Малахова Т.А.
Государственная политика стимулирования инвестиционных процессов в
российской экономике
Приоритетными задачами российской экономики являются модернизация, снижение энергоёмкости, производство инновационной продукции, создание
конкурентоспособных технологий в атомной, авиакосмической промышленности, телекоммуникационных областях и т.д. Задачи данной стратегии решаются переходом на долгосрочное развитие до 2020 года при формировании государственных федеральных программ и постепенного перехода к «программному бюджету». В настоящее время Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база и аналитическое распределение расходов федерального бюджета. В новой стратегии установлены преференции для создания инноваций и подготовки отечественных научных кадров. Для решения задач модернизации будут задействованы частные, государственные компании и иностранные специалисты, привлечены средства различных инвесторов. В ближайшие годы планируется направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов с промышленными компаниями около 30 миллиардов рублей. Правительством принят масштабный план приватизации крупных компаний, где главной целью является их приватизация для повышения эффективности этих компаний и привлечения в российскую экономику дополнительных инвестиций на модернизацию отечественной промышленности.
Низкий уровень государственного долга Российской Федерации позволяет проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются на безопасном уровне. В 2012 году планируется реализация 56 действующих федеральных целевых программ, далее их количество будет сокращаться в 2013 году - 49, в 2014 году - 40. В настоящее время планируется реализация 4 новых федеральных целевых программ: «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012-2020 годы, «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», «Культура России (2012-2016 годы)», «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)».
Снижение общего объема ассигнований на реализацию федеральных целевых программ обусловлено завершением в 2013-2014 годах ряда программ: «Социальное развитие села до 2013 года», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Юг России (2008-2013 годы)», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года», «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)», «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах», «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2014 годы» и др., а также концентрацией бюджетных ассигнований на объектах капитального строительства, подлежащих вводу в 2013-2014 годах.
В перспективе в финансовой политике России намечена необходимость расширения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций. В частности, при осуществлении государственных инвестиций в большинстве случаев будут оформлять участие государства в капитале компаний в форме привилегированных акций. Будет продолжена поддержка инновационного предпринимательства, особенно в части, касающейся содействия патентованию, стандартизации и коммерциализации разработок. Должно быть завершено создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Обеспечивается практическое начало работы российского фонда прямых инвестиций, создаваемого в целях снижения рисков долгосрочных стратегических инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, в том числе в инновационные проекты в энергетике, телекоммуникационном секторе, фармацевтике и других приоритетных отраслях. Начиная с 2012 года, будут вводиться новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях. Представится возможность крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга, появятся налоговые стимулы для предприятий нефтедобычи и нефтепереработки к разработке
новых месторождений и повышению глубины переработки нефти на территории Российской Федерации.
Финансовые итоги российского рынка слияний и поглощений в 2011 году, рассчитанные по методике Информационного агентства АК&М, оказались весьма впечатляющими. За прошлый год было совершено сделок на общую сумму $76183,5 млн., что на 22,5% больше, чем в 2010 году ($62174,9 млн.). С учетом курсовых разниц прирост несколько ниже — 18,5%, тем не менее, это очень высокий показатель, в два с лишним раза превышающий общемировые темпы прироста рынка. Число сделок по слиянию и поглощению российских компаний в 2011 году выросло на 17,2%, составив 614 транзакций против 524 в 2010 году. В декабре 2011 года состоялось 80 сделок, что на 12,7% выше, чем в предыдущий рекордный месяц (сентябрь 2010 года, 71 сделка). Прирост был достигнут в основном за счет внутрироссийских сделок - с 32,2 до 53,3 миллиарда долларов. По отраслям в лидеры выбились химическая промышленность, топливно-энергетический комплекс и финансовый сектор. Отметились госкомпании, которые при сравнительно небольшом количестве сделок (около 10 процентов от общего объема) заняли более 23 процентов рынка М&А по стоимости транзакций. Среди особенностей российского рынка М&А в прошлом году АК&М также отметило снижение активности отечественных инвесторов за рубежом - немного выросло количество сделок, однако их общая стоимость упала с 19,7 до 14,2 миллиарда долларов. Наряду с данными процессами государством усилена контролирующая функция за целевым расходованием бюджетных средств.
