Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ ДЕТНОЙ СЕМЬИ В СТРАНАХ ЕАЭС'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ ДЕТНОЙ СЕМЬИ В СТРАНАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕАЭС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДОЙ СЕМЬИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ростовская Т.К., Князькова Е.А.

На основе компаративного странового анализа приведены результаты исследования особенностей государственного регулирования поддержки молодой детной семьи в странах ЕАЭС: определена категория «молодая семья» в законодательстве государств; обозначены тенденции демографического развития государств-членов ЕАЭС; выявлена недостаточность межгосударственных программ государств-членов ЕАЭС , обусловливающих возможности сотрудничества по вопросам семейно-демографической политики в рамках данного интеграционного формирования; конкретизированы особенности системы национального законодательства стран-участниц ЕАЭС по вопросам поддержки молодой детной семьи; оценена роль структур органов государственной власти, реализующих политику государственной поддержки молодой детной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ростовская Т.К., Князькова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF SUPPORT FOR YOUNG FOSTER FAMILIES IN THE EAEU COUNTRIES

Based on a comparative country analysis, the article presents the results of a study of the features of state regulation of support for a young children's family in the EAEU countries: the category "young family" is defined in the legislation of states; trends in the demographic development of the EAEU member states are indicated; the insufficiency of interstate programs of the EAEU member states, which determine the possibility of cooperation on family and demographic policy within the framework of this integration formation, was revealed; specific features of the system of national legislation of the EAEU member countries on issues of support for a young children's family; the role of the structures of state authorities that implement the policy of state support for a young children's family is assessed.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ ДЕТНОЙ СЕМЬИ В СТРАНАХ ЕАЭС»

102 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2023, № 1 (69), с. 102-107

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2023_1_102

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ ДЕТНОЙ СЕМЬИ

В СТРАНАХ ЕАЭС

© 2023 г. Т.К. Ростовская, Е.А. Князькова

Ростовская Тамара Керимовна, д.соц.н.; проф.; заместитель директора по научной работе Института демографических исследований РАН, Москва го stovskaya.tamara@mail. т Князькова Екатерина Александровна, к.полит.н.; ведущий научный сотрудник отдела семьи и семейно-демографической политики Института демографических исследований РАН; доцент социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета, Москва

eapavlova@bk.ru

Статья поступила б редакцию 27.12.2022 Статья принята к публикации 27.01.2023

На основе компаративного странового анализа приведены результаты исследования особенностей государственного регулирования поддержки молодой детной семьи в странах ЕАЭС: определена категория «молодая семья» в законодательстве государств; обозначены тенденции демографического развития государств-членов ЕАЭС; выявлена недостаточность межгосударственных программ государств-членов ЕАЭС, обусловливающих возможности сотрудничества по вопросам семейно-демографической политики в рамках данного интеграционного формирования; конкретизированы особенности системы национального законодательства стран-участниц ЕАЭС по вопросам поддержки молодой детной семьи; оценена роль структур органов государственной власти, реализующих политику государственной поддержки молодой детной семьи.

Ключеиые слоиа: семейная политика; демографическая политика; семейно-демографическая политика стран ЕАЭС; государственная поддержка молодой семьи; государственная поддержка семей с детьми.

Введение

На современном этапе особую государственную значимость приобретает развитие семейной и демографической политики, поиск детерминант их эффективности. Актуализируются исследования, связанные с оценками демографического вклада молодежи и возможностями его повышения. Постсоветское пространство традиционно остается для России сферой стратегических интересов, связанных прежде всего с поисками совместных ресурсов для повышения качества человеческого потенциала, обеспечением технологического лидерства, расширения равноправного сотрудничества с целью снижения глобальной напряженности, выравнивания социально-экономического положения стран и народосбережения. Данные «точки роста» позволят укрепить международную безопасность, повысить доверие и сблизить позиции в принятии решений за общее будущее, усилить интеграционные процессы с дружественными странами, развить транспарентность политических решений, а также предотвратить инспирирование в Содружестве Независимых Государств (СНГ) антироссийских настроений.

Появление в 2014 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как межстрановой орга-

низации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, позволило усилить кооперацию, конкурентоспособность национальных экономик, что безусловно повлияло на качество жизни населения (по состоянию на 2020 г. - 186 млн человек1) государств-участников - России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана.

Одной из ключевых задач стран СНГ - участников ЕАЭС - является государственная поддержка семей и рождаемости, обусловленная общим для этой группы стран «историческим трендом снижения рождаемости, перехода от многодетности к среднедетности и малодетности» [1].

