Научная статья на тему 'Общественная деятельность вице-адмирала Матии Змаевича в римско-католической общине Санкт-Петербурга'

Общественная деятельность вице-адмирала Матии Змаевича в римско-католической общине Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / ЗМАЕВИЧ МАТИЯ / РИМСКИЕ КАТОЛИКИ / РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ОБЩИНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / РОССИЯ В XVIII В / ФРАНЦИСКАНЦЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественная деятельность вице-адмирала Матии Змаевича в римско-католической общине Санкт-Петербурга»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 282:259+929 ББК 63.3 (2) 6-8

Е.А. Самыловская

общественная деятельность вице-адмирала матии змаевича в римско-католической общине санкт-петербурга

Статья посвящена участию вице-адмирала Матии Змаевича в ^жизни римско-католической общины Санкт-Петербурга. На основе анализа отечественных и зарубежных работа, архивных и опубликованных источников сделан вывод о значительной роли, которую играл вице-адмирал в римско-католическом приходе Санкт-Петербурга. Прибыв в город в 1712 г., М. Змаевич, сразу включился в жизнь общины. Благодаря своему служебному положению и связям в Ватикане, он оказывал посильную помощь общине, в том числе финансовую, поддерживал католических священников, принимал участие в строительстве новой католической церкви в городе. Выяснено, что деятельность М. Змаевича способствовала упрочнению положения католиков в Петербурге.

Ключевые слова:

военно-морской флот, Змаевич Матия, римские католики, римско-католическая община Санкт-Петербурга, Россия в XVIII в., францисканцы.

Матия (Матвей Христофорович) Змаевич (серб. Матица Змаjевиh) (6 января 1680 - 23 августа 1735) - иностранец-католик на русской службе, талантливый офицер галерного флота Петра I, отличившийся при Гангутском сражении 1714 г. и ставший в 1721 г. вице-адмиралом и членом Адмиралтейств-коллегии, в 1725 г. -кавалером ордена Св. Александра Невского, а в 1727 г. (на непродолжительный срок) - полным адмиралом [5, с. 1-3, 30, 31, 32-34]. Его деятельность в качестве флотоводца, куратора строительства галерной гавани, руководителя адмиралтейства в Таврове (1729-1730 гг.) [5, с. 34-37; 8, с. 141] постоянно приковывает внимание исследователей истории русского военно-морского флота. Однако лишь совсем недавно стали обращать внимание на еще одну составляющую его деятельности в России, а именно на участие в жизни католической общины Санкт-Петербурга [2; 14; 15]. Этот аспект биографии М. Змаевича требует более пристального внимания и самостоятельного исследования, так как его изучение позволит более полно охарактеризовать личность вице-адмирала. Кроме того, в условиях роста интереса к истории римско-католической церкви и римских католиков в России, изучение данной темы

позволяет добавить несколько штрихов к картине жизни католиков в Петербурге в первой трети XVIII в.

Провозглашенная Петром I в Манифесте «О вызове иностранцев в Россию с обещанием свободы вероисповедания» от 16 апреля 1702 г. свобода вероисповедания способствовала приезду в страну зарубежных специалистов. При этом российское правительство проводило охранительные меры против распространения католицизма, что непосредственно влияло на религиозную жизнь католиков в государстве, в том числе в Санкт-Петербурге.

Римско-католическая община Санкт-Петербурга появилась сразу же после основания города в 1703 г. На первых порах в ней преимущественно состояли морские и военные офицеры, а также мастеровые [10, с. 186, 188]. Известно, что в доме архитектора Доменико Трезини, примерно в 1705-1706 гг., была организована молельня, в которой проводились публичные богослужения [2, с. 79; 15, с. 252]. Среди католиков, прибывших в город, волею судеб оказался М. Змаевич.

Матия Змаевич родился в знатной се- 0 мье морского капитана Крсто Змаевича в ¡5 г. Пераст в Боке Которской (тогда принад- Ц лежала Венецианской республике, а ныне §

территория Черногории). Первоначальное образование он получил в францисканской школе. [4] Обучение морскому делу проходил у своего отца, а также, предположительно, в морской школе Марко Мартино-вича, по окончанию которой в 18 лет стал капитаном корабля. [4; 6, с. 127]. В 1709 г. был обвинен в убийстве знатного перас-тинца, главы г. Пераст, Вицко Буйовича и приговорен к смертной казни через повешение. Спасаясь от наказания, М. Змаевич бежал в Дубровник, а затем в Константинополь, где в это время в качестве русского посла находился П.А. Толстой. Когда в 1710 г. Турция объявила войну России, он вместе с П.А. Толстым оказался в Едикуле. После освобождения из крепости отправился в Карлсбад, где в ноябре 1712 г. сдал экзамен по морскому делу лично Петру I [4; 5. с. 1; 6, с. 127; 8, с. 141].

