4 Положение Практической школы земледелия и сельского хозяйства. СПб.,1798. С. 2 - 3.
5 См.: Козлов С.А. Аграрные традиции и новации в дореформенной России. М., 2002. С. 143.
6 Цит. по: Усов С.М. Курс земледелия. М., 1837. С. 23.
7 Иванович К.А. Сельскохозяйственное образование в СССР. М., 1958. С. 14.
8 См.: Чугунов А. Указ. соч.С. 85.
9 Агрономическая помощь в России / Под ред. В.В. Мора-чевского. СПб., 1914. С. 260.
10 Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 389. Оп. 7. Д. 457. Л. 14.
11 См.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е (далее ПСЗРИ). Т. XI. № 9097.
12 Миклашевский И.Н. Очерки по истории сельскохозяйственного образования в России. СПб., 1893. С. 12.
13 См.: Государственный архив Воронежской области (далее ГАВО). Ф. И-24. Оп.1. Д. 791. Л. 19, 20.
14 См.: ПСЗРИ. Т. XI. № 9656.
15 РГИА. Ф. 398. Оп. 7. Д. 1979. Л. 49; Оп. 11. Д. 3611. Л. 3; Д. 3610, Л. 12.
16 См.: ГАВО. Ф. И-24. Оп. 1. Д. 446. Л. 352, 352 об.
17 Там же. Д. 500. Л. 79, 79 об.
18 Пономарев Н.В. Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени. СПб., 1888. С. 83.
19 Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. М.; Л., 1958. Т. 2. С. 365.
20 Чугунов А. Пятидесятилетие Императорского казанского экономического общества. Казань, 1889. С. 18.
21 См.: Вешняков В. Обзор сельскохозяйственных учреждений в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Германии и Италии. СПб., 1886. С. 446.
22 Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 119. Оп. 1. Д. 1752. Л. 5.
23 Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце XIX - начале XX веков. Курск, 1998. С. 30.
24 Иванович К.А. Сельскохозяйственное образование в СССР М., 1958. С. 23.
УДК 94(470)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОАИТИКА,
СОНРЕААИЗМ И ТВОРЧЕСТВО
КУРСКОЙ ИНТЕААИГЕННИИ В 1920 - 1930-е гг.
Большая часть провинциальной творческой интеллигенции Курского края в первые годы советской власти сделала свой выбор: артисты, музыканты, художники, поэты искренне поверили в то, что их творчество нужно народу, что перед ними открылись небывалые перспективы, что именно они сумеют приобщить широкие массы к истинному искусству.
Ситуация изменилась в 1925 г. в связи с принятием резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», где отмечалось, что необходимо «бережно относиться к старым мастерам культуры, принявшим революцию», а также, по предложению Сталина, подчеркивалась «важность борьбы с тенденциями сменовеховства». Более того, в документе указывалось, что партия должна всемерно искоренять попытки самодельного и некомпетентного административного вмешательства в литературные дела. Это было первая резолюция переходного периода, посвященная проблемам духовной сферы общества. С ее принятием усилилась политизации культурной жизни страны, поскольку в резолюции была провозглашена необходимость перевода растущих литературных кадров из среды крестьян «на рельсы пролетарской идеологии»1.
В Курске данная установка партии реализовалась в создании в 1925 г губернского отделения Всероссийского общества крестьянских писателей - КурОКП. Сначала в обществе насчитывалось 15 поэтов и прозаиков, в конце 1926 г. - 22, к середине 1927 г - 33. Почти одновременно появляется Курская ассоциация пролетарских писателей (КурАПП), которую представляли около 10 человек - М. Булавин, М. Подобедов, М. Козловский и др. Деятельность этих обществ на первоначальном этапе сводилась к проведению лекций, диспутов, литературных вечеров, посвященных Есенину, Некрасову, Фурманову, Салтыкову-Щедрину, Пушкину2.
