Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ СМИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИХ ПРОДУКЦИИ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЫНКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ СМИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИХ ПРОДУКЦИИ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЫНКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
217
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ / ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Резниченко Сергей Анатольевич, Гавришев Алексей Андреевич

В статье на основе анализа актуальных источников, включая материалы крупнейших российских средств массовой информации (СМИ), проведен анализ государственной системы поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежные информационные рынки в условиях информационных войн. Отмечено, что информационная война против российских СМИ за рубежом в настоящее время вышла на новый уровень. Современную государственную систему поддержки деятельности российских СМИ условно можно разделить на два вида: запретительные меры против иностранных СМИ и административные меры по стимулированию российских СМИ, работающих на зарубежном информационном рынке. В результате проведенного исследования показано, что в настоящее время, по сравнению с предыдущими годами, возросло влияние запретительных мер против иностранных СМИ для поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежные информационные рынки. Развитие административных мер по стимулированию российских СМИ также продолжается. Предлагаются новые формы и методы, которые в перспективе должны позволить продвигать более успешно их продукцию на зарубежный информационный рынок. В заключение сделаны предложения по дальнейшему улучшению системы поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежные информационные рынки. По мнению авторов, совокупное применение предложенных мер позволит в перспективе российским СМИ в условиях информационных войн выйти на новые зарубежные информационные рынки и закрепиться на рынках, на которых они уже присутствуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT SYSTEM FOR RUSSIAN MASS MEDIA ACTIVITIES TO PROMOTE THEIR PRODUCTS TO FOREIGN INFORMATION MARKETS IN THE CONTEXT OF INFORMATION WARS

In this paper, based on the analysis of current sources, including materials of the largest Russian mass media, the analysis of the state system of support for the activities of Russian mass media to promote their products to foreign information markets in the context of information wars is carried out. It is noted that the information war against the Russian media abroad has now reached a new level. It is established that the modern state system of support for the activities of Russian media to promote their products to foreign information markets in the context of information wars can be divided into two types: prohibitive measures against foreign media and administrative measures to stimulate Russian media working in the foreign information market. As a result of the conducted research, it is shown that at present in comparison with previous years the influence of prohibitive measures against foreign media has increased to support the activities of Russian media to promote their products to foreign information markets. The development of administrative measures to stimulate Russian media working in the foreign information market is also continuing. New forms and methods are proposed, which in the future should make it possible to promote their products more successfully on the foreign information market. Taking into account the conducted research, proposals have been made to further improve the system of support for the activities of Russian mass media to promote their products to foreign information markets. According to the authors, the combined application of the proposed measures will allow the Russian media in the future to enter new foreign information markets in the context of information wars and gain a foothold in the markets in which they are already present.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ СМИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИХ ПРОДУКЦИИ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЫНКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН»

DOI: 10.24412/2070-1381-2023-96-148-162

Государственная система поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежные информационные рынки в условиях

информационных войн

Резниченко Сергей Анатольевич

Кандидат технических наук, доцент, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;

Финансовый университет при Правительстве РФ; Российский государственный университет нефти и газа

(национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина; Российский государственный гуманитарный

университет, Москва, РФ.

E-mail: rsa 5@bk.ru

SPIN-код РИНЦ: 6229-0476

ORCID ID: 0000-0002-1539-0457

Гавришев Алексей Андреевич1

Магистрант, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, РФ. E-mail: alexxx.2008@inbox.ru

Аннотация

В статье на основе анализа актуальных источников, включая материалы крупнейших российских средств массовой информации (СМИ), проведен анализ государственной системы поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежные информационные рынки в условиях информационных войн. Отмечено, что информационная война против российских СМИ за рубежом в настоящее время вышла на новый уровень. Современную государственную систему поддержки деятельности российских СМИ условно можно разделить на два вида: запретительные меры против иностранных СМИ и административные меры по стимулированию российских СМИ, работающих на зарубежном информационном рынке. В результате проведенного исследования показано, что в настоящее время, по сравнению с предыдущими годами, возросло влияние запретительных мер против иностранных СМИ для поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежные информационные рынки. Развитие административных мер по стимулированию российских СМИ также продолжается. Предлагаются новые формы и методы, которые в перспективе должны позволить продвигать более успешно их продукцию на зарубежный информационный рынок. В заключение сделаны предложения по дальнейшему улучшению системы поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежные информационные рынки. По мнению авторов, совокупное применение предложенных мер позволит в перспективе российским СМИ в условиях информационных войн выйти на новые зарубежные информационные рынки и закрепиться на рынках, на которых они уже присутствуют.

Ключевые слова

Средства массовой информации, зарубежный информационный рынок, информационная война, государственная система поддержки, запретительные меры, административные меры.

State Support System for Russian Mass Media Activities to Promote Their Products to Foreign Information Markets in the Context of Information Wars

Sergey A. Reznichenko

PhD, Associate Professor, National Research Nuclear University MEPhI; Financial University under the Government of

the Russian Federation; Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University); Russian State University for

the Humanities, Moscow, Russian Federation.

E-mail: rsa 5@bk.ru

ORCID ID: 0000-0002-1539-0457

Aleksey A. Gavrishev2

Master's degree student, National Research Nuclear University MEPhI, Moscow, Russian Federation. E-mail: alexxx.2008@inbox.ru

Abstract

In this paper, based on the analysis of current sources, including materials of the largest Russian mass media, the analysis of the state system of support for the activities of Russian mass media to promote their products to foreign information markets in the context of information wars is carried out. It is noted that the information war against the Russian media abroad has now reached a new level. It is established that the modern state system of support for the activities of Russian media to promote their products to foreign information markets in the context of information wars can be divided into two types: prohibitive measures against foreign media and administrative measures to stimulate Russian media working in the foreign information market. As a result of the conducted research, it is shown that at present in comparison with previous years the influence of prohibitive measures against foreign media has increased to support the activities of Russian media to promote their products to foreign information markets. The development of administrative measures to stimulate Russian media working in the foreign information market is also continuing. New forms and methods are proposed, which in the future should make it possible to promote their products more successfully on the foreign information market. Taking into account the conducted research, proposals have been

1 Корреспондирующий автор.

