4. ПиковерA.B. Российско-китайская трансграничная электронная торговля: состояние и перспективы // 40 лет экономических реформ в КНР. Институт Дальнего Востока РАН. - 2020. - С.268-286.
5. йё, Ifâm, ЯШ: " '-^-Й'ШЙТФШгШ^Й^МЙЛЛЖ.ШЖ—[Цзян Янь, Го Ляньчэн, Лю Хуэй. Возможности, проблемы и контрмеры для развития трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией в контексте инициативы «Один пояс и один путь»]. КФЙ/^2021^Ш4^Ш102-126^.
6. Невская А.А, Кондеев A.B. Регулирование электронной торговли на Евразийском пространстве // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - №2. - C.59-71.
7. Интернет в России в 2022 году. 22.02.2022. // URL: https://www.web-canape.ru/(дата обращения: 03.04.2024).
8. ЙЯ/н: "ЖКЯЙЙГёЙ^^ЙЙЛЛЛФВДЙ" [Ду Данцин. Исследование движущего механизма интернета для повышения уровня потребления] //
References and Sources
1. [Glavnoe tamozhennoe upravlenie Kitaya]. 15.04.2024. URL: http://www.customs.gov.cn (data obrashcheniya: 30.04.2024).
2. Rynok internet-torgovli v Rossii. 03.05.2024. URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data (data obrashcheniya: 10.05.2024).
3. Karpova O.M. Elektronnaya tamozhnya v Rossii i v Kitae // Problemy Dal'nego Vostoka. - 2019. - №4. - S.47-55.
4. Pikover A.V. Rossijsko-kitajskaya transgranichnaya elektronnaya torgovlya: sostoyanie i perspektivy // 40 let ekonomicheskih reform v KNR. Institut Dal'nego Vostoka RAN. - 2020. - S.268-286.
5. йё, 1ЙЖ, ЯШ. " -Ф-^нЯТФШ^Ф.Й.КШШЛЖЙШ-^Ж [Czyan YAn', Go Lyan'chen, Lyu Huej. Vozmozhnosti, problemy i kontrmery dlya razvitiya transgranichnoj elektronnoj torgovli mezhdu Kitaem i Rossiej v kontekste iniciativy «Odin poyas i odin put'»]. К
Ш^2021^Ш4$Ш102-126Ж.
6. Nevskaya A.A, Kondeev A.V. Regulirovanie elektronnoj torgovli na Evrazijskom prostranstve // Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. - 2019. - №2. - S.59-71.
7. Internet v Rossii v 2022 godu. 22.02.2022. URL: https://www.web-canape.ru/(data obrashcheniya: 03.04.2024).
8. ttfl/: "Ж^Я[Du Dancin. Issledovanie dvizhushchego mekhanizma interneta dlya povysheniya urovnya potrebleniya] //
ЛЮ СЮНЬ - доктор россиеведения, доцент, Институт русского языка, Хэйлунцзянский университет КНР (2018046@hlju.edu.cn).
LIU XUN - Doctor of Russia Studies, Associate Professor, Russian Language Institute of Heilongjiang University
(2018046@hlju.edu.cn). '
УДК 338.48 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-216-221
ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКИХ
ДЕСТИНАЦИЙ
Ключевые слова: туристские дестинации, государственно-частное партнерство, внутренний туризм, туристский поток.
В статье обоснована целесообразность и перспективность государственно-частного партнерства в развитии туристских дестинаций. Анализ внутрироссийского туристского потока, проведенный с учетом различных аспектов проблемы, позволил выявить регионы России с максимальным внутренним туристским потоком и показал какие инициативы руководителей отдельных регионов и государственные программы поддержки способствовали росту внутреннего туристического потока. Автором предложена оригинальная методика анализа конкурентных преимуществ потенциальных партнеров для реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства.
TIMIRGALEEVA, R.R.
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF TOURIST DESTINATIONS
Key words: tourist destinations, public-private partnership, domestic tourism, tourist flow.
