УДК: 21:314
Конышева Юлия Евгеньевна, соискатель кафедры истории и международных отношений, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЭПОХУ ПЕТРА I
В статье анализируются изменения государственной политики в отношении католической церкви в Российской империи в эпоху Петра I. В частности, отмечено, что процесс европеизации, начатый Петром I привел к окрытию России для других христианских конфессий, которые начали в дальнейшем проводить на территории России политику прозелитизма.
Ключевые слова: католическая церковь, русский католицизм, конфессиональная политика.
Konysheva J.E., Applicant of the Department of History and International Relations, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
STATE POLICY WITH REGARD TO THE CATHOLIC CHURCH IN THE EPOCH OF PETER 1
The article analyzes the changes in the state policy towards the Catholic Church in the Russian Empire during the era of Peter I. In particular, it is noted that the process of Europeanization initiated by Peter I led to the opening of Russia for other Christian denominations that began to pursue proselytizing policy in Russia. Keywords: Catholic Church, Russian Catholicism, confessional politics.
Первые официальные усилия определить место католической церкви в структуре Российской империи были предприняты в начале XVIII века. Это было необходимо в связи с увеличением контактов с Западом и активизацией его воздействия на Россию, в том числе и со стороны католицизма, а также вхождением в состав государства территорий, где преобладало католическое население.
Профессор М. Красножен писал: «К католикам русское общество и правительство относилось строже, чем к другим иноверцам, хотя никогда не посягало на свободу их совести. Причины этого: постоянное стремление к прозелитизму (пропаганде католицизма среди русских) и бедствия, которые терпела Русь от католической Польши, осо-
бенно в Смутное время, а также гонения, которые терпели от католиков православные, подпавшие под власть Польши» [1].
Сближение с Западом, которое усилилось после путешествия Петра Великого за границу в 1697-1698 гг., дало католицизму новые возможности. Еще в 1684 г. под патронажем католика Гордона, в Москве возводится католическая церковь, при ней создается школа, формируется иезуитская община. Иоанн Берула, католический миссионер в Москве, в письме от 16 февраля 1701 года пишет: «Недалеко от Москвы теперь есть целый униатский монастырь, над которым начальствует архимандрит...» [2].
Заключение вечного мира с Польшей в 1686 г. сблизил оба государства против крымских татар,
за спиной которых стояла Турция. Для успокоения Польши Петр I 19 августа 1704 года вновь обещал разрешить отправление католических обрядов в столице и центрах проживания католиков, согласился на строительство каменных костёлов и разрешил проезд миссионеров в Персию [3]. В октябре 1705 года была опубликована охранная грамота русского правительства католикам, проживающим в занятых Россией областях Польши. Солдаты и офицеры получили приказ не наносить ущерба служителям и имуществу католической церкви [4]. Вскоре католикам в России разрешили отправление культа, и миссионерам был предоставлен проезд в Китай.
В Замостье в 1698 году Петр демонстрировал расположение к папскому нунцию. Находясь в Москве, он неоднократно присутствовал при католическом богослужении. Б.П. Шереметев привез папе царскую грамоту; фиксировались даже единичные факты перехода в католичество.
Однако снисходительность Петра Великого к католикам не шла далее сферы собственно религиозной. В католической церкви император видел силу, которая может быть опасна для светской власти.
Тем не менее католики получили дозволение на свободный въезд в Российскую империю, а также право возводить католические храмы. Эта привилегия была вызвана трагическими событиями в Полоцке, где 30 июня 1705 г. произошло столкновение Петра и его окружения с униатскими монахами - базилианами, закончившееся убийством.
Император для разряжения ситуации 12 декабря 1705 г. в городе Гродно издал акт о свободе католического богослужения, о свободе постройки католических церквей по всей России и религиозной деятельности католического духовенства, кроме иезуитов, поставив перед католической общиной строгое условие невмешательства в государственные и гражданские дела.
В 1707 году в Рим отправился князь Б.И. Куракин с заданием, отклонить Папу Римского от признания Станислава Лещинского королем Польши. Папа Климент XI был согласен пойти на встречу желанию русского царя, но взамен требовал усту-
пок для Римской католической церкви. Переговоры не увенчались успехом [5].
Активизировалась миссионерская
деятельность католиков в Москве, где открыли училище, в котором в 1707 г. училось около 50 русских детей. Среди учеников были сыновья не только католиков, но и влиятельных вельмож: Голицына, Нарышкина, Апраксина, Долгорукого, Головкина, Мусина-Пушкина, Куракина. Хотя в школе они должны были изучать латынь и языки, знакомство с Римско-католической церковью оказывало на них влияние [8]. Ученик этой школы Алексей Ладыженский 27 июня 1710 г. покинул Россию, принял в Вильно католичество и в 1712 году вступил в Риме в орден иезуитов. В Россию приехали капуцины, францисканцы.
Католические церкви возникают в Москве, Петербурге и Астрахани. Много католических священников приезжает в Россию в качестве гувернеров. В 1721 г. Синод разрешил смешанные браки католиков с православными с условием, что дети от таких браков будут крещены в православную веру, за исключением случаев, оговоренных в брачных контрактах. В 1724 г. в Петербург прибывают доминиканцы.
