Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В 1950-1980-Е ГОДЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В 1950-1980-Е ГОДЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Перцев Владимир Александрович

Проанализированы актуальные вопросы социального развития в 1950-1980-е гг. Определены подходы к выработке концепции социального развития советского государства. Сформулированы и обоснованы отдельные проблемы социальной сферы советского общества накануне перестроечных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TITLE: STATE SOCIAL POLICY 1950-1980-S: THEORETICAL ASPECTS OF PROBLEM

In this article analyzed current issues of social development in the 1950-1980-s. Identified approaches to the development of the concept of social development of the Soviet state. Formulated and justified individual problems of the social sphere of Soviet society on the eve of restructuring processes.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В 1950-1980-Е ГОДЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ»

12. Смирнов И.Н. Отчет о занятиях с 1 января по 1 сентября 1879 г. Канд. И. Смирнов. ОРРК НБЛ. Ед. хр. 5899. Л. 2.

13. Хамматов Ш.С. Изучение и преподавание медиевистики в учебных заведениях Казани (XIX - начало XX вв.): дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2003.

Литература

1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-Ф3 (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Российская газета - 2002, 20 ноября.

2. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 01.11.2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 годы» // Российская газета - 2006, 1 ноября.

3. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» // СЗ РФ. - 2013. - № 1. - Ст. 13

4. Синенко В. С. Гражданское процессуальное право: Учебно-практическое пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.

5. Белгородский областной суд - режим доступа к изд.: http://www.oblsud.blg.sudrf.ru/

Учитель и ученик имели много общего в интеллектуальном и личном отношении: оба были незаурядными учеными, специализировавшимися по всеобщей истории, оба защитили докторские диссертации, не достигнув 30-ти лет, оба интересовались славистикой, и оба прожили недолгую жизнь. Но при этом Н.А. Осокин был убежденным последователем Л. фон Ранке и В. Гегеля, а И.Н. Смирнов увлекался идеями Г. Спенсера. Н.А. Осокин

обладал талантом к публичному выступлению и широко использовал свои ораторские способности при чтении университетских лекций. А И.Н. Смирнов, наоборот, по некоторым данным, имел склонность к заиканию, и вследствие этого читать лекции не любил.

Как единственный преподаватель по кафедре всеобщей истории он долгое время читал курсы по всем разделам древней, средневековой, новой и новейшей истории. В 1889-1889 гг. им был издан курс «Истории средних веков» в 2-х томах, который включал также историю южных и западных славян.

Профессор с самого начала покровительствовал студенту Ивану Смирнову, выходцу из семьи небогатого сельского священника. Разглядев в юноше задатки хорошего ученого - критический склад ума, строгость мысли, независимость суждений и склонность к науке, он неоднократно отмечал эти качества в своих донесениях совету.

Несмотря на различие сословного происхождения, образа жизни и мировоззрения в их биографиях немало совпадений - это специализация по всеобщей истории, интерес к славистике, защита докторских диссертаций в возрасте 29-ти лет. Во всем остальном различие было весьма значительным.

Тема взаимоотношений учителей и их учеников является одной из самых деликатных и актуальных в современной научной жизни. Истории известны примеры различных отношений ученых - от глубокой преданности и дружбы до острейшего конфликта между ними.

Н.А. Осокин ждал от него критического труда по источникам, освещающего борьбу южных славян с романо-германским миром.

Важным направлением в преподавательской деятельности Н.А. Осокина было руководство самостоятельными письменными работами студентов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В 1950-1980-Е ГОДЫ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Перцев Владимир Александрович

кандидат ист. наук, доцент, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

TITLE: STATE SOCIAL POLICY 1950-1980-s: THEORETICAL ASPECTS OF PROBLEM

Pertsev Vladimir Alexandrovich, Candidate of the Historical Science, Associate Professor of the Modern History of Russia and Historical Records Department, Voronezh АННОТАЦИЯ:

Проанализированы актуальные вопросы социального развития в 1950-1980-е гг. Определены подходы к выработке концепции социального развития советского государства. Сформулированы и обоснованы отдельные проблемы социальной сферы советского общества накануне перестроечных процессов. ABSTRACT:

In this article analyzed current issues of social development in the 1950-1980-s. Identified approaches to the development of the concept of social development of the Soviet state. Formulated and justified individual problems of the social sphere of Soviet society on the eve of restructuring processes.

Ключевые слова: материальное положение, уровень жизни, социальная история, социальные процессы, концепция исторического развития, социальное благополучие.

Key words: financial status, living standards, social history, social processes, the concept of historical development, social well-being.