The feasibility and prospects of public-private partnerships in the development of tourist destinations are substantiated. An analysis of the domestic Russian tourist flow, carried out from the point of view of various aspects, made it possible to identify regions of Russia with the maximum domestic tourist flow and showed what initiatives of regional management and government support programs contributed to the growth of domestic tourist flow. A methodology for analyzing the competitive advantages of potential partners for implementing projects on the principles of public-private partnership is proposed.
Особенности ресурсного обеспечения туристского продукта обуславливают появление мест, особо привлекательных для туристов в виде уже готового туристского продукта (туристические центры и направления, конкретные города и села, предприятия туристкой сферы с известным брендом и т.п.), природных и антропогенных ресурсов, средств размещения, предприятий питания и мест развлечения, в литературе известных как «туристская дестинация» [1]. По сути, туристская дестинация воспринимается туристами как территория с определенным перечнем средств обслуживания и услуг, содержащая наиболее важные элементы туризма, необходимые для потребителей туристских услуг. При этом туристская дестинация представляет
собой ключевой элемент региональной туристской системы, поскольку сами туристские дестинации и их имидж оказывают непосредственное влияние на выбор туристов, мотивируют их приобрести соответствующие услуги, что с, одной стороны, активизирует всю туристскую систему, и, с другой, туристская дестинация выступает субъектом управления региональным развитием, от которого зависит социально-экономическое благополучие конкретного региона [4].
Также нужно отметить, что дестинации, выступая самостоятельными конкурентными единицами в сфере въездного и внутреннего туризма, могут охватывать территориальную единицу любого масштаба - от отдельного туристского объекта, туристского региона, административно-территориальной единицы до страны в целом [2]. При этом главная стратегическая цель туристской дестинации в качестве конкретной конкурентной единицы заключается в обеспечении своей конкурентоспособности на длительную перспективу [3], на что оказывает серьезное влияние взаимодействие различных отраслей (отелей, транспортных предприятий, торговли, связи, объектов рекреации и показа), а также их рынков, населения и факторов окружающей среды.
Вместе с тем, развитие той или иной туристской дестинации зачастую сдерживается рядом факторов: недостаточный уровень развития инфраструктуры; несоответствие средств размещения мировым стандартам; недостаточная технологичность туристических и отельных операторов; низкая социально-экономическая активность субъектов турбизнеса. Подобные проблемы могут быть решены не только за счет государственной поддержки сферы туризма и гостеприимства, к примеру, за счет разработки и внедрения действенных экономических инструментов стимулирования развития туристской инфраструктуры, но и путем привлечения к реализации проектов развития дестинации частного капитала в рамках государственно-частного партнерства. Кроме того, государственно-частное партнерство способствует активизации инвестиционно-инновационной деятельности в социально-значимых отраслях экономики, которой является сфера туризма и гостеприимства.
Государственно-частное партнерство позволяет решать целый ряд задач государственного сектора по привлечению частного капитала в развитие отраслей и регионов. Данный вид партнерства может стать действенным механизмом привлечения частных инвестиций для реализации значимых проектов по развитию туристских дестинаций. Данные аспекты определили необходимость исследования возможностей государственно-частного партнерства в развитии туристских дестинаций.
Изложение основного материала исследования. Практический опыт привлечения частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства свидетельствует об их высокой эффективности по сравнению с условиями традиционного инвестирования [5]. Это объясняется тем, что кроме экономической мотивации инвестиционной деятельности у частного инвестора появляется дополнительное преимущество в ведении бизнеса - возможность снизить фактор риска инвестиций за счет надежного партнерства с государством, в котором каждая из сторон берет на себя ответственность в той части риска, в которой является более компетентной. Явными преимуществами государственно-частного партнерства является то, что, вступая в данные отношения партнеры имеют возможность реализовать социально-значимые инициативы, которые в отдельности каждый из партнеров не мог бы осуществить. При этом достигается синергетический эффект, повышается эффективность расходования всех видов ресурсов, появляется возможность успешной реализации проектов инновационного характера и повышения компетентности каждого из участников в этом процессе за счет обмена позитивным опытом между представителями бизнеса и органами государственной власти.