2 Corresponding author.

made to further improve the system of support for the activities of Russian mass media to promote their products to foreign information markets. According to the authors, the combined application of the proposed measures will allow the Russian media in the future to enter new foreign information markets in the context of information wars and gain a foothold in the markets in which they are already present.

Keywords

Mass media, foreign information market, information war, state support system, prohibitive measures, administrative measures.

Введение

Новые технологии, пришедшие за последние десять лет на смену традиционным способам передачи массовой информации, кардинальным образом изменили очертания современного российского медиапространства. Ему стали присущи не просто возросший, а уже поистине подавляющий человека объем сообщений, активное развитие новых типов средств массовой информации (СМИ), глобальное распространение посредством интернет-технологий и т.д. [Стровский, Ильина 2013]. Новые технологические возможности, развивающиеся в информационном пространстве сегодня, вместе с тем лишь усугубили профессиональные дискуссии: изменилось ли сегодня, по сравнению с минувшими десятилетиями, качество самой массовой информации; каков охват российских СМИ и каково их влияние на мировое медиапространство; какие проблемы и препятствия существуют у отечественных СМИ [Там же].

Ответы на некоторые из этих вопросов, обозначающие актуальность указанной тематики, есть в официальных документах. В частности, в утратившей силу Доктрине информационной безопасности Российской Федерации3 было указано, что в Российской Федерации нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, СМИ с информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена. В условиях глобализации одной из главных причин этого была обозначена недостаточная государственная поддержка деятельности российских информационных агентств и СМИ, в частности по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

Для устранения указанных причин в 2005 году был открыт телеканал Russia Today (RT), ориентированный на международную аудиторию [Толоконникова, Будакова 2019]. Канал был создан с целью «отражать российскую позицию по главным вопросам международной политики», а также «информировать аудиторию о событиях и явлениях российской жизни»4. Запуск медиапредприятия, способного конкурировать со СМИ международного уровня, потребовал составления безошибочной теоретической концепции: принципы международного вещания RT стали своего рода кульминацией многолетней работы по определению места и имиджа России в контексте мирового опыта. Главный редактор телеканала RT М.С. Симоньян провела однажды любопытную параллель между национальным информационным телеканалом и Министерством обороны страны, подчеркнув, что отсутствие одного равнозначно упразднению другого. Главной особенностью телеканала в итоге считается не столько новостная сводка о жизни в России, сколько подача информации о мировых событиях под альтернативным углом [Там же, 93]. На фоне западных международных телеканалов RT резко выделяется нестандартным контентным наполнением: события одного дня могут быть освещены диаметрально

3 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 09.09.2000 № Пр-1895) // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/182535/ (дата обращения: 26.09.2022).

4 Имидж России собираются улучшить при помощи нового телеканала // Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2005/06/06/channel/ (дата обращения: 16.09.2022).

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2023 149

противоположным образом в сравнении, например, с британским информационным гигантом BBC. На настоящий момент RT трансформировался в глобальную телевизионную сеть, включающую в себя несколько информационных телеканалов круглосуточного вещания на разных языках, видеоагентство и онлайн-порталы на нескольких языках. К десятилетию телеканала еженедельная аудитория RT достигла 68 млн зрителей в 37 странах мира. Важно отметить, что запуск телеканала RT стал лишь первым шагом на пути создания российских СМИ нового типа, ориентированных на зарубежную аудиторию. Дальнейшим шагом в данном направлении стало создание международного информационного агентства «Россия сегодня», в состав которого входит широко известное международное новостное агентство и радио Sputnik [Там же, 93-94].

Таким образом, можно заключить, что некоторые из целей в указанной области, в частности продвижение продукции российских информационных агентств и СМИ на зарубежный информационный рынок, описанные в утратившей силу Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, были частично достигнуты.

Вместе с тем в новой Доктрине информационной безопасности Российской Федерации5 указано, что в настоящее время отмечается тенденция к увеличению в зарубежных СМИ объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации. Российские СМИ зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.

Здесь заметим, что в новой Доктрине нет понятия «информационное агентство», а присутствует понятие «СМИ». Статус информационного агентства определен статьей 23 Закона о СМИ6: на него одновременно распространяется статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации. Закрепляя статус информационного агентства, Закон о СМИ не дает определения данному термину. Специфика информационных агентств заключается в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления. Основными потребителями информации информационных агентств являются СМИ. При этом закон распространяет на информационные агентства правовой режим СМИ. Исходя из этого, в дальнейшем будем использовать понятие «СМИ», под которым в статье 2 Закона о СМИ понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.

Кроме того, отметим такой важный документ, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации7, в которой указано, что в настоящее время в некоторых странах вводятся прямые запреты на работу российских СМИ и использование российских информационных ресурсов. В связи с этим обозначена необходимость укрепления позиций российских СМИ в глобальном информационном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы. В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации8, более подробно раскрывающей данный вопрос, добиться этого возможно в том числе развитием собственных эффективных средств информационного влияния

5 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646) // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71556224/ (дата обращения: 26.09.2022).

6 Закон РФ от 27.12.l991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/ (дата обращения: 26.09.2022); Рекомендации по соблюдению отдельных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникации // Роскомнадзор [Электронный ресурс]. URL: https://70.rkn.gov.ru/directions/p1892/p5732/p19443/ (дата обращения: 26.09.2022).

7 Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 389271/ (дата обращения: 26.09.2022).

8 Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71552062/ (дата обращения: 26.09.2022).

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2023 150

на общественное мнение за рубежом, содействием усилению позиций российских и русскоязычных СМИ в мировом информационном пространстве, предоставлением им необходимой для этого государственной поддержки и т.д. В этих целях предполагается более широкое использование новых информационно-коммуникационных технологий.Российская Федерация будет также добиваться формирования комплекса правовых и этических норм безопасного использования таких технологий. Россия отстаивает право каждого человека на доступ к объективной информации о событиях в мире, а также к различным точкам зрения на эти события.

