Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ: ОПЫТ И УРОКИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ: ОПЫТ И УРОКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
417
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плякич Манушак Назаретовна

В статье рассматривается советский опыт построения системы государственных и национальных институтов развития коренных народов, который имеет особый интерес в связи с признанием необходимости сохранения традиционных культур в Российской Федерации. Автор констатирует необходимость формировании комплексного историко-правового знания о опыте национальной политики в отношении коренных народов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Плякич Манушак Назаретовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF THE USSR IN RELATION TO INDIGENOUS PEOPLES: EXPERIENCE AND LESSONS

The article examines the Soviet experience of building a system of state and national institutions for the development of indigenous peoples, which is of particular interest in connection with the recognition of the need to preserve traditional cultures in the Russian Federation. The author states the need to form a comprehensive historical and legal knowledge about the experience of national policy towards indigenous peoples in Russia.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ: ОПЫТ И УРОКИ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 215-219 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3):215-219

Политология и этнополитика

Научная статья УДК 323.2

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-3-215-219

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ:

ОПЫТ И УРОКИ

Манушак Назаретовна Плякич

Сочинский государственный университет, Сочи, Россия, Mb.sgu@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается советский опыт построения системы государственных и национальных институтов развития коренных народов, который имеет особый интерес в связи с признанием необходимости сохранения традиционных культур в Российской Федерации. Автор констатирует необходимость формировании комплексного историко-правового знания о опыте национальной политики в отношении коренных народов в России.

Ключевые слова: государственная политика, советская национальная политика, права коренных народов, модели управления

Для цитирования: Плякич М. Н. Государственная политика СССР в отношении коренных народов: опыт и уроки // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 215-219. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-215-219

Politology and Ethnopolitics

Original article

STATE POLICY OF THE USSR IN RELATION TO INDIGENOUS PEOPLES: EXPERIENCE AND LESSONS

Manushak N. Plyakich

Sochi State University, Sochi, Russia, Mb.sgu@mail.ru

Abstract. The article examines the Soviet experience of building a system of state and national institutions for the development of indigenous peoples, which is of particular interest in connection with the recognition of the need to preserve traditional cultures in the Russian Federation. The author states the need to form a comprehensive historical and legal knowledge about the experience of national policy towards indigenous peoples in Russia.

Keywords: state policy, Soviet national policy, rights of indigenous peoples, management

models

For citation: Plyakich M. N. State policy of the USSR in relation to indigenous peoples: experience and lessons. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3):215-219. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-215-219

Государственная национальная политика в СССР с начала формирования советской системы управления и до прекращения существования выстраивалась в соответствии с идеалами построения не только коммунистического общества, в котором каждый народ имел право на сохранение своего культурного и этно-языкового пространства, оформление территории как субъекта государственных отношений с организацией структур власти, но и с целью сохранения малых народов.

В мировой истории коренные или аборигенные народы изучаются как этносы, сохранившие свои исконные культурные и традиционные уклады, даже подвергаясь аккультурации со стороны доминирующих форм современной культуры и глобализационных тенденций нового столетия. В связи с этим мировое сообщество и научные культурные институты настояли на необходимости защиты народов, сохраняющих уклады традиционной культуры, ведущие хозяйственную деятельность, приближенную к народным истокам.

© Плякич М. Н., 2022

Politology and Ethnopolitics

Plyakich M. N. State policy of the USSR in relation to indigenous peoples: experience and lessons

В XX в. были приняты два основных декларативных по своему значению акта. Сначала в 1957 г., а потом в 1989 г. закреплены в международных документах1 нормы защищающие права таких народов и выступающие против их дискриминации в социальном и экономическом взаимодействии в национальных государствах на рынке труда. В 2007 г. международная организация - ООН закрепила принципы защиты прав коренных народов в Декларации2, данные акты являются основанием для современной государственной национальной политики в России3 и тех государств в которых сохранились коренные народы.

