Научная статья на тему 'Регулирование отношений землеустройства в рамках экологизации водохозяйственной деятельности'

Регулирование отношений землеустройства в рамках экологизации водохозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР / ВОДНЫЙ КАДАСТР / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ECOLOGIZATION / STATE CADASTRE / WATER CADASTRE / NATURE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Виктор Константинович, Аносова Надежда Викторовна, Студёнова Мария Викторовна

В статье приводится анализ ситуации, связанной с водоснабжением жителей областного центра, обозначены общие проблемы и тенденции развития в землеустройстве на примере Обь-Томского междуречья, намечены основные пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов Виктор Константинович, Аносова Надежда Викторовна, Студёнова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF RELATIONS IN LAND MANAGEMENT WITHIN THE FRAMEWORK OF ECOLOGIZATION OF WATER ECONOMIC ACTIVITY

The analysis of water supply situation in the regional center Tomsk and the general problem and tendencies of development in land management on the example of Ob-Tomsk area between two rivers are given in the paper. The basic ways of the improvement of this situation are suggested.

Текст научной работы на тему «Регулирование отношений землеустройства в рамках экологизации водохозяйственной деятельности»

ВОДОСНАБЖЕНИЕ, КАНАЛИЗАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

УДК 6.28.112.2(571.1) + 556.11.003

ПОПОВ ВИКТОР КОНСТАНТИНОВИЧ, докт. геол.-мин. наук, профессор,

Томский политехнический университет,

634050, г. Томск, пр. Ленина, 43а,

АНОСОВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА, канд. биол. наук,

anosova@vodokanal.tomsk.ru

МУП «ТЭК»,

634041, г. Томск, ул. Шевченко, 41а, СТУДЁНОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА, ассистент, studenovamaria@mail.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РАМКАХ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье приводится анализ ситуации, связанной с водоснабжением жителей областного центра, обозначены общие проблемы и тенденции развития в землеустройстве на примере Обь-Томского междуречья, намечены основные пути решения.

Ключевые слова: экологизация, государственный кадастр, водный кадастр, землеустройство, управление.

POPOV, VIKTOR KONSTANTINOVICH, Doc. of geolog.-mineral sc., prof.,

Tomsk Politechnic University,

43a Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russia,

ANOSOVA, NADEZHDA VIKTOROVNA, Cand. of biolog. sc.,

anosova@vodokanal.tomsk.ru

Department of natural resources use and ecology, MUE «TEC», 41a Shevchenko st., Tomsk, 634041, Russia, STUDENOVA, MARIA VIKTOROVNA, assistant, studenovamaria@mail.ru

Tomsk State University of Architecture and Building, 2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

© В.К. Попов, Н.В. Аносова, М.В. Студенова, 2010

REGULATION OF RELATIONS IN LAND MANAGEMENT WITHIN THE FRAMEWORK OF ECOLOGIZATION OF WATER ECONOMIC ACTIVITY

The analysis of water supply situation in the regional center Tomsk and the general problem and tendencies of development in land management on the example of Ob-Tomsk area between two rivers are given in the paper. The basic ways of the improvement of this situation are suggested.

Keywords: ecologization, state cadastre, water cadastre, nature management.

Низкая эффективность использования природных, в первую очередь водных ресурсов, является основополагающим фактором, снижающим конкурентоспособность российской экономики и негативно влияющим на уровень жизни. Государственный масштаб настоящей проблемы обусловлен несовершенством технологических и управляющих процессов, износом материально-технической базы, отсутствием опыта ресурсосбережения, укоренившимися взглядами о «неисчерпаемости» природных ресурсов.

Ключевым шагом в исправлении создавшейся ситуации должны быть меры, обеспечивающие продуцирование, концентрацию и распространение культуры, знаний и технологий рационального использования природных ресурсов.

В этой связи первостепенное значение приобретает концепция экологизации урбанизированных территорий. Экологизация - это иерархическая система знаний, мероприятий и решений по сохранению природной среды, поддержанию экологического равновесия, сокращению техногенных воздействий на среду обитания и постепенному переходу к толерантному взаимодействию, направленному на сохранение и восстановление природы и среды обитания человека с использованием природосберегающих и природовосстанавливаю-щих методов хозяйствования, с повышением эффективности использования ресурсов и преимущественным потреблением возобновимых ресурсов. Круг системно рассматриваемых объектов экологизации включает:

- компоненты нарушенных природных ландшафтов - атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера;

- комплексы охраняемых природных территорий;

- техносферу и все направления человеческой деятельности - архитектуру, строительство, промышленность, энергетику, транспорт, водоснабжение, удаление и переработку отходов и т. д.;

- социально-психологическую и социально-экономическую среду;

- экологичное удовлетворение потребностей общества; Идеологическая основа экологизации включает экологические постулаты: законы, правила и принципы [1, 2, 3, 4, 5].

