Научная статья на тему 'Государственная политика в области оплаты труда и ее влияние на динамику бедности в регионе'

Государственная политика в области оплаты труда и ее влияние на динамику бедности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1569
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕДНОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ДОХОДАМ / ОТРАСЛЕВАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ОПЛАТЕ / СРЕДНИЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА / МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ / ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / АДРЕСНЫЕ ДОПЛАТЫ / ECONOMIC POVERTY / INCOME DIFFERENTIATION / BRANCH-WISE AND REGIONAL WAGE DIFFERENTIATION / AVERAGE LABOR REMUNERATION / MINIMUM WAGE / SUBSISTENCE LEVEL OF WORKING-AGE POPULATION / PROGRESSIVE TAXATION / TARGETED EXTRA PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куклин Александр Анатольевич, Леонтьева Алла Геннадьевна

В статье акцентируется внимание на существующих проблемах в области оплаты труда, которые необходимо решать при проведении социально-экономической политики, нацеленной на кардинальное снижение численности бедного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL POLICY IN REFERENCE TO LABOR REMUNERATION AND ITS INFLUENCE ON POVERTY DYNAMICS IN A REGION

The paper emphasizes urgent issues regarding labor remuneration, which need to be settled along with adoption of socioeconomic policy aimed at critical reduction in size of the poor population.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области оплаты труда и ее влияние на динамику бедности в регионе»

УДК 331.21: 364.662 (571.12)

ключевые слова: экономическая бедность, дифференциация по доходам, отраслевая и территориальная дифференциация по оплате, средний размер оплаты труда, минимальная заработная плата, прожиточный минимум работающего населения, прогрессивное налогообложение, адресные доплаты

А. А. Куклин, А. Г. Леонтьева

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДИНАМИКУ БЕДНОСТИ В РЕГИОНЕ

В статье акцентируется внимание на существующих проблемах в области оплаты труда, которые необходимо решать при проведении социально-экономической политики, нацеленной на кардинальное снижение численности бедного населения.

Основной интегральной характеристикой уровня и качества жизни населения являются денежные доходы. Переход России к рыночной экономике сопровождался изменением системы формирования доходов: снижением доли оплаты труда и появлением новых источников доходов (от предпринимательской деятельности, от собственности, в том числе дивиденды, проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам, выплаты дохода по государственным и другим ценным бумагам). Еще одним источником доходов являются социальные выплаты: пенсии, пособия и социальная помощь, стипендии, страховые возмещения, прочие поступления.

Главным фактором в системе доходов выступает заработная плата. В совокупных доходах населения она составляет: в Великобритании — 65, Германии — 64, Италии — 52, США — 53, Франции — 58, Японии — 69, России — 35-40% (с дооценкой на скрытую заработную плату — 65— 68%). Ее размер, регулярность выплат влияют на уровень благосостояния населения, возможность людей, особенно имеющих низкие доходы, удовлетворять свои жизненные потребности. Кроме того, заработная плата выступает источником социальных выплат, регулятором покупательной способности людей, основным средством побуждения работников к повышению производительности труда. Будучи неразрывно связанной с экономической активностью населения, она оказывает более существенное воздействие на развитие экономики по сравнению с другими видами доходов. Важные функции, которые выполняет заработная плата в системе экономических отношений, превращают ее в главный объект внимания органов власти при проведении социально-экономической политики.

Снижение в совокупных доходах населения доли заработной платы с 74,1 в 1990 до 42,9% в 2001 гг. связано с резким, почти двукратным падением объемов производства (услуг), удешевлением рабочей силы (рост цен на сырье, топливо превышал темп роста заработной платы), ростом доли доходов от предпринимательской деятельности и собственности. Кроме того, в период экономического спада большинство работодателей предпочитали снижать оплату труда, а не сокращать численность работников.

В 2008 г. доля оплаты труда в структуре денежных доходов составила 68,6% [2]. Вместе с тем необходимо учитывать, что примерно 30— 40% общего фонда оплаты труда скрыто от статистического наблюдения. В целом по России скрытые доходы относят к заработной плате, это увеличивает ее долю в структуре доходов. Однако по регионам скрытые доходы относят к другим доходам, поэтому доля последних возрастает, а доля заработной платы снижается до 35—40%. Так, в Тюменской области в структуре доходов, получаемых большинством занятого населения, на заработную плату по основному месту работы все последние годы приходилось 37-43% (табл. 1).

