Научная статья на тему 'Аксиологический и дидактический аспекты русского рока'

Аксиологический и дидактический аспекты русского рока Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
214
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический и дидактический аспекты русского рока»

10 Цой В.Р. Раньше в твоих глазах... // Цой В.Р. Звезда по имени солнце: стихи, песни, воспоминания. М., 2004. С. 364.

11 Свиридов С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2002. Вып. 6. С. 29.

12 Там же. С. 30.

13 Там же. С. 30.

14 Там же. С. 24.

15 Там же. С. 24-25.

16 Там же. С. 24-25.

17 Там же. С. 25.

18 Там же. С. 25.

© Д.И. Иванов, 2010

А.В. ЛЕКСИНА

Коломна

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ РУССКОГО РОКА

Русская рок-поэзия - явление, принадлежащее такому полиструктур-ному феномену, как контркультура\ Контркультура, выступающая как противовес культуре традиционной предполагает отказ от традиционных ценностей устоявшейся культурной системы, разрушение культурных стереотипов и парадигм, составляющих основу предшествующей традиционной системы миропонимания. Однако любая система, претендующая на дальнейшее развитие, распространение своих идей должна создавать собственную ценностную программу, транслируя которую, представители данной системы обеспечивают прочность данного новообразования. Таким образом, контркультура как система заведомо должна содержать в себе как аксиологический (для самоактуализации), так и дидактический (для ретрансляции своих ценностей) компоненты.

Учитывая то, что многочисленные исследователи2 считают русскую рок-поэзию одним из органичных элементов русской культурной традиции, постулирующей себя не как антагонистическое направление в культуре традиционной, но как качественный скачок последней, отметим некоторые аспекты аксиологического и дидактического бытования русской рок-поэзии.

Как правило, создание новой модели миропонимания (и в контркультурной модели в том числе) проходит три логически обусловленные стадии:

- слом ценностных систем предшественников и расчистка пространства для построения новой культурной системы («Великий Дворник в полях бесконечной росы» «Аквариума»);

- создание собственной культурной традиции, проходящей эволюцию от внешних форм (имидж рок-героя, стиль и манера подачи сообщения) к внутреннему, идейному содержанию (мотивация отказа от предшествую-

щей традиции, создание новых ценностных установок, постановка целей и задач развития данной системы) («И пусть разбит батюшка Царь-колокол Мы пришли. Мы пришли с гитарами» А. Башлачёва);

- распространение своих ценностных установок, призыв к совместному действию по изменению культурной парадигмы («Попробуй спеть вместе со мной / Вставай рядом со мной!» В. Цоя).

Данные стадии имеют место как в процессе создания новой культурной системы в целом, так и в процессе эволюции её представителей, создателей. Можно представить процесс формирования ценностных установок представителя русского рока на примере развития системы ценностей лирического героя Виктора Цоя. Если в первых альбомах «45», «46» центральными темами являются тема одиночества («Я лишний, словно куча лома»), отказа от традиционного в предшествующей культуре образа жизни («Я сажаю алюминевые огурцы на брезентовом поле»), то уже в альбоме «Ночь» появляются темы собственно аксиологические («Дальше действовать будем мы», «Мы хотим танцевать»).

Наиболее показательны в аксиологическом и дидактическом плане альбомы «Группа крови», «Последний герой», «Звезда по имени Солнце» (песни «Спокойная ночь», «Мама, мы все тяжело больны», «Место для шага вперёд», «Стук» и др.), где уже окончательно складывается система ценностей лирического «последнего героя». Главными смысловыми доминантами здесь выступают борьба с неправильным миром одинокого, но сильного героя, романтический призыв к очищению себя и мира от всей шелухи наносной псевдо-культуры.

Как дидактический образец в песне «Мама, мы все тяжело больны» звучит призыв: «Ты должен быть сильным, / ты должен уметь сказать / руки прочь, прочь от меня". И наиболее позитивным, в плане формирования ценностных установок, звучит лозунг из песни «Легенда»: «Смерть стоит того, чтобы жить. / А любовь стоит того, чтобы ждать».

