Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная политика / жилищное строительство / жилищный фонд / стратегия / поддержка населения / Республика Татарстан / social policy / housing construction / housing stock / strategy / population support / Republic of Tatarstan

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Л В. Маймакова, А В. Напойкина, Д А. Шакирова

В представленной статье рассматривается понятие жилищного строительства, а также отдельных связанных с ним нормативных актов, регулирующих развитие рассматриваемой отрасли в Российской Федерации. Авторами было рассмотрено несколько актуальных распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, проанализированы требования к их исполнителям и проведен анализ по эффективности выполнения работ по достижению поставленных целей за последние года как в общем по Российской Федерации, так и по отдельно взятому региону, Республике Татарстан. В работе выдвигается перечень особенно важных для социальной политики государства уязвимых мест в жилищном строительстве, на которое должны и обращают внимание как федеральные, так и региональные министерства. Работа представляет собой анализ проведѐнных работ в сфере жилищного строительства и предлагает мероприятия по снижению нагрузки на федеральный бюджет за счет внедрения инвестиций извне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Л В. Маймакова, А В. Напойкина, Д А. Шакирова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF HOUSING CONSTRUCTION

The article discusses the concept of housing construction, as well as individual related regulations governing the development of the industry in question in the Russian Federation. The authors reviewed several relevant orders and resolutions of the Government of the Russian Federation, analyzed the requirements for their performers and analyzed the effectiveness of work to achieve the goals in recent years, both in general in the Russian Federation and in a particular region, the Republic of Tatarstan. The paper puts forward a list of vulnerabilities in housing construction that are particularly important for the state's social policy, which both federal and regional ministries should and should pay attention to. The work is an analysis of the work carried out in the field of housing construction and suggests measures to reduce the burden on the federal budget through the introduction of investments from the outside.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

12. Innovation economy: A study of the influence of international experience on the Russian economic system / L. V. Popova, I. A. Maslova, I. A. Korostelkina [et al.] // Espacios. - 2019. - Vol. 40, No. 10. - P. 1-10. - EDN KKYVOR.

13. «Яндекс» стал единственной компанией из РФ в рейтинге мировых лидеров развития ИИ. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/19489629.

14. Zemlyak, S. V. Risk Assessment Model Of Government-Backed Venture Project Funding: The Case Of Russia / S. V. Zemlyak, S. Y. Sivakova, I. E. Nozdreva // Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues. - 2021. - Vol. 24, No. Special Issue 1. - P. 1-12. - EDN AWCZIR.

15. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf

16. Influence of the factor "manufacturability" on the economic structure of the innovation process of an industrial enterprise in the context of sustainable development / S. L. Lozhkina, A. A. Novikov, E. V. Novikova [et al.] // Rivista di Studi sulla Sostenibilita. - 2022. - No. 1. - P. 193-206. - DOI 10.3280/RISS2022-001012. - EDN XMGYEU.

EDN: XVSGGW

Л.В. Маймакова - к.э.н., доцент, кафедра «Экономика и организация производства», Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия, [email protected],

L.V. Maymakova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Organization of Production, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia;

А.В. Напойкина - обучающаяся, кафедра «Экономика и организация производства», Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия, [email protected],

A. V. Napoikina - student, Department of Economics and Organization of Production, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia;

Д.АШакирова - обучающаяся, кафедра «Экономика и организация производства», Казанский государственный энергетический университет, Казань, Росси, [email protected],

D.A. Shakirova - student, Department of Economics and Organization of Production, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА STATE POLICY IN THE FIELD OF HOUSING CONSTRUCTION

Аннотация. В представленной статье рассматривается понятие жилищного строительства, а также отдельных связанных с ним нормативных актов, регулирующих развитие рассматриваемой отрасли в Российской Федерации. Авторами было рассмотрено несколько актуальных распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, проанализированы требования к их исполнителям и проведен анализ по эффективности выполнения работ по достижению поставленных целей за последние года как в общем по Российской Федерации, так и по отдельно взятому региону, Республике Татарстан. В работе выдвигается перечень особенно важных для социальной политики государства уязвимых мест в жилищном строительстве, на которое должны и обращают внимание как федеральные, так и региональные министерства. Работа представляет собой анализ проведённых работ в сфере жилищного строительства и предлагает мероприятия по снижению нагрузки на федеральный бюджет за счет внедрения инвестиций извне.

