УДК 004.056
Лаврова Е.В.1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ МАССМЕДИЙНЫХ УГРОЗ
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы при реализации государственной политики в области регулирования информационной безопасности и формирования информационной культуры граждан и организаций Российской Федерации. Выделены угрозы информационной безопасности, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий, которые открывают новые возможности для совершения преступлений в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка. Предложены направления совершенствования государственной системы противодействия информационно-коммуникативным угрозам: нормативного правового обеспечения, создания новых средств защиты для граждан, организаций и органов власти, повышения требований к качеству информационных ресурсов и эффективности их защиты от проникновений и взломов.
Ключевые слова: информационная культура, информационная безопасность, информационно-коммуникативные технологии, массмедийные угрозы.
Lavrova E.
THE STATE SYSTEM OF FORMING, DEVELOPING AND STRENGTHENING THE INFORMATION CULTURE OF THE RUSSIAN SOCIETY IN CONDITIONS OF INCREASED MASS MEDIA THREATS
Abstract. The paper discusses the main problems in the implementation of state policy in the field of information security regulation and the formation of information culture of citizens and organizations of the Russian Federation. The author highlighted the threats to information security associated with the development of information and communication technologies, which open up new opportunities for committing crimes in the economic sphere, against public security and public order. The author also suggested ways to improve the state system of countering information and communication threats: regulatory legal support, creation of new means of protection for citizens, organizations and authorities, increasing requirements for the quality of information resources and the effectiveness of their protection against penetration and hacking.
Keywords: information culture, information security, information and communication technologies, mass media threats.
Современная жизнь характеризуется всевозрастающим влиянием информационной сферы на жизнь человека, общества и государства. Важнейшей тенденцией современного этапа развития общества является расширение информационной сферы национальных интересов и правовой деятельности государства по обеспечению информационной безо-
пасности и противодействию информационно-коммуникативным угрозам.
Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании Совета безопасности подчеркнул, что «нужно самым серьезным образом и постоянно, что называется в режиме реального времени, совершенствовать, дона-страивать механизмы обеспечения информа-
1 Лаврова Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета, Смоленский филиал РАНХиГС, г. Смоленск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Elena Lavrova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics, Smolensk Branch of RANEPA, Smolensk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ционной безопасности» [1]. По словам Президента, количество кибератак на российскую информационную инфраструктуру растет все последние годы, а после начала СВО ситуация усугубилась: против России развязана война в информационном пространстве. «Но уже сегодня можно сказать, что киберагрессия против нас, как и в целом санкционный наскок на Россию, провалились. В целом мы были готовы к этой атаке, и это результат той системной работы, которая велась все последние годы» - отметил глава государства [1].
Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер [2].
Развитие современных информационно-коммуникативных технологий, при всех их положительных качествах, связано со значительными угрозами для граждан, государства, общества и культуры. Поскольку скорость распространения информация и возможности ее охвата в современное время значительно изменились, то фальсифицированную, недостоверную информацию можно сравнить с вирусом или, по сути, с новым видом оружия. «Такие массмедийные феномены, как симу-лякр, фейк, постправда, свидетельствуют о возрастании информационно-коммуникативных угроз и являются опасным вызовом информационной культуре общества» [3].
Информационная культура, «являясь не-
отъемлемой частью общей культуры общества (особенно в эпоху постиндустриального, информационного общества) имеет значительную историю, развивалась в связи с информационными кризисами и в настоящее время представляет собой результат информационной и культурной эволюции общества и государства» [4]. В настоящее время существует неразрывный симбиоз, в котором информация больше не может существовать вне средств массовой информации. Медиа как технологический инструмент составляет основу современных информационных и коммуникационных процессов.
Вопросы обеспечения информационной безопасности становятся одной из приоритетных государственных задач. Причиной появления данной задачи стала, в том числе, информатизация социально-политической, экономической и военной деятельностью страны, которое повлекло за собой активное развитие различных информационных систем, а значит и возможность покушения на информацию со стороны преступников, а также других государств.
По последним данным ITU и GSMA Intelligence, количество пользователей интернета в мире по состоянию на 2023 год составляет 5,16 миллиарда. Число пользователей сети Интернет в России составляет 88,2%, при этом 73,3% населения есть в социальных сетях [5]. Больше половины времени, проведенного в сети Интернет, российские пользователи тратят на социальные сети (21%), просмотр видео (18%) и мессенджеры (15%) (Рисунок 1).