Международный опыт экологизации поселений имеет позитивные результаты - возведение первых экологичных зданий и экокварталов, заметный рост числа зданий с возобновимой энергетикой, улучшение внутренней среды зданий и т. д. В разных регионах мира (Нидерланды, Австралия, Швеция, США, Китай и многие другие страны) построены и эксплуатируются небольшие экокварталы и экопоселения. Всё это подтверждает актуальность разви-

тия перечисленных направлений для России. Экологизацию городской среды необходимо проводить в комплексе использования знаний поколений и научно-технического прогресса. Учитывая высокий темп развития производства и уровень его технического обновления, результатом экологизации станет повышение материального и культурного уровня жизни населения; улучшение социально-бытовых и социально-гигиенических условий проживания в городах; сохранение окружающей среды, снижение неограниченных темпов потребления природных ресурсов, которые вошли в противоречие с ассимиляционным потенциалом природы.

Экологичный город в современном понимании - это город с высоким качеством среды жизни, находящемся в экологическом равновесии с природой. В пределах территории должно быть оптимизировано объединение экологичных метаболических процессов и функциональной устойчивости экологичного и производительного ландшафта, экологичной промышленности и культуры. Добиться всего этого можно изменением способов производства, поведения потребителей и инструментов принятия решения, основанных на экологичной экономике и системном мышлении.

В настоящее время одним из первоочередных мероприятий решения проблем экологизации городской среды является экологизация водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) поселений. Основным аспектом экологизации ВКХ является учёт социальных, экономических и экологических требований к системе жизнеобеспечения, позволяющий в комплексе оценить всю остроту проблем в градостроительстве, архитектуре, индустрии, энергетике, транспорте, управлении водными ресурсами и т. д.

По степени и характеру воздействия хозяйственная деятельность человека разнообразна, но в любом случае она оказывает влияние на режим, баланс и качество подземных вод.

Рассмотрим проблемы природопользования и их возможные пути решения в связи с экологизацией водохозяйственной деятельности на территории нижнего течения р. Томи [6, 7].

Одно из крупнейших предприятий города Томска, в сфере деятельности которого находится водное хозяйство, является МУП «Томский энергокомплекс». Основная задача предприятия - обеспечение населения и организаций города Томска качественной питьевой водой в достаточных объемах.

Для осуществления водоснабжения предприятие использует муниципальное имущество (водопроводно-канализационное хозяйство) и природные ресурсы. В структуру предприятия входят два водозабора (поверхностный и подземный), 3 станции 3-го подъема, 14 канализационных станций перекачки стоков, более 200 артезианских скважин, 500 км водопроводных сетей и 300 км канализации. Подземный площадной водозабор, который обеспечивает водой областной центр г. Томск, расположен в нижнем течении р. Томи на территории Обь-Томского междуречья. Вблизи от Томского водозабора на северо-востоке расположены объекты Сибирского химического комбината г. Северска, на которых происходит переработка и утилизация радиоактивных веществ. Здесь производится закачка жидких радиоактивных отходов в водоносные горизонты на глубину от 280 до 400 м, которые имеют гидравличе-

скую взаимосвязь с вышележащими эксплуатирующими водоносными горизонтами для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Продолжительная эксплуатация подземных водозаборов г. Томска и г. Северска вызвала значительные нарушения в гидрохимическом и гидродинамическом равновесии подземной гидросферы. Сформировалась обширная зона влияния этих водозаборов (депрессионная воронка). Анализ воронки депрессии в пределах Обь-Томского междуречья позволяет предполагать, что в восточном направлении граница воронки депрессии Томского и Северских водозаборов захватывает контуры полигонов захоронения жидких радиоактивных отходов. Сложившаяся ситуация представляет определенную проблему природопользования, связанную с решением оптимального развития систем водоснабжения г. Томска и г. Северска и систем военно-промышленного комплекса.

Следующая проблема природопользования связана с экономической деятельностью предприятия, которая в конечном счете определяется количеством реализованной воды. В финансовом отношении это произведение тарифа на объем реализованной воды. Непроизводственные расходы воды составляют 40-45 %. Тариф включает затраты на подъем, водоподготовку, транспортировку и доведение воды до конкретного потребителя. В тарифе должно быть предусмотрено финансирование природоохранных мероприятий и затраты на водохозяйственную деятельность. Природоохранные мероприятия, как правило, реализуются через организацию наблюдательной сети, которая на сегодня отсутствует.

