Научная статья на тему 'Государственная собственность на воздушном транспорте России: структура и направления реформирования'

Государственная собственность на воздушном транспорте России: структура и направления реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
916
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианова Наталья Валерьевна

В статье приведен состав и структура государственного имущества на воздушном транспорте, определены основные тенденции развития авиатранспортного рынка в целом, а также основные тенденции развития и проблемы у области управления государственным имуществом. В статье также определены основные цели, задачи, принципы и методы государственной политики приватизации в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная собственность на воздушном транспорте России: структура и направления реформирования»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы

№88(6)

УДК 336

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ:

СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Н.В. АНДРИАНОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.

В статье приведен состав и структура государственного имущества на воздушном транспорте, определены основные тенденции развития авиатранспортного рынка в целом, а также основные тенденции развития и проблемы у области управления государственным имуществом. В статье также определены основные цели, задачи, принципы и методы государственной политики приватизации в Российской Федерации.

1. Государство - крупнейший собственник имущества воздушного транспорта РФ

На начальном этапе российских экономических реформ ставились задачи создания рыночных институтов и механизмов, включая формирование частного и смешанного секторов экономики на основе приватизации государственной и муниципальной собственности. При этом, несмотря на проводимую с 1992 года широкомасштабную приватизацию, государство продолжает оставаться крупнейшим собственником имущества предприятий воздушного транспорта (ВТ) России. Государственное имущество включает имущественные комплексы федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и федеральных государственных учреждений (ФГУ), контрольные, блокирующие и иные пакеты акций акционерных предприятий ВТ, принадлежащие государству, а также не подлежащие приватизации аэродромные комплексы аэропортов и объекты системы организации и управления воздушным движением (ОрВД).

По состоянию на 01.01.2004 в ведении Росавиации находились 112 ФГУП, в том числе: аэропорты - 22, авиакомпании - 4, объединенные авиаотряды (авиаперевозчики и предприятия ПАНХ, включающие в себя аэропорты в качестве структурных подразделений) - 50, предприятия ОрВД - 3 и прочие (агентства воздушных сообщений, учебно-тренировочные центры и др.) - 33. К началу 2004 года в собственности государства находились пакеты акций 45 акционерных обществ (АО) гражданской авиации (ГА).

В таблице приведена информация об организационно-правовой форме организаций, обеспечивающих и обслуживающих авиаперевозки, работы, услуги в ГА. Очевидно, что наибольший удельный вес предприятия государственной собственности продолжают занимать среди объединенных авиаотрядов и самостоятельных аэропортов. Наблюдаются тенденции сокращения общего числа авиаперевозчиков (1999 г. - 323 авиакомпании, 2000 г. - 294, 2001 г.

- 267, 2002 г. - 235, 2003 г. - 215), что указывает на усиление конкурентной борьбы на авиатранспортном рынке и реализацию мер государственной политики, направленной на оптимизацию количества авиационных компаний и их укрупнение. Одновременно быстро растет количество предприятий наземной инфраструктуры ГА (в т.ч. организации по аэропортовой деятельности, ТОиР), что соответствует рыночным тенденциям мирового воздушного транспорта, направленным на развитие конкуренции и повышение качества услуг по наземному обслуживанию в аэропортах.

В 2003 году продолжились процессы адаптации производственной инфраструктуры к требованиям авиатранспортного рынка. Общее количество организаций ВТ в 2003 году, по сравнению с 2002 годом, возросло на 15,3% (с 483 до 557 организаций). Вместе с тем, количество государственных и муниципальных предприятий не изменилось и составляет 174. Доля государственных и муниципальных предприятий в общем количестве предприятий ГА

снизилась в 2003 году до 31,2% от общего количества предприятий ГА (в 2002 г. - 35,8%). Доля АО с контрольным федеральным пакетом акций (более 50%) составляет около 6,6% (25 АО) от общего числа акционерных предприятий Г А.

