Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство: роль, формы и сферы использования'

Государственно-частное партнерство: роль, формы и сферы использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
852
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тощенко В.

В статье рассматривается государственно-частное партнерство (ГЧП) как действенный механизм осуществления региональной политики. Утверждается, что данная сфера реализации института ГЧП для России с ее огромной территорией и региональным многообразием является приоритетной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство: роль, формы и сферы использования»

В. ТОЩЕНКО, аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО:

РОЛЬ, ФОРМЫ И СФЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В статье рассматривается государственно-частное партнерство (ГЧП) как действенный механизм осуществления региональной политики. Утверждается, что данная сфера реализации института ГЧП для России с ее огромной территорией и региональным многообразием является приоритетной.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, региональная политика, инвестиционная

привлекательность.

Механизм государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) широко распространен в мировой практике, в частности в области строительства и реконструкции объектов общественной инфраструктуры и управления ими. Принципы ГЧП применяются прежде всего по отношению к реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых должно отвечать государство. Традиционными областями применения ГЧП в России и мировой практике являются: природные ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа; инфраструктурные объекты, а именно автомобильные и железные дороги, трубопроводный транспорт, электроэнергетические предприятия и линии электропередачи, морские, речные и воздушные порты, линии связи и коммуникации; объекты в области общественных услуг (общественный транспорт, коммунальные услуги, объекты экологии); объекты сферы здравоохранения и образования; государственные и муниципальные предприятия, а также предприятия с высокой долей собственности государства1.

Существуют различные подходы к определению ГЧП, а именно экономический и управленческий. Экономический подход предполагает рассмотрение ГЧП в качестве альтернативы приватизации. ГЧП применяется в стратегических отраслях, которые не могут быть приватизированы, но для развития которых у государства отсутствуют достаточные возможности (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и др.). Основанием для такой трактовки понятия ГЧП послужил опыт экономически развитых стран, где частным партнерам, реализующим совместно с государством проекты, передавался широкий спектр правомочий: эксплуатация, владение, строительство, финансирование и другие. Управленческий подход предполагает его рассмотрение в качестве одного из инструментов государственной политики. Согласно данному подходу, ГЧП не является ни институтом приватизации, ни институтом национализации, а лишь новой формой исполнения обязательств государства перед обществом.

На сегодняшний день правовой основой ГЧП в России являются следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон N 115-ФЗ "О концессионных

соглашениях" от 21 июля 2005 года; Федеральный закон N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года; Постановление Правительства РФ от 4 мая 2005 года N 284 "О государственном учете результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения"; Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и

1 Кабашкин В.А., Левченко А.А., Сидоров В.А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации. Белгород.:ИПЦ Политерра. 2008. С.178.

муниципальных нужд"; Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 года N 685 "О

~ мо

порядке распоряжения правами на результаты научно-техническои деятельности 2.

Анализ нормативных документов, регламентирующих ГЧП, свидетельствует, во-первых, об отсутствии между ними достаточной связи, что означает отсутствие четкой системы, регламентирующей механизм ГЧП на государственно-политическом уровне. Во-вторых, эти нормативно-правовые акты не содержат механизма реализации института ГЧП. И, в-третьих, они не наделяют региональные власти должной компетенцией для успешной реализации проектов ГЧП, полномочиями этих властей по привлечению в осуществление проектов представителей бизнеса.

Кроме того, в России на сегодняшний день отсутствует единая, унифицированная терминология по государственно-частному партнерству. Оптимальным решением, по мнению автора, было бы принятие Федерального закона о государственно-частном партнерстве. Закрепление на федеральном уровне порядка применения инструментов ГЧП позволит снизить правовые риски, разрешит правовые коллизии, восполнит имеющиеся пробелы. Данная мера будет способствовать существенному повышению доступности финансовых ресурсов на банковских и фондовых рынках, а значит, большей привлекательности проектов ГЧП для частных инвесторов.