В Санкт-Петербург Матия Змаевич прибывает в конце 1712 г., и сразу же включается в жизнь местной католической общины: 21 декабря 1712 г. он выступает в качестве восприемника ребенка военно-морского капитана. [17, л. 3].

К моменту появления М. Змаевича на берегах Невы в городе уже функционировала деревянная католическая церковь в Греческой слободе (с 1710 г.) [15, с. 252-253]. По-видимому, М. Змаевич сразу занял должность старосты общины от морских служителей [2, с. 78; 13, л. 27] и стал играть одну из ключевых ролей в её жизни, т. к. имел возможность непосредственно общаться с Ватиканом: его родной брат Вицко Змаевич (1670-1745) был католическим архиепископом Задара (ит. Zara) [7, с. 121].

Матия Змаевич был набожным католиком и ревностным сторонником католицизма. Он считал своим долгом поддерживать католиков и католических священников в Петербурге, о чем неоднократно сообщал в своих письмах в Конгрегацию пропаганды Веры и своему брату [21, р. 469, 517-518]. Именно в его лице иезуиты нашли защитника во время дипломатического скандала, вызванного делом царевича Алексея и связью австрийского резидента О. Плейера с российскими иезуитами. Когда иезуиты в 1719 г. были высланы из страны, в его доме остались на сохранение личные вещи патеров [11, л. 2 об. - 3 об.; 14, с. 120]. После этого инцидента М. Змаевич убеждал общину пригласить в Петербург францисканцев. Так, в письме своему брату от 26 апреля 1719 г. он пишет: «Я настроен предложить общине католиков выискать среди францисканцев, если вы обнаружи-

те кого-либо из славян, который не будет шпионом, это было бы очень хорошо и могло быть нашим большим преимуществом» (перевод - Е.А.С.) [21, р. 518]. Видимо, его выбор в сторону францисканцев был сделан по нескольким причинам: во-первых, он сам закончил францисканскую школу; во-вторых, Вицко Змаевич принадлежал к этому же католическому ордену; в-третьих, францисканцы проводили активную миссионерскую деятельность в славянских землях, причем службы проходили на славянских языках, что, безусловно, способствовало распространению католичества на этих территориях. [7, с. 121-122]. В условиях России это могло содействовать появлению доверия к католикам и католической службе среди населения.

В конфликте между францисканцами и капуцинами за право проповедовать в Петербурге 1720-1724 гг. М. Змаевич также занял сторону францисканцев. Причиной ссоры послужила несогласованность действий российского правительства и Конгрегации пропаганды веры: после изгнания иезуитов Петр I пригласил в Петербург капуцинов, а Конгрегация направила еще и францисканцев. Дело в том, что миссионерская коллегия предварительно произвела территориальный раздел между двумя орденами, которые должны были обосноваться в России. Нева рассматривалась в качестве разграничительной линии: территории, располагавшиеся ближе к Ингрии и Ливонии, должны были отойти к францисканцам, а к капуцинам - Москва, Астрахань, Казань и другие города. Оба ордена должны были иметь свои резиденции в Санкт-Петербурге: один на правом, а другой на левом берегу реки. Принимая это решение, в Ватикане ориентировались на сообщения архитектора Н. Микетти, свидетельствующие о наличии в Петербурге нескольких церквей [16, с. 256; 19, р. 320; 20, р. 331-332]. Однако в городе была только одна церковь в Греческой слободе и одна небольшая часовня на Васильевском острове [13, л. 13; 16, с. 256; 19, р. 231]. Таким образом, в начале 1720-х гг. в городе оказались представители обоих орденов и начали борьбу между собой за право окор-млять петербургских католиков.

Священники стали наперебой писать письма и подавать прошения в Конгрегацию, российские государственные органы (Канцелярию Синода, Коллегию иностранных дел), а также самому Петру I. В конце концов, в конфликт втянулись прихожане, что только ухудшило сложившуюся ситуацию [3, с. 38-40; 15, с. 256-257].

