■ ■ ■ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕКЛАМА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Авторы: РОМАТ Е.В., СЕНДЕРОВ Д.В.
РОМАТ Евгений Викторович - доктор наук государственного управления, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы Киевского национального торгово-экономического университета (КНТЭУ), издатель и главный редактор Международного профессионального журнала «Маркетинг и реклама», председатель Союза рекламистов Украины.
Адрес: 02156, Украина, г. Киев, ул. Киото, 19.
Тел.: +38: (044) 531-48-37. E-mail: [email protected].
СЕНДЕРОВ Дмитрий Владимирович - директор коммуникационной группы STRONG, старший преподаватель кафедры маркетинга и рекламы Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
Адрес: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6.
E-mail: [email protected].
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы формирования рекламных коммуникаций органами государственной власти, выясняется роль государственной рекламы в системе маркетинговых коммуникаций государственного управления; дается классификация государственной рекламы и анализируются основные задачи, решаемые органами государственной власти с ее помощью.
Ключевые слова: государственная реклама, коммуникации органов государственной власти, маркетинговые коммуникации государственного управления.
Коммуникации органов государственной власти и государства в целом в последнее время претерпевают качественные изменения. Это связано с тем, что современный этап развития государственного управления в странах с развитой демократией характеризуется явно выраженной трансформацией отношений между государством и его гражданами. Модель отношений «власть-подчинение» в условиях гражданского общества все чаще уступает место модели партнерства и сотрудничества между ними. Это стало одним из наиболее весомых факторов повышения актуальности внедрения в практику государственного управления цивилизованных стран концепции государственного маркетинга.
Следует отметить, что государственный маркетинг (в некоторых источниках «госу-дарствоведческий маркетинг») - еще недостаточно исследованная сфера применения маркетинговой концепции. Наряду с объективной сложностью имплементации принципов маркетинга в достаточно жесткую и иерархичную систему государственного управления, следует отметить неготовность и нежелание органов государственной власти в большинстве государств (в том числе и в странах с развитой демократией) активно использовать указанную концепцию.
Следует также заметить объективные ограничения использования маркетинга в государственном управлении, связанные сжесткой необходимостью сохранения карательных и силовых функций государства, направленные на поддержание общественного порядка, борьбу с терроризмом, принуждение граждан к выполнению своих гражданских обязанностей и т.п.
Проблемы государственного маркетинга рассматриваются в работах Ф.Котлера [1; 2; 3], П. Друкера [1], А. Андерсена [2], Н.Ли [3], А.А. Другова [4], И.С. Рассказовой [5; 6], К. М. Романенко [7; 8], Е.В. Ромата [9; 10; 11], А.Р. Сафина [4], С.В. Сендецкой [4], В.М. Шепеля [12] и др.
Анализ приведенных источников дает основания представить государственный маркетинг как область преимущественно некоммерческого маркетинга, определяемую совокупностью отношений между органами государственного управления и «потребителями» их услуг, которая характеризуется направленностью на удовлетворение потребностей объектов маркетинга (в первую очередь, граждан) в обмен на их поддержку и сотрудничество, с общей целью обеспечения необходимой стабильности функционирования системы госуправления и ее развития [10, С. 137].
Среди основных элементов этого комплекса маркетинговые коммуникации субъектов государственного управления исследованы значительно лучше всех остальных. И это касается не только стран с трансформационной социально-экономической системой, но и государств с развитой демократией. Так, классики маркетинга Филипп Котлер и Питер Друкер в своей совместной работе замечают: «Большинство государственных субъектов намного больше знакомо с элементом маркетинговых коммуникаций, чем с другим элементами комплекса маркетинга (продукт, цена и размещение/распространение), потому что многие развивают публичные коммуникации за пределами маркетинговой концепции. К тому же, исследования показывают, что много менеджеров и чиновников в правительстве думают, что маркетинг ограничивается рекламированием и/или продвижением» [1, Р.74].
Систему маркетинговых коммуникаций (СМК) в наиболее общем виде можно определить как единый комплекс, который объединяет участников, каналы и средства коммуникаций организации, который направлен на установление и поддержку определенных, запланированных этой организацией взаимоотношений с адресатами коммуникаций, на формирование в них позитивных для коммуникатора психологических настроений целевой аудитории в пределах и с целью достижения его маркетинговых целей [11, С. 143].
