Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство и развитие институциональной среды'

Государственно-частное партнерство и развитие институциональной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INFRASTRUCTURE PROJECT / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ECONOMIC INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акобиров С.О.

В современных условиях наблюдается расширение практики взаимодействия государства и бизнеса при решении социально значимых экономических задач. Это находит отражение в развитии института государственно-частного партнерства. Особенно остро его необходимость проявляется при реализации проектов развития инфраструктуры. Для эффективного осуществления ГЧП-проектов требуется наличие благоприятной институциональной среды. В статье рассматривается ее структура и отличительные признаки. Автором даны рекомендации по развитию институциональной среды государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акобиров С.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-private partnership and institutional behavior development

In modern conditions, there is an expansion of the practice of interaction between the state and business in solving socially significant economic problems. This is reflected in the development of the institution of public-private partnership (PPP). Its need is especially acute in the implementation of infrastructure development projects. The effective implementation of PPP projects requires a favorable institutional environment. The article discusses its structure and distinguishing features. The author gives recommendations on the development of the institutional environment of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство и развитие институциональной среды»

Акобиров С.О.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В современных условиях наблюдается расширение практики взаимодействия государства и бизнеса при решении социально значимых экономических задач. Это находит отражение в развитии института государственно-частного партнерства. Особенно остро его необходимость проявляется при реализации проектов развития инфраструктуры. Для эффективного осуществления ГЧП-проектов требуется наличие благоприятной институциональной среды. В статье рассматривается ее структура и отличительные признаки. Автором даны рекомендации по развитию институциональной среды государственно-частного партнерства.

Ключевые слова. Государственно-частное партнерство, инфраструктурный проект, институциональная среда, экономические интересы.

Akobirov S.O.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AND INSTITUTIONAL BEHAVIOR DEVELOPMENT

Abstract. In modern conditions, there is an expansion of the practice of interaction between the state and business in solving socially significant economic problems. This is reflected in the development of the institution of public-private partnership (PPP). Its need is especially acute in the implementation of infrastructure development projects. The effective implementation of PPP projects requires a favorable institutional environment. The article discusses its structure and distinguishing features. The author gives recommendations on the development of the institutional environment ofpublic-private partnership.

Keywords. Public-private partnership, infrastructure project, institutional environment, economic interests.

Модернизация инфраструктуры - это один из ключевых современных факторов поддержания долгосрочного экономического роста и устойчивого социально-экономического развития любого государства. Необходимость обновления существующей и создания новой, отвечающей современным и перспективным требованиям (в частности - требованиям цифровой экономики [1-3]) инфраструктуры требует значительных ресурсов. Так, по оценкам российского Национального центра государственно-частного партнерства (ГЧП) [4], к 2030 году в РФ требуются инвестиции в инфраструктуру в сумме 93,4 трлн рублей. По данным экспертов международной консалтинговой компании МсЮ^еу [5], мировой инфраструктурный сектор ежегодно будет нуждаться в инвестициях в размере 3,7 трлн долл. США до 2035 года.

Инфраструктурное развитие - одна из важных функций государства, реализацией которой заняты органы публичного управления. Но привлечь требуемые значительные инвестиционные средства на цели модернизации инфраструктуры невозможно лишь за счет государственных бюджет-

ГРНТИ 82.33.17 © Акобиров С.О., 2019

Сардор Одилович Акобиров - стажер кафедры национальной экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 339-04-25.

ных средств в силу их объективной ограниченности. Данные обстоятельства обуславливают необходимость поиска действенных механизмов взаимодействия государства и частного сектора на базе новых экономических институтов и новых механизмов взаимовыгодного сотрудничества, в частности - на основе государственно-частного партнерства [6, 7].

Анализ российского и зарубежного опыта показывает, что ГЧП может являться действенным инструментом развития экономики. В то же время, его эффективность во многом зависит от институциональной среды, в которой этот инструмент применяется. Неэффективная институциональная среда может не только ослабить действенность ГЧП, но и заблокировать его применение. Нобелиат Д. Норт, рассматривая роль институтов в экономике, подчеркивал, что «формальные и неформальные институциональные ограничения ведут к образованию вполне определенных организаций, структурирующих взаимодействие в обществе. Эти организации возникают на основе стимулов, заложенных в институциональной системе, а потому результативность их деятельности зависит от этой системы» [8, с. 23].

Эффективное функционирование институтов формирует благоприятную институциональную среду. Согласно мнению российского автора А.Е. Шаститко, «институциональная среда - это совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения» [9, с. 47]. Эта среда, в свою очередь, может быть подвергнута структуризации в целях лучшего понимания ее строения и выбора эффективных инструментов управления ее развитием. В этом вопросе мы разделяем позицию О.И. Уильямсона, который в структуре системы экономических институтов, в отличие от упрощенного подхода (формальные/неформальные институты), выделяет следующие уровни:

• система неформальных институтов (обычаи, традиции, религия);

• система формальных институтов (особое внимание уделяется юридическим аспектам института собственности);

• система механизмов управления сделками (контрактами);

• структура размещения ресурсов и занятости населения.

