Юсупов Р.Г.
доктор исторических наук, профессор кафедры «Философия», начальник научно-исследовательской лаборатории методологии и технологии инклюзивного образования, Уфимский государственный университет экономики и сервиса, Россия, г. Уфа
УДК 37.014.5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» НА 2013-2020 ГОДЫ: ИНКЛЮЗИВНЫЙ КОНТЕКСТ
Степанова O.A.
кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт развития профессионального образования, Россия, г. Москва
В статье анализируются ресурсы Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы для обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование. Краткий анализ связанных с Программой документов подтверждает важность разработки научно-теоретических, организационных и правовых аспектов инклюзивного образования.
Ключевые слова: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013— 2020 годы, лица с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, нормативное правовое обеспечение.
STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION «DEVELOPMENT OF EDUCATION» FOR THE YEARS 2013-2020: INCLUSIVE CONTEXT
The paper analyzes the resources of the State Program of the Russian Federation «Development of education» for the years 2013-2020 to ensure the rights of persons with disabilities to inclusive education. Brief analysis of documents related to the Programme confirms the importance of the development of scientific and theoretical, organizational and legal aspects of inclusive education.
Key words: State program of the Russian Federation «Development of education» for the years 2013-2020, persons with disabilities, inclusive education, regulatory and legal support.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (далее -Программа). Ее приоритеты - обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны [1].
Одной из отправных точек при подготовке данной Программы стали «Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации в апреле 2012 года. В этом документе среди основных тенденций, определяющих в долгосрочной перспективе развитие российской экономики, зафиксировано начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных
кадров. За прогнозный период численность населения в трудоспособном возрасте может сократиться примерно на 9,7 млн. человек (или на 11,1 %), что приведет к снижению численности экономически активного населения, сокращению предложения трудовых ресурсов и обострит ситуацию на рынке труда, отмечают разработчики документа. В числе мер нивелирования этих негативных эффектов развития экономики они называют вовлечение в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, и создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями.
Бесспорно, что данные меры имеют высокую социальную значимость, а доступность качественного образования и вовлечения в профессиональнотрудовую деятельность большой социальной группы, которую составляют лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая инвалидов, может решить как минимум две важные задачи. Первая из них - развитие человеческого потенциала страны. Вектор реализации данной задачи определен Д.А. Медведевым 22 ноября 2012 года на совещании по вопросу трудоустройства инвалидов. Премьер-министр подчеркнул, что сегодня в России около 3,5 млн. людей с ограничениями по здоровью, включая инвалидов, трудоспособного возраста, но работает из них приблизительно пятая часть. «Причем очевидно, что работают не там, где они хотели бы с учетом их образования, а там, где получилось» [2]. Поэтому вовлечение в занятость неработающих трудоспособных граждан с ОВЗ с учетом их возможностей и способностей становится не только целью, но и ресурсом социально-экономического развития страны на ближайшие годы. Вторая задача связана с личностными смыслами и развитием жизненных перспектив лиц с ОВЗ. «Возможность получить качественное образование, выстроить карьеру по выбранной специальности во многом определяет просто психологический комфорт, устойчивость любого человека - и с ограничениями по здоровью, и абсолютно здорового», - считает Д.А. Медведев [2], а государство и общество должны создать условия для реализации этой возможности.
Действительно, для лиц с ОВЗ образование жизненно важно, поэтому доступность качественного общего и профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья является одним из приоритетов анализируемой Программы [1]. Наряду со стремлением сохранить и преумножить достижения в вопросах обучения и социализации детей и молодежи с ОВЗ в ней достаточно четко прослеживается новый - инклюзивный - тренд в развитии отечественного системы образования.
Инклюзивное образование рассматривается международными экспертами в качестве реформы, направленной на поддержку и поощрение разнообразия среди всех обучающихся. Его цель - ликвидация социального отчуждения как следствия «различного рода негативных отношений и отсутствия должного реагирования на различия по признаку расы, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола, сексуальной ориентации и индивидуальных способностей» [3, с. 4]. Основа инклюзивного подхода
- смещение фокуса с ограниченных возможностей ребенка на преодоление барьеров в обществе, препятствующих нормальной жизни ребенка, его доступу к базовым социальным службам [4].
Зарубежные исследователи подчеркивают значительный вклад инклюзивного образования в развитие инклюзивного общества. В странах Европы, США и других оно осуществляется в рамках формального, неформального обучения, «внутри семей и в рамках более широкого сообщества», тем самым играя «решающую роль в обеспечении высококачественного образования для всех учащихся и в создании более инклюзивных обществ», достижении социального равенства [3, с. 4]. Вместе с тем за рубежом у детей с ОВЗ по-прежнему велик риск отторжения от школьного образования; одна треть из них не охвачена школьным образованием, констатируют международные эксперты.
