Научная статья на тему 'Государственная символика в рок-культуре. Понятие патриотизма'

Государственная символика в рок-культуре. Понятие патриотизма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
415
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная символика в рок-культуре. Понятие патриотизма»

20 Роднянская И.Б. Художественность // Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 489.

21 Волкова П.С. Синтетический художественный текст: интерпретация и реинтерпретация // Лихачёвские чтения. - СПб., 2007. - С. 270.

22 Снигирёва Т.А., Снигирёв А.В. О некоторых чертах рок-поэзии как культурного феномена // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 1999. - Вып. 2. - С. 44.

23 Авилова Е.Р. «Культовый» статус автора в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Екатеринбург; Тверь, 2008. - Вып. 10. - С. 43.

24 Цвигун Т.В. Логоцентрические тенденции русской рок-поэзии (к вопросу о референтности текста) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 2002. - Вып. б. - С. 10б.

25 Свиридов С.В. Альбом и проблема вариативности синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 2003. - Вып. 7. - С. 17.

26 Лотман ЮМ. Структура художественного текста // Лотман ЮМ. Об искусстве. - СПб, 1998. - С. 25б.

27 Гинзбург Л.Я. О лирике. - М., 1974. - С. 10.

28 Так, по наследию БГ защищено уже ряд филологических диссертаций (например, Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-х - 1990-х гг. в социокультурном контексте: дис. ... канд. филол. наук. М., 1997; Колчина О.Н. Диалог культур в структуре языковой личности (На материале поэзии Б. Гребенщикова): дис. ... канд. филол. наук: Н. Новгород, 2004; Темирши-на О.Р. Поэтическая семантика Б. Гребенщикова: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006), а научные статьи, посвящённые его творчеству, исчисляются десятками.

29 Гребенщиков Б., Gabrielle Roth, the Mirrors. Прибежище. 1998.

30 «Гребенщиков обращается к различным моделям понимания и осмысления реальности. Такая “полиморфность”, выражающаяся в том, что Б. Гребенщиков апеллирует сразу к множеству культур, приводит его к созданию буддийской поэтики “неразличения”, где главным является принцип “сгодится всё” ... буддистская философская основа позволяет многое объяснить в поэтике Б. Гребенщикова». (Темиршина О.Р. Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии: Случай Б. Гребенщикова. - М, 2009. - С. 37-38.).

31 О том, как мы решили проблему комплексного литературоведческого анализа поэтикосинтетического текста см.: Гавриков В.А. Песня как система смешанного семиозиса: опыт литературоведческой интерпретации // Вестник ЧГПУ. № 9. - Челябинск, 2009. - С. 183-19б.

32 «Cantus» в переводе с латинского значит «песня», «пение».

© В.А. Гавриков

Т.А. СИБАЕВА

Санкт-Петербург

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА В РОК-КУЛЬТУРЕ. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА

И наш патриотизм не очень высок,

Он не фужер на банкете, не танцоры нагишом. Он не рифмы, не марши, не речей песок.

Он наивен, прост и даже смешон,

Он не дубина, не народ, не вождь,

Не чугунный цветок в гранитной руке.

Он там, где мы хоронили дождь,

Он - Солнце, тонущее в реке,

Вот наш патриотизм».

Ю. Шевчук

Сегодня много говорится о гражданском воспитании, патриотизме, самобытности и ценности русской культуры. Значительно актуализировалось стремление обратиться к духовным истокам своего народа, заново открыть для себя богатство его традиций, языка и культуры. Это направление активно поддерживается государством, СМИ, другими общественными структурами. Рок-культура как явление, моментальное реагирующие на все происходящие общественные, социальные процессы, не может оставаться в стороне от происходящих изменений. Такое положение вещей выглядит довольно парадоксально, так как «зачастую рок-культура воспринимается как некое яркое контркультурное явление, возникшее и развившееся в России на волне протеста советскому политическому строю»1, но вполне объяснимо: в современной России нет того «голода на свободу»2, что был источником протестных настроений среди рок-исполнителей. Таким образом, стоит отметить, что сегодня не существует такой острой конфронтации между рок-движением и государственной властью, идеологией, как это было во времена Советского Союза и постсоветской России3. Как отмечают некоторые исследователи рок-культуры, национальное самосознание вообще характерно для рока4. Так, например, в названиях групп 60-х годов оно проявилось достаточно ярко: «Скифы», «Славяне», «Скоморохи», «Четыре витязя», «Москвичи», «Русь», «Наследники», «Садко», «Гусляры». В названиях ленинградских рок-групп 60-х годов также доминировало национальное самосознание: две основные рок-группы тех времен назывались «Россияне» и «Санкт-Петербург». В настоящее время также тоже существуют группы, названия которых указывают на их отношение к патриотизму, к национальному самоопределению: «Патриот» (Минводы), «Родина» (Санкт-Петербург), «Гражданская оборона» (Санкт-Петербург), «Ленинград» (Санкт-Петербург), «Русский музей» (Санкт-Петербург), «Иван-Царевич» (Москва).

Сегодня тема патриотизма проникает в молодёжную субкультуру и, в частности, в рок-субкультуру, и этот процесс носит всеобъемлющий характер. Это проявляется, прежде всего, в патриотическом пафосе названий рок-фестивалей: московский «Слава России! Слава Москве!», южносахалинский «Россия forever!», самарский «Рок над Волгой». Государственная символика представлена в многообразии атрибутики с изображением российского триколора и герба на банданах, напульсниках, жетонах, значках, кружках, футболках с надписями «Россия» или «Россия, вперёд!». Одежда и атрибутика - своеобразный код в неформальной среде, по которому окружающие признают друг в друге представителя одного из рок-течений. Покупая атрибутику с государственной символикой, молодые люди показывают свою принадлежность не только к неформальной среде, но и в какой-то степени выражают свои патриотические чувства, нацио-

нально себя идентифицируют. И на концертах, и на открытых фестивалях «Окна открой!», «Наши в городе», «Крылья» встречаются российские флаги. Необходимо также упомянуть и проект «Нашего радио» «Соль», в котором известные деятели отечественной рок-сцены исполняют народные песни, тем самым воскрешая их, придавая им новый, современный смысл. Основную цель данного проекта следует понимать как стремление ознакомить слушателей «Нашего радио» - молодых людей, слушающих рок-музыку - с национальной песенной традицией, историей, а также народными обычаями, традициями, верованиями, получившими отражение в этих песнях.