Хотя на сегодняшний день понятие ГЧП не определено законодательно, тем не менее в научной литературе существует несколько его трактовок. Так, в документах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию ГЧП рассматривается как любые договоренности на фиксированный или неограниченный период времени между государственными и частными партнерами, в рамках которых обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и совместно инвестируют ограниченные ресурсы (например, деньги, персонал, оборудование, информацию) для достижения конкретных целей в определенной области. Согласно же другому подходу, ГЧП рассматривается как взаимовыгодное стратегическое средне- и долгосрочное сотрудничество между государством (и/или муниципальными образованиями) и негосударственным хозяйствующим субъектом (лицом, занимающимся

предпринимательской деятельностью), основанное на разделении рисков и выгод между ними и направленное на реализацию общественно-полезных задач и функций3.

Таким образом, первым шагом для успешного применения механизма ГЧП должно стать государственно-правовое оформление данного явления. Это имеет важнейшее политическое, экономическое и даже психологическое значение. Государство на самом высшем уровне должно признать, во-первых, что оно готово к сотрудничеству в форме партнерства. Во-вторых, оно признает партнерство эффективной экономической формой, снимая тем самым разногласия между различными экономическими школами и признавая правоту выбранной парадигмы. В-третьих, государство должно четко определить сферы ГЧП и цели, которые оно преследует в рамках реализации этих проектов.

Несмотря на отсутствие четкого законодательного определения механизма ГЧП и сфер его применения, в экономической теории активно ведется исследование данного явления. Наиболее четкая и развернутая классификация форм ГЧП, по мнению автора, дана в работах В. Варнавского, который выделяет следующие его формы: контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг, поставка продукции для

2 Патоков В.В. Государственно-частное партнерство: перспективы развития и правовые формы реализации/ «Адвокатская практика». №2. 2008.

3 Черниговский М. Партнерство во имя развития //Государственно-частное партнерство/ Корпоративный юрист № 10. 2008. С.3.

государственных нужд, контракты технической помощи, контракты на управление, лизинг (аренда), соглашение о разделе продукции, инвестиционные контракты, концессии, акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях4.

В российской практике, помимо вышеуказанных форм, государственно-частное партнерство осуществляется в виде: использования средств Инвестиционного фонда РФ и других источников государственного финансирования для поддержки реализуемых частным бизнесом крупных проектов в стратегических направлениях5; создания особых экономических зон (опытно-внедренческих, производственных, портовых, туристско-рекреационных) стимулирующих развитие инвестиционных проектов за счет мер государственной поддержки; создания корпораций, в том числе со смешанным государственным и частным капиталом, для развития приоритетных отраслей экономики6.

России еще предстоит пройти сложнейший этап экономической и правовой квалификации разнообразных форм государственно-частного партнерства. Ключевым вопросом в данном случае становится определение роли государства не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов.

Основными целями государства в ГЧП являются решение проблемы износа капиталоемких элементов национальной экономической системы, строительство новой инфраструктуры, повышение эффективности государственных расходов. Интересами частных компаний в ГЧП являются получение прибыли при наименьших рисках, привлечение длинных дешевых государственных средств в инвестиционные проекты, приобретение имиджа государственного партнера в решении острых социальных проблем. Считают зачастую, что основная цель партнерств - привлечение инвестиций в те сферы хозяйствования, где возможности вложения бюджетных средств ограничены -«государство в рамках государственно-частных партнерств ограничивается, как правило, привлечением частных компаний к осуществлению части своих функций с предоставлением этим компаниям права инвестировать в государственные объекты»7. Таким образом, в результате использования механизма ГЧП удается перенести часть рисков с государственного на частный сектор и наладить четкий контроль над использованием бюджетных средств.

Что касается разделения рисков, то данный вопрос рассмотрен Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (далее - ОЭСР) в исследовании «ГЧП как эффективный механизм разделения рисков и вложения денежных средств». Согласно данному исследованию, одним из ключевых механизмов разделения рисков при реализации инфраструктурных проектов являются государственные гарантии. Например, в случае если частный партнер не может исполнить обязательств по кредитам или найти новые денежные средства в целях перекредитования, государство должно поддержать своего партнера.

