Научная статья на тему 'Государственная политика Российской Федерации в сфере подготовки учащейся молодежи школ к семейной жизни'

Государственная политика Российской Федерации в сфере подготовки учащейся молодежи школ к семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ШКОЛА / ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / ДОБРАЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / STATE POLICY / STUDYING YOUTH / SCHOOL / TRAINING FOR FAMILY LIFE / PREMARITAL EDUCATION / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гирила Ольга Степановна

Актуальность исследования обусловлена ослаблением института семьи и традиционных семейных ценностей и трудностями большинства родителей и педагогов на современном этапе в поиске эффективных путей взаимодействия школы и семьи для решения проблемы формирования у детей устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей, обеспечивающих культурное наследование и демографическое воспроизводство российского общества. Целью настоящей работы является выделение и анализ положительных тенденций в организации процесса подготовки учащейся молодежи к семейной жизни на современном этапе в России путем осуществления соответствующего анализа образовательных программ, практического опыта педагогов страны и реалий современного менталитета россиян. Работа требовала комплексного применения следующих методов: поисково-библиографического и сопоставительного, метода теоретического обобщения, метода систематизации и обобщения результатов исследования для выработки рекомендаций по экстраполяции положительного достояния российского опыта подготовки молодежи к семейной жизни в систему образования других стран. В результате проведенного анализа было установлено, что на сегодняшнем этапе в школах Российской Федерации активно применяется и совершенствуется составленная на основе теоретических педагогических исследований и практического опыта модель подготовки учащейся молодежи к семейной жизни, которая отвечает существующим аксиомам добрачного воспитания и заслуживает высокой оценки, поскольку является комплексной, всеобъемлющей и учитывает все новейшие тенденции мировых воспитательных концепций с учетом ментальных особенностей россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гирила Ольга Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the study is determined by the fact that the Concept of State Family Policy of the Russian Federation for the period till 2025 marked the weakening of the family institutions and traditional family values. It caused the current situation when the majority of parents and teachers are currently experiencing difficulties in finding effective ways of interaction between schools and families to deal with the formation of a stable family and children’s spiritual and moral values that provide a cultural inheritance and demographic reproduction of the Russian society. The aim of this study is to identify and analyze the positive achievements in the organization of the process of training studying youth for family life at the present stage in Russia by implementing appropriate analysis of educational programs, teachers practical experience in the country and the realities of modern Russian mentality. The work required the integrated application of the following methods: bibliographic search and comparative analysis, theoretical generalization, method of ordering and generalization of the study results to make recommendations on the extrapolation of positive heritage of the Russian experience for preparing young people for family life into educational system in other countries. As a result of the analysis, it has been found that nowadays the schools of the Russian Federation actively use and improve the family life model (compiled on the basis of theoretical pedagogical research and practical experience of training) that meets the existing axioms of premarital education and is rather commendable, because it is complex, comprehensive, includes all the latest trends in the world of educational concepts and takes into account mental features of the Russians.

Текст научной работы на тему «Государственная политика Российской Федерации в сфере подготовки учащейся молодежи школ к семейной жизни»

УДК 321:316.356.2:374.32

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ШКОЛ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF THE STUDYING SCHOOL YOUTH'S TRAINING FOR FAMILY LIFE

О.С. Гирила, O.S. Girila

Тернопольский национальный экономический университет, Украина Ternopil National Economic University, Ukraine E-mail: oliahyryla@ukr.net

Актуальность исследования обусловлена ослаблением института семьи и традиционных семейных ценностей и трудностями большинства родителей и педагогов на современном этапе в поиске эффективных путей взаимодействия школы и семьи для решения проблемы формирования у детей устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей, обеспечивающих культурное наследование и демографическое воспроизводство российского общества. Целью настоящей работы является выделение и анализ положительных тенденций в организации процесса подготовки учащейся молодежи к семейной жизни на современном этапе в России путем осуществления соответствующего анализа образовательных программ, практического опыта педагогов страны и реалий современного менталитета россиян. Работа требовала комплексного применения следующих методов: поисково-библиографического и сопоставительного, метода теоретического обобщения, метода систематизации и обобщения результатов исследования для выработки рекомендаций по экстраполяции положительного достояния российского опыта подготовки молодежи к семейной жизни в систему образования других стран. В результате проведенного анализа было установлено, что на сегодняшнем этапе в школах Российской Федерации активно применяется и совершенствуется составленная на основе теоретических педагогических исследований и практического опыта модель подготовки учащейся молодежи к семейной жизни, которая отвечает существующим аксиомам добрачного воспитания и заслуживает высокой оценки, поскольку является комплексной, всеобъемлющей и учитывает все новейшие тенденции мировых воспитательных концепций с учетом ментальных особенностей россиян.

