Научная статья на тему 'Государственная программа как инструмент стратегического планирования в регионе'

Государственная программа как инструмент стратегического планирования в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1017
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Приходченко Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются государственные программы как инструмент эффективного развития региона, выявлена их роль в системе бюджетного стратегирования. Разработка государственных программ объединяет все инструменты достижения целей государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная программа как инструмент стратегического планирования в регионе»

Kuban State Agrarian University them. Ivan T. Trubilin, Krasnodar, Russia

(e-mail: seraya.n.n@mail.ru)

COST ACCOUNTING AND CALCULATION OF PRIME COST OF WINTER BARLEY

This article defines the essence of the economic cost, the dynamics of the distribution of crops sown area in the Krasnodar region, determine the benefits of winter barley cultivation in the Krasnodar region, represented by the cost accounting and calculation of prime cost of winter barley.

Keywords: winter barley; crop yields; costs, production; accounting, costs, calculation.

УДК 338.26

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ Приходченко Ольга Сергеевна

Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия olgaprikhodchenko@yandex.ru

В статье рассматриваются государственные программы как инструмент эффективного развития региона, выявлена их роль в системе бюджетного стратегирования. Разработка государственных программ объединяет все инструменты достижения целей государственной политики.

Ключевые слова: бюджетное программирование, программно-целевое планирование, бюджетные расходы, бюджетная стратегия

Внедрение стратегического и программно-целевого планирования как инструмента государственного воздействия на экономические процессы региона на современном этапе остается весьма актуальным.

В настоящее время на региональные государственные органы возлагается вся полнота ответственности за финансовое обеспечение социально-экономического развития региона, в том числе за создание и реализацию региональных государственных программ.

В условиях кризиса необходимо перейти к режиму экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Это возможно при использовании программно-целевого метода планирования и исполнения расходов [1, с. 56].

Переход к программно-целевому методу как инструменту управления бюджетными расходами обеспечивает осуществление полного цикла управленческого процесса: от постановки цели и задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов.

Однако внедрение методов программно-целевого планирования в систему стратегического планирования региона осуществлялось поэтапно. Первоначально в бюджетный процесс региона были внедрены областные

целевые программы в качестве попытки организации среднесрочного финансового планирования. Затем в практике субъектов бюджетного планирования появились доклады об основных результатах и направлениях деятельности и ведомственные целевые программы. Накопленный опыт заложил основы для последующего качественно нового этапа реформирования бюджетного процесса - построения бюджета полностью на основе программно-целевого подхода.

Наиболее эффективной формой реализации программно-целевого подхода в управлении социально-экономическим развитием территории является государственная программа [2, с. 217].

Программа как инструмент программно-целевого управления имеет следующие преимущества:

а) программа обеспечивает взаимосвязь планирования бюджетных расходов со стратегическими целями социально-экономического развития;

б) программа содержит механизм мониторинга, позволяющий на основе специально разработанной системы индикаторов оценить результативность и эффективность бюджетных расходов;

в) программа является доступным и наиболее прозрачным информационным ресурсом, позволяющий сопоставить и оценить бюджетные расходы и результаты, достигнутые за счет этих расходов [3, с. 10].

Регионы стремятся создать собственную экономическую базу устойчивого роста. Ее основой, как правило, является становление предпринимательской среды с соответствующей инфраструктурой, а также поддержка перспективных отраслей.

На уровне регионов программы должны решать вопросы приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации, инфраструктуры и т.д.

Ключевыми преимуществами программного подхода по сравнению с традиционным являются повышение фискальной устойчивости и эффективности деятельности отраслевых ведомств, более тесная связь бюджета со стратегическими целями.

Государственная программа субъекта - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития субъекта.

Государственная программа является составляющей бюджета, обоснованием бюджетных расходов с точки зрения результатов [4, с. 102].

Государственные программы являются уже действующим инструментом стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Нормативная и методологическая база для их разработки на федеральном уровне была сформирована в 2010 г. Постановлением Правительства РФ №588 от 02.08.2010 г. утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.

Министерством экономического развития РФ также были утверждены приказом от 22.12.2010 №670 Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, которые в дальнейшем дважды корректировались. В настоящее время действует приказ от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».

В мае 2013 г. необходимые концептуальные изменения были внесены в Бюджетный кодекс России: ст. 179 содержит нормы о порядке формирования, утверждения, объеме бюджетных ассигнований и оценке эффективности реализации государственных программ. При этом по-прежнему отсутствует программная бюджетная классификация.

На региональном уровне также создана законодательная база для разработки государственных программ.

Так, Постановлением Администрации Курской области от 11.10.2012 г. №843-па утвержден «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Курской области».

В 2014 году осуществлялась реализация 25 государственных программ Курской области, которые были разработаны на основании перечня государственных программ, утвержденного распоряжением Администрации Курской области от 24.10.2012 г. № 931-ра.

Оценка эффективности реализации государственных программ за 2014 год осуществлена ответственными исполнителями государственных программ в соответствии с методиками оценки эффективности государственных программ, предусмотренными государственными программами.