Понятие социальная сфера имеет многообразную внутреннюю структуру. В ее содержание традиционно включаются все компоненты жизни населения: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, торговля и общественное питание, жилье и коммунальное обслуживание, система бытовых услуг, пассажирский транспорт, связь и другие составные части. Совокупность этих направлений определяет условия жизни людей, их благосостояние и уровень потребления [10, с. 21-22]. Несмотря на значимость всех критериев обозначенного понятия, представляется возможным выделить группу факторов, в большей степени влияющих на повседневные условия жизни граждан. К их числу можно отнести уровень материального положения, а также систему социального обеспечения и обслуживания населения.

Анализ экономического и общественно-политического развития советского государства зачастую не позволяет детально проследить характерные особенности изменения материального положения населения, так как детализации повседневной жизни и деятельности народа традиционно отводилось остаточное внимание. Это происходило потому, что проблемы, волновавшие простого человека, не могли сравняться с грандиозностью поставленных задач и масштабностью происходивших общегосударственных экономических и политических изменений. Бытовые условия воспринимались в качестве вспомогательной составляющей процесса производственной деятельности советского человека. Тем не менее, как оказалось в дальнейшем, именно социальные проблемы сыграли немаловажную роль в период кардинальной перестройки социалистического общества.

Анализируя уровень социального развития советского общества в 1950-1980-е гг., необходимо сказать о том, что единого определения понятия «материально-бытовое состояние населения» как не существовало ранее, так не существует и в настоящее время. Практически все научные направления, в той или иной мере выходящие на анализ повседневного положения населения, за основу теоретического обоснования используют свои специфические термины и понятия.

Существуют многочисленные варианты определения достигнутого уровня материального положения советского народа, предложенные философами, психологами и историками. Значительная часть этих определений появилась и получила свое обоснование еще в советское время и отразилась в содержании важнейших партийно-государственных документов [7, 8, 9]. Достаточно часто использовались такие понятия, как: «уровень жизни населения», «благосостояние народа», «материальный достаток населения», «уровень обеспеченности материальными благами» и многие другие понятия, суть которых оказывалась близкой по своему содержанию. Практически все из них за основу улучшения повседневной жизни народа брали преимущественно материальные критерии: постоянный рост заработной платы, увеличение выплат из общественных фондов потребления, решение жилищной проблемы, развитие сети торговых учреждений и организаций общественного питания, учреждений здравоохранения и народного образования. Все обозначенные

компоненты логично включались в объединяющее понятие «социальное развитие государства».

В последнее время появились и многочисленные другие терминологические определения. Как и прежде, раскрывая содержание таких понятий, как «уровень жизни», «благосостояние народа», «материальное положение», современные экономисты, социологи и философы ставят на первое место объем материальных средств, накопленных отдельным человеком, или членами семьи за определенный период жизни и деятельности. Однако, наряду с такими конкретно выраженными понятиями, в научной литературе все чаще стал использоваться термин «благополучие населения» [1]. В отношении его содержания единого мнения нет. В предыдущие годы термин «благополучие» использовался в основном для характеристики физического и психического состояния здоровья, как конкретного человека, так и всего общества в целом. Большинство же современных исследователей сходятся в том, что данный термин нельзя соотносить только с показателями физиологического свойства. В содержание термина вкладываются более разнообразные критерии, в том числе, характеризующие как материальное положение населения, так и его морально-психологическое состояние. Представителями психологической науки, в частности, в качестве самостоятельной психологической проблемы разработано даже самостоятельное понятие «экономическое благополучие личности», играющее важнейшую роль в социально-экономической действительности [2]. Один из исследователей данного вопроса В.А. Хащенко следующим образом определяет его содержание: «Измерение экономического благополучия представляет собой серьезную теоретическую и практическую проблему в силу ее особой значимости и междисциплинарности. В науке сложилось два взаимодополняющих подхода к его оценке. Продолжительное время доминировал объективный подход, согласно которому доход (индивидуальный или домохозяйства) в абсолютном исчислении рассматривался как наиболее адекватный, и нередко единственный, индикатор индивидуального или семейного благосостояния, а национальный доход (показатель ВВП на душу населения) - как индикатор экономического благополучия страны» [3, С. 162-166].

С исторической точки зрения для определения характерных особенностей материального положения советских людей, уровня их жилищно-бытовых условий и морально-психологической обстановки в 1950-1980-е гг. более точным является объемный по своему содержанию термин - «социальное благополучие». «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля определяет содержание понятия «благополучие», как «благоденствие, благосостояние, счастье, желанное состояние, душевное приволье, удовольствие» [4, С. 227]. В аналогичном ключе раскрывается содержания термина в «Толковый словарь русского языка», подготовленном Д.Н. Ушаковым, в котором говорится: «Благополучие - спокойное течение жизни, не нарушаемое несчастьями, неудачами; довольство, материальная обеспеченность» [5, С. 147].