Значительным событием в литературной жизни города стал выпуск осенью 1926 г. отделением союза крестьянских писателей литературно-художественного сборника «Зерна». В сборнике были напечатаны произведения М. Кочевого, А. Костенко, М. Горбовцева и др. Выпуск данного сборника внес большое оживление в культурную жизнь села, поскольку создатели сборника в его вступлении обращались «ко всем крестьянам с убедительной просьбой подробнее сообщать, что понравилось, а что нет и почему?»3.
В.М. Кузьмина,
соискатель-докторант кафедры истории Отечества, Курский государственный университет
ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)
Но литературная жизнь Курска этим не ограничивалась. С 1925 г при редакции газеты «Курская правда» поэты и писатели начали издавать литературно-худ оже-ственный журнал «Рефлектор», переименованный вскоре в «Трактор», а с конца сентября 1926 г появилась еженедельная (по воскресеньям) страничка «Литература и искусство» в газете «Курская правда». 10 апреля 1927 г. состоялась Первая губернская конференция Курского общества крестьянских писателей (КОКП) в помещении губземкомиссии, на которой обсуждались проблемы «борьбы с упадническими настроениями» среди поэтов-курян, необходимость «усиления учебы молодых крестьянских писателей и улучшения качества выпускаемых литературно-художественных сочинений молодых крестьянских писателей»4.
14 мая 1927 г было создано региональное управление ВАПП (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей) - Курская ассоциация пролетарских писателей (КАПП), которая тесно сотрудничала с обществом крестьянских писателей. В том же году вышел литературно-художественный сборник «В гору», выпущенный совместно Курской ассоциацией пролетарских писателей и Курским обществом крестьянских писателей. Последнее представило читателям стихи и рассказы не только знакомых поэтов по сборнику «Зерна» - М. Кочевого, М. Гор-бовцева, И. Еськова, но и творческие работы молодых крестьянских писателей. Особенность сборника состояла в том, что он был выпущен в годовщину десятилетия пролетарской диктатуры и тематика произведений была направлена на прославление достижений партий в социалистическом строительстве. Молодые поэты и писатели пытались реализовать в своих работах основные сущностные характеристики соцреализма как направления искусства - идейность, народность, партийность.
Именно за период с 1921 по 1928 гг. литературный Курск покинули многие поэты и писатели. Первая волна пришлась на 1923 г, когда уехали в Воронеж И.П. Плотников, П.Л. Загоровский, В.М. Пузанов; в Москву уехали Рита Райт-Ковалева, Е. Благинина и С. Валлат. Создание Центрально-Черноземной области в 1928 г. с центром в Воронеже породило вторую волну оттока литературных сил: из Курска в Воронеж уехали М. Подобедов, М. Була-вин, М. Козловский, щигровский писатель Н. Романовский. Несмотря на такую потерю лучших литературных сил, в Курске в КурОКП и КурАПП продолжался процесс формирования новых кадров творческой интеллигенции.
Сложное и противоречивое время 1920-х гг отразилось и на деятельности художников в Курском крае. В первой половине 1920-х гг. художники продолжали работать в студиях и художественных мастерских. Их деятельность была ограничена единичными выставками на самые различные темы из жизни трудового населения. Но в 1926 г, после постановления ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», в Курской губернии создаются филиалы Ассоциации художников революционной России (АХРР) и Объединение молодежи ассоциации художников Революции (ОМАХР). Эти организации впервые сделали работы художников доступными для всего населения посредством плановых выставочных мероприятий. Впервые заботу об организации выставок взяли на себя члены этих организаций, а не отдельные, самостоятельные художники5.