Наиболее значимыми средствами системы маркетинговых коммуникаций государственного маркетинга следует признать пабликрилейшнз, государственную рекламу, прямое взаимодействие государственных служащих с объектами государственной деятельности (прямой маркетинг), систему мероприятий по стимулированию ожидаемых действий отцелевой аудитории, продакт плейсмент, маркетинг событий, выставки и др.
Государственная реклама должна рассматриваться одновременно в двух аспектах, как элемент двух взаимосвязанных систем: системы коммуникаций субъектов государственного управления и системы государственного маркетинга. В свою очередь, система коммуникаций государственных органов является элементом, внутренней подсистемой более крупной системы государственного управления. Данный подход способствует объективному анализу сущности государственной рекламы.
Хотя государственная реклама значительно старше и государственного маркетинга, и даже «классического» маркетинга, степень научной разработанности данной проблемы еще явно недостаточна. Одно из немногих ее системных определений предложено российским исследователем Дмитрием Беляковым: «Государственной предлагается назвать такую рекламу, заказчиком которой выступают органы государственной власти и/или местного самоуправления, и которая направлена на поддержание интереса к их идеям и начинаниям» [13].
Одна из ведущих российских специалистов в сфере социальной рекламы Гюзелла Николайшвилли предлагает такое определение: «Следующий термин сформулирован практикой. Речь идет о важнейшем подвиде социальной рекламы - государственной. Государственная реклама - реклама государственных институтов (таких как армия, во-енно-воздушные силы, налоговая полиция) и продвижение их интересов» [14; 15]. Согласившись с автором данного определения относительно преимущественно социального характера государственной рекламы, трудно согласиться с тем, что государственная реклама является частью рекламы социальной. За социальные «рамки», например, однозначно выходят экономическая и территориальная государственная реклама.
Учитывая анализ взаимосвязи систем государственного маркетинга и государственной рекламы, в качестве определения данного понятия можно предложить следующее: «Государственная реклама представляет собой один из типов некоммерческой рекламы, направленная на формирование установоку отдельных граждан, их объединений и всего населения в целом, которая способствуют достижению общегосударственных целей и целей отдельных субъектов государственного управления, и направлена на формирование благоприятного имиджа государственной власти и государственной политики в обществе» [16, С.74].
Одной из проблем анализа государственной рекламы является недостаточность научной разработанности данного направления массовых коммуникаций и имеющиеся трудности в идентификации госрекламы. Так, значительная часть специалистов рассматривает государственную рекламу как элемент рекламы социальной или отмечает неразрывность этих понятий. Примером может служить позиция уже цитируемой выше Г. Николайшвили [14]. Подобной точки зрения придерживаются Елена Волкова [17], Евгения Курочкина [18], Сергей Жаров [19] и др.
Как уже отмечалось выше, деление рекламы на социальную и государственную осуществляется, исходя из различных критериев, а именно: цели рекламы и субъект рекламы. Повторимся, что значительная доля рекламы, инициируемой государственными органами, является социальной по целям. Следует подчеркнуть, что государственная реклама не исчерпывается своей социальной составляющей. Она может быть и экономической (коммерческой), и политической, и рекламой территории. Органы государственной власти являются одним из многих типов заказчиков социальной рекламы.
Вопрос о дифференциации государственной и социальной рекламы не является праздным или представляющим интерес только для научной дискуссии. Подобное разделение, по мнению экспертов-практиков, способствовало бы, в первую очередь, развитию социальной рекламы на постсоветском пространстве.
Актуальность проблемы определяется тем, что у государственных органов гораздо больше возможностей и рычагов разместить свою имиджевую, внутрикорпоративную и даже политическую и экономическую рекламу под видом социальной. Естественно, что при размещении своей рекламы государственные институты пользуются предусмотренными льготами, а их реклама входит в 5%-ный лимит, предписываемый законодательством некоторых государств, входящих в СНГ, для бесплатного размещения социальной рекламы в СМИ.
Заметим, к слову, что попытки мимикрировать коммерческую рекламу под социальную со стороны предпринимателей пресекаются контролирующими государственными органами решительно и эффективно.
Тенденция приобрела такие масштабы, что вызывает серьезную озабоченность общественности. И если ранее дифференциация социальной и государственной рекламы была требованием рекламистов и их общественных организаций [20], то в последнее время с ними соглашаются представители государственных исполнительных и законодательных органов [21].