Большинство государственных гарантий в странах с развитой экономической системой предоставляются на платной основе. Так, например, Национальная шведская долговая

4 Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. С. 36.

5 Инвестиционный фонд РФ - часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. См. Бюджетный кодекс РФ, ст. 179.2.

6 Манкулова Ж. Альтернативные источники финансирования инфраструктурных проектов// Государственночастное партнерство/ Корпоративный юрист. № 10. 2008. С. 24.

7 Быстров М.С., Вдовин И.А. Инструменты государственно-частного партнерства в России: Инвестиционный фонд и особые экономические зоны. http://www.akm.ru/rus/conferences/061018/prog.htm 2009.

служба (The Swedish National Debt Office) является уполномоченным государственным органом по предоставлению государственных гарантий. В случае если шведский уполномоченный орган предоставляет государственные гарантии частным компаниям, он взимает с них плату, которая покрывает издержки по предоставлению гарантий8.

Согласно исследованию ОЭСР, для обеспечения государственными гарантиями частных партнеров необходимо создать четкий механизм, который должен включать следующие этапы: ведение и управление реестра государственных гарантий (находится в компетенции уполномоченного органа); согласование банковских гарантий с Министерством финансов или другим компетентным государственным органом; включение расходов по предоставлению государственных гарантий в бюджетный процесс; включение доходов от платежей, которые осуществляют частные партнеры за предоставленные им государственные гарантии, в годовой бюджет страны.

Государственные гарантии распространены в мировой практике в силу того, что они снижают государственные расходы при реализации проекта. Тем не менее в то же время гарантии увеличивают риск того, что при неблагоприятном исходе реализации проекта государственные расходы могут многократно увеличиться. Поэтому оптимальным при разделении рисков между государством и частными партнерами может быть использование различных механизмов, где государственные гарантии становятся лишь одним из методов по разделению рисков между партнерами.

В России главными сдерживающими факторами распространения ГЧП являются высокие ограничения государства и риски в этой сфере. Основные риски ГЧП исходят от государства, которое не обеспечило рассматриваемый механизм необходимой законодательной базой, не всегда выполняет обязательства в полном объеме. Кроме того, в России высока вероятность коррупционного влияния на реализацию проектов партнерами со стороны чиновников. Основные виды проектных рисков следующие: рыночный риск, риски снижения выручки, риски неплатежей, завышение стоимости строительства, завышение стоимости эксплуатации, недооценка размера долгосрочных вложений, кредитные риски (невозможность выплатить требуемую сумму), условия компенсации и выхода из проекта, изменение в законодательстве, «сдвиги» в экономике, валютные риски, налоговые риски, потеря управления активами, политические риски, экологические риски, трансакционные издержки, риски регулирования9.

Наличие вышеописанных рисков ведет к снижению использования механизма ГЧП в российской практике. По мнению В. Мочальникова, экономика России не готова к полномасштабному, разноформатному использованию института ГЧП в различных сферах хозяйственной деятельности.

Действительно, в современных российских реалиях возможности ГЧП недостаточно используются на практике, они ограничиваются довольно небольшим кругом сфер применения. Раскрытие потенций этого инструмента возможно посредством разработки законодательной основы ГЧП и поиска новых сфер, в которых данный механизм может дать многообещающий результат. На наш взгляд, одной из перспективных сфер применения исследуемого явления является региональная политика. Ввиду большой ресурсоемкости осуществление региональной политики, ведущей к снятию инфраструктурных ограничений в регионах России и развитию мощной, развитой экономической системы, невозможно только за счет бюджетных средств. На наш взгляд,

8 Организация по экономическому сотрудничеству и развитию. PPP in pursuit of risk sharing and value for money. 2008. С. 103.