Учитывая современные тенденции организации ведения бизнеса на основе формирования интегрированных структур, государственно-частное партнерство можем рассматривать как крайне перспективную форму сотрудничества между субъектами, которая представляет собой развитие не вертикальных, а горизонтальных связей, позволяющих эффективно реализовывать бизнес-процессы, у каждого из которых есть четко обозначенный владелец с наделенным уровнем ответственности. Опираясь на благоприятные условия для организации туристской деятельности в регионах Российской Федерации и с точки зрения ее значительной прибыльности для потребностей их социально-экономического развития, а также руководствуясь положениями Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» [7], многие регионы страны приступили к успешной реализации
своих региональных рынков туристских услуг, вступив в конкурентную борьбу за туристические потоки. Так, по оценкам комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, а также по данным Росстата в 2023 году порядка 72 млн. туристов посетили туристские дестинации России в рамках внутреннего туризма, что дает хорошую возможность для развития туризма в стране. Основной внутрироссийский поток в большей степени пришелся на Центральный ФО (30,1%, 21 672 000 поездок), на Северо-западный ФО пришлось 14 832 000 поездок (20,6%), на Южный ФО - 13 536 000 поездок (18,8%), на Приволжский ФО - 7 416 000 поездок (10,3%), Сибирский ФО - 5 400 000 поездок (7,5%), Северокавказский ФО и Дальневосточный ФО - по 2 736 000 поездок (по 3,8%). Росстат представил ТОП 30 регионов России по максимальному внутреннему туристскому потоку за три квартала 2023 года в сравнении с тем же периодом 2022 года (таблица 1).
Таблица 1.
ТОП 30 регионов России с максимальным внутренним туристским потоком в динамике
(2022-2023 г.)
Позиция Регион Количество поездок Динамика по сравнению с 2022 годом, %
1 Краснодарский край 16 468 251 1,1
2 Москва 14 466 906 29,9
3 Московская область 14 244 986 6,1
4 Ленинградская область 12 991 834 -4,8
5 Санкт-Петербург 7 926 519 22,9
6 Крым 5 186 208 43,2
7 Татарстан 3 118 639 -2,2
8 Свердловская область 3 018512 58,8
9 Ставропольский край 2 421 829 70,9
10 Тюменская область 2 091 512 8,8
11 Новосибирская область 2 005 461 38,6
12 Нижегородская область 1 827 301 16,8
13 Башкортостан 1 815 639 30,7
14 Красноярский край 1 789 351 41,2
15 Алтайский край 1 754 667 33,0
16 Ярославская область 1 733 399 17,1
17 Приморский край 1 672 844 39,6
18 Воронежская область 1 616 498 77,1
19 Ростовская область 1 500 280 -9,0
20 Самарская область 1 445 199 -12,4
21 Челябинская область 1 395 396 2,0
22 Карелия 1 263 685 159,1
23 Новгородская область 1 259 018 43,4
24 Тульская область 1 145 834 78,11
25 Калининградская область 1 137 706 99,0
26 Иркутская область 1 100 732 66,3
27 Волгоградская область 1 028 837 9,6
28 Хабаровский край 993 044 108,5
29 Дагестан 974 393 281,9
30 Тверская область 965 788 -28,7
Представленные в таблице данные можно оценивать с точки зрения различных аспектов и влияния различных факторов на динамику внутреннего туристского потока, в том числе, и геополитики, но стоит обратить внимание, что часть регионов, находящихся даже в нижней части рейтинга, продемонстрировала значительный рост турпотока (Дагестан - на 281,9%, Карелия - на 159,1%, Хабаровский край - на 108,5, Калининградская область - на 99,0%, Тульская область - на 78,11%, Ставропольский край - на 70,9%, Свердловская область - на 58,8%). Такому росту внутреннего турпотока в указанных регионах способствует комплекс государственных программ и инициатив со стороны их руководства. Так, в Республике Дагестан успешно реализуется региональный проект «Развитие туристической инфраструктуры», в рамках которого предполагается и государственно-частное партнерство. Руководством региона инициированы гранты в форме субсидий на: государственную поддержку инвестиционных проектов по созданию объектов размещения в виде модульных некапитальных строений; осуществление поддержки инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры; на осуществление
государственной поддержки развития инфраструктуры туризма; возмещение части затрат на подрядные работы по развитию инженерной инфраструктуры средств размещения в сельской местности; возмещение части затрат в связи с выполнением работ по классификации и т.п.