За 1992—1998 гг. произошли значительные потери реального содержания заработной платы, она обесценилась почти в 2,5 раза. Восстановительный рост оплаты труда начался в 1999 г. Достижение дореформенного уровня среднемесячной начисленной заработной платы произошло лишь к 2007 г. Если же сравнивать начисленную заработную плату с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, то это отношение все еще сохраняется на уровне ниже 1991 г. (табл. 2).

За последние пять лет средняя заработная плата в номинальном исчислении в России выросла более чем в 2 раза, достигнув в первом полугодии 2009 г. 17929 руб. При этом темпы роста реальной оплаты труда превышали темпы роста реальных доходов населения. В Тюменской области (без учета автономных округов) среднемесячная номинальная начисленная зара-

ботная плата одного работника в организациях (без субъектов малого предпринимательства) составила 21543 руб., что на 20,2% выше среднего значения по России (рис. 1.). Отношение среднемесячной заработной платы одного работника к среднедушевому денежному доходу населения составило 118,6% и 4,1 раза — к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.

Однако за позитивными усредненными показателями скрываются серьезные нерешенные проблемы. По мнению директора Института социально-экономических проблем народонаселения А. Шевякова, примерно 45% совокупного прироста оплаты труда было обусловлено ростом оплаты труда 10% наиболее высокооплачиваемых работников, и более 60% — ростом оплаты труда 20% работников с самыми высо-

Таблица 1

Структура денежных доходов населения на Юге Тюменской области,% [3, с. 34]

Источник доходов 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Оплата труда 37,6 41,7 43,1 37,4 41,0 37,6 37,9 40,0 38,9

Социальные выплаты 10,4 9,9 10,2 8,7 9,5 11,8 10,8 10,2 10,4

Доходы от собственности 4,0 2,8 5,7 7,2 10,5 14,4 6,9 6,8 5,9

Доходы от предпринимательской деятельности 9,3 7,8 7,4 9,2 10,4 10,8 10,5 10,8 7,6

Другие 38,7 37,8 33,6 37,5 28,6 25,4 33,9 32,2 37,2

Таблица 2

Среднемесячная начисленная заработная плата в РФ работников организаций в ценах 1991 г. [2]

Годы Среднемесячная заработная плата в ценах соответствующего года Среднемесячная плата в ценах 1991 г., руб. Отношение среднемесячной заработной платы и выплат социального характера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения

руб. (с 2000 г. — в масштабе цен, действующем с 01.01.1998 г.) долл. США (исходя из среднегодового курса доллара США)

1991 548 548 335

1992 5995 22 369 299

1995 472392 103 246 179

2000 2223 79 238 172

2001 3240 111 286 204

2002 4360 139 332 226

2003 5498 179 368 244

2004 6740 234 407 264

2005 8555 303 459 268

2006 10634 391 520 293

2007 13593 532 610 332

2008 17226 694 677 334

19893,4

21543

15929

12468

9519

17929

2005

2006

2007

2008

2009 (1 полугодие)

средняя заработная плата работников Тюменской области (без АО)

-♦— средняя заработная плата работников в целом по РФ

Рис. 1 .Динамика роста средней заработной платы

кими зарплатами. Вклад прироста оплаты труда с самыми низкими зарплатами в общий прирост оплаты труда составил менее 3% [5, с. 54]. Таким образом, рост заработной платы в стране не приводит к существенному улучшению положения групп населения с низкими доходами. Кроме того, цена рабочей силы в нашей стране по сравнению с ее стоимостью многократно занижена. Так, если часовая оплата труда в обрабатывающих производствах Германии и Франции находится на уровне 30 евро, то в РФ она чуть превышает 2 евро, т. е. является едва ли не в 15 раз меньшей. Даже с учетом нашего двух-трех-кратного отставания от развитых стран по производительности труда разрыв в уровнях заработной платы составляет три-пять раз [1, с. 29].