Социальные ^^^^ сети
Прочее 46% с Л _ ■ 18%
Мессенджеры
15%
Рисунок 1. Основные направления цифрового потребления российских пользователей 38
Сеть Интернет - это безграничный мир информации, предоставляющий широкие возможности для общения, обучения, организации работы и отдыха, и в то же время в современном обществе потенциал Интернета используется не только в социальных, но и в антиобщественных целях. Мир управляется картиной мира, потому что она определяет наши действия. СМИ и официальные источники используются для поддержки иллюзии истины, реальности целей прошлых и настоящих социальных процессов, объективности фактов и их документального подтверждения. Социальная кодификация является неотъемлемой частью средств массовой информации, что означает, что цель информации - не передавать информацию и общаться, а только обеспечивать распространение и идентификацию ожидаемых ответов.
После начала специальной военной операции интерес российских пользователей к новостному контенту резко вырос. По данным Ме&аБсоре, аудитория новостей в интернете выросла вдвое по сравнению со значениями 2021 года [6]. Интернет стал основным источником потребления новостей. Чаще всего для получения информации российские пользователи использую официальные новостные сайты. По данным Бе1о1йе Россия, 62% россиян получают новости на официальных сайтах, 52% - при просмотре программ по телевизору, 49% - из социальных сетей и блогов. При этом среди молодежи наиболее привлекательным источником новостной информации являются социальные сети (для 65% респондентов 14-24 лет). Интернет также пользуется большим доверием, при этом по уровню доверия социальные сети обогнали телевидение: 32% пользователей доверяют информации на новостных и официальных сайтах; 25% доверяют соцсетям и блогам; 23% доверяют информации на телевидении».
«Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политиче-
ских, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности. При этом практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз. Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях. Одновременно с этим усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий» [7].
Расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает новые информационные угрозы. «Злоумышленники создают новые вредоно-сы и работают над расширением их функциональности. Последствия атак в IV квартале 2022 года носили разнообразный характер и оказывали разное влияние: успешные кибера-таки затрагивали как малые предприятия, так и группы компаний или даже целые государства» [8] (Рисунок 2).
Неизвестно
Другое | 1 4 Прямые финансовые потери Ущерб интересам государства ^^ -у Нарушение основной деятельности Утечка конфиденциальной информации
О 20
Частные лица ■ Организации
40
60
80
Рисунок 2. Основные последствия атак злоумышленников в IV квартале 2022 года
(доля, %)
В результате кибератак на организации злоумышленники чаще ориентировались на « похищение персональных данных (38%) и коммерческой тайны (20%). Однако часть кибератак не предается огласке из-за репутационных рисков, поэтому подсчитать точное число угроз не представляется возможным. Большинство успешных атак в социальных сетях и мессен-джерах направлены на сбор учетных данных и взлом аккаунтов, а скомпрометированные учетные записи используются для дальнейших атак на пользователей» [8].
Для превентивного и оперативного распознавания, обнаружения и противодействия информационно-коммуникативным угрозам необходимо использовать систему технических, психологических, организационно-правовых и административных методов, реализуемых в информационно-коммуникативном пространстве страны.
Защита от угроз информационной безопасности включает в себя комплекс мер, направленных на отслеживание, предотвращение и устранение несанкционированного доступа. Также немаловажным является защита информации от повреждений и искажений. Решению задач по устранению угроз информационной безопасности способствует качественная и высокопрофессиональная деятельность со стороны государства.
Несмотря на стремительное развитие системы информационной безопасности в России данная сфера имеет ряд проблем и неразрешенных вопросов, решением которых занимается государство. При этом следует подчеркнуть, что на сегодняшний день государство сталкивается с целым рядом проблем, которые связаны с отставанием в технологической сфере, а также недостаточным количеством профессиональных специалистов в данной области. Имеются противоречия между потребностями общества в расширении границ свободы обмена информации и необходимостью введения определенных регламентированных ограничений на ее распространение, а использование технических средств и операционных систем зарубежных производителей повышает вероятность несанкционированного доступа к информации.
