Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как эффективный механизм финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации'

Государственно-частное партнерство как эффективный механизм финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INNOVATION / INVESTMENT PROJECT EFFICIENCY / INFRASTRUCTURE PROJECT / FORMS OF THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимчук Оксана Григорьевна, Никитюк Любовь Григорьевна, Горбачевская Евгения Юрьевна

В наиболее экономически развитых странах уровень оказания социально-экономических услуг населению в разы превышает существующий уровень в России, уровень инновационной активности выше, а состояние сферы частного бизнеса более стабильное. В статье обсуждается роль государственно-частного партнерства как эффективного механизма финансирования и стимулирования инновационной деятельности страны. Предметом исследования выступает государственно-частное партнерство, способствующее повышению уровня экономической эффективности инвесторов, предприятий и государства. Особое внимание уделяется факторам, оказывающим влияние на развитие системы инвестирования инновационной деятельности. Также авторами представлены перспективные формы государственно-частного партнерства для инфраструктурных проектов, способствующие денежным потокам инвестиций в реализацию инновационных проектов. На основании проведенного исследования авторами предложен алгоритм оценки эффективности проекта на основе государственно-частного партнерства как инструмента стимулирования инновационной составляющей страны. Описаны стадии принятия решения о реализации инфраструктурного проекта в форме государственно-частного партнерства, позволяющие более детально изучить процесс инвестирования, а также определить уровень и возможность минимизации финансовых рисков на каждой из стадий планирования. Новизной представленного инструментария является отражение последовательности взаимоотношений государства и бизнеса для развития инновационной экономики. Таким образом, обоснована актуальность и сформированы основные выводы, доказывающие эффективность использования механизмов государственно-частного партнерства на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимчук Оксана Григорьевна, Никитюк Любовь Григорьевна, Горбачевская Евгения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN EFFECTIVE MECHANISM OF INNOVATIVE ACTIVITY FINANCING IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the most economically developed countries, the level of social and economic services rendered to the population is several times higher than the existing level in Russia, the level of innovation activity is higher, and the state of the sphere of private business is more stable. The role of public-private partnerships as an effective mechanism for financing and stimulating innovation in the country is discussed in the article. The subject of the research is a public-private partnership that contributes to improving the economic efficiency of investors, enterprises and the state. Particular attention is paid to the factors influencing the development of the system of investing innovative activities. The authors also presented promising forms of public-private partnership for infrastructure projects that promote cash flows of investments in the implementation of innovative projects. Based on the study, the authors proposed an algorithm for assessing the effectiveness of the project based on public-private partnership, as a tool to stimulate the innovative component of the country. The stages of making a decision on the implementation of an infrastructure project in the form of a public-private partnership are described, which allow to study the investment process in more detail, as well as determine the level and possibility of minimizing financial risks at each of the planning stages. The novelty of the presented tools is a reflection of the sequence of relations between the state and business for the development of an innovative economy. Thus, the relevance is substantiated and the main conclusions are formulated, proving the effectiveness of using the mechanisms of public-private partnership in practice.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как эффективный механизм финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации»

DOI: 10.34020/2073-6495-2019-3-043-055 УДК 336:621.31

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тимчук О.Г., Никитюк Л.Г., Горбачевская Е.Ю.

Иркутский национальный исследовательский технический университет E-mail: oksana-timchuk@yandex.ru, Love175@yandex.ru, eugorbachevskaya@mail.ru

