УДК 338.966(479)"18/19"
Карташова Мария Вячеславовна
кандидат исторических наук, директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО РАЗВИТИЮ КУСТАРНЫХ ПРОМЫСЛОВ НА КАВКАЗЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.
Kartashova Maria Vyacheslavovna
PhD in History, Director at Balakhna Museum Complex of History and Art
THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE REGARDING DEVELOPMENT OF HANDICRAFTS IN THE CAUCASUS AT THE TURN OF THE XX CENTURY
Аннотация:
В статье рассматриваются основные мероприятия, проводимые правительством Российской империи на Кавказе в рамках реализации государственной политики по развитию кустарных промыслов. Охарактеризована деятельность Кавказского кустарного комитета, выделены этапы его функционирования. Автор приходит к выводу об унификации кустарно-промышленного направления российской экономической политики.
Ключевые слова:
государственная политика, кустарные промыслы, Российская империя, Кавказ, Кавказский кустарный комитет.
Summary:
The article discusses the main activities carried out by the Russian Empire government in the Caucasus within the framework of implementation of the state policy on development of handicrafts. The author describes the activities of the Caucasian Artisanal Committee, highlights the stages of its operation. It is concluded that the handicraft industry was unified in the Russian economic policy.
Keywords:
public policy, handicrafts, Russian Empire, Caucasus, Caucasian Artisanal Committee.
В последней четверти XIX в. в российской экономической политике в качестве самостоятельного направления выделяется правительственная деятельность по поддержанию и развитию кустарных промыслов. Кустарно-промышленная политика реализовывалась через земледельческое ведомство (Министерство государственных имуществ (МГИ), с 1894 г. Министерство земледелия и государственного имущества (МЗиГИ), с 1905 г. Главное управление землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ)). Главным куратором кустарно-промышленных мероприятий выступал созданный в 1894 г. при департаменте земледелия МЗиГИ и просуществовавший вплоть до 1917 г. Кустарный комитет. Правительственная кустарно-промышленная политика проводилась по нескольким направлениям: изучение и популяризация кустарных промыслов, создание и финансирование кустарных складов, учебных мастерских, кредитование кустарей и кустарных организаций и т. д. Эта политика реализовывалась в регионах посредством земских, общественных и частных организаций. Мероприятия по развитию и поддержанию кустарных промыслов по губерниям Европейской России достаточно хорошо отражены в региональных исследованиях. Попытки создания трудов обобщающего характера были предприняты К.Н. Тарновским [1], Л.М. Архиповой [2]. Несмотря на исключительную ценность этих работ, которые основаны на большом объеме архивных материалов, они не могут претендовать на безусловную полноту хотя бы потому, что в них не освещены процессы реализации кустарно-промышленной политики на окраинах Российской империи, в частности на Кавказе.
Проблемам государственной политики Российской империи посвящено немало исследований. В последние годы вышел в свет ряд работ, в которых ставится акцент на тенденции цивили-зационного объединения этого региона с остальными частями Российского государства [3; 4]. Авторы полагают, что «все народы являлись носителями государственности, российское законодательство формально практически не имело правовых ущемлений по национальному признаку» [5, с. 44], «постепенно территория Северного Кавказа утрачивала окраинные признаки и втягивалась в совместное развитие с собственно русскими областями» [6, с. 59]. О кустарных промыслах разных областей Кавказа также создано много работ. Цель данной статьи - рассмотреть мероприятия российского правительства, направленные на поддержание кустарных промыслов многонациональной южной окраины империи.
Внимание российского правительства на кустарные промыслы Кавказа было обращено уже в 1880-е гг., то есть в начале формирования кустарно-промышленной политики как самостоя-
тельного направления в ведении МГИ. Было предпринято изучение кустарных промыслов. Одними из первых стали работы О.В. Маркграфа [7], И.И. Левашова [8], К. Хатисова [9]. В октябре 1894 г. Императорское Российское техническое общество (ИРТО) обратилось в МЗиГИ с просьбой о выделении 1,5 тыс. руб. на исследование кустарных промыслов в крае, но ему в финансировании было отказано. 3 декабря 1897 г. Кустарный комитет МЗиГИ постановил ассигновать в распоряжение Кутаисского отдела Императорского Кавказского общества сельского хозяйства, при котором был кустарный комитет, 600 руб. на развитие и улучшение в губернии ткацкого кустарного промысла [10, д. 302, л. 64].