9 Данная классификация предложена В. Мочальниковым. См. сб. «Государственно-частное партнерство в условиях кризиса». Материалы конференции. - М.: ИЭ РАН, 2009. С. 56-57.

применение ГЧП в региональной политике перспективно и ведет к повышению конкурентоспособности национальной экономики.

В целях перехода на новый качественный уровень и повышения конкурентоспособности национальной экономической системы необходимо совершенствовать региональную политику России. Для этого предлагается формировать мощные, экономически развитые региональные центры и развивать перспективные отрасли экономики в регионах. Для достижения предложенных целей, предполагающих формирование и развитие на территории регионов промышленного, транспортного, энергетического, агропромышленного комплексов, обеспечивающих высокие темпы экономического роста, целесообразно применять механизм ГЧП.

Значимость ГЧП как инструмента осуществления современной региональной политики России и повышения ее действенности и эффективности наиболее очевидно просматривается в обеспечении социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО). ДФО занимает выгодное экономико-географическое положение в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе, соседствуя с такими странами, как Китай, Япония и США. К портам Дальнего Востока имеют выходы широтные транспортные системы Транссибирской и Байкало-Амурской магистральных железных дорог, пересекающих Евразию. Вдоль дальневосточных берегов проходит Северный морской путь.

Соотношение экономической мощи основных центров мирового хозяйства, на которые приходится три четверти мирового валового внутреннего продукта, довольно быстро меняется в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, удельный вес которого возрастает и в производстве валового внутреннего продукта, и в международной торговле. При таком развитии Дальнего Востока России, который является форпостом страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, повышенное внимание стоит уделить геополитическим, стратегическим, экономическим и демографическим проблемам региона, так как от их решения в итоге зависит благополучие всей страны.

Нет никакого преувеличения в утверждении, что «Сибирь и Дальний Восток являются стратегическим резервом выживаемости России в XXI веке, ее интеграции с быстро развивающимся Азиато-Тихоокеанским регионом»10. Несмотря на наличие богатых природных ресурсов, экономику ДФО можно охарактеризовать как слабую, ориентированную в основном на внешний рынок, имеющую преимущественно сырьевую направленность. Объем валового регионального продукта, произведенного в Дальневосточном федеральном округе в 2007 г., по оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, составил 1 291,882 млрд. руб.11. По данному показателю ДФО занимает последнее место среди российских округов. Очевидно, что в ближайшее время регион не сможет конкурировать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по выпуску продукции машиностроения, информационных технологий и других отраслей. Поэтому позиционирование экономики ДФО должно осуществляться путем развития добычи и переработки воспроизводимых и

10 Дарькин С.М. Дальневосточная стратегия России: механизмы возрождения, безопасность и прорыв на азиатские рынки. - Вестник Института экономики РАН, 2007. №1, с. 196.

11 http://www.gks.ru/bgd/free/b01 19/IssWWW.exe/Stg/d000/vrp98-07.htm - Федеральная служба государственной статистики.

невоспроизводимых природных ресурсов и использования транзитных возможностей региона12.

В этой связи первостепенное значение приобретает использование новых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности на основе государственно-частного партнерства, в том числе в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации и особых экономических зон всех типов.

В то же время очевидно, что реализация инвестиционных проектов комплексного освоения территории невозможна без осуществления мер по снятию инфраструктурных ограничений на территории ДФО, особенно, таких инфраструктурных отраслей как энергетика и транспорт.

В отношении энергетики уже осуществляется комплекс мероприятий. В данной сфере 01.07.2008 г. была завершена реорганизация ОАО «РАО ЕЭС России», и организована в результате реформы электроэнергетики России ОАО «РАО Энергетические системы Востока» (далее - РАО ЭС Востока). Основным видом деятельности РАО ЭС Востока является управление энергетическими компаниями для эффективного и качественного удовлетворения спроса на электрическую и тепловую энергию в Дальневосточном федеральном округе и на сопредельных территориях.