В наиболее экономически развитых странах уровень оказания социально-экономических услуг населению в разы превышает существующий уровень в России, уровень инновационной активности выше, а состояние сферы частного бизнеса более стабильное. В статье обсуждается роль государственно-частного партнерства как эффективного механизма финансирования и стимулирования инновационной деятельности страны. Предметом исследования выступает государственно-частное партнерство, способствующее повышению уровня экономической эффективности инвесторов, предприятий и государства. Особое внимание уделяется факторам, оказывающим влияние на развитие системы инвестирования инновационной деятельности. Также авторами представлены перспективные формы государственно-частного партнерства для инфраструктурных проектов, способствующие денежным потокам инвестиций в реализацию инновационных проектов. На основании проведенного исследования авторами предложен алгоритм оценки эффективности проекта на основе государственно-частного партнерства как инструмента стимулирования инновационной составляющей страны. Описаны стадии принятия решения о реализации инфраструктурного проекта в форме государственно-частного партнерства, позволяющие более детально изучить процесс инвестирования, а также определить уровень и возможность минимизации финансовых рисков на каждой из стадий планирования. Новизной представленного инструментария является отражение последовательности взаимоотношений государства и бизнеса для развития инновационной экономики. Таким образом, обоснована актуальность и сформированы основные выводы, доказывающие эффективность использования механизмов государственно-частного партнерства на практике.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации, эффективность инновационного проекта, инфраструктурный проект, формы государственно-частного партнерства.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN EFFECTIVE MECHANISM OF INNOVATIVE ACTIVITY FINANCING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Timchuk O.G., Nikityuk L.G., Gorbachevskaya E.Yu.

Irkutsk National Research Technical University E-mail: oksana-timchuk@yandex.ru, Love175@yandex.ru, eugorbachevskaya@mail.ru

In the most economically developed countries, the level of social and economic services rendered to the population is several times higher than the existing level in Russia, the level of innovation activity is higher, and the state of the sphere of private business is more

© Тимчук О.Г., Никитюк Л.Г., Горбачевская Е.Ю., 2019

stable. The role of public-private partnerships as an effective mechanism for financing and stimulating innovation in the country is discussed in the article. The subject of the research is a public-private partnership that contributes to improving the economic efficiency of investors, enterprises and the state. Particular attention is paid to the factors influencing the development of the system of investing innovative activities. The authors also presented promising forms of public-private partnership for infrastructure projects that promote cash flows of investments in the implementation of innovative projects. Based on the study, the authors proposed an algorithm for assessing the effectiveness of the project based on public-private partnership, as a tool to stimulate the innovative component of the country. The stages of making a decision on the implementation of an infrastructure project in the form of a public-private partnership are described, which allow to study the investment process in more detail, as well as determine the level and possibility of minimizing financial risks at each of the planning stages. The novelty of the presented tools is a reflection of the sequence of relations between the state and business for the development of an innovative economy. Thus, the relevance is substantiated and the main conclusions are formulated, proving the effectiveness of using the mechanisms of public-private partnership in practice.

Keywords: public-private partnership, innovation, investment project efficiency, infrastructure project, forms of the public-private partnership.

Введение. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках, так как позволяют генерировать новые потребности, снижать себестоимость продукции или оказываемых услуг в различных отраслях, увеличивать объем инвестиций, повышать имидж производителя новых или усовершенствованных продуктов, расширять рынки сбыта продукции, в том числе и осваивать внешние. Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами и способами ее финансирования, которые определяются исходя из целей участников инновационного проекта. Современные проблемы недостатка инвестиций частного сектора при реализации инновационных проектов в России и возможность их решения в рамках государственно-частного партнерства определяют актуальность данного исследования.

Исследование зарубежного опыта свидетельствует о том, что участие частных инвесторов в инновационных проектах позволяет минимизировать совокупные риски такого проекта, а также повысить его общую эффективность. Как показал не совсем успешный опыт последнего десятилетия, государству для дальнейшего инновационного развития экономики и ее отраслей необходимо тесное взаимодействие с частным сектором. Это связано с закономерностями функционирования рыночной экономики, экономической рациональностью и политическим благоразумием, которые заставляют бизнес и власть отказываться от радикальных решений и искать определенный баланс своих интересов при совместном сотрудничестве. Эффективность функционирования данного механизма также непосредственно влияет и на реальные перспективы социально-экономического развития нашей страны в целом.

Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование эффективности взаимодействия между органами государственной власти и частным бизнесом, основанное на принципах государственно-частного партнерства при реализации проектов в различных отраслях, основанных на повышении инновационной активности субъектов.