В начале 1899 г. МЗиГИ приходит к мысли о создании на Кавказе Кустарного комитета, состоящего при Отделе сельской экономии и сельскохозяйственной статистики МЗиГИ. Идея была поддержана главноначальствующим гражданской частью на Кавказе генерал-адъютантом, князем Г.С. Голицыным (1896-1905). Местом пребывания комитета был избран Тифлис. 23 октября 1899 г. МЗиГИ утвердило особые правила для действия комитета [11, с. 236]. В сферу основных задач комитета входило: исследование состояния кустарных промыслов; ознакомление кустарей с улучшенными приемами техники производств; содействие кустарям по приобретению на выгодных условиях материала, орудий и инструментов; содействие сбыту изделий [12, д. 302, л. 111]. Этот список задач ничем не отличался от задач, которые ставило земледельческое ведомство при реализации кустарно-промышленных мероприятий в земских губерниях Европейской России. Заседания комитета не были периодичными. Председатель был обязан предоставлять в МЗиГИ ежегодный отчет о деятельности и сметные предложения. Таким образом, Кавказский кустарный комитет, являясь местным органом МЗиГИ, все-таки не был лишен определенной самостоятельности, так как по вопросам поддержки в крае того или иного промысла ему была предоставлена значительная инициатива.
В деятельности Кавказского кустарного комитета можно проследить несколько этапов: I этап - исследовательский, 1899-1902 гг.; II этап - подготовительный, 1902-1908 гг.; III этап -расцвет деятельности, 1909-1914 гг.
I этап - исследовательский. Это начало деятельности Кавказского кустарного комитета. Первое заседание комитета состоялось 31 декабря 1899 г. На первом же этапе началась выставочная деятельность комитета. Первой крупной выставкой, в которой принял участие комитет, стала Парижская всемирная выставка 1900 г. В 1901 г. Кустарный комитет организовывал кустарно-ремесленный отдел на Кавказской юбилейной выставке в г. Тифлисе. Кустарные изделия, собранные для этой выставки, были отправлены и на Первую Всероссийскую кустарно-промышленную выставку в Санкт-Петербург.
II этап - подготовительный. С участия Кавказского кустарного комитета во Всероссийской кустарно-промышленной выставке 1902 г. можно начать отсчет II этапа в деятельности комитета, так как Комитет продемонстрировал хороший уровень своей подготовки, представив 336 участников и 1650 экспонатов, которые охватывали собой чуть ли не все имеющие хоть какое-то экономическое или искусствоведческое значение кустарные промыслы многонационального Кавказа. II этап - это начало активной деятельности комитета, широкое привлечение общественных организаций к кустарно-промышленным мероприятиям, проведение Первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа. Съезд продемонстрировал не только успехи, но и отрицательные стороны деятельности комитета. Его причины заключались в недостатке отпускаемых МЗиГИ финансовых средств, но отчасти и в самой организации этого учреждения, состоящего почти исключительно из местных правительственных чинов, которые были обременены исполнением непосредственных служебных обязанностей. Поэтому выявилась необходимость, как и повсюду в России, в привлечении к кустарно-промышленным мероприятиям местных деятелей.
Вопросы поддержания и развития кустарной промышленности на Кавказе обсуждали и на совещаниях Кавказского комитета о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Среди постановлений комитета имелись и пункты, обращенные к Кавказскому кустарному комитету. Ему рекомендовалось открыть в городе Шуше учебную мастерскую для кустарей и при ней музей с лучшими образцами кустарных изделий, а также учредить при Кустарном комитете должности инструкторов для обучения кустарей современным техническим приемам в производстве и для выдачи кустарям ссуд на приобретение материалов [13, с. 158].
III этап - расцвет деятельности. Его начало следует отнести к 1909 г., так как сами специалисты ГУЗиЗ отметили, что «1909 г. в деятельности ГУЗиЗ по развитию и поощрению кустарной промышленности должен быть отмечен как год особого значения, так как в 1909 г. была получена возможность значительно расширить рамки работы на пользу кустарной промышленности» [14, с. 247]. На 1909 г. земледельческое ведомство выделило Кавказскому Кустарному комитету средств в 3,5 раза больше, чем выделялось все предшествующее десятилетие. Увеличение фи-
нансирования позволило комитету значительно расширить свою деятельность. Кавказский кустарный комитет принял участие во Второй Всероссийской кустарно-промышленной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге в 1913 г.