Отметим, что объем перевозок распределен по авиапредприятиям крайне неравномерно, на долю 24 крупнейших авиаперевозчиков приходится около 90% общего объема перевозок ГА, 15 ведущих авиаперевозчиков вместе выполняют около 78,5% перевозок. При этом большинство крупных авиапредприятий, выполняющих основной объем перевозок, являются акционерными обществами с федеральным пакетом акций или ФГУП:

- 25,6% пассажирских перевозок осуществляет ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии», 51% акций которого находится у государства;

Таблица

Основные организации, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие авиаперевозки, работы, услуги в гражданской авиации

Общее количество В т.ч.

Организации по направлениям Г осударственные Акционерные и

деятельности и муниципальные других форм

2002 2003 2002 2003 2002 2003

1. Авиапредприятия, имеющие

свидетельство эксплуатанта в том числе имеющие в своем составе аэропорты 235 59 215 46 71 42 57 32 164 17 158 14

2. Самостоятельные аэропорты, 87 90 56 57 31 33

в том числе федерального значения 29 29 10 10 19 19

3. Организации аэропортовой 88 113 17 21 71 92

деятельности, в том числе по

авиатопливообеспечению 35 38 1 1 34 37

4. Организации по техническому обслуживанию и ремонту ВС, 56 122 12 22 44 95

в том числе авиаремонтные заводы 13 13 2 2 11 11

5. Предприятия по ОрВД 5 4 5 4 — —

6. Организации СПАСОП 12 13 12 13 — —

ВСЕГО 483 557 173 174 310 378

- 24,4 % пассажирских перевозок осуществляют три авиакомпании - «Сибирь» (25,5% акций в государственной собственности), «Пулково» (100% - ФГУП), «Красноярские авиалинии» (51%);

- 28,5% пассажирских перевозок осуществляют 11 авиакомпаний (ОАО «Домодедовские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», ОАО «ЮтЭйр», ОАО «Уральские авиалинии», ФГУАП «Дальавиа», ЗАО «Континентальные авиалинии», ОАО «Владивостокавиа», ООО «Энкор», ОАО «ВАСО», ЗАО «Авиакомпания «Ист Лайн», ФГУАП «Кавминводыавиа»), из которых 4 являются ФГУП («Дальавиа», «Кавминводыавиа») или акционерным обществом с государственным контрольным пакетом акций («ДАЛ», «Владивостокавиа»).

На долю 62 аэропортов федерального значения приходится более 90% всех аэропортовых отправок в Российской Федерации. Рост объемов перевозок за последние 3 года привел к тому, что количество аэропортов с объемом перевозок (отправки+прибытие) более 1,0 млн. пассажиров увеличилось с 4 в 2001 году до 8 в 2003 году. На долю 8 крупнейших аэропортов приходится более 60% всех перевозок в ГА.

Москва по-прежнему является крупнейшим аэроузлом РФ, через нее в 2003 году было перевезено 23,7 млн. пассажиров (Шереметьево - 11,4, Домодедово - 9,4, Внуково - 2,8, прочие

- 0,1), что составляет 45% общего объема перевозок в Российской Федерации.

Помимо имущественных комплексов ФГУП, ФГУ и федеральных пакетов акций в АО, одним из важнейших секторов государственной собственности на ВТ являются аэродромные комплексы аэропортов. Аэродромные комплексы аэропортов эксплуатируются как ФГУП, так и АО с федеральным пакетом акций. В настоящее время, в соответствии с утвержденным 30.12.1996 ФАС России Перечнем аэропортов федерального значения, 62 аэропорта ГА отнесены к перечню аэропортов федерального значения.