Известно, что для существенного роста доходов прежде всего требуется повысить минимальную цену рабочей силы — минимум заработной платы. По данным Международной организации труда, минимальная заработная плата в большинстве стран составляет 40—60% средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум [4]. Однако эта пропорция в России не соблюдается. С 01.01.2009 минимальная оплата труда в России установлена в размере 4330 руб. Это — 78,8% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения и лишь 24,8% от средней заработной платы [2].

В Тюменской области минимальная заработная плата устанавливается региональным соглашением Правительства Тюменской области, Тюменским межрегиональным объединением организаций профсоюзов «Тюменский областной совет профессиональных союзов», региональным объединением работодателей «Совет работодателей Тюменской области». Ее размер с 1 января 2009 г. составил 3900 рублей. Это 83% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения и 19,6% от средней заработной платы в регионе.

Постепенное увеличение МРОТ до уровня прожиточного минимума в целях снижения численности бедного населения официально обозначено в планах правительства. Между тем, по мнению специалистов, мероприятия по повышению МРОТ, являясь необходимыми, без изменения существующих распределительных механизмов фактически сведут эффект этих мероприятий во времени к нулю, поскольку приведут к росту доходов, прежде всего, самых богатых, а не малоимущих слоев населения [5, с. 60]. Следовательно, для реального снижения масштабов бедности необходимо реформиро-

вать сложившиеся механизмы распределения доходов, которые порождают и воспроизводят социально-экономическое расслоение в обществе, используя для этого инструменты фискального регулирования.

Дифференциация оплаты труда по отраслям, предприятиям и категориям работников на сегодняшний день является существенной проблемой. Так, анализ заработной платы в Тюменской области в отраслевом разрезе позволяет установить, что среди отраслей реального сектора экономики наиболее высокий уровень заработной платы установился в финансовой деятельности — 37,6 тыс. руб. (превышение регионального уровня почти в 2 раза), а также в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых — 43 тыс. руб. (превышение в 2 раза). Вместе с тем доля работников, занятых в указанных сферах деятельности, невелика и составляет соответственно 2,9 и 0,3% от общей среднесписочной численности работников предприятий. Высокая оплата наблюдается среди работников, занятых операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг — 29,9 тыс. руб. В данной отрасли занято 8,8% общей численности работающих.

В обрабатывающем производстве крайне низкая заработная плата сложилась в швейном производстве (6,1 тыс. руб.). Здесь уровень оплаты в 3,3 раза ниже среднего уровня по территории. В производстве кожи и изделий из нее заработная плата составляет 9,3 тыс. руб., уровень оплаты — 47% от среднего уровня. Среди сфер экономической деятельности с низкой оплатой труда также следует выделить сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство. Здесь насчитывается 5,8% от общей численности работающих, а разрыв заработной платы по сравнению со средним значением составляет 1,9 раза. В рыболовстве и рыбоводстве занято 0,1% работников с оплатой 8,3 тыс. руб., что в 2,5 раза меньше среднего уровня [3, с. 29].

Сохраняется традиционная дифференциация заработной платы среди работников социальной сферы, играющих основополагающую роль в развитии человеческого потенциала. Не достигла среднего уровня среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (14,5 тыс. руб., или 75,4% средней по территории) и в образовании (70,5%).

Отраслевая дифференциация в оплате труда неизбежно сказывается на территориальной дифференциации. В Тюменской области различие между территориями по уровню заработной

платы в расчете на одного работника составляет 3 раза. По уровню заработной платы среди муниципальных образований Юга Тюменской области устойчиво сохраняют лидерство областной центр — г. Тюмень (25,4 тыс. руб.) и Уватский район (30,8 тыс. руб.), на территории которого применяется районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4, а также процентные надбавки за северный стаж работы. Наименьший уровень заработной платы (до 11 тыс. руб.) традиционно наблюдается в сельскохозяйственных территориях: Викуловском, Казанском, Ишимском, Ялуторовском районах. Для указанных территорий характерен высокий удельный вес занятых в сельском хозяйстве при невысокой заработной плате в отрасли.