Во время раздора в общине М. Змае-вич пытался оказать воздействие, как на российские органы власти, так и на Конгрегацию: подавал совместно с другими прихожанами прошения в Канцелярию Синода в пользу францисканцев во главе с Джакомо да Оледжио [13, л. 14-14 об.], а также вел переписку с миссионерской коллегией. За период конфликта Змаевичем было отправлено в Конгрегацию пропаганды веры как минимум 5 писем (17201723 гг.) Последнее письмо датировано 28 января 1723 г. [14, с. 121; 19, р. 221, 222, 225, 231]. Вероятно, прекращение переписки М. Змаевича с Конгрегацией пропаганды веры по данному вопросу в 1723 г. было связано с его командировкой в Тавров в мае 1723 г. [5, с. 30]: находясь в Таврове, он не мог владеть полной информацией о ситуации в петербургской католической общине. Тем не менее, в итоге вопрос разрешился в пользу францисканцев: в 1725 г. капуцины были отлучены от римско-католической церкви Петербурга и высланы из города [13, л. 66].

Вице-адмирал принимал активное участие в строительстве нового каменного католического храма в Санкт-Петербурге в начале 20-х гг. XVIII в., причем, по-видимому, был одним из инициаторов этого строительства [2, с. 78]. В своем письме в Полицмейстерскую контору от 22 августа 1720 г. он ходатайствовал о выделении места под возведение новой каменной церкви и определении размера этого места [1, л. 1]. По его прошению от 11 сентября 1720 г. на выделенном месте были возведены две избы для «надзирания» за строительными материалами [1, л. 1]. Впоследствии в этих избах во время конфликта между священниками до 1723 г. проводились публичные богослужения. [1, л. 2]. Однако строительные работы в середине 20-х гг. были прекращены, и новая церковь была возведена из дерева на старом месте.

Кроме того, занимая высокие должности в военно-морском флоте, он имел возможность оказывать материальную помощь общине и священникам: по прибытии в Россию его жалование составляло 360 рублей в год, в 1721 г. в звании вице-адмирала - 2160 рублей в год, а при получении адмирала в 1727 г. - 3600 рублей в год [5, с. 3; 9, с. 487, 488]. В обязанности мирян входило содержание священников, однако в период конфликта в городе их оказалось слишком много, и община не могла себе позволить обеспечивать довольствием всех, на что петербургские католики неоднократно жаловались в Рим [18, р. 238].

Поэтому часть патеров-францисканцев, были вынуждены жить в домах мирян. Так, в доме вице-адмирала проживал в качестве духовника и домашнего секретаря о. Микеланджело да Вестинье [14, с. 121; 19, p. 256; 20, p. 335]. Кроме того, Змаевич давал деньги на нужды общины. Об этом свидетельствует его завещание, написанное в 1730 г.: «Уступаю отныне вечно церкви Католической в Санктпетербурге мой кредит сто восемдесят три рубли, которыми она мне должна. И тако мои душепри-кащики недолженствуют, ниже могут ни одной копейки из той церкви требовать» [5, с. 41; 12, л. 14-14 об.]. По-видимому, М. Змаевич занимался благотворительностью не только в России, но и за её пределами: согласно его завещанию, часть своих денег он передает в скуолу Сан-Рокко в Венеции (итал. Scuola Grande di San Rocco) [5, с. 40; 12, л. 14].

Даже после перевода в 1729 г. на должность руководителя адмиралтейства в Таврове, он не переставал поддерживать римско-католических священников в России. Примечательно, что капелланом, отправившимся вместе с ним в Тавров, стал о. Карло да Лука, возглавивший в 1735 г. петербургскую миссию [20, p. 350]. В 1730 г. капелланом Матии Змаевича стал одаренный ученик Вицко Змаевича о. Матия Караман, который был направлен в Россию для изучения особенностей русской литургии [20, p. 363]. Впоследствии он передавал отчеты о проделанной работе в 1736, 1739 и 1742 гг. [7, с. 122; 18, с. 253-254, 256]. В отчете 1739 г. о. М. Караман подробно описывает особенности русской литургии и предлагает меры, необходимые для продвижения католицизма в России. Он считал, что католическая служба на славянских языках могла бы способствовать переходу русских в католицизм или хотя бы помочь их переходу в унию [18, с. 253-254]. Очевидно, что вице-адмирал оказывал покровительство этому священнослужителю, так как именно он будет находиться с вице-адмиралом до последних его дней и станет одним из его душеприказчиков [12, л. 13, 72].

Вице-адмирал Матия Змаевич скончался в Таврове 23 августа 1735 г. в 20 часов 34 минуты [12, л. 2]. Согласно завещанию, он был похоронен в римско-католической церкви в Москве [12, л. 14 об.], по-видимому, в церкви Свв. апостолов Петра и Павла. Согласно Й. Дучичу, позже его прах был перенесен братом Вицко Змаевичем в Задар и захоронен в церкви Св. Марии

[7, с. 127].