Ключевые слова: государственная политика, учащаяся молодежь, школа, подготовка к семейной жизни, добрачное воспитание,учебная программа.

The relevance of the study is determined by the fact that the Concept of State Family Policy of the Russian Federation for the period till 2025 marked the weakening of the family institutions and traditional family values. It caused the current situation when the majority of parents and teachers are currently experiencing difficulties in finding effective ways of interaction between schools and families to deal with the formation of a stable family and children's spiritual and moral values that provide a cultural inheritance and demographic reproduction of the Russian society. The aim of this study is to identify and analyze the positive achievements in the organization of the process of training studying youth for family life at the present stage in Russia by implementing appropriate analysis of educational programs, teachers practical experience in the country and the realities of modern Russian mentality. The work required the integrated application of the following methods: bibliographic search and comparative analysis, theoretical generalization, method of ordering and generalization of the study results to make recommendations on the extrapolation of positive heritage of the Russian experience for preparing young people for family life into educational system in other countries. ,4s a result of the analysis, it has been found that nowadays the schools of the Russian Federation actively use and improve the family life model (compiled on the basis of theoretical pedagogical research and practical experience of training) that meets the existing axioms of premarital education and is rather commendable, because it is complex, comprehensive, includes all the latest trends in the world of educational concepts and takes into account mental features of the Russians.

Key words: state policy, studying youth, school, training for family life, premarital education, curriculum.

Гирила

Ольга Степановна,

преподаватель кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, Тернопольский национальный экономический университет, Украина, 46000, г. Тернополь, ул. Львовская, 11. E-mail: oliahyryla@ukr.net

Современное общество требует от государства стабильного и устойчивого развития во всех сферах своей жизнедеятельности. Социальные и социокультурные изменения на рубеже конца ХХ и начала XXI вв. вызвали коренное изменение подходов и к вопросам образования и воспитания подрастающего поколения. Это обусловлено в первую очередь переосмыслением научных ценностей, связанных с переходом от техногенной культуры, которая провозглашала приоритетность общества над личностью, к антропогенной, которая рассматривает человека как высшую ценность. Соответственно образовательная система должна переориентироваться на развитие личности во всех ее проявлениях. Другой не менее важной причиной перестройки образования в этом аспекте является кризис семьи, кризис ее деятельности как социального института.

Существующее на сегодняшний день накопленное научное знание показало, что социальные функции семьи имеют два основных источника своего возникновения: с одной стороны, - потребности общества и потребности самой семьи; а с другой, - педагогическая наука, которая еще не располагает достаточно полными теоретическими представлениями о характере и особенностях взаимодействия социальных и личностных ценностей в системе воспитания будущего семьянина. Учитывая это, особое значение приобретает педагогическое исследование специфики современного понятия о воспитании будущего семьянина сквозь призму целесообразности реализации этого воспитания в работе школьных образовательных учреждений, поскольку во многих странах еще не разработана национальная концепция подготовки к семейной жизни. Недостаточным является и обеспечение этого процесса научно обоснованными рекомендациями и методическими разработками для практической работы с молодежью в целом и учениками в частности. Еще острее стоят проблемы недостатка профессиональных кадров. Все это также доказывает своевременность и актуальность тщательного изучения российских достижений в образовании и проведения в других странах соответствующих межкультурных педагогических исследований.

В настоящее время изменился мир, государство и сам человек, изменились ритмы и темп его движения, пространства жизни. Сегодня общество нуждается в человеке, способном жить в мире, который непрерывно меняется, но с учетом его собственных качественных изменений. При этом самосовершенствование человека, его развитие, рост способности и потребности самореализовываться в различных жизненных ролях (служащего, мужа, жены, матери, отца, ребенка и т. д.) становятся главной целью человека и общества в XXI в. [1]. Важнейшими институтами, способствующими личности в сохранении морально-нравственного облика, в развитии духовности, являются образовательные организации и семья. Изучение теоретических основ и исторических предпосылок добрачного воспитания учащейся молодежи Российской Федерации показало, что к началу XXI в. были разработаны дидактические основы добрачного воспитания: формы, методы и средства. Однако, признавая семью консервативным социальным институтом, надо отметить, что современное образование обладает рядом специфических черт, которые позволяют говорить о необходимости нового подхода к определению содержания современного педагогического процесса воспитания будущего семьянина.