Активное применение механизмов государственно-частного партнерства в настоящее время наблюдается практически во всех отраслях национальной экономики. Механизмы такого партнерства являются одной из перспективных форм привлечения бизнеса к решению крупных национальных и региональных программ. В сфере инновационного развития и реализации инновационных проектов механизмы государственно-частного партнерства не имеют широко распространения.

Решающую роль в эффективности инновационной деятельности играют выбранные способы финансирования. Использование схемы государственно-частного партнерства позволит увеличить потенциальный объем ресурсов, необходимых для реализации проекта, диверсифицировать риски проекта, увеличить заинтересованность субъектов в его реализации и в конечном итоге реализовать его, достигнув ожидаемых результатов.

Система финансирования инновационных проектов на сегодняшнем этапе. Создание хорошо обоснованной системы финансирования инновационной деятельности создает условия для накопления финансовых средств, возможности их концентрации на ключевых направлениях инновационных процессов и в последующем реинвестирование накопленных ресурсов в новые проекты. Отечественная и зарубежная практика показывает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многом зависит эффективность инновационной деятельности.

Основные принципы, на основе которых должна выстраиваться система финансирования инновационной деятельности в любой сфере, включают в себя множественность источников финансирования различных форм собственности, что усложняет процессы оценки эффективности инновационного проекта в целом и для отдельного его участника, но позволяет увеличивать скорость экспериментального внедрения инноваций, их диффузии, коммерциализации, и как результат увеличения объема финансовых ресурсов, которые могут быть реинвестированы или извлечены из проекта как прибыль.

Не менее важным является адаптивность и гибкость системы финансирования и ее отдельных элементов, что позволяет учитывать динамично изменяющиеся условия конъюнктуры рынка. Используемые на сегодняшний день методы финансирования инновационных проектов в России не удовлетворяют общепринятым принципам и, следовательно, являются не эффективными.

Система финансирования инновационных проектов должна также коррелировать с общепринятыми принципами осуществления государственных заказов и услуг, основные из которых ответственность, прозрачность, соотношение цены и качества и честная конкуренция.

Эффективно-функционирующая система финансирования инновационной деятельности характеризуется высокой скоростью внедрения инноваций в различных отраслях и сферах, а также высоким уровнем использования инновационного потенциала государственных и частных субъектов инновационной сферы. Таким образом, система финансирования может решать такие важные задачи, как улучшение условий реализации инновационных проектов, развитие инновационного потенциала и ресурсной базы инновационных проектов, все это возможно при создании благопри-

Определяющие факторы, оказывающие влияние на развитие системы инвестирования инновационной деятельности

ОБЩИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

Приоритетность государственных

интересов Ориентация на рынок Непрерывность оказания услуг Конкуренция

Равенство экономических субъектов Межотраслевая коммуникация Международная кооперация Научность Системность Целенаправленность Непрерывность развития Единство образовательного, научного

и производственного процессов Прозрачность операций «Полное» присутствие государства в хозяйственной деятельности

Информационная кооперация Разделение сфер ответственности между структурными звеньями Принцип сотрудничества

и разделения ответственности государственных служащих и работников частного сектора Использование научно

обоснованных методик Структурная целостность

организации Динамичность управленческой структуры

Рис. 1. Основные факторы, оказывающие влияние на развитие системы инвестирования инновационной деятельности

ятной внешней среды, которая должна отвечать определенным требованиям (рис. 1).

Практика управления инновационными проектами свидетельствует, что от объемов и своевременности поступления финансовых ресурсов, их целенаправленности во многом зависит эффективность инновационной деятельности. Не менее важно то, что управление процессом финансирования инновационных проектов должно быть ориентировано на альтернативность источников финансирования. Так, в России альтернативность источников инвестиций самая низкая, так как преимущественно зависит от бюджетных дотаций, в то время как в зарубежных странах - это в основном частные инвестиции различных форм (рис. 2).

Россия Велико- Германия Япония Китай США британия

■ Бюджетное финансирование □ Внебюджетное финансирование

Рис. 2. Соотношение бюджетной и внебюджетной поддержки исследований и разработок в различных странах

Сложившаяся ситуация в России и имеющийся опыт реализации инновационных проектов более развитых стран подтверждает необходимость развития системы государственно-частного партнерства, в том числе и с использованием вышеописанных методов финансирования, что будет стимулировать увеличение доли частных инвестиций при реализации инновационных проектов.

