Хаблиева Л. Ч. Государственная политика в области социального обеспечения инвалидов войны в годы Великой Отечественной войны (на примере Владикавказа) / Л. Ч. Хаблиева, З. В. Сосранова // Научный диалог. — 2018. — № 3. — С. 221—232. — DOI: 10.24224/22271295-2018-3-221-232.
Khabliyeva, L. Ch., Sosranova, Z. V. (2018). State Policy in Social Security of War Invalids during Great Patriotic War (by Example of Vladikavkaz). Nauchnyy dialog, 3: 221-232. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-3-221-232. (In Russ.).
I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА
^бИШШУ.ЙЦ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 94(470.65)"1941/1945"
DOI: 10.24224/2227-1295-2018-3-221-232
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
Государственная политика в области социального обеспечения инвалидов войны в годы Великой Отечественной войны (на примере Владикавказа)
© Хаблиева Лариса Черменовна, orcid.org/0000-0001-9845-7137, кандидат педагогических наук, доцент кафедры новейшей Отечественной истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осе-тинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (Владикавказ, Россия), [email protected].
© Сосранова Залина Владимировна, orcid.org/0000-0001-7814-5910, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры новейшей Отечественной истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (Владикавказ, Россия), [email protected].
Анализируются направления деятельности органов власти и государства по социальному обеспечению инвалидов войны в годы Великой Отечественной войны. Авторы отмечают, что многократное увеличение числа инвалидов с началом Великой Отечественной войны привело к изменению в системе социального обеспечения и реабилитации инвалидов. Сообщается, что за эти годы произошло расширение государственной помощи, которая включала в себя, помимо назначения пенсии и пособий, обеспечение продовольственными и промышленными товарами, льготное предоставление жилья, земельных участков, топлива. Подчеркивается, что государство принимает дополнительные меры, направленные на обучение и дальнейшее трудоустройство инвалидов войны. Приводятся сведения о том, что в усло-
виях нормированного распределения военного времени инвалиды войны получают продовольственную помощь. Рассматривается финансовое обеспечение инвалидов войны, снабжение продовольствием и предметами первой необходимости. Поднимается вопрос о структуре органов государственного обеспечения по оказанию помощи инвалидам Великой Отечественной войны. Авторы доказывают, что в целом социальное обеспечение инвалидов в годы войны приобрело системный характер, однако размеры выплат оставались низкими и не компенсировали утраченного заработка, что приводило к необходимости введения натуральных форм поддержки и дополнительных льгот.
Ключевые слова: инвалиды войны; инвалиды Великой Отечественной войны; пенсии по инвалидности военнослужащим; трудоустройство инвалидов; социальное обеспечение инвалидов; льготы инвалидам войны.
1. Введение
В первые годы Великой Отечественной войны советское законодательство регулировало пенсионное обеспечение инвалидов войны, опираясь еще на предвоенные постановления СНК СССР № 1269 и № 1474, но постепенно круг вопросов, связанных с социальным обеспечением инвалидов, расширялся. Вопросами соцобеспечения инвалидов войны занимались СНК СССР и союзных республик, Народные комиссариаты социального обеспечения (НКСО), районные и городские отделы социального обеспечения. В зависимости от своих полномочий решение отдельных вопросов было возложено на органы военного управления — Государственный Комитет обороны, Ставку Верховного главнокомандования, Народный комиссариат обороны.