На современном этапе представляет научный интерес компаративный страновый социологический анализ государственного регулирования поддержки молодой детной семьи стран ЕАЭС как инструмент поиска эффективных моделей социальной поддержки данной категории населения как с точки зрения национальной государственной семейно-демографической политики, так и с позиции оценки возможностей для развития межстрановых программ и проектов.

Методология исследования

Теоретико-методологический базис исследования составляют теории, концепции, парадиг-

мы российской научной школы фамилистиче-ской социологии и тендерных исследований (А.И. Антонов, Г.И. Климантова, О.В. Кучмае-ва, Т.К. Ростовская, З.Х. Саралиева, Г.Г. Силла-сте, О.А. Хасбулатова и др.). В качестве основных методов применяется один из методов сравнительных исследований - компаративный анализ, применяемый в рамках гуманитарных наук, в том числе набирающий популярность в сфере межпредметных исследований [2, с. 21]. В качестве объектов компаративного анализа нами выделены, во-первых, тенденции демографического развития государств-членов ЕАЭС, во-вторых, межгосударственные программы государств-членов ЕАЭС, обусловливающие возможности сотрудничества по вопросам семейно-демографической политики в рамках данного интеграционного формирования, в-третьих, системы национального законодательства стран-участниц ЕАЭС по вопросам поддержки молодой детной семьи, в-четвертых, структуры органов государственной власти, реализующие политику государственной поддержки молодой детной семьи.

Следует отметить подходы стран-участниц ЕАЭС к определению категории молодая семья:

- в Армении - семья, в которой один из супругов в возрасте 16-30 лет (включительно), а возраст другого не превышает 35 лет, суммарный возраст супругов не превышает 65 лет, или молодой родитель с ребенком2;

- в Беларуси - семья, в которой хотя бы один из супругов (родитель в неполной семье) находился в возрасте до 31 года3;

- в Казахстане - семья, в которой оба супруга не достигли возраста 29 лет, либо неполная семья, в которой ребенка (детей) воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет4;

- в Кыргызстане - лица, состоящие в браке и не достигшие 28-летнего возраста5;

- в России - лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в возрасте до 35

6

лет включительно .

Результаты исследования

Тенденции демографического развития государств-членов ЕАЭС, выделенные в результате анализа первичной статистической информации государств-членов ЕАЭС, обнаруживают стра-новые сходства. Так, процессы депопуляции и старения населения особенно характерны для Российской Федерации и Республики Беларусь. Будущее этих стран зависит от того, насколько результативными станут активно принимаемые в последнее десятилетие меры демографиче-

ской политики и насколько будет значимым вклад миграции в изменение численности населения этих двух стран. Численность населения Республики Казахстан, Кыргызской Республики продолжит расти с замедляющейся скоростью, несмотря на относительно высокие значения суммарного коэффициента рождаемости.

Для Армении характерно влияние на возможности демографического роста миграционного оттока и снижающегося уровня рождаемости.

Межгосударственные программы государств-членов ЕАЭС, обусловливающие возможности сотрудничества по вопросам семейно-демографической политики в рамках данного интеграционного формирования. Сотрудничество государств-членов ЕАЭС в сфере семейно-демографической политики прямо не поименовано в официальных документах, однако статьи 96, 98 Договора о Евразийском экономическом союзе определяют сотрудничество государств-членов в сфере трудовой миграции, признают «права на социальное обеспечение (социальное страхование, кроме пенсионного) как трудящихся государств-членов, так и членов их семей, на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства», а «дети трудящегося государства-члена, совместно проживающие с ним на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства», при этом «трудящиеся государства-члена и члены их семей обязаны соблюдать законодательство государства трудоустройства, уважать культуру и традиции наро-

7

дов государства трудоустройства...» .

Системы национального законодательства стран-участниц ЕАЭС по вопросам поддержки молодой детной семьи. Семейное законодательство стран ЕАЭС в большинстве своем схоже, а в отношении многих институтов - тождественно.

В России, согласно статьям 38 и 72 Конституции РФ, «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» и защищается институт брака как «союз мужчины и женщины»8. В Армении статья 35 Конституции Республики Армения9 устанавливает, что «семья является естественной и основной ячейкой общества». В Беларуси статья 32 Конституции Республики Беларусь регламентирует: «Брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства»10. Статья 27 Конституции Республики Казахстан также устанавливает, что «брак и семья, материнство, отцовство

и детстио находятся под защитой государ-стиа»11. Статья 20 Конституции Республики Кыргызстан определяет весомое место семье: «Семья - осноиа общестиа. Семья, отцоистио, материнстио и детстио находятся под охраной общестиа и государстиа»12.