За рубежом опасность подобныхтенденций былазамеченаеще раньше. Мировой опыт государственной рекламы позволил сформулировать важнейшие моральные заповеди:
1) нельзя маскировать соображениями государственной, публичной пользы те меры, которые предпринимаются подругой, менее благородной причине (например, собственных политических интересов выборных государственных руководителей, интересов представляемых ими политических сил, дефицитом государственного бюджета и т.п.);
2) нельзя использовать государственный маркетинг для популяризации или формирования имиджа конкретного политика или высокопоставленного чиновника под видом стремления к реализации общественных интересов [21].
Как видим, и в практике государственных коммуникаций постсоветских стран эти требования являются в настоящее время остро актуальными. Осознание же важности проблем развития государственной рекламы и системы коммуникаций государственного управления в целом позволяет сформировать эффективную систему государственного и общественного контроля над ней.
Одним из примеров подобного регулирования может служить принятие законопроекта, запрещающего вести правительству США и всем госструктурам «скрытную пропаганду» внутри страны. Он был одобрен профильным комитетом по правительственной реформе палаты представителей американского Конгресса под названием «Акт 2007 года о реформировании исполнительной ветви власти». Законопроект предусматривает запрет государственной «рекламы или пропаганды», если рекламные или пропагандистские материалы не сопровождаются ясно различимым публичным уведомлением о том, что они оплачены из госбюджета. Данная проблема возникла после обнародования в США нескольких скандальных случаев, когда государственные ведомства и министерства оплачивали работу телеведущих или газетных журналистов, а также ставили в телеэфир коммерческих телеканалов подготовленные госструктурами видеоматериалы, имевшие форму телевизионных новостей.
«Каждое рекламное объявление или иная форма передачи информации, оплаченная учреждением исполнительной власти напрямую или через заключенный учреждением контракт, обязано содержать ясно различимое уведомление, сообщающее целевой аудитории, что рекламное объявление или иная форма передачи информации оплачена учреждением исполнительной власти», - говорится в документе [21].
В классификации государственной рекламы, помимо критериев, отражающих общие подходы систематизации рекламы, можно предложить такие специфические классификационные признаки:
1) уровень субъектов (рекламодателей) государственной рекламы:
1.1) общегосударственный;
1.2) уровень крупного территориального субъекта (автономной республики, края);
1.3) уровень местных муниципальных органов;
1.4) органы центральной исполнительной государственной власти (министерства и государственные комитеты);
1.5) конкретные государственные учреждения.
2) тип преследуемых целей:
2.1) социальная государственная реклама;
2.2) экономическая государственная реклама;
2.3) политическая государственная реклама;
2.4) территориальная государственная реклама.
3) тип объекта рекламирования:
3.1) имиджевая государственная реклама;
3.2) институциональная государственная реклама (реклама деятельности конкретных органов государственной власти);
3.3) государственная реклама конкретных проектов и акций.
4) тип целевой аудитории:
4.1) внутренняя государственная реклама;
4.2) внешняя государственная реклама.
В качестве основных типов государственной рекламы, определяемых ее целями, которые предопределяют развитие ее основных направлений, можно назвать:
а) государственная реклама, направленная на формирование положительного имиджа страны среди целевых аудиторий зарубежной общественности (политического и экономического сообщества, широкого общественного мнения) и др.;
б) государственная реклама, направленная на формирование (поддержку) патриотических настроений населения (в том числе, сохранение и приумножение традиций национальной духовности, стимулирование изучения истории страны и родного языка);
в) государственная реклама, направленная на информирование граждан страны об основных направлениях государственной политики, разъяснение им наиболее важных ее аспектов.
г) государственная реклама, направленная на популяризацию стандартов поведения граждан, которые должны оказывать содействие выполнению определенными государственными органами своих функций (например, реклама налоговых ведомств; выполнение гражданского долга по защите своей страны и др.);
д) государственная реклама, направленная на побуждение, стимулирование определенных действий представителей целевой аудитории (например, переселение в другие районы страны; реклама службы в армии по контракту и т.п.);
е) государственная реклама, направленная на достижение экономических (коммерческих) целей государства или органов государственной власти, например, непосредственное привлечение инвестиций в страну. Как разновидность этой рекламы нужно рассматривать обращение правительственных органов к иностранным туристам с предложением посетить страну (см. раздел «Территориальная реклама»), долгосрочная аренда и продажа земельных участков, всевозможные государственные займы, информирование о предстоящих тендерах на госзакупки и т.п.
