Научная статья на тему 'Государственная регистрация реорганизации акционерного общества'

Государственная регистрация реорганизации акционерного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ / СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенихин В. В.

Реорганизация акционерного общества по своей сути означает регистрацию в учредительных документах любых изменений, связанных со структурной и правовой организацией и во многих случаях может считаться условной ликвидацией юридического лица. В статье рассмотрены правовые основы этой процедуры применительно к акционерному обществу, а также порядок проведения его реорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная регистрация реорганизации акционерного общества»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

В. В. СЕМЕНИХИН,

руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Согласно п. 4ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) акционерное общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Государственная регистрация реорганизации акционерного общества осуществляется в соответствии с положениями и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Закона № 208-ФЗ, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) и иных правовых актов Российской Федерации.

Согласно п. 4ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В этом заключается одна из особенностей реорганизации юридического лица в данной форме (данные положения ст. 57 ГК РФ, как видно, повторяют положения ст. 15 Закона № 208-ФЗ).

Государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных организаций, а также государственная регистрация изменений в учредительных документах осуществляется в порядке, установленном федеральными законами (в частности, гл. 5 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с п. бет. 15 Закона № 208-ФЗ реорганизуемое общество после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям, установленным пп. 6.1и 6.2 данной статьи.

В случае если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации.

В случае реорганизации общества кредиторам предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 60 ГК РФ.

При этом государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном законодательством (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2006 № АЗЗ-9795/06-Ф02-6492/06-С2 по делу № АЗЗ-9795/06).

Если разделительный баланс или передаточный акт не дают возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Передаточный акт, разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства. Эти документы содержат и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, что может произойти после даты, на которую составлены передаточный акт, разделительный баланс (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.02.2008 № Ф04-906/2008 (496-А45-15) по делу № А45-9415/07-23/214).

Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона № 208-ФЗ в сообщении (уведомлении) о реорганизации указываются:

• полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого участвующего в реорганизации общества;

• полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого создаваемого (продолжающего деятельность) в результате реорганизации общества;

• формареорганизации;

• описание порядка и условий заявления кредиторами каждого участвующего в реорганизации юридического лица своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения);

• сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа каждого участвующего в реорганизации юридического лица, а также юридических лиц, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации;

• сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого общества (при наличии таких лиц).

В пункте 6.2ст. 15 Закона № 208-ФЗ закреплено, что в уведомлении о реорганизации могут быть также указаны дополнительные сведения об обществе, участвующем в реорганизации. Это, в частности, сведения о кредитных рейтингах об-

щества, а также об их изменении затри последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если общество осуществляет свою деятельность менее трех лет.

Согласно ст. 13.1 гл. 5 Закона № 129-ФЗ организация в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ее реорганизации обязана в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. Регистрирующий орган (на основании этого уведомления) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц в срок не более трех рабочих дней запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемая компания в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статья 14 Закона № 129-ФЗ закрепляет, что при государственной регистрации реорганизации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возни-

кающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»),

В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц:

• соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

• что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны;

• что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов (ст. 58 и 59 ГК РФ);

• что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации (смотрите, например, и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления (см. подробнее в ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

2) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) решение о реорганизации юридического лица;

4) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 16 Закона № 208-ФЗ);

5) передаточный акт или разделительный баланс (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 07.08.2006 по делу № А14-29163/05-1157/23, ФАС Московского округа от 23.10.2008 № КГ-А41/8693-08 по делу № А41-К1-4446/07);

6) документ об уплате государственной пошлины. Размеры государственной пошлины установлены ст. 333.33 ч. 2 НК РФ;

7) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с требованиями законодательства Российской

Федерации. Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Данный список является исчерпывающим, тем самым закон предоставляет дополнительные гарантии и защиту юридическим лицам для целей данной процедуры. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других дополнительных документов, помимо тех, которые предусмотрены в данном перечне.

В соответствии со ст. 15 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от26.02.2004 № 110, взаимодействие это осуществляется на уровне управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, инспекций Федеральной налоговой службы.

Государственная регистрация юридических лиц в случае их реорганизации осуществляется путем внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц за исключением случаев, указанных в п. 5 ст. 16 Закона № 129-ФЗ (при реорганизации юридического лица в форме присоединения).

Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона№ 129-ФЗ, т. е. по общим правилам, установленным для регистрации.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 Закона № 129-ФЗ. Согласно указанной статье государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации юридического лица, регламентировано ст. 16 Закона№ 129-ФЗ.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.