Таким образом, аутсорсинг в сфере государственного и муниципального управления может осуществляться в части процессов, поддерживающих основную деятельность государственных и муниципальных органов власти. При этом реализация процессов, связанных с принятием решений, а также с осуществлением контрольно-надзорных и правотворческих функций должны оставаться в ведении территориальных органов власти. Если этого не происходит и орган власти передает какие-либо процессы, связанные со своей основной деятельностью, негосударственным структурам, то это выходит за рамки отношений аутсорсинга и переходит в сферу вопросов приватизации.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» от 25.10.2005 // Правовая система «Консультант».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1021-р «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы» от 10.06.2011 // Правовая система «Консультант».
3. Батаева Н.С., Крючкова П.В., Потапенко М.С., Тамбовцев В.Л., Шаститко А.Е. Публичные услуги и функции государственного управления. - М.: ТЕИС, 2002.
4. Елисеенко В. Госфункции на аутсорсинге // Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение. - 2012. - №6.
5. Шестоперов А. М. Современные тенденции использования аутсорсинга в органах государственной власти и местного самоуправления // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 21. Декабрь 2009 г. [Электр. ресурс]: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2009/21/Shestoperov.pdf.
6. Outsourcing in Government: The Path to Transformation. Accenture, June 2002.
P. 4.
О.А. Петрина
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И
ВОДООТВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье анализируется современное состояние водохозяйственного комплекса России. Отмечается необходимость государственной поддержки предприятий коммунального хозяйства в целях гарантированного обеспечения населения качественным и бесперебойным водоснабжением. Определяются основные ориентиры государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.
Ключевые слова. Государственная политика, тарифная политика, водохозяйственный комплекс, водоснабжение, водоотведение, производственная программа, инвестиционная программа.
Одним из ключевых факторов национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности, является развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации. Гарантированное обеспечение жителей России питьевой водой в необходимом количестве и качестве,
© Петрина О.А., 2013
соответствующем действующим требованиям по безопасности сегодня становится одним из главных приоритетов социальной политики государства.
Современное состояние предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) характеризуется проблемами технического, организационного, финансового и правового характера. Основные фонды ВКХ изношены на 50-60%, а в сельских поселениях уровень износа очистных сооружений достигает 80%, уровень надежности инженерных коммуникаций в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. Дефицит мощности водопроводов составляет 10%, при среднем уровне удельного водопотребления по Российской Федерации на хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые нужды 230 л/чел.сут., в ряде регионов этот показатель не превышает 150-200 л/чел.сут. Из-за повышенного загрязнения водоисточников около 30% проб воды источников централизованного питьевого водоснабжения не соответствуют государственным стандартам, около 60% эксплуатируемых канализационных очистных сооружений перегружены, не на всех системах водоотведения существует биологическая очистка сточных вод [6].
За последние годы на федеральном уровне были приняты основополагающие документы по развитию водоснабжения и водоотведения. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ определил основные нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов Российской Федерации [1]. Водная Стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. №1235-р) определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, формирование и реализацию конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.
В рамках первого этапа (2009-2012 годы) должно быть обеспечено создание условий для устойчивого развития водохозяйственного комплекса и предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере использования и охраны водных объектов;
- совершенствование системы государственного управления водохозяйственным комплексом;
- создание надежных механизмов, обеспечивающих внедрение инновационных технологий по рациональному водопользованию, усиление охраны и улучшение качества вод в водных объектах [4].
В рамках второго этапа (2013-2020 годы) приоритетными направлениями реализации Стратегии являются:
- модернизация водохозяйственного комплекса, обеспечивающая снижение антропогенной нагрузки, достижение высокого уровня защищенности населения от негативного воздействия вод, в том числе надежности и безопасности гидротехнических сооружений, рационализацию водопользования и снижение водоемкости экономики, включая строительство и реконструкцию сетевого хозяйства водоснабжения и водоотведения, инфраструктуры водоподготовки и очистки сточных вод;
- опережающее развитие научно-технической и технологической базы водохозяйственного комплекса, широкое внедрение разрабатываемых инновационных технологий;
- обеспечение водохозяйственного комплекса квалифицированными кадрами;
- определение направлений практической реализации конкурентных преимуществ российского водоресурсного потенциала на внешних рынках.
Следующим этапом в реализации государственной политики в сфере водоснабжения является принятие Федеральной целевой программы «Чистая вода» (Постановление Правительства РФ №1092 от 22.12.2010. «О Федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы»). На реализацию ФЦП запланировано из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ - 18 млрд. руб. и из внебюджетных источников планируется привлечь 313,8 млрд. руб. [3]. В ходе реализации программы должны быть созданы условия для модернизации системы водоснабжения и водоотведения посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, привлечения долгосрочных частных инвестиций путем совершенствования законодательства в части долгосрочного тарифообразования, развития конкуренции и государственно-частного партнерства. В результате реализации программы к 2017 году услугами центрального водоснабжения смогут воспользоваться 85% населения России и централизованным водоотведением - 84% населения.
