Научная статья на тему 'Финансово-экономическое состояние государственных предприятий и эффективность использования государственного имущества на воздушном транспорте РФ'

Финансово-экономическое состояние государственных предприятий и эффективность использования государственного имущества на воздушном транспорте РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фридлянд Александр Абрамович, Андрианова Наталья Валерьевна

В статье приведен анализ финансово-экономического состояния федеральных государственных унитарных предприятий воздушного транспорта, а также анализ эффективности использования государственного имущества, в части получения дополнительных доходов в федеральный бюджет от использования федерального имущества государственными унитарными предприятиями и получения дивидендов по пакетам акций, находящихся в федеральной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фридлянд Александр Абрамович, Андрианова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическое состояние государственных предприятий и эффективность использования государственного имущества на воздушном транспорте РФ»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы

№88(6)

УДК 656.7:658

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ РФ

Н.В. АНДРИАНОВА, А.А. ФРИДЛЯНД

В статье приведен анализ финансово-экономического состояния федеральных государственных унитарных предприятий воздушного транспорта, а также анализ эффективности использования государственного имущества, в части получения дополнительных доходов в федеральный бюджет от использования федерального имущества государственными унитарными предприятиями и получения дивидендов по пакетам акций, находящихся в федеральной собственности.

После массовой приватизации российское государство осталось самым крупным собственником имущества на воздушном транспорте. Поэтому не теряет актуальности задача экономического анализа и обеспечения эффективности управления использованием объектов государственной собственности.

Для статистического анализа финансово-экономического состояния отраслевых государственных предприятий (ФГУП) предприятия гражданской авиации (ГА) были разделены на 5 групп, с учетом таких характеристик бизнеса, которые наиболее сильно влияют на их доходы и финансово-экономическое положение: профиль предоставляемых услуг и объем выручки. Мы выделили следующие группы госпредприятий основного профиля деятельности ГА: средние и крупные самостоятельные аэропорты; средние и крупные транспортные объединенные авиаотряды; средние и крупные транспортные авиакомпании; средние и крупные авиапредприятия, выполняющие работы ПАНХ; небольшие (малые) региональные аэропорты и объединенные авиаотряды (всего в анализе участвовало 59 предприятий, при этом организации по ОрВД, авиаремонтные заводы, УТЦ и АВС в работе не рассматривались).

Перечень критериев, по которым проводился анализ финансово-экономического состояния, был выбран исходя из того, чтобы можно было комплексно охарактеризовать основные аспекты финансово-экономического состояния предприятия, а также состояние его имущества и эффективность деятельности:

показатель объема реализации продукции - характеризует масштаб предоставляемых авиаперевозок, работ, услуг;

коэффициент текущей ликвидности - показывает наличие у предприятия ликвидных активов для обеспечения текущих финансовых обязательств, связанных с реализацией производственной деятельности;

коэффициент обеспеченности собственными и долгосрочными заемными оборотными средствами - показывает наличие у предприятия собственных и долгосрочных заемных оборотных средств, необходимых для стабильного обеспечения деятельности предприятия;

чистый оборотный капитал - характеризует обеспеченность предприятия долгосрочными источниками финансирования оборотных активов;

чистый денежный поток (чистая прибыль(+) или убыток(-) плюс амортотчисления) -характеризует общий финансовый результат (положительный или отрицательный) деятельности предприятия;

стоимость чистых активов - характеризует располагаемый предприятием и отраженный в бухгалтерском учете собственный капитал (через отраженное в отчетном балансе сальдо между стоимостью имущества и финансовыми обязательствами предприятия);

рентабельность продаж по чистой прибыли - характеризует экономическую эффективность (прибыльность) деятельности авиапредприятия;

общая доходность продаж (отношение чистого денежного потока к выручке от реализации) - также характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия.