Еще один вид дифференциации по оплате труда наблюдается среди работников, занятых в государственном, муниципальном и негосударственном секторах экономики. В 2008 г. в организациях негосударственной формы собственности каждый второй работник имел заработную плату, превышающую среднюю по области, в то время как в организациях государственной и муниципальной форм собственности — лишь каждый восьмой.

Деформации в оплате труда негативно сказываются на экономическом и социальном развитии страны. Сохраняющаяся дифференциация работников по уровню оплаты труда при относительно невысокой средней заработной плате является фактором, обусловливающим сохранение бедности работающего населения. Особенно эта проблема характерна для сельской местности и в бюджетной сфере. По мнению большинства исследователей, задача ликвидации экономической бедности должна быть в настоящее время приоритетной задачей социально-экономической политики в регио-

нах. Решению этой задачи будут способствовать как разработка программ адресной помощи, так и создание условий для зарабатывания экономически активной частью населения средств, достаточных для содержания себя и своих семей. Для ликвидации экономической бедности консолидируются усилия федеральных и региональных властей, выработав систему мер воздействия на уровень оплаты труда и регулярность ее выплат.

В Тюменской области в 2008 г. к бедным, т. е. к тем людям, доходы которых были ниже величины официально установленного прожиточного минимума, было отнесено 10,0% жителей, это на 3,7% ниже аналогичного показателя в целом по РФ (13,7%). Показатель дефицита имеющихся ресурсов в расчете на одно домашнее хозяйство, характеризующий глубину бедности, на Юге Тюменской области в 2008 г. составил 4642,0 рубля, в расчете на одного члена домашнего хозяйства — 1347,1 рубля [6, с. 13]. Основная доля малоимущих граждан этого региона проживает в сельской местности. В 2008 г. среди малоимущих домашних хозяйств их было 59%, а крайне бедных домашних хозяйств (с доходами или имеющимися ресурсами в два и более раз ниже величины прожиточного минимума) — 89,2%. При общей численности малоимущих граждан 132,1 тыс. человек, работающие граждане в их числе составляли 24,5% [6, с. 15]. Динамика численности бедного населения отражена в таблице 3.

Преодолеть противоречия, возникшие в распределительных отношениях, рыночный механизм сам по себе, без вмешательства государства, не может. Необходимо целенаправленное регулирование со стороны как центральных, так и региональных органов власти уровня динамики дифференциации заработной платы.

Таблица 3

Динамика величины прожиточного минимума и численности бедного населения на Юге Тюменской области [3]

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Величина прожиточного минимума (ПМ) в среднем на душу населения в месяц, (руб.) 942,0 1137,0 1533,0 1814,0 2308,0 2605,0 3293 3885,0 4519,3

Соотношение с величиной ПМ в разах:

среднедушевых денежных доходов населения 2,4 2,8 2,8 3,3 2,8 3,3 3,4 3,6 3,7

среднемесячной заработной платы одного работника 2,3 3,0 3,0 3,1 3,0 3,3 3,6 3,9 4,0

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, тыс. чел. 400,5 369,7 319,2 270,8 218,0 200,7 154,0 142,2 132,1

в % от общей численности населения 29,5 27,5 24 20,5 16,5 15,3 11,7 10,8 10

В настоящее время следует разрабатывать новые подходы к формированию государственной политики в области труда и его оплаты. Актуальным является не просто повышение уровня оплаты труда, но и кардинальное изменение самого механизма распределительных отношений. Перечислим основные задачи, которые необходимо решить в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Прежде всего, необходимо довести размер минимальной заработной платы сначала до нормы Трудового кодекса РФ — прожиточного минимума, а затем до европейской нормы — 60% от средней заработной платы на основе совершенствования действующих форм и систем оплаты труда. Данная мера, решаемая законодательно на федеральном уровне, послужит стимулом роста производительности труда работников, объемов производства предприятий и экономической эффективности.