Комплексное понятие «социальное благополучие населения» включает в себя ряд взаимно дополняющих

положений, в частности, таких как: материальная обеспеченность; жилищно-бытовые условия; торговля, общественное питание и многообразная сфера бытовых услуг; образовательные и медицинские услуги; культурно-развлекательная среда, а также морально-психологическая атмосфера, царящая в обществе [6, С.11-12].

Каждое из обозначенных направлений имеет свое специфическое содержание. Материальная обеспеченность, или материальное благополучие населения, вполне идентично понятию «материальное благосостояние» и включает в себя различные варианты денежных доходов, получаемых населением в виде заработной платы, выплат из фондов материального поощрения, пенсионного обеспечения, премий, стипендий, денежных средств, получаемых от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.

Жилищно-бытовая сфера определяется не только уровнем обеспеченности населения жилой площадью, но и типами жилья, степенью благоустроенности жилой площади, наличием коммунальных удобств, от которых зависит комфортное проживание, удобным расположением мест постоянного проживания к транспортным коммуникациям, наличием необходимого числа общественного транспорта; ухоженностью дворов, присутствием в зоне проживания граждан городских садов, парков и скверов и многими другими показателями.

Главная задача сферы торговли, общественного питания и бытовых услуг - удовлетворение потребностей населения в товарах повседневного спроса и длительного пользования, а также оказание населению помощи в решении повседневных проблем, связанных с использованием различных бытовых приборов и эксплуатацией бытовой техники, ремонтом автотранспорта.

Образовательные и медицинские услуги напрямую связаны с организацией учебного и воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях и вузах; повышением квалификации на различных курсах, а также с квалифицированным медицинским обеспечением населения. В эту же группу включаются и многочисленные способы восстановления и поддержания жизненного тонуса населения в санаториях и профилакториях, домах отдыха и пансионатах, в детских, молодежных лагерях отдыха.

Культурно-развлекательная среда обязана в полной мере способствовать реализации творческих способностей населения, создавать условия для занятия граждан в различных творческих кружках и объединениях, спортивных секциях и группах здорового образа жизни, обеспечивать возможность качественной организации досуга.

Достаточно разноплановыми являются признаки, определяющие морально-психологическую атмосферу, преобладающую в обществе. Конкретными примерами ее проявления могут выступать обеспечение безопасности граждан, наличие дружеского взаимопонимания во взаимоотношениях с окружающими, взаимная забота и стремление к оказанию помощи, нуждающимся в ней, уверенность в завтрашнем дне, ощущение социальной защищенности и другие критерии [11, С. 51].

Исходя из такого, достаточно многообразного содержания понятия «социальное благополучие населения», можно выделить различные уровни его реализации: высокий, средний и низкий, который зачастую подменяется понятием «неблагополучные условия для жизни народа».

Высокий уровень социального благополучия населения предусматривает создание условий, максимально учитывающих все возможные запросы и потребности населения, как в бытовом, так и в образовательно-культурном и морально-психологическом отношении. Средний уровень социального благополучия предусматривает предоставление ограниченного перечня материальных благ в повседневной жизни человека, преобладание вариантов неполного соответствия декларируемых и реально оказываемых услуг, невысокую качественную сторону этих услуг. Социально неблагополучное общество характеризуется низким уровнем жизни населения, отсутствием необходимого количества, или невысоким качественным состоянием жилья, необеспеченностью внутренней торговой сети необходимыми товарами, преобладанием личного участия граждан в решении повседневных бытовых проблем, вследствие слабого развития системы по оказанию аналогичных услуг населению.

Еще одной формой выражения политики государства в социальной сфере являются социальное обеспечение и социальное обслуживание. Социальное обеспечение предусматривает материальное снабжение определенных категорий населения в случае наступления неблагоприятных жизненных ситуаций и может иметь имущественный и неимущественный характер. В систему социального обеспечения включаются пенсии, пособия, компенсации, различные льготы. Социальное обслуживание представляет собой деятельность специальных служб по оказанию социальной поддержки населению. Оно предусматривает такие разновидности услуг, как: бытовые, медицинские, психологические, педагогические, правовые, адаптационные и реабилитационные. Оба направления в развитии социальной сферы ориентированы на оказание практической помощи самым незащищенным слоям общества: людям преклонного возраста, инвалидам, сиротам, многодетным семьям. От уровня развития социальной защиты нуждающегося в ней населения, как правило, в целом и зависит общая цивилизационная характеристика общества.

Список литературы

1. Хащенко В.А. Модель субъективного экономического благополучия // Психол. журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 38-50.

2. Хащенко В.А. Экономико-психологическая модель субъективного экономического благополучия // Психол. журнал. 2005. Т. 26. № 4. С. 5-19.