Российская государственность в ее многонациональной поликультурной форме складывалась на протяжении всего исторического пространства ее существования. Формирование Древнерусского и Русского централизованного государства проходило под влиянием сначала миграционных потоков, которые носили как мирный, так и военный характер, поэтому складывание поликультурного и многоконфессионального мира цивилизационного пространства прослеживается как устойчивый фактор, влияющий на российскую государственность. К времени выхода Российского государства на геополитическую карту раннего Нового времени XV -XVI вв., когда в Европе начался период Великих географических открытий в стране кроме формирующейся великорусской народности проживало около двадцати этнических групп, исповедующих как мировые конфессии, так и ранние религиозные формы с традиционным укладом жизни, а с началом освоения регионов Великой Сибири многонациональный состав страны стал неотъемлемым составляющим ее межкультурного состояния.

Для периода становления многоукладного российского общества характерно расширение территории России под влиянием и государственного воздействия с целью получения новых богатых земель природными ресурсами (земля, пушнина, ископаемые и т.д.), так и удивительного явления первопроходничества как исторического процесса продвижения в глубь Сибири свободных от налогового и административного давления групп, которые стремились стать независимыми от власти.

Наиболее активным по поиску модели управления территориями стал XIX в. как период осознанного и целенаправленного государственного воздействия на территории Сибири и Дальнего Востока в целях создания системы эффективного управления с учетом специфики региона:

- во-первых, удаленность его от центральной части Российской империи;

- во-вторых, хозяйственная отсталость народов, заселяющих регион;

- в-третьих этническое и религиозное многообразие населения.

Следует отметить, что в итоге в отношении малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Российской империи в период с конца XIX в. до 1917 г. сложилась политика особого управления. С одной стороны, ее отличала закрепление особого правового положение групп северных народов, с другой создавала управленческую изолированность от населения страны из-за религиозного и хозяйственного обособления. При этом учитывалась необходимость сохранения и развития территорий в составе Российской империи. Многие государственные и общественные деятели говорили о том, что равнодушное отношение к проблемам малочисленных народов противоречит идеям развитого общества и принципам гуманизма, осознавалась в российском обществе специфика жизни и быта инородцев, особенности мировоззрения, их отличие от пришлого русского населения.

Следовательно, проблема развития управления территориями, координация межнациональных и межкультурных отношений стояла всегда остро, особенно в советское время и

1 «Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» № 169 от 7 июня 1989 года на 76-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда, созванной в Женеве Административным советом Международного бюро труда / / https: //www.un.org/ru

2 Декларация о правах коренных народов, принятая 13 сентября 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций // СПС «КонсультантПлюс».

3 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666. В ред. от 06.12.2018). Всего на территории РФ проживают представители 193 национальностей (2010), используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 -в качестве предмета изучения // СПС «КонсультантПлюс».

в современный период развития России, поэтому рассмотрение места малочисленных коренных народов, их роли в федеративной системе СССР и Российской Федерации является не только актуальной, но и позволит всесторонне изучить как складывалась национальная политика в разные периоды. При этом необходимо учесть российский и советский опыт в сохранении культурного наследия народов в XX в., входивших в состав советского государства и которое интегрировало территории расселения народов, сохраняющих культуру родоплеменных отношений и ведущих хозяйство традиционного общества.

Становление советской национальной политики происходило в период ее оформления в 1917-1920-е гг., когда проходила апробацию модель развития межнациональных отношений, предложенная государственным лидером страны В.И. Ульяновым (Лениным) в рамках доктрины права советских народов на национальную территорию и культурное самоопределение. Это реализовалось в многочисленных документах с начала образования системы управления территориями с расселением коренных народов Севера.

Первым актом построения государственной политики межнационального взаимодействия стала «Декларация прав народов России»1 от 2 ноября 1917 г., которая провозгласила принципы свободного развития народов, их права на реализацию своей культурной, религиозной и национальной идентичности вплоть до объявления своего суверенитета. Данный акт позволил крупным этносам бывшей Российской империи завершить этногенез образованием наций в составе советской России и потом СССР, а вот малые народы, особенно те, которые еще находились в состоянии сохранения традиционных культур стали основанием для формирования новых форм политической и социально-экономической организации. Эти принципы были отражены в статьях 11 (области с особым бытом и национальным составом) и 22 первой советской конституции 1918 г.2, затем реализованы в 1919 г. закреплением прав на земли за народами Севера Сибири. Эти конституционные основы декларировались во всех Основных законах СССР и РСФСР. Таким образом, признавалось развитие народов, их культур, языка, запрещалась дискриминация по этим признакам.

