Котенев В. А.
кандидат исторических наук Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования,
г. Тамбов, Россия Кузьмин А. В. кандидат исторических наук Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Тамбов, Россия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация: В статье рассмотрено современное состояние российской государственной политики в образовании. Проведен тщательный анализ ключевых документов, определяющих контуры и содержательное наполнение основных направлений государственной политики, в том числе на региональном уровне. Определены базовые особенности и в то же время линии преемственности между федеральным и региональным законодательством в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: российская государственная политика в образовании, образование, образовательные услуги, правовое регулирование, юридический инструментарий.
Kotenev V. A.
PhD in History Tambov regional institute of professional development for teachers Tambov, Russia Kuzmin A. V. PhD in History
Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration
Tambov, Russia
STATE POLICY IN THE SPHERE OF EDUCATION IN RUSSIA AT THE MODERN STAGE
Abstract: The article reviewed the current state of the Russian state policy in education. A thorough analysis of the key documents that define the contours and content filling main directions of state policy, including at the regional level. Defines the basic features and at the same time the line of continuity between the federal and regional legislation in this area.
Keywords: the Russian state policy in education, education, educational services, legal regulation, legal sphere.
Современные подходы к новой социальной политике в Российской Федерации учитывают необходимость всемерного содействия формированию человеческого капитала. Сегодня основой динамичного экономического роста и обновления общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны является модернизация системы
образования. В таких условиях конкурентоспособность отдельного государства все в большей степени начинает зависеть от того, насколько политические и интеллектуальные элиты будут способны развивать и предлагать эффективные и перспективные формы образования, поддерживать и усиливать мотивацию населения на освоение новейших знаний, способов мышления, расширение кругозора. Ключевым агентом реализации образовательной политики, а также разработчиком нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование образовательной сферы, выступает государство и его органы.
Основные приоритеты российской государственной политики в области образования сформулированы в ряде документов стратегического характера. Среди них: 1) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.); 2) государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г.); 3) Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г); 4) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 г.).
В Концепции долгосрочного социально-экономическою развития РФ на период до 2020 года образованию отведена особая роль двигателя системных изменений в экономике и обществе. При этом в качестве базовой цели государственной образовательной политики здесь зафиксировано повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В части, касающейся конкретных мероприятий, предполагаемых к реализации в рамках данной Концепции, следует выделить: 1) обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования; 2) повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг дошкольного образования; 3) переход на индивидуализацию и ориентация на практические навыки и фундаментальные умения в общем образовании; 4) расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса в профессиональном образовании;
5) вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования; 6) создание системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ; 7) обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию; 8) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей [3].
Развивая указанные выше положения, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы увязывает возможность реализации гражданином своего социокультурного и экономического потенциала с необходимостью обеспечения доступности качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. В Программе определены стратегические направления модернизации образования: 1) развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; 2) совершенствование образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации и ряд других.
Важной составляющей Программы является положение о необходимости обеспечения устойчиво высокого качества образовательных услуг и его повышения в тесной взаимосвязи с объективной и охватывающей все уровни образования системой оценки.
Приоритетной в Программе также объявлена задача интернационализации российского высшего образования и расширения экспорта российских образовательных услуг. Для ее решения планируется предпринять целый ряд мер, касающихся изменений визовой и миграционной политики в отношении иностранных преподавателей и студентов и изменений в трудовом законодательстве. Предполагается налаживание систематической деятельности в интересах потребителей образовательных услуг и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций в субъектах Российской Федерации [1 ].
Одним из ключевых инструментов претворения заявленных установок в жизнь выступает Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Среди задач Программы фигурируют: 1) модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; 2) приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; 3) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. В Программу включены мероприятия, касающиеся организации перехода на оказание в электронном виде государственных услуг (функций) в сфере образования на уровне Минобрнауки России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений [7].
Ряд содержательных компонентов документов федерального уровня нашел отражение в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года. Прежде всего, это коснулось обращения к образованию как к социальной сфере, напрямую воздействующей на человеческий капитал. Отрасль образования в данном контексте выступает в качестве одной из центральных, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Этому утверждению соответствует установка на инновационную деятельность общеобразовательных учреждений, отраженную в перспективных программах развития, основу которых составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения.