Приоритетной задачей РАО ЭС Востока является реализация инвестиционной программы, которая призвана стать прочной основой развития энергетики региона. Инвестиции будут направлены на строительство новых генерирующих мощностей, модернизацию существующих, новое строительство линий электропередачи и подстанций. Общий объем инвестиционной программы, планируемой к реализации в 2009 - 2013 гг., по состоянию на 01.10.2008 г., составляет более 190 млрд. руб.

Основными источниками финансирования являются собственные, привлеченные и бюджетные средства.

При этом целесообразно отметить, что РАО ЭС Востока и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» подписали 18.02.2009 г. в Южно-Сахалинске соглашение о совместной деятельности двух компаний по развитию электроэнергетики Дальнего Востока. Партнеры намерены на основе проектного финансирования и государственно-частного партнерства развивать проекты по строительству и реконструкции электроэнергетических объектов региона.

В рамках формирования единого эффективного электроэнергетического каркаса ДФО разработан проект Стратегии развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2020 г., который является первым шагом в направлении разработки и реализации Комплексного плана развития отрасли и снятия инфраструктурных ограничений (в части электроэнергетики) с целью придания импульса социально-экономическому развитию региона. Примечательным является тот факт, что реализацию данной стратегии планируется осуществить на основе механизма государственно-частного партнерства.

Нельзя не отметить тот факт, что наиболее активно сейчас в России реализуются на принципах государственно-частного партнерства инвестиционные проекты в дорожной сфере. В ДФО к таким проектам относятся проекты по строительству автомобильных дорог "Амур" (Чита - Хабаровск), "Лена" (Большой Невер - Якутск),

12 Постановление Правительств Российской Федерации об утверждении Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» от 15.04.1996г. № 480 в редакции Постановления Правительства от 10.01.2009 № 15. С.9.

"Колыма" (Якутск - Магадан), "Уссури" (Хабаровск - Владивосток), железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, по модернизации и реконструкции портов Восточный, Находка, Ванино, Советская Гавань.

Вместе с тем реализация проектов развития транспортного комплекса в ДФО отстает от решения общефедеральных задач. Так, в большинстве регионов Дальневосточного Федерального округа слабо развиты межрегиональные и внутрирегиональные автомобильные дороги общего пользования. Не имеется прямой автотранспортной связи между областными центрами Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан, а также бывшим региональным центром Палана.

Строительство автомобильных дорог общего пользования, в том числе подъездов к федеральным автомобильным дорогам, включенным в Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", ускорит экономическое развитие регионов. Необходимость ускорения развития транспортной инфраструктуры потребует значительной концентрации бюджетных средств как на региональном, так и на федеральном уровнях. В силу того, что бюджетных средств на создание развитой общерегиональной транспортной инфраструктуры недостаточно, на сегодняшний день наметились векторы сотрудничества государства и предпринимательских структур в направлении преодоления регионального инфраструктурного кризиса.

Так, например, руководство республики Якутия совместно с промышленными корпорациями успешно продвигает инвестиционные проекты, направленные на формирование мощных диверсифицированных промышленных районов на территории крупнейшего по площади и по сырьевому потенциалу субъекта Российской Федерации. Наиболее масштабным является инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Оператором проекта является ОАО «Корпорация развития Южной Якутии». Заявленной целью общества в инвестиционном проекте «Комплексное развитие Южной Якутии» является создание на Дальнем Востоке России на принципах государственно-частного партнерства крупного промышленного района, состоящего из объектов гидроэнергетики и кластера промышленных производств - гарантированных потребителей электроэнергии. Общая сумма инвестиций для успешной реализации проекта составляет 422,5 млрд. руб.

Государство в рамках государственно-частного партнерства намерено профинансировать из средств Инвестиционного фонда РФ проектирование и строительство 270 километров железных и 150 километров автомобильных дорог, а также примерно 1200 километров линий электропередач и 7 подстанций.

