ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
ПРИХОДЧЕНКО ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме повышения эффективности использования бюджетных ресурсов для достижения поставленных целей социально-экономического развития региона. На современном этапе важным направлением государственной политики страны является развитие регионов. Для достижения этой цели требуется полный переход к программному бюджетированию, что позволит учитывать приоритеты Стратегии социально-экономического развития территории. Внедрение программно-целевых принципов в деятельность органов государственной власти - приоритетное направление повышения эффективности расходования бюджетных средств. В статье определена сущность и содержание программно-целевого бюджетирования, выявлена роль государственных программ как главного инструмента программного бюджетирования в бюджетном стратегировании региона. Государственные программы должны занять центральное место в бюджетном процессе на субфедеральном уровне -от бюджетного планирования до осуществления бюджетных расходов и проведения контроля за их результативностью. Важным направлением совершенствования бюджетного процесса на основе программного бюджетирования является структурирование финансовых ресурсов для реализации стратегического плана территории. Проведена оценка формирования программных расходов в Курской области, представлен сравнительный анализ применения методов программно-целевого бюджетирования в различных регионах ЦФО. Долгосрочное бюджетное планирование позволит уточнить основные требования к организационному и нормативному обеспечению реализуемых государственных программ, а также уточнить возможности доступа инвесторов к финансовым ресурсам региона. Бюджетная стратегия дает возможность структурировать финансовые ресурсы, эффективно управлять всеми финансовыми потоками в регионе. При внедрении методов бюджетного планирования, ориентированного на результат, в процессе долгосрочного бюджетного планирования в рамках стратегического управления территорией необходимо учитывать приоритетные направления социально-экономического развития каждого субъекта Федерации.
Ключевые слова: стратегия, бюджетное планирование, ориентированное на результат, программный бюджет, результативность бюджетных расходов, управление бюджетными средствами.
Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.
Бюджетные расходы - инструмент макроэкономической политики. Они позволяют государству реализовывать свое воздействие на социально-экономическое развитие общества [1].
Повышение эффективности бюджета напрямую связано с повышением эффективности бюджетных расходов.
Проблема повышения эффективности бюджетных расходов остается актуальной для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации [2].
На современном этапе обеспечение роста эффективности бюджетных расходов возможно путем
внедрения новых принципов управления по результатам и осуществления бюджетного процесса, ориентированного на результат.
Для повышения результативности и эффективности использования бюджетных средств осуществляется переход на программный формат планирования и исполнения бюджетных расходов [3].
В настоящее время отсутствует связь между процедурами составления среднесрочных прогнозов социально-экономического развития с поставленными задачами экономического развития, отраженного в стратегии развития области. Нет никакой координации между процедурами составления бюджета на очередной бюджетный год со среднесрочными прогнозами социально-экономического развития, нет также никакой связи между государственными программами с целями и задачами соци-
ально-экономической политики областей. И, наконец, не существует увязки бюджетных ассигнований, закладываемых в различные программы, с показателями конечных результатов.
В Курской области в настоящее время вопросы долгосрочного бюджетного планирования отражаются в Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 г., в государственных программах, принятых до 2020 г., в различных отраслевых стратегиях.
Чтобы бюджетная стратегия согласовалась с бюджетным процессом, необходимо бюджетные расходы оценивать с точки зрения их эффективности и результативности. Достижение данной цели предполагает формирование соответствующей законодательной базы.
Начиная с 2007 г., Президент России в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ неоднократно указывал на необходимость повышения результативности бюджетных расходов.
Сокращение доходов бюджета при росте бюджетного дефицита и государственного долга приводит к тому, что возникает необходимость более тщательной оценки результатов произведенных бюджетных расходов. Наиболее эффективным и перспективным решением этой задачи является программный бюджет.
Программно-целевые методы бюджетирования предполагают наличие механизмов, обеспечивающих связь между бюджетными затратами и конечным общественно-значимым результатом [4].
В бюджетном процессе программное бюджетирование можно определить как процесс составления бюджета, ориентированного на достижение результатов от финансирования государственных программ посредством бюджетных расходов.
При такой системе финансирования в основе принятия решения лежит анализ параметра «затраты - выгоды», при котором оценивается соответствие достигнутых результатов поставленным целям [5].
Главным инструментом программного бюджетирования является государственная программа.
В 2013 г. в Бюджетном кодексе РФ было закреплено понятие «государственные программы».