Понятие «инвалид Великой Отечественной войны» было закреплено Постановлением № 640 СНК СССР от 6 мая 1942 года «О трудовом устройстве инвалидов Великой Отечественной войны». Социальная поддержка данной категории граждан осуществлялась в нескольких направлениях. В первую очередь пенсионное обеспечение; решение бытовых проблем; обеспечение топливом; помощь в организации индивидуального огородничества; меры по социальному обеспечению детей (прежде всего предоставление возможности получения образования и медицинское обслуживание); трудоустройство инвалидов; организация работы в Домах инвалида; лечебные и профилактические мероприятия, направленные на восстановление трудоспособности, различные льготы для инвалидов войны. В годы Великой Отечественной войны было отчислено из рядов Красной Армии около 3,8 млн солдат, среди которых 2,5 млн покинули армию как непригодные к службе, иначе — инвалиды войны. Невозможно точно подсчитать и количество инвалидов войны в Северной Осетии. Не сохранилось точных статистических данных, показатели этой группы постоянно менялись ввиду влияния различного рода факторов, будь то сня-
тие с инвалидности, отъезд за пределы республики или же даже смерть. В трудных условиях военного времени инвалидность, а также, наряду с ней, право на государственную пенсию и прочие пособия давались не просто за телесные увечья, а исключительно при утрате трудоспособности, не более чем на один год. При этом действовала еще установленная ВТЭК в 1932 году система определения группы инвалидности, которая периодически корректировалась. Так, к Ьй группе относились лица, утратившие трудоспособность полностью, к тому же нуждающиеся в постоянном уходе, ко П-й — утратившие трудовую деятельность по любой профессии, но не нуждающиеся в уходе, а Ш-ю группу получали те, кто мог трудиться по своей профессии либо на легких работах, либо по сокращенному рабочему графику.
Например, в соответствии со сведениями «Об обеспечении и бытовом устройстве семей военнослужащих и инвалидов Отечественной войны по состоянию на 15 марта 1943 года», по городу Орджоникидзе на учете состояли 644 инвалида. Из них 6 инвалидов первой группы, 264 инвалида второй группы, 374 инвалида третьей группы [ГАНИ РСО-А, ф. 1, оп. 1, д. 177, л. 10]. Недостатки в работе органов власти и управления по оказанию помощи семьям военнослужащих и инвалидам войны рассматривались на очередном XV Пленуме Орджоникидзевского Городского комитета ВКП (б) 22 марта 1943 года. Пленум констатировал, что отдельные партийные, советские, профсоюзные и хозяйственные организации не придали должного политического значения данному вопросу, не перестроили свою работу в разрезе этого постановления.
2. Решение материальных и бытовых проблем инвалидов войны
Включение в трудовую деятельность инвалидов Отечественной войны имело важное значение, государством преследовалась определенная цель — рационально использовать труд инвалидов. С одной стороны, это предполагало организацию посильной трудовой деятельности, с другой — использование ранее приобретенных профессий. Трудоустройство инвалидов осуществлялись народными комиссариатами соцобеспечения (далее — НКСО) в соответствии c Постановлением Совнаркома СССР № 640 «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» [ГАНИ РСО-А, ф. 1, оп. 1, д. 177, л. 9] от 8 мая 1942 года. НКСО занимались не только трудоустройством инвалидов, но и организацией их обучения новым профессиям. Руководители предприятий и организаций обязаны были предоставить инвалидам войны работу, обеспечить их жильем, оказать им помощь в решении бытовых проблем.
Продолжающаяся война увеличивала количество инвалидов и требовала изменений в системе их пенсионного обеспечения.
В январе 1944 года вышло постановление Совнаркома СССР № 101 «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава». Оно расширяло круг лиц, имеющих право на пенсию в случае инвалидности, устанавливало иной, по сравнению с постановлением июля 1940 года, порядок определения размеров пенсии для рядовых военнослужащих. На размер пенсии влияли причина получения инвалидности, группа инвалидности, работа военнослужащего до его призыва в ряды действующей армии.
На Северном Кавказе карточная система распределения продовольствия была введена постановлением СНК СССР от 20 августа 1941 года. хлеб и некоторые продовольственные товары стали отпускать по карточкам с сентября 1941 года сначала в городах и поселках. К концу года карточная система была введена на всей территории Северного Кавказа. Распределение продовольствия осуществлялось по дифференцированному принципу по 4 категориям: 1-я категория — рабочие и приравненные к ним; 2-я категория — служащие; 3-я категория — иждивенцы; 4-я категория — дети до 12 лет. Нормы снабжения хлебом неоднократно менялись в зависимости от создавшейся обстановки и запасов хлеба. Так, постановлением Орджони-кидзевского (Владикавказского) комитета обороны с 15 ноября 1942 года были понижены нормы выдачи хлеба населению городов и поселков: получавшие 800 г стали получать по 600 г; те, кто получал 600 г, — по 400 г; получавшие 500 г стали получать по 350 г; получавшие 400 г — по 300 г. С 1 декабря 1942 года во Владикавказе установлена норма припека для хлеба из муки обойного помола в 50 %, увеличена выпечка формового, подового и листового хлеба за счет прекращения выпечки разных видов хлебов с меньшим припеком. К обойному пшеничному помолу разрешено примешивать кукурузы до 50 % [хубулова и др., 2012, с. 36].