Ленинские идеи [1] построения национальных отношений развивались и реализовыва-лись в государственном строительстве, но особенно активно в 1920-1930-е гг. складывания системы управления и очерчивание границ национальных образований, поиска формы, как уже виделось новому государственному лидеру. Новая концепция была закреплена в Основных Законах Советского Союза 1936 г.3 и ее субъекта - РСФСР 1937 г.4 в рамках национального округа. К концу десятилетия И.В. Сталин определил модель как программу коренизации народов или советизации, получившую в науке понятие сталинской [2], которая, с одной стороны, учитывала взаимосвязь политических, социально-экономических и идеологических факторов государственного воздействия на народы, входившие в ее состав.

Такая концепция встраивалась в систему советского хозяйствования с проведением мер по созданию коллективных хозяйств с учетом климатических и природных факторов Севера, активно интегрировались районы в общую политическую и идеологическую реальность времени с централизованной формой подчинения органов управления, таким образом определенная автохтонность ушла в прошлое, был избран национальный округ. За аборигенными народами сохранились конституционные права на представительство в высших органах власти, использование языка в государственных учреждениях, сохранение и развитие культуры.

Вторая половина развития СССР, ее государственной национальной политики - это время пересмотра политической стратегии в отношении коренных народов, особенно в сохранении

1 Декларация прав народов России. Распубликовано в ь 4 «Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства» от 16 (3) ноября 1917 г. СУ РСФСР, 1917, ь 2, ст.18. / / СПС «КонсультантПлюс».

2 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

3 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями) / / СПС «КонсультантПлюс».

4 Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Politology and Ethnopolitics

Plyakich M. N. State policy of the USSR in relation to indigenous peoples: experience and lessons

природных богатств Севера, культурного, языкового многообразия народов, населяющих СССР [3, с. 44-59], что закреплялось в положениях Конституции СССР 1977 г.1 и РСФСР 1978 г.2

Новый этап в жизни коренных малочисленных народов Севера наступил в 60 - 70-е гг. XX в., когда вследствие широкомасштабной разработки полезных ископаемых - нефти и газа -нависла реальная угроза для среды обитания этих народов. Уже тогда встала проблема защиты прав коренных малочисленных народов Севера по мнению исследователей [4, с. 121-130] в сохранении природных богатств, культурной идентичности. Одной из главных проблем стала потеря языковой и культурно-демографической связи поколений из-за системы советского образования на Севере.

Возникла проблема создания эффективных государственных подходов к разрешению накапливаемых системных недочетов в отношении малых народов страны в сфере хозяйствования, воспитания нового поколения, сохранения их. В период политики «перестройки» был инициирован соответствующий законопроект, но работа над ним продлилась более десяти лет из-за необходимости соотнести проблему сохранения культуры малых народов и экономические интересы развития региона. Эта работа была завершена лишь в конце 1990-х гг., когда был принят Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»3. Закон предусмотрел широкий комплекс мер, обеспечивающий права этих народов с учетом накопленного исторического опыта межнациональных отношений в СССР и РСФСР.

Основным достижением государственной национальной политики в СССР в отношении регионов проживания коренных народов или как их чаще называли в советский период малочисленных этносов проводилась в рамках национально-культурного строительства, сохранения их, развития структуры образования, создание объектов промышленности, что отражалось в официальных документах от союзного до республиканского законодательства.

Необходимо констатировать, что национальная советская политика прошла за семьдесят лет сложный путь, который продемонстрировал положительное начало в сохранении культуры народов Крайнего Севера, Дальнего Востока, то есть всего большого региона Сибири с его многообразием природной и климатической среды, что отражалось в общем экономическом развитии сельскохозяйственных регионов, но с главной стратегической задачей влить аборигенные народы в состав советского народа и социалистической системы.

Ведущим фактором рассмотренного времени стала культурная интеграция коренных народов в советское многонациональное общество и государственную систему управления. Советская власть создала новую форму организации жизни малых народов Севера - административные и культурные центры, которые стали формировать материальную базу развития национальных культур.

Социалистическая система хозяйствования дала новые виды экономической деятельности, урбанизацию, как совершенно нехарактерный образ жизни и повседневности и конечно изменила этническое сознание народов через систему образования. При этом коренные народы столкнулись с проблемой сохранения традиционного уклада, языка, воспитания поколений из-за потери обычного уклада и навыков промыслов. Следствием этого стал не только социально-экономический кризис конца 1980-х гг. в регионах проживания, но возник вопрос о эффективности советской государственной национальной политики в отношении малых народов.