С помощью сети следует безотлагательно проводить наблюдения за формированием баланса водных ресурсов, их химического состава и его трансформации в процессе эксплуатации водных объектов.

В настоящее время, в этой связи, необходимы серьезные финансовые ресурсы для создания наблюдательной сети (порядка 150 скважин) и обновления водопроводных систем. В городе Томске решить эту проблему за счет увеличения тарифа нереально.

Несовершенство механизмов финансирования организаций водопро-водно-канализационного хозяйства за счет бюджетов различных уровней, неразработанные научно обоснованные нормы водопотребления и тарифы для расчета с населением, изношенность инженерных сетей и коммуникаций, а также информационная недостаточность вследствие ведомственных информационных баз привели к тому, что большая часть предприятий водопровод-но-канализационного хозяйства находится на грани аварийного состояния. Такое состояние отрасли во многом продиктовано отсутствием правовых механизмов и полноты достоверной информации о природных источниках водоснабжения и технических сооружениях, позволяющих оценить и направить деятельность предприятий водоснабжения и водоотведения к развитию. Формирование теоретической основы правового регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации на базе комплексного подхода к решению проблем отрасли представляет собой важную предпосылку для поднятия и развития жизнеобеспечивающей системы города в сфере водоснабжения и водоотведения.

В настоящее время большая часть основных имущественных комплексов систем водоснабжения и водоотведения находится в муниципальной собственности. Вопрос повышения эффективности использования муниципального имущества, привлечения технологических и финансовых ресурсов для его реконструкции и модернизации неразрывно связан с вопросом о включении данного имущества в рыночные отношения, создании иной системы управления, базирующейся на использовании принципиально новых экономических механизмов.

Для решения данной задачи на территории Томской области использована модель управления водопроводно-канализационным хозяйством, в рамках которой инженерная инфраструктура остается в собственности муниципального образования, а право ее использования передается эксплуатирующей организации на основе договора аренды муниципального имущества. На территории г. Томска правовой основой для регулирования указанных отношений является Положение о порядке предоставления в аренду муниципальных имущественных комплексов города Томска, утвержденное решением Думы г. Томска от 28.09.2000 № 249.

Смена коммунальных операторов, обеспечивающих водоснабжение г. Томска в течение последних пяти лет, показала, что указанная модель управления является недостаточно эффективной, так как внедрена без учета следующих особенностей:

1. Имущество, относящееся к водопроводно-канализационному хозяйству, неразрывно связано с природными объектами - источниками водоснабжения и водоотведения, т. е. является составной частью водохозяйственных систем, регулирование отношений по использованию которых относится, с одной стороны, к компетенции муниципалитета, с другой - к компетенции специально уполномоченных федеральных органов.

2. Согласно действующей модели, муниципальный имущественный комплекс является объектом только гражданских прав, объектом аренды, который практически не ограничен в обороте.

3. Право пользования природными объектами (недрами, водными объектами) допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные) и определяется в порядке, установленном законом. Участки недр являются главным имуществом, муниципальное имущество в виде скважин, используемых для добычи подземных вод, а также участки земли, необходимые для целей недропользования, - вспомогательным имуществом, которые следуют судьбе главного имущества (ст. 130, 135 ГК РФ).

4. Расторжение договора аренды муниципального имущества, если данное условие не включено в условие лицензионного соглашения или договора водопользования, автоматически не приводит к прекращению прав пользования федеральным имуществом - недрами и водными объектами. Отказ от данных прав может быть инициирован в основном только владельцем указанных прав.

Без учета перечисленных особенностей в 2003 г. из хозяйственного ведения МП «Томскводоканал» (МП ТВК) было изъято имущество, относящееся к водопроводно-канализационному хозяйству, и передано на условиях

аренды ОАО «Томские коммунальные системы» (ОАО ТКС). Добыча воды для водоснабжения г. Томска осуществлялась ОАО ТКС без необходимых разрешительных документов и соответствующих лицензионных соглашений, так как МП ТВК еще в течение 8 месяцев оставался владельцем прав пользования недрами и водными объектами. Вода продавалась потребителю в отсутствие прав собственности на добытый природный ресурс, что привело к необоснованному обогащению компании и угрозе безопасного обеспечения питьевой водой населения и объектов промышленности г. Томска. В 2007 г. в связи с приходом нового коммунального оператора (МУП «Томский энергокомплекс») проблемная ситуация с прекращением и получением прав пользования природными ресурсами повторилась вновь.