Одним из важнейших направлений в социальном обеспечении инвалидов Великой Отечественной войны являлось обеспечение их продовольствием и промышленными товарами в условиях нормированного распределения. Дополнительным снабжением занимались местные органы власти, руководители и профсоюзные организации предприятий, организаций и учреждений. На улучшение снабжения инвалидов были направлены приказы Наркомата торговли СССР от 9 августа и 21 ноября 1943 года «Об упорядочении снабжения инвалидов Отечественной войны». Рядовые и сержанты I и II группы инвалидности получали про-
довольственные карточки в собесе. Инвалиды III группы получали карточки по месту работы.
В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих», принятом в апреле 1942 года, все пустующие земли органы местного управления должны были передать для организации подсобных хозяйств предприятиям и учреждениям и под индивидуальные огороды. Первоочередное право на получение земли от собесов, предприятий и учреждений получали инвалиды войны. Индивидуальное огородничество стало большим подспорьем в решении продовольственного вопроса в условиях военного времени. В Северной Осетии инвалиды первой и второй группы получили по линии собеса в 1941 году 42,7 гектаров земли, в 1942 году — 56 гектаров, в 1943 году — 82 гектара [ГАНИ ЦГА РСО-А, ф. 1, оп. 1, д. 182, л. 11]. Таким образом сельскохозяйственной продукцией было обеспечено 3680 семей. Производилась бесплатная вспашка земли. Инвалиды войны обеспечивались семенами и рассадой.
Среди важнейших проблем удовлетворения бытовых нужд семей военнослужащих и инвалидов Великой Отечественной войны стоит выделить жилищную проблему. Несмотря на то, что инвалиды войны относились к льготным категориям граждан, они получали жилплощадь с большими трудностями, очень часто — когда условия их проживания являлись критическими. Жилой фонд пополнялся в основном из тех жилых помещений, которые были оставлены постоянными жильцами по эвакуации. Зафиксированы случаи, когда вселенные семьи военнослужащих и инвалиды войны вынуждены были переезжать с квартиры в квартиру, и данные факты, к сожалению, не единичны. Жилищный вопрос решался также через выделение участков под строительство индивидуальных домов. Инвалиды войны получали кредиты, им помогали строительными материалами и рабочей силой.
В сельской местности материальную помощь инвалидам войны оказывали колхозы и кассы общественной взаимопомощи колхозников. Помощь от колхозов получали в виде не только денежных средств, но и сельхозпродукции. Правления колхозов помогали инвалидам войны запастись топливом, в ремонте жилищ и решении других вопросов. Но в условиях военного времени колхозы были весьма ограничены в средствах. Сельские инвалиды получали значительно меньшую помощь, чем городские инвалиды. Материальной помощью инвалидов I и II групп занималось государство. Сельским инвалидам войны III группы государство не гарантировало выполнение обязательств по социальному обеспечению.
Серьезной проблемой в годы Великой Отечественной войны являлось обеспечение топливом. В г. Владикавказе обеспечением топливом занимались гортоп, хозорганы и отдельные предприятия. В 4-м квартале 1942 года по линии гортопа было отпущено 891 куб/м дров для инвалидов войны и семей военнослужащих. В первом квартале 1943 года из запланированных 2000 куб/м дров для этой категории граждан горисполкомом было отпущено лишь 719 куб/м (36 %) [ГАНИ РСО-А, ф. 1, оп. 1, д. 182, л. 10]. Пищекомбинат обеспечил топливом 25 семей (предоставил дров по 1—2 куб/м), военно-варочный комбинат — 25 семей, артель коопинсою-за — 35 семей [ГАНИ РСО-А, ф. 1, оп. 1, д.182, л. 10].