По состоянию на 01.01.04 в 100%-й федеральной собственности находятся 33 аэропорта федерального значения (из общего числа 62), из которых всего два - АО (ОАО «Аэропорт Рощино» и ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»), остальные - ФГУП; 9 аэропортов федерального значения эксплуатируются АО с 51% пакета акций в федеральной собственности; 5 аэропортов федерального значения эксплуатируются АО с 35-38,1% пакета акций в федеральной собственности; 3 аэропорта федерального значения эксплуатируются АО с 25,5% акций (блокирующий пакет) в федеральной собственности (ОАО «Аэропорт Кольцово», ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «Аэропорт Анапа»); один аэропорт федерального значения эксплуатируется АО с 15% пакетом акций в федеральной собственности (ОАО «Челябинское авиапредприятие»). Вместе с тем, 9 аэропортов федерального значения эксплуатируются АО без закрепленного за государством пакета акций (в том числе Барнаул, Братск, Ноябрьск, Сургут, Чита, Новокузнецк, Казань, Домодедово, Быково).

Основные производственные фонды аэропортов имеют значительный физический и моральный износ. Одной из основных причин создавшегося положения в наземной базе ГА России является относительно низкий объем инвестиций, направляемых на поддержание и развитие аэропортов. В соответствии с федеральной инвестиционной программой в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» в 2003 году проводились работы по реконструкции и строительству в 35 аэропортах. Государственная поддержка аэропортов для реконструкции аэродромов из средств федерального бюджета составляет 2040% от общего объема финансирования и выделяется, в основном, на безвозвратной основе. Важным источником финансирования являются также средства субъектов Российской Федерации (Пермь, Кемерово, Республики Северного Кавказа и др.). На 2004 год планируемая структура источников инвестиций имеет вид: федеральный бюджет - 23,9%, средства субъектов федерации - 7,8%, средства предприятий - 68,3%.

Деятельность законодательных и исполнительных органов РФ до недавнего времени была практически полностью ориентирована на создание частного сектора экономики. Создав основу развития рыночного хозяйства, государство столкнулось с необходимостью по-новому ставить задачи в сфере управления госсобственностью. В соответствии с действующим порядком, функции по управлению государственным имуществом в Российской Федерации возложены на два федеральных агентства: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество, бывшее Минимущество России) и Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация, бывшая ГСГА Минтранса России). К основным (наиболее важным) функциям госорганов в области обеспечения эффективного управления федеральным имуществом можно отнести следующие:

- анализ отчетов руководителей ФГУП и представителей РФ в АО с федеральным пакетом акций;

- утверждение программ деятельности ФГУП на следующий год и показателей экономической эффективности;

- определение размера отчисления части прибыли ФГУП в федеральный бюджет в качестве дохода собственника от использования имущества;

- контроль за выполнением программ и утвержденных показателей экономической эффективности;

- рассмотрение и согласование решений о реорганизации ФГУП, а также их приватизации;

- согласование сделок, связанных с предоставлением займов, залогов, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;

- согласование решения о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом;

- согласование сделок с недвижимым имуществом, в том числе договора аренды;

- согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключения договора простого товарищества;

- согласование распоряжения вкладом (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями.

Следует отметить, что не все вышеперечисленные задачи адекватно обеспечены необходимыми для их решения нормативными актами. Например, имущество, не подлежащее приватизации (не включается в уставные капиталы АО), используется акционерными предприятиями на договорных условиях, при этом финансово-юридические условия этого использования и распределение ответственности между собственником и эксплуатантом по модернизации и развитию неприватизируемых объектов пока не урегулированы и поэтому реализуются неоптимально.

Кадровые ресурсы, реально располагаемые двумя ответственными федеральными ведомствами для решения задач управления государственным имуществом ВТ, в настоящее время в совокупности не превышают 10-12 человек (в т.ч. работники, занятые делопроизводством и т.п.), что явно недостаточно для профессионального управления таким сложным и огромным по масштабам государственным имуществом, которое сконцентрировано в ГА. Поэтому следует признать, что размеры государственного имущества на ВТ пока еще являются чрезмерными, существенно превышающими реальные границы и возможности эффективного управления. В этих условиях задачи оптимизации состава и структуры госсобственности, реализации мер по повышению эффективности ее использования, включая формирование и реализацию политики приватизации, остаются актуальными.