Государство может также оказывать коммуникационную поддержку экспорту товаров, которые считаются важнейшими и характерными для этой страны.
ж) государственная реклама, направленная на информирование об общегосударственных широкомасштабных мероприятиях и проектах (например, ваучерная приватизация в 1990-х гг., периодически проводимые переписи населения и т.п.);
з) государственная реклама, направленная на формирование безопасных условий для жизни и здоровья граждан;
и) государственная реклама, направленная на продвижение конкретных коммуникационных социальных проектов, инициируемых или поддерживаемых государством;
к) государственная реклама, направленная на обеспечение условий для решения демографических проблем, в том числе пропаганда стандартов семейных отношений (борьба с насилием в семьях, стимулирование процесса усыновления детей-сирот и т. п.);
л) государственная реклама, направленная на содействие обеспечению эффективной государственной политики в сфере охраны окружающей среды;
м) государственная реклама, направленная на формирование позитивного имиджа конкретных государственных программ;
н) государственная реклама, направленная на формирование коммуникаций, способствующих непосредственному осуществлению функций конкретных органов государственной власти;
о) государственная реклама, направленная на решение конкретных проблем органов местного государственного управления;
п) оказание поддержки государством независимой прессы посредством предоставления заказов на государственную рекламу (социальная государственная реклама, информация о тендерах и др.) [22; 23, р. 2].
Одной изсамыхзаметныхтенденций последнихлетстало использование Интернета,
и, в частности, социальных сетей органами государственной власти и представителями ее высшего эшелона для достижения своих целей. При этом более часто используются социальные сети Facebook и Twitter как более статусные по сравнению с другими сетями, больше используемые их участниками для приватных контактов (например, «Одноклассники.ру» или «В Контакте»), Президент России В.В. Путин размещает свои краткие сообщения («твиты») в сети Twitter по адресу http://twitter.com/KremlinRussia, он также имеет несколько личных страниц в Facebook.
Таким образом, подводя итоги предыдущему анализу, можем придти к следующим выводам:
1. Государственный маркетинг представляет собой область преимущественно некоммерческого маркетинга, определяемую совокупностью отношений между органами государственного управления и «потребителями» их услуг, которая характеризуется направленностью на удовлетворение потребностей объектов маркетинга (в первую очередь, граждан) в обмен на их поддержку и сотрудничество, с общей целью обеспечения необходимой стабильности функционирования системы госуправления и ее развития
2. Государственная реклама представляет собой одно из основных средств маркетинговых коммуникаций органов государственного управления, в некоторых случаях уступая по своей важности в этой системе только средствам пабликрилейшнз (связям с общественностью).
3. Государственная реклама представляет собой преимущественно некоммерческую рекламу, которая направлена на формирование установоку отдельных граждан, их объединений и всего населения в целом, способствующих достижению общегосударственных целей и целей отдельных субъектов государственного управления, и направлена на формирование благоприятного имиджа государственной власти и государственной политики в обществе.
4. В качестве основных типов целей государственной рекламы можно назвать: формирование (поддержка) патриотических настроений населения; информирование граж-
дан страны об основных направлениях государственной политики; пропаганда, популяризация стандартов поведения граждан; стимулирование определенныхдействий представителей целевой аудитории; экономические (коммерческие) цели; информирование об общегосударственных широкомасштабных мероприятиях и проектах; формирование безопасных условий для жизни и здоровья граждан; конкретные крупные социальные проекты, инициируемые или поддерживаемые государством; обеспечение условий для решения демографических проблем; содействие обеспечению эффективной государственной политики в сфере охраны окружающей среды; формирование положительного имиджа страны; решение конкретных проблем органов местного государственного управления.
Список литературы
1. Phillip Kotler, Peter F. Drucker. (1990) Managing the Non-Profit Organization. New York: Harper Collins Publishers.
2. Kotler Ph., Andersen A.R. (1996) Strategic Marketing for Non-Profit Organization. New York: Prentice Hall.
3. Котлер Ф., ЛиН. Маркетинг для государственных и общественных организаций. СПб.: Питер, 2008.
4. Другое А.А., СафинА.Р., Сендецкая С.В. Государственный маркетинг как важный фактор совершенствования механизма управления социально-экономическими процессами в обществе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. № 4. С. 16-19.
