Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как вектор развития экономики РФ'

Государственно-частное партнерство как вектор развития экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / КОНТРАКТ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / РЕГИОНЫ / ВЛАСТЬ / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / CONCESSION AGREEMENT / THE LIFE CYCLE AGREEMENTS / LEGISLATION / REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горба Любовь Константиновна

В статье затрагиваются основные теоретические вопросы предпринимательского взаимодействия государства и коммерческого сектора экономики. Приведены данные исследования Министерства экономического развития РФ и Центра развития государственно-частного партнерства при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, позволяющее произвести комплексную оценку уровня развития государственно-частного партнерства в регионах России. На основании чего предложены рекомендации по формированию инструментария ГЧП, нацеленного на повышение эффективности работы на каждом из уровней власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC - PRIVATE PARTNERSHIP IS DRAVER OF RUSSIAN ECONOMY

The article consist theory of Public Private -Partnership. The base of the article is main points of the Ministry of Economy Development review. The research includes information about PPP in the regions of Russian Federation. In additional author say about ways to improve situation with PPP projects.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как вектор развития экономики РФ»

БИЗНЕСА № 2(22)2016

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономический журнал стр 7

Государственно-частное партнерство как вектор развития экономики РФ

Горба Любовь Константиновна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет Gorba Liubov, K.

St. Petersburg State University of Economics St. Petersburg, Russian Federation

PUBLIC - PRIVATE PARTNERSHIP IS DRAVER OF RUSSIAN ECONOMY

Аннотация. В статье затрагиваются основные теоретические вопросы предпринимательского взаимодействия государства и коммерческого сектора экономики. Приведены данные исследования Министерства экономического развития РФ и Центра развития государственно-частного партнерства при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, позволяющее произвести комплексную оценку уровня развития государственно-частного партнерства в регионах России. На основании чего предложены рекомендации по формированию инструментария ГЧП, нацеленного на повышение эффективности работы на каждом из уровней власти.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, контракт жизненного цикла, регионы, власть

Abstract. The article consist theory of Public Private -Partnership. The base of the article is main points of the Ministry of Economy Development review. The research includes information about PPP in the regions of Russian Federation. In additional author say about ways to improve situation with PPP projects.

Key words: the public private partnership, the concession agreement, the life cycle agreements, legislation, regions

На сегодняшний день экономическая система находится в сложной ситуации, когда необходим поиск качественно нового подхода к развитию бизнеса и общества в целом. Это требует реализации национальных экономико-социальных проектов, успешное достижение которых базируется на интеграции усилий государства и частного предпринимательства в форме взаимовыгодного партнерства.

В литературе встречается широкий ряд трактовок к взаимодействию бизнеса и власти, на взгляд автора статьи наиболее четко отражает смысл следующее из них: «Государственно-частное партнерство - это важнейший и универсальный механизм развития экономики, значение которого в России с каждым годом возрастает и который уже приносит обществу необходимый социально-экономический эффект. Причем партнерство во всех сферах экономической и социальной политики», автором определения выступает действующий советник Президента РФ Е.А. Федоров. Научные экономические школы определяют ГЧП как инновационную, но вполне полноценную замену приватизационных программ, позволяющих реализовать потенциал частно-предпринимательской инициативы при сохранении контрольных функций государства в социально значимых секторах экономики. Особенно важно, что государство не лишается прав собственника, привлекая при этом ресурсы бизнеса к решению широкого круга проблем.

Формирование законопроектов, методологии эффективного сотрудничества нацеленного на инновационное поведение бизнеса, минимизацию административных барьеров на уровне федерального и регионального законодательств, развитие конкуренции являются одной из важных частей единого плана стратегии национального развития страны до 2020 года. Основными приоритетами системы формирования и развития ГЧП в Российской Федерации являются:

— комплексные инвестиции в человеческий капитал;

— переход к координированному управлению при долгосрочном прогнозировании социального-экономического развития;

— создание высококонкурентной экономической среды в наукоемких секторах экономики и для привлечения капитала;

— распределение ответственности, рисков и прибыльности между государством и частным сектором экономики;

— повышение качества услуг социальной сферы, в первую очередь здравоохранения, развитие спорта и образования;

— обеспечение динамичного и сбалансированного развития регионов страны.

В этом направлении уже сделано достаточно много, где одним из ключевых факторов выступает создание четко регламентированной законодательной базы с определением органов государственной власти, на которых возложен контроль за деятельностью и развитием программ государственно-частного партнерства. Деятельность ГЧП регламентируется большим количеством законодательных актов. К основному из них относится закон №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января текущего года. А также следующие законы: №82-ФЗ «О банке развития»; №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», №145-ФЗ «О государственной компании Российские автомобильные дороги и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и ряд региональных законов и приказов.

На сегодняшний день структура сфер и отраслей применения проектов ГЧП может быть отражена следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Базисные отрасли экономики в секторе государственно-частного партнерства

Сферы / Отрасли Коммунальная сфера Транспортная сфера Энергетическая сфера Социальная сфера

1 Централизованные системы водоснабжения и водоотведения Автомобильные дороги Производство, распределение и передача тепловой энергии Здравоохра нение

2 Переработка и утилизация ТБО Авиационный транспорт Производство, распределение и передача электрической энергии Спорт

3 Очистные сооружения Морской и речной транспорт Производство и передача газа Культура

4 Гидротехнические сооружения Железнодорожный транспорт Туризм

5 Городское благоустройство Общественный транспорт Образовани е

Трубопроводный транспорт Социальное обслуживан ие

Составлено автором.