Основной проблемой российской экономики в расходовании бюджетных средств является их неэффективное использование, особенно в обновлении и модернизации основных фондов, поэтому Правительство РФ намерено обязать предприятия некоторые отрасли(металлургическую) отчислять часть полученной прибыли на модернизацию оборудования, данная мера нацелена на повышение экономической и энергетической эффективности производств, а также снизит их негативное влияние на экологию. Разработка соответствующих проектов содержит обязательства не только по замене оборудования, но и по внедрению новых экологичных технологий. В 2011 году похожая схема заработала в отношении нефтяных компаний, которых критиковали за низкие объемы внедрения инвестиций. После этого были подписаны с правительством соглашения, обязывающие вкладывать деньги в закупку нового оборудования, договоры предусматривающие штрафы за срыв сроков по модернизации нефтеперерабатывающих производств. В настоящее время
износ оборудования в российской металлургии составляет около 39%, что несколько меньше, чем в других отраслях, связанных с добычей и переработкой сырья, так, по некоторым оценкам, износ оборудования в российской нефтеперерабатывающей отрасли составляет более 50%.Данные процессы в развитых странах давно уже находятся под жестким контролем государства. С этой целью следует отметить элементы контроля за эффективностью финансового планирования и жесткого контроля за целевым характером использования бюджетных средств в государственных контрактах США. В этой стране уже 15 лет назад закреплена законодательно контролируется ценовая политика и затраты по госконтрактам, в которых обязательно оцениваются такие показатели, как: прямые затраты (direct cost), косвенные затраты (indirect costs), общие и административные расходы (general and administrative costs), суммарные затраты (total costs), целевая цена контракта (target contract price), окончательная цена контракта^м! contract price), целевая прибыль подрядчика(target profit), допустимые затраты (allowable), дополнительные статьи затрат (allocable costs). Федеральные контракты США для предприятий на научную и инновационную продукцию унифицированы и включают следующие финансовые инструменты:
- контракт с фиксированной ценой и ее последующей корректировкой по скользящей шкале цен;
- контракт с фиксированной ценой и ее последующей корректировкой по фактическим издержкам;
- контракт с фиксированной ценой и поощрительным вознаграждением с фиксированными показателями;
- контракт с возмещением издержек;
- контракт на основе долевого участия;
- контракт с возмещением издержек и фиксированным вознаграждением;
- контракт с возмещением времени и материалов;
- контракт с возмещением издержек, поощрительным вознаграждением и прибылью.
Государственная политика в области создания благоприятных условий в регионах России строится на создании широких полномочий органов местного самоуправления в повышении экономического роста территорий, решении вопросов поддержки малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Так введением ряда законодательных актов создаются условия для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в разработке и
реализации муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; органы местного самоуправления имеют право проводить анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценку эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований1.Согласно данным уточненного плана в бюджетах городских округов сосредоточено 65,4% (548,8 млрд. рублей) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов -25,7% (216,0 млрд. рублей) и лишь 8,9% (74,6 млрд. рублей) в бюджетах поселений, что характеризует неравномерность размещения налоговой базы по типам муниципальных образований. Данные показатели доказывают недостаточный характер использования регионального потенциала в области создания финансовых механизмов стимулирования развития предприятий и пополнения местных бюджетов налогами за счет их деятельности. В качестве создания эффективной инфраструктуры финансовой поддержки государством инвесторов и предпринимательства становятся создаваемые Инвестиционные паспорта администраций областей и муниципальных образований, где указываются возможные программы, инвестиционные проекты, отрасли, требующие модернизации и финансовой поддержки. Данные документы позволяют обеспечить прозрачность финансовой, инфраструктурной, информационной и кадровой поддержки, равный доступ к инвестициям различным участникам, создание конкурентоспособной продукции и сокращению диспропорций в развитии регионов России. В инвестиционных паспортах регионов пока не показаны инструменты финансовой поддержки и стимулирования инвесторов(освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество на срок окупаемости проекта, компенсация банковской ставки по кредитам за счет регионального бюджета), муниципальная поддержка в инфраструктурном обеспечении площадок под строительство и инженерные коммуникаций. Реализация инвестиционных проектов предполагает поступление налогов в местные бюджеты от реализации и предоставление дополнительных рабочих мест, поэтому система стимулирования частных и иностранных инвесторов должна заранее планироваться на территориальном и местном уровне управления. Существование долгосрочной стратегии в этой области позволяет
1 Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
создавать благоприятный инвестиционный климат на региональном уровне, который будет способствовать быстрой реализации инвестиционных проектов, разработке конкурентоспособных инноваций, увеличению рабочих мест и социальноэкономическому росту. Данная политика стимулирования роста численности малых предприятий освещалась еще в работах А.В.Бачурина, где было отмечено, что стимулировать инвестиционные вложения невозможно делать без активизации деятельности местных органов самоуправления, которые могут обеспечить финансовой, материально-технической помощью и информацией о потребностях внутреннего и зарубежного рынков2.