Abstract. The article discusses the concept of housing construction, as well as individual related regulations governing the development of the industry in question in the Russian Federation. The authors reviewed several relevant orders and resolutions of the Government of the Russian Federation, analyzed the requirements for their performers and analyzed the effectiveness of work to achieve the goals in recent years, both in general in the Russian Federation and in a particular region, the Republic of Tatarstan. The paper puts forward a list of vulnerabilities in housing construction that are particularly important for the state's social policy, which both federal and regional ministries should and should pay attention to. The work is an analysis of the work carried out in the field of housing construction and suggests measures to reduce the burden on the federal budget through the introduction of investments from the outside.

Ключевые слова: социальная политика, жилищное строительство, жилищный фонд, стратегия, поддержка населения, Республика Татарстан.

Keywords: social policy, housing construction, housing stock, strategy, population support, Republic of Tatarstan.

Введение

Социально-экономическая политика государства в сфере жилищного строительства на сегодняшний день характеризуется неоднородностью развития в разных регионах субъекта. В большинстве регионов страны реализация программ жилищного строительства не отвечает потребностям населения и растущим темпам развития экономики государства. Помимо этого, осложнение развития этой сферы обусловлено также некоторыми проблемами, среди которых можно выделить: низкий уровень финансирования жилищного строительства и недостаточность развития институциональной среды.

Каждая из этих проблем раскрывает ещё больше недостатков, связанные с неэффективными механизмами управления и реализации мероприятий социально-экономической политики и неполнотой законодательной базы в сфере жилищного строительства и последующей эксплуатации построенного жилья.

Целью исследования является проведение анализа современного состояния социальной политики государства в сфере жилищного строительства с точки зрения развития нормативно-правовой базы, а также эффективности осуществления поставленных задач как в целом по России, так и по отдельно взятому региону - Республике Татарстан - за актуальный промежуток времени.

Основная часть

На сегодняшний день особо остро стоит вопрос об обеспечении жильем социально незащищенных слоев населения, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющих возможности приобрести его в собственность. Однако стоит отметить, что этот вопрос стоит уже не первое десятилетие, а события, начавшиеся в феврале 2022 года, лишь подогрели интерес к этой теме, поскольку возникла потребность в обеспечении беженцев и других пострадавших временным или постоянным жильём.

Жилищное строительство представляет собой: а) создание объектов жилищных прав; б) процесс возведения жилых домов и строений, которые будут пригодны для проживания граждан [1].

Цель жилищного строительства - формирование и реализация жилищного фонда, имеющего все необходимые условия для комфортного проживания в нём граждан страны.

282

Всероссийский журнал

Регулирование обеспечения и дальнейшего использования выделенных земельных участков для строительства жилищного фонда регулируются нормами жилищного и земельного прав, а также градостроительными нормами. Основным документом является Жилищный кодекс Российской Федерации, в котором содержит понятие жилищного фонда. Жилищный фонд, как основное понятие рассматриваемой сферы, представляет собой совокупность всех жилых помещений, которые находятся на территории РФ, вне зависимости от их собственников, правового режима их использования и т.д. [1].

Действующее законодательство разделяет виды жилищного фонда в зависимости от их формы собственности на частный, государственный и муниципальный [2].

Жилищный фонд представляет собой важный аспект как городского хозяйства в целом, так и жизни граждан в частности. Приобретение собственного жилого помещения для гражданина является важной целью самореализации, поэтому вопрос предоставления и обеспечения граждан доступным жильём стоит довольно серьёзно.

Нельзя отрицать значительный вклад правительства Российской Федерации в разработку и реализацию ряда программ по вводу нового жилого фонда для обеспечения граждан РФ жильем и спектром коммунальных услуг.