К сфере государственного регулирования относится также непосредственное регулирование оплаты труда в бюджетной сфере. Учитывая, что значительная часть работников (почти 18% от общей численности работающих в Тюменской области) занята в бюджетной сфере, повышение оплаты труда данных работников может быть организовано путем доплат (надбавки за непрерывный стаж, компенсационные надбавки и пр.) из регионального бюджета. Совершенствование отраслевых систем оплаты труда с целью сближения среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере, будет способствовать росту заработной платы. Поддержание баланса со среднемесячной заработной платой в реальном секторе экономики является минимальной необходимой мерой по предотвращению массового оттока квалифицированных кадров из бюджетных учреждений и снижения качества предоставляемых ими услуг населению.

Важным источником повышения уровня заработной платы является установление более высокой доли оплаты труда в конечном продукте. Без существенного повышения удельного веса заработной платы в производимой продукции (услугах) невозможно поднять доходы населения и тем самым, увеличив покупательную способность граждан, обеспечить экономический рост и пополнение внебюджетных социальных фондов. В перспективе необходимо довести стоимость труда в цене готовой продукции до 40—60% по аналогии со странами с развитой рыночной экономикой. Один из предлагаемых

способов решения этой проблемы — введение механизма налоговой дискриминации, когда предприятия с заниженной долей оплаты труда в добавленной стоимости или в стоимости конечной продукции выплачивали бы более высокий налог на прибыль [4, с. 63].

Другой способ — усиление воздействия на оплату труда через процедуры социального партнерства. Именно социальное партнерство через систему договоров и тарифных соглашений, исходя из финансовых возможностей предприятий, отраслей и бюджета всех уровней, должно определять минимальный уровень оплаты труда, соотношение оплаты труда по важнейшим профессиям, предельные размеры дифференциации между категориями работающих. Необходимо в соглашения включать обязательства по повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы и соотношению его с уровнем заработной платы в промышленности. Кроме того, в отраслевых соглашениях целесообразно закреплять минимальную долю фонда оплаты труда в валовой выручке от реализации продукции (услуг), а в территориальных — определять уровень заработной платы исходя из особенностей показателей уровня жизни в регионах по Российской Федерации. Данный механизм регулирования заработной платы позволяет снижать уровень ее дифференциации между отраслями и территориями.

Также сгладить чрезмерную дифференциацию в оплате труда можно через систему налогов и платежей, начисляемых на заработную плату: прогрессивного налогообложения высоких заработков и перераспределения налоговых поступлений для повышения низких зарплат. Повышение заработных плат могло бы быть стимулировано дифференцированным применением единого социального налога, поскольку одна и та же ставка единого социального налога для всех предприятий и организаций реально ставит их в неравное положение.

Рост заработной платы связан с решением проблемы «теневых» выплат заработной платы работающим гражданам. В Тюменской области она достигает 25%. Деятельность областной межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда совместно с Управлением Федеральной налоговой службы России по Тюменской области позволила только за 2007 г. снизить число работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума в общей численности работающих граждан Тюменской области на 1,5% [3, с. 207]. Следовательно, необходимо активизировать работу на местах по

выявлению и наказанию работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах.

На основе стандартной модели линейной регрессии нами сделан прогнозный расчет роста заработной платы на ближайшие годы при сохранении действующей социально-экономической динамики (рис. 2, 3).

Коэффициент детерминации Я2, равный 0,98, показывает высокую степень точности при аппроксимации динамики отчетных данных, соответственно характеризует достаточную степень обоснованности регрессионной модели.

ю 25000

^ 20000

н

^ 15000

ос

I 10000

I-

о

га 5000

о.

го

Данные о фактической и расчетной величине заработной платы отражены в таблице 4.

Однако для того, чтобы рост заработной платы сопровождался снижением численности бедного населения, необходимо учитывать динамику прожиточного минимума. Поскольку величина прожиточного минимума рассчитывается и утверждается в регионах, соответственно зависит от возможностей регионального бюджета, она достаточно субъективна. Увеличение прожиточного минимума увеличивает общий уровень бедности, поскольку в группу бедных

Годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—♦— Фактический рост заработной платы ■ Моделируемый рост заработной платы

уровень значимости Ял2 0,98 98%

Рис. 2. Динамика роста средней заработной платы в РФ с учетом прогноза на 2010-2012 гг.

