Научная статья на тему 'Государственная служба и социальная инженерия'

Государственная служба и социальная инженерия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
610
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / : PUBLIC SERVICE REFORM / SOCIAL ENGINEERING / SOCIAL / TECHNOLOGY / MANAGEMENT CONSULTING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зинченко Г. П.

Исследуется проблема государственной службы в поле социальной инженерии. Приводятся основные подходы к реализации мероприятий по преобразованию государственной службы: проективный, технологический и консультационный. Рассматривается взаимодействие социологов и чиновников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVILSERVICEANDSOCIALENGINEERING

Author investigates the problem of public service in the field of social engineering, gives the basic approaches to realization of measures to transform the public service: projective, technology and consulting, considers the interaction of social scientists and government officials

Текст научной работы на тему «Государственная служба и социальная инженерия»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ CIVIL SERVICE AND SOCIAL ENGINEERING

Г.П. Зинченко, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой кафедры социологии ЮРИУ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону

G.P. Zinchenko, Doctor of Sociology, Professor, the Head of Sociology Department of the South Russian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)? Rostov-on-Don

Исследуется проблема государственной службы в поле социальной инженерии. Приводятся основные подходы к реализации мероприятий по преобразованию государственной службы: проективный, технологический и консультационный. Рассматривается взаимодействие социологов и чиновников.

Ключевые слова: реформа государственной службы, социальная инженерия, социальное проектирование, социальные технологии, управленческое консультирование.

Abstract. Author investigates the problem ofpublic service in the field of social engineering, gives the basic approaches to realization of measures to transform the public service: projective, technology and consulting, considers the interaction of social scientists and government officials.

Key words and phrases: public service reform, social engineering, social, technology, management consulting.

Реформа государственной службы и социальная инженерия тесно связаны. Вместе с тем в литературе они зачастую рассматриваются в отрыве

друг от друга. До сих пор внимание к их взаимосвязи практически не уделялось. Данная работа ставить цель устранить этот пробел.

В настоящее время модернизация государственной службы носит программно-целевой характер. Исходя из намеченных мероприятий, она планомерно развивается как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Социальные оценки свидетельствуют о наличии положительных тенденций совершенствования государственной службы. Она все в большей мере приводится в соответствие с требованиями законодательства, совершенствуются механизмы кадровой работы. Вместе с тем ряд намеченных мероприятий реализован лишь частично. Остается нерешенной проблема дефицита квалифицированных кадров.

Одна из причин - недостаточное использование социальной инженерии. Организатором проведения реформы не хватает профессионализма в области социального проектирования. Здесь чаще всего используется проблемно-ориентированный подход. Он связан с перераспределением ресурсов под заранее заданные цели. Способы достижения ожидаемых результатов определяется посредством мероприятий, под которые выделяются финансовые средства. Как правило, под каждую проблему разрабатываются соответствующие мероприятия. Например, в рамках программы Правительства Ростовской области «Развитие государственного управления и гражданской службы» предусмотрено проведение следующих основных мероприятий:

1. Совершенствование современных механизмов подбора кадров гражданской службы.

2. Внедрение в органах исполнительной власти новых принципов кадровой работы.

3. Совершенствование современных механизмов прохождения государственной службы.

4. Соблюдение гражданскими служащими требований должностных регламентов.

5. Внедрение эффективных технологий и современных методов работы с кадровым резервом.

6. Повышение профессиональных компетенций кадров государственного управления.

Казалось бы, такой подход, концертируя исполнителей и ресурсы, способствует достижению ожидаемого результата по каждому мероприятию. Однако при этом утрачивается целостность реформирования государственной службы. В результате появляется еще одна проблема, вызванная потребностью увязать все преобразования в единое целое.

Между тем, государственная служба как целостное институциональное образование состоит множества нормативных полей, регулирующих отдельные стороны публично-правовых отношений: поступление на службу, прохождение службы, исполнение должностного регламента, повышение квалификации и т.п. Если преобразуется лишь отдельные поля, то новые приемы приспосабливаются к старым и в конечном итоге подменяются неформальными правилами. В таких условиях новаторы приспосабливают новое к старому, а не наоборот.

