Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
290
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политика / демография / демографическая политика / семья / семейная политика / молодежная политика / меры государственной поддержки / politics / demography / demographic policy / family / family policy / youth policy / state support measures

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муращенков Сергей Викторович, Рыжкова Татьяна Сергеевна, Юрков Сергей Евгеньевич

На современном этапе развития России особую значимость приобретают вопросы развития семейной и демографической политики, определение детерминант их эффективного функционирования. Актуализируются исследования, связанные с оценками демографического вклада молодежи и возможностями его повышения в современных реалиях: в условиях социально-политических и экономических трансформаций молодые семьи являются наиболее уязвимой частью населения и не в состоянии полностью решить существующие проблемы самостоятельно, что приводит к внутренней нестабильности в структуре семьи, возникновению социальных конфликтов. В такой ситуации повышается значимость реализации системы государственной поддержки молодых семей как на федеральном, так и на региональном уровнях. Такая система должна иметь комплексный характер и быть направленной как на решение экономических вопросов, связанных с обеспечением жилищным фондом и мерами экономической поддержки, так и социальных, включающих социализацию подрастающего поколения, укрепление традиционных ценностей, семейного образа жизни и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Муращенков Сергей Викторович, Рыжкова Татьяна Сергеевна, Юрков Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF SUPPORT FOR YOUNG FAMILIES AT THE REGIONAL LEVEL

At the present stage of Russia's development, the development of family and demographic policies, the search for the determinants of their effective functioning, are of particular importance. The studies related to assessments of the demographic contribution of youth and the possibilities of its increase in modern realities are being updated: in the context of socio-political and economic transformations, young families are the most vulnerable part of the population and are not able to fully solve existing problems on their own, which leads to internal instability in the family structure the emergence of social conflicts. In such a situation, the importance of implementing a system of state support for young families both at the federal and regional levels increases. Such a system should be comprehensive and be aimed both at solving economic issues related to the provision of housing stock and measures of economic support, and social issues, including the socialization of the younger generation; strengthening of traditional values, family way of life and others.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 323:314 DOI: 10.24412/2071-6141-2023-3-31-38

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

С.В. Муращенков, Т.С. Рыжкова, С.Е. Юрков

На современном этапе развития России особую значимость приобретают вопросы развития семейной и демографической политики, определение детерминант их эффективного функционирования. Актуализируются исследования, связанные с оценками демографического вклада молодежи и возможностями его повышения в современных реалиях: в условиях социально-политических и экономических трансформаций молодые семьи являются наиболее уязвимой частью населения и не в состоянии полностью решить существующие проблемы самостоятельно, что приводит к внутренней нестабильности в структуре семьи, возникновению социальных конфликтов. В такой ситуации повышается значимость реализации системы государственной поддержки молодых семей как на федеральном, так и на региональном уровнях. Такая система должна иметь комплексный характер и быть направленной как на решение экономических вопросов, связанных с обеспечением жилищным фондом и мерами экономической поддержки, так и социальных, включающих социализацию подрастающего поколения, укрепление традиционных ценностей, семейного образа жизни и др.

Ключевые слова: политика, демография, демографическая политика, семья, семейная политика, молодежная политика, меры государственной поддержки.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта ректора Тул-ГУ для обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры, № 8953ГРР_М.

Молодые семьи представляют собой особую социальную группу в структуре социальных институтов. Это своеобразная модель общества, всех его социальных связей и отношений. Следует отметить, что именно молодые семьи, в которых супруги не старше 30-35 лет, являются ключевым актором улучшения демографических показателей страны. Современные молодые семьи обладают значительным потенциалом, для полной реализации которого необходимо обеспечить всестороннюю поддержку семьи, активизировать деятельность по стимулированию репродуктивного поведения молодежи и поддержки в воспитании детей.

Возникновение проблем в процессе функционирования молодых семей констатирует дисфункцию в структуре социальной системы, в процессе социализации молодежи, в связи с чем в современной России одной из наиболее важных задач государственной политики в области развития социальной сферы является поддержка молодых семей. Данная помощь является не только демографической мерой, но и социально-экономической. Она также должна быть комплексной и направленной на удовлетворение интересов молодых семей, повышение их экономической

независимости, создание условий для укрепления престижа брачно-семейного образа жизни, традиционных семейных ценностей.