В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. отмечено ослабление института семьи и традиционных семейных ценностей. Это происходит на фоне неблагоприятной информации, где в изобилии присутствует агрессивная пропаганда семейного неблагополучия, насилия, пронизанного неуважением к родителям и ненавистью к детям. Устойчивость этих разрушительных процессов в семье и обществе ставит под угрозу перспективу сохранения русского народа [2]. Решением этой проблемной ситуации может стать восстановление традиционных семейных ценностей: устойчивости брака, уважения родительской власти, прочно-

сти семьи, любви к детям, сближение церкви и государства, особенно в сфере семейных отношений. Целесообразно отметить, что восстановление духовных основ жизни семьи -это преодоление духовного вакуума общества в целом.

Анализ доступных источников библиотечных фондов и Интернета позволяет нам выделить основные идеи относительно качества процесса добрачной подготовки молодежи в школе, которые признаются на современном этапе в теории и практике воспитания в Российской Федерации. Прежде всего, исследователи определяют готовность молодежи к семейной жизни как интегративную социально-личную и психолого-педагогическую образованность, которая определяется такими показателями:

• знанием основ педагогики, психологии и философии семейных отношений;

• знаниями и навыками в области организации функциональной жизнедеятельности семьи;

• знаниями физиологии и сексологии [3].

Несмотря на это, логично сделать вывод, что «хороший семьянин» должен обладать основой знаний по педагогике, психологии личности и группы, физиологии пола, этике и морали и тому подобными знаниями. Все эти знания школьники могут получить в среде сверстников, из источников массовой информации или Интернета, однако не вся информация из указанных источников является адекватной и формирует адекватный взгляд на семью и брак. Именно поэтому целесообразно обеспечить информативную потребность учащейся молодежи в рамках школьной программы, где информация подается дозировано, в соответствии:

• с уровнем общего развития учащихся, способностью их к восприятию, осознанию и анализу информации разной степени сложности;

• их объективной и субъективной заинтересованностью в получении определенной информации, выраженной как в вербальной, так и наглядно-образной форме;

• особенностями поведения и взаимоотношений учащихся с педагогами своего и противоположного пола;

• уровнем так называемой биологической зрелости школьников и характером физиологических изменений в их организмах;

• общими закономерностями существования ученического коллектива, а также конкретными особенностями его микрогрупп;

• особенностями отношений в семье и их влиянием на отдельные личности [4]. Таким образом, логично сделать вывод, что добрачному воспитанию в школьных учебных заведениях необходимо соответствующее программное обеспечение, основным требованием к которому (по отношению к учащейся молодежи) можно считать обязательность учета возрастных и психологических особенностей, моральных и этических ценностей общества.

Осуществив анализ доступных программ, мы пришли к выводу, что единственной общегосударственной программой, в рамках которой в России на современном этапе осуществляется подготовка школьников к семейной жизни, является программа, в рамках которой изучаются проблемы этики и психологии семейной жизни. Это курс, который в течение двух лет апробировался в школах отдельных регионов и назывался «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее - ОРКСЕ) [5]. С сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации этот комплексный учебный курс был введен как обязательный для изучения в четвертом классе. Вышеупомянутый курс преподавался в рамках обязательной части программы как учебный предмет в течение двух учебных лет в рамках федерального эксперимента в 2009-2011 гг.: первый учебный год в 19 регионах и второй - в 21 регионе. Итоги эксперимента были подведены осенью 2012 г. и признаны положительными всеми участниками проекта.

Просмотрев официальные и неофициальные отзывы в сети Интернет и периодических изданиях, мы убедились, что уровень поддержки составил 80-90 % и больше среди родителей, учителей, администраций. Никакая другая инновация в русской школе за последние годы не имела и не имеет такого уровня общественной поддержки. Именно поэтому курс и был признан обязательным во всех заведениях школьного типа на территории Российской Федерации.

Отметим, что социальные ожидания относительно современного воспитания связаны с надеждами на его опережающую роль в обществе и на духовное возрождение и моральное оздоровление семьи и самого общества. Поэтому целью внедрения учебного курса ОРКСЕ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанности нравственного поведения, основанной на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Кроме знакомства учеников с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики, а также обобщения знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, приобретенных учащимися в начальной школе, и формирования у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов, на этом этапе основной школы, задачей курса является развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Важно подчеркнуть органическую связь указанной программы с процессом обучения учителей по подготовке учеников - изучением соответствующей теоретической или клинической дисциплины в вузах, проведением интеграции программ семейно-брачных отношений в учебно-воспитательный процесс в высшей школе.