Главной задачей при обеспечении информационной безопасности в стране является учет интересов личности в совокупности с интересами государства. Интересами личности в информационной сфере выступает реализация конституционных прав гражданина на возможность получения информации, а также использования ее в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Также, следует отметить, что при обеспечении информационной безопасности затрагиваются и интересы общества, которые заключаются в
создании правового социального государства. Стоит упомянуть и интересы государства в информационной сфере, которые заключаются в обеспечении условий для развития российской информационной инфраструктуры, а также реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Все вышеуказанное приводит к необходимости соблюдения баланса между интересами граждан, общества и государства. Соблюдение данного принципа предполагает, что в информационной сфере приоритет данных интересов должен быть закреплен на законодательном уровне. Также важно учесть вопрос использования различных форм общественного контроля над деятельностью федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решение главных задач информационной безопасности делится на правовые, организационно-технические и экономические методы.
Правовые методы регулируют создание и работу с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в информационной сфере.
К организационно-техническим методам относятся методы по улучшению системы обеспечения информационной безопасности, а также деятельность органов власти, направленная на пресечение и предупреждение в данной сфере. Сюда следует отнести и деятельность государства, целью которого является улучшение средств, отвечающих за защиту информации от незаконного воздействия, которое может повлечь за собой удаление или искажение. Нельзя не упомянуть и работу, направленную на выявление технических устройств и программ, которые представляют опасность для функционирования информационных систем, а также предотвращение перехвата информации по техническим каналам и контроль за выполнением предписаний по защите информации.
Разрешение вопросов обеспечения информационной безопасности, исходя из экономических методов, включают в себя определение порядка финансирования с последующим созданием программ обеспечения информационной безопасности.
Таким образом, при реализации функций по обеспечению информационной безопасности государство разрабатывает механизмы нивелирования угроз информационной безопасности, осуществляет мониторинг разработок, использования, а также импорта и экспорта средств защиты информации.
Решая задачи и выполняя основные мероприятия по обеспечению информационной безопасности, государство, в первую очередь, решает нормативно-правовые и технические вопросы. Как правило, в этом случае речь идет о создании информационных технологий, отвечающих требованиям безопасности, а также совершенствование правовой базы государства. Также особое внимание уделяется подготовке специалистов, обеспечивающих информационную безопасность в стране.
Для решения отмеченных ранее проблем в обеспечении информационной безопасности и угроз, влияющих на защиту информации в России, требуется комплекс мер, направленных на устранение негативных аспектов российского информационного пространства.
Первым направлением, которое призвано совершенствовать обеспечение информационной безопасности России, является минимизация нарушений прав и свобод граждан на получение, предоставление, использование информации в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере информационного пространства РФ. Для осуществления данной цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование инструментов нормативно-правового регулирования информационной безопасности в сфере конфиденциальной информации, в том числе защите интеллектуальной собственности;
- обеспечение полной независимости СМИ;
- недопущение распространения информации, которая ведет к конфликтам на основе национальной, религиозной и других признаков вражды.
Для повышения эффективности борьбы с распространением подобной информации необходимо законодательно закрепить повышение сумм штрафов за подобные действия со стороны правонарушителей. Так, в статье 8
Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9] необходимо добавить пункты 10 и 11, в которых будет отражаться информация об ответственности за нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также пунктов 1-8 Федерального закона. В статье 12 Федерального закона от 27.07.2006 №2 149-ФЗ «Об информации информационных технологиях и о защите информации»: в пункте 1 расширить аспекты государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, в пункте 2 полномочия государственных органов, органов местного самоуправления в данной сфере. Кроме того, следует указать конкретные проявления наказания и их причины в КоАП РФ и УК РФ в зависимости от серьезности правонарушения и ответственности.
В настоящее время в информационном пространстве Российской Федерации нет неограниченного права граждан на тайну переписки, звонков, конфиденциальных данных, поскольку правоохранительные органы могут использовать и получать эти данные в случаях, разрешенных законодательством РФ. Под запретом цензуры не подразумевается распространение любой информации, а лишь снижение контроля над средствами СМИ, предоставление им большей степени свободы. Недопущение кон -фликтов на расовой, национальной, религиозной основе особенно актуально.