Как отмечает Т.Б. Щепанская, помимо символики какого-либо музыкального направления, «объединяющим центральным символом молодежного сообщества может стать религиозная идея или божество»5. Кроме того, вполне логично, что в качестве такого центрального объединяющего символа может выступать и идея национальная, патриотическая. И здесь символы государственной власти могут быть восприняты не столько как политические, а скорее как объединяющие:

Преданность идее, гордость орла -

Сила нашей души.

Бело-сине-красные флаги в руках -

Символ нашей земли.

«Северный ветер», «Мы из тех»

Патриотическая идея как объединяющий символ может проявляться и на уровне текста. С целью выявления патриотической идеи в произведениях современных отечественных рок-исполнителей был проведён контент-анализ текстов песен о России некоторых известных рок-групп, играющих в различных направлениях: «ДДТ», «Алиса», «Ария», «Кипелов», «Пилот», «Король и шут», «Кукрыниксы», «Разные люди», «Наив», «Lumen», «Чиж», «Аркона», «Северный ветер», «Иван Царевич», «Эшелон» и др. В целом было исследовано около 50 песен. В большинстве рассмотренных текстов патриотизм понимается как любовь к своей родной земле, своему наследию, гордость за великую и славную историю своей страны. В таких текстах часто встречаются исторические сюжеты сражений, как, например, в песне «Баллада о древнерусском воине» группы «Ария». Вот несколько примеров:

Велика Мать-Земля, Русь великая!

Ой, широки просторы твои.

Как чрез златые поля бескрайние,

Дети Даждьбога пришли.

«Аркона», «Славься, Русь»

Нас точит семя орды,

Нас гнёт ярмо басурман,

Но в наших венах кипит Небо славян.

И от Чудских берегов До ледяной Колымы.

Всё это наша земля!

Всё это мы!

«Алиса», «Небо славян»

Будем жить, Мать Россия!

С нами крёстная сила.

Не впервой рисковать нам своей головой!

Были Орды и Ханы, грозные атаманы,

Но последнее слово всегда за тобой!

В. Кипелов, С. Маврин, «Будем жить, мать Россия!»

Также довольно часто встречается образ воина-патриота, который защищает свою родную землю:

Имя тебе - Патриот,

Кто не помнит корней, не поймёт.

В сердце огонь не погас,

Кто не с нами, тот против нас!

«Ария», «Патриот»

Жаркое солнце топит закат.

Вперёд, вперёд и только вперёд!

Моя земля идёт вслед за ним.

И мы рождены на этой земле,

Чтобы грудью на грудь встретить врага.

Умереть, но победить.

«Северный ветер», «Родина Моя»

Мы не оставим города свои,

Мы обязательно дойдём.

Нас крепко держат руки нашей земли,

Мы свои песни допоём

«Декабрь», «Мы»

Также в текстах встречается образ малой Родины. Отсюда мотив родной стороны, родной улицы, родного города:

Этот город подарил мне мою звезду,

Я не стану врать - здесь почти как в раю,

И, мотаясь в плацкартных вагонах по стране,

Ты всё время будешь думать, как там погода в Питере?

«Пилот», «Питерский Блюз»

Питер пахнет никотином, томным летом.

Исчезает мой любимый город детства за лесами.

«Ночные снайперы», «Питер-никотин»

Особый интерес представляет тот факт, что в большинстве рассмотренных текстов патриотизм понимается как любовь к родной земле, стране, но не к государству. Более того, в некоторых из них читается открытая критика существующего государственного строя:

Здесь типа демократия, на самом деле царство...

Я так люблю свою страну... и ненавижу Государство, государство, государство! Я ненавижу Государство, государство, государство!

«Lumen», «Государство»

Мне больно смотреть на тебя, Россия,

По горло увязла во лжи и коррупции,

В креслах высоких карьеристы засели,

Выполняя антинародные инструкции.

«Разные люди», «Россия»

Таким образом, основная функция государственной символики в рок-культуре и патриотической тематики в современной рок-поэзии - объединяющая. На уровне текста прослеживается оценочная антиномия понятий «родина» - «государство».

1 Ворошилова М.Б. Советский прецедентный текст в дискурсе русского рока: «Дети красной звезды». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journals.uspu.rU/i/inst/ling/ling28/ling_28_15.pdf.

2 Интервью с Ю. Шевчуком для «Новой» газеты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/st/online/563756/00.html

3 Достаточно упомянуть недавние встречи знаковых фигур русского рока с премьер-министром В.В. Путиным и президентом РФ Д.А. Медведевым и круг обсуждаемых ими вопросов.

4 См. материалы сборников: Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 1998, 1999, 2000. -Вып. 1-3.

5 Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. - М.: ОГИ, 2004. - С. 138.

© Т.А. Сибаева

И. СТЕЙНХОЛЬТ

Тромсё

И. ГОЛОЛОБОВ

Ковентри

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТАНЕЦ ДЛЯ МЁРТВЫХ? ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РУССКОГО РОКА В ЭПОХУ ЕДИНОЙ РОССИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.