В рамках государственно-частного партнерства инвестиционный проект составлен согласно следующим принципам. Объекты плана бизнеса: Эльконский горнометаллургический комбинат; Канкурская ГЭС; Южно-Якутское металлургическое объединение; Селигдарский горно-химический комплекс; Инаглинский угольный комплекс; Якутский газоперерабатывающий и газохимический комплекс; Алданский завод синтетических моторных топлив. Инвесторами со стороны делового сообщества являются следующие компании - ОАО «АТОМРЕДМЕТЗОЛОТО», ОАО «РусГидро», ЗАО ИК «АЛРОСА», ООО «Колмар», ОАО «Газпром». Объекты плана государства:

плотина Канкурской ГЭС; автодороги; железные дороги; электросетевая инфраструктура. Инвестором со стороны государства является Инвестиционный фонд РФ.

Проект является долгосрочным, реализация проекта рассчитана на 11 лет и разделена на 2 этапа. 1 этап с 2008 по 2010 гг.- разработка проектно-сметной документации на промышленные и инфраструктурные объекты Проекта, прохождение необходимых экспертиз. 2 этап с 2011-2019 гг. - Строительство объектов инфраструктуры за счет Инвестиционного фонда РФ, а промышленных предприятий -за счет частных инвесторов. Что касается структуры инвестиции, то частные инвестиции составляют 317,7 млрд. руб. (75%), государственные инвестиции - 104,8 млрд. руб. (25%). Таким образом, каждый рубль инвестированный государством в инфраструктуру Проекта, обеспечивает привлечение в экономику трех рублей частных инвестиций13.

Таким образом, для развития ДФО предусматривается использование механизмов Инвестиционного фонда РФ, особых экономических зон, федеральных целевых программ и других мер ГЧП. В этом комплексе мер особую значимость приобретает разработка инструментов для стимулирования реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне, поскольку наряду с решением задач по развитию государственно-частного партнерства как основы стимулирования инвестиционной деятельности необходимо обеспечить развитие энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры регионального значения. Использование этих инструментов позволит повысить эффективность реализации крупных системообразующих инфраструктурных проектов, тем самым уменьшить дифференциацию в социально-экономическом развитии регионов и вывести из состояния депрессивности Дальневосточный федеральный округ.

Следует реально оценивать существующую в стране экономическую ситуацию, имея в виду экономический кризис, охвативший весь мир, в том числе и Россию. Это не может не сказаться на приоритетах в процессе осуществления региональной политики. Среди них главным приоритетом сейчас является проблема занятости и реализация региональных программ поддержки занятости. Другая, также первоочередная проблема, с которой столкнулись регионы, - это исполнение бюджетов из-за падения доходов. Многие регионы уже пересмотрели свои бюджеты вслед за федеральным бюджетом. Главный критерий при пересмотре бюджетов -выполнение всех взятых социальных обязательств. Поэтому, как бы болезненно это не было, приходится откладывать реализацию многих инвестиционных программ: если недостаточно денег на текущие нужды, то об инвестициях на время следует забыть.

Вместе с тем кризис не вечен, на смену ему приходят оживление экономики и ее подъем. А это значит, что реализация инвестиционных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства неизбежно становится приоритетной. Осуществление стратегической региональной политики, направленной на реабилитацию и ускоренный рост проблемных регионов России (а это в первую очередь восточные регионы), явится не только средством повышения социальноэкономической эффективности, но и действенным средством недопущения в будущем чрезмерных циклических колебаний экономики.

13 Российская газета. Приложение № 34 (4858). 27.02.2009.

V. TOSHCHENKO, post-graduate student of Moscow State University named after M.V. Lomonosov

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP: THE ROLE, THE FORM AND SPHERES OF USE

The paper is dedicated to public-private partnership (PPP) as an effective mechanism for implementation of regional policy. It is approved that the sphere of the implementation of the institute of PPP for Russia with its vast territory and the regional diversity is a priority.

Keywords: public-private partnership, regional policy, investment attraction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.