СМИ в условиях информационных войн (обзор литературы)

В настоящее время не хватает созданного ранее задела для продвижения продукции российских СМИ на зарубежный информационный рынок. Кроме привычных проблем, например финансовых, также существуют и иные проблемы, которые силами и средствами самих СМИ не преодолеть. В качестве таких проблем в первую очередь следует выделить так называемые информационные войны, которые стали неотвратимой реальностью современного постиндустриального мира. В настоящее время, согласно исследованиям различных авторов, при поддержке интернета, социальных сетей и других цифровых технологий информационные войны превратились в полноценный инструмент, который позволяет преобразовывать реальность в нужном направлении для противоборствующих сторон и добиваться положительного к себе отношения со стороны мирового сообщества, успешного доведения до массовой аудитории выгодного восприятия своих позиций на мировой арене и т.д. Например, одной из основных угроз информационной безопасности России в сфере массовых коммуникаций является снижение качества национальных СМИ [Алексеев 2017]. Интересы государства и гражданского общества требуют консолидации усилий в деле создания благоприятных условий для роста авторитета и качества отечественных СМИ, их экономической самостоятельности и политической ответственности. В работе [Ахмадеев и др. 2021] проведена оценка эффективности фейковых новостей как инструмента информационной войны в восприятии молодого поколения граждан России. В результате проведенных исследований выявлено, что чаще всего, по мнению молодого поколения граждан России, ложные новости связаны с международными отношениями и внешней политикой России и направлены на определенные профессиональные структуры, конкретные институты и организации, на конкретных людей или группы людей, затрагивая ценности широких слоев населения для оказания воздействия на общественное мнение. Рассматриваются также инструменты «мягкой силы», используемые Россией в публичной дипломатии, и отмечается значение информационных средств для эффективной деятельности в данной сфере, а также рост влияния таких современных способов обмена информацией, как социальные сети [Колеватова 2016]. В другой работе говорится, что одной из особенностей современной системы международных отношений является увеличение влияния на нее информационной составляющей. На примере информационного сопровождения Россией своей внешнеполитической деятельности в условиях противоборства с США показано, что СМИ играют все большую роль для достижения внешнеполитических целей [Ковшарь 2019].

Проводятся также исследования новейших практик информационных операций в сфере информационных войн, особенностей их гибридизации, а также новейших форм и методов противодействия [Манойло 2021]. Работа Е.П. Прохорова [Прохоров 2009] посвящена исследованию вопросов обеспечения информационной безопасности в деятельности СМИ. В ней предпринята попытка системного рассмотрения проблем массово-информационной безопасности; дается определение массово-информационной безопасности, опасности и угрозы

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2023 151

в этой сфере, характеризуется структура деятельности в СМИ по сохранению и поддержанию массово-информационной безопасности, организационные формы, необходимые для мониторинга и преодоления опасностей и угроз, для укрепления и развития массово-информационной безопасности.

В работе [Таказов,Загоскина 2022] рассматриваются СМИ как средство продвижения политики «мягкой силы» государств, их роль и эффективность в контексте повышения имиджа государства. Процесс информационно-психологического воздействия для формирования общественного мнения с помощью СМИ и контроль информационного ресурса предстают как неотъемлемая часть политики «мягкой силы». Отмечается, что сегодня СМИ являются «мягким» инструментом публичной дипломатии, но одновременно способны осуществлять «полумягкие» способы воздействия в контексте информационных войн [Там же, 148].

Н.И. Харитонова и А.С. Максимов [Харитонова, Максимов 2022] рассматривают проблемы взаимодействия России и стран Запада в условиях гибридной войны. В результате предложен новый комплексный стратегический подход, базирующийся на инверсивной векторной модели (в рамках векторного подхода) и позволяющий решить ключевые внешнеполитические задачи России, а также даны практические рекомендации, направленные на формирование таких характеристик внешней политики РФ, как проактивность, нацеленность на активное изменение геополитической реальности в пользу интересов национальной и международной безопасности, активизацию проектной и контргибридной деятельности.

В работах зарубежных авторов [Elswah, Howard 2020] исследуются механизмы производства политических новостей и информации телеканала RT. Путем проведения углубленных интервью с нынешними и бывшими сотрудниками RT авторы данной работы пытаются доказать, что RT зачастую используется в качестве инструмента государственной политики для вмешательства в политику других государств.

В свете ухудшения отношений России с западными государствами на примере освещения каналом RT чемпионата мира по футболу 2018 года в России и реакции аудитории, вызванной этим, показано, что разрыв в доверии был между странами частично преодолен. На основе проведенного анализа установлено, что освещение чемпионата мира создало позитивное представление о России в различных, в том числе западных, странах. Таким образом, правильное освещение международными вещательными компаниями спортивных мегасобытий даже в условиях информационных войн может создать позитивный эффект у аудитории [Crilley et al. 2022a].

Некоторые примеры происходящих в настоящее время информационных войн были подняты на форуме современной журналистики «Вся Россия — 2021» в Сочи официальным представителем российского МИД М.В. Захаровой, затронувшей тему притеснения российских журналистов на Западе9. По мнению Марии Захаровой, на первые случаи притеснения российских журналистов и СМИ за рубежом надо было реагировать жестче. Официальный представитель российского дипломатического ведомства привела пример: корреспондентов РИА Новости не аккредитовали на церемонию у монумента в Нью-Йорке в память жертв теракта 11 сентября 2021 года. Российские СМИ, в том числе РИА Новости, Sputnik, ТАСС и ряд других, не впервые попадают под прессинг западных стран. Кроме того, глава российской дипломатии С.В. Лавров подчеркнул, что против российских СМИ фактически объявлена война. Примером притеснения российских журналистов и СМИ за рубежом является также снятие немецкоязычного телеканала Russia Today (RT DE) с европейского вещания.

9 Захарова: надо было жестче реагировать на первые притеснения наших СМИ за рубежом // Вести.Ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/article/2612189 (дата обращения: 26.09.2022).

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2023 152

Вместе с тем информационная война против российских СМИ вышла на новый уровень весной 2022 года [Мусиева 2022; Харитонова, Максимов 2022; Crilley et al. 2022b]. В частности, в это время западные страны (Великобритания, страны Европейского союза, Канада, США и другие) запретили вещание RT и работу агентства Sputnik на своей территории10. Кроме того, Евросоюз ввел санкции против руководителей одних из крупнейших российских СМИ, в частности ТАСС, ВГТРК, газеты «Московский комсомолец»11. Ознакомиться с полным перечнем запретов и ограничений в отношении российских СМИ и журналистов за рубежом возможно на сайте МИД России12.