Важным нормативным компонентом работы с молодежью является принятие Федерального закона № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О молодежной политике в Российской Федерации», который определяет цели, базовые принципы и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации [1]. Согласно закону к целям молодежной политики относятся в том числе формирование культуры семейных отношений, поддержка молодых семей, открытость и равный доступ молодых семей к соответствующим мерам государственной поддержки, приоритет государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан.

С целью выявления социально-экономических проблем, определения наиболее уязвимых сторон социальной защиты молодых семей, определения путей оптимизации государственной демографической политики на региональном уровне было проведено качественное социологическое исследование (интервьюирование) на базе лаборатории социально-политических исследований и прогнозирования Тульского государственного университета. Объем выборочной совокупности составил 35 молодых семей Тулы и Тульской области (возраст супругов - от 18 до 35 лет, состоящие в зарегистрированном браке или незарегистрированном супружеском союзе).

Исследование показало, что в текущей социально-политической ситуации вопрос финансового благосостояния семьи достаточно остро стоит перед ее членами. Преимущественно молодые семьи могут позволить себе только самое необходимое: так ответили 64 % респондентов; 24 % могут позволить себе крупные траты только в связи с острой нуждой; 7 % живут в полном достатке; 5 % затруднились ответить. Недостаточный уровень финансовой обеспеченности молодой семьи часто объясняется совмещением супругами процесса получения образования и необходимости поиска работы, сложностями трудоустройства в связи с отсутствием опыта работы, отсутствием карьерного продвижения.

Безусловно, неотъемлемой частью жизни каждого человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требований, предъявляемых к работающему, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет жизненный уклад, систему ценностей, перспективы индивида. На данный момент хотя бы один супруг в семье трудоустроен или находится в активном поиске работы. При этом для 87 % респондентов основным источником дохода является зарплата по основному месту работы; 6 % являются индивидуальными предпринимателями или самозанятыми людьми. Более того, около 39 % респондентов имеет заработок по совместительству, что указывает на двойную занятость.

Особое значение для молодых семей имеет жилищный вопрос. Ре-

зультаты исследования показывают, что только 47 % респондентов имеют квартиру или дом в собственности; 53 % не имеют собственного жилья (17 % из них живут с родственниками, 36 % снимают квартиру). Проблема приобретения жилья для молодой семьи связана с высокой стоимостью недвижимого имущества на рынке, отсутствием первоначального взноса при покупке недвижимости в ипотеку, высокими процентными ставками по ипотечным платежам. Таким образом, отсутствие собственного жилья сказывается на микроклимате внутри семьи, психологическом состоянии ее членов и деторождении. Многие семьи откладывают рождение ребенка на более поздний срок, также связывая это с финансовыми трудностями.

Результаты исследования показывают, что в Тульской области, как и в целом по России, наблюдается суженное воспроизводство населения, а демографический провал, сложившийся и продолжающий развиваться из-за низкой рождаемости, позволяет объективно прогнозировать дальнейшее сокращение числа детей в ближайшем будущем. Прогнозировать возможное развитие демографических процессов, а следовательно, численности детей в области, позволяют показатели брачности и разводимости. Так, в 2022 году в Тульской области было зарегистрировано 10 284 брака, разводов - 6 101. Результаты улучшились по сравнению с 2021 годом, когда было зафиксировано 8 828 браков и 6 176 разводов, а также с 2020 годом - 6 935 браков и 5 573 развода. В 2020 году уровень рождаемости в регионе составил 10 812, в 2021 - 10 138, а в 2022 - 9 669, что свидетельствует о снижении данного показателя. Таким образом, демографическая ситуация на региональном уровне характеризуется продолжающимся процессом убыли населения [2, с. 21].

Повысить рождаемость и улучшить демографическую ситуацию могут люди активного репродуктивного возраста, соответственно, именно молодые семьи, но только в том случае, если для их развития в регионе государством будут созданы благоприятные социально-политические и экономические условия.

Государственная поддержка молодых семей обеспечивается с помощью федерального, регионального и местного законодательства, государственных целевых программ. Данный вид деятельности регулируется следующими основными нормативно-правовыми актами:

- Конституция Российской Федерации - обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, развивает систему социальных служб, устанавливает гарантии социальной защиты [3];

- Семейный кодекс Российской Федерации - основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации [4];

- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» - устанавливает организационные и правовые основы ока-

зания государственной социальной помощи малообеспеченным семьям [5];

- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» -устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей (материнский капитал), которые имеют детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь [6];

- Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» - идентифицирует материальное положение семьи для установления статуса малообеспеченной и предоставления права на получение социальной помощи, социального обеспечения и поддержки [7].