Значительное влияние в развитии ГЧП принимает Министерство экономического развития РФ, задействованное в создании «Единой государственной электронной системы государственно-частного партнерства в РФ. На сегодняшний день в разработке находятся 1285 проектов в реальных секторах экономики. По данным Некоммерческого партнерства «Центр развития государственно-частного партнерства» и Министерства экономического развития Российской Федерации для ситуации на рынке ГЧП характерны следующие тенденции 2014-2015 гг. В 2015 году был проанализирован 586 проект, в 2014 году -131 проект.

1. Партнерство государства и частного сектора осуществляется в четырех формах сотрудничества со следующим соотношением:

концессионные соглашения составляют 73% от общего числа проектов. Концендентами являются органы власти РФ, концессионерами могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица, основной задачей которых является реализации взятых на себя обязательств по управлению объектом, государство принимает на себя часть расходов и дает гарантии сохранения капитала. Если обратиться к мировым стандартам в области ГЧП, в нашей стране применимы формы BTО (строительство - передача - управление) и ВОТ (строительство - управление - передача).

— соглашения о государственно-частном партнерстве в рамках регионального законодательства составляет 18%;

— доля соглашений по аренде муниципальной собственности с инвестиционными обязательствами арендатора - 9%;

— на долю контрактов жизненного цикла приходится менее 1%. Контрактная модель КЖЦ позволяет госзаказчику переложить все проектные, строительные и эксплуатационные риски при возведении объекта инфраструктуры на частную сторону, государство осуществляет лишь контроль соответствия объекта заданным параметрам. После непосредственной сдачи объекта его содержание относится к задачам коммерческой структуры.

2. В 68 субъектах РФ существует опыт работы с проектами ГЧП, в 17 регионах не существует региональных проектов в области ГЧП даже на стадии инициирования.

3. К наиболее актуальным сферам в секторе ГЧП относятся: сфера коммунального хозяйства 33,1%; 28,2% проектов в социальной сфере; 27,8 % проектов в сфере энергетики; 10,9 проектов в транспортной сфере.

4. По уровню развития государственно-частного партнерства субъекты РФ распределяются на 5 групп (таблица 2).

Таблица 2

Структура регионов РФ в секторе государственно-частного партнерства

Уровни развития регионов по уровню ГЧП Субъекты Основные результаты и проекты в 2014-2015 гг.

Регионы - лидеры развития ГЧП (6067%) 6 субъектов: Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Москва, Нижегородская область, Новосибирская область, Ленинградская область Акцент на проектах по концессионным соглашениям и аренде с инвестиционными обязательствами. Проекты: «Северный дублер Кутузовского проспекта», запуск реабилитационного центра п. Коммунар и 8 бассейнов

Регионы высокого уровня развития ГЧП (45-60%) 18 субъектов: Самарская область, Воронежская область, Московская область, Ульяновская область, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО и др. Заключение контракта жизненного цикла в сфере уличного освещения города Нижний Тагил

Регионы среднего уровня развития (ГЧП 35-45%) 15 субъектов: Калужская область, Томская область, Белгородская область, Рязанская область, Республика Саха, Республика Чувашия и др. Большое количество муниципальных в сфере водоснабжения и водоотведения

Регионы с низким уровнем развития ГЧП (25-35%) 27 субъектов: Тверская область, Тюменская область, Пензенская область, Иркутская область, Смоленская область, Республика Карелия и др. Низкий уровень региональной законодательной базы о ГЧП. Незначительное количество концессий в сфере дошкольного образования, теплоснабжения

Регионы-аутсайдеры по уровню развития ГЧП (0-25%) 18 субъектов: Республика Крым, Севастополь и Республики СКФО. Низкий уровень развития институциональной среды, уровень инвестиционной привлекательности, отсутствие законодательства о ГЧП.

Составлено автором.

Исходя из данных исследования, можно говорить о перспективах развития данной системы взаимоотношения государства и бизнеса. В связи с чем обсуждается ряд мер, способствующих формированию четкой системы государственно-частного партнерства:

— качественная проработка и учет специфики механизмов ГЧП в документах стратегического развития регионов;

— повышение уровня доступности информации о государственных программах для частного бизнеса;

— предоставление льготных условий для участников программ социальной сферы;

— проработка законодательства с целью оптимизации условий контрактов жизненного цикла и расширение сфер его применения;

— формирование системного подхода к сфере ГЧП в регионах, с четким определением планов и контролем поэтапной реализации проектов;

— формирование и доработка законодательств регионов, относящихся к четвертой и пятой группам уровня развития ГЧП;

— повышение активности в области коммуникаций и сотрудничества муниципальных властей с бизнес-сектором экономики.

Также к значимому фактору, способствующему развитию сферы ГЧП относится формирование инновационного мышления в обществе, основанного на повышении уровня знаний и доверия граждан и бизнеса к государственным программам развития и инноваций во всех сферах общественно-политической жизни.

Список литературы

1. Гирич В.Н. Государственно-частное партнерство: подходы к определению // Проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4604 (дата обращения 12.02.2016).

2. Логистика и управление цепями поставок : учебник для академического бакалавриата / [Щербаков В.В. и др.] ; под ред. В.В.Щербакова ; С.-Петерб. гос. экон. ун-т . М. : Юрайт, 2015 .582 с.

3. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015 гг. [Электронный ресурс] // URL http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4604 (дата доступа 13.02.2016).

4. Федоров Е.А. За частным бизнесом - приоритет в государственно-частном партнерстве [Электронный ресурс] // URL http://www.ppp-lawrussia.ru (дата обращения 11.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.