Кроме того, в региональной Стратегии был сделан вывод о том, что учебные заведения Тамбовской области полностью не покрывают потребности предприятий в специалистах с высшим и средним техническим образованием. В регионе наблюдается перенасыщение рынка труда работниками в области экономики и управления (без специализации по инновационному менеджменту) и дефицит профессионалов в сфере инноватики в организациях, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции. При этом низкий уровень средней заработной платы в области не позволяет привлечь этих специалистов из других регионов. В Стратегии определена необходимость формирования региональной инновационной системы Тамбовской области, ориентированной на ускорение инновационного цикла (образование - наука -производство) [6].
Государственная программа «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы ориентирована на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области образования, обеспечение структурных изменений системы образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования, улучшение демографической ситуации в Тамбовской области.
Помимо этого приоритетными направлениями государственной политики в образовании в Тамбовской области заявлена модернизация образовательной сферы в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление
образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Особо значимое место в Программе занимают проблемы совершенствования инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования, а также модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов [2].
При этом надо отметить, что ни в одном из упомянутых выше законодательных актов термин «государственная политика в образовании», так же как и различные его вариативные формы, фактически не раскрываются, оставляя вопросы об их едином смысловом наполнении и принятой официальной трактовке по сути открытыми. Попытаться установить содержание понятийного аппарата можно, обратившись к докладу Общественной палаты «Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» (2007 г.). Здесь национальная образовательная политика определяется как «выражение общественного договора между всеми субъектами образования - его заказчиками, исполнителями и благоприобретателями. Наличие такой политики есть гарантия не только того, что российское образование выйдет из проблемных зон, но и того, что оно станет силой, консолидирующей общество, основой экономики знаний, сделает российскую цивилизационную модель конкурентоспособной в условиях глобальных вызовов XXI века» [5, с. 37]. Однако, учитывая статус этого документа, вряд ли правомерно считать его нормативным актом федерального уровня.
Международно-правовое толкование интересующего нас термина закреплено в модельном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 7 декабря 2002 г. № 20-2 в Санкт-Петербурге. Настоящий закон является основой координации политики государств Содружества в области высшего и послевузовского профессионального образования и направлен на поддержку и развитие соответствующих интеграционных процессов.
Документ гласит, что государственная политика в области образования - это направляющая и регулирующая деятельность государства в указанной сфере, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и разрешения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных программ и договоров и других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации и т. д.) [4].
Тем не менее, такая юридическая формула в настоящее время также имеет слабые стороны. Во-первых, она не конкретизирована во внутрироссийском законодательстве. Во-вторых, по общему правилу, существующему в российской правовой системе, законы толкуются буквально, т. е. терминологический инструментарий указанного нормативного акта относится только к высшему и послевузовскому образованию и не применим для всей образовательной сферы. Таким образом, мы имеем целый ряд проблем в сфере нормативно-правового обеспечения реализации государственной образовательной политики. Немаловажное место среди них занимают вопросы несовершенства юридической техники при подготовке правовых актов, необходимости унификации их содержания и терминологического инструментария, приведения в соответствие с положениями международного законодательства российской нормативной базы.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
2013-2020 годы [Электронный ресурс]: утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Государственная программа «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 28 декабря 2012 г. № 1677. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
3. Концепции долгосрочного социально-экономическою развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Модельный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Электронный ресурс]: принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 7 декабря 2002 г. № 20-2 в г. Санкт-Петербурге. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной Палаты Российской Федерации / Под ред. Я. И. Кузьминова. М., 2007. 79 с.
6. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена законом Тамбовской области от 4 декабря 2013 г. № 347-3. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]: утверждена постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
8. Беспалов М.В. Современные технологии анализа хозяйственной деятельности учреждений дошкольного образования // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 307310
9. Беспалов М.В. Особенности оформления и документального наполнения официальных Интернет сайтов образовательных организаций с учетом последних рекомендаций Рособрнадзора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 20. С. 28-31
10. Беспалов М.В., Котенев В.А., Кузьмин А.В., Ряховская Т.В. Государственная политика и правовое регулирование в сфере образования и системе образовательных услуг в современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 12 (140). С. 132-140.