Научная статья на тему 'Государственная политика в области обеспечения качества высшего образования'

Государственная политика в области обеспечения качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедов А. Э., Смольянинова И. В., Шаталов М. А.

В статье рассматриваются основные аспекты государственной политики в области обеспечения реализации качественного высшего образования, а также проблемы внедрения и осуществления федерального государственного образовательного стандарта на современном этапе. В результате проведенного сравнительного анализа были выявлены сходства и различия, положительные и отрицательные стороны предыдущего и нынешнего образовательного стандарта, методы обеспечения качества образовательных услуг высшей школы. В работе отражены основные принципы и некоторые рекомендации по увеличению эффективности реализации ФГОС ВО и образовательной политики государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедов А. Э., Смольянинова И. В., Шаталов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области обеспечения качества высшего образования»

УДК 378

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Ахмедов А.Э.1, СмольяниноваИ.В.2, ШаталовМ.А.3, 2017 1канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, 2канд. экон. наук, доцент, проректор по НИР, 3канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, начальник научно-исследовательского отдела Воронежский экономико-правовой институт, Воронеж

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты государственной политики в области обеспечения реализации качественного высшего образования, а также проблемы внедрения и осуществления федерального государственного образовательного стандарта на современном этапе. В результате проведенного сравнительного анализа были выявлены сходства и различия, положительные и отрицательные стороны предыдущего и нынешнего образовательного стандарта, методы обеспечения качества образовательных услуг высшей школы. В работе отражены основные принципы и некоторые рекомендации по увеличению эффективности реализации ФГОС ВО и образовательной политики государства в целом.

Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт высшего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; основная образовательная программа; качество образования, государственная образовательная политика, компетенция; вид профессиональной деятельности.

Рассматривая государственную политику в сфере образования как составную часть общей политики государства, сущностью которой является совокупность теоретических идей, целей и задач, практических мероприятий развития образования, неотъемлемую часть политики государства, направленной на обеспечение развития и функционирования системы образования, современные исследователи отмечают, что сегодня государство играет главную, определяющую роль в развитии образования - присущими ей методами (правовыми, административными, экономическими) она активно привлекается к управлению образовательными процессами [2; 4; 7]. Современная справочная литература объясняет содержание государственной образовательной политики в ответ на общественные потребности, требования, действия других субъектов образовательной политики, как целенаправленный, относительно стабильный официальный курс правительства и подчиненных ему учреждений, направленный на обеспечение функционирования системы образования.

Для формирования общей стратегии государственной политики в сфере высшего образования принципиальное значение имеют направления развития, ориентированные на улучшение функционирования и инновационного развития образования в России, повышения ее качества и доступности, интеграции в европейское образовательное пространство путем осуществления комплекса мероприятий, в частности [10-11]:

- обеспечение доступности высшего образования;

- обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования государственных целевых программ в области образования;

- привлечение общественности к подготовке и реализации основных мероприятий по реформированию системы образования;

- совершенствование структуры образования путем предоставления ведущим образовательным организациям реальной автономии как средства улучшения качества высшего образования;

- оптимизация сети высших учебных заведений и их подчинения, создание укрупненных региональных университетов, опорных Вузов;

- усиление интеграции высшего образования, науки, производства, научной и инновационной составляющих в деятельности высших учебных заведений и др.

В настоящее время государство обращает особое внимание на повышение качества высшего образования [5; 12]. На сегодня разработано и внедрено множество государственных проектов по развитию и совершенствованию системы образования на всех уровнях. Периодически обновляются

Федеральные государственные образовательные стандарты, трансформируясь под требования современного рынка труда, развития экономики и общества в целом. Государство активно внедряет программы по модернизации как оснащения образовательного процесса, квалификации профессорско-преподавательского состава, так и к самой образовательной организации, осуществляющей оказание образовательных услуг.

На практике можно заметить, что наиболее сложными и трудоемкими явились изменения в стандартизации системы высшего образования [1; 6].