30000

а 25000

| 20000

| 15000

ю 10000 га

£ 5000 0

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Годы

—♦— Фактический ростзаработной платы —■— Моделируемый рост заработной платы уровень значимости /?Л2 0,98 98%

Рис. 3. Динамика роста средней заработной платы на Юге Тюменской области с учетом прогноза на 2010-2012 гг.

Таблица 4

Фактический и прогнозный рост средней заработной платы

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010* 2011* 2012*

Средняя заработная плата в Российской Федерации в месяц, руб. 8555 10634 13593 17290 18375 20150,4 21619,8 22783,2

Средняя заработная плата в Тюменской области в месяц, руб. 9519 12468 15929 19893,4 21866 24265,01 26364,67 28164,99

* - прогнозные данные.

неизбежно попадают лица, находящиеся в зоне риска бедности, т. е. люди, доходы которых незначительно превышают установленную черту бедности. Поэтому чрезвычайно важно поддерживать такие темпы роста ПМ, чтобы они были скорректированы с темпом роста заработной платы и расчетной численностью бедного населения, являющейся ориентиром при проведении социально-экономической политики на местах.

Прогноз роста заработной платы в Тюменской области на основе имеющего место соотношения заработной платы и прожиточного минимума трудоспособного населения позволяет предположить, что для сохранения действующих социально-экономических тенденций, при прочих равных условиях, темп роста ПМ на ближайшие годы должен поддерживаться на уровне в среднем 10,1%. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит в 2012 г. 6869,5 руб. При этом уровень бедности в регионе не превысит критического порога для сохранения социальной стабильности. Хотя в этом случае речь идет только о стабилизации абсолютной бедности. Уменьшение же реальной бедности должно сопровождаться существенным (примерно в 2 раза) увеличением прожиточного минимума через обновление, как в центре, так и на местах, состава потребительской корзины.

Таким образом, государственная политика в области заработной платы должна быть направлена на стимулирование повышения цены

рабочей силы и рост заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства и укрепления финансового положения предприятий в регионах. Кроме того, необходимы меры, предотвращающие выплату скрытых форм оплаты труда и обеспечивающие полный учет выплачиваемой заработной платы. Данные меры соотносятся с решением задачи снижения уровня, масштабов и глубины бедности только в случае корректировки распределительных механизмов в сторону выравнивания материального положения различных доходных групп населения.

Список литературы

1. Роик В. К формированию в стране современного института пенсионного страхования // Российский экономический журнал. 2009. №1-2. с. 26-33.

2. Россия в цифрах. 2009 // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru

3. Тюменская область в цифрах : краткий стат. сб. в 4-х частях. Ч. 4. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Тюмень, 2009

4. Чеканов Е. Регулирование минимальной заработной платы: международные нормы и национальные особенности // Человек и труд. 2006. №8. с. 61-64.

5. Шевяков А. Влияние социальной политики на положение отдельных групп населения // Экономист. 2008. № 9. с. 54-84.

6. Уровень жизни населения в Тюменской области (2004-2008): стат. сб. в 2-х частях. Ч. 1. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Тюмень, 2009

U.D.C. 331.21:364.662 (571.12)

keywords: economic poverty, income differentiation, branch-wise and regional wage differentiation, average labor remuneration, minimum wage, subsistence level of working-age population, progressive taxation, targeted extra payments

A. A. Kuklin, A. G. Leontieva

NATIONAL POLICY IN REFERENCE TO LABOR REMUNERATION AND ITS INFLUENCE ON POVERTY DYNAMICS IN A REGION

The paper emphasizes urgent issues regarding labor remuneration, which need to be settled along with adoption of socioeconomic policy aimed at critical reduction in size of the poor population.

The basic integral parameter specifying level and quality of life is cash revenue. The system of income generation was modified in the process of transition to the market economy by the Russian Federation.

It was specified by reduction of labor remuneration share and emergence of new revenue sources (business activity; property including dividends and interest in terms of deposit payouts to individuals; revenue payout in terms of funds and other capital issues). Welfare payments are another revenue source, namely: retirement pensions, financial allowance and social assistance, educational allowance, insurance indemnity and other inpayments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.