Сущность государственно-частного партнерства на современном этапе. В настоящее время государственно-частное партнерство рассматривается в качестве фундамента инновационной деятельности как важнейший инструмент повышения эффективности национальной инновационной системы, которое способствует стимулированию инвестиций, оптимальному использованию материальных, технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такой вид партнерства позволяет распределять функции участников инновационного проекта в соответствии с основной целью своей деятельности, иначе говоря государство решает задачи социально-экономического развития, а частный бизнес повышает эффективность производственно-экономической деятельности. При этом сокращаются государственные риски за счет распределения их между частным партнером и властью, а также укрепляется взаимодействие органов местного самоуправления с представителями бизнеса, возникают новые формы и механизмов хозяйствования, стимулируется увеличение объема частных инвестиций в бизнес-проекты, в том числе социально значимые.

Развитие государственно-частного партнерства в его наиболее перспективных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. Следует отметить, что применяемые в той или иной сфере формы государственно-частного партнерства зависят от того, насколько государство открыто для прямых инвестиций, и от желания передать активы (например, земля, инфраструктура) инвесторам или национальным компаниям.

Наиболее капиталоемкими на сегодняшний день проектами, реализуемыми с применением схемы государственно-частного партнерства, являются инфраструктурные проекты. Как строительной отрасли в целом, так и сфере реализации инфраструктурных проектов свойственны проблемы, которые требуют незамедлительного решения, а уровень инновационной активности государственных и частных субъектов в строительной отрасли и отрасли коммунального хозяйства самый низкий по сравнению с другими отраслями [1]. Низкий уровень инновационной активности предприятий отрасли влечет за собой низкое качество продукции, ее высокую себестоимость и ряд социальных проблем для государства. Развитие форм государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов, в том числе направленных на повышение уровня инновационной активности предприятий должно стать первоочередной задачей для снижения уровня социально-экономической напряженности в стране. О значимости и эффективности использования данной формы партнерства при реализации инфраструктурных проектов можно утверждать, соизмеряя уровень развития экономики отдельной страны и уровень развития формы государственно-частного партнерства (рис. 3). Это данные, приведенные на основе исследования современных ученых, которые включающих в себя

120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

%

98'10 96,86

- — 54,6 7 8°.93 78,50

3,6 2 70,2 1 59,7 2

52,8 2 0,2 2 37,22 35;43

52,0 2

12,68

// '/'///*//// *

Рис. 3. Уровень развития формы государственно-частного партнерства в мире

несколько критериев, которые не только определяют сумму объемов работ, выполненных в форме государственно-частного партнерства в отдельной стране, но и критерии эффективности таких проектов [2].

Представленный рис. 3 наглядно демонстрирует способность стран осуществлять устойчивое и эффективное партнерство между государственным и частным секторами в ключевых инфраструктурных проектах, главным образом в области транспорта, электроэнергетики, водоснабжения и строительной отраслях. Все вышеперечисленное доказывает, что применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере инноваций способно обеспечить, прежде всего, возможность осуществления общественно значимых проектов в наиболее короткие сроки, малопривлекательных для традиционных форм только частного или только государственного финансирования. А также обеспечить снижение нагрузки на бюджеты различных уровней и повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса.

Изученный мировой опыт подтверждает эффективность государственно-частного партнерства, а наиболее перспективными и эффективными его формами являются контракт жизненного цикла [1] и форма концессионных соглашений. Привлекая частных инвесторов к реализации инфраструктурных проектов, помимо риска утери активов, государство получает ряд преференций, таких как экономия бюджетных средств, диверсификация рисков реализации проекта, снижение стоимости строительства и эксплуатации объекта, постгарантийное обслуживание объекта, возможность приобретать не объект, а услугу с выплатами, привязанными к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг [7]. Инвесторы в свою очередь помимо расширения рынков сбыта своих услуг, также диверсифицируют свой бизнес в целом, а не только часть рисков, получают доступ к возможности эффективного размещения долгосрочных инвестиций под гарантии госу-

дарства, получают возможность увеличения своей выручки за счет расширения перечня оказываемых услуг.