Основная роль в реализации ФЦП «Чистая вода» должна принадлежать регионам, в субъектах РФ разработаны и приняты региональные долгосрочные целевые программы. Так в Московской области принята ДЦП «Чистая вода Подмосковья» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства МО от 25.10.2012 №1362/36 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Чистая вода Подмосковья» на 2013-2020 годы»). Мероприятия программы направлены на гарантированное обеспечение населения Московской области чистой питьевой водой; приведение источников водоснабжения в соответствие санитарным правилам, включая наличие зон санитарной охраны основных, резервных и аварийных источников; обеспечение надежности работы систем водоснабжения и водоотведения, в том числе сокращение утечек воды в системах питьевого водоснабжения; приведение качества сточных вод, отводимых в водоемы, в соответствие требованиям Водного кодекса Российской Федерации по охране водных объектов от загрязнения при сбросе сточных вод [5]. На реализацию мероприятий выделено более 17 млрд. руб. По программе планируется строительство первой очереди водоснабжения городов Подольск, Серпухов, Чехов, Щербинка, Климовск, будут расширены мощности Восточной системы водоснабжения с целью гарантированной подачи воды в города Павловский Посад, Реутов, Железнодорожный, Балашиха, Ногинск, Люберцы, Лыткарино [6].
Вступивший в силу 1 января 2013 года Федеральный закон №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г., определил основные цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения [2]:
- охрана здоровья и улучшение качества жизни населения за счет обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
- повышение энергетической эффективности путем экономного потребления
воды;
- снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
- обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
- обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Законом определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения: приоритетность обеспечения населения питьевой
водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих данные услуги и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в коммунальной сфере.
В целях реализации государственной политики расширяется перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, к ним относится утверждение производственных и инвестиционных программ, установление тарифов, методов их регулирования и контроля в сфере водоснабжения и водоотведения. Дополнен перечень полномочий и органов местного самоуправления в водохозяйственном комплексе, на муниципальном уровне будет осуществляться утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласование инвестиционных программ, планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Законом №416-ФЗ вводится новое понятие «гарантирующая организация», под которой понимается предприятие водопроводно-канализационного хозяйства, с которым органы местного самоуправления заключают договор на обслуживание населения. Если на рынке несколько предприятий, желающих оказывать услуги водоснабжения, то гарантирующая организация выбирается по принципу наибольшего числа подключенных абонентов. Органы местного самоуправления должны обеспечить условия для нормального функционирования предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и выполнения производственной программы по оказанию услуг. Нововведением данного закона является положение, согласно которого объекты водопроводно-канализационного хозяйства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в частную собственность.
Законом определены более жесткие требования к организациям, снабжающим потребителей питьевой водой (ст.23.) В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества, органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [2].
Новым законом (гл. 5, ст. 26, 27.) предприняты попытки ввести ответственность абонентов за загрязнение окружающей среды через сети водоканалов. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и лимиты на сбросы. Организации, осуществляющие водоотведение, должны представлять план снижения сбросов и утверждать данный документ по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом, осуществляющим государственный
экологический надзор. За сброс загрязняющих веществ абоненты будут вносить платежи не водоканалам, как это было раньше, а напрямую в бюджет.
Реформирование водохозяйственного комплекса предполагает модернизацию отрасли и увеличение потока инвестиций в предприятия ВКХ. Однако существующая практика регулирования тарифов на услуги коммунального хозяйства остается серьезным барьером на пути притока инвестиций в отрасль. В настоящее время у большинства предприятий водохозяйственного комплекса из-за низкого уровня рентабельности средств на финансирование капитальных вложений не хватает. Это объясняется, прежде всего, тем, что норматив рентабельности устанавливается регулирующим органом, не учитывающим потребности предприятий ВКХ в инвестициях.
Без изменения тарифной политики в сфере водоснабжения невозможно заинтересовать инвесторов вкладывать средства в реконструкцию и модернизацию ВКХ. Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки. Тариф на коммунальные услуги должен состоять из двух частей: первая часть обеспечивает покрытие текущих расходов предприятия, вторая часть -инвестиционная составляющая, обеспечивающая развитие предприятия ВКХ. Уровень инвестиционной составляющей определяется на основе производственных и инвестиционных программ предприятия. Органы местного самоуправления должны участвовать в утверждении технических заданий на разработку инвестиционных программ и в контроле по эффективному использованию инвестиционной составляющей, включаемой в тариф.
Литература
1. ФЗ №74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 // Правовая система «Консультант».
2. ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 // Правовая система «Консультант».
3. Постановление Правительства РФ №1092 «О Федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы» от 22.12.2010 // Правовая система «Консультант».
4. Распоряжение Правительства РФ №1235-р «О водной стратегии РФ на период до 2020 года» от 27.08.2009 // Правовая система «Консультант».
5. Постановление Правительства МО №1362/36 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Чистая вода Подмосковья» на 2013-2020 годы» от 25.10.2012 // Правовая система «Консультант».
6. [Электр. ресурс]: http://wwwmnr.gov.ru.
Б.Г. Убушаева, Н.Б. Даганова
К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Аннотация. Статья посвящена анализу теоретических воззрений на социально-экономическую сущность региональной инфраструктуры. Выделены общие тенденции развития теоретических основ на определении сущности региональной инфраструктуры.
Ключевые слова. Инфраструктура, экономические отношения, субъекты рынка, факторы производства.
© Убушаева Б.Г., Даганова Н.Б., 2013