Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент социально- экономического развития российской Федерации'

Государственно-частное партнерство как инструмент социально- экономического развития российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BUSINESS / PARTNERSHIP / BENEFITS / SOCIAL PROJECTS / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INNOVATION ACTIVITY / ECONOMIC GROWTH / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрош Т. Д.

Государственно частное партнерство это партнерство на взаимовыгодных основах между государством и бизнесом, направленное на реализацию проектов инноваций при использовании совместных усилий и ресурсов. Статья посвящается определению понятия «государственно-частное партнерство» и обозначению его роли в острых вопросах, которые связанны с социально-экономическим развитием России. Кроме того, в статье рассматриваются распространенные в мире формы государственно-частного партнерства. Так же определены важнейшие задачи данного института и основные выгоды, которые может получить каждая сторона партнерства. Кроме того, в статье выявлены социально значимые сферы для реализации проектов государственно-частного партнерства. Также, инновационная деятельность в Российской Федерации является очень важной отраслью для развития эффективной экономики страны и достигается путем создания благоприятных условий для нее. Фундаментом созданий данных условий может быть взаимодействие государства и бизнеса на основе инструментария государственно-частного партнёрства в интересах экономического роста страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрош Т. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN INSTRUMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Public-private partnership is a mutually beneficial partnership between the state and business, which is aimed on the implementation of investment projects with joint resources and efforts. The article is devoted to the definition of the concept of \"public-private partnership\" and its role in the acute issues that are associated with the socio-economic development of. In addition, the article discusses common forms of public-private partnership in the world. The most important tasks of this institute and the main benefits that each side of the partnership can get are also defined. In addition, the article identifies socially significant areas for the implementation of public-private partnership projects. In the Russian Federation, innovation is very important industry for the development of the country's economy and can be achieved by creating favorable conditions for it. The Foundation for the creation of these conditions can be the interaction of the state and the private sector on the basis of public-private partnership mechanisms for the economic growth of the country.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент социально- экономического развития российской Федерации»

SOCIAL SCIENCES

УДК 316.31

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN INSTRUMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Iurosh T.

Postgraduate Student, department of Sociology Peoples friendship university of Rusian

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юрош Т.Д.

Аспирант кафедры Социологии Российский университет дружбы народов

Abstract

Public-private partnership is a mutually beneficial partnership between the state and business, which is aimed on the implementation of investment projects with joint resources and efforts.

The article is devoted to the definition of the concept of "public-private partnership" and its role in the acute issues that are associated with the socio-economic development of.

In addition, the article discusses common forms of public-private partnership in the world. The most important tasks of this institute and the main benefits that each side of the partnership can get are also defined. In addition, the article identifies socially significant areas for the implementation of public-private partnership projects. In the Russian Federation, innovation is very important industry for the development of the country's economy and can be achieved by creating favorable conditions for it. The Foundation for the creation of these conditions can be the interaction of the state and the private sector on the basis of public-private partnership mechanisms for the economic growth of the country.

Аннотация

Государственно - частное партнерство - это партнерство на взаимовыгодных основах между государством и бизнесом, направленное на реализацию проектов инноваций при использовании совместных усилий и ресурсов. Статья посвящается определению понятия «государственно-частное партнерство» и обозначению его роли в острых вопросах, которые связанны с социально-экономическим развитием России.

Кроме того, в статье рассматриваются распространенные в мире формы государственно-частного партнерства. Так же определены важнейшие задачи данного института и основные выгоды, которые может получить каждая сторона партнерства. Кроме того, в статье выявлены социально значимые сферы для реализации проектов государственно-частного партнерства. Также, инновационная деятельность в Российской Федерации является очень важной отраслью для развития эффективной экономики страны и достигается путем создания благоприятных условий для нее. Фундаментом созданий данных условий может быть взаимодействие государства и бизнеса на основе инструментария государственно-частного партнёрства в интересах экономического роста страны.

Keywords: business, partnership, benefits, social projects, social and economic development of the country, public-private partnership, innovation activity, economic growth, innovations.

Ключевые слова: бизнес, партнерство, выгоды, социальные проекты, социально-экономическое развитие страны, государственно-частное партнерство, инновационная деятельность, экономический рост, инновации

В современном мире существует достаточно много механизмов, направленных на активизацию экономического роста страны, и конечно взаимодействие бизнеса и власти. На сегодняшний день опыт использования проектов государственного и частного партнерства довольно успешен. В Российской Федерации, одним из важных направлений на сегодня это и есть государственное-частное партнерство (далее - ГЧП). Актуальность развития ГЧП как и в России, так и за рубежом. Государственно -частное партнерство есть обоюдовыгодное и равноправное сотрудничество между государством и частными инвесторами. Тем самым, заинтересованность государства в развитии государственно-част-

ного партнерства очень возрастает. Частные инвесторы способны увеличить доходность объектов и эффективно использовать финансовые ресурсы.

