Научная статья на тему 'Государственная политика в области развития местного самоуправления'

Государственная политика в области развития местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
459
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная политика / местное самоуправление / единая система власти / народ / Конституция / правовое государство / муниципальное образование. / state policy / local self-government / unified system of power / people / Constitution / rule of law / municipal formation.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евсеев Н.С.

Статья посвящена реализации государственной политике в части развития местного самоуправления, регулированию его деятельности через Конституцию Российской Федерации. Рассмотрены основные положения Конституции, определяющие статус местного самоуправления, положения Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1999 г., в котором закреплены Основные направления политики государства в области развития местного самоуправления. Описано определение страны в качестве демократического правового государства, а также то, как же гражданин нашей страны может воплотить своё право на местное самоуправление. Рассмотрены и условия реформы органов МСУ, которая началась в 2003 году и продолжается до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy in the field of local government development

The article is devoted to the implementation of state policy in terms of the development of local self-government, regulation of its activities through the Constitution of the Russian Federation. The main provisions of the Constitution defining the status of local self-government, the provisions of the Decree of the President of the Russian Federation dated 15.10.1999, which enshrines the Main directions of state policy in the field of local self-government development, are considered. The definition of the country as a democratic state governed by the rule of law is described, as well as how a citizen of our country can embody his right to local self-government. The conditions of the reform of the LSG bodies, which began in 2003 and continues to the present, are also considered.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области развития местного самоуправления»

УДК 002.304

Евсеев Н.С. студент,

факультет «Электронное обучение», Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,

Новоуральск Evseev N.S.

Student,

Faculty of "E-learning",

Non-state educational private institution of higher education "Moscow Financial and

Industrial University "Synergy", Novouralsk E-mail: Nikita-evseev@mail.ru

Государственная политика в области развития местного самоуправления State policy in the field of local government development

Аннотация: Статья посвящена реализации государственной политике в части развития местного самоуправления, регулированию его деятельности через Конституцию Российской Федерации. Рассмотрены основные положения Конституции, определяющие статус местного самоуправления, положения Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1999 г., в котором закреплены Основные направления политики государства в области развития местного самоуправления. Описано определение страны в качестве демократического правового государства, а также то, как же гражданин нашей страны может воплотить своё право на местное самоуправление. Рассмотрены и условия реформы органов МСУ, которая началась в 2003 году и продолжается до настоящего времени.

Abstract: The article is devoted to the implementation of state policy in terms of the

development of local self-government, regulation of its activities through the Constitution of the

Russian Federation. The main provisions of the Constitution defining the status of local self-

government, the provisions of the Decree of the President of the Russian Federation dated

15.10.1999, which enshrines the Main directions of state policy in the field of local self-government

development, are considered. The definition of the country as a democratic state governed by the

rule of law is described, as well as how a citizen of our country can embody his right to local self-

1

government. The conditions of the reform of the LSG bodies, which began in 2003 and continues to the present, are also considered.

Ключевые слова: государственная политика; местное самоуправление; единая система власти; народ; Конституция; правовое государство; муниципальное образование.

Keywords: state policy; local self-government; unified system of power; people; Constitution; rule of law; municipal formation.

Государственная политика находит свою реализацию, и воплощается на основе соблюдения следующих основных положений:

• общее единство целей, задач и принципов реализации политики Российской Федерации;

• комплексный многоуровневый подход, направленный на реализацию политики государства;

• кооперация федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в ходе осуществления государственной политики;

• отражение политики Российской Федерации на различных этапах воплощения муниципальной реформы;

• комплексная поддержка усилий органов местного самоуправления со стороны органов власти всех уровней;

• соблюдение нейтралитета органов государственной власти при реализации своих полномочий органами местного самоуправления;

• соблюдение общего контроля со стороны Российской Федерации за осуществлением органами государственной власти и их должностными лицами политики государства.

Политика РФ в области формирования органов местного самоуправления

направлена в целом на обеспечение правопреемственности работы

федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления. В последнее время речь идёт о

функционировании единой системы власти. Поправки в Конституцию, которые

2

приняты 01.07.2020 года, говорят об этой преемственности, о единстве общей системы публичной власти.