Таким образом, необходима целенаправленная и комплексная государственная поддержка российских СМИ. Поэтому исследования в данной области являются актуальными.

Целью данной статьи является анализ государственной системы поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежные информационные рынки в условиях информационных войн.

Государственная система поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежные информационные рынки в условиях информационных войн

Проведенный анализ нормативно-правовых документов, научных работ и материалов крупнейших российских СМИ позволил условно разделить государственную систему поддержку деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок в условиях информационных войн на два вида:

— запретительные меры против иностранных СМИ;

— административные меры по стимулированию российских СМИ, работающих на зарубежном информационном рынке.

Далее рассмотрим их более подробно.

Запретительные меры против иностранных СМИ. Член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции А.Л. Шхагошев, комментируя случай запрета вещания RT DE, заявил о необходимости выработать новые механизмы защиты российских СМИ13, так как существующие механизмы не справляются с этой ситуацией. Одним из возможных направлений защиты российских массмедиа являются запретительные меры против иностранных СМИ. Известно, что СМИ — важная составляющая так называемой «мягкой силы», основной задачей которой является формирование лояльной по отношению к государству, проводящему политику «мягкой силы», политической элиты и общества государства-объекта, преподнесение политических и/или экономических трансформаций в качестве прямого интереса и выгоды. Кроме того, как было показано во многих исследованиях (см., например, [Алексеев 2017; Ахмадеев и др. 2021; Колеватова 2016]), с помощью СМИ становится возможным не только повышать собственный потенциал влияния, но и создавать негативный, а иногда и нелегитимный образ третьей стороны. Участившиеся случаи запрета российских СМИ в некоторых государствах

10 ЕС запрещает вещание RT и работу агентства Sputnik // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/03/02/es-zapreshchaet-veshchanie-rt-i-rabotu-agentstva-sputnik.html (дата обращения: 26.09.2022); RT прекращает производство контента в США / Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5240428 (дата обращения: 26.09.2022).

11 Евросоюз ввел санкции против руководителей крупнейших российских СМИ // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/04/09/evrosoiuz-vvel-sankcii-protiv-rukovoditelej-krupnejshih-rossijskih-smi.html (дата обращения: 26.09.2022).

12 Репрессии в отношении российских СМИ и журналистов за рубежом // МИД РФ [Электронный ресурс]. URL: https://mid.ru/ru/press service/journalist help/repressions/ (дата обращения: 15.01.2023).

13 В Госдуме предложили создать новый механизм защиты СМИ // Парламентская газета [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/politics/v-gosdume-predlozhili-sozdat-novyy-mekhanizm-zashhity-svobodnoy-raboty-smi.html (дата обращения: 26.09.2022).

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2023 153

в рамках информационных войн прямо на это указывают и ведут к тому, что СМИ таких стран, работающие в России, получают преимущество в информационном поле над российскими СМИ, работающими за рубежом. На это прямо указывают российские законодатели14: в реалиях современной геополитической обстановки СМИ становятся инструментом влияния на информационное состояние общества. Запрет или ограничение работы российских СМИ недопустимо и противоречит основополагающим принципам свободы распространения информации. В этих условиях целесообразным является нормативное закрепление государственных симметричных и оперативных контрмер на нелегитимные действия и решения, принимаемые иностранными государствами в отношении российских СМИ, осуществляющих деятельность за рубежом.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в России в ответ на запретительные меры против российских СМИ за рубежом были закрыты корпункты, аннулированы аккредитации и российские визы для журналистов немецкой Deutsche Welle и канадской CBC15. Кроме того, в ответ на противоправные действия против российских СМИ за рубежом на территории России был заблокирован доступ к ряду популярных иностранных СМИ16, а корреспонденту «Би-би-си» (финансируемой государством ) Саре Рейнсфорд отказали в продлении визы и аккредитации. Кроме того, для защиты прав граждан в конце 2020 года был принят закон, который направлен на борьбу с цензурой со стороны зарубежных интернет-платформ по отношению к материалам российских СМИ17. Так, Роскомнадзор с прошлого года зафиксировал уже 51 случай цензуры материалов российских СМИ и их официальных аккаунтов со стороны зарубежных интернет-площадок. В ведомстве отмечают, что наиболее часто цензуре подвергаются материалы российских СМИ (Sputnik, RT), вещающих на международную аудиторию18.

По следам происходящих событий депутаты Госдумы подготовили инициативу, согласно которой предусмотрен быстрый и симметричный ответ на недружественные действия в отношении российских СМИ за рубежом. По словам председателя комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России В.И. Пискарева, эта инициатива позволит российским компетентным органам оперативно отреагировать и дать зеркальный ответ на недружественные действия в отношении наших СМИ за рубежом. Предложенная поправка предоставляет право Генеральному прокурору или его заместителям по согласованию с МИД России в случае выявления таких недружественных действий иностранного государства оперативно принять решение о запрете или ограничении деятельности на территории России СМИ этой страны19. По итогам рассмотрения указанной инициативы был принят ФЗ от 14.07.2022 № 277-ФЗ20.

14 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/101646-8 (дата обращения: 28.09.2022).

15 Трансляцию Deutsche Welle запретят в России в ответ на блокировку RT DE // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/02/2022/61fbd8719a7947794f8197d3 (дата обращения: 26.09.2022); МИД объявил о закрытии московского бюро канадской CBC // Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/841565 (дата обращения: 26.09.2022).

16 В России заблокировали сайт Euronews // Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/ russia/830473 (дата обращения: 26.09.2022); BBC возобновит работу в России // Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/826959 (дата обращения: 26.09.2022).

17 Роскомнадзор сообщил о 51 случае цензуры материалов российских СМИ // Парламентская газета [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/roskomnadzor-soobshhil-o-51-sluchae-cenzury-materialov-rossiyskikh-smi.html (дата обращения: 26.09.2022).

18 Роскомнадзор рассказал о случаях цензуры материалов российских СМИ // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20211124/tsenzura-1760449494.html (дата обращения: 26.09.2022).