Известно, что на фоне общероссийского макроэкономического кризиса 90-х годов объем перевозок предприятий ГА с 1991 года по 1999 год упал почти в 3 раза, от 150,4 млрд.пасс-км до 53,4 млрд. пасс-км в 1999 году. Начиная с 2000 года, в условиях макроэкономической стабилизации в экономике России наблюдается рост объема авиаперевозок. Объем транспортной работы авиапредприятий гражданской авиации в 2003 году составил 71,7 млрд. пасс-км. В 2003 году, по сравнению с 2002 годом, рост составил 9,9%, и фактически достигнут (восстановлен) объем транспортной работы 1995 года, что позволяет сделать вывод о том, что гражданская авиация становится все более востребованным видом транспорта. Темп роста пассажирооборота ГА РФ за первые 7 месяцев 2004 года составил 23% (в том числе по ВВЛ -13,1%, по МВЛ - 33,3%). Главной причиной является рост реальных доходов населения РФ.

Доходы предприятий воздушного транспорта в 2003 году составили около 160,0 млрд.руб, что на 9,6% больше, чем в 2002 году. Финансовые результаты указывают, что в целом гражданская авиация второй год подряд закончила с прибылью.

Вместе с тем, выручка федеральных государственных унитарных предприятий ГА в 2003 году составила 34,6 млрд.руб. (за 2002 г. - 31 млрд.руб., рост +12%), что составляет 21,6% от выручки всех предприятий отрасли. Суммарная чистая прибыль ФГУП в 2003 году составила 610 млн.руб. (2002 г. - 590 млн.руб., рост +4%), что соответствует около 1,76% годовой выручки всех отраслевых ФГУП. Стоимость чистых активов всех отраслевых ФГУП в 2003 году составила 13,5 млрд.руб. (2002 год - 11,8 млрд.руб.), рост за год на 14%.

По результатам анализа финансово-экономического состояния ФГУП ГА можно сделать следующие основные выводы:

1. Выручка от реализации авиаперевозок, работ, услуг в 2003 году всех анализируемых

ФГУП ГА почти на 60% сформирована за счет только 5 объединенных авиаотрядов и авиакомпаний: «Пулково», «Дальавиа», «Кавминводыавиа», «Башкирские авиалинии»,

«Нижневартовское авиапредприятие».

Общая стоимость чистых активов анализируемых предприятий составляет около 6,8 млрд.руб. Наибольшая концентрация капитала у объединенных авиаотрядов (80% или 5,5 млрд.руб), из них, в свою очередь, около 80% капитала принадлежит ФГУАП «Пулково», что составляет 2/3 общей стоимости чистых активов всех рассматриваемых ФГУП.

2. Из 59 анализируемых ФГУП в 2003 году только 28 предприятий (47,5%) работали рентабельно (эффективно). Наибольшей рентабельности из них в указанный период добилось ФГУАП «Чукотавиа» (рентабельность продаж по нераспределенной прибыли - 6,4%). В 2003 году всеми анализируемыми 59 ФГУП в совокупности получен общий убыток в размере 322,4 млн.руб (без учета ФГУАП «Пулково», получившего в этот период наибольшую из отраслевых ФГУП сумму чистой прибыли в размере 186,5 млн.руб). Однако, даже с учетом «Пулково», суммарный чистый результат деятельности всех рассматриваемых ФГУП ГА отрицателен и равен - 135,9 млн.руб.

3. У 39 предприятий из 59 рассмотренных (около 2/3) наблюдается дефицит чистого оборотного капитала. В 2003 году у анализируемых предприятий в совокупности (без учета ФГУАП «Пулково», вследствие длительной высокоэффективной деятельности стабильно «выпадающего» из среднеотраслевой статистики) имел место общий дефицит чистого оборотного капитала в размере 1,455 млрд.руб. Вместе с тем, даже с учетом наличия высоких запасов финансовых ресурсов ФГУАП «Пулково», общий дефицит чистого оборотного капитала анализируемых госпредприятий остается отрицательным и составляет около -107 млн.руб.