Развитие программно-целевых методов управления является одной из основных задач бюджетной политики на 2014-2016 гг.
Постановлением Правительства РФ № 588 от 02.08.2010 г. утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.
Финансовое обеспечение государственной программы должно быть в полной мере согласовано с бюджетом. Государственная программа является составляющей бюджета, обоснованием бюджетных расходов с точки зрения результатов. Внедрение бюджетного планирования, ориентированного на результат, на региональном уровне позволит взаимоувязать бюджетные возможности и основные ориентиры, определенные в региональных стратегиях социально-экономического развития.
Постановлением Администрации Курской области от 11 октября 2012 г. № 843-па утвержден «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Курской области».
В соответствии с данным Порядком, государственная программа обеспечивает в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Курской области.
Государственные программы содержат подпрограммы, в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия, которые реализуются органами государственной власти Курской области в определенной сфере социально-экономического развития.
При формировании проекта областного бюджета до 2013 г. аналитическое распределение расходов по госпрограммам не производилось.
В таблице 1 представлено изменение доли расходов регионального бюджета, распределенных программно-целевым способом.
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Расходы областного бюджета, млн руб. 24 727,4 27 424,0 36 028,3 38 490,3 40 217,3
Программные расходы (финансирование областных целевых программ), млн руб. 4 209,7 4 974,8 8 624,8 8 932,0 10 978,5
Доля расходов на финансирование областных целевых программ в общем объеме расходов областного бюджета, % 0,17 0,18 0,24 0,23 0,27
Таблица 1
Доля программных расходов в общем объеме расходов бюджета Курской области в 2009-2013 гг.
О. 8. РИКИОЭСИЕККО
В Курской области в рамках исполнения бюджета в 2013 г. было предусмотрено 44 областных целевых программ, финансирование которых составило 9 349,7 млн руб., что составляет около 23 % от общего объема расходов бюджета.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что доля расходов бюджета Курской области, формируемых в рамках программ, в общем объеме областного бюджета возрастает за исследуемый период. Так, в 2009 г. доля расходов на финансирование областных целевых программ в общем объеме расходов областного бюджета составила 17 %, в 2013 г. данный показатель возрастает до 27 %. Несущественное сокращение доли наблюдается в 2012 г. -с 24 % до 23 % при одновременном приросте величины программных расходов в размере 308 млн руб. В 2013 г. действовали 44 областных целевых программы и 19 ведомственных целевых программ с общим объемом финансирования 20 204,4 млн руб.
Следует отметить, что в Курской области в 2013 г. была принята первая государственная программа «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области» с объемом финансирования 1 628,8 млн руб., что составило 4,05 % от общей величины бюджетных расходов.
В 2014 г. в регионе принято уже 24 государственных программы, срок реализации которых установлен до 2020 г. Общая сумма, необходимая
для их финансирования, составляет 33 217,3 млн руб. при общей величине расходов бюджета Курской области в размере 34 898,3 млн руб., т. е. на 94 % областной бюджет является программным.
Сравнение данных показателей с аналогичными в соседних регионах показало, что в Белгородской области в 2014 г. было утверждено 15 государственных программ с общим объемом финансирования 45 797 млн руб., программные расходы составили 85 %. В Орловской области достигнуты более высокие результаты в сфере перехода к программному бюджету - в области принято 24 государственные программы с общим объемом финансирования 26 955 млн руб., что составило 93 % от общего объема бюджетных расходов. В Воронежской области действует 22 государственные программы (с объемом финансирования 77 615 млн руб.), что меньше, чем в Курской и Орловской областях, при этом доля их в общем объеме бюджетных расходов составила 98 %.
Таким образом, более значимые результаты в сфере программного бюджетирования в текущем году достигла Воронежская область.
Выполнение задач, поставленных в стратегии социально-экономического развития региона, может характеризовать результативность региональных государственных программ.
На рисунке 1 представлено распределение расходов по наиболее значимым государственным программам, действующим в 2014 г. в Курской области.
млн. руб. 15000
10000 5000 0
6120,2 5 856 Til О £
3613,5
□ "Развитие здравоохранения в Курской области"
□ "Социальная поддержка граждан в Курской области
Рис. 1. Государственные программы, действующие в Курской области в 2014 г., с максимальным объемом финансирования
Наибольший удельный вес в расходах бюджета Курской области приходится на финансирование государственных программ: «Развитие здравоохранения в Курской области» с объемом финансирования 6 120,2 млн руб. - 17,54 %, «Развитие образования в Курской области» с объемом финансирования 10 645 млн руб. - 30,50 %, «Социальная поддержка граждан в Курской области» с объемом финансирования 5 856,2 млн руб. - 16,78 %, «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области» с объемом финансирования 1 743,9 млн руб. - 5 %, «Развитие транспортной системы, обеспечение перевозки пассажиров в Курской области и безопасности дорожного движения» с объемом финансирования 3 613,5 млн руб. - 10,35 %.