В 1911 г. ГУЗиЗ поднял вопрос о создании Кавказского кустарного музея. В основание музея были положены предметы, собранные членами Кавказского кустарного комитета, экспонаты от бывших выставок. Музей был открыт для посетителей 29 сентября 1913 г. 19 сентября 1912 г. в Москве на Заседании наместника на Кавказе рассматривался проект реорганизации Кавказского кустарного комитета в учреждение земского характера, но с правительственной субсидией. Проект не вызвал особого восторга в правительстве и до 1917 г. оставался лишь на бумаге. Активизировалась деятельность комитета по организации и содержанию учебно-показательных мастерских. В ведении комитета к 1913 г. находилось 11 мастерских. Перед Первой мировой войной деятельность Кавказского кустарного комитета значительно расширилась. В его составе были технический отдел с красильней и лабораторией по испытанию красок и пряжи; художественный и коммерческий отделы. По примеру Московского губернского земства коммерческий отдел был открыт и при Кавказском кустарном музее.
Анализ деятельности правительства по развитию кустарных промыслов на Кавказе позволяет говорить о специфических чертах окраинной политики, которая реализовывалась через Кавказский кустарный комитет, пытавшийся повлиять на развитие промыслов всего многонационального края. Членами комитета были как представители российского правительства, местные административные деятели, представители общественных организаций, так и частные лица. Кустарно-промышленная политика служит явным примером того, что российская экономическая политика на Кавказе носила интеграционный характер.
Ссылки:
1. Тарновский К.Н. Мелкая промышленность России в конце XIX - начале XX в. М., 1994.
2. Архипова Л.М. Мелкая крестьянская промышленность Центрально-Нечерноземного района России в начале XX века. М., 1995.
3. Малахова Г.Н. Становление и развитие государственного управления на Северном Кавказе в XVIII-XIX вв. : дис. ... д-ра ист. наук, М., 2001.
4. Матвеев В.А. Российская универсалистская трансформация и сепаратизм на Северном Кавказе (вторая половина XIX в. - 1917 г.). Ростов н/Д., 2012.
5. Пашаев Д.Т. Региональные особенности национальной политики царской России в Закавказье // Вестник Поволжского института управления. 2014. № 6 (45). С. 40-44.
6. Сущенко В.А. Проблема выстраивания взаимоотношений народов Кавказа с Россией после окончания Кавказской войны // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 14.
7. Маркграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882.
8. Левашов И.И. Кустарные промыслы Тифлисской губернии // Отчеты и исследования по кустарной промышленности. Т. II. СПб., 1894. С. 69-79.
9. Хатисов К. Кустарные промыслы Закавказского края // Отчеты и исследования по кустарной промышленности. Т. II. СПб., 1894. С. 259-370.
10. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 395. Оп. 1.
11. Голицын Ф.С. Кустарное дело в России. СПб., 1904.
12. РГИА. Ф. 395. Оп. 1.
13. Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. LII. Кавказский край. СПб., 1903.
14. Обзор деятельности министерства земледелия и государственных имуществ за 1909 г. СПб., 1910.
References:
1. Tarnovskiy, KN 1994, Small industry of Russia in the late XIX - early XX century, Moscow.
2. Arkhipova, LM 1995, Small peasant industry Nonchernozem Central region of Russia in the early XX century, Moscow.
3. Malakhova, GN 2001, Formation and development of public administration in the North Caucasus in XVIII-XIX centuries: D.Phil. thesis, Moscow.
4. Matveev, VA 2012, Russian universalistic transformation and separatism in the North Caucasus (the second half of the XIX century. - 1917), Rostov n / d.
5. Pashayev, DT 2014, 'Regional features of the national policy of tsarist Russia in the Caucasus', Bulletin of the Volga Management Institute, no. 6 (45), pp. 40-44.
6. Sushchenko, VA 2014, 'The problem of building relations between the peoples of the Caucasus to Russia after the end of the Caucasian War', Culture. Spirituality. Society, no. 14.
7. Markgraf, OV 1882, Essay crafts of the North Caucasus with the description of the technique of production, Moscow.
8. Levashov, II 1894, 'Handicraft Tiflis province', Reports and studies on the handicraft industry, vol. II, SPb., pp. 69-79.
9. Hatisov, K 1894, 'Handicraft Transcaucasian region', Reports and studies on the handicraft industry, vol. II, SPb., pp. 259-370.
10. The Russian State Historical Archive (RSHA). f. 395, op. 1.
11. Golitsyn, FS 1904, Handicraft business in Russia, SPb.
12. RSHA. f. 395, op. 1.
13. Proceedings of the local committees of the needs of the agricultural industry. LII. Caucasian region 1903, SPb.
14. Review of the Ministry of Agriculture and State Property of St. Petersburg in 1909 1 910.