Одинокие инвалиды войны, неспособные самостоятельно решать свои материально-бытовые проблемы, размещались в домах инвалидов, которые функционировали еще с довоенного времени. Питание в этих учреждениях инвалиды получали в соответствии с постановлением Государственного Комитета обороны «Об увеличении производства протезов и улучшении обслуживания инвалидов Отечественной войны» от 12 октября 1943 года. Стоимость питания на один койко-день зависела от профиля дома инвалидов. В туберкулезных интернатах для инвалидов войны она составляла 7 руб. в день, в домах инвалидов общего типа — 6 руб. в день. Из этой суммы государство выделяло только 4 руб. 35 коп. Остальные средства добирались за счет продукции подсобных хозяйств, которые существовали при данных учреждениях. Таким образом, подсобные хозяйства не только являлись дополнительным источником обеспечения питанием, но и компенсировали нехватку выделяемых государством средств.
Наиболее нуждающиеся инвалиды войны I и II групп, в основном имеющие малолетних детей, получали единовременные пособия через собесы. На них распространялись налоговые льготы. Инвалиды войны I и II групп не платили военный налог, налог на холостяков, налог на одиноких и малосемейных граждан.
3. Организация пенсионного обслуживания инвалидов войны
Одним из видов социальной поддержки была выплата единовременных денежных пособий. На 15 марта 1943 года в Северо-Осетинской АССР государственное денежное пособие получили 644 инвалида войны, пенсии выплачены в объеме 1 миллион 949 тыс. 257 рублей [ГАНИ РСО-А, ф. 1, оп. 1, д. 182, л. 7.].
Пенсионное обеспечение инвалидов войны осуществлялось в соответствии с постановлением СНК СССР «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям»,
принятом 16 июня 1940 года. Размер назначаемой пенсии зависел от заработной платы, которую получали военнослужащие до призыва в ряды действующей армии, от степени инвалидности, воинского звания, от наличия иждивенцев. У инвалидов I группы из числа рядовых, которые до призыва трудились рабочими или служащими и получали заработную плату до 400 руб., пенсия составляла 100 % среднемесячной зарплаты, инвалиды II группы получали 75 %, а инвалиды III группы — 50 %. Размер пенсии тех, кто не имел трудового стажа, составлял 150 руб. для инвалидов I группы, 120 руб. для инвалидов II группы и 90 руб. в месяц для инвалидов III группы. Военная служба засчитывалась военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы в стаж непрерывной работы. Инвалиды войны, которые находились на излечении в госпиталях, получали пенсию на месяц вперед при выписке. Двухмесячный размер пенсии выплачивался на погребение умершего инвалида войны. Пенсии рядовому и младшему командному составу назначали в собесах, а офицерскому составу — в военкоматах. В РСФСР только в 1941 году на выплату пенсий инвалидам войны и семьям погибших военнослужащих было потрачено 398 млн руб.
На совершенствование пенсионного обеспечения было направлено постановление СНК СССР «Об утверждении инструкции о порядке назначения и выплаты пенсии по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава» от 31 января 1944 года. Это постановление строго определяло круг получателей и размер назначаемой пенсии.
Для предотвращения существовавших правонарушений и задержек при выплате пенсий с осени 1944 года их доставка деньгоносцами была отменена. Теперь пенсию выплачивали через почтовые отделения не позднее 25 числа каждого месяца. В случае, если инвалид III группы уклонялся от трудоустройства 2 месяца, его согласно постановлению СНК СССР «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны» от 20 января 1943 года снимали пенсионного обеспечения.
4. Медицинское обслуживание инвалидов войны
Одним из видов социальной поддержки инвалидов войны являлась их медицинская реабилитация, успех которой зависел от работы госпиталей, медицинских учреждений, эффективности работы протезной промышленности. Реорганизация системы здравоохранения в стране в годы войны началась после принятия 17 июля 1941 года СНК СССР специального постановления о развертывании госпиталей. Наркомат обороны играл важную роль в организации медицинского обслуживания раненых. Именно
он снабжал госпитали продовольствием, материальными средствами, денежным довольствием. Наркомат обороны занимался эвакуацией раненых в тыл, распределял их по эвакогоспиталям.