Если взять Карелию, то и здесь наблюдаем серьезную поддержку со стороны государства. Это, прежде всего, участие региона в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в России» (2019-2025 годы) [9], что позволило реализовать, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства 11 новых туристических комплексов, 19 объектов туристского показа, 23 объекта обеспечивающей инфраструктуры, 550 новых рабочих мест и 1007 мест размещения. Также в рамках проекта «Туристско-рекреационный кластер «Легенды Карелии» создано 11 туристских центров в пяти районах республики, связанных единой сетью туристских маршрутов с объемом инвестиций 390,8 млн. руб. По Хабаровскому краю также наблюдаем активную позицию руководства края в предоставлении краевой государственной организационной поддержки инвестиционной деятельности; предоставление из краевого бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям для возмещения затрат на разработку и обустройство объектов инфраструктуры туристских маршрутов в сфере внутреннего и въездного туризма; субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию инвестиционных проектов; предоставление государственной гарантии на осуществление инвестиционных проектов и т.п. Также посредством ГЧП реализуются множество инициативных проектов, способствующих развитию туристских дестинаций края: фестивали, событийные мероприятия, праздники, привлекающие широкую аудиторию туристов. В целом, по итогам 2022 года Хабаровский край вышел на второе место в рейтинге субъектов РФ по развитию государственно-частного партнерства, а в 2023 году правительством Хабаровского края реализовано 7 проектов в сфере туризма, заключенных на принципах ГЧП. Такой активной деятельности способствует созданный в крае Центр ГЧП, работающий совместно с правительством края в направлении развития региона и его важной отрасли - туризма.
В Калининградской области, которая также продемонстрировала высокую динамику роста туристского потока, деятельность ГЧП направлена на развитие общественной инфраструктуры, в том числе, следует отметить крупнейший проект - концессионное соглашение в отношении проекта «11 очередь строительства кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны - «Мостовой переход через Калининградский залив с подходами (от пос. Космодемьянского до пос. Шоссейное)», реализация которого повлияла на привлекательность туристской дестинации. Тульская область также смогла добиться значительной положительной динамики, в том числе, и за счет проектов, реализуемых на принципах ГЧП и концессионных соглашений, которых к настоящему моменту порядка 20, из них 5 - в сфере туризма и гостеприимства, что позволяет области успешно реализовывать национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Развитию туристских дестинаций Тульской области способствуют и другие инициативы руководства региона: воссоздание Казанской набережной и пешеходной улицы Металлистов, получение статуса Новогодней столицы России, формирование креативного пространства в историческом центре города - создание творческого индустриального кластера «Октава» и «Искры». В настоящее время регион входит в состав Большого Золотого кольца, а грантовая поддержка Минэкономразвития России способствует реализации ряда комплексных проектов, реализуемых в рамках ГЧП. В области проводится активная работа по развитию таких важных объектов туристической инфраструктуры, как объекты размещения. Так, строятся сетевые гостинцы и кемпинги, в объекты отдыха трансформируются усадьбы. Кроме того, областью разработан информационный портрет туриста и проработаны условия развития туристских дестинаций, разработан проект круглогодичного курорта, который планируется реализовать с привлечением частного капитала на принципах ГЧП.
Не отстает и Ставропольский край, где еще с 2009 года принят соответствующий закон, устанавливающий «...основы правового регулирования, цели, задачи, общие принципы организации отношений, складывающихся в рамках государственно-частного партнерства на территории Ставропольского края, а также формы участия в государственно-частном партнерстве.» [8]. Что же касается развития сферы туризма в крае, то руководством выявлен круг проблем, требующих решения, в том числе, за счет реализации такого проекта, как «Развитие,
поддержка и продвижение портала «Туристский информационный центр Ставропольского края», что позволит проводить аналитику портрета туриста, отслеживая турпоток; проводить аналитику представителей туристского сообщества и создавать эффективную систему коммуникации; развивать туристскую инфраструктуру. Руководство Свердловской области также опирается на поддержку проектов на принципах ГЧП, имеющих социальную направленность, в том числе, сферы туризма и гостеприимства [6]. При этом в Свердловской области из всех видов ГЧП чаще используются концессии. 2023 год сделал область привлекательной для посещения туристами за счет реализации проектов ГЧП для постройки объектов под крупное мероприятие, которое планировалось в рамках делового туризма - «Универсиада-2023». И хотя мероприятие не состоялось по ряду объективных причин, компания-подрядчик построила и ввела в эксплуатацию спортивные объекты, что позволило провести в августе 2023 года Международный фестиваль университетского спорта 2023 года, за счет чего привлечь дополнительный турпоток.
