_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 332.1
О. В. Сутягина
аспирант ГБОУ ВО НГИЭУ г. Княгинино, Российская Федерация [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ
УСЛУГ ЖКХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье рассмотрено государственно-частное партнерство как инструмент развития сферы услуг ЖКХ Нижегородской области для привлечения частных инвесторов и оптимизации расходов государства. Оценено современное состояние региона по реализации проектов ГЧП. Приведены примеры реализованных проектов ГЧП в сфере ЖКХ Нижегородской области. Выявлены способы повышения инвестиционной привлекательности региона для реализации новых проектов посредством ГЧП.
Ключевые слова Государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиции.
Ни для кого не секрет что на сегодня ситуация сложившаяся на рынке жилищно-коммунальных услуг далека от радужной и что сфера жилищно-коммунального хозяйства является той сферой где требуются колоссальные вложения. В качестве одного из перспективных инструментов развития сферы услуг ЖКХ является привлечение частных инвесторов и оптимизация расходов государства с помощью механизмов государственно-частного партнерства и концессионного соглашения.
Создание комфортных условий для инвесторов в регионе является главной задачей, которую решают представители власти, так как инвестиционная активность - это один из решающих факторов как инновационного развития, так и успешной модернизации экономики региона и страны в целом [2].
Нижегородская область - один из самых инвестиционно привлекательных регионов России, отличающийся политической и социальной стабильностью, высокими темпами роста объема выпуска промышленной продукции и инвестиций в основной капитал. Сегодня в регионе имеются все необходимые предпосылки для активного международного экономического сотрудничества, развития государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций [3].
Несмотря на то, что идет постепенное увеличение доли муниципальных районов и городских округов области с достаточно высоким уровнем развития, бюджетных средств явно недостаточно для самостоятельного, полноценного и быстрого решения проблемы по развитию инженерной, социальной и коммунальной инфраструктур. Успешное выполнение данных важнейших региональных задач возможно при условии развития государственно-частного партнерства в Нижегородской области.
Первым важным этапом в развитии государственно-частного партнерства в Нижегородском регионе стало принятие закона № 40-3 «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве» от 11 марта 2010 года. В котором государственно-частное партнерство определено как взаимовыгодное сотрудничество Нижегородской области с частным партнером на основе соглашения в целях создания, реконструкции, модернизации, обслуживания или эксплуатации объектов социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области эффективного использования имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области [1].
В период с 2010 года в рамках реализации проектов государственно -частного партнерства объем инвестиций в экономику и социальную сферу Нижегородской области составил 3 568,2 млн. рублей [3]. В число реализованных проектов также вошли инвестиционные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства по созданию межмуниципальных полигонов для размещения непригодных к
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
переработке твердых бытовых отходов на территории Городецкого и Балахнинского районов Нижегородской области. Объем инвестиций в эти проекты составил свыше 1,35 млрд. руб.[3]. По итогам 2016 года планируется заключение концессионных соглашений в отношении еще 4 -х объектов -мусоросортировочных комплексов с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых коммунальных отходов в Арзамасском, Сергачском и Уренском муниципальных районах, а также в городском округе Выкса Нижегородской области [4].
По данным министерства экономического развития России благодаря принятому закону об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве за 2014-2015 гг. Нижегородская область стала пятой по уровню развития государственно-частного партнерства среди регионов РФ [5]. При формировании рейтинга регионов оценивались следующие факторы: развитость институциональной среды; опыт реализации проектов государственно-частного партнерства; инвестиционная привлекательность региона. Нижегородская область позиционируется как наиболее успешный субъект по реализации концессионных соглашений, но имеющая недостаточно высокий уровень развития нормативно-правовой базы.
Новым этапом в развитии ГЧП в Нижегородской области стало утверждение государственной программы «Развитие инвестиционного климата Нижегородской области» от 25 марта 2016 года, включающей в себя подпрограмму «Развитие государственно-частного партнерства» [3]. Основной целью данной подпрограммы является развитие государственно-частного партнерства на территории Нижегородской области. Для достижения которой необходимо выполнение следующих задач: повышение доступности и улучшение качества услуг; выстраивание партнерских отношений между Правительством Нижегородской области и частными инвесторами; увеличение доли частных организаций в реализации программ развития Нижегородской области.