В последнем альбоме группы «Кино» звучат апокалиптические нотки, ощущение страха за мир без героя: «Кто пойдёт по следу одинокому? / Сильные да смелые головы сложили в поле, / В бою» («Кукушка»). В песне «Красно-жёлтые дни» появляется ощущение нереальности благоприятного варианта развития для существующей культурной традиции: «А мне приснилось - миром правит любовь. / А мне приснилось - миром правит мечта. / И над этим прекрасно горит звезда. / Я проснулся и понял: беда».

Несмотря на видимое разочарование героя в культуре и её представителях, в данном альбоме скрыта потенциальная дидактическая установка на преодоление данной культурной ситуации («Нам с тобой из заплёванных колодцев не пить»).

Однако данная ценностная система не может рассматриваться как целостная и законченная, поскольку её формирование было прервано смертью автора - Виктора Цоя. На примерах творчества групп «Алиса», «ДДТ»

и многих других можно проследить, как изначальная установка на ниспровержение культурной традиции сменяется в последних творческих проектах апологией традиционных ценностей нашей культуры, которые утверждаются не одно поколение в православной аксиологической системе (вспомним, например, песню К. Кинчева «Православные» из альбома «Солнцеворот»).

Многие исследователи3 отмечали склонность русского рока к сакрализации своих ценностных установок, к ритуализации их выражения на концертах. Но и здесь мы видим вариативность подхода к року как религии. В вышеназванной модели приобщения к традиционным для русской культуры православным ценностям заведомо заложена и дидактическая установка на их защиту, сохранение и воспроизведение.

Изменилось сегодня и отношение к ритуальной или мистериальной функции рок-концертов. Если в эпоху зарождения русского рока как контркультурного движения концерт воспринимался как некое таинство для посвящённых, выполняя при этом манипулятивную цель по изменению сознания и мироощущения участников данного действа, то сегодня концерт - это бизнес, приносящий доход. Даже сами рок-музыканты понимают прагматичность современного восприятия концертов.

Наиболее показательным в культуртрегерском плане является творчество группы «Аквариум» и её лидера - Б.Б. Гребенщикова. Позиция БГ как рок-героя также претерпела определённую эволюцию, что вполне закономерно. Именно Гребенщикова можно назвать самым культуроцентричным представителем русского рока, поскольку всё его творчество является наглядной иллюстрацией восприятия культуры как игры. В своих текстах (которые уже включены в антологию русской культуры и поэзии) Гребенщиков, как никто из поэтов русского рока, стремится сочетать парадоксальное, играть символами и знаками разных культурных традиций. Неудивителен и аксиологический плюрализм БГ, который, однако, подчиняется в его творчестве известной культурологической установке Ф.М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Вторя классику, БГ поёт: «Красота - это страшная сила», однако не всегда аудитории музыканта понятно, что же он представляет, говоря о красоте4.

У Бориса Гребенщикова рок-музыка воспринимается как некая универсальная религия, заполнившая духовный вакуум целого поколения, а в текстах своих песен БГ создаёт синкретическую атмосферу единства различных религиозных аксиологических систем - православных, мусульманских, буддистских, индуистских и ... до бесконечности. Такая аксиологическая толерантность БГ вызывала немало нареканий со стороны как его поклонников, так и оппонентов5. Несмотря на то, что сам Гребенщиков позиционируется не как новый религиозный провозвестник, а всего лишь как «аятолла русского джаза»6.

Однако, следуя логике эволюции ценностных предпочтений Бориса Гребенщикова, важно отметить, что он осознаёт свою функцию рок-поэта

и музыканта как некую миссию. Если в начале своего творческого пути главной ценностью для героя БГ выступает творчество: «Всё что я хотел -я хотел петь», то в последние годы герой Гребенщикова более чётко рисует свои ценностные предпочтения, хотя ядро их осталось неизменным: «А я хожу и пою, / И всё вокруг Бог, / Я сам себе суфий / И сам себе йог. / В сердце печать / Неизбывной красы, / А в голове / Туман над Янцзы»7.

Но если рассмотренные выше представители русского рока создавали свои аксиологические системы под значительным влиянием зарубежных культурных кодов, урбанистическое сознание в их модели мира являлось доминирующим, то ближе к русскому народному миропониманию подошли такие рок-поэты, как Александр Башлачёв, Дмитрий Ревякин и др.