Например, по данным социологического опроса 54 % чиновников органов исполнительной власти Ростовской области отметили, что победа в отборочном конкурсе зависит не только от профессионализма, но и от протекции. Это свидетельствует об уживании формальных процедур и неформальных практик. Таким образом, реформа государственной службы нуждается не только в значимых целях, но также в проектировании обновляемого целостного институционального образования.

Для того чтобы, «вдохнуть жизнь» в социальные проекты и программы, реализовать их на практике нужна организационно-технологическая деятельность. Реформа государственной службы востребовала социальные и гу-

манитарные технологии управления. Если первые используются в сфере регуляции деятельности управленческих структур, то вторые - регламентации деятельности по развитию человеческого капитала. Гуманитарные и социальные технологии синтезируются в кадроведческой практике.

Известно, что для решения проблемы дефицита компетентных и результативных служащих Минтруд России в прошлом году запустил четыре пилотных проекта, которые позволяют апробировать новые кадровые технологии, определить эффекты нововведений, жизнеспособность их социальных механизмов и др.

Первый «пилот» способствует развитию технологии конкурентного отбора кадров на дистанционном этапе. Возможность подачи документов в электронном виде, предварительного Интернет-тестирования привлекательна для молодежи. Оценка личностного потенциала, вопрос профессиональной самореализации весьма актуальны для молодого специалиста.

Второй «пилот» призван научить линейных руководителей грамотно формировать квалификационные требования к будущим сотрудникам по профилю образования, знаниям и навыкам необходимым для замещения должностей государственной службы. Это позволит привлечь к работе людей, обладающих необходимым набором компетенций.

Третий «пилот» связан с наставничеством, обеспечивающим эксклюзивную передачу навыков от опытного сотрудника начинающему. Это позволит ускорить процесс адаптации, профессионального становления гражданских служащих.

Наконец, четвертый «пилот» назначен для внедрения системы комплексной оценки деятельности служащих (в том числе общественной). Для того, чтобы отобрать эффективные методы оценки следует апробировать их в различных форматах, применительно к разным категориям и уровням должностей.

Для внедрения указанных выше технологий требуется консулътатив-но-управленческая деятельность кадровых служб: 1) профессиональная подготовка исполнителей; 2)координация действий заинтересованных участников; 3) научно-методическая помощь руководителям и специалистам, занятых внедрением новаций; 4) диагностика результатов внедрения социальных технологий; 5) корректировка целей и задач процесса внедрения.

Таким образом, успех реформирования государственной службы, во многом зависит от социального инжениринга, который является разновидностью управленческого труда. Очевидно, что соответствующие знания, компетентность необходимы руководителям и специалистам в реальной управленческой практике. Все сказанное отражает объективную необходимость развития такой отрасли научного знания как социология государственной службы. Свыше 20 лет назад этот вопрос впервые был поставлен в стране специалистами нашей кафедры. Успех научной организации государственной службы во многом зависит от взаимодействия социологов с чиновниками.

В этом взаимодействии доминирует «сервильная» модель отношений. Руководители государственных органов власти опираются в основном на свою интуицию, но не науку. Поэтому они выделяют средства на прикладные разработки конъюнктурным квазинаучным центрам. Деньги аккуратно осваиваются, а результаты нововведений мало что дают модернизации государственной службы. Требуется «партнерская» модель отношений между чиновниками и социологами. Для этого первым необходимо повысить уровень социологической культуры, а вторым - управленческой. Точкой сопряжения интересов партнеров является социальная инженерия.

Наряду с теоретически и эмпирическим, необходимы и социоинженер-ные исследования института государственной службы. Они характеризуются в большей степени прагматической ориентацией, критическим анализом сложившейся практики, конструктивной разработкой социальных проектов, инструментальным сопровождением их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.