Руководство процессом оказания медицинской помощи осуществлял Всесоюзный комитет помощи в обслуживании раненых бойцов и командиров Красной Армии, созданный в октябре 1941 года. Такие же комитеты были организованы на местах.
Кровопролитная война вызвала необходимость организации эффективной системы медицинской реабилитации раненых военнослужащих. Медицинская помощь в госпиталях являлась первым этапом медицинской реабилитации раненых военнослужащих. Многим удавалось сохранить жизнь, но часть раненых становилась инвалидами. Следующим этапом реабилитации было долечивание в палатах для выздоравливающих госпиталей или прохождение курса лечения в гражданских медицинских учреждениях после постановки на учет в собесах или военкоматах.
Очень важным был вопрос обеспечения инвалидов войны протезно-ортопедическими изделиями. В конце 1941 года было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Об улучшении дела по протезированию инвалидов Отечественной войны». Производственные мощности протезных мастерских не удовлетворяли всех нуждающихся протезами. Они не могли начать в трудовую деятельность. Несмотря на то что шла работа по усовершенствованию протезов, качество протезных изделий и ортопедической обуви оставалось низким. Это становилось препятствием в адаптации инвалидов к трудовой деятельности и повседневной жизни.
5. Трудоустройство инвалидов войны и производственное переобучение
Вопрос трудоустройства инвалидов войны решался через органы собеса. В 1942 году во Владикавказе было трудоустроено 160 инвалидов войны, в первом квартале 1943 года — 77 инвалидов [ГАНИ ЦГА РСО-А, ф. 1, оп. 1, д. 182, л. 12]. В то же время стоит отметить отсутствие какой-либо систематизированной подготовки и обучения инвалидов войны и членов семей военнослужащих в качестве квалифицированных работников. Инвалиды войны направлялись на курсы обучения шоферскому мастерству, на курсы проводников-нормировщиков и для освоения других профессий, находящихся в ведении железнодорожного управления, но на деле наблюдалась картина, когда устраивались они на должности сторожей, охранников, кладовщиков, завхозов и т. д.
Одним из видов адаптации военнослужащих, потерявших здоровье в результате ранения, стало профессиональное обучение инвалидов войны. 16 июля 1941 года Наркомат социального обеспечения РСФСР и Главное военно-санитарное управление Красной Армии издали инструкцию «О порядке трудового устройства и обучения инвалидов войны». 6 ноября 1941 года СНК РСФСР принял постановление «О мероприятиях по трудовому устройству и обучению инвалидов Отечественной войны». В соответствии с ними в профтехшколы и техникумы принимали в первую очередь инвалидов войны. Производственное обучение и трудоустройство инвалидов осуществлялись через военные отделы комитетов ВКП (б). Профессиональное обучение инвалидов проходило в трудовых интернатах, школах-интернатах, на курсах трудового обучения. Нередко переобучение начиналось на заключительной стадии лечения в госпиталях. Инвалиды с ранениями и ампутацией нижних конечностей чаще всего получали квалификацию часового мастера, сапожника или портного. Производственное обучение проходило и через прикрепление к передовику производства или инженерно-техническому работнику. Через бригадное или индивидуальное ученичество инвалиды осваивали новые профессии.
Для устранения недостатков 6 мая 1942 года СНК СССР принял специальное постановление «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны». Наркомы соцобеспечения союзных республик теперь несли персональную ответственность за трудоустройство и обучение новым профессия инвалидов. Трудоустройство осуществлялось по заявкам организаций. Инвалиды получали путевку от собеса на имеющуюся вакансию. Работа должна была соответствовать подготовке и физическим возможностям инвалида. Эту путевку инвалид предъявлял руководителю предприятия или учреждения, который был обязан устроить его на постоянную работу. Кроме того, они должны были обеспечить инвалидам войны все необходимые производственные и бытовые условия. Вместе с тем предпринятых усилий оказалось недостаточно для полного решения проблемы трудоустройства инвалидов войны.