3 ю О

Таким образом, перед нами предстает среди петербургских католиков, но и в Ва-

портрет М. Змаевича - ревностного като- тикане. Его деятельность в петербургской

лика, общественная деятельность которо- католической общине была направлена

го способствовала укреплению положения на поддержку общины на всех уровнях

римских католиков в Петербурге. Благо- власти, как церковных, так и светских,

даря своему социальному статусу и связям а также на оказание посильной помощи

в римско-католической церковной иерар- прибывающим в город католическим свя-

хии, он обладал авторитетом не только щенникам.

Список литературы:

[1] Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). - Ф. 10/1 (1724 г.). Д. 4.

[2] Андреев А.Н. Римские католики в Петербурге при Петре Великом и их участие в общественной жизни России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - Т. 13. - 2013, № 2. - С. 77-83.

[3] Андросов С.О. Архитектор Никола Микетти и другие католики в Петербурге (1721-1723 гг.) // Труды Государственного Эрмитажа: [Т.] 58: Петровское время в лицах - 2011: К 30-летию Отдела Государственного Эрмитажа «Дворец Меншикова» (1981-2011): материалы научной конференции. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. - С. 34-43.

[4] Антошина Н.В., Гагин В.В. Жизнь и удивительная судьба черногорца Матии Змаевича, адмирала российского флота. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://voronezh1000let.ru/page534.html (30.04.2014)

[5] Берх В.Н. Жизнеописание первых Российских адмиралов или опыт истории российского флота. -СПб.: Морская типография, 1832. - Ч. 2. - С. 1-48.

[6] Божич В.М. Матия Змаевич - российский флотоводец // Морской вестник. - 2010, № 4. - С. 127-128.

[7] Дучич Й. Граф Савва Владиславич : серб-дипломат при дворе Петра Великого и Екатерины I : [сподвижник Петра Великого граф Савва Лукич Рагузинский]. - СПб.: Скифия, 2009. - 292 с.

[8] Кротов П.А. Гангутская баталия 1714 года. - СПб.: Лики России, 1996. - 247 с.

[9] Материалы для истории русского флота Ч. V. - СПб.: Типография морского министерства, 1875. -893 c.

[10] Письма и донесения иезуитов о России конца XVII в. и начала XVIII века. - СПб.: Сенатская типография, 1904. - 383 с.

[11] Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 152. Оп. 1. Д. 1.

[12] Российский государственный архив военно-морского флота (РГА ВМФ). - Ф. 212. Оп. 1735. Д. 6.

[13] Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 796. Оп. 4. Д. 540.

[14] Самыловская Е.А. Офицеры Балтийского Военно-морского флота в составе католической общины Санкт-Петербурга в первой трети XVIII века // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Материалы Пятнадцатой ежегодной международной конференции (16-17 апреля 2013 г.) / Под ред. В.Н. Барышникова, П.А. Кротова. - СПб.: РХГА, 2014. - С. 117-122.

[15] Самыловская Е.А. Повседневная жизнь петербургской католической общины в первой трети XVIII века // Труды Государственного Эрмитажа: [Т.] 70: Петровское время в лицах - 2013: к 400-летию Дома Романовых (1613-2013): материалы научной конференции. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013.- С. 252-262.

[16] Самыловская Е.А. Социальные связи петербургских католиков в первой половине XVIII века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 9-2 (35). - С. 153-158.

[17] Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). - Ф. 347. Оп. 1. Д. 31.

[18] Шмурло Е.Ф. Россия и Италия: Сборник исторических материалов и исследований, касающихся сношений России с Италией. Т. 4. - Л., 1927.

[19] D'Haarlem Z. Les Capucins a Saint-Petersbourg (1720-1725). Collectanea Franciscana: Periodicum Cura Instituti Hisotrici Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum Editum. Annus XII, 1942. Vol. XII. - Rome, 1942. - Р. 210-376.

[20] Reinhold J., OFM. Die St.Petersburg Missionprafektur der Reformaten in 18 Jahrhundert (Fortsetzung). Archivum Franciscanum Historicum: Periodica publicatio trimestris cura pp. Collegii D. Bonaventurae. Vol. 54. - Rome, 1961. - Р. 329-402.

[21] Theiner А. Monuments historiques relatifs aux regnes d'Alexis Michaelowitch, Feodor III et Pierre le Grand czars de Russie, extraits des archives du Vatican et de Naples. - Rome: Imprimerie du Vatican, 1859.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.