Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РСФСР ПО ПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ (1921-1925 ГГ.)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РСФСР ПО ПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ (1921-1925 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная политика / образовательная политика / подготовка и переподготовка учителя / курсовая подготовка / самообразование / идеологическое воспитание / педагог / учитель / 1920-е годы / state policy / educational policy / teacher training and retraining / course preparation / self-education / ideological education / educator / teacher / 1920s

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Староверова Мария Владимировна, Мосинцев Даниил Дмитриевич

Государственная политика РСФСР в области образования в 1920-е была направлена на выстраивание новой системы образования и обеспечение ее учительскими кадрами. Значительная роль в культурной революции отводилась школе и учителям. Школа должна была превратиться в действенный инструмент переустройства общества. Выполняя эту задачу, органы народного образования активно взаимодействовали с профсоюзом работников просвещения и партийными комитетами РКП(б). Всю систему подготовки учителя для сельской школы пронизывала задача идейного воспитания на основе марксистко-ленинской методологии. Эта задача решалась через курсовую подготовку, кружковую работу, самообразование, пропаганду в педагогической периодике, съезды, привлечение в ряды РКП(б). Подготовленный сельский учитель активно включался в просветительскую и пропагандистскую работу. Государственная политики была направлена на материальную поддержку сельского учителя. Государство использовало целый спектр ресурсов ля достижения задач культурной революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Староверова Мария Владимировна, Мосинцев Даниил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state policy of the RSFSR in the field of education in the 1920s was aimed at building a new education system and providing it with teaching staff. Schools and teachers played a significant role in the cultural revolution. The school had to turn into an effective instrument for the reconstruction of society. In carrying out this task, public education authorities actively interacted with the trade union of educators and party committees of the RCP (b). The entire system of teacher training for rural schools was permeated by the task of ideological education based on Marxist-Leninist methodology. This task was solved through course training, club work, self-education, propaganda in pedagogical periodicals, congresses, and recruitment into the ranks of the RCP(b). A trained rural teacher was actively involved in educational and propaganda work. State policy was aimed at material support for rural teachers. The state used a whole range of resources to achieve the goals of the Cultural Revolution.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РСФСР ПО ПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ (1921-1925 ГГ.)»

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов, Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (Дата обращения: 06.10.2023)

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 06.10.2023)

3. Бендерская, В.А. Основные принципы оценки условий обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья / В.А. Бендерская, А.К. Бендерская, A.A. Луговой // Молодой исследователь Дона. - 2020. - № 1(22). - С. 114-118

4. Долгополова, Е.Г. Адаптация рабочих программ дисциплин как средство реализации принципов инклюзивного образования в вузе / Е.Г. Долгополова, С.М. Колова, О.В. Белкина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2020. - Т. 12, № 1. - С. 90-104

5. Захарова, Е.Ю. Модель инклюзивного образования ребенка с ОВЗ на примере средней общеобразовательной школы / Е.Ю. Захарова // Проблемы социальной исключенное™ личности и группы в современном обществе: Материалы Международной научно-практической конференции: сборник тезисов докладов, Тольятти, 20 апреля 2023 года / Редколлегия: C.B. Явон (пред.) [и др.]. - Тольятти: Поволжский государственный университет сервиса, 2023. - С. 25-28

6. Коробова, М.В. Система профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / М.В. Коробова, Д.Ю. Семенова // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации: Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Москва, 10 апреля 2023 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2023. - С. 162-167

7. Кудрявцев, В.А. Терминологическое поле понятия "безбарьерная дидактика" в системе инклюзивного высшего образования / В.А. Кудрявцев, С.Н. Каштанова // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2(19). -С.З.

8. Модель инклюзивного педагогического подхода к физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья и различной степенью инвалидизации / A.C. Болдов, В.Ю. Карпов, Э.А. Аленуров, М.Р. Шакиров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6(184). - С. 27-33

9. Мясников, П.Р. Повышение качества профессионального образования инвалидов на основе использования международной классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья / П.Р. Мясников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - С. 161-168

10. Мясников, П.Р. Формы профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / П.Р. Мясников // Ярославский педагогический вестник. -2020. -№ 3(114). - С. 81-88

11. Шадчин, И.В. Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО: проблемы и перспективы / И.В. Шадчин, А.Г. Вардугин // Инновационное развитие профессионального образования. Челябинский институт развития профессионального образования. - 2018. -С. 95-101

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); студент Староверова Мария Владимировна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РСФСР ПО ПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ (1921-1925 ГГ.)