Наиболее актуальной сейчас является распоряжение правительства РФ по разработке стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ Российской Федерации на период до 2030 и с прогнозом до 2035 года (далее -распоряжение), целью которого является обеспечение выполнения определенных условий и стратегических задач, направленных на организацию благоприятных условий для жизни населения. Основными задачами, поставленными перед исполнителями стратегии были поставлены: создание путей преодоления кризисных ситуаций и их последствий за счет использования строительной отрасли как важной части экономики государства; повышение доступности и комфортности жилья, а также общее улучшение качества жизни граждан; разработка и внедрение высоко конкурентоспособных технологий в отрасль строительства и проектирования; повышение энегоэффективности существующих и будущих объектов капитального строительства; расширение материальной базы за счет введения в хозяйственный оборот новых земельных участков, а также снижение негативного воздействия на окружающую среду [3].

Особенностью строительной отрасли является её непосредственное пересечение со многими экономически важными отраслями, такими как: промышленность, энергетика и транспорт.

Важным направлением распоряжения является максимизация прозрачности процедур по цифровизации строительной отрасли и снижение подготовительного цикла по строительству каждого объекта отрасли. Последнее может быть связано с желанием снижения временных издержек, влияющих на время ввода объектов строительства в эксплуатацию, что значительно увеличит число семей, обеспеченных необходимым им жильём.

Документы, связанные и регулирующие отрасль в настоящее время не синхронизированы между собой, что вызывает неоднозначную ситуация с их применением, так, даже в градостроительном кодексе в статье первой отмечается неточность формулировок, многообразие трактовок которой несколько раз привело к возникновению судебных дел [4].

Реализация распоряжения предполагается к осуществлению в два этапа:

- с 2022 г. по 2024 г.;

- с 2025 г. по 2030 г.

По окончанию второго этапа осуществления стратегии предполагается прогнозирование значений показателей до 2035 года. В дальнейшем проводится расчет и подведение итогов реализации стратегии и подготовка проекта на будущий период.

Распоряжение предполагает реализацию ряда мероприятий, направленных на реализацию градостроительной политики с корректировкой планов под данные социально-экономического развития городов и населенных пунктов, снижения неэффективной документной базы и снятия избыточных ограничений для строительной деятельности. Кроме того предполагается сделать упор на развитие Единого института пространственного планирования с целью обеспечения информационно-методологической и экспертной поддержек в развитии городской среды как в документальном, так и в действующем направлениях [3].

Также отметим действующее постановление Правительства Российской Федерации об утверждении государственной программы по обеспечению населения жильём, удовлетворяющим их потребность в доступности и комфорте, а также коммунальными услугами. Программа регулирует распределение средств федерального бюджета по объектам строительства и контролем за их эффективным использованием [5].

Согласно распоряжению [3] на конец 2021 года общая площадь жилищного фонда Российской Федерации насчитывала более чем 4 млрд. квадратных метров, из которых в том же 2021 году было введено почти 93 млн. квадратных метров. Целью распоряжения в строительной отрасли является обеспечение более чем двух третей граждан страны жилья (в том числе и в аренду), а также ввод более 1 млрд. квадратных метров жилья, в том числе для обеспечения первой цели.

На сегодняшний день стратегия заканчивает свой первый этап реализации. На конец 2023 года выстроилась ориентированность на определённые группы населения. Можно отметить, что 2023 год был направлен на обеспечение документальной защищённости социально незащищенной группы граждан. Например, согласно распоряжению от 29.11.2023 № 3399-р, в 2023 году на обеспечение семей с детьми-инвалидами, а также совершеннолетним гражданам, входящим в эту группу, жильём, путём дополнительного направления порядка 500 млн. рублей [6]. Правительство полагает, что дополнительные средства позволят улучшить жилищные условия для более чем 400 семей из 16 регионов страны. Документ предполагает возможность инвалидам и семьям с детьми-инвалидами

получить жильё по договору социального найма или в собственность. Помимо этого они также могут получить единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья. Это распоряжение является дополнительным проектам в рамках уже рассмотренного ранее в статье постановления [5].

Ещё одной программой, входящей в состав постановления об обеспечении доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации [5] является Постановление от 26.01.2023 года №90, в рамках которого молодые ученые могут претендовать на получение государственных сертификатов на приобретение жилья [7]. Предусматривается средний размер выплат порядка 3,5 млн. рублей, а общее число претендентов 3,4 тыс. человек.