5. Рассказова И.Н. Государствоведческий маркетинг- составляющая профессиональной компетентности государственных служащих: автореф. дис.... канд. филос. наук: 22.00.08 / И. Н. Рассказова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 1999.
6. Рассказова И.Н. Государствоведческий маркетинг в структуре профессиональной компетентности государственного служащего // Интернет ресурс: http://exsolver.narod.ru/govemarkt.html.
7. Романенко К. М. Концептуальні засади дослідження маркетингових механізмів у державному управлінні. Available: http://www.kbuapa.kharkov.Ua/e-book/db/2009-2/doc/4/10.pdf.
8. Романенко К. М. Державний маркетинг та територіальний маркетинг//Теорія та практика державного управління. - Вип. 1 (28). - Интернет ресурс: http://archive.nbuv.gov.ua/
9. Ромат Е.В. Маркетинг у державному управлінні // Маркетинг в Україні 2003. № 4. С. 32 - 35.
10. Ромат Е.В. Трансформація моделі державного управління рекламною діяльністю у перехідних умовах : монографія/ Е. Ромат.К.: Вид-воУАДУ, 2003.
11. Ромат Е. В. Реклама. 7-е изд..СПб.: Питер, 2009.
12. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.
13. Беляков Д. Проблемы социальной рекламы. Интернет ресурс: www.admarket.ru.
14. НиколайшвилиГ. Социальная реклама: теория и практика. М.: Виртуальная галерея, 2006.
15. Что такое социальная реклама. Интернет ресурс: http://www.socreklama.ru/likbez/.
16. Ромат Е.В., Сендеров Д. Реклама: учебник для вузов. 8-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013.
17. Волкова Е. Социальная реклама на примерах рекламы государственных институтов. Интернет ресурс: http://www.socreklama.ru/sr_article. php?arti_id=98.
18. Курочкина Е. Социальная реклама государственных институтов //. Интернет ресурс: www.reklamas-ter.com/... ubl_27_8.html.
19. Жаров С. Понятие социальной рекламы. Интернет ресурс: www.socreklama.ru.
20. В России необходимо создать координирующий орган для размещения социальной рекламы //Интернет ресурс: www.adv-energy.com.ua/dnews/v/3298.
21. В США госструктурам могут запретить вести «скрытую пропаганду». Интернет ресурс: www.podrob-nosti.ua/power/...87.html.
22. Government Advertising Policies: Some Findings from Around the World. Интернет ресурс: http://www.me-diapolicy.org/wp-content/uploads/Public-Adve rtising-Report-Bhutan.pdf
23. Garnett, J.L. (2011) Public administrative communications. // Public administrative Review. December 7, pp. 1-51.
■ ■ ■ GOVERNMENT ADVERTISING IN MARKETING COMMUNICATIONS SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION
Authors: ROMAT E.V., SENDEROV D.V.
ROMAT Evgeny Viktorovich, Doctor of public administration sciences, professor, head of marketing and advertising department, Kyiv National Trade and Economic University (KNTEU), Editor of the Journal “Marketing & Advertising”, Head of the Ukrainian Union of Advertisers.
Address: 02156, Ukraine, Kyiv, Kyoto St, 19.
Tel.: +38 (044) 531 -48 - 37 E-mail: [email protected].
SENDEROV Dmitry Vladimirovich, senior lecturer in marketing and advertising of the Russian State Humanitarian University, Director of Communications Group STRONG.
Address: 125993, GSP- 3, Moscow, Miusskaya Square, 6. E-mail: [email protected].
Annotation. The article deals with the formation of promotional communications by public authorities, analyzes the role of government advertising in the marketing communications system of government, a classification of government advertising is given and the main tasks to be solved with it by the government organs.
Keywords: government advertising, communication, public authorities, government marketing communications.
References
1. Phillip Kotler, Peter F. Drucker. Managing the Non-Profit Organization. - New York: Harper Collins Publishers, 1990.
2. Kotler Ph., Andersen A. R. Strategic Marketing for Non-Profit Organization. - New York: Prentice Hall, 1996.
3. Kotler Ph., Lee N. Marketing dlya gosudarstvenyh i obshestvenih organizatsiy. - Saint Peterburg: Peter, 2008. - 384 s. [Kotler Ph., Andersen A.R. Marketing for government and non-governmental organization. Saint Peterburg: Peter, 2008]
4. DrugovA.A., Safin A.R., Sendetskaya SY. Gosudarstvenniy marketing kak vazhniy factor sovershenstvo-vaniya mechanizma upravyeniya sotsial’no-ekonomicheskimi protsesami v obshestve // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2005. - №4. - S. 16-19. [DrugovA.A., Safin A.R., Sendetskaya S.V. Governmental marketing as an important factor to improve the mechanism of socio-economic processes in society // Marketing in Russia and abroad/ -2005. - № 4. - p. 16-19.]