Анализ нормативно-правовой базы предприятия и ее соответствие федеральному и региональному уровню состояния подземной гидросферы Обь-Томского междуречья, современного состояния водопроводно-канализаци-онного хозяйства, эколого-экономических условий эксплуатации подземных вод Обь-Томского междуречья показывают, что для эффективного регулирования отношений землеустройства и управления водопроводно-канализаци-онным хозяйством г. Томска сегодня требуется пересмотреть существующие механизмы правового регулирования предоставления в аренду муниципальных имущественных комплексов, учитывая оборотоспособность природных объектов и муниципального имущества.

В качестве первоочередных мер необходимо:

1. Внести в Положение о порядке предоставления в аренду муниципальных имущественных комплексов города Томска, утвержденное решением Думы г. Томска от 28.09.2000 № 249, изменения, касающиеся условий предоставления в аренду имущества водопроводно-канализационного хозяйства, и включить в примерную форму договора аренды имущественного комплекса условия по получению и прекращению прав пользования природными ресурсами. Выйти с законодательной инициативой о внесении в ст. 20 Закона РФ «О недрах», ст. 17 Водного кодекса РФ условий по досрочному прекращению пользования недрами и водными объектами по инициативе органов местного самоуправления, если у пользователя недр и водных объектов было изъято в установленном порядке муниципальное имущество, необходимое для пользования недрами и водными объектами.

2. Нормативно закрепить понятия и принципы формирования муниципальных имущественных комплексов, относящихся к водопроводно-канали-зационному хозяйству, как объектов недвижимого имущества и как объектов водохозяйственных систем.

3. Включить информацию о муниципальных имущественных комплексах, относящихся к водопроводно-канализационному хозяйству в систему городского кадастра с учетом информации, содержащейся в государственных кадастрах и реестрах (водном реестре, фондах геологической информации, регистре гидротехнических сооружений) и информационных ресурсах государственного мониторинга состояния недр и водных объектов.

4. Обязать с помощью нормативно-правовых актов предприятия, эксплуатирующие или оказывающие негативное воздействие на водные объек-

ты, в том числе осуществляющие сбросы загрязняющих веществ, к финансированию и проведению мониторинговых исследований, а также финансированию, содержанию и поддержанию в надлежащем состоянии в пределах зон их влияния. Например, СХК, ТНХК и другие предприятия Северного промузла г. Томска, которые оказывают негативное воздействие на водные объекты, в том числе осуществляющие сбросы загрязняющих веществ, к финансированию и проведению мониторинговых исследований, на основании которых необходим выпуск рекомендаций по проведению профилактических мероприятий.

5. Создать на информационной базе МУП «Томский энергокомплекс» кадастр инженерных сетей и коммуникаций, который бы входил в единую систему городского кадастра и содержал в себе упорядоченную совокупность сведений о хозяйственно-правовом, экономическом, эксплуатационном и пространственном положении и состоянии подземных, наземных и надземных инженерных сетей и коммуникаций коммунального хозяйства г. Томска, который бы обеспечивал мониторинг (систему слежения) событий на подземных коммуникациях и сооружениях с целью выявления их закономерностей и предотвращения аварийных явлений.

Только в совокупности наличия полной законодательной базы, достоверной информации можно достигнуть развития отрасли и поднятия ее на должный уровень. Информационные базы городского кадастра необходимо постоянно пополнять, особое место для водоснабжения занимает водный кадастр и кадастр инженерных сетей и коммуникаций. Необходимо объединить все ведомственные сегменты информационных систем в единый информационный центр, при этом ежегодно анализировать происходящие изменения с объектами (в нашем случае объектами водоснабжения), проводить оценку и составлять перспективные планы по ремонту, модернизации, внедрению ресурсоэффективных технологий. На сегодняшний день эти вопросы актуальны для города, области и требуют безотлагательного решения.

Библиографический список

1. Земельный кодекс Российской Федерации по состоянию на 20 сентября 2008 года. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008.

2. Водный кодекс Российской Федерации по состоянию на 15 января 2008 года. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации по состоянию на 20 марта 2006 года. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2006.

4. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды : фед. закон. - М. : Оме-га-Л, 2008.

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Москва, Кремль, 29 декабря 2004 года, № 191-ФЗ. Редакция документа с учетом изменений и дополнений подготовлена ЗАО «Кодекс».

6. Эколого-экономические аспекты эксплуатации подземных вод Обь-Томского междуречья / В.К Попов, О.Д. Лукашевич, В.А. Коробкин [и др.]. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2003. - 174 с.

7. Формирование и эксплуатация подземных вод Обь-Томского междуречья / В.К. Попов, В.А. Коробкин, О. Д. Лукашевич [и др.]. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2002. - 143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.