Основной целью широкого распространения и использования в современных условиях инструментов государственно-частного партнерства является развитие инновационных технологий, современных видов услуг, которые способствуют высокому социально-экономическому развитию страны. Важно отметить, что частный партнер при данном сотрудничестве сможет реализовать имеющиеся навыки и опыт для выполнения конкретных задач в государственном секторе.

Если рассматривать исторические предпосылки взаимодействия государства и частного бизнеса, то в первую очередь необходимо сделать акцент на том, что именно государственный партнер для достижения технического прогресса выступал «спонсором» частного партнера. Происходило это посредствам прямого финансирования частного партнера за государственный счет, так как частный партнер не мог справиться самостоятельно с поставленной задачей. В свою очередь активная помощь со стороны государства частному партнеру объяснялась прежде всего тем, что экономическое обоснование участия частного партнера при таком роде отношений не являлось очевидным. Сотрудничество государственного и частного партнера было обусловлено и тем, что частный партнер имел потенциал, необходимый государственному партнеру, но не имел достаточных средств для его реализации. Это может быть вызвано рядом вопросов, начиная от высокой стоимости затрат на исследования и разработки (НИОКР) до ограниченного потенциала доступного рынка, который возможно препятствовал компании в получении достаточной прибыли и возврату инвестиций компании. В большей степени, однако, пользователи в государственном секторе сейчас рассматриваются как стабильный рынок, т.е. значительная клиентская база для частного сектора, гарантирующая инвестиции времени и денег.

Перспективные формы государственно-частного партнерства для инфраструктурных проектов. Основные способы реализации инфраструктурных проектов в России представлены на рис. 4.

Основным отличием государственно-частного партнерства (которое может проявляться в форме концессионного соглашения или контракта жизненного цикла) от ранее существующих схем финансирования инфраструктурных проектов является то, что объект создается частным партнером за свой собственный счет и за счет государственного финансирования с правом последующей эксплуатации построенного объекта. Важно отметить, что государство лишь частично покрывает расходы частного инвестора при реализации инфраструктурного объекта.

Важным преимуществом государственно-частного партнерства является участие частных партнеров на стадии эксплуатации инфраструктурных объектов, когда осуществляется возврат инвестиций [8]. При таком подходе частный инвестор заинтересован и в качестве строительства объекта, в его эксплуатационных характеристиках и в стоимости эксплуатационных расходов. Это побуждает его использовать последние достижения науки и техники при строительстве объекта для достижения своей максимальной экономической эффективности.

Реализация инфраструктурного проекта

С привлечением внебюджетных средств

Формы ГЧП

Соглашение о ГЧП, МЧП (224-ФЗ)

Концессионное соглашение (115-ФЗ)

Иные договорные формы I реализации проектов

Контракт жизненного цикла

Долгосрочный договор на оказание работ, услуг отдельными видами юридических лиц с инвестиционными обязательствами

-Г"

За счет бюджетных средств

--------т-------

44-ФЗ

"/ 223-ФЗ Г

«Классический» госзаказ

Закупка работ, услуг отдельными видами юридических лиц без образования дополнительных обременений

Договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами

арендатора (ГК РФ, БК РФ)

Создание СПК с государственным и частным капиталом (ГК РФ, БК РФ)

Рис. 4. Способы реализации инфраструктурных проектов

Основываясь на изучении практических данных, на рис. 5 представлены структуры денежных потоков инвестиций в инфраструктурный проект, который может быть реализован двумя способами финансирования:

1. Путем финансирования исключительно государством (схема государственного заказа).

2. Путем частичного вложения денежных средств со стороны государственного партнера (бюджетное финансирование), основная часть денежных средств принадлежит частному партнеру.