Аннотация. Государственная политика РСФСР в области образования в 1920-е была направлена на выстраивание новой системы образования и обеспечение ее учительскими кадрами. Значительная роль в культурной революции отводилась школе и учителям. Школа должна была превратиться в действенный инструмент переустройства общества. Выполняя эту задачу, органы народного образования активно взаимодействовали с профсоюзом работников просвещения и партийными комитетами РКП(б). Всю систему подготовки учителя для сельской школы пронизывала задача идейного воспитания на основе марксистко-ленинской методологии. Эта задача решалась через курсовую подготовку, кружковую работу, самообразование, пропаганду в педагогической периодике, съезды, привлечение в ряды РКП(б). Подготовленный сельский учитель активно включался в просветительскую и пропагандистскую работу. Государственная политики была направлена на материальную поддержку сельского учителя. Государство использовало целый спектр ресурсов ля достижения задач культурной революции.

Ключевые слова: государственная политика, образовательная политика, подготовка и переподготовка учителя, курсовая подготовка, самообразование, идеологическое воспитание, педагог, учитель, 1920-е годы.

Annotation. The state policy of the RSFSR in the field of education in the 1920s was aimed at building a new education system and providing it with teaching staff. Schools and teachers played a significant role in the cultural revolution. The school had to turn into an effective instrument for the reconstruction of society. In carrying out this task, public education authorities actively interacted with the trade union of educators and party committees of the RCP (b). The entire system of teacher training for rural schools was permeated by the task of ideological education based on Marxist-Leninist methodology. This task was solved through course training, club work, self-education, propaganda in pedagogical periodicals, congresses, and recruitment into the ranks of the RCP(b). A trained rural teacher was actively involved in educational and propaganda work. State policy was aimed at material support for rural teachers. The state used a whole range of resources to achieve the goals of the Cultural Revolution.

Key words: state policy, educational policy, teacher training and retraining, course preparation, self-education, ideological education, educator, teacher, 1920s.

Введение. Подготовка педагогических кадров является важнейшей задачей государства, гарантией обеспечения его устойчивого развития, подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе, усвоения общегосударственных, культурных и национальных ценностей. В 1920-е годы при строительстве системы образования в РСФСР особое внимание уделялось созданию сельских школ и подготовке педагогов для них. Проблемы становления и развития сельской школы в историко-педагогической науке изучена недостаточно хорошо и представлена в статьях, диссертациях и монографиях Г11, Г211. Поиск в базах данных диссертаций выдает не более 10-15 результатов поиска, что, несомненно, мало. Диссертационных работ, посвященных истории развития сельской школы сибирского региона (Западная и Восточная Сибирь, Хакасия, Бурятия, Алтай, Якутия и др.) практически отсутствуют. Можно отметить диссертацию М.М. Ишбаева, в которой отражены разные аспекты поддержки и подготовки педагогических кадров для сельской школы Западной Сибири fill. В большинстве историко-педагогических исследований показаны вопросы подготовки педагогов, которых, однако недостаточно, что подтверждает актуальность проведенного исследования. Актуальность исследования подтверждается усилившимся вниманием к роли и месту педагога в Год педагога и наставника, наличием современных документов (введенный Профессиональный стандарт педагога, Национальный проект «Образование», проект «Молодые профессионалы» и др.).

Государственная политика РСФСР в 1920-е годы объявила культурную революцию и отвела учителю значительную роль в реализации ее задач. В проведении культурной революции руководство страны видело основное средство вовлечения масс трудящихся в строительство новой жизни. Школа должна была превратиться в действенный инструмент переустройства общества. Успех коренной перестройки школьного дела в решающей степени зависел от учителя, от его педагогического мастерства и идейной убежденности. Реализация государственной политики в области образования этого периода лежала на плечах не только органов управления образования (Наркомпрос), профессионального союза работников просвещения (Рабпрос), но и органов партийной власти (РКП(б)). Следовательно, исследование историко-педагогического опыта реализации государственной политики в области образования в восстановительный период 1921-25 годы, является малоизученной и актуальной проблемой.

Изложение основного материала статьи. Государственная политика в области образования проходила в сложных социально-экономических условиях (последствия гражданской войны сказались на уровне развития промышленности и сельского хозяйства). Экономические трудности страны осложнялись культурной и политической обстановкой.