Можно заметить, что в творчестве Башлачёва аксиологический и дидактический компоненты неразрывно связаны, они прорываются сквозь каждый образ болью автора за судьбу Родины, призывают к осознанию общего долга всех русских людей перед своей землёй: «Чтоб в исповеди быть с любовью на равных / И дар русской речи беречь. / Так значит жить и ловить это Слово упрямо, / Душой не кривить перед каждою ямой, / И гнать себя дальше - всё прямо да прямо, / Да прямо - в великую печь!»8 (песня «Тесто»).

В песнях Дмитрия Ревякина («Калинов мост») всё пропитано любовью к родному языку, к народным образам природы и жизни в гармонии с этой природой. Не случайно каждое слово в его поэзии представляет собой самостоятельную ценность, а миссия самого поэта - сохранить эту любовь к многообразию родного языка и культуры и передать её потомкам: «Останется имя наградой юнцам - / Иного поклона не надо нам, / Иного рассвета не надо нам»9.

Мы понимаем, что данный анализ аксиологических и дидактических компонентов не может считаться полным и обобщающим, пусть это будет попыткой обратить внимание исследователей на данную проблематику. А мировое дерево культуры пусть рождает всё новые и новые цветы и плоды культурных традиций. Для кого-то эти цветы - «цветы зла», для кого-то эти плоды «извечно сладки», проблема извечно в правильности выбора тех ценностей, которые позволят самому древу культуры расти, цвести и плодоносить.

1 См.: Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. С. 26-32;. Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. Вып. 2. С. 29; Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. Вып. 2. С. 53-55.

2 См.: От редколлегии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. С.3-4; Снигире-ва Т.А., Снигирев А.В. О некоторых чертах рок-поэзии как культурного феномена // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. Вып. 2. С.42-47.

3 См.: Никитина О.Э. Рок-концерт как ритуальное действо // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург, Тверь, 2008. Вып. 10. С.48-57; Никольская Т.К. Христианская тема в

современной рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2000. Вып. 3. С.129-130.

4 См.: Красников Г. Путём распада. // Литературная газета. 2006. №7-8. С. 13.

5 Там же.

6 Николаева Э. Оранжевый по четвергам // Московский комсомолец. 02.07.2005. С. 4.

7 Цит. по: Поэты русского рока. СПб, 2005. С. 77.

8 Цит. по: БашлачёвА. Стихи, фонография, библиография. Тверь, 2001. С. 64.

9 Цит. по: Калинов мост. М., 2001. С. 21.

© А.В. Лексина, 2010

Ю.Э. ПИЛЮТЕ

Калининград

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ В РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ

Культурный герой - мифический персонаж, воспеваемый в архаичной литературе. Он «добывает или впервые создаёт для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит определённую социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники»1. Как видим, его важность велика и пронизывает всю систему мифического мышления, «задавая человеку глобально-значимые смыслы настоящего и будущего»2. В понятие «культурный герой» входят «герой первопредок», «демиург», «трикстер». Несмотря на то, что в современной литературе роль этой категории персонажей постепенно стерлась, все три варианта, культурного героя парадоксальным образом находят свое отражение в творчестве рок-поэтов. Это объясняется тем, что для мировой рок-поэзии характерна вера в возможность живого религиозного опыта - «иерофанию»3. Как и для мифологического сознания, ирреальный мир здесь обладает первостепенной ценностью и противопоставлен миру предметному, где правит закон большинства, не дающий живой человеческой личности оставаться собой. Исходя из этого, главной идеей рок-поэзии следует назвать идею двоемирия. В самом деле, художественный мир любого рок-поэта распадается на священный (непредметный) мир и профанный (бытовой). Лирический герой здесь должен пройти долгий путь по обретению себя, путь отречения от общества и его законов, поскольку ведущей ценностью рок-поэзии является свобода. Помимо лирического субъекта, который только стремится обрести духовную самостоятельность, в рок-поэзии бытуют персоны определенного типа, которые ведут одинокую и свободную жизнь. Именно такие герои воспеваются рок-поэтами, являются объектом для подражания.

И запахи денег куют города Но светлый человек мне когда-то сказал:

Чушь это всё! Всё - суета!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.