19 Недружественные действия в отношении российских СМИ вызовут симметричный ответ — Пискарев // РАПСИ [Электронный ресурс]. URL: http://rapsinews.ru/incident news/20220405/307856408.html (дата обращения: 26.09.2022); Внесен законопроект о зеркальных ответных мерах на запрет российских СМИ за рубежом // Государственная Дума [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/53996/ (дата обращения: 26.09.2022).

20 ФЗ от 14.07.2022 № 277-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140041?index=0 (дата обращения: 28.09.2022).

Кроме того, власти России разрабатывают дополнительный пакет санкций в отношении англосаксонских СМИ, работающих в РФ21. Как заявила официальный представитель МИД России М.В. Захарова, Россия даст адекватный ответ на все недружественные действия в отношении отечественных СМИ за рубежом. Одним из недавних примеров таких ответных мер является расторжение Российской Федерацией меморандума о взаимопонимании с США в области культуры, образования и СМИ22. В частности, данный меморандум должен был содействовать упрочению взаимного сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования, архивного дела и СМИ, в том числе помогая обмену и контактам между представителями СМИ двух стран.

Другим примером запретительных мер может являться так называемый закон о СМИ-иноагентах. Согласно этому закону, иноагентами могут быть признаны СМИ, получающие финансовую помощь от иностранных государств или организаций. Изменения были внесены в статью 6 закона «О средствах массовой информации». Поправки о статусе СМИ-иноагентов стали вынужденной ответной мерой на притеснение российских СМИ в США и, в частности, признание RT America иностранным агентом. Сообщается23, что работа СМИ-иноагентов будет ограничена в обеих палатах российского парламента: Совете Федерации и Госдуме. Не исключено, что региональным парламентам также будет рекомендовано не пускать журналистов подобных изданий.

С целью совершенствования законодательства о СМИ-иноагентах группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму проект закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием24. Документ обобщает нормы российского законодательства об иноагентах. Так, уточняются понятия «иностранный агент», «иностранное влияние», «иностранный источник», «политический деятель»; определяется, кто может быть признан иноагентом; вводится единый реестр иноагентов вместо существующих четырех; определяется порядок включения и исключения из него. Как заявил сенатор А.А. Климов, указанный законопроект не только систематизирует ранее принятые правовые нормы в отношении иностранных агентов, но и вносит ряд дополнений, которые, с одной стороны, учитывают опыт их применения за десятилетний период, а с другой, позволяют ответить на новые внешние вызовы. По итогам рассмотрения указанной инициативы был принят ФЗ от 14.07.2022 № 255-ФЗ25.

Обратим также внимание на такую важную проблему, как борьба с фейками в СМИ, острота которой в настоящее время вышла на новый уровень [Ахмадеев и др. 2021]. Так, только в 2020 году рабочая группа Общественной палаты РФ выявила 35 тысяч фейковых новостей в интернете, в том числе на сайтах официальных СМИ, в 2021 году их стало еще больше26. Из-за этого в последние годы был принят ряд нормативных актов, направленных на борьбу с фейками. В частности, основополагающие законы об ответственности за распространение в интернете фейковых

21 Захарова заявила, что Москва работает над санкциями в отношении англосаксонских СМИ // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/14724609 (дата обращения: 26.09.2022).

22 Россия расторгла меморандум о взаимопонимании с США в области культуры, образования и СМИ // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/14772111 (дата обращения: 30.09.2022).

23 Минюст определил список СМИ-иноагентов: пока их девять // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20171205/1510268451.html (дата обращения: 26.09.2022).

24 Климов: законопроект об иноагентах позволит ответить на внешние вызовы // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220524/inoagenty-1790443615.html (дата обращения: 26.09.2022).

25 ФЗ от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140018?index=0 (дата обращения: 28.09.2022).

26От фейков спасут цифровая грамотность и высокие штрафы // Парламентская газета [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/ot-feykov-spasut-cifrovaya-gramotnost-i-vysokie-shtrafy.html (дата обращения: 26.09.2022).

новостей вступили в силу 29 марта 2019 года27. Данные документы предусматривают блокировку недостоверных и искажающих факты (фейковых) новостей, дополняют перечень информации, доступ к которой может быть ограничен по требованию Генерального прокурора РФ или его заместителей. Законами также были введены штрафы за распространение фейковых новостей28. Однако в последующем с учетом практики их правоприменения и новых вызовов, связанных с фейками, было предложено законы усовершенствовать. Так, к настоящему времени в отдельных случаях предусмотрено уголовное наказание за распространение фейков29. Кроме того, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций А.А. Малькевич назвал важным закон о борьбе с недостоверными и искажающими факты новостями, однако отметил, что документ нуждается в доработке, в том числе с использованием иностранного опыта. Так, например, в США существует закон, согласно которому осужденные хакеры и прочие киберпреступники лишаются возможности пользоваться интернетом. Поэтому российское законодательство по борьбе с фейками с учетом происходящих в мире изменений, в том числе и в сфере цифровых технологий, следует совершенствовать.

Отдельно отмечается проблема с блогерами30. Пока в России отдельного законодательства для сетевых писателей не существует. По словам А.А. Малькевича, блогеров нужно наделить правами и обязанностями СМИ, чтобы хоть как-то нивелировать ту пропасть, что есть сейчас, так как СМИ по закону отвечают за свои слова, проверяют информацию, выполняют огромное количество предписаний. Но «погоня» за блогерами вынуждает допускать все больше ошибок на страницах прессы, а общий уровень подготовки журналистов снижается. Одной из причин этого является нехватка на факультетах журналистики практиков. Поэтому этот важный вопрос тоже требует незамедлительных решений.

Для более эффективной борьбы с фейками, помимо законодательных инициатив, также было объявлено о запуске информационного ресурса «Объясняем.рф» с проверенной информацией на фоне фейков и слухов31. Данный сервис будет работать по аналогии с известным российским сайтом «Стопкоронавирус.рф», который предоставляет информацию о COVID-19. На портале для борьбы с фейками публикуются актуальные материалы для граждан, связанные в том числе с работой транспорта, учебных заведений, ценами на продукты и т.д. Помимо того, на нем приводятся разоблачения недостоверной информации. На ресурсе также будет доступна форма обратной связи, через которую граждане смогут направить свои вопросы. Следует заметить, что борьба с фейками — это прерогатива не только государства, но и гражданского общества. Так, крупнейшие российские IT-компании и СМИ в инициативном порядке подписали меморандум о борьбе с фейками32: крупнейшие российские IT-компании, медиахолдинги и издания объединились для системной борьбы с недостоверной информацией в интернете и создания

27 Федеральный закон «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 18.03.2019 N 31-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 320401/ (дата обращения: 28.09.2022); Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 18.03.2019 N 27-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 320399/ (дата обращения: 28.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 В ОП назвали важным закон о борьбе с фейками // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/13160441 (дата обращения: 26.09.2022).