Проблемы определения понятия «государственно-частное партнерство» связаны в настоящее время с несколькими основными моментами. Во-первых, само явление имеет двойственную природу.

С одной стороны, оно представляет собой систему таких отношений публичных и частных субъектов, в процессе которых решаются их тактические и стратегические задачи, удовлетворяются различные интересы.

В данном аспекте при определении понятия государственно-частного партнерства на первый

план выходят проблемы сущности государства, пределов его полномочий, суверенитета, согласования и динамики интересов.

С другой стороны, под государственно -частным партнерством в практике конкретных публичных субъектов - государств, их частей, муниципальных образований - понимают конкретные договоры, административные акты, предметом которых выступают работы по созданию, реконструкции, эксплуатации каких-либо объектов производственного и непроизводственного назначения. В этом случае формируемое определение государственно-частного партнерства отражает признаки и существенные условия такого договора, субъектный состав участников договорных отношений.

Во-вторых, при формировании определения понятия государственно- частного партнерства необходимо принимать во внимание его легальные дефиниции, которые имеются в законодательстве многих государств, в том числе и в России. Такие дефиниции зачастую различаются не только по технике их формирования, но и содержательно.

В-третьих, государственно-частное партнерство как явление выступает предметом исследования в различных социальных науках. И наконец, рассматриваемое понятие находится в зависимости от определения родовых категорий (государство, частное, партнерство), выступающих его основой.

Английский вариант «public» ближе по содержанию к понятию «публичный субъект».

В мировой практике трактовки государственно-частного партнерства существует два основных подхода.

Согласно первому, государственно-частное партнерство - это некая содержательная характеристика взаимодействия государства и предпринимателей для решения каких-либо задач (привлечение инвестиций, создание инфраструктуры и т.д.).

Такой подход, например, реализован в определении, сформулированном Всемирным банком.

Что касается собственно особенностей такого сотрудничества то, как правило, формулируются они в самых общих чертах, сводящихся к оценке сочетания частных и публичных начал в регулировании совместной деятельности. Но реализация такого подхода, как правило, приводит к созданию специального законодательства, регламентирующего государственно-частное партнерство.

Первоначально стоит отметить, что обязанность государства проводить эффективную социальную политику, направленную на соблюдение общественных интересов и предоставление качественных социальных услуг, все это закреплено в Конституции Российской Федерации.

Вышеперечисленными факторами и объясняется заинтересованность государства в поддержке и

1 Чубарова Т.В. Социальная ответственность в рыночной экономике: работник, бизнес, государство. - СПб.: Нестор-История, 2017. -с. 115

2 Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в

инновационном развитии экономики Рос-сии: автореф.

дис. ... канд. экон. наук. М., 2016. С. 5

создании условий развития социально значимых сфер жизни общества.

В большинстве случаев имеется нехватка бюджетных средств, которые используется для обеспечения финансирования социально значимых проектов, и низкой в большинстве случаев компетентностью государственных служащих, которые участвуют в реализации данных проектов, государству нужно привлекать дополнительные средства из внешних источников финансирования в лице коммерческих компаний и организаций1.

Таким образом, можно отметить, что государственно- частное партнерство - это одна из наиболее популярных и эффективных форм совместной деятельности государства и бизнеса, имеющей связанные цели и общие задачи.

Государственно-частное партнерство широко применяется в ряде зарубежных стран. Широкое разнообразие видов, форм и сфер использования ГЧП делают их удобным методом решения разных социальных задач и проблем.2

В США ГЧП ведется в трех основных формах: традиционное ГЧП, аутсорсинг, и приватизация3.

Международная практика выделяет следующие наиболее распространённые формы4.

• Контракт - это договор, объект которого

- это конкретные социально значимые блага, а в качестве сторон выступают государственный и частный сектора.

• Аренда - и в качестве услуг лизинга, и в традиционном виде.

• Концессионное соглашение - наиболее перспективная форма ГЧП применительно к российской действительности.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные факты, можно заключить, что вне зависимости от применяемой формы ГЧП.

Согласно базовому прогнозу прирост ВВП в 2016 году составит 0,6-0,7%, в дальнейшем при условии восстановления инвестиционной активности и потребительского спроса, данный рост может составить 1,9-2,4%.