Еще в советский период существования русской педагогики реализация программ такого типа осуществлялась путем проведения факультативных лекций, семинаров, включения соответствующих вопросов в учебную программу студентов, работы Школы молодого лектора, обсуждения в группах вместе с куратором, на вечерах отдыха. Поэтому именно в таком русле и была организована подготовка педагогического персонала для обеспечения выполнения целей и задач вышеупомянутого курса.

С целью обеспечения надлежащего качества учебного процесса в январе того же 2012 г. на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования начали подготовку тьюторы, которые уже в марте приступили к обучению педагогов в регионах: за парты сели 15 000 учителей.

Стоит заметить, что обучением тьюторов работа не закончилась, поскольку отношения тьюторов-учителей и Академии продолжаются. Их называют своеобразными агентами, которые вместе со специалистами Академии могут следить за выполнением программы и помогать учителям в их работе. Учителя смогут возвращаться на обучение и общаться с преподавателями в электронном режиме. Таким образом, за обозначенный период Министерство образования Российской Федерации планирует создать профессиональное сообщество специалистов по новому курсу.

Недостатком этой программы, по нашему мнению, является то, что воспитание будущего семьянина, согласно существующим реализованным рабочим планам, не рассматривается как самостоятельное направление, а является составной частью общего процесса всестороннего воспитания и социализации личности. Однако стоит отметить, что теоретически весь курс можно считать полезным в процессе подготовки учащейся молодежи к семейной жизни, ведь он способствует становлению полноценной самодостаточной личности с корректным восприятием окружающего общества. «Светская

этика - это объективные законы природы, действующие в обществе независимо от нашего сознания и которые можно познать научным методом - экспериментом и умом» [6], так что в процессе ее изучения у молодежи формируется правильное отношение к этим законам.

Еще большим недостатком можно считать отсутствие нормативных программ в рамках школьной программы старшеклассников и учащихся младшей школы, что негативно влияет на подготовку молодежи к семейной жизни. Единственный выход учителя и педагоги-воспитатели видят во введении факультативных курсов.

Примером успешного преодоления этого негативного момента в воспитательном процессе средней школы является реализация в рамках учебной программы факультативного курса по семейному воспитанию «Моя счастливая семья» [7].

В результате проведенного анализа было установлено, что программа рассчитана на три года обучения (2-4 классы) и ее целью является подготовить младших школьников к осознанному пониманию ценности семьи через самопознание и взаимодействие с другими людьми, в том числе с членами своей семьи. Основными задачами программы названы:

• помощь школьникам распознать свои особенности, способности, возможности, направить их в русло позитивной жизненной позиции;

• знакомство с особенностями ребенка 7-11 лет;

• содействие развитию навыков: по уходу за собой и родными, в проведении закаливания, навыков правильного питания и т. д.;

• содействие расширению сознания ребенка на основе духовного восприятия жизни, общечеловеческих ценностей.

По нашему мнению, положительным моментом является то, что курс делится на пять самостоятельных модулей, которые по мере взросления ребенка углубляются и усложняются по содержанию и ориентирам.

Ознакомление с программой позволило нам сделать вывод о том, что она успешно может быть использована в образовательных организациях любого типа и реа-лизовываться в форме факультативных занятий, кружков, интегрированных уроков и т. п. с небольшими изменениями, но с сохранением базовых принципов программы. Основанием для такого вывода является то, что программа «Моя счастливая семья» создана с учетом межпредметных связей, что позволяет использовать, закреплять и углублять знания и умения, опыт учащихся по таким предметам общеобразовательной школы, как окружающий мир, чтение, технология, физкультура. Программа дополнена тематическими, календарно-тематическим, поурочным планированием и конспектами занятий. Курс «Моя счастливая семья» предполагает активное участие учителей в жизни детей и их родителей, которые принимают участие в жизни класса, концертах, конкурсах, встречах, которые являются неотъемлемой частью сплачивания коллектива детей и родителей.

Еще одной программой подготовки будущего семьянина, рассчитанной на школьников младших классов, является программа С.А. Ледневой «Я не просто ребенок, я - будущий семьянин», которая предусматривает работу на все годы обучения в начальных классах и рассчитана на 18 часов аудиторной работы и неограниченный объем самостоятельной работы учащихся, родителей и педагогов. Автор считает, что воспитание истинных, взаимно доброжелательных отношений между людьми разного пола нужно начинать с раннего детства. В основе этих отношений должно лежать уважение к человеку, что обусловлено самой сущностью гуманизма, и только человек, который глубоко уважает других, может быть хорошим семьянином [8]. Целью разработки данной программы определено создание условий для развития нравственных ка-

честв личности каждого ребенка как основы успешности построения крепких семейных отношений в дальнейшем.

Мы попытались определить основные задачи, которые гипотетически должны быть