29 Федеральный закон от 04.03.2022 N 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 410887/ (дата обращения: 26.09.2022).

30 От фейков спасут цифровая грамотность и высокие штрафы // Парламентская газета [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/ot-feykov-spasut-cifrovaya-gramotnost-i-yysokie-shtrafy.html (дата обращения: 26.09.2022).

31В России запустили ресурс для борьбы с фейками // Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2022/03/01/explain (дата обращения: 26.09.2022).

32 Крупнейшие российские 1Т-компании и СМИ подписали в ТАСС меморандум о борьбе с фейками // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/12604685 (дата обращения: 26.09.2022).

безопасной информационной среды, что отвечает требования настоящего времени. Данный меморандум возможно считать одним из первых шагов на пути к более эффективной и широкой борьбе с фейками в России.

Административные меры по стимулированию российских СМИ, работающих на зарубежном информационном рынке. Одной из важных мер по стимулированию российских СМИ, работающих на зарубежном информационном рынке, является их финансирование. Как сообщает РБК33, в 2021 году на поддержку СМИ из федерального бюджета были выделены почти 102,8 млрд руб. Таким образом, формально Минфин предложил увеличить господдержку СМИ на 40%. Но по сравнению с тем, сколько средств было выделено СМИ в 2020 году (101,2 млрд руб.), предложенная в 2021 году корректировка оказалась незначительной — государство фактически сохранило размер субсидий на прежнем уровне. Как объяснил представитель МИА «Россия сегодня», цифры, касающиеся непосредственно информационного агентства, — это не увеличение, а восстановление финансирования до уровня 2020 года, так как базовые лимиты на 2021-2022 годы, запланированные ранее в проекте трехлетнего бюджета, были сильно занижены.

В настоящее время расходы на рекламу — ключевой источник доходов медиакомпаний — падают. По итогам первого полугодия 2020 года рекламодатели, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, снизили свои бюджеты в целом на 9%, до 205-207 млрд руб. По итогам всего 2020 года расходы на рекламу снизятся на 5%, до 470,3 млрд руб. (по оценке агентства Zenith). Российский офис Dentsu Aegis Network в сентябре представил свой прогноз: при оптимистическом сценарии без повторного локдауна затраты на рекламу в этом году снизятся почти на 11%. Пессимистичный сценарий с новыми самоограничениями подразумевает падение рекламного рынка в 2020 году на 18% и небольшой рост в 2021. Поэтому финансовая поддержка отечественных СМИ со стороны государства является важной для отрасли.

В 2021 году российские СМИ получили следующие суммы34: RT — 27,3 млрд рублей, ВГТРК — 25 млрд рублей, «Россия сегодня» — 7,6 млрд рублей, «Первый канал» — 6 млрд рублей. По планам на 2022 год российские СМИ должны получить 111,2 млрд рублей, из них телеканал RT получит 28,7 млрд рублей, ВГТРК — 25,2 млрд рублей. Еще 9,4 млрд рублей выделено холдингу «Россия сегодня», а «Первому каналу» — 6,3 млрд рублей. ТАСС получит 3,1 млрд рублей. Как видно, в текущем году предусмотрено некоторое увеличение финансирования российских СМИ.

В качестве другого примера административных мер по стимулированию российских СМИ, работающих на зарубежном информационном рынке, можно рассмотреть меру, предложенную в Общественной палате35. В частности, предлагается снять с государственных СМИ обязательства тратить бюджетные средства через официальные госзакупки, так как проведение всех обязательных процедур требует значительных временных ресурсов. Необходима либо их временная приостановка, либо пересмотр законов, связанных с проведением госзакупок государственными СМИ.

33 Власти отказались от снижения господдержки СМИ на фоне пандемии // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology and media/17/09/2020/5f61f7899a7947687f22edc1 (дата обращения: 26.09.2022).

34 Там же.

35 Российским СМИ не хватает свободы бюджета // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant. ru/doc/5239569 (дата обращения: 26.09.2022).

Следует также отметить меры, представляемые самими СМИ. Так, Союз журналистов России (СЖР) направил в правительство и Госдуму свои предложения по срочной поддержке российских СМИ36. В Союзе отметили, что в текущих условиях российские массмедиа оказались на грани выживания, поскольку у подавляющего большинства редакций рекламные доходы упали более чем в два раза. Для многих изданий бесперебойное обеспечение производственных процессов становится все более трудно исполнимой задачей. СЖР, в частности, предлагает властям взять под контроль повышение тарифов операторов связи, в том числе и спутниковой связи; обеспечить контроль над ростом цен, вплоть до моратория на рост цен на бумагу отечественного производства; приостановить налоговые проверки и в 2022-2023 гг. ввести упрощенную процедуру ускоренного переоформления или продления вещательных лицензий. Кроме того, Союз предложил разрешить рекламу пива во всех зарегистрированных СМИ, а также рекламу отпускаемых по рецептам лекарственных препаратов во всех зарегистрированных печатных и сетевых СМИ и ряд других шагов, которые помогут СМИ пережить трудные времена.

Еще одним примером таких мер может являться использование так называемых Русских домов, созданных при посольствах РФ в зарубежных странах37. Сообщается, что Россотрудничество намерено содействовать продвижению цифровых образовательных площадок на русском языке за рубежом. Об этом сообщил заместитель руководителя агентства Д.В. Поликанов, выступая на встрече с экспертами бизнес-платформы Общероссийского народного фронта. По его словам, Россотрудничество выделяет три основных направления, в которых важно использовать цифровые образовательные площадки на русском языке: работа с соотечественниками, подготовка детей к поступлению в российские вузы и обучение взрослых. Русские дома по всему миру готовы рассказывать об образовательных проектах на своих онлайн-ресурсах, предоставлять площадки для офлайн-мероприятий и реализовывать совместные акции, например диктанты, олимпиады, марафоны.