Особое внимание государства было обращено на идейное воспитание, формирование социалистического сознания сельского учительства на основе методологии марксизма-ленинизма. X съезд РКП(б) (1921 год) поставил задачу -преодолеть хозяйственную, политическую и культурную отсталость бывших колониальных окраин, дать им возможность догнать центральную Россию и ликвидировать фактическое неравенство между народами нашей страны. Съезд указал, что одним из основных путей к развитию окраин должно служить развитие партийных, советских, хозяйственных и культурных учреждений, и формирование кадров из трудящихся и в первую очередь в области просвещения [12, С. 559].

Учительство активно вовлекалось в курсовую подготовку. К работе курсов подготовки учительства привлекались ученые, лингвисты, преподаватели педагогических вузов и техникумов. На курсах учителя получали политические знания, разрабатывали новые учебные программы школ. В проведении курсов и съездов учительских кадров особое внимание было уделено формированию у работников народного образования материалистического мировоззрения, активной общественной позиции. Для настроя и воодушевления педагогов использовались выступления видных деятелей партии и правительства: В.И. Ленина и его соратников (М.И. Калинина, Н.К. Крупской, A.B. Луначарского, М.Н. Покровского, С.М. Кирова, М.В. Фрунзе, Б.И. Ярославского и др.).

Вопросы, идейного перевоспитания «старой» интеллигенции и формирования «новой» выносились на обсуждение бюро партийных комитетов и партийных конференций. Так, Вторая Хакасская уездная конференция (июль 1923 г.), обсудив вопрос школьного строительства, признала необходимым «обратить особое внимание на переподготовку учителей и вовлечение их в работу по созданию хакасских учебников и литературы» [3].

С 1923 года курсы переподготовки сельского учительства стали проводиться регулярно и количество участников в них возрастало. По неполным данным в РСФСР к 1923 году курсами было охвачено свыше 795 человек, в 1924 - 825, в 1925- 1245 [20, С. 226].

Наплыв на курсы был очень велик. Например, в Троицком уезде, Петроградской губернии, курсы были организованы на 100 человек, но сверх того еще пришли пешком 137 человек вне разверстки [5]. Наблюдались случаи, когда учителя на «свой риск» являлись на курсы, не требуя при этом ни продовольствия, ни общежития» [17]. Отражая общее стремление учителей, тульский корреспондент писал: «В мороз, в стужу, без обуви, подчас без теплого платья сельский учитель проходил 5-10 верст, отдавая свой воскресный отдых собранию, где имел возможность послушать чтение политической литературы, поделиться своими впечатлениями с товарищами» [17].

Обобщая опыт работы учительских курсов, Ставропольский Губсоцвос писал: «Учительство изжило вредный взгляд на аполитичность школы и это главный результат воспитания учительства, которое оно получило на курсах. Курсы дали могучий толчок к выработке марксистского мировоззрения, заинтересовали общественно-политическими вопросами, заставили на многое смотреть другими глазами» [4]. Все это свидетельствует о том, что курсы явились действенным средством подготовки учительских кадров в новой социо-политической ситуации, способствовали повышению идейно-политического уровня, обогащали их знаниями марксистско-ленинской науки, которая на тот момент составила методологическую основу идеологии.

Особую роль в системе подготовки и организации самообразования учителей играли вскоре после гражданской войны Дома работников просвещения (ДРП). Декрет Совнаркома об открытии ДРП был подписан В.И. Лениным в апреле 1921 года. Открытие ДРП в тяжелые годы разрухи явилось ярким выражением государственной политики и заботы о народном учителе, о его идейном и культурном развитии. ДРП стали центром политического, культурного и научного просвещения народных учителей. При ДРП организовывались конференции, лекции, семинары, работали марксистские кружки.