В Российской Федерации основной формой поддержки молодых семей являются материальные меры. К этой форме относятся различные виды материального стимулирования, в том числе направленные на увеличение количества рожденных в семье детей. Так, в Тульском регионе реализуется около 45 финансовых мер поддержки молодых семей: ежемесячные пособия на содержание несовершеннолетнего ребенка, материнский капитал, семейная льготная ипотека, господдержка для многодетных семей, выплаты для беременных женщин, а также студентов-родителей и др. Одним из примеров является проект «Обеспечение жильем молодых семей», разработанный в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г.), который заключается в оказании государственной поддержки молодым семьям с низкими доходами в улучшении жилищных условий [8]: предоставление социальных выплат на приобретение квартиры или строительство жилого дома, а также при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита на приобретение жилья.

Несмотря на эти меры, по данным Федеральной службы государственной статистики, с каждым годом число семей, получивших жилье или улучшивших свои жилищные условия, уменьшается [9]. Так, в 2016 году получили жилье 128 558 семей, в 2017 - 122 633; в 2020 - 95 595; в 2021 -только 93 007 [10]. В связи с этим органам власти Тульской области необходимо увеличить долю государственных субсидий на приобретение жилья, разработать комплексную региональную программу решения жилищной проблемы для молодых семей, включающую новые элементы в ресурсном обеспечении удовлетворения потребностей семьи в жилье: ипотеку, кредитование, социальное жилье, социальное страхование, установить прогрессивное повышение социального пособия молодым семьям на рож-

дение второго и третьего ребенка и др. Также решение жилищной проблемы многодетных может включать разработку и применение кредитных программ, направленных на улучшение жилищных условий при рождении четвёртого и последующих детей, частичное погашение кредита за счёт государства в зависимости от количества детей и их возраста, компенсацию процентной части затрат многодетных семей на строительство (приобретение строительных материалов) или покупку жилья в случае рождения (усыновления/удочерения) ребёнка. Только в таком случае жилье станет более доступным для работающей молодой семьи, а рожать детей станет более экономически выгодно, чем оставаться бездетным [11, с. 112].

Таким образом, государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы стабилизирует жизненный уклад для членов молодой семьи как наиболее активной части населения, а также повлияет на повышение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищных проблем, в том числе с привлечением средств ипотечного кредитования или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодежи в Российской Федерации приведет к формированию экономически активной части граждан.

В дополнение к существующим мерам поддержки необходимо предоставлять молодым парам беспроцентные кредиты на организацию семейной жизни. В результате граждане смогут приобрести автомобиль для организации трудовой деятельности, или профинансировать дополнительные инвестиции в покупку недвижимого имущества (с учетом льготных условий ипотеки и государственного субсидирования) или сделать ремонт во вновь приобретенном жилье.

Проблемы экономической нестабильности возможно разрешить с помощью разработки и внедрения работодателями схем стимулирования занятости многодетных работников, путём снижения налоговых и страховых взносов за данных сотрудников; закрепления права отдавать предпочтение многодетным родителям при прочих равных условиях (соответствие квалификации, прохождение конкурса на рабочее место); разработкой и внедрением доплат к пособиям по уходу за ребёнком. Осуществление ежегодной диспансеризации для всех членов многодетных семей в поликлинике по месту жительства с выдачей терапевтом рекомендаций по профилактике заболеваний.

Также необходимо уделить внимание студенческим семьям и создать механизм социальной защиты для такой семьи с детьми и без детей, включающий: фонд помощи студенческой семье, находящейся в трудной финансовой ситуации, помощь в трудоустройстве, решении жилищной проблемы, устройстве ребенка в дошкольные учреждения; расширение сети бытовых и медицинских услуг, облегчающей быт родителей-студентов

и уход за детьми; помощь студенческим семьям в получении льготных кредитов на строительство жилья или покупку квартиры.

Проблемы с организацией досуга можно решить за счет увеличения финансирования государственных и муниципальных спортивных учреждений, на базе которых создаются секции, кружки дополнительного образования детей. Популяризация семейных форм досуга с непосредственным участием каждого члена семьи (тематические мероприятия, такие как «семейные выходные», семейные спортивные праздники, конкурсы, кве-сты в реальности, совместные поездки) способствует укреплению семьи, развитию взаимовыручки и недопущению формирования антисемейных настроений в российском обществе.