Финансово-экономическое состояние государственных предприятий и эффективность ... 47

Коэффициент текущий ликвидности более 1,15 (рекомендуемое, по оценкам отраслевых специалистов, значение показателя для предприятий ГА) достигнут только у 18 из рассматриваемых 59 предприятий (30,5%).

3. Государственные предприятия испытывают острый дефицит инвестиционных ресурсов. Например, у трех из рассматриваемых в настоящем анализе пяти групп госпредприятий ГА (средние и крупные транспортные авиакомпании, средние и крупные авиапредприятия, выполняющие работы ПАНХ, небольшие региональные аэропорты и объединенные авиаотряды) практически полностью отсутствуют собственные источники инвестиций (отрицательная величина чистого денежного потока, определяемого как сумма амортизационных отчислений и чистой прибыли либо минус общий убыток от деятельности) для развития предприятия. В 2003 году у трех вышеперечисленных групп предприятий совокупный размер годового чистого денежного потока равен -112,785 млн.руб, в целом по всей совокупности рассмотренных предприятий (пять групп) общий размер годового чистого денежного потока положителен и составляет +177,268 млн.руб (без учета ФГУАП «Пулково») или +559,443 млн.руб (с учетом ФГУАП «Пулково»).

Таким образом, можно сделать первый вывод:

государство, как собственник, не умеет достаточно эффективно управлять принадлежащим ему имуществом ВТ, что отражается в убыточной деятельности и недостаточной финансовой устойчивости (ограниченной платежеспособности) большинства ФГУП.

Государство, как и любой иной собственник имущества, должно получать адекватные доходы от его использования (разумеется, сверх налоговых платежей, которые платят государству предприятия всех форм собственности). Доходы федерального бюджета от использования федерального имущества предприятий воздушного транспорта за 2003 год приведены в табл. 1 (за исключением доходов от аренды федерального имущества, которые в настоящей работе не рассматриваются).

Таблица 1

Доходы федерального бюджета от использования федерального имущества предприятий Российской Федерации

Возобновляемые источники дохода 2003 год, млн. руб.

Дивиденды от госпакетов акций отраслевых АО 308,410

Часть прибыли отраслевых ФГУП, перечисляемая собственнику 40,879

Всего, в качестве дивидендов от отраслевых АО ВТ, государство получило в 2003 году около 308 млн рублей. Основная доля выплат дивидендов приходится на ОАО «Аэрофлот -Российские авиалинии» (более 53% дивидендов от всех отраслевых АО) и ОАО

«Международный аэропорт «Шереметьево» (более 32% дивидендов от отраслевых АО). На долю четырех акционерных обществ с госпакетом акций (ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «Аэропорт Толмачево», ОАО «Красноярские авиалинии», ОАО Владивосток Авиа») приходится около 13% от общей суммы перечислений дивидендов в федеральный бюджет в 2003 году (всего на вышеперечисленные шесть предприятий приходится почти 99% всех перечислений).

При этом необходимо отметить, что относительный уровень доходов по дивидендам от госпакетов акций относительно невелик, и даже по перечисленным выше наиболее эффективным шести акционерным обществам составляет сравнительно небольшие суммы:

■ ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» - 0,37% от выручки ОАО;

■ ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» - 2,75% от выручки;

■ ОАО «Аэропорт Внуково» - 2,54% от выручки ОАО;

■ ОАО «Аэропорт Толмачево» - 0,66% от выручки ОАО;

■ ОАО «Красноярские авиалинии» - 0,04% от выручки ОАО;

■ ОАО «Владивосток Авиа» - 0,58% от выручки ОАО.

В целом, в 2003 году средний процент начисленных в пользу государства дивидендов от выручки отраслевых АО с государственным пакетом акций составляет менее 0,5% от общей полученной предприятиями выручки.