Важное значение в воспитании учительства имели марксистские кружки. ВКП(б) рассматривала их как орудие политического образования трудящихся, уделяла большое внимание распространению и налаживанию руководства ими, XIII съезд партии (1924 г.) подчеркнул необходимость вовлечения в марксистские кружки сельской интеллигенции, особенно учительства [12]. Марксистские кружки организовывались во всех уездах и волостях страны. Они создавались при Домах работников просвещения, институтах, школах, в деревнях - при избах-читальнях. В соответствии с указаниями XIII съезда РКП(б), программа кружков в обязательном порядке предусматривала изучение политики партии и Советской власти в деревне. Кружковая работа приобрела массовый характер. Так, в Орловской губернии в 1924 году кружками было охвачено 50 процентов учительского состава [14, С. 44], во Владимирской - 37,5 процента [18]. Наибольшее количество кружков, как показывают материалы ЦК Союза Рабпрос, сосредотачивалось при ДРП. При 274 ДРП в 1923 году работало 2.700 марксистских кружков. В них обучалось 60,5 тысячи просвещенцев [6]. Подводя первые итоги деятельности кружков,

Главсоцвос в своем отчете писал, что, несмотря на серьезные трудности и недостатки, марксистские кружки сыграли большую роль в идеологической подготовке учительства [8].

В помощь самообразованию учителей издавались журналы: «Университет на дому», «Народный университет на дому», «Помощь самообразованию». Значительную роль в самообразовании учителей сыграл журнал «Народный учитель». В нем был специальный раздел «Вопросы науки и научного мировоззрения», печатались материалы съездов партии и постановления ЦК РКП(б), указывалась методика изучения основ марксистской теории, давались рекомендации по составлению конспектов, рефератов и т.п.

Огромную помощь партии в идейном воспитании учительства оказывал профессиональный союз работников просвещения. При ЦК союза работников просвещения (Рабпрос) действовала специальная комиссия помощи самообразованию, которая издавала журнал «Учительский университет на дому». Комиссия готовила программы по отдельным областям знаний, вопросники и другие пособия. Союз Рабпрос систематически снабжал местные профсоюзные комитеты библиотечками политической и профсоюзной литературы, субсидировал месткомы средствами для приобретения газет и журналов. Только в одном Алтайском крае в 1924 году сорок два месткома получали бесплатно газеты: «Советская Сибирь», «Учительская газета», «Московский просвещенец», «Крестьянская газета» и журнал «Работник просвещения» [7]. Местные комитеты союза Рабпрос совместно с агитационно-пропагандистскими отделами райкомов партии организовывали для учителей консультации, экскурсии, вечера вопросов и ответов.

Широкая пропаганда марксизма-ленинизма среди учительства влияла на идейно-политическое воспитание в школе и было включено в учебно-воспитательную работу педагога. «Уже наша теперешняя школа, - отмечала Н.К. Крупская, врезывается в окружающую жизнь. Например, школа ведет через учеников широко поставленное санитарное просвещение, ученики старших групп школы I ступени прикрепляются к неграмотным семьям для чтения вслух газет и ликвидации безграмотности. Иногда через школу, через учеников удается широко ставить агрономическую пропаганду и т.д.» [13, С. 199]. Во всех школах, не исключая самых отдаленных деревень и улусов, организовывались уголки В.И. Ленина, выпускались газеты, альбомы, посвященные революционным датам и вождям международного коммунистического движения. Учительство было включено в работу комсомольских и пионерских организаций. В значительной мере увеличился спектр функций учителя в деревне, в частности, общественно-культурная и просветительская.

Государство большое внимание уделяло общественно-политической деятельности учителей. Губернские и уездные партийные организации широко и систематически вовлекали сельских учителей во все виды общественной и культурной деревенской работы.

Серьезным фактором в кадровом обеспечении села учителями явилось внимание государства к вопросам материальных условий его жизни.

В 1922 году X Всероссийский съезд Советов, несмотря на разруху в стране и крайнюю стесненность в финансах, вынес постановление о систематическом повышении заработной платы народным учителям, постепенно доведя ее до уровня зарплаты рабочих ведущих предприятий страны. Учитывая происходящий в стране процесс экономического оздоровления и политического подъема в широких массах, XII съезд РКП (6) поставил задачу увеличить ассигнования на дело народного образования и повышения зарплаты учителям, что было опубликовано в газете «Правда» 30 мая 1924 года. Решения XIII съезда партии ускорили процесс сближения учительской массы с Советской властью. В честь XIII съезда на Красной площади в Москве организовалась демонстрация учителей. От имени съезда учителей приветствовали М.И. Калинин, С.М. Киров, А.В. Луначарский, Г.И. Петровский.

Исходя из директивы XIII съезда РКП(б), Совнарком в декабре 1924 года принял постановление о повышении заработной платы учителям. Согласно этому постановлению в 1924-25 году средняя заработная плата учителей начальных школ устанавливалась в размере от 23 до 30 рублей [20] против 6 рублей в 1922 году [15, С. 160], что означало повышение на 340 проц. Для учителей II ступени от 35 до 55 рублей против 15 рублей в 1922 году, что означало повышение до 273,5 процентов [16]. Ассигнования на заработную плату в 1924-25 году увеличились по сравнению с 1922-1924 годом, более чем в три раз и составили 167 миллионов рублей [15, С. 160].