3. Хащенко В.А. Представление об экономическом благополучии в условиях трансформации российского общества // Тенденции развития современной психологической науки. Т.2. Под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой. М.: Ин-т психологии РАН, 2007.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 1. Репринт. издание. М.: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1994.

5. Толковый словарь русского языка. В 4 тт. Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. Т.1. М.: Терра, 1996. С. 147.

6. Перцев В.А. Материальное положение населения РСФСР (вторая половина 1950-х - 1980-е годы): на материалах областей Центрального Черноземья. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013.

7. Стребков А.И. Социальное и политическое: грани взаимодействия // Политическая наука и политический процесс в России, СПб., 1999.

8. Стребков А.И. Социальная политика: контуры содержания и новые контексты / А.И. Стребков, A.B. Резаев, P.M. Кутаев, СПб. - Иваново, 1998.

9. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос АРВ, 1999.

10. Смольков В. Социальное рыночное хозяйство: концепции Л. Эрхарда и Г.Мюрдаля // Социально-политический журнал. 1998, № 1.

11. Проблемы социальной политики и общественно-политической мысли в России и СССР (Из истории социальной политики и социально-политической мысли СССР). М.: РАН, 1992.

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕОКАНТИАНСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Третьяков Валерий Валерьевич

кандидат ист. наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск

PROBLEMS OF STUDYING NEOKANTIANSTVA IN THE NATIONAL HISTORIOGRAPHY Tretyakov Valeriy, Candidate of Science, associate professor, of Irkutsk State Univercity of rail transport АННОТАЦИЯ

Цель статьи - обратить внимание на отдельные проблемы историографии русского неокантианства. Внимание направлено на такие аспекты изучения творчества русских историков-неокантианцев, которые позволяют выяснить их взгляды на понятие исторического процесса и подходы к его изучению. Углубленный анализ их методологических позиций позволит глубже проникнуть в сущностные аспекты исторического познания. ABSTRACT

The purpose of the article - to pay attention to some problems of historiography Russian neo-Kantianism. Attention is focused on such aspects of studying the works of Russian historians neo-Kantian, which enable to find out their views on the concept of the historical process and approaches to its study. Deepen their analysis of the feudal-methodological positions allow deeper insight into the essential aspects of historical knowledge.

Ключевые слова: методология истории; историография; историки-неокантианцы; исторический процесс; Лаппо-Данилевский

Keywords: Methodology of History; Historiography; Historians-Neokantians; Historical process; Lappo-Danilevsky.

Хотя и принято говорить о «почтенном возрасте» исторической науки, процесс становления методологии истории широко разворачивается только во второй половине XIX в. Его содержание можно рассматривать через анализ методологических исканий мыслителей, обосновывавших права истории как науки. В отечественной историографии этот процесс разворачивается в 1870-е гг. В работах русских историков в то время были сформулированы многие важнейшие положения методологического характера, до сих пор остающиеся привлекательными и плодотворными. Потому во многом и труды этих историков остаются для нас интересными, а решаемые ими научные вопросы во многих аспектах современными. В этом отношении ярким явлением русской исторической мысли конца XIX - начала XX вв. выступают работы русских историков-неокантианцев, и в частности, одного из главных представителей этого направления в русской историографии А.С. Лаппо-Данилевского.

Отношение к неокантианству в отечественной историографии было неоднозначным. Уже в конце XIX -начале XX вв. в работах Н.И. Кареева, Д.М. Петрушевского, Е.В. Тарле, Р.Ю. Виппера глубоко анализировались вопросы, поставленные неокантианцами (или, как тогда нередко говорили, новокантианцами) перед исторической

наукой. Критически оценивая идеи В. Виндельбанда и Г. Риккерта, русские историки, с одной стороны, отмечали их плодотворность, а с другой, считали необходимым их переработать, «приблизить» к практической деятельности историка. Одним из главных спорных моментов они находили свойственное неокантианству резкое противопоставление «естественных» и «исторических» наук, индивидуализирующего и генерализирующего методов; ведь историческая наука в таком случае лишалась фило-софско-методологических оснований.

В 1920-е - 1950- е гг. в историографии отчетливо прослеживаются негативные оценки неокантианской методологии, в которой, прежде всего, усматривается разновидность «буржуазной идеологии». Примечательна здесь, например, статья А.И. Тюменева. Автор рассматривает соотношение индивидуализирующего и генерализирующего подходов в исторической науке как сложившихся сообразно классовому видению исторического процесса: первый подход, согласно автору, обусловлен «индивидуализирующим уклоном» всякой буржуазной идеологии с ее тяготением к ценностной точке зрения, второй - объективными тенденциями общественного развития, вызванными прогрессивной ролью рабочего класса. А.И. Тюменев, однако, настаивает на неразрывной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.