Современные и перспективные формы государственно-частного партнерства (контракт жизненного цикла или концессионное соглашение) подразумевают долгосрочный возврат инвестиций до 50 лет, что требует использования современных технологий для повышения экономической эффективности. В связи с чем на стадии планирования инфраструктурного проекта необходимо осуществлять технико-экономическое обоснование и прогноз возврата инвестиций, а также при необходимости внедрять современные достижения науки и техники. Исходя из этого целесообразно оценивать инновационность проекта в два этапа (рис. 6).

Рис. 5. Денежные потоки инвестиций в реализацию инфраструктурного проекта

Рис. 6. Алгоритм принятия решения о реализации инфраструктурного проекта в форме государственно-частного партнерства

На первом этапе происходит оценка будущего инфраструктурного проекта государственно-частного партнерства. Происходит сбор необходимой информации о проекте, формируется программа реализации проекта.

В свою очередь сбор информации об инфраструктурном проекте включает:

1) постановку основных задач, которые должны быть решены в результате сотрудничества государственного и частного партнеров;

2) описание основных ведущих данных объекта инвестирования;

3) методы реализации результативного взаимодействия государственного и частного партнерства;

4) распределение прав и обязанностей участников государственно-частного партнерства, порядка взаимодействия;

5) составление бизнес-плана для оценки экономического эффекта от реализации инфраструктурного проекта;

6) формы реализации партнерства между государством и частным бизнесом.

На втором этапе реализации проходит технико-экономическая экспертиза обоснованного представляемого проекта. По результатам проведенной экспертизы эксперты должны прийти к выводу о том, что инфраструктурный проект актуален, обладает новизной, экономически целесообразен.

При этом должны учитываться следующие факторы:

1. Достигнутые результаты после постройки и введения в эксплуатацию инфраструктурного объекта должны быть доступны участникам партнерства, они должны быть пригодны для измерения и мониторинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Технические характеристики объекта должны быть максимально универсальны.

3. Частный партнер должен обладать необходимыми знаниями и навыками не только для создания инфраструктурного проекта, но и иметь способность управлять данным проектом в будущем.

4. Существование «здоровой» конкуренции на этапе подачи заявки для реализации проекта.

Таким образом, основными характеристиками для заключения договора на сотрудничество между государственным и частным партнером является: юридическая чистота заключаемой сделки; важность объекта инвестирования для государственного партнера; в результате реализации инфраструктурного объекта должен быть не столько экономический эффект, сколько социальный.

Основным и первостепенным фактором отличия представленного алгоритма принятия решений от ранее изученных является то, что авторам удалось систематизировать положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на эффективное развитие государственно-частного партнерства в современных условиях развития национальной экономики.

Данный алгоритм можно дополнить основными рисками, присущими эффективному использованию сотрудничества между государственным сектором экономики и частным бизнесом. Изучение данного вопроса будет следующим этапом исследования в других статьях.

Разработка оптимального алгоритма эффективного применения механизмов государственно-частного партнерства является одним из важней-

ших условий успешной реализации проекта и существенным фактором, влияющим на эффективность реализации проекта, в том числе экономической, бюджетной и финансовой эффективности и т.д.

Заключение. Таким образом, анализируя сущность государственно-частного партнерства в настоящем исследовании, был сделан вывод о том, что главным и основным условием сотрудничества государственного и частного партнера является взаимовыгодное сотрудничество ^т-шшо1ийоп). Такое партнерство играет важную роль в привлечении конкуренции частного сектора к государственной монополии в развитии инфраструктуры и предоставлении услуг, а также в слиянии ресурсов обоих партнеров в целях более эффективного удовлетворения государственных потребностей. Поставленные цели в современном мире могут быть достигнуты только при определенном уровне инновационной активности субъектов партнерства. Долгосрочный характер возврата инвестиций при государственно-частном партнерстве вынуждает участников проекта детально просчитывать свою ожидаемую выгоду и прибегать к современным достижениям науки и техники при проектировании самого проекта.

Важно также отметить, что основным условием успешного развития современной национальной экономики, по мнению авторов, является ее конкурентоспособность, что также может быть достигнуто путем широкого применения механизмов государственно-частного партнерства, при этом его необходимо рассматривать как комплексное социально-экономическое явление.