Решение X съезда Советов о повышении зарплаты учителей до уровня зарплаты рабочих ведущих предприятий было выполнено (СССР в период восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.) [22, С. 298]. Политическое значение этого факта выразил журнал «Народное образование», в котором было написано: «Повышение заработной платы учителю пробудило в нем чувство человеческого достоинства, вызвало доверие к партий, к правительству. Учитель верит, что дальнейшее укрепление страны будет сопровождаться улучшением материального положения учителя» [15, С. 11].

О неослабном внимании к материальным нуждам учителя свидетельствовали постановления Совнаркома РСФСР от 22 февраля 1924 года об установлении пенсий престарелым инвалидам-педагогам, имеющим заслуги в деле народного образовании, декрет об освобождении от платы за обучение в школе детей просвещенцев, постановление ВЦИК от 9 февраля 1925 года о ликвидации задолженности по зарплате-учителям [20]. Союзу Рабпрос ежегодно для учителей предоставлялись места на курорты Кисловодска, Пятигорска, Крыма, Ессентуков, на Алтае. В 1923 году в санаториях и курортах отдыхало 8 тысяч учителей [9].

Все это свидетельствовало о том, что государство, несмотря на огромные трудности восстановительного периода, проявляло внимание к народному учителю, о поднятии его материального и духовного уровня.

Посетившая Советский Союз в 1925 году иностранная делегация учителей I Учительского Интернационала, ознакомившись с жизнью советского учительства, в своей декларации писала: «Мы все очень завидовали нашим русским товарищам за их превосходные Дома работников просвещения и дома отдыха, равных которым не имеет ни одно учительство мира. Идеи классических педагогов Западной Европы, которые у нас лишены Родины, здесь получают свое осуществление [15, С. 27].

Частью работы по идейному воспитанию учителей стало привлечение педагогов к вступлению их в ряды РКП(б). ЦК партии в марте 1924 года принял специальное постановление «О приеме сельских учителей в партию». Центральный Комитет признал желательным облегчить доступ в партию для сельского учительства. Ввиду трудности для сельских учителей получить рекомендации поручителей с пятилетним стажем. ЦК признал возможным принимать при наличии поручителей с трехлетним стажем [10]. Эти облегченные условия приема позволили вовлечь в партию к семилетней годовщине Октябрьской социалистической революции три тысячи просвещенцев [19].

Выводы. В целом, нужно отметить, что образовательная политика молодого государства в 1920-е годы (1920-1925) была ориентирована на построение системы образования и ее кадровое обеспечение. Выполняя эту задачу, органы народного образования активно взаимодействовали с профсоюзом работников просвещения и партийными комитетами РКП(б). Всю систему подготовки учителя для сельской школы пронизывала задача идейного воспитания на основе марксистко-ленинской методологии. Эта задача решалась через курсовую подготовку, кружковую работу, самообразование, пропаганду в педагогической периодике, съезды, привлечение в ряды РКП(б). Подготовленный таким образом сельский учитель активно включался в просветительскую и пропагандистскую работу.

Государственная политики была направлена на материальную поддержку сельского учителя. Государство использовало целый спектр ресурсов для достижения задач культурной революции.

Литература:

1. Варламенков, В.Н. Власть, общество, образование в 20-х гг. XX в. в Поволжском регионе: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Варламенков Виктор Николаевич; [Место защиты: Сам. гос. ун-т]. - Самара, 2009. - 291 с.

2. ГАКК (Государственный архив Красноярского края). Ф. 1-1, Оп.1, Л. 21.

3. ГАКК. Ф. 1. Он. 1-1. Д. 442. Л. 38.

4. ГА РФ. Ф. 1575. Оп. 1. Д. 73. Л. 32.

5. ГА РФ. Ф. 1575. Оп. 5. Д. 67. Л. 30

6. ГА РФ. Ф. 5462. Оп. 5. д. 26, 140, 149.

7. ГА РФ. Ф. 5462. Оп. 6. Д. 76. Л. 26.

8. ГА РФ. Ф. 5462. Оп. 6. Д. 79. Л. 41.