5. Rasskazova I.N. Gosudarstvovedcheskiy marketing - sostavlyayushaya professionalnoy kompetentnosti gosudarstvenyh sluzhashih: avtoref. dis. ... kand. philos. nauk : 22.00.08 / I. N. Rasskazova; Ros. akad. gos. slughbi pri Prezidente Ros. Federatsii. - Moscow, 1999. [Rasskazova I.N. Governmental marketing - a component of the professional competence of public servants : Author, dis. ... Cand. Philosophy. Sciences: 22.00.08 / I.N. Rasskazova; Rus. Acad. Reg. Service under the President of Russian Federation. - Moscow, 1999]
6. Rasskazova I.N. Gosudarstvovedcheskiy marketing v strukture professionalnoy kompetentnosti gosu-darstvenogo sluzhashego // [Electroniy resurs]. Access mode: http://exsolver.narod.ru/govemarkt.html. [Rasskazova I. N. Governmental marketing in structure of the professional competence of public servant // [Electronic resource]. Access mode: http://exsolver.narod.ru/govemarkt.html.]
7. Romanenko K. M. Contseptualnyi zasadi dosligennya marketingovyh mechanizmiv u derghavnomu up-ravlinni [Electroniy resurs]. Access mode: http://www.kbuapa.kharkov.Ua/e-book/db/2009-2/doc/4/10.pdf. [Romanenko K. Conceptual foundations of marketing research approaches in public administration [Electronic resource]. Access mode: http://www.kbuapa.kharkov.Ua/e-book/db/2009-2/doc/4/10.pdf.]
8. Romanenko K. M. Derghavniy marketing ta teritorialny marketing // Teoriya i practica derghavnogo up-ravlinnya. - Vip. 1 (28). - [Electronic resource]. Access mode: http://archive.nbuv.gov.ua/... 1 /06.pdf. [Roma-
nenko K. Governmental marketing and Territorial Marketing // Theory and practice of public administration. - Vol. 1 (28). - [Electronic resource]. Access mode: http://archive.nbuv.gov.ua/...1/06.pdf.]
9.RomatE. V. Marketing uderghavnomuupravlinni//MarketingvUkraini-2003. -№4.-S.32-35. [Romat E.V. Marketing in Public Administration // Marketing in Ukraine/ - 2003. - № 4. - S. 32-35.]
10. RomatE. V. Transformatsiya modeliderghavnogoupravlinnyareclamnoyudiyalnistyu u perehidnih umovah : Monographiya / E. Romat. - Kyiv. : Vidavnitstvo UADU, 2003. - 380 s. [Romat E. Transformation of Public Administration in Advertising Activities in Transitional Conditions: Monograph / E. Romat. - K.: Type of UAPA, 2003. -380 p.]
11. Romat E. V. Reclama. — 7-ye izd. - Saint Peterburg: Peter, 2009. — 544 s. — (Seriya “Uchebniki dlya vuzov”). [Romat E.V. Advertising . - 7th ed .. - St. Petersburg: Peter, 2009. - 544. - (Series "Textbooks for high schools").]
12. Shepel’ V. M. Imidzhelogiya. Kak nravitsya lyudyam. - Moscow: Narodnoye obrazovaniye, 2002. [Victor Shepel’. Imagelogy. Howto please people. - Moscow: Education, 2002.].
13. Belyakov D. Problemi sotsial’noy reclamy. - [Electronic resource]. Access mode: www.admarket.ru. [Belyakov D. Problems of PSA. - [Electronic resource]. Access mode: www.admarket.ru].
14. Nikolayshvili G. Sotsial’naya reclama: teoriya і practica. - Moscow: Virtual’naya galereya, 2006. [Niko-layshvili G. PSA: Theory and Practice . - Moscow: Virtual Gallery, 2006].