Поскольку в настоящее время ВУЗы страны производят набор абитуриентов по федеральным государственным стандартам, то необходимо рассмотреть особенности данных стандартов, а также изучить пути для адаптации студентов к условиям реализации ФГОС.

Так, в частности, ФГОС ВО направлены на обеспечение единства образовательного пространства России; преемственности основных образовательных программ различных уровней системы образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, а также высшего профессионального образования).

Изменения, которым подверглась система высшего профессионального образования, естественно, построена на введенном федеральном государственном стандарте ВО, явившейся новой ступенью развития высшей школы и имеющая ряд отличительных особенностей от предыдущего государственного образовательного стандарта. Анализ данных изменений позволил сформулировать основные принципы реализуемого в настоящее время ФГОС ВО:

- разработка по направлениям подготовки в целом для ООП различного уровня (бакалавр, магистр, специалист);

- установка требований к результатам освоения ООП выпускником в форме компетенций (рис. 1);

Рисунок 1. Компетенции выпускника по направлению подготовки

- отсутствие градации на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты;

- установление вместо требований к минимуму содержания ООП требований к структуре ООП;

- установление трудоемкости ООП в зачетных единицах;

- введение при проектировании ФГОС ВО и ООП требований формирования устойчивого и эффективного взаимодействия высшей школы и сферы труда (работодателей).

В отличие от предыдущего стандарта, существующий предусматривает увеличение «ступеней» высшего образования [3]. При рассмотрении состава ФГОС ВО по направлению и уровню подготовки

можно заметить существенные метаморфозы в требованиях по реализации образовательного процесса (рис. 2).

Рисунок 2. Состав ФГОС ВО по направлению и уровню подготовки В рамках внедрения ФГОС ВО рассмотрим данный процесс в виде SWOT-анализа (рис.3).

Сильные стороны

Осознание и понимание необходимости кардинальных перемен в системе профессионального образования

большинством научно-педагогического сообщества

Возможности

Совершенствование системы

профессионального развития

профессорско-преподавательского состава

Слабые стороны

Несовершенство системы подготовки, переподготовки, повышение квалификации преподавателей

Угрозы

Старение научно-педагогического кадрового состава высших учебных заведений; продолжающийся отток преподавателей с высоким интеллектуальным потенциалом в другие отрасли экономики

Рисунок 3. SWOT-анализ внедрения ФГОС в систему высшего профессионального

образования

В этой связи, на основе анализа слабых сторон для повышения качества и эффективности реализации ФГОС ВО необходимо максимизировать усилия по устранению недостатков и предполагаемых угроз путем разработки и внедрения программ по подготовке и переподготовки преподавателей к нововведениям образовательных стандартов и скорейшей адаптации к ФГОС.

Введение и реализация федерального государственного стандарта обусловлена также ужесточением различных внешних и внутренних факторов жизни общества [8]. Так, в частности, практически все сферы жизнедеятельности модифицируются под воздействием современных факторов развития страны, поэтому реформирование системы высшего профессионального образования позволяет адаптироваться к данным условиям при минимальных издержках [9].

При этом необходимо отметить, что в перспективе ФГОС ВО станут федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки. Вместе с тем, они призваны минимизировать возможных противоречивых интерпретаций в субъектах Российской Федерации и ВУЗах. Кроме того, данные ФГОС призваны упростить интеграцию российской системы высшего образования с общеевропейской, позволить выпускникам с легкостью адаптироваться к рынку труда любой страны, где действует Болонское соглашение.

В итоге нельзя не отметить, что внедрение и реализация ФГОС ВО существенно повлияло на образовательный процесс: модификация требований к результатам освоения ООП в разрезе компетентностного подхода, максимизация удельного веса самостоятельной работы студентов, повышение активности по внедрению интерактивных технологий и т.п.