Следует обратить внимание на активность российских СМИ в отечественных соцсетях: она значительно увеличилась после запрета в России иностранных социальных сетей38. Например, в марте 2022 года количество просмотров платформы «Смотрим» ВГТРК превысило 100 миллионов впервые с момента ее запуска. СМИ следует обратить большее внимание на отечественные соцсети, так как они имеют широкие возможности по продвижению продукции российских СМИ как на внутренний, так и на международный рынок.

В качестве еще одной меры рассмотрим следующую. Интерфакс сообщает39, что Минцифры подготовило законопроект, по которому СМИ, учрежденные государственными органами или организациями, освободят от обязанности отчитываться об иностранном финансировании, так как через них невозможны попытки влияния извне для формирования «искаженной картины политической действительности». Речь идет о поправках, которые дополнят список исключений в статье 19.2 закона «О СМИ» (уведомление о получении редакцией СМИ, вещателем или издателем денежных средств от иностранных источников): «СМИ, учредителями которых выступили федеральные органы госвласти или учрежденные ими организации или организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств (субсидий), предоставленных из федерального бюджета». Сейчас все СМИ, кроме зарубежных и созданных по международным

36 СЖР предложил властям поддержать СМИ, разрешив рекламу пива // Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/839774 (дата обращения: 26.09.2022).

37 Россотрудничество будет продвигать цифровые образовательные площадки за рубежом // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/12162869 (дата обращения: 26.09.2022).

38 Российские СМИ рассказали, как работают без иностранных соцсетей // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220408/sotsseti-1782554305.html (дата обращения: 26.09.2022).

39 Российские госСМИ освободят от отчетности об иностранном финансировании // Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/768548 (дата обращения: 26.09.2022).

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2023 158

договорам России, должны раз в квартал отчитываться об иностранном финансировании. Это требование ввели, чтобы граждане России могли знать «о подготовке коммерческими СМИ» материалов «на средства иностранных организаций, представляющих опасность для интересов российского общества и государства в условиях, когда в ряде стран усилилось давление на российские СМИ, путем раскрытия сведений о получаемых доходах». «Вместе с тем попытки влиять извне на российское информационное пространство с целью предвзятого информирования и создания искаженной картины политической действительности могут иметь место только в отношении коммерческих СМИ, не имеющих государственного финансирования (субсидий) и установленных органами государственной власти приоритетных целей и видов деятельности таких СМИ», — пояснили в Минцифры40.

Заключение

Анализ нормативно-правовых документов, научных работ и материалов крупнейших российских СМИ позволил провести анализ государственной системы поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок в условиях информационных войн. Отмечено, что информационная война против российских СМИ за рубежом в настоящее время вышла на новый уровень, и установлено, что государственную систему поддержки деятельности российских СМИ условно можно разделить на два вида: запретительные меры против иностранных СМИ и административные меры по стимулированию российских СМИ, работающих на зарубежном информационном рынке.

В результате показано, что в настоящее время, по сравнению с предыдущими годами, возросло влияние запретительных мер против иностранных СМИ для поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок. Развитие административных мер по стимулированию российских СМИ также продолжается. Предлагаются новые формы и методы, которые в перспективе должны позволить продвигать более успешно их продукцию на зарубежный информационный рынок

С учетом сказанного и проведенных исследований, по мнению авторов, для дальнейшего улучшения продвижения продукции российских СМИ на зарубежный информационный рынок в условиях информационных войн необходимо сделать следующее:

1) принять на государственном уровне отсутствующие в настоящее время отдельные нормативные документы стратегического и тактического содержания, которые бы подробно регламентировали вопросы государственной системы поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

2) развивать законодательство в области запретительных мер против иностранных СМИ, поддержки отечественных СМИ, а также в области борьбы с фейками и других смежных областях;

3) закрепить за Генеральной прокуратурой Российской Федерации (по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации) область, связанную с запретительными мерами против иностранных СМИ. Наделить Генеральную прокуратору Российской Федерации соответствующими правами и обязанностями;

40 Российские госСМИ освободят от отчетности об иностранном финансировании // Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/768548 (дата обращения: 26.09.2022).

4) закрепить за Министерством иностранных дел Российской Федерации область, связанную с административными мерами по стимулированию российских СМИ, работающих на зарубежном информационном рынке. Наделить Министерство иностранных дел Российской Федерации соответствующими правами и обязанностями;

5) закрепить за Роскомнадзором (по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации) область, связанную с запретительными мерами против иностранных СМИ и административными мерами по стимулированию российских СМИ, работающих на зарубежном информационном рынке, в части инфокоммуникационных технологий. Наделить Роскомнадзор соответствующими правами и обязанностями;

6) создать координационный совет по вопросам государственной системы поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок, в состав которого включить Генеральную прокуратору Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Роскомнадзор, представителей крупнейших СМИ и другие заинтересованные организации. Наделить данный совет соответствующими правами и обязанностями;

7) кратно увеличить финансирование отечественных СМИ, работающих на зарубежном информационном рынке, и убрать излишние административные преграды для их работы;

8) развивать российские аналоги западных цифровых платформ для СМИ;

9) во всех международных организациях, в которых состоит Российская Федерация, на систематической основе поднимать тему притеснения СМИ западными странами;

10) разработать международный основополагающий нормативный документ, направленный на защиту СМИ от притеснений, и способствовать его широкому внедрению в мировую практику;

11) пересмотреть с учетом текущей ситуации международные договоры, связанные с тематикой СМИ, в том числе двухсторонние договоры со странами Запада;

12) расширять охват международных информационных рынков, в частности следует обратить более широкое внимание на страны СНГ, Азии, Центральной и Южной Америки, Африки;

13) поддерживать деловые отношения официальных лиц Российской Федерации с представителями иностранных СМИ, в том числе и СМИ западных стран;

14) обновить образовательные программы по журналистике и смежным областям с учетом произошедших за последние годы изменений в информационной сфере.