Возвращаясь к рассматриваемой нами проблеме изучения институциональной среды ГЧП, отметим, что можно выделить следующие элементы структуры институциональной среды, которые выступают институциональным ядром ГЧП:

1. Система неформальных институтов, включающая следующие элементы:

• обычаи и традиции;

• моральные нормы;

• религиозные нормы;

2. Система формальных институтов, включающая следующие элементы:

• законодательная система;

• система государственных органов, контролирующих, регулирующих и взаимодействующих организаций;

• система судебной власти;

3. Система правоохранительных органов;

4. Система интересов хозяйствующих субъектов.

Базируясь на институциональном подходе определения уровня институциональной среды ГЧП, нам представляется, что следует в отдельную категорию выделить элементы внешней, локальной и внутренней среды ГЧП. Каждый уровень институциональной среды ГЧП включает в себя формальные и неформальные институты, регулирующие непосредственно деятельность ГЧП и взаимодействие хозяйствующих субъектов, а также экономических объектов. В частности:

• внутренняя среда ГЧП включает в себя формальные и неформальные институты, взаимодействие их элементов и систему интересов лиц, участников процесса взаимодействия (собственники, менеджмент привлекаемых к реализации ГЧП-проектов компаний, сотрудники). Институты внутренней среды компании формируются самой компанией: цели, ресурсы, структура управления и т.д. ;

• локальная среда ГЧП включает в себя более сложный порядок взаимодействия элементов формальных и неформальных институтов и формирования системы интересов рыночных субъек-

тов. Локальная среда ГЧП формируется на базе элементов формальных институтов, а именно юридически оформленных обязательств (договоров) между субъектами ГЧП-проектов. Элементы неформальных институтов локальный среды ГЧП включают в себя более сложный порядок взаимодействия агентов, принадлежащих к разным секторам экономики, что порождает возможность взаимного влияния между субъектами ГЧП-проектов. Таким образом, формируется принцип институционального равенства; • внешняя среда ГЧП выделяет элементы, которые существуют независимо от функционирования ГЧП и реализации ГЧП-проектов. Данные институты внешней среды не напрямую, но косвенно оказывают существенное воздействие на экономическое м правовое содержание партнерства.

Таким образом, институциональная среда ГЧП выступает как сложная система, включающая ряд формальных и неформальных институтов внешней, внутренний и локальной среды ГЧП, базирующаяся на соблюдении системы интересов субъектов институциональной среды. Необходимо, в этой связи, выделить такой важный аспект функционирования институциональный среды ГЧП, как наличие в ней фундаментального противоречия на базе существенных различий в интересах социально-экономических агентов. Противоречие, возникающее при формировании институциональной среды ГПЧ, это - противоречие между интересами бизнеса и целевой установкой государственных участников ГЧП-проектов на производство опекаемых благ. Согласование интересов всей триады участников ГЧП (государства, бизнеса и общества) является одной из основных задач, которую необходимо решить при осуществлении ГЧП и формировании его институциональной среды.

Заметим, что нередко желание частного сектора участвовать в ГЧП определяется стремлением извлечь монопольную прибыль в условиях пониженного уровня конкуренции в рамках производства общественных благ, что противоречит интересам государства и общества, деятельность которых направлена на недопущение подобного положения, на рост общественного благосостояния. Таким образом, выявляется фундаментальное противоречие экономических интересов: стремление частного сектора получить максимально высокую ренту за эксплуатацию объекта входит в конфликт со стремлением государства и общества не допустить данного явления.

Суть конфликта: с одной стороны, стремление частного сектора извлечь максимальную прибыль, с другой стороны, стремление государства к решению задачи в качественном и доступном обслуживании общественных интересов. Разрешить этот конфликт за счет принятия контрольных и регулировочных мер невозможно, т.к. он имеет фундаментальную природу. Для его разрешения требуется модернизация институциональной среды. При проведении подобной работы следует обратить внимание на ряд обстоятельств:

во-первых, ГЧП - это экономический институт, где руководящая идея и определенный способ видения формирования развития инфраструктурного сектора со стороны государства понимается как неизбежное вовлечение частного сектора с присущими положительными особенностями синтеза взаимодействия государства и бизнеса;

во-вторых, ГЧП базируется на институциональном механизме взаимодействия государства и бизнеса и основывается на юридически согласованных интересах сторон ГЧП, что предполагает формирование договорных отношений;

в-третьих, особенность ГЧП выражается в объединении ресурсов государства и бизнеса и перераспределении рисков с целью реализации социально-экономической политики и удовлетворения потребностей общества за счет предоставления качественных общественных благ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 16-24.

2. Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы / Александрова А.В., Алетдино-ва А.А., Афтахова У.В. и др. СПб., 2018.

3. Экономика и менеджмент в условиях нелинейной динамики / Акимченко А.А., Алетдинова А.А., Аниси-мова В.Ю. и др. СПб., 2017.

4. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. М., 2018. 80 с.

5. Bridging infrastructure gaps. Has the world made progress? Mckinsey Global Insitute. 2018, October.

6. Акобиров С.О. Теоретико-методологические основы механизма государственно-частного партнерства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95). С. 98102.

7. Формы стратегического партнерства: модели взаимодействия в регионе / Вертакова Ю.В., Ватутина О.О., Андросова И.В. и др. Курск, 2013. 298 с.

8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

9. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.