Конечно, существующих проблем по реализации ФГОС ВО немало, однако, положительными моментами можно назвать возможности высшего учебного заведения разрабатывать такие ООП, привлекательные для абитуриентов, обеспечивающие получение качественного образования в ВУЗе, опирающегося на потребности рынка труда и, как следствие, увеличивавшие конкурентность учебного заведения на рынке образовательных услуг. Государство на сегодняшний день систематически контролирует исполнение качества предоставления образовательных услуг высшей школой, при этом непрерывно совершенствуя законодательную базу в этой области и повышая эффективность обучения в высшей школе.

Список литературы:

1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Развитие системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования // Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы XXI века. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 131-134.

2. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Система непрерывного образования как драйвер совершенствования профессиональных компетенций // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 3. С. 26-28.

3. Грачева А.В. Исследование современных подходов к понятию креативного мышления в образовательной системе // Территория науки. 2016. № 6. С. 19-23.

4. Кизин М.М., Белоусова А.С. История музыкально-театрального творчества детей в России. - Москва, 2016. - 206 с.

5. Кизин М.М. Искусствоведение как форма самоактуализации личности // Научно -методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 111-115.

6. Кизин М.М. Методы воспитания в процессе занятий театральным искусством // Среднее профессиональное образование. 2014. № 3. С. 6-9.

7. Маховицкая Н.Е. Творческая самостоятельная деятельность студентов, направленная на усвоение, закрепление, расширение и углубление знаний по математике // Территория науки. 2016. № 5. С. 10-16.

8. Маремкулов А.Н. Проблемы соблюдения законодательной технологии в законодательных актах субъектов Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской республики) // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 3. С. 71-76.

9. Маремкулов А.Н. Историко-правовые аспекты изучения понятия «юридическая форма» // Российская юридическая наука: состояние, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию юридического образования на Алтае. 2008. С. 81-83.

10. Мычка С.Ю., Макушникова Е.С., Мартынов С.В. Модернизация системы государственного управления региональным рынком образовательных услуг ВПО// Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых. тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов. Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». САРАТОВ, 2014. С. 173-174.

11. Мычка С.Ю. Проблемы образования в Российской Федерации // Территория науки. 2012. № 2. С. 48-51.

12. Павлов Б.С., Колотыгина М.А., Павлов Д.Б. Родительская семья как субъект воспроизводства интеллектуального потенциала регионального социума (на примере семей научных работников УРО РАН) // Синергия. 2016. № 6. С. 37-45.

УДК 37.04

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА

Лазарева О.И., 2017г.

ФГБОУВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза

Аннотация: В статье рассмотрен вариант структуры процесса обучения с применением индивидуальной траектории обучения студента вуза с позиции системного подхода. За основу принята структура целостного педагогического процесса, включающая целевой, содержательный, деятельностный, ресурсный и результативный подсистемы. Проанализированы связи между всеми выявленными компонентами. На основе анализа построен граф, отображающий взаимосвязи компонентов структуры процесса обучения с применением индивидуальной траектории обучения.

Ключевые слова: индивидуальная траектория обучения, логическая структура учебного плана, структура процесса обучения, взаимосвязи компонентов системы.

Объектом нашего исследования является проектирование, разработка и внедрение индивидуальных траекторий обучения в целостный образовательный процесс вуза. Для всестороннего изучения этого объекта целесообразно использовать системный подход, который представляет собой направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Методология, специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Согласно Е.Ф. Сивашинской любому единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия присуща структура целостного педагогического процесса [1, с. 63-64], в том числе и организации учебного процесса с применением индивидуальной траектории обучения.

Выделение компонентов педагогического процесса с использованием ИТО проведем на основе структуры целостного педагогического процесса, предложенного С.А. Смирновым и др. [2]

• Целевая подсистема включает цели и задачи, реализуемые в определенных условиях (компетенция).

• Содержательная подсистема - определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения.

• Деятельностный - характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания.

• Результативный - достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса обеспечивает управление качеством педагогической деятельности.

• Ресурсный компонент отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Внедрение ИТО в образовательный процесс не должно разрушить его целостность, поэтому аналогичные компоненты должны присутствовать в индивидуальной траектории обучения. Рассмотрим подробно содержание этих компонентов для ИТО.

Целевой:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.