Большой вклад в развитие жилищного строительства вносят региональные органы [10]. Согласно данным, опубликованным на электронном ресурсе Республики Татарстан, в конце 2023 года на совещании в Доме Правительства Республики Татарстан было доложено, что программа жилищного строительства по субъекту была перевыполнена на 3 % - было введено более 3 млн. квадратных метров жилищного фонда. Помимо этого было реализовано обеспечение жильем инвалидов, семей с детьми-инвалидами, а также детей-сирот. Также было проконтролировано получение молодыми семьями средств субсидий и сертификатов «многодетных семей». На собрании было высказано, что выполнение федерального проекта в Татарстане составляет около 72 %.

Особенно важно отметить, с какими препятствиями сталкивается строительная отрасль. Самыми главными можно выделить: больше половины населения страны имеют желание улучшить свои жилищные условия, но не могут обеспечить достижение своих целей из-за нехватки финансовых инструментов; существующие жилищные устройства городского хозяйства не соответствуют высоким запросам населения; неэффективное использование земли; монополизация городского хозяйства; неэффективные меры поддержки рыночных отношений; затратность реализации проектов.

Основными задачами проведения социальной политики государства является разработка программы по обеспечению населения необходимыми благами, путем улучшения их условий проживания, снижения стоимости одного квадратного метра жилья, увеличения объемов строительства жилого фонда, развитие рынка арендного жилья, а также приобретение жилья путем ипотечного кредитования, а также модернизация и повышение энергоэффективности уже существующих и только строящихся зданий и сооружений [8].

Особое значения в существующей документальной базе отдаётся защите особо незащищённых слоёв населения, а также остро нуждающихся в поддержке. Особенно важным и необходимым является не только формирование и принятие новых законодательных актов, но и их реализация с постоянным контролем за их выполнением.

Выводы

Жилищное строительство - особое направление государственной политики, требующее колоссальных вливаний дополнительных бюджетов, как на непосредственное строительство, так и на приобретение земли, на которой предполагается произведение строительных работ. Помимо этого также необходимо обеспечить жителей инфраструктурой, на строительство которой также потребуется внедрение дополнительных средств. Для этого важно привлекать средства из федерального бюджета за счет федеральных программ, чем пользуются многие регионы [9], согласно исследованиям наиболее рациональным и доступным соотношением бюджетов для реализации программы жилищного строительства будет следующее: 70 % приходится на федеральные ресурсы, 30 % - на средства областного бюджета.

Источники:

1. Онишина, Е. А. К вопросу о понятии жилищного строительства / Е. А. Онишина, М. В. Рыбалка. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 367-370. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21271/ (дата обращения: 27.02.2024).

2. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.02.2024).

3. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р «О Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» (с изм. На 29.11.2023 года).

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/cdec16ec747f11f3a7a 39c7303d03373e0ef91c4/ (Дата обращения 28.02.2024).

5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (ред. от 20.01.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (с изм. от 20.01.2023 года).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2023 №3399-р URL: http://static.government.ru/media/files/ eZfpoA7niu2AAwIaNB68HBc3OfykENhA.pdf (дата обращения 28.02.2024).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 №90 «О внесении изменений в приложение № 2 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» URL: http://static.government.ru/media/files/ 94gtn67JA68Ht9kUPDijoAfwVEIYvqy4.pdf (дата обращения 28.02.2024).

8. Белинский, С. В. Реализация государственной политики в сфере жилищного строительства на региональном уровне (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) / С. В. Белинский // Экономические и социальные факторы развития народного хозяйства : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и магистрантов, Ханты-Мансийск, 31 января - 01 2017 года / Югорский государственный университет. - Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2017. - С. 309-315. - EDN ZWVMJP.

9. Трещевский, Ю. И. Инструменты содействия развитию рынка жилищного строительства региона в условиях санкций: состояние и перспективы / Ю. И. Трещевский, А. А. Соболева // Современная экономика: проблемы и решения. - 2022. - № 12(156). - С. 30-42. - DOI 10.17308/meps/2078-9017/2022/12/30-42. - EDN APKJUY.

10. Минстрой Республики Татарстан: План жилищного строительства на 2023 год перевыполнен почти на 3% - Единый Портал органов государственной власти и местного самоуправления «Официальный Татарстан» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tatarstan.ru/index.htm/news/2260667.htm?ysclid=lsmybecqwf176871223 (дата обращения 28.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.