Прогнозируется, что результаты реализации подпрограммы развития государственно-частного партнерства будут значительными (см. табл. 1).
Таблица 1
Прогнозируемые результаты по реализации подпрограммы развития ГЧП
Наименование индикатора / Единица измерения Значение по итогам реализации Подпрограммы (2020 год)
Индикаторы
Объем инвестиций по проектам, реализуемым на основе механизмов ГЧП млн. рублей 4500
Непосредственные результаты
Количество проектов, реализуемых на основе механизмов ГЧП ед. не менее 5
Количество объектов, введенных в действие в рамках реализации ГЧП-проектов ед. не менее 50
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы развития государственно -частного партнерства выделенных за счет средств областного бюджета представлены в табл. 2.
Таблица 2
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы за счет средств областного бюджета
Годы, тыс. рублей
2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего
2125,6 6485,5 6485,5 6485,5 6485,5 6485,5 34553,1
Еще один важный шаг в развитии государственно-частного партнерства был сделан в августе 2016 года посредством создания единого оператора ЖКХ Нижегородской области. Данный проект является пилотным на территории Российской Федерации по созданию единого коммунального оператора с целью консолидации предприятий коммунального хозяйства на территории региона через заключение концессионных соглашений с муниципалитетами [6]. Основная цель данного решения -привлечение
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
инвестиций в сферу жилищно-коммунальных услуг и в коммунальную инфраструктуру через механизмы государственно-частного партнерства и концессионные соглашения.
Государственно-частное партнерство является одним из основных инструментов развития сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства и для достижения устойчивого экономического роста региона и страны в целом. На сегодняшний день практика применения ГЧП находится на начальном этапе своего развития, но уже сейчас очевидно, что реализация масштабных проектов в сфере услуг ЖКХ возможна лишь совокупными средствами и региона, и частого бизнеса. Принятые федеральные и региональные законы о государственно-частном партнерстве позволяют применять новые инструменты и стратегии развития ГЧП, увеличивая объемы предоставления государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов, позволяя снизить финансовую нагрузку инвесторов и достичь наилучших результатов.
Список использованной литературы:
1. Закон Нижегородской области от 11 марта 2010 года № 40-З «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве» http://mininvest.government-nnov.ru/?id=62696 [электронный ресурс]
2. Медведев Д. А. Стенографический отчёт о совещании по проблемам инвестиционного климата в России http://special.kremlin.ru/events/president/ transcripts/6769 [электронный ресурс]
3. Об утверждении государственной программы «Развитие инвестиционного климата Нижегородской области» с изменениями на 25 марта 2016 года http://mininvest.government-nnov.ru/?id=72361 [электронный ресурс]
4. Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2016 году http://government-nnov.ru/?id=35991 [электронный ресурс]
5. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015 http://www.pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/raytingREG-Block_16-03-2015_WEB.pdf [электронный ресурс]
6. http://www.pppi.ru/news/fas-odobrila-sozdanie-edinogo-operatora-zhkh-nizhegorodskoy-oblasti [электронный ресурс]
© Сутягина О.В., 2016
УДК 334.01
Л.Ф. Суходоева
К.э.н, доцент ННГУ, г. Нижний Новгород, РФ
О.М. Гринева ассистент, ННГУ, г. Нижний Новгород, РФ
Д.В. Суходоев
К.э.н, доцент ННГУ, г. Нижний Новгород, РФ КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Аннотация
В статье раскрыты особенности контроллинга при принятии управленческих решений руководителей. Показано, что в контроллинге используется мониторинг информационных процессов. Выявлена специфика механизма согласования интересов различных участников рынка. Создана модель контроллинга реализации целей.
Ключевые слова
Контроллинг, мониторинг, интересы, моделирование, системный анализ. В современных условиях усиление конкуренции и необходимость выхода на зарубежные рынки