6. Выводы
Таким образом, государственные единовременные и регулярные денежные выплаты, пенсии играли огромную роль в системе выживания инвалидов в экстремальных условиях Великой Отечественной войны. Размер пенсий в основном зависел от группы инвалидности и размера заработной платы военнослужащего до его призыва в ряды регулярной армии. Наибо-
лее острыми проблемами повседневной жизни инвалидов войны являлись жилищное обеспечение, снабжение продуктами питания и предметами первой необходимости, обеспечение топливом.
В целом такие вопросы партийно-государственной политики, как трудоустройство, организация подсобных хозяйств, успешно решались на протяжении всей войны; такие же, как выплата пособий и пенсий, улучшение материально-бытового обеспечения, решение жилищной проблемы, — только в последние ее годы.
Источники и принятые сокращения
1. ГАНИ РСО-А — Государственный архив новейшей истории республики Северная Осетия — Алания. Ф. 1. Оп. 1. Д. 182. Л. 10; Оп. 1. Д. 182. Л. 11; Оп. 1. Д. 182.Л. 12.
2. Из докладной записки Наркомсобеса РСФСР в Совнарком СССР о работе по обслуживанию семей военнослужащих и инвалидов Отечественной войны от 20 августа 1942 г. // РСФСР—фронту. 1941—1945 : документы и материалы. — Москва, 1987. — С. 325.
3. Из справки Наркомместпрома РСФСР о трудоустройстве и оказании помощи инвалидам Отечественной войны от 24 ноября 1943 г. // РСФСР—фронту. 1941— 1945 : документы и материалы. — Москва, 1987. — С. 333.
4. О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям : постановление СНК СССР от 16 июня 1940 г. // Социальное обеспечение. — 1940. — № 7/8. — С. 6.
5. О порядке трудового устройства и обучения инвалидов войны : инструкция Наркомата социального обеспечения РСФСР и Главного военно-санитарного управления Красной Армии от 16 июля 1941 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Москва, 1968. — Т. 2. — С. 67—68.
6. О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны : постановление СНК СССР от 6 мая 1942 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал BestPravo, 2015. — Режим доступа : http://www.bestpravo.ru.
7. Постановление СНК СССР от 31.01.1944 N° 101 «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал BestPravo. — Режим доступа : http://www.bestpravo.ru/ sssr/eh-pravo/i2n.htm.
8. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам : сборник документов за 50 лет / сост. К. У. Черненко, М. С. Смиртюкова. — Москва : Политиздат, 1968. — Т. 3 : 1941—1952 годы. — 751 с.
Литература
1. Вержбиловский П. П. Трудовое устройство инвалидов Отечественной войны / П. П. Вержбиловский. — Москва : Профиздат, 1943, — С. 7.
2. Насонов К. А. Социальное обеспечение военнослужащих Красной армии в годы Великой Отечественной войны : сущность, содержание и современное значение / К. А. Насонов // Вестник Военного университета. — 2010. — № 3 (23). — С. 2.
3. Стрельченко Е. Л. Система социального обеспечения в БССР : 1943—1946 / Е. Л. Стрельченко // Вестник Белорусского государственного университета. Сер. 3, История. Философия. Политология. Социология. Экономика. Право. — 2011. — № 1. — С. 16—26.
4. Хубулова С. А. Орджоникидзевский (Владикавказский) комитет обороны : монография / С. А. хубулова, Л. Ч. хаблиева, А. Е. Батыров. — Владикавказ : Литера, 2012. — 315 с.
State Policy in Social Security of War Invalids during Great Patriotic War (by Example of Vladikavkaz)
© Khabliyeva Larisa Chermenovna, orcid.org/0000-0001-9845-7137, PhD in Education, associate professor, Department of Modern Russian History, North Ossetian State University named after Costa Levanovich Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), [email protected]. © Sosranova Zalina Vladimirovna, orcid.org/0000-0001-7814-5910, PhD in History, senior lecturer, Department of Modern Russian History, North Ossetian State University named after Costa Levanovich Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), [email protected].