Исследование практики участия частного капитала в бизнес-проектах подтверждают необходимость активного привлечения механизмов ГЧП для развития туристских дестинаций. Важно также обратить внимание и на том, что государственно-частное партнерство оказывает позитивное влияние на эффективность реализации социально-значимых проектов. Очевидно, что такое партнерство может быть успешным при наличии стратегий развития туристских дестинаций и регионов их дислокации, из которых и должны формироваться проекты государственно-частного партнерства с четкими целями и мероприятиями по их достижению.
Важным вопросом реализации проектов развития туристских дестинаций на принципах ГЧП является подбор частных партнеров, что можно делать посредством матрицы позиционирования частных партнеров на рынке проектов ГЧП региона на основе оценки уровня потенциала ГЧП частного партнера и темпов роста рынка ГЧП. Также на основании матрицы разрабатываются ключевые управленческие решения для частных партнеров и строятся модели поведения на рынке проектов развития туристских дестинаций, возможные сценарии участия в них на принципах государственно-частного партнерства. При этом следует учесть, что потенциальные партнеры являются конкурентами, каждый из которых нацелен на участие в инвестировании того или иного проекта путем формирования и развития своих конкурентных преимуществ. Данный процесс предполагает формулирование цели, определение своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды, что позволяет на основании их анализа выбрать и оценить свои конкурентные преимущества и инвестиционные возможности. Естановление взаимосвязи факторов и источников формирования конкурентных преимуществ представителей частного капитала в проектах ГЧП имеет важное практическое значение поскольку позволяет уже на первых этапах данного процесса определять, что следует брать за основу и какой результат может быть достигнут. При этом потенциальному партнеру нужно не только определиться со своими конкурентными преимуществами и инвестиционными возможностями, но и провести мониторинг, позволяющий отследить достижение запланированных результатов, для чего следует отобрать соответствующие индикаторы, в максимальной мере отражающие уровень конкурентных преимуществ и инвестиционных возможностей. По сути, конкурентные преимущества и инвестиционные возможности можно оценить путем сравнения ключевых показателей деятельности потенциального партнера в соотношении с затратами.
Если говорить о преимуществах потенциальных партнеров для возможности их вовлечения в инвестирование средств на развитие туристкой дестинации в рамках той или иной формы государственно-частного партнерства, то одними из основных являются деловая репутация, имидж и доверие. Однако оценка их влияния не поддается количественному измерению поскольку требуется исследование абстрактных факторов, которые являются субъективными и могут быть обусловлены иррациональными или случайными обстоятельствами. Также необходимо учесть влияние инвестированных ресурсов на результаты деятельности самого инвестора - частного партнера проекта.
Последовательность проведения мониторинга можно представить в виде следующих действий: сбор информации о результатах деятельности субъекта; анализ ключевых показателей деятельности; построение уравнений зависимостей чистой прибыли, объемов реализации и части на рынке от длительности и стоимости использования конкурентных преимуществ; определение
характера поведения; решение о целесообразности инвестирования проектов развития туристской дестинации. На основании проведенного анализа можно принять решение относительно целесообразности регулирования конкурентных преимуществ и инвестиционных возможностей, т.е. корректировки отклонений в решении задач по поиску необходимых ресурсов и возможности их представления как инвестиций в тот или иной проект развития туристской дестинации. Мониторинг и регулирование конкурентных преимуществ и инвестиционных возможностей потенциального партнера в реализации проектов развития туристской дестинации на принципах ГЧП должен проводиться непрерывно поскольку постоянно меняется внешняя среда, что требует поиска новых возможностей и инновационных решений.