В результате по всем государственным программам достигнута эффективность их реализации за 2014 год. Бюджет Курской области в данном периоде на 97,56% является программным.

В 2015 году продолжилась реализация государственных программ Курской области по приоритетным направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики; эффективное государство.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №8 (18), 2016 119 Таблица 1 - Программные расходы областного бюджета Курской области

в 2014 ^-2015 гг.

Наименование государственной программы Сумма на 2014 г., млн. руб. Сумма на 2015 г., млн. руб. Отклонение, %

"Реализация государственной политики в сфере печати и массовой информации в Курской области" 89,3 62,2 -30,3

"Развитие культуры в Курской области" 502,9 424,7 -15,5

"Развитие здравоохранения в Курской области" 6 120,2 6 423,3 5,0

"Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области" 1 743,9 1 151,0 -34,0

"Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" 499,9 479,2 -4,1

"Развитие физической культуры и спорта в Курской области" 193,4 131,9 -31,8

"Развитие образования в Курской области" 10 645,0 10 379,1 -2,5

"Создание условий для эффективного исполнения полномочий в сфере юстиции" 71,2 63,1 -11,4

"Социальная поддержка граждан в Курской области" 5 856,2 6 341,8 8,3

"Повышение эффективности реализации молодежной политики, создание благоприятных условий для развития туризма и развитие системы оздоровления и отдыха детей в Курской области" 313,4 215,7 -31,2

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области" 801,5 990,6 23,6

"Воспроизводство и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды в Курской области" 158,4 132,8 -16,2

"Содействие занятости населения в Курской области" 429,6 403,0 -6,2

"Повышение энергоэффективности и развитие энергетики в Курской области" 21,8 - -

"Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов 1 491,2 1 328,1 -10,9

Курской области"

"Развитие архивного дела в Курской области" 111,2 47,1 -57,6

"Развитие транспортной системы, обеспечение перевозки пассажиров в Курской области и безопасности дорожного движения" 3 613,5 3 560,3 -1,5

"Управление государственным имуществом Курской области" 69,1 46,4 -32,9

"Профилактика наркомании и медико-социальная реабилитация больных наркоманией в Курской области" 3,4 0,9 -73,5

"Развитие информационного общества в Курской области" 60,5 31,5 -47,9

"Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области" 17,3 9,5 -45,1

"Развитие экономики и внешних связей Курской области" 288,9 153,9 -46,7

"Развитие промышленности в Курской области и повышение ее конкурентоспособности"* - 0,65 -

"Развитие лесного хозяйства в Курской области" 115,5 119,6 3,5

Программа Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2021 годы 3,6 3,1 -13,9

Составлено автором по данным официального сайта законодательного (представительного) органа государственной области Курской области -http://oblduma.kursknet.ru/

Анализ государственных программ Курской области выявил, в 2015 г. финансирование сокращается по всем программам, за исключением трех: «Социальная поддержка граждан в Курской области», «Развитие лесного хозяйства в Курской области», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области». Особенно это заметно по социально значимым программам: финансирование государственной программы «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области» сократилось на 45,1%, «Профилактика наркомании и медико-социальная реабилитация больных наркоманией в Курской области» - на 73,5%, «Обеспечение

доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области» - на 34%.

Формирование программного бюджета обеспечивает прозрачность и открытость бюджетного процесса, что способствует эффективной деятельности органов государственной власти для достижения стратегических целей социально-экономического развития на макро- и мезоуровне [5, с. 148].

Таким образом, использование государственных программ как метода программно-целевого планирования на региональном уровне, позволяет обоснованно и системно подойти к решению задачи повышения эффективности бюджетных расходов и переориентации высвобождаемых бюджетных ресурсов, обеспечить открытость бюджетной политики для широкой общественности, консолидировать ресурсы на реализацию задач социально-экономического развития территории.

Список литературы

1. Ткачева Т.Ю., Севрюкова Л.В., Афанасьева Л.В. Развитие бюджетных отношений для обеспечения справедливого перераспределения финансовых ресурсов // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2013. - № 6-1 (51). - С. 50-56.

2. Приходченко О. С. Зарубежный опыт бюджетного программирования // БУДУЩЕЕ НАУКИ - 2015: Сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах. - Т.1. - 2015. - С. 214-218.

3. Малиновская О.В., Скобелева И.П. Бюджетирование, ориентированное на результат: мировой и российский контекст // Финансы и кредит. - 2011. - №33(465). - С. 2- 11.

4. Prikhodchenko O.S. Increasing efficiency of budget expenditures at the regional level // Наука и общество. - 2014. - № 3. - С. 99-105.

5. Ткачева Т.Ю. Организационно-методологические основы формирования расходов на региональном уровне // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2013. - № 2 (23). - С. 144-148.

Prikhodchenko Olga

South-West state University, Kursk, Russia

olgaprikhodchenko@yandex.ru

THE STATE PROGRAM AS A TOOL FOR STRATEGIC PLANNING IN THE REGION

The article discusses the state of the program as a tool for effective development of the region, identified their role in the budget strategizing. Development of state programs brings together all the tools for achieving public policy objectives.

Key words: budget programming, program-target planning, budget expenditures, budget strategy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.