Хотя, конечно, список мер для поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок не ограничен представленным, однако совокупное применение указанных мер, по мнению авторов, позволит в перспективе российским СМИ в условиях информационных войн выйти на новые зарубежные информационные рынки и закрепиться на рынках, на которых они уже присутствуют.

Список литературы:

Алексеев Г.В. Безопасность в системе государственного регулирования распространения массовой информации // Управленческое консультирование. 2017. №7. С.8-19. DOI: 10.22394/1726-1139-2017-7-8-19

АхмадеевК.Н., БреслерМ.Г., МанойлоА.В. Эффективность fake news как инструмента информационной войны в восприятии поколения Z // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 3. С. 8-32. DOI: 10.18384/2224-0209-2021-3-1084

Ковшарь М. Эффективность информационного сопровождения Россией своей внешнеполитической деятельности в условиях противоборства с США // Международная жизнь. 2019. № 8. С. 50-59.

Колеватова Т.С. Современные средства информации в публичной дипломатии России // Власть. 2016. Т. 24. № 1. С. 51-56.

МанойлоА.В. Информационная война и новая политическая реальность (II) // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. №2. С.110-148. DOI: 10.18384/2224-0209-2021-2-1075

Мусиева Д.М. «Гибридная война» коллективного Запада против России // Информационные войны. 2022. № 2(62). С 29-35.

Прохоров Е.П. Обеспечение информационной безопасности в деятельности СМИ. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2009.

Стровский Д.Л., Ильина О.В. Предисловие // СМИ в условиях информационной глобализации: Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Урал. фед. ун-т., 2013. С. 6-8.

Таказов В.Д., Загоскина К.С. СМИ как инструмент продвижения политики «мягкой силы» // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 3. С. 148-151.

Толоконникова А.В., Будакова Д.О. Роль телеканала RT в формировании международного имиджа России // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2019. № 5. С. 89-119. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.89119

ХаритоноваН.И., МаксимовА.С. Взаимодействие России с ключевыми геополитическими оппонентами в условиях гибридной войны: комплексный стратегический подход // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. №95. С.108-123. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-95-108-123

Crilley R., Gillespie M., Kazakov V., Willis A. 'Russia isn't a Country of Putins!': How RT Bridged the Credibility Gap in Russian Public Diplomacy during The 2018 FIFA World Cup // The British Journal of Politics and International Relations. 2022a. Vol. 24. Is. 1. P. 136-152. DOI: 10.1177/13691481211013713

Elswah M., Howard P.N. «Anything that Causes Chaos»: The Organizational Behavior of Russia Today (RT) // Journal of Communication. 2020. Vol. 70. Is. 5. P. 623-645. DOI: 10.1093/joc/jqaa027

Crilley R., Gillespie M., Vidgen B., Willis A. Understanding RT's Audiences: Exposure Not Endorsement for Twitter Followers of Russian State-Sponsored Media // The International Journal of Press/Politics. 2022b. Vol. 27. Is. 1. P. 220-242. DOI: 10.1177/1940161220980692

References:

Alekseev G.V (2017) Security in Media Governing System. Upravlencheskoye konsul'tirovaniye. No. 7. P. 8-19. DOI: 10.22394/1726-1139-2017-7-8-19

Akhmadeev K.N., Bresler M.G., Manoilo A.V. (2021) The Effectiveness of Fake News as an Information War Tool in the Perception by Generation Z. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. No 3. P. 8-32. DOI: 10.18384/2224-0209-2021-3-1084

Crilley R., Gillespie M., Kazakov V., Willis A. (2022a) 'Russia isn't a Country of Putins!': How RT Bridged the Credibility Gap in Russian Public Diplomacy during The 2018 FIFA World Cup. The British Journal of Politics and International Relations. Vol. 24. Is. 1. P. 136-152. DOI: 10.1177/13691481211013713

Crilley R., Gillespie M., Vidgen B., Willis A. (2022b) Understanding RT's Audiences: Exposure Not Endorsement for Twitter Followers of Russian State-Sponsored Media. The International Journal of Press/Politics. Vol. 27. Is. 1. P. 220-242. DOI: 10.1177/1940161220980692

Elswah M., Howard P.N. (2020) "Anything that Causes Chaos": The Organizational Behavior of Russia Today (RT). Journal of Communication. Vol. 70. Is. 5. P. 623-645. DOI: 10.1093/joc/jqaa027

Kharitonova N.I., Maksimov A.S. (2022) Russia's Interaction with Key Geopolitical Opponents in Hybrid War: An Integrated Public Administration Strategic Approach. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 95. P. 108-123. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-95-108-123

Kovshar' M. (2019) Effektivnost' informatsionnogo soprovozhdeniya Rossiyey svoyey vneshnepoliticheskoy deyatel'nosti v usloviyakh protivoborstva s SShA [The effectiveness of Russia's information support of its foreign policy activities in the face of confrontation with the United States]. Mezhdunarodnaya zhizn'. No. 8. P. 50-59.

Kolevatova T.S. (2016) Modern Mass Media in Public Diplomacy of Russia. Vlast'. Vol. 24. No. 1. P. 51-56.

ManoiloA.V. (2021) Information Warfare and New Political Reality (II). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. No. 2. P. 110-148. DOI: 10.18384/2224-0209-2021-2-1075

Musieva D.M. (2022) "Hybrid War" of the Collective West against Russia. Informatsionnyye voyny. No. 2(62). P. 29-35.

Prokhorov E.P. (2009) Obespecheniye informatsionnoy bezopasnosti v deyatel'nosti SMI [Ensuring information security in the activities of the media]. Moscow: Fakul'tet zhurnalistiki MGU imeni M. V. Lomonosova.

Strovskiy D.L., Il'ina O.V. (2013) Predislovie [Preface]. SMI v usloviyakh informatsionnoy globalizatsii: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ekaterinburg: Ural. fed. un-t. P. 6-8.

Takazov V.D., Zagoskina K.S. (2022) Mass Media as A Promotion Tool "Soft Power" Policy. Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. No. 3. P. 148-151.

Tolokonnikova A.V, Budakova D.O. (2019) The Role of RT Television Channel in Forming Russia's Global Image. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. No. 5. P. 89-119. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.89119

Дата поступления/Received: 03.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.