Отправление иностранных культов в России было признано законом под названием «Канонический, или Церковный статут». Россия нуждалась в специалистах, и количество приезжающих в страну католиков возрастало. В 1691 году в России насчитывалось сорок католиков, в 1698 году - почти четыреста, в 1721 году шестьсот, а в 1723 году -тысяча. К концу жизни Петра францисканцы сообщали о тысяче двухстах католиках в России [6].
Расположение к католицизму царь показал поддержкой орденов францисканцев и капуцинов, приглашённых в Россию в 1720 г. для просветительской деятельности с требованием, чтобы они были из нейтральных стран. Но веротерпимость Петра I имела границы: переход православных в католицизм по-прежнему рассматривался как государственное преступление [7].
В ходе петровских реформ происходит обмирщение общественного сознания и культуры и наносится серьезный удар по конфессиональному суверенитету Русской православной церкви [9]. Уничтожение патриаршества и введение Петром I
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 2 (25) 2017 г.
125
в 1721 году Святейшего Правительствующего Синода - коллективного органа управления делами церкви, подотчетного монарху и обер-прокурору; ограничение с 1700 года монашества (запрет принимать в монастыри мужчин младше 30 лет, передача управления монастырскими землями в руки светских чиновников) - все это практически сращивает церковь с государством [8].
Реформы Петра I и, как следствие, приобщение дворянства к нормам европейской культуры повлекли за собой определенное ослабление конфессиональной сплоченности национального сознания. И лишь русское крестьянство продолжало оставаться хранителем отечественных традиций в культуре и вероисповедании.
Библиография:
1. Письма и донесения иезуитов о России н. XIII - H.XVIII вв. Спб., 1904.-С.46.
2. Тургенев А. Дополнения к актам историческим. - СПб, 1848. - № 81. - С. 315.
3. Федотов С.П. В. Пальмер и его роль в отношениях РПЦ и Англиканской церкви II Университетский научный журнал. - 2016. - № 23. -С. 197-200.
4. Федотов С.П. История взаимоотношений РПЦ И Англиканской церкви во второй половине XIX века II Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». - 2015. - № 6 (47). - С. 278-279.
5. Федотов С. П. Роль богословов Оксфордского университета в истории развития отношений Русской православной и Англиканской церквей в XVIII - XIX вв. II История: факты и символы. - 2017. - № 1 (10). - С. 81-87.
6. Филонов В. И., Ливцов В. А., Лепилин А. В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. М., 2006.
7. Филонов В. И. Начало православно-католического диалога и участие в нем Русской православной церкви II Власть. - 2013. - № 9. -С. 114-116.
8. Цит. По Тихонов А. К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII в.-начале XX в.-Спб..: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2008 г. - С. 17.
9. Шмурло Е. Ф. Сношения России с папским престолом. II Записки русского исторического общества в Праге. Прага Чешская; Нарва, 1937.-С. 104.
References:
IPIs'ma I donesenlja Iezultov о Rossll п. XIII -n.XVIII w. Spb., 1904. - S.46. (In Russ.)
2.Turgenev A. Dopolnenlja k aktam istoricheskim. -SPb, 1848. - № 81. - S. 315. (In Russ.)
3.Fedotov S.P. V. Pal'mer I ego rol' v otnoshenljah RPC I Angllkanskoj cerkvl II Universitetskij nauchnyj zhurnal. - 2016. - № 23. - S. 197-200. (In Russ.)
4.Fedotov S.P. Istorija vzalmootnoshenlj RPC I Angllkanskoj cerkvl vo vtoroj polovlne XIX veka II Vestnlk Orlovskogo gosudarstvennogo unlverslteta. Serija «Novye gumanltamye Issledovanlja». - 2015. - № 6 (47). -S. 278-279.(ln Russ.)
5.Fedotov S.P. Rol' bogoslovov Oksfordskogo unlverslteta v istorii razvitija otnoshenlj Russkoj pravoslavnoj I Angllkanskoj cerkvej v XVIII - XIX w. II Istorija: fakty i simvoly. - 2017. - № 1 (10). - S. 81-87. (In Russ.)
6.Filonov V. I., Livcov V. A, Lepilin A. V. Vzaimootnoshenija pravoslavija i katolichestva v kontekste edinoj cerkvi. M., 2006. (In Russ.)
7.Filonov V.I. Nachalo pravoslavno-katolicheskogo dialoga i uchastie v nem Russkoj pravoslavnoj cerkvi II Vlast'. - 2013. - № 9. - S. 114-116. (In Russ.)
8.Cit. Po Tihonov A.K. Katoliki, musul'mane i iudei Rossijskoj imperii v poslednej chetverti XVIII v.-nachale HH v.-Spb..: Izd-vo S.-Peterb. un-ta. 2008 g. - S. 17. (In Russ.)
9.Shmurlo E. F. Snoshenija Rossii s papskim prestolom. II Zapiski russkogo istoricheskogo obshhestva v Prage. Praga Cheshskaja; Narva, 1937. - S. 104. (In Russ.)