Конечно, отношение государства к местному самоуправлению выражается, прежде всего, в регулировании его деятельности через законодательство, и, в первую очередь, через Конституцию РФ.

Основной закон РФ содержит основные положения, определяющие статус местного самоуправления:

Так в положениях статьи 12 основного закона, указано, что РФ признаёт и гарантирует местное самоуправление. Самоуправление на местах в рамках своей компетенции должно быть самостоятельным. При этом отмечается, что органы местного самоуправления не входят в общее устройство органов государственной власти в стране.

Пунктом 2 статьи 3 Конституции РФ определено, что народ осуществляет власть в стране напрямую, а также через все органы государственной власти и органы местного самоуправления на местах.

Местное самоуправление в России направлено на решение вопросов местного значения населением самостоятельно, а также владение, распоряжение и пользование всем спектром муниципальной собственностью.

Общие положения политики государства в области развития местного самоуправления в России были закреплены Указом Президента России от 15.10.1999 № 1370.

Смысл этих положений в следующем:

Развитие любой страны в целом как демократического и правового государства зависит от того, является ли организация власти в нём рациональной и эффективной, причём не только на уровне государства, но и -прежде всего - на уровне муниципалитета, где она представлена органами местного самоуправления.

Являясь столпом конституционного строя РФ, местное самоуправление реализует активную идею приближения власти к её источнику - народу. При

этом такого рода самоуправление гарантируется и осуществляется на всей территории страны.

Как же гражданин нашей страны может реализовать своё право на местное самоуправление? Ответ мы также находим в Конституции нашей страны: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления граждан».

Помимо Конституции конкретные отношения государства и местного самоуправления закреплены в действующем законе 131-ФЗ, в котором описаны полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.

Всего 131-ФЗ определяет четыре вида компетенции для федеральных органов власти:

• формулировка общих принципов ОМСУ в России (то есть речь идет об общих «рамках» деятельности МСУ, который определяет федеральные власти);

• юридическая формулировка обязанностей, ответственности и прав органов МСУ России и её субъектов в области местного самоуправления (иными словами, что должны делать органы власти для тех целей, чтобы органы местного самоуправления работали в правовом поле и эффективно);

• юридическое регулирование прав и ответственности физических лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц по решению вопросов местного самоуправления;

• юридическое регулирование прав и ответственности физических лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц при осуществлении отдельных полномочий государства.

Государственные полномочия, переданные органам МСУ — это:

1) Ведение воинского учёта.

2) Запись актов гражданского состояния.

3) Архитектурно-строительный контроль.

В список полномочий органов власти субъектов Российской Федерации входят:

• установление границ территорий муниципальных образований;

• передача органам МСУ отдельных полномочий;

• определение наименование органов МСУ;

• установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы муниципалитета;

• установление стандартов отчислений в бюджеты субъекта РФ и в бюджеты МО;

• утверждение методики, по которой распределяются дополнительные субсидии для муниципалитетов;

• определение общего размера субвенций местным бюджетам на реализацию органами МСУ государственных полномочий.

Конечно, не следует забывать тот факт, что местное самоуправление преимущественно должно заниматься местными вопросами. Ведь они играют большую роль в повседневной жизни граждан. Человек рождается, как правило, в муниципальном роддоме, и везут его в конце жизненного пути на муниципальное кладбище. Очень важно создать условия для комфортного проживания человека. Поэтому государство освобождает себя от решения бытовых вопросов жизни каждого человека, и передает эти вопросы на местный уровень. Оно должно создать нормальные условия для функционирования всего спектра местного самоуправления.

Достаточно ясно, что текущие потребности простых людей, такие как свет, вода и тепло требуют регулярного государственного финансирования. Как это финансирование эффективно использовать? У кого это лучше может получиться?

Главным преимуществом органов местного самоуправления является то, что они формируются непосредственно самим населением образования на местах. Оно точно знает все нерешённые проблемы, может принять на себя все обязательства по их решению, и несёт ответственность непосредственно перед своим электоратом.