Существующие механизмы государственно-частного партнерства достаточно многообразны, имеют свою специфику, отличаются в зависимости от типа самого соглашения. Они способствуют минимизации рисков между частниками такого сотрудничества, способствуют высокому качеству реализуемого проекта, имеют в первую очередь социальный эффект, способствуют оптимизации ресурсов.

Только при таком формате реализации проектов возможно достигнуть определенного уровня социально-экономического развития региона (страны) и оказывать социальные услуги на должном уровне. Государство должно быть заинтересовано в улучшении качества оказываемых социальных услуг, в то время как бизнес может иметь выгодное вложение средств, возможность диверсифицировать свою деятельность и ряд других преимуществ. Переход к использованию государственно-частного партнерства позволит повысить эффективность реализации инфраструктурных проектов в России и регионах за счет дополнительных инвестиций, которые помогут оптимизировать расходы, повышать качество объектов и создавать развитие отрасли в целом.

Литература

1. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 2. С. 35-42.

2. Володин В.М., Солдатова С.С. Специфические формы финансирования инновационных проектов в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2017. № 1 (5). С. 24-31.

3. Габдуллина Э.И. Оценка эффективности проектов ГЧП как механизма взаимодействия власти и бизнеса в регионе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2.

4. Горбачевская Е.Ю., Никитюк Л.Г, Тимчук О.Г. Роль электронной коммерции в развитии цифровой экономики / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: Политех-пресс, 2018. С. 472-490.

5. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

6. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 01 июля 2015 № 224-ФЗ. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Busch N.E., Givens A.D. Achieving resilience in disaster management: The role of public-private partnerships. J. Strateg. Secur. 2013, 6, 1-19. [CrossRef].

8. Department of Finance and Personnel for Northern Ireland, Public Procurement Policy, 2002. (Belfast, United Kingdom).

9. De Los Ríos-Carmenado I., Ortuño M., Rivera M. Private-Public Partnership as a Tool to Promote Entrepreneurship for Sustainable Development: WWP Torrearte Experience. Sustainability. 2016, 8, 199.

10. Essig M., Glas A.H., Selviaridis K., Roehrich J.K. Performance-based contracting in business markets. Ind. Mark. Manag. 2016, 59, 5-11.

11. Istiak K., Serletis A. Economic policy uncertainty and real output: Evidence from the G7 countries. Appl. Econ. 2018, 50, 4222-4233.

12. Kovaleva I.V, Chernov M.V. Concept of state regulation of entrepreneurial activity. Bull. Altai State Agrar. Univ. 2017, 12, 163-167

13. Marx A. The Public-Private Distinction in Global Governance: How Relevant is it in the Case of Voluntary Sustainability Standards? Chin. J. Glob. Gov. 2017, 3, 1-26.

14. Paleev D., Chernyaev M., Grigorieva E., Moseykin Y. National Peculiarities of Russian Consumers'Perception of Energy-saving Technology. Anais Acad. Bras. Cienc. 2018, 90, 1875-1887.

15. Yang C.-L., Shieh M.-C., Huang C.-Y., Tung C.-P. A Derivation of Factors Influencing the Successful Integration of Corporate Volunteers into Public Flood Disaster Inquiry and Notification Systems. Sustainability. 2018, 10, 1973

16. Wang Y., Zhao J.Z. Motivations, Obstacles and Resources. Public Perform. Manag. Rev. 2014, 37, 679-704.

17 Private Solutions for Infrastructure in Mexico. URL: http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf. org/files/publication/Mexico-CFR_0.pdf

18. Public Private Partnerships: The Government's Approach. URL: https://www.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/205112/pf2_infrastructure_ new_approach_to_public_private_parnerships_051212.pdf

19. Public-Private Partnership Governance: Policy, Process and Structure. URL: http:// www.oecd.org/gov/regulatory-policy/Chap%206 %20PPPs.pdf

20. Public-Private Partnerships: From Start To Finish. URL: http://www.utwente.nl/nig/ research/conference/panel-13.pdf

21. Recommendation of the Council on Principles for Public Governance of Public-Private Partnerships. URL: http://www.oecd.org/governance/budgeting/PPP-Recommendation. pdf

Bibliography

1. Ajrapetjan M.S. Zarubezhnyj opyt ispol'zovanija gosudarstvenno-chastnogo partner-stva // Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2009. № 2. P 35-42.