Проблемы привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для финансирования капитальных вложений в территориальное и муниципальное развитие обусловлены отсутствием долгосрочной стратегии развития и эффективных финансовых механизмов в региональном развитии нашей страны. С этой целью некоторыми областями уже разработаны и реализуются долгосрочные инвестиционные программы развития (Московская, Нижегородская, Тверская и др.), ожидается в ближайшем будущем принятие стратегий социально-экономического развития всех округов на период до 2020 года. Постановлением Правительства Московской области №513/21 от 6.06.2011 г. утверждена Инвестиционная программа по разработке и реализации финансирования вложений на срок не менее трех лет за счет внебюджетных ассигнований. Причем особенностями паспорта данной программы является наличие критериев эффективности его реализации, которые включают: степень достижения заявленных результатов реализации проекта, процент отклонений от плановых показателей и динамику показателей эффективности реализации Программы.
Вопросы эффективного управления и разграничения имущества муниципальных образований оказывают влияние на результаты инвестиционных процессов в регионах и на финансы предприятий. Постоянная модернизация Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(60 редакций на 2011 год), значительно усложняет работу не только местным органам управления, но и инвесторам, где ст.50 последними изменениями явилось закрепление имущества, созданного в процессе реализации инвестиционных проектов, направленного на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, которое подлежит
2 Бачурин А.В.Условия подъема экономики и благосостояния народов стран СНГ. М., 1999. С. 164.
безвозмездной передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .
В докладах различных органов государственного управления отмечается, что различия в регулировании и правоприменении федерального и местного законодательства приводят часто к осложнениям в развитии инновационного предпринимательства, незащищенности авторов изобретений и инвесторов в вопросах управления и пользования имуществом. Представленные данные показывают, что заниматься предпринимательской деятельностью проще в Казани, Твери и Петрозаводске. Сложнее всего начать и вести предпринимательскую деятельность в Воронеже и Москве. Время для регистрации бизнеса различается по городам и занимает от 22 дней в Ростове-на-Дону до 37 дней в Петрозаводске. Основной причиной задержек, несмотря на общее федеральное законодательство, является необходимость отдельной регистрации в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования. Получение разрешений на строительство для малых предприятий требует пройти 22 процедуры в Ростове-на-Дону и 23 - в Казани. Наиболее сложная ситуация в Москве, где необходимо пройти 36 процедур только до начала земляных работ из 54 процедур в целом. То есть, очевидно, на эти процессы оказывают влияние методы государственного стимулирования и общая культура административной системы управления.
Модернизация экономики должно проводится системно и целенаправленно со стороны государства и быть нацеленной на создание благоприятного инвестиционного климата, необходимо построить стратегию развития общеотраслевой структуры народного хозяйства, система проведения государственных закупок должна обеспечивать равные условия для всех форм предприятий, прозрачность финансовой деятельности государственных корпораций и контроль за их затратами увеличит окупаемость бюджетных вложений. Необходимо стимулировать построение инфраструктуры инновационного рынка, обеспечить безопасность и трансферт технологий на международные рынки, создать государственный банк идей(инноваций) и защиту интеллектуальной собственности, а также сократить административные барьеры в прохождении всех стадий проектного цикла производства продукции.
Государственное управление инвестиционными процессами должно проводиться на основе стимулирования предпринимательства налоговыми,
3 Федеральный закон от 18.10.2007 N 230-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
таможенными и финансовыми механизмами с целью развития инновационного рынка отечественной продукции и выхода конкурентоспособной российской продукции на международные рынки.
Список литературы:
1. Бачурин А.В. Условия подъема экономики и благосостояния народов стран СНГ-М.,1999.
2. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 29.06.2011 г.//Парламентская газета.2011.№32.
3. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере. М., 2010.
4. Федеральный закон от 18.10.2007 N 230-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».