9. ГА РФ. Ф. 5462. Оп. 6. Д. 147. Л. 3, 8, 10.

10. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917-1947 гг.: Приложение к журналу «Советская педагогика». Вып. 1 [Сост. канд. пед. наукН. И. Болдырев]. -М. -Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 204 с.

11. Ишбаев, М.М. Формирование системы управления развитием малочисленной сельской национальной школы в условиях Западной Сибири: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.М. Ишбаев. -М.: 1999. -225 с.

12. Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) / КПСС; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А.Г. Ггорова, K.M. Боголюбова. - 9-е изд., доп и испр. - М.: 1983-1990. - 16 т. - В надзаг.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Т. 7.: 1938-1945. - 574 с.

13. Крупская, Н.К. Собрание сочинений Н.К. Крупской в 3 т. / Н. Крупская. - Москва; Ленинград: Работник просвещения, 1930-34 (Н. Новгород: тип. Нижполиграф). Т. 2: /Политпросветработа/. Т. 2. - 1932. -319 с.

14. Народное просвещение в РСФСР... / Нар. ком. Просвещение РСФСР. - Москва, 1925. - № 4 - 159 с.

15. Народное просвещение в РСФСР... / Нар. ком. Просвещение РСФСР. - Москва, 1925. - № 2 - 230 с.

16. Народное просвещение в РСФСР... / Отчет Наркомпроса РСФСР за 1925/26 учебный год - Москва, 1926. - С. 29.

17. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. б/н, Д. 225, Л. 8.

18. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 234. Л. 5.

19. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. б/н, Д. 225. Л. 22.

20. РСФСР. Народный комиссариат просвещения. Народное просвещение в РСФСР... / Нар. ком. просвещения РСФСР. -М.: 1920-1930.- 175 с.

21. Сартакова, Г.Г. Сельская школа и сельский учитель: история и современность: Монография / Г.Г. Сартакова, Г.А. Окушова. - Томск: Томский государственный педагогический университет, 2014. - 108 с.

22. СССР в период восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.): Ист. очерки / Под ред. А.П. Кучкина (глав, ред.) и др./ Акад. наук СССР. Ин-т истории. -М.: Госполитиздат, 1955. - 596 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Кондратенко Ирина Валерьевна

Московский психолого-социальный университет (г. Москва);

кандидат психологических наук,

доцент Полянская Екатерина Николаевна

Российский национальный исследовательский

медицинский университета имени Н.И. Пирогова (г. Москва);

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (г. Москва);

кандидат военных наук, заведующий кафедрой педагогики

и педагогической психологии Коробко Андрей Иванович

Российский национальный исследовательский

медицинский университет имени Н.И. Пирогова (г. Москва)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Использование в образовательном процессе цифровых технологий становится показателем качества обучения и конкурентоспособности образовательной организации.От подобных цифровых систем требуется адаптивность. Адаптивное обучение представляет собой подход, который учитывает все особенности индивидуального развития студентов и их потребности. Реализация адаптивного обучения подразумевает использование в совокупности цифровых и педагогических технологий, направленных на интерактивное взаимодействие студентов и педагогов, а также продуктивность познавательной деятельности. В дальнейшем системы цифрового обучения помогают выстраивать индивидуальные траектории обучения в соответствии с возможностями обучающихся. В рамках исследования разработана модель дистанционного курса повышения квалификации «Система адаптивного обучения с применением цифровых технологий», которая включает в себя установочный, информативный, технологический, результативный блоки. Каждый блок курса направлен на формирование представлений о ключевых особенностях адаптивного обучения с использованием цифровых технологий. В результате прохождения курса участники приобретают навыки для реализации вариативности обучения и повышения мотивации студентов. Освоение современными педагогами цифровых технологий адаптивного обучения способствует трансформации модели онлайн-образования, позволяет в полной мере реализовать подготовку высококвалифицированных кадров для цифровой экономики в условиях динамичного развития общества.

Ключевые слова: интерактивное обучение, взаимодействие, индивидуальная образовательная траектория, вариативность, цифровые системы.

Annotation. The use of digital technologies in the educational process becomes an indicator of the quality of education and the competitiveness of an educational organization. Adaptive learning is an approach that takes into account all the features of students' individual development and their needs. The implementation of adaptive learning implies the use of digital and pedagogical technologies in combination, aimed at interactive interaction between students and teachers, as well as the productivity of cognitive

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.