The directions of activity of authorities and the state on social security of invalids of war during the Great Patriotic war are analyzed. The authors note that the multiple increase in the number of disabled people since the beginning of the Great Patriotic war led to a change in the system of social security and rehabilitation of disabled people. It is reported that over the years there has been an increase in state assistance, which included, in addition to the appointment of pensions and benefits, provision of food and industrial goods, preferential provision of housing, land, fuel. It is emphasized that the state takes additional measures aimed at training and further employment of war invalids. Provides information that in conditions of wartime rationing disabled veterans receive food aid. The financial security of disabled veterans, the supply of food and necessities is discussed. The article raises the question of the structure of state support bodies to assist disabled people of the Great Patriotic war. The authors argue that, in general, social security for persons with disabilities during the war years became systemic, but the amount of payments remained low and did not compensate for the lost earnings, which led to the need for the introduction of natural forms of support and additional benefits.
Key words: disabled veterans; disabled Great Patriotic war veterans; disability pension to the military personnel; employment of the disabled; social security disability; benefits for disabled veterans.
Material resources
Chernenko, K. U., Smirtyukova, M. S. (eds.). 1968. Resheniya partii i pravitelstva po khozyaystvennym voprosam: sbornik dokumentov za 50 let, 3: 1941— 1952 gody Moskva: Politizdat. (In Russ.).
GANI RSO-A — Gosudarstvennyy arkhiv noveyshey istorii respubliki Severnaya Os-etiya — Alaniya. F. 1. (In Russ.).
Iz dokladnoy zapiski Narkomsobesa RSFSR v Sovnarkom SSSR o rabote po obslu-zhivaniyu semey voyennosluzhashchikh i invalidov Otechestvennoy voyny ot 20 avgusta 1942 g. 1987. In: RSFSR—frontu. 1941—1945: dokumenty i materialy. Moskva. (In Russ.).
Iz spravki Narkommestproma RSFSR o trudoustroystve i okazanii pomoshchi invalidam Otechestvennoy voyny ot 24 noyabrya 1943 g. In: RSFSR—frontu. 1941— 1945: dokumenty i materialy. 1987. Moskva. (In Russ.).
O pensiyakh voyennosluzhashchim ryadovogo i mladshego nachalstvuyushchego sos-tava srochnoy sluzhby i ikh semyam: postanovleniye SNK SSSR ot 16 iyu-nya 1940 g. 1940. Sotsialnoye obespecheniye, 7/8: 6. (In Russ.).
O poryadke trudovogo ustroystva i obucheniya invalidov voyny: instruktsiya Narkomata sotsialnogo obespecheniya RSFSR i Glavnogo voyenno-sanitarnogo up-ravleniya Krasnoy Armii ot 16 iyulya 1941 g. 1968. In: Resheniya partii ipravitelstvapo khozyaystvennym voprosam. Moskva. 2. (In Russ.).
O trudovom ustroystve invalidov Otechestvennoy voyny: postanovleniye SNK SSSR ot 6 maya 1942 g. 2015. In: Informatsionno-pravovoyportal BestPravo. Available at: http://www.bestpravo.ru. (In Russ.).
Postanovleniye SNK SSSR ot 31.01.1944 № 101 «Ob utverzhdenii Instruktsii o pory-adke naznacheniya i vyplaty pensiy po invalidnosti voyennosluzhashchim ryadovogo, serzhantskogo i starshinskogo sostava». In: Informatsionno-pravovoy portal BestPravo. Available at: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-pravo/i2n.htm. (In Russ.).
References
Khubulova, S. A., Khablieva, L. Ch., Batyrov, A. E. 2012. Ordzhonikidzevskiy (Vladi-kavkazskiy) komitet oborony: monografiya. Vladikavkaz: Litera. (In Russ.).
Nasonov, K. A. 2010. Sotsialnoye obespecheniye voyennosluzhashchikh Krasnoy armii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: sushchnost', soderzhaniye i sovre-mennoye znacheniye. Vestnik Voyennogo universiteta, 3 (23): 2. (In Russ.).
Strelchenko, E. L. 2011. Sistema sotsialnogo obespecheniya v BSSR: 1943—1946. Vest-nik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3, Istoriya. Filosofiya. Politologiya. Sotsiologiya. Ekonomika. Pravo, 1: 16—26. (In Russ.).
Verzhbilovskiy, P. P. 1943. Trudovoye ustroystvo invalidov Otechestvennoy voyny. Moskva: Profizdat. (In Russ.).