Таким образом, опыт советского национального строительства в XX в. привел к осознанию сохранения народов, роли многонациональных государств в создании программ, проектов и полученных практик развития традиционных укладов и транслирования своей культурную идентичности в таких поликультурных и многообразных образованиях.

Советское государство прошло свой путь формирования национальной политики с учетом тех идей и программ политических, которые стояли перед государственными органами

1 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (с изменениями и дополнениями) / / СПС «КонсультантПлюс»

2 Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // СПС «КонсультантПлюс»

3 Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ (последняя редакция) 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

в рамках создания государства нового типа - многонационального, поликультурного, ставшего союзом разных культур, языков.

Советская социалистическая модель национальных отношений прошла путь развития, поиска модели, что позволило проанализировать национальную политику, государственные цели и задачи, которые ставились перед центральными и региональными органами и местной властью.

Российская Федерация как правопреемник советской государственности старается учесть опыт государственной национальной политики, проводимой в СССР и не допустить ошибки и просчеты в стратегии национального и культурного построения современного государства, имеющего на своей территории такое национальное многообразие.

Советское государство прошло свой путь формирования национальной политики с учетом тех идей и программ политических, которые стояли перед политическими органами в рамках создания государства нового типа - многонационального, поликультурного, ставшего союзом разных культур, языков.

Советская социалистическая модель национальных отношений прошла путь развития, поиска модели, что позволило проанализировать национальную политику, государственные цели и задачи, которые ставились перед центральными и региональными органами и местной властью. Следовательно, вклад советских ученых огромен в накоплении научных материалов о необходимости сохранения народов, их самобытной культуры. С конца 1980-х гг. изменилась мировая тенденция оценок ассимиляции коренных народов с глобальной культурой и исследования изменили вектор. Современные ученые стремятся выявить тенденции развития и сохранения коренных народов для России и мирового сообщества, особенно их культурное наследие.

Российская Федерация как правопреемник советской государственности старается учесть опыт государственной национальной политики, проводимой в СССР, и не допустить ошибки и просчеты в стратегии национального и культурного построения современного государства, имеющего на своей территории такое национальное многообразие.

Список источников

1. Аверин А. Н. Коренные малочисленные народы: динамика развития // Вестник БГУ. 2015. № 14. С. 70-76.

2. Ахметова А. В. Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов Дальнего Востока: 1960-е-начало 1980-х гг. Дис...канд. ист. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 207 с.

3. Зибарев В. А. Ленинская национальная политика КПСС и малые народы Севера // История СССР. 1981. № 3. С.44-59.

4. Козьменко В. М., Цай В. И. Эволюция межнациональных отношений и национальной политики в СССР в 1920-х - 1991 г. // Вестник РУДН. История России. 2012. № 2. С. 121-130.

References

1. Averin A. N. Indigenous peoples: dynamics of development. VestnikBGU. 2015;(14]:70-76. (In Russ.]

2. Akhmetova A. V. State policy in relation to the indigenous peoples of the Far East: the 1960s-early 1980s. Dis.kand. ist. nauk. KomsomoFsk-na-Amure; 2006. 207 p. (In Russ.]

3. Zibarev V. A. Lenin's national policy of the CPSU and the small peoples of the North. Istoriya SSSR = History of the USSR. 1981;(3):44-59. (In Russ.]

4. Kozmenko V. M., Tsai V. I. The evolution of interethnic relations and national policy in the USSR in the 1920s - 1991. VestnikRUDN. Istoriya Rossii = RUDNBulletin. History of Russia. 2012;(2):121-130. (In Russ.]

Информация об авторе

М. Н. Плякич - канд. социол. наук, ст. преп. кафедры теории права и государства, истории и философии Сочинского государственного университета.

Information about the author

M. N. Plyakich - PhD in Sociology, Senior Lecturer, Department of Law and State Theory, History and Philosophy, Sochi State University.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 08.06.2022; одобрена после рецензирования 25.06.2022; принята к публикации 26.06.2022.

The article was submitted 08.06.2022; approved after reviewing 25.06.2022; accepted for publication 26.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.