Мы продолжаем жить в условиях реформы органов МСУ, которая началась в 2003 году после принятия Закона о местном самоуправлении. Вначале была проведена территориальная реформа, по результатам которой число муниципалитетов увеличилось в два раза и достигло 24,5 тыс. Тогда в основе преобразования лежал принцип «пешей доступности - дойти до центра муниципалитета за один день». Однако процесс реформы происходил в субъектах Российской Федерации неравномерно. Через 15 лет в результате постоянных территориальных преобразований на 01.01.2020 года в России насчитывалось только 20 846 муниципалитетов.

Надо признать, что это сокращение носило и объективный характер. Продолжение процессов демографического сжатия пространства поставило под вопрос способность малых сельских поселений осуществлять свои в полной мере, что стимулировало субъекта РФ к поиску решений данной проблемы.

Одним из возможных ответов и стала оптимизация территориальной организации муниципалитетов, которая пошла двумя путями: путём объединения поселений и преобразования муниципальных районов в городские и муниципальные округа. Однако сокращение затрагивает не только сельские поселения, но и все муниципальные районы. Чаще всего их трансформирует в городские округа. Это привело к тому, что по оценке «Института экономики города» более 4 000 000 россиян не могут обратиться со своими проблемами в местные администрации. При этом, большая часть таких людей проживают не в отдалённых районах Крайнего Севера, а в крупных агломерациях, которые объединивших городские и сельские поселения.

В результате муниципальные образования укрупнились, многие

небольшие поселения «растворились» в округах, а количество местных

депутатов, которые ранее представляли интересы жителей исчезнувших

поселений, сократилось. Очень часто жители просто не знают, куда им

обращаться за решением вопроса. Согласно исследованиям института, сначала

на селе ликвидируют муниципальный орган, затем почтовое отделение, а потом

уже и среднюю школу с фельдшерско-акушерским пунктом. После завершения

6

таких мероприятий село может получить статус вымирающего - молодые люди жить и работать туда уже не поедут.

Крупнейшая реформа местного самоуправления, начавшаяся в России в 2003 году, не закончилось и сегодня. Согласно 131- ФЗ, к муниципальному уровню относятся такие вопросы как составление бюджета муниципального образования, организация тепло-, газо- и электроснабжения населения, строительство дорог, вопросы опеки и попечительства, культурного досуга и так далее.

Со временем пришлось пересмотреть и главный принцип шаговой доступности местной власти, на котором базировался весь закон. Законодатели посчитали, что крайняя доступность муниципалитетов привела к росту количества чиновников, и к размыванию ответственности. «Нам требуется сделать выбор между доступностью для граждан и эффективностью работы муниципальных образований», - считает один из ведущих экспертов в этой области Андрей Максимов.

В современных условиях в сферах взаимодействия всех уровней власти на первый план выходят глобальные установки. Это реализация национальных проектов, активное вовлечение граждан в решение многих вопросов местного значения, переход различных уровней власти к командной работе при наличии общей цели - качественное улучшение условий жизни населения, а также его социального и экономического благополучия.

Реализация политики государства в области развития местного самоуправления в Российской Федерации должна привести к синтезу и повышения качества взаимодействия населения территории, ТОСов, всего местного самоуправления и всех уровней государственной власти.

Повышение эффективности функционирования взаимодействия на всех уровнях позволит:

• повышение общего уровня жизни населения в каждом конкретном муниципальном образовании;

• поможет обрести гражданам навыки взаимодействия с формируемыми ими органами территориального общественного самоуправления;

• создаст формы общественного контроля эффективности их деятельности;

• самостоятельно развиваться муниципальным образованиям.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 21 января 2009 г. № 24.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. От 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — [Электронный ресурс].

— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ Дата обращения 11.01.2022

— Загл. с экрана.

3. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» // Российская газета — Федеральный выпуск №4867 от 13 марта 2009 г.

4. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» // Российская газета, N 20, 03.02.2005.

5. Бабун Р.В., Мальковец Н.В. Самая близкая к народу власть (О местном самоуправлении для всех) // Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», — 2009. — С. 110.

6. Ларичев А.А., Баталин А.В. Территориальное общественное самоуправление как основа развития территорий // Учебное пособие. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН,

— 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.