнеры отдают предпочтение «коротким» инвестициям, а проекты сферы ВО обладают для них низкой инвестиционной привлекательностью; - результаты, полученные в рамках сферы ВО, не соответствуют потребностям ни рынка труда, ни экономики в целом
администра-тивно-организацион-ный - система управления рисками проектов ГЧП в сфере ВО недостаточно развита; - на принятие решений часто оказывает влияние фактор коррупции; - система урегулирования конфликтов недостаточно развита; - отсутствует единая система управления научно-инновационной деятельностью
нормативно-правовой ГЧП-проекты в сфере ВО имеют несовершенную систему законодательного регулирования
Проведенный анализ позволил выделить (таблица 2) основные направления взаимодействий, возможных в рамках ГЧП-проектов в сфере ВО.
Таблица 2
Направления ГЧП в сфере ВО
Направление Содержание
Экономическая поддержка - материальная поддержка студентов, аспирантов, преподавателей в форме грантов, льгот, стипендий; - обеспечение развития материально-технической базы; - организация в вузах деловых игр; - создание эндаумент-фондов;
Управление содержательным наполнением образовательного процесса - совместная разработка образовательных стандартов; - организация практик; - участие партнеров в преподавании дисциплин, проведении экзаменов, защите ВКР; - целевая подготовка кадров; - образование в течение всей жизни
Научно-исследовательская деятельность - совместные исследовательские проекты; - открытие базовых или специализированных кафедр; - участие в строительстве и оборудовании исследовательских центров и лабораторий
Таким образом, исходя из полученных в ходе анализа литературы обобщений, целесообразными, по мнению автора, являются следующие мероприятия ГЧП в сфере ВО в части нормативно-правового аспекта:
- практическое расширение использования тех механизмов ГЧП, которые можно реализовать, не изменяя действующей нормативно-правовой базы;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей ГЧП в сфере ВО;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070
- реализация механизмов, стимулирующих развитие практики ГЧП в сфере ВО, посредством создания благоприятных экономических и организационно-правовых условий;
- развитие инновационных механизмов и перспективных форм ГЧП. Список использованной литературы:
1. Дмитриева Е. А. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата экономических наук, -Москва, - 2012
© Тихонова А.Д., 2016
УДК 338
А.А. Туктаев
Студент кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура»
Ф. Хасанов Студент кафедры «Менеджмент» С.В. Пирогова
Старший преподаватель кафедры «Менеджмент» Казанский государственный энергетический университет
г. Казань, Российская Федерация
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ -ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос о создании территории опережающего развития, его преимущества для региона и для резидентов входящих в него.
Ключевые слова
Социально-экономическое развитие, регион, экономика, налоги, экономический рост.
Сегодня в Российской Федерации идут процессы преобразования создающие новый тип государственно-экономического устройства. В связи с появлением новых социально-экономических образований в регионах происходит изменение территориальной экономической структуры России. Эти изменения связаны с созданием территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [1]. ТОЭСР - это гибкие сети производственно-технической кооперации вблизи размещенных предприятий, создающие один и тот же, либо смежный товар и совместно создающих конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках экономики страны.
Данные процессы стали причиной появления ряда новых взаимосвязанных политико-правовых, экономических и социальных затруднений социально-экономического формирования территории России. Что в свою очередь привело к необходимости образования специфической государственной политики регионального формирования и принятию «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», разработанной Минэкономразвития в соответствии с приоритетами деятельности Правительства Российской Федерации.
Среди основных статей, представленных в Концепции, хотели бы обратить внимание на те из них, которые связаны с налоговыми ставками для организаций, получившие статус резидента ТОСЭР (предприниматель, деятельность которого осуществляется на территории ТОСЭР, а также внесен в список резидентов ТОСЭР), и для которых возможно применение сниженной ставки на прибыль, надлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Величина налоговой ставки, надлежащая