15. Chto takoye sotsial’naya reclama. - [Electronic resource]. Access mode: http://www.socreklama.ru/lik-bez/?ELEMENT_ID=5725. [What is PSA. - [Electronic resource]. Access mode: http://www.socreklama.ru/lik-bez/?D=5725.].
16. Roma t E, SenderovD. Reclama: “Uchebniki dlya vuzov”. -8-ye izd. Standart tretyego pokoleniya. - Saint Peterburg: Peter, 2013.-512s.: ill.-(Seriya “Uchebniki dlya vuzov”). [Romat E., SenderovD. Advertising textbook for high schools. -8th ed. Standard of third generation. - St. Petersburg: Peter, 2013. - 512 p.: II. - (Series “Textbook for high schools”).]
17. Volkova E. Sotsial’naya reclama na primerah reclami gosudarstvenyh institutov. - [Electronic resource].
Access mode: http://www.socreklama.ru/sr_article.php?arti_id=98. [Volkova E. PSA: examples of advertising of governmental institutions. - [Electronic resource]. Access mode: http://www.socreklama.ru/
sr_article.php?arti_id=98.]
18. Kurochkina E. Sotsial’naya reclama gosudarstvenyh institutov.//. - [Electronic resource]. Access mode: www.reklamaster.com/...ubl_27_8.html. [Kurochkina E. PSA for public institutions / / . - [Electronic resource]. Access mode: www.reklamaster.com/...ubl_27_8.html.]
19. Zharov S. Ponyatiye sotsial’noy reclamy. - [Electronic resource]. Access mode: www.socreklama.ru. [ZharovC. The notion of PSA. - [Electronic resource]. Access mode: www.socreklama.ru.].
20. V Rossii neobhodimo sozdat’ coordiniruyushiy organ dlya razmesheniya sotsial’noy reclamy // Electronic
resource. Mode of access: www.adv-energy.com.ua/dnews/v/3298. [In Russia, it is necessary to establish a coordinating body for placing PSA // Electronic resource. Mode of access: www.adv-
energy.com. ua/dnews/v/3298.].
21. V S.SH.A. gosstructuram mogut zapretit’ vesti «skrituyu propaganda. - [Electronic resource]. Access mode: www.podrobnosti.ua/power/...87.html. [In the U.S., government structures may prohibit conduct "covert propaganda" - [Electronic resource]. Access mode: www.podrobnosti.ua/power/...87.html.]
22. Government Advertising Policies: Some Findings from Around the World . - [Electronic resource]. Access mode: http://www.. mediapolicy.org/wp-content/uploads/Public-Advertising-Report-Bhutan.pdf.
23. Garnett, J.L. (2011) Public Administrative Communication //Public Administration Review. December 7th. pp. 1-51.
ОПТИМА ПРОЕКТ
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
ТРУДОВАЯ ПАРТИЯ РОССИИ л
ПОДДЕРЖКА
ПРОЕКТОВ
НАЦИОНАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ
Пора менять приоритеты. Не золото и алмазы, не ценные бумаги, и даже не обширные территории -главное богатство нашей страны. Настоящее богатство России -это ее трудовой народ, который своими руками и головой создает экономическую и политическую мощь государства... ДАЕШЬ, СЛОВО ЧЕЛОВЕКУ ТРУДА!
ВОСТРЕЦОВ СА.
2. АВТОР ПРОЕКТА.
3. СТАТУС ПРОЕКТА (ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА НА СЛОЖИВШЕМСЯ РЫНКЕ).
4. ИДЕЯ ПРОЕКТА (НОВИЗНА ИДЕИ ПРОЕКТА).
5. ЦЕЛИ ПРОЕКТА.
6. КАПИТАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА (РАНЕЕ ПОНЕСЕННЫЕ ЗАТРАТЫ НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТА).
Социальная ответственность российского бизнеса -вот лучшая основа для политики созидания и реального прогресса
7. СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА (БЮДЖЕТ - ИНВЕСТИЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА).
8. СРОК
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
9. РУКОВОДИТЕЛЬ И ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОЕКТА
10. ЗАКАЗЧИК И ИНВЕСТОР ПРОЕКТА
11. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
12. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ НА СЛУЖБЕ РОСТА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
КАПИТАЛА
ТЕРРИТОРИЙ
РОССИИ
www.optima-project.ru тел.+7 800 777 4 777 Е-МаіІ: [email protected]
АЛЕКСЕЕВ Ю.В.