Стоит отметить, что целевой вариант показывает переход к новой модели экономического роста. Для этого необходимо:

- проведение различных структурных преобразований расходной части федерального бюджета;

- оптимизация и увеличение эффективности бюджетных расходов;

- трансформация государственных программ Российской Федерации, которая преследует цели соответствия данным планируемого состояния социально-экономического развития России.

Итоги целевого сценария:

- рост темпов экономического роста

3 National Council for Public-Private Partnerships (NCPPP) (2002). For the Good of the People: Using Public-Private Partnerships to Meet America's Essential Needs. Web: http://ncpp.org/presskit/ncpppwhitepaper.pdf

4 Винокуров М.А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России. - СПб.: Питер, 2016.

- 192 с.

- устойчивая динамика экономического роста

- прирост производительности труда

- достижение планового уровня инфляции.

Консервативному варианту прогнозного развития экономики России присуща более низкая динамика цен на сырьевые товары. В данных условиях показатели экономического развития страны буду ухудшаться:

- снизится ВВП

- снизится инвестиционная активность

- снизится динамика развития всех рынков

- упадет уровень жизни

По данному сценарию предполагается рост инфляции до 9%. При этом, даже по консервативному сценарию прогнозируется некоторая стабилизация экономики России в 2018 году. В 2018 г. прогнозируется рост ВВП до уровня в 2,3%, но даже это не будет способствовать возвращению показателей российской экономики в докризисный период.

В области роста инвестиционной привлекательности России, оптимизации деловой среды в 2016 - 2020 гг. внимание будет концентрироваться на осуществлении идей предпринимательского сообщества.

Следую опыту стран с наиболее развитой экономикой, можно выделить некоторые черты государственно-частного партнерства, которые отличают и выделяют его от других форм взаимодействия государства и бизнеса:

- определенные виды распределения ответственности сторон соглашения;

- создание проектов под конкретный объект;

- особые источники финансирования соглашений (проектов)

- специфическое распределение рисков;

Существует недостаточная детализация федерального законодательства очень затрудняет реализацию инновационной деятельности путем применения методов ГЧП.

Для развития инноваций основными задачами законодательства должны быть:

- стимулирование и регламентация совместного финансирования;

- формирование льготного кредитования;

- лицензии частным партнерам;

- привлечение зарубежных инвесторов, которые стратегически важны;

- снижение налогообложения;

-развитие механизмов использования проектных и инфраструктурных облигаций;

Правительство будет всячески поддерживать развитие предпринимательства в России, некоторые меры были уже применены, к примеру, были введены налоговые каникул для малых предприятий.

Для уменьшения давления на предпринимательство со стороны правоохранительных органов

решено увеличить базу применения наказаний, которые не связанны с лишением свободы, за преступления в сфере бизнеса.

Так же будет оптимизирована информационная сфера - путем ликвидации "цифрового неравенства" посредством развития широкополосного доступа к сети "Интернет", запуск цифрового эфирного вещания на всей территории РФ, обеспечение общей доступности телевидения нового качества.

Основные ключевые задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в их взаимодействии следующие5:

• Задача организации качественного взаимодействия между сторонами;

• Задача увеличения разных показателей эффективности использования имущества государства;

• Задача повышения качества услуг;

• Задача внедрения и поддержка развития инновация;

• Оптимизация организационной системы управления.

Таким образом, стоит отметить, что роль государственно-частного партнерства в поддержании социальной сферы российского общества значительна. Основная сущность проектов государственно-частного партнерства состоит в передаче бизнесу определенных функций госсектора по направлениям строительства, реконструкции, модернизации, обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры. Кроме того, за бизнесом закрепляется функция по предоставлению общественных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варнавский В.Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 287 с.

2. National Council for Public-Private Partnerships (NCPPP) (2002). For the Good of the People: Using Public-Private Partnerships to Meet America's Essential Needs. Web: http://ncpp.org/presskit/ncpppwhitepaper.pdf

3. Татаркин Д.А., Сидорова Е.Н. Государственно-частное партнерство в системе стратегического развития территорий. Екатеринбург, Институт экономики РАН, 2011. - 121 с.

4. BarnekovT.; Boyle R.; Rich D. Privatism and urban policy in Britain and the United States // Oxford: Oxford university press, 1989. - 267 p.

5. Морозова И.А., Дьяконова И.Б. Государственно - частное партнерство как эффективный механизм инновационного развития экономики/Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №2, 2010.

5 Демидов А.Ю. Государственный аппарат. Эффективность и результативность деятельности. - М.: Издательский Дом «Бюджет», 2013. - с.25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.