2. Volodin V.M., Soldatova S.S. Specificheskie formy finansirovanija innovacionnyh pro-ektov v Rossii // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Jekono-micheskie nauki. 2017. № 1 (5). IP 24-31.

3. Gabdullina Je.I. Ocenka jeffektivnosti proektov GChP kak mehanizma vzaimodejstvija vlasti i biznesa v regione // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 2.

4. Gorbachevskaja E.Ju., Nikitjuk L.G., Timchuk O.G. Rol' jelektronnoj kommercii v razvitii cifrovoj jekonomiki / pod red. d-ra jekon. nauk, prof. A.V Babkina. SPb.: Politeh-press, 2018. II 472-490.

5. «Ob investicionnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii, osushhestvljaemoj v forme kapital'nyh vlozhenij» Federal'nyj zakon ot 25 fevralja 1999 g. № 39-FZ. [Jelektronnyj resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

6. «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» Federal'nyj zakon ot 01 ijulja 2015 № 224-FZ. [Jelektronnyj resurs]: Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

7. Busch N.E., Givens A.D. Achieving resilience in disaster management: The role of public-private partnerships. J. Strateg. Secur. 2013, 6, 1-19. [CrossRef].

8. Department of Finance and Personnel for Northern Ireland, Public Procurement Policy, 2002. (Belfast, United Kingdom).

9. De Los Ríos-Carmenado I., Ortuño M., Rivera M. Private-Public Partnership as a Tool to Promote Entrepreneurship for Sustainable Development: WWP Torrearte Experience. Sustainability. 2016, 8, 199.

10. Essig M., Glas A.H., Selviaridis K., Roehrich J.K. Performance-based contracting in business markets. Ind. Mark. Manag. 2016, 59, 5-11.

11. Istiak K., Serletis A. Economic policy uncertainty and real output: Evidence from the G7 countries. Appl. Econ. 2018, 50, 4222-4233.

12. Kovaleva I.V, Chernov M.V. Concept of state regulation of entrepreneurial activity. Bull. Altai State Agrar. Univ. 2017, 12, 163-167

13. Marx A. The Public-Private Distinction in Global Governance: How Relevant is it in the Case of Voluntary Sustainability Standards? Chin. J. Glob. Gov. 2017, 3, 1-26.

14. Paleev D., Chernyaev M., Grigorieva E., Moseykin Y. National Peculiarities of Russian Consumers'Perception of Energy-saving Technology. Anais Acad. Bras. Cienc. 2018, 90, 1875-1887.

15. Yang C.-L., Shieh M.-C., Huang C.-Y., Tung C.-P. A Derivation of Factors Influencing the Successful Integration of Corporate Volunteers into Public Flood Disaster Inquiry and Notification Systems. Sustainability. 2018, 10, 1973

16. Wang Y., Zhao J.Z. Motivations, Obstacles and Resources. Public Perform. Manag. Rev. 2014, 37, 679-704.

17 Private Solutions for Infrastructure in Mexico. URL: http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf. org/files/publication/Mexico-CFR_0.pdf

18. Public Private Partnerships: The Government's Approach. URL: https://www.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/205112/pf2_infrastructure_ new_approach_to_public_private_parnerships_051212.pdf

19. Public-Private Partnership Governance: Policy, Process and Structure. URL: http:// www.oecd.org/gov/regulatory-policy/Chap%206 %20PPPs.pdf

20. Public-Private Partnerships: From Start To Finish. URL: http://www.utwente.nl/nig/ research/conference/panel-13.pdf

21. Recommendation of the Council on Principles for Public Governance of Public-Private Partnerships. URL: http://www.oecd.org/governance/budgeting/PPP-Recommendation. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.