Таким образом, фактическими приоритетами бюджетных расходов являются здравоохранение, образование, социальная политика, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная система.
Выявленные приоритеты не согласуются с долгосрочными задачами региональной социально-экономической политики Курской области. В связи с этим необходимо на региональном уровне разработать бюджетную стратегию, которая будет четко отражать связь между экономическим развитием территории и между расходами бюджета.
Государственные программы являются тем механизмом, который позволит обеспечить взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования.
Региональные органы управления способны оказывать положительное влияние на развитие экономической и социальной сферы территории посредством использования инструментов бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Литература
1. Ткачева Т. Ю. Современные тенденции формирования бюджетно-налоговой безопасности региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2(47). С. 55-61. С. 55.
2. Беляева Е. С. Финансовая оценка принципа сбалансированности бюджета на субфедеральном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 193-197. С. 193.
3. Виницына В. В. Совершенствование механизма оценки эффективности реализации государственных программ // Финансы и кредит. 2013. № 6. С. 10-18.
4. Цветков О. Н. От управления затратами к управлению по результатам: информационно-аналитическая система управления реализацией стратегии социально-экономического развития // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 23-39.
5. Приходченко О. С. Формирование бюджетной стратегии на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. С. 53-56.
References
1. Tkacheva T. Yu. Sovremennye tendentsii formi-rovaniya byudzhetno-nalogovoj bezopasnosti regiona // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskiye i yuridicheskiye nauki. 2013. № 2(47). S. 55-61. S. 55.
2. Belyayeva Ye. S. Finansovaya otsenka printsipa sbalansirovannosti byudzheta na subfederal'nom urovne // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment. 2013. № 1. S. 193-197. S. 193.
3. Vinitsyna V. V. Sovershenstvovaniye mekhaniz-ma otsenki effektivnosti realizatsii gosudarstvennykh programm // Finansy i kredit. 2013. № 6. S. 10-18.
4. Tsvetkov O. N. Ot upravleniya zatratami k uprav-leniyu po rezul'tatam: informatsionno-analiticheskaya sistema upravleniya realizatsiej strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. 2010. № 2. S. 23-39.
5. Prikhodchenko O. S. Formirovaniye byudzhetnoj strategii na regional'nom urovne // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment. 2014. № 1. S. 53-56.
O. S. PRIKHODCHENKO
* * *
INCREASE OF EFFICIENCY OF THE BUDGETARY EXPENSES FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY
PRIKHODCHENKO OLGA SERGEYEVNA Southwest State University, Kursk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Article is about a problem of increase of efficiency of use of budgetary resources for achievement of goals of social and economic development of the region. At the present stage the important direction of a state policy of the country is development of regions. Achievement of this purpose requires full transition to program budgeting that will allow to consider priorities of Strategy of social and economic development of the territory. Introduction of the program and target principles in activity of public authorities is the priority direction of increase of efficiency of an expenditure of budgetary funds. In article author defined the essence and the content of program and target budgeting; revealed the role of state programs as main instrument of program budgeting in the budgetary strateging of the region. State programs have to take the central place in the budgetary process at the subfederal level - from budget planning before implementation of budgetary expenses and monitoring procedure behind their productivity. The important direction of improvement of the budgetary process on the basis of program budgeting is structuring financial resources for implementation of the strategic plan of the territory. Author carried out the assessment of formation of program expenses in the Kursk region; submitted the comparative analysis of application of methods of program and target budgeting in various regions of the Central federal district. Long-term budget planning will allow to specify main requirements to organizational and standard support of realized state programs, and also to specify possibilities of access for investors to financial resources of the region. The budgetary strategy gives the chance to structure financial resources, effectively to operate all financial streams in the region. At introduction of methods of the budget planning focused on result in the course of long-term budget planning within strategic management of the territory it is necessary to consider priority directions of social and economic development of each subject of Federation.
Key words: strategy, budget planning focused on result, program budget, productivity of budgetary expenses, management of budgetary funds.