Таким образом, на основе теоретического обобщения современных экономических концепций управления развитием туристских дестинаций на основе государственно-частного партнерства, а также практики их использования в реализации проектов развития регионов предложена методика анализа конкурентных преимуществ потенциальных партнеров для реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства, направленная на выявление потенциальным партнером экономической целесообразности использования своих конкурентных преимуществ и инвестирования средств в проекты развития туристкой дестинации на условиях государственно-частного партнерства.
Литература и источники
1. Aпаркина A.C. Формирование конкурентоспособной туристической дестинации // Молодой ученый. - 2022. - M 23 (418). -С. 497-502.
2. КедроваЕ.В. Особенности туристской дестинации как объекта продвижения // Научный вестник МГИИТ. - 2019. - M 1 (57). - С.41-50.
3. Колядин A.П. «Туристская дестинация» как комплексная модель и управляемая социально-экономическая территориальная система // Аллея Науки. Научно-практический электронный журнал. - 2018. - N»10 (26). - С.201-213.
4. Кондюкова Е.С., Прудников ДЛ., Рыженькина Н.В. Раскрытие туристического потенциала моногорода - фактор пространственного развития // Бенефициар. - 2020. - M 85. - С. 8.
5. Тлеубердинова A.T., Aлдабергенова A.T., Салауатова Д.М. Концептуальная модель государственно-частного партнерства в сфере туризма / // Экономика: стратегия и практика. - 2021. - M 1 (16). - С. 64-80.
6. Российская Федерация. Постановление. Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года: фед. постановление M 488-ПП [утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 01.08.2019] // URL: http://mir.midural.ru/sites/default/files/files/488-pp.pdf (дата обращения 04.05.2024).
7. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года M 872-р. // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/557414759 (дата обращения 7 февраля 2024 г.).
8. Закон Ставропольского края о государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае, принятый Государственной Думой Ставропольского края 24 сентября 2009 года // КонсультантПлюс
References and Sources
1. Aparkina A.S. Formirovanie konkurentosposobnoj turisticheskoj destinacii // Molodoj uchenyj. - 2022. - M 23 (418). - S. 497-502.
2. Kedrova E.V. Osobennosti turistskoj destinacii kak ob"ekta prodvizheniya // Nauchnyj vestnik MGIIT. - 2019. - M 1 (57). - S.41-50.
3. Kolyadin A.P. «Turistskaya destinaciya» kak kompleksnaya model' i upravlyaemaya social'no-ekonomicheskaya territorial'naya sistema // Alleya Nauki. Nauchno-prakticheskij elektronnyj zhurnal. - 2018. - M10 (26). - S.207-213.
4. Kondyukova E.S., Prudnikov D.A., Ryzhen'kina N.V. Raskrytie turisticheskogo potenciala monogoroda - faktor prostranstvennogo razvitiya // Beneficiar. - 2020. - M 85. - S. 8.
5. Tleuberdinova A.T., Aldabergenova A.T., Salauatova D.M. Konceptual'naya model' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere turizma / // Ekonomika: strategiya i praktika. - 2021. - M 1 (16). - S. 64-80.
6. Rossijskaya Federaciya. Postanovlenie. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Sverdlovskoj oblasti na period do 2035 goda: fed. postanovlenie M 488-PP [utverzhdeno postanovleniem Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti ot 01.08.2019] // URL: http://mir.midural.ru/sites/default/files/files/488-pp.pdf (data obrashcheniya 04.05.2024).
7. Federal'naya celevaya programma «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2019-2025 gody), utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 maya 2018 goda M 872-r. // Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/557414759 (data obrashcheniya 7 fevralya 2024 g.).
8. Zakon Stavropol'skogo kraya o gosudarstvenno-chastnom partnerstve v Stavropol'skom krae, prinyatyj Gosudarstvennoj Dumoj Stavropol'skogo kraya 24 sentyabrya 2009 goda // Konsul'tantPlyus
ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, профессор, Институт педагогического образования и менеджмента, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Timirgaleeva@mail.ru). TIMIRGALEEVA, RENA R. - Doctor of Economics, Professor, Institute of Teacher Education and Management, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky
22l