Эффективным мотиватором роста благополучных семей является пропаганда престижа семейного образа жизни с двумя детьми через средства массовой информации и социальное поощрение благополучных семей с детьми. Упор на сохранение духовно-нравственных ценностей в отношениях между супругами и детьми, создание условий для укрепления традиционных ценностей и семейного образа жизни. К таким традиционным ценностям относится стремление к созданию добровольного союза между мужчиной и женщиной, официально зарегистрированного в ЗАГСе, в основе которого лежит забота и уважение друг к другу (к детям). Ответственное родительство и повышение авторитета родителей в семье являются важнейшими составляющими социальной стабильности российских семей.

Молодежь также обязана быть информирована о социальных региональных программах поддержки молодых семей и практических мерах в данном направлении всех региональных структур (образования, здравоохранения, службы занятости, культуры, общественных и политических организаций, СМИ).

В свою очередь молодые семьи должны самостоятельно изучить имеющиеся материалы о реализуемых программах в рамках региона, на территории которого проживают, нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны встать на учет в органах местного самоуправления и принять участие в жилищных программах по поддержке молодых семей.

Таким образом, с точки зрения перспектив развития общества молодые семьи имеют особую социальную ценность и являются важнейшим фактором социально-экономических и демографических изменений. Для поддержки молодых семей на региональном уровне необходимо разработать специальные программы решения жилищной проблемы, в том числе увеличить долю государственных субсидий и создать кредитные программы с более низкими процентными ставками, разработать систему стимулирования работодателей к приему молодых сотрудников, пропагандировать

престиж семьи через СМИ, а также информировать о социальных региональных программах поддержки молодой семьи.

Список литературы

1. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328 (дата обращения: 05.06.2023).

2. Тульская область в цифрах 2022 // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://71.rosstat.gov.ru /storage/mediabank/Тульская%20область%20в%20цифрах%202022.pdf (дата обращения: 05.06.2023).

3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения: 05.06.2023).

4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 24.07.2023) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ban k/8671 (дата обращения: 05.06.2023).

5. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.kremlin.ru /acts/bank/14146 (дата обращения: 05.06.2023).

6. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24820 (дата обращения: 05.06.2023).

7. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/19356 (дата обращения: 05.06.2023).

8. Пособие малоимущим семьям в 2022 году [Электронный ресурс]. URL: https://bankiros. ru/wiki/term/posobie-maloimusim-semam (дата обращения: 05.06.2023).

9. Правительство Тульской области «Об утверждении государственной программы Тульской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Тульской области» // tularegion.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550322902 (дата обращения: 05.06.2023).

10. Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31611 (дата обращения: 05.06.2023).

11. Мышлинникова А.П. Актуальные социально-экономические проблемы молодых семей в современной России // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 7. С. 111-113.

Муращенков Сергей Викторович, канд. полит. наук, доц., msv231284msv@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Рыжкова Татьяна Сергеевна, магистрант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Юрков Сергей Евгеньевич, д-р филос. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

STATE POLICY IN THE FIELD OF SUPPORT FOR YOUNG FAMILIES AT THE

REGIONAL LEVEL

S.V. Murashchenkov, T.S. Ryzhkova, S.E. Yurkov

At the present stage of Russia's development, the development of family and demographic policies, the search for the determinants of their effective functioning, are of particular importance. The studies related to assessments of the demographic contribution of youth and the possibilities of its increase in modern realities are being updated: in the context of socio-political and economic transformations, young families are the most vulnerable part of the population and are not able to fully solve existing problems on their own, which leads to internal instability in the family structure the emergence of social conflicts. In such a situation, the importance of implementing a system of state support for young families both at the federal and regional levels increases. Such a system should be comprehensive and be aimed both at solving economic issues related to the provision of housing stock and measures of economic support, and social issues, including the socialization of the younger generation; strengthening of traditional values, family way of life and others.

Keywords: politics, demography, demographic policy, family, family policy, youth policy, state support measures.

Murashchenkov Sergey Viktorovich, candidate of political sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Ryzhkova Tatyana Sergeevna, master student, ryzhkova_tanja_11@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Yurkov Sergey Evgenievich, doctor of рhilosophical sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.