Если столичные объединения художников в 1920-е гг. в основном вели теоретические споры по вопросам выработки основного творческого метода, то художники Кур-
ского края предпочитали заниматься творческой работой. Первая выставка курских художников состоялась в начале 1926 г., но особого внимания курян не привлекла. Тогда художники пересмотрели ряд своих работ и пошли по пути написания картин на актуальные темы социалистического строительства. Этому была посвящена вторая выставка художников в конце 1926 г На страницах «Курской правды» данный творческий рывок художников был отмечен как позитивный и «необходимый для их дальнейшего саморазвития». Формирование творчества художников Курского края проходило в условиях окончания Гражданской войны, стабилизации политической системы, укрепления позиций однопартийной власти, которая переходила от демократических лозунгов к диктатуре, утверждению своих идеологических постулатов и внедрению их в сознание масс. Любая творческая деятельность в стране была подчинена идеологическим задачам партии, главной целью которых было построение социализма. Именно в соответствии с этими задачами проводилась организация творческой деятельности художников. Художники стали понимать, что их революционные идеи все больше расходятся с практической стороной революции. Разочарование в действительности приводило к затуханию поисков новых форм и методов в искусстве, подчинению требованиям диктатуры пролетариата.
Со второй половины 1920-х гг идеологическое воздействие на деятелей культуры приобрело наступательный характер, что закономерно привело к сужению рамок творчества. В результате проводимой государственной политики в области культурного строительства в 1917 - 1928 гг дореволюционные деятели культуры, сделавшие свой выбор в направлении сотрудничества с советской властью, стали проводниками идей социалистического строительства и марксистско-ленинской идеологии на основе приоритета классовых ценностей.
В начале 1930-х гг. страна переживала экономический и политический кризис, который породила избранная в конце 1920-х гг модель социально-экономического развития. В Курске в 1936 г. было создано областное Управление по делам искусств, которое вплотную занялось подготовкой кадров творческих работников, стали появляться областные учреждения культуры - картинная галерея, драмте-атр, филармония. Подбор и расстановка кадров, как и вся кадровая политика, находились в ведении ВКП(б), которая рассматривала кадры культуры как идеологических работников, помощников в коммунистическом воспитании людей, агитаторов и пропагандистов за «победоносное выполнение» пятилетних планов. Обком и райкомы ВКП(б) должны были уделять внимание массово-политической работе среди культпросветработников. Для них еще в 1933 г во всех райкомах партии стали организовываться курсы по повышению политграмотности, по изучению отдельных трудов классиков-марксистов.
Творческая интеллигенция была привлечена к развернувшейся агитационно-пропагандистской работе в кружках по изучению проекта Конституции СССР 1936 г. Несмотря на постановление ЦК ВКП(б) от 14 мая 1935 г «О реорганизации отделов культуры и пропаганды ленинизма» и постановление Курского Обкома ВКП(б) в 1936 г. «Об улучшении агитационно-пропагандистской работы», неблагополучная ситуация в плане подготовки и переподготовки кадров работников политучебы и культуры была характерна для большинства районов Курской области в период с 1934 по 1936 гг. Работникам учреждений культуры и членам Союза работников искусств было необхо-
димо для дальнейшей работы являться кандидатами или членами ВКП(б). Так, из 92 директоров районных домов культуры всего лишь 15 чел. были «сочувствующими» или беспартийными. Основная масса Курского отделения Союза работников искусств в 1938 г (553 чел., или 89%) «были охвачены членством в ВКП(б)»6.
Работники культуры составляли наименее защищенную категорию населения, так как руководители часто и грубо нарушали трудовое законодательство, правила «гигиены труда и промсанитарии». Вступая в Союз работников искусств, деятели культуры продолжали надеяться на защиту своих прав и интересов, но в конце 1930-х гг. работа по охране труда, социальному страхованию только начала разворачиваться.