2. Основные задачи приватизации российских предприятий на современном этапе

В последние десятилетия наблюдались фундаментальные изменения в структуре собственности, произошедшие в рамках проведения экономических реформ в России, значительного сужения сферы государственной собственности в результате приватизации, разделения государственной собственности на федеральную и собственность субъектов РФ.

Мировой опыт указывает на ряд важных задач, решаемых с помощью приватизации, основные из которых:

■ повышение рентабельности предприятий через повышение эффективности корпоративного управления;

■ сокращение бюджетных расходов на содержание объектов собственности;

■ увеличение поступлений в бюджет;

■ борьба с монополизмом.

В силу исторических условий в России приватизация стала главным средством формирования и воспроизводства предпринимательства. Поскольку одной из важнейших предпосылок формирования рыночной экономики является создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий и создание новых рабочих мест, главное внимание на начальных этапах реформ сместилось на приватизацию государственной собственности. Решающая роль в этом принадлежала государству, которое взяло на себя организацию процесса трансформации госсобственности в частную, формирование широкого слоя частных собственников.

Цели, задачи, принципы и методы государственной политики приватизации в РФ на настоящем этапе развития отражены в постановлении Правительства РФ от 09.09.99 № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ». Актуальной целью государственной политики в области приватизации в соответствии с Концепцией является повышение эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом.

Концепция основывается на следующих основных принципах:

а) решение о целесообразности приватизации государственного имущества разрабатывают органы по управлению государственным имуществом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с позиций повышения эффективности его использования;

б) способ приватизации каждого объекта государственной собственности определяется органом по управлению государственным имуществом на основании анализа предложений управляющих компаний, оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов;

в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны быть едины на всей территории Российской Федерации.

Основными мерами, направленными на достижение целей государственной политики в области приватизации, являются:

1) дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности.

Высоколиквидные предприятия приватизируются с учетом соблюдения баланса между размером инвестиций на их развитие и размером средств, поступающих в государственный бюджет от продажи предприятий.

Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свое умение осуществлять инвестиции и выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством. Продажа низколиквидных предприятий при этом может осуществляться по минимальной цене при условии анализа представленного бизнес-плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности приватизированного предприятия;

2) обоснование приватизационных решений на основе анализа представленных инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих принятые инвестором обязательства;

3) обязательный учет мирового опыта приватизации, в том числе по предпродажной подготовке предприятий с привлечением финансового консультанта, аудитора, оценщика, юридического консультанта, консультанта по менеджменту.

Основные меры по приватизации унитарных предприятий:

- определить их оптимальное количество, с учетом перспективных целей развития предприятий, осуществить преобразование в АО;

- установить соответствующее распределение средств между бюджетом и унитарным предприятием при продаже государственного имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;

- провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд.

Основные меры по приватизации пакетов акций, находящихся в государственной собственности:

- проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в бюджет, привлекая в обязательном порядке финансовых консультантов, экспертов, оценщиков;

- приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по минимальной цене с принятием новым собственником инвестиционных и/или социальных обязательств и проведения предварительного независимого анализа бизнес-плана претендента;

- в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся - проведение прямой продажи акций по результатам переговоров с инвестором;

- осуществлять выпуски ценных бумаг, размещаемых как на отечественном, так и на международных фондовых рынках и обеспечивающих их владельцам отсроченное право на приобретение акций, находящихся в государственной собственности;

- осуществлять разработку системы показателей постприватизационного развития предприятий, с учетом отраслевых особенностей и специфики производимой продукции, и контроль за обязательным соблюдением новым собственником выполнения взятых на себя обязательств, включая реализацию показателей постприватизационного развития.

Andrianova N.V.

The article describes the structure of the state property on air transport is resulted, the basic tendencies of development of the airtransport market as a whole, and also the basic tendencies of development and a problem at area of management are determined by the state property. In clause the basic purposes, problems, principles and methods of a state policy of privatization in the Russian Federation also are determined.

Сведения об авторе

Андрианова Наталья Валерьевна, окончила МГТУГА (2001), аспирантка МГТУ ГА, автор 1 научной работы, область научных интересов - экономическое регулирование деятельности гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.