В 2003 году, по результатам деятельности за 2002 год, всеми отраслевыми ФГУП Г А было перечислено в федеральный бюджет около 40,9 млн.рублей в качестве причитающейся собственнику части чистой прибыли. Основной объем указанных перечислений в 2003 году (более 88% от общей суммы перечислений) приходится на ФГУАП «Пулково», а на долю трех наиболее «лояльных» по отношению к собственнику ФГУП (включая также ФГУП «ЦРОС ГА» и ФУП «Госкорпорация по ОВД») приходится почти 95% общей суммы перечислений.

При этом уровень доходов федерального бюджета от перечислений части прибыли отраслевыми ФГУП, как и рассмотренные выше доходы по дивидендам от госпакетов акций, относительно невелик, и по даже по указанным выше трем наиболее эффективным ФГУП составляет сравнительно небольшие суммы:

■ ФГУАП «Пулково» - 0,44% от выручки предприятия;

■ ФГУП «ЦРОС ГА» - 0,85% от выручки предприятия;

■ ФУП «Г оскорпорация по ОВД» - 0,60% от выручки предприятия.

В целом, в 2003 году в среднем отраслевыми ФГУП было перечислено в федеральный бюджет, в качестве причитающейся собственнику части чистой прибыли, всего 0,13% от всей годовой выручки отраслевых ФГУП.

Для повышения эффективности управления государственным имуществом в 2002 году было принято Постановление Правительства РФ от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», в соответствии с которым ГСГА (в настоящее время Федеральное агентство воздушного транспорта), находящееся в ведении Минтранса России, осуществляет анализ эффективности деятельности ФГУП ГА, утверждает программы их деятельности и показатели экономической эффективности, в составе которых - плановый показатель части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.

В 2003 году, в рамках указанных работ, были утверждены программы деятельности 51 отраслевого ФГУП, в соответствии с которыми в 2004 году, по результатам деятельности отраслевых ФГУП в прошедшем 2003 году, планируется перечислить в федеральный бюджет около 34 млн. руб, что составляет 0,125% от суммарной утвержденной в программах выручки отраслевых государственных предприятий. Отметим, что указанная планируемая сумма снизилась даже относительно соответствующих показателей 2003 года, что не позволяет рассчитывать на рост эффективности использования государственного имущества ВТ. Наибольший объем перечислений (около 59% общей суммы перечислений отраслевых ФГУП), как и за 2002 год, планирует перечислить ФГУАП «Пулково», при этом сумма перечислений составляет всего 0,23% от плановой выручки авиапредприятия.

Таким образом, можно сделать второй вывод:

государство, как собственник, не получает адекватную долю доходов от использования государственного имущества ВТ, что отражает неэффективность использования

Финансово-экономическое состояние государственных предприятий и эффективность ... 49

принадлежащего государству отраслевого имущества, включая как государственные пакеты акций отраслевых предприятий, так и, в особенности, имущество отраслевых ФГУП.

Проведенный в настоящей статье анализ и полученные результаты позволяют сделать третий вывод:

действующая на воздушном транспорте РФ система управления государственным имуществом неэффективна и нуждается в существенной модернизации.

Andrianova N.V., Fridland A. A.

The article conducted the analysis of a financial and economic condition of the federal state unitary enterprises of civil aviation, and also the analysis of efficiency of use of the state property, regarding reception of additional incomes in the federal budget from use of federal property by the state unitary enterprises and receptions of dividends on the share holdings, taking place in the federal property is resulted.

Сведения об авторах

Фридлянд Александр Абрамович, 1948 г.р., окончил МАИ (1972), доктор экономических наук, профессор МГТУ ГА, автор свыше 160 научных работ, область научных интересов -экономический механизм управления авиапредприятиями и государственное регулирование на воздушном транспорте.

Андрианова Наталья Валерьевна, окончила МГТУ ГА (2001), аспирантка МГТУ ГА, автор 1 научной работы, область научных интересов - экономическое регулирование деятельности гражданской авиации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.