ВКП(б) в отношении творческих работников использовала не только командно-административные методы руководства, но и репрессивные методы воздействия ОГПУ - НКВД по отношению к так называемым «врагам народа», участникам «троцкистско-зиновьевского блока», к членам «контрреволюционных организаций». Согласно сведениям, представленным в «Книге памяти жертв политических репрессий Курской области», за период 1930 - 1940 гг. из числа интеллигенции было расстреляно 416 чел., в лагеря и ссылку отправлено 37 чел. Но далеко не все представители творческой интеллигенции края, невинно пострадавшие в годы тоталитаризма, вошли в эти списки. В 1931 г по «делу краеведов» прошли куряне-интеллигенты ГИ. Булгаков (заведующий музеем ис-торико-археологического общества), М.Н. Исаев (краевед) и др. Были также осуждены члены кружка «Литераторы», действовавшего в педтехникуме в 1933 г, артисты цирка и эстрады Е.С. Гуревич, А.Д. Милит-Додик, А.В. Агрипо-вич, актеры Старооскольского драмтеатра Славский, Мазурова, Каракин, директор и режиссер того же театра Н.Г. Белоконь и А.С. Тимофеев-Горский и др.7.
В 1930-е г. продолжился процесс унификации деятельности творческих работников в учреждениях культуры и творческих объединениях. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций»
от 23 апреля 1932 г положило начало централизованному объединению художников, поэтов, музыкантов, артистов в профессиональные творческие союзы, созданию единого пролетарского направления в искусстве (соцреализм), дальнейшему укреплению деятельности органов цензуры. Из всех профессиональных групп творческих работников только художники Курской области на основании постановления СНК РСФСР «Об образовании Союза советских художников» смогли создать Курский областной Союз советских художников (КОССХ). Деятельность членов КОССХ была разнообразной: оформление массовых пролетарских праздников, работа над агитационным плакатом, организация массовых выставок8.
Артисты, музыканты, художники, литераторы в 1930-е гг. еще стремились разнообразить формы выполнения поставленных задач партии. Деятели культуры, так же как и в 20-е гг., продолжали активно работать в кружках художественной самодеятельности, особенно на селе. В 1930-е гг. место и роль творческих объединений и учреждений культуры изменились: в период укрепления идеологических основ советского государства учреждения культуры стали выполнять лишь агитационно-пропагандистские функции, а процесс творчества был подменен выполнением социалистического заказа партии.
1 Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии. 1917 - 1941 гг. М., 1994. С. 73.
2 См.: Баскевич И. Курские вечера. Воронеж, 1979. С. 99.
3 ГАКО. Зерна: Литературно-художественный сб. Курск, 1926.
4 ГАКО. В гору: Литературно-художественный сб. Курск, 1927. С. 3.
5 См.: Курская правда. 1926. 15 декабря.
6 Из постановления Коллегии Наркомпроса «О пропаганде пятилетки в области художественной работы» 13 сентября 1929 г. // Советский театр: Документы и материалы. 1926 - 1932. Л., 1982. С. 56 - 57.
7 См.: АУФСБКО. Д. 1358. Л. 4 - 180.; Там же. Д. 143. Л. 3 -25; Там же. Д. 346. Л. 30 - 215.
8 См.: Советский театр: Документы и материалы. 1926 -1932 гг. Л., 1982. С. 49 - 50.
УДК 94(470)
ФОРМИРОВАНИЕ ГУБЕРНСКОЙ ПОАИЦИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧААЕ XIX вв. (По материалам Пензенской губернии)
В ходе своего развития любое государство проходит несколько стадий с различной структурой управления. Такая эволюция была типична и для Российского государства, органы власти которого не раз претерпевали глубокие изменения.
Процессы политической трансформации России XVIII в. привели к утверждению абсолютизма. В условиях абсолютной монархии все более возрастает роль государственных органов, призванных защищать власть, таких как регулярная армия и полиция. Поэтому на протяжении всего XVIII в. происходит формирование полиции как самостоятельного звена государственного аппарата.
В 30-х гг. XVIII в. полицейские конторы были созданы в крупнейших городах страны. А на местах изменения стали происходить лишь в 80-х гг. этого столетия. Социально-политические события 1773 - 1775 гг. ускорили проведение губернской реформы, в ходе которой было реорганизова-
О.В. Лазарева,
доцент кафедры истории Отечества, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск
ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)