Следующим направлением совершенствования обеспечения информационной безопасности России является эффективное функционирование политики в области доведения до граждан достоверной, полной информации о политических решениях, государственной политики, органах власти, их деятельности при
помощи общедоступных источников информации.
Для того чтобы данное направление было реализовано на практике, необходимо следующее:
- развивать и поддерживать субъекты информационного пространства Российской Федерации, обеспечивать своевременность, доступность, полноту, достоверность информации;
- повысить эффективность государственных информационных ресурсов, их наполняемость и обновляемость.
Основными направлениями управленческих решений в области информационно-коммуникативного взаимодействия:
- согласование образовательной, культурной, воспитательной деятельности;
- повышение уровня информационной культуры в области защиты информации от деструктивного воздействия массмедиа;
- превентивные меры по управлению информационной безопасностью.
К первоочередным мерам следует отнести: разработку системы обеспечения информационной и психологической безопасности как составной части системы информационной безопасности Российской Федерации, а также укрепление нравственности и общественной морали.
Приоритетными сферами является мониторинг за деятельностью социальных платформ, регулирование оборота информационной продукции для несовершеннолетних, создание качественного цифрового контента [10].
Реализация комплекса предлагаемых мер при их систематическом и целенаправленном применении будет способствовать реализации эффективного обеспечения национальной безопасности России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Путин предложил создать государственную систему защиты информации // РБК. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/politics/ 20/05/2022/628791529a79475e94be4dca (дата обращения 28.02.2023).
2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. №1. Ст. 2.
3. Тарас О. Б. Меры государственной поддержки информационной культуры в условиях существующих медийных угроз // Лучшие научные проекты и исследования 2022. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 61-65.
4. Лаврова Е. В., Крамлих О.Ю. Система государственного управления сферой информационной культуры в условиях усиления медийных угроз // Актуальные вопросы экономики и управления: сборник научных статей. Смоленск: ООО «Маджента», 2021. С. 232-236.
5. Статистика интернета и соцсетей на 2023 год - цифры и тренды в мире и в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения 30.01.2023).
6. Интернет в России. М.: Типография «Форвард Принт», 2022. 158 с.
7. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, № 50, ст. 7074.
8. Актуальные киберугрозы: IV квартал 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www. ptsecurity.com/ (дата обращения: 09.02.2023).
9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31. Ст. 3448.
10. Галахтин М.Г. Правовое регулирование социальных сетей (новеллы законодательства) // Высокотехнологичное право: генезис и перспективы. Материалы II Международной межвузовской научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 87-94.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Putin proposed to create a state system of information protection // RBC. [Electronic resource] URL: https://www.rbc.ru/politics/20/05/2022/ 628791529a79475e94be4dca (accessed 28.02.2023).
2. Federal Law No. 390-FZ of 12/28/2010 (as amended on 11/19/2020) "On Security" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. No. 1. Article 2.
3. Taras O.B. Measures of state support of information culture in the conditions of existing media threats // The best scientific projects and research 2022. collection of articles of the International Research Competition. Penza, 2022. Pp. 61-65.
4. Lavrova E.V., Kramlikh O.Yu. The system of state management of the sphere of information culture in the conditions of increasing media threats // Actual issues of economics and management: collection of scientific articles. Smolensk: LLC "Magenta", 2021. Pp. 232-236.
5. Internet and social media statistics for 2023 - figures and trends in the world and in Russia. [Electronic resource]. URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii / (accessed 30.01.2023).
6. Internet in Russia. Moscow: Forward Print Printing House, 2022. 158 p.
7. Decree of the President of the Russian Federation dated 05.12.2016 No. 646 "On the approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 12.12.2016, No. 50, Article 7074.
8. Current cyber threats: the IV quarter of 2022. [Electronic resource]. URL: https://www.ptsecurity. com / (accessed: 09.02.2023).
9. Federal Law No. 149-FZ of27.07.2006 (as amended on 29.12.2022) "On Information, Information Technologies and information protection" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 31. St. 3448.
10. Galakhtin M.G. Legal regulation of social networks (novelties of legislation) // High-tech Law: Genesis and prospects. Materials of the II International Interuniversity Scientific and Practical Conference. Krasnoyarsk, 2021. Pp. 87-94.