На национальных уровнях в государствах-членах ЕАЭС социальная поддержка семей с детьми устанавливается в правительственных программах и проектах.

В Республике Армения реализуется Программа мероприятий деятельности Правительства Республики Армения на 2021-2026 гг.13, включающая в себя:

— создание более широких иозможностей для соимещения родителями с детьми работы и ухода за ребенком посредством реализации программы «Предоставление содействия ищущим работу лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, для организации ухода за ребенком параллельно с работой в случае возвращения на работу до достижения двухлетнего возраста»;

— «механизмы обеспечения постоянным или временным жильем имеющих низкие доходы, а также необеспеченных семей» посредством утверждения единой социальной стратегии и пятилетней программы действий по обеспечению жильем;

— назначение пособия по уходу за ребенком в возрасте до двух лет всем матерям, независимо от места их регистрации (проживания) -с 1 января 2023 года;

— предоставление финансовой помощи в размере 50000 драмов14 за третьего и каждого последующего ребенка в возрасте до 6 лет;

— установление программ государственного содействия на 2023-2026 годы, направленных на предоставление социально-экономического содействия проживающим в селе молодым семьям с детьми;

— назначение и выплата пособий по материнству;

— осуществление государственной целевой программы «Доступное жилье молодой семье» (по оценкам аналитиков информационной компании «АрмИнфо», растет как финансирование данной программы, так и число ее бенефициаров15).

Таким образом, ориентированными конкретно на молодую семью (в том числе с детьми) в Армении являются государственные программы: 1) направленные на предоставление социально-экономического содействия проживающим в селе молодым семьям с детьми, 2) «Доступное жилье молодой семье», что, однако, не умаляет значения других программ, прямо не акцентирующих внимание на отнесение благо-

получателей к категории «молодая семья», но косвенно это подразумевающих.

Реализованная в 2016-2020 гг. в Республике Беларусь госпрограмма «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» была признана высокоэффективной. В рамках данной программы:

- разработана «Национальная модель репродуктивного здоровья и планирования семьи на 2021 -2025 годы», в которую включен раздел по профилактике и лечению нарушений репродуктивного здоровья у мужчин;

— обеспечена государственная поддержка семей по основным направлениям: выплата государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, предоставление семейного капитала многодетным семьям (продлено до 2024 года), оказание многодетным семьям материальной помощи к учебному году, денежные выплаты к Ордену Матери, единовременные выплаты при рождении двоен, троен; оказание социальных услуг семьям с детьми; предоставление государственной поддержки многодетным семьям при строительстве (реконструкции) жилья.

В рамках современной государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 гг.16 реализуется подпрограмма «Семья и детство», задачами которой являются совершенствование службы планирования семьи, улучшение качества и доступности медицинской помощи женщинам и детям, развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности; популяризация в обществе духовно-нравственных ценностей института семьи, совершенствование системы подготовки молодежи к семейной жизни. В Республике Беларусь приоритетом в сфере стимулирования рождаемости является развитие системы поддержки семей с акцентом на рождение вторых и последующих детей [3].

В Республике Казахстан, в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии «Ка-захстан-2050», реализуется Концепция семейной и гендерной политики Республики Казахстан до 2030 года17, направленная на поддержку, укрепление и защиту семей. В Республике Казахстан в рамках утвержденной в 2018 году программы ипотечного жилищного кредитования «7-2-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи» для семей с детьми

оказывается поддержка государства в виде

18

льготных кредитов .

В Кыргызской Республике с 2017 г. действуют ряд важнейших законодательных актов, направленных на укрепление и развитие инсти-

тута благополучной семьи, а также государственной поддержки семей с детьми: Программа Правительства Кыргызской Республики по поддержке семьи и защите детей на 20182028 годы19; Закон Кыргызской Республики от 28 июля 2017 года №163 «О государственных пособиях в Кыргызской Республике»20.

В России в настоящее время реализуется второй этап государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации

21

«Социальная поддержка граждан» , в качестве одной из целей которой определена «социальная поддержка семей при рождении детей». Национальный проект «Демография»22 включает в том числе федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей».