Применительно к современным российским реалиям инклюзивный подход фокусируется главным образом на проблеме обеспечения доступности и качества образования для лиц с ОВЗ в наименее ограничивающей образовательной среде. В Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761 в перечень мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включены законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней; достижение гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Для этого предлагается обеспечить нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресного поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также внедрение эффективного механизма борьбы с дискргшинагщей в сфере образования этой социальной группы в случае нарушения права на инклюзивное образование [5].
Однако своего содержательного раскрытия в нормативных правовых документах федерального
уровня термин «инклюзивное образование» до настоящего времени не получил. В Государственной программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы он использован только однажды и также без дескриптора: «повышение уровня образования инвалидов, в том числе в условиях инклюзивного образования, уровня доступности объектов и услуг, предоставляемых населению, повысит степень экономической активности инвалидов, будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан и приведет к относительной независимости от социальных выплат (пенсия по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты)...» [6].
Лишь на региональном уровне предприняты отдельные попытки дать определение термина «инклюзивное образование». Так, в «Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга» четко разведены процессы инклюзии и интеграции, дано определение понятий «интегрированное образование» и «инклюзивное образование». Инклюзию предлагается рассматривать как увеличение «степени участия каждого ребенка в образовательном процессе» и уменьшение «степени изоляции ребенка во всех процессах, происходящих внутри образовательного учреждения и социально-культурной среде города». Инклюзивное образование предполагает «совместное воспитание и обучение всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка» [7]. Другой региональный документ - долгосрочная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы»»
- определяет «инклюзивное (включенное) образование» как «процесс совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого может быть достигнут наиболее полный прогресс в социальном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья» [8]. В Законе города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 года№ 16 инклюзивное образование представлено как «совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» [9].
Таким образом, можно констатировать, что при отсутствии в нормативных правовых документах федерального уровня однозначного определения
термина «инклюзивное образование» возникла потребность в его определении в региональных нормативных правовых актах, что привело к указанным разночтениям. Выходом из ситуации могло бы служить включение определения инклюзивного образования в проект Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Однако в редакции законопроекта после первого чтения от 17 октября 2012 года такое определение отсутствует, а сам термин использован лишь один раз. В статье 6 проекта Закона сказано, что право на образование лиц с ОВЗ обеспечивается созданием необходимых условий «для получения качественного образования без дискриминации», «коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, в том числе на основе специальных педагогических подходов, наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения», включая организацию «интегрированного и инклюзивного (совместного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию» [10].
Возвращаясь к анализу Программы [1], необходимо подчеркнуть, что в ней также не дано определения понятия «инклюзивное образование», хотя уже в постановочног! части констатируется увеличение в предшествующий период (2009-2011 гг.) доли образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. При этом отмечается, что до настоящего времени не во всех учреждениях детям с ОВЗ обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социальнош сопровождения. В этой части Программы подводятся этапные итоги реализации проекта по развитию в стране системы обучения на дому данной социальной группы с использованием дистанционных образовательных технологий как инструмента обеспечения доступности образования всех уровней и расширения инклюзивной образовательной практики. В 2009-2011 годах такой системой были «охвачены более 70 процентов от общего числа детей, которым это показано» [1].
В целом вопросы вовлечения лиц с ОВЗ в разные формы специального и инклюзивного образования красной нитью проходят почти через всю Программу. Так, Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования» предусматривает в качестве системных результатов ее реализации увеличение доли образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ, с 3 до 25 %. Но только этой мерой, на наш взгляд, не должен ограничиваться инклюзивный вектор развития системы профессионального образования. Необ-
ходимо определить пути и механизмы, позволяющие наряду с пространственным приспособлением образовательной среды сделать ее толерантной, дружественной для лиц с ОВЗ с точки зрения выстраивания эффективного учебного взаимодействия и формирования положительного социально-психологического климата как в студенческой группе, так и в образовательном учреждении в целом. Для этого в Подпрограмме 1 предусмотрены разработка ФГОС профессионального образования для лиц с ОВЗ, поощрение создания для них оригинальных тренажеров, стимуляторов для повышения качества обучения, издания современного учебно-методического обеспечения профессионального образования и специализированных учебных пособий.
Кроме того, с учетом прогноза рынка труда и перспектив социально-культурного и экономического развития лицам с ОВЗ должно быть предложено обучение по тем специальностям/профессиям, которые востребованы на региональном рынке труда. В образовательных учреждениях профессионального образования для разных категорий лиц с ОВЗ должны быть развернуты гибкие программы с дифференцированными сроками обучения, разработаны гибкие учебные планы, изменяющиеся с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требований работодателей. Включение лиц с ОВЗ в систему профессионального образования, по мнению разработчиков Программы, будет свидетельствовать о «принятии обществом ценностей социальной справедливости» [1], тем самым закрепляя целесообразность и важность инклюзии не только в сфере образования, но и в обществе в целом.
В инклюзивном ключе Программа предлагает решать проблемы образования лиц с ОВЗ и в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей. В Подпрограмме 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» среди проблем, требующих первоочередного решения, названы недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ОВЗ в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения. Среди ожидаемых результатов ее реализации особо выделено предоставление детям-инвалидам возможности освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования.
Доступность, создание гибких развивающих сред для раннего и дошкольного развития детей, выравнивание стартовых возможностей - вот главные приоритеты в развитии инклюзивного образования детей с ОВЗ до школы. В этих целях, согласно Подпрограмме 2, нужно развивать сектор сопровождения раннего развития детей и поддержки семейного вос-
питания, включающий центры диагностики и консультирования, информационно-просветительские сервисы для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и другие составляющие. Дошкольные образовательные организации будут продолжать развивать и совершенствовать практику инклюзивно-ориентированного воспитания, поскольку научно доказано, что в дошкольном возрасте инклюзия детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников происходит наименее болезненно и наиболее успешно.
Нацеленность Подпрограммы 2 на обеспечение «учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья и социального положения семьи» [1], требует создания системы поддержки школ и педагогов, обучающих сложные категории обучающихся, в том числе с ОВЗ, и разработки для них ФГОС и примерных основных образовательных программ общего образования. Детям-инвалидам, детям с ОВЗ необходимо предоставить возможность выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования. Они должны быть обеспечены психо лого-мед ико-социальным сопровождением и поддержкой в профессиональной ориентации. Для этого планируется внедрить эффективные модели финансового обеспечения школ, работающих со сложным контингентом детей, программ дистанционного и инклюзивного образования.
В контексте сказанного особенно значимым является включение в основные мероприятия Подпрограммы 2 мероприятия под названием «Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья». При его исполнении предполагается обеспечить реализацию мер не только по созданию безбарьерной среды обучения, но и по развитию инфраструктуры и технологий дистанционного обучения детей-инвалидов, моделей инклюзивного образования, психо лого-мед ико-социального сопровождения профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Стимулирование названных мер предполагается обеспечивать на основе выделения субсидий из федерального бюджета.
Дополнительно в рамках Федеральной целевой программы развития образования будут развиваться сетевое взаимодействие образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с ОВЗ, подготовка и повышение квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов. На федеральном и региональном уровне получат поддержку социально ориентированные
некоммерческие организации, реализующие проекты работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.
Разработчики Программы считают, что по итогам ее реализации «все дети с ОВЗ, которым показано обучение в форме дистанционного образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме». Критерием оценки успешности выбран «удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым не противопоказано обучение» [1]. Основной объем средств по этому мероприятию будет направлен на реализацию 30 региональных программ обеспечения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
Инклюзивный контекст заложен и в Подпрограмму 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику», в числе основных задач которой - превенция формирования изолированных групп населения, в том числе инвалидов, во избежание возникновения социальной нетерпимости и дестабилизации общественной жизни. Поэтому в число приоритетов данной Подпрограммы входит повышение эффективности реализации мер по поддержке молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в том числе лиц с ОВЗ. В этих целях должны быть обеспечены условия реализации разнообразных возможностей для самовыражения молодых людей всех категорий, повышения социальной активности, вовлечения в жизнь общества, предупреждения деструктивного и девиантного поведения. Как отдельный значимый результат реализации Подпрограммы 4 выделено возвращение в общество и к созидательному труду молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, не претендуя на признание задачи развития инклюзивных подходов в образовании в качестве приоритетной, тем не менее заключает в себе связанный с нею контекст. Одновременно Программа актуализирует вопрос принятия федерального нормативного правового акта, институ-циализирующего инклюзивное образование разного уровня. Его необходимость широко обсуждалась весной 2012 года при подготовке к ратификации Россией Конвенции о правах инвалидов. Комитет по образованию Государственной Думы РФ 12 апреля 2012 года провел Парламентские слушания на тему «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества», в ходе которых Председатель комитета А.Н. Дегтярев отметил, что
внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды, но и с препятствиями социального свойства (стереотипы и предрассудки, отказ учителей, школьников и их родителей принять такую форму обучения и др.). В резолюции, принятой по итогам Парламентских слушаний, доминирует мысль о том, что проблема инклюзивного образования не может быть решена локально: невозможно создать хорошие условия для детей с ОВЗ, не создавая богатой и разнообразной среды для других детей [11].
В целом с утверждением Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы проблема разработки нормативного правового обеспечения инклюзивного образования, включая установление норм и принципов финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей с ОВЗ, встает особенно остро. Такая законотворческая деятельность в субъектах РФ проводится уже не первый год, теперь она должна быть реализована на федеральном уровне. Однако нормативное правовое обеспечение инклюзивного образования должно проектироваться с учетом данных научных исследований, систематизации и анализа опыта работы региональных экспериментальных и инновационных площадок, анализа образцов институционализации инклюзивного образования за рубежом. Модели и механизмы инклюзивного образования требуют широкого обсуждения, стандартизации и закрепления в правовое поле федерального уровня с тем, чтобы успешно решить задачи Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Список литературы:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации (сайт) [2011] 1ЖЬ: Ьйр://минобрнауки.рф//документы/2882/ (дата обращения: 01.12.2012 г.).
2. Совещание по вопросу трудоустройства инвалидов [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации (сайт) 1ЖЬ: Ьйр://правительство.рф/ ск>сз/21565/ (дата обращения: 01.12.2012 г.).
3. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. - ЮНЕСКО, 2009. - 37 с. [Электронный ресурс] иЯЬ: Шр^/ипезскю.ипезсо. о^Лп^ез/0017/001778/177849г.рс^ (дата обращения: 01.12.2012 г.).
4. Формирование инклюзивного общества [Электронный ресурс] / ЮНИСЕФ (сайт) [2010] 1ЖЬ: http://www.unicef.ru/programms/inclusiveness/ (дата обращения: 08.12.2012 г.).
5. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегиидействийв интересахдетейна2012-2017 годы» от 01.06.2012 г. № 761 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс (сайт) 1ЖЬ: 1Шр://Ьазс.соіті1ІаШ:. ги/соп8Л^і/оп1іпе^і?гед=с1ос;Ьа8е=ЬА\¥;п=130516 (дата обращения: 02.12.2012 г.).
6. Государственная программа «Доступная среда»
на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] / Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России (сайт) 1ЖЬ: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/
Уіе\¥рср/Уіе\¥/2011/392 (дата обращения: 02.12.2012 г.).
7. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2012 г. № 1263-р «Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс (сайт) 1ЖЬ: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=125054 (дата обращения: 02.12.2012 г.).
8. Постановление Правительства Ленинградской области от 28.03.2011 г. № 71 (ред. от 09.11.2012 г.) «О долгосрочной целевой программе «Приоритетные
направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс (сайт) URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=129218 (дата обращения: 02.12.2012 г.).
9. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 г. № 16 [Электронный ресурс] / Департамент образования города Москвы (сайт) [2011-2012] URL: http://www.educom.ru/ru/documents/prav_akt/moscow _laws/16.pdf (дата обращения: 02.12.2012 г.).
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (проект, принятый в первом чтении) [Электронный ресурс] / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (сайт) [2011] URL: http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenA gent&RN=121965-6&02 (дата обращения: 02.12.2012 г.).
11. Рекомендации Парламентских слушаний [Электронный ресурс] / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по образованию (сайт) URL: http://www. komitet8 .km.duma.gov.ru/site .хр/051057051124053051049. html (дата обращения: 08.12.2012 г.).
Ишембитова З.Б.
кандидат педагогических наук, директор ГАОУ СПО «Салаватский колледж образования и профессиональных технологий», Россия, г. Салават
Кашапова Л.М.
доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, г. Уфа
Шаяхметова H.H.
заместитель директора ГАОУ СПО «Салаватский колледж образования и профессиональных технологий», Россия, г. Салават
УДК 316.612-056.26:37.014.53
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья посвящена проблеме формирования социальной успешности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на разных ступенях образования. Статья может представить интерес для лиц, занимающихся проблемами подготовки и повышения квалификации педагогов для системы непрерывного инклюзивного образования.
Ключевые слова: сфера образования, социальная успешность, непрерывное инклюзивное образование.