Меры социальной поддержки российских семей с детьми в 2022 году подразделяются, во-первых, на те, которые были определены законодателями по состоянию на 1 января 2022 г. и включены в План реализации в 2021-2025 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16.09.2021 № 2580-р), а также в Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. (утв. Минфином России), и, во-вторых, на меры, обусловленные унификацией денежных выплат на основе критерия нуждаемости. В связи с новыми социально-экономическими рисками российские власти усиливают работу над совершенствованием имеющихся и выработкой новых льгот и пособий для семей с детьми. Так, с 1 января 2023 г.

23

введена универсальная выплата для нуждающихся семей с детьми. Она объединила несколько действующих сейчас мер социальной защиты: пособие нуждающимся женщинам, вставшим на учет по беременности на ранних сроках, пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих родителей, выплату на первого ребенка до трех лет, выплату на третьего ребенка до трех лет, а также пособия на детей от трех до восьми лет и на детей от восьми до 17 лет. Выплаты коснутся семей, в которых воспитывается порядка 10 миллионов детей, и будут производиться в целях уравнивания их материальных возможностей24. Молодые семьи определены и в качестве участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»25. В России действует сразу несколько программ государственной поддержки, которыми можно воспользоваться молодым детным семьям при покупке жилья: ис-

пользование материнского капитала для улуч-

26

шения жилищных условий ; семейная ипотека

27

для семей с детьми ; дальневосточная ипотека под 2%28.

В качестве целевых аудиторий получателей денежных выплат в России преимущественно определены семьи с новорожденными детьми (вне зависимости от уровня достатка), семьи с низким уровнем достатка с детьми от 3 до 7 и от 8 до 17 лет, беременные малообеспеченные женщины.

Анализ структуры органов государственной власти, реализующих политику государственной поддержки молодой детной семьи в ЕАЭС, продемонстрировал, что данное направление внутренней политики реализуют: в Армении -Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Армения; в Беларуси - Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также Министерство образования Республики Беларусь; в Казахстане -Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан; в Кыргызстане -Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики; в России -Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В целом результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что семейно-демогра-фическая политика стран ЕАЭС характеризуется усилением социального статуса и общественной роли молодой детной семьи, что связано в первую очередь с ее высоким репродуктивным потенциалом и необходимостью его развития с целью воспроизводства населения. Молодая семья с детьми как особая категория семей закрепляется в государственных программах и национальных проектах государств-членов ЕАЭС. Существуют страновые различия, позволяющие уточнить категории молодых семей, приоритетных для государств: в Армении - сельские молодые семьи, а также молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; в Беларуси - двухдетные и многодетные молодые семьи; в Казахстане - молодые матери и молодые отцы, семьи с детьми; в Кыргызстане и России -нуждающиеся семьи с детьми.

Таким образом, на современном этапе государственного регулирования поддержки молодой детной семьи в ЕАЭС уточняются ее категории, поддерживаются в межстрановых соглашениях семьи молодых мигрантов с детьми, актуализируются роли и права молодых отца, матери. Большое внимание уделяется вопросам жилищного обеспечения молодой семьи. Развиваются меры государственной поддержки молодой детной семьи на основе принципов пре-

емственности государственных решений, комплексности и адресности предпринимаемых действий.

Примечания

1. Для сравнения: численность населения стран СНГ по состоянию на 2020 г. составляет 280 млн человек (прим. авторов).

2. ^UQUUSU'bb ^U'bPU^bSnbßeU'b bPbS-

^U3b8U^UPQ. ^ш^Ь^шй ^ ^mnm^mpnLpjmb 2014p. qh^mhüphp^ 25-^ b^um^ № 54 mp&mbmqpmj^b npn2Ümb. URL: escs.am (дата обращения: 20.12.2022).

3. Указ Президента Республики Беларусь от 6 января 2013 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».

4. Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 285-V «О государственной молодежной политике» (с изменениями по состоянию на 04.09.2022).

5. Закон КР от 31 июля 2009 года № 256 «Об основах государственной молодежной политики», Постановление Правительства Кыргызской Республики от 16.10.2014 № 601 «О проекте Закона Кыргызской Республики "Об основах государственной молодежной политики"».

6. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

7. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), ред. от 05.08.2021.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

9. Конституция Республики Армения. URL: gov.am (дата обращения: 20.12.2022).

10. Канстытуцыя 1994 года (са змяненням1 i дапауненням^ прынятьпш на рэспублжансюх рэферэндумах 24 лютапада 1996 г., 17 кастрычшка 2004 г. i 27 лютага 2022 г.). URL: https://pravo. by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belar usi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/ kanstytutsyya-1994-goda-sa-zmyanennyami-i-dapa-nen nyami2022/ - Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (дата обращения: 20.12.2022).

11. Конституция Республики Казахстан. URL: akorda.kz (дата обращения: 20.12.2022).

12. Конституция Республики Кыргызстан. URL: minjust.gov.kg (дата обращения: 20.12.2022).

13. Постановление Правительства Республики Армения № 90-1 от 18 ноября 2021 года «Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Армения на 2021-2026 годы».

14. Примерно 7700 руб. - прим. авторов.

15. ^hmnLpjnLbp ^ш^шдЬ^ «bp^mmumpq pbmmb^p^b йшт^Ьф рЬш^шршЬ» öpmqpn^ h^фnphpuфfr 4rnp^hp^ unLpu^qrn^npürnb qnLÜrnpp. ифЬш ^п^шЬЬНшЬ // ирй^Ьфп. 26.07.2021. URL: Finport.am (дата обращения: 20.12.2022).

16. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 28 «О государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы.

17. Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 384 «Об утверждении Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года». URL: zan.kz (дата обращения: 20.12.2022).

18. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 107 Об утверждении Программы ипотечного жилищного кредитования «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи». URL: https://on1ine.zakon.kz/Document/?doc_id=33830419&p os=4;-90#pos=4;-90 (дата обращения: 20.12.2022).

19. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 14 августа 2017 года № 479 «Об утверждении Программы Правительства Кыргызской Республики по поддержке семьи и защите детей на 2018-2028 годы».

20. Закон Кыргызской Республики от 28 июля 2017 года № 163 «О государственных пособиях в Кыргызской Республике». URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru-ru/111670 (дата обращения: 20.12.2022).

21. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 18.08.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

22. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

23. Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

24. Антон Котяков: на универсальное пособие для семей с детьми будет направлено 1.7 трлн рублей / Минтруд России. 22.09.2022. URL: https://mintrud. gov.ru/social/422 (дата обращения: 20.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 (ред. от 02.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

26. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 05.12.2022, с изм. от 21.12.2022) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

27. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1711 (ред. от 08.10.2022) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вкладов в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающих его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, и Правил возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей».

28. Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 № 1609 (ред. от 30.11.2022) Об утверждении условий программы "Дальневосточная ипотека", Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вкладов в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающих его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам, предоставленным гражданам Российской Федерации на приобретение или строительство жилых помещений на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 1713-р».

Список литературы

1. Демографическое развитие постсоветских стран (1991-2021): тренды, демографическая политика, перспективы. Аналитический доклад / В.Н. Архангель-

ский, Л.И. Бардакова, В.А. Безвербный [и др.]; Под ред. С.В. Рязанцева; ФНИСЦ РАН. М.: ИтД «Перспектива», 2021. 200 с.

2. Зиновьева Л.Е. Компаративистский подход: некоторые методологические особенности, аналитические практики и их образовательный потенциал // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. Вып. 2. 2014: электр. научный журнал [Электронный ресурс] / Ред. кол.: Е.М. Калашникова (отв. ред.), В.Н. Кукьян, А.А. Краузе. Пермь, 2014. 103 с.

3. Положение молодежи в Республике Беларусь в 2021 году. Доклад Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Минск, 2021. 132 с. Ц^: Доклад%20молодежи%20-%20 2021.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

4. Ростовская Т.К. Семейно-демографическая политика в страновом разрезе // III Всероссийский демографический форум с международным участием: Материалы форума (Москва, 3-4 декабря 2021 г.) / Отв. ред. Т.К. Ростовская; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 77-80.

STATE REGULATION OF SUPPORT FOR YOUNG FOSTER FAMILIES IN THE EAEU COUNTRIES

T.K. Rostovskaya1, E.A. Knyazkova1'2

1 The Institute for Demographic Research of the Federal State Budget Institution of Science «The Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of The Russian Academy of Sciences» 2 Russian State University for the Humanities

Based on a comparative country analysis, the article presents the results of a study of the features of state regulation of support for a young children's family in the EAEU countries: the category "young family" is defined in the legislation of states; trends in the demographic development of the EAEU member states are indicated; the insufficiency of interstate programs of the EAEU member states, which determine the possibility of cooperation on family and demographic policy within the framework of this integration formation, was revealed; specific features of the system of national legislation of the EAEU member countries on issues of support for a young children's family; the role of the structures of state authorities that implement the policy of state support for a young children's family is assessed.

Keywords: family policy; demographic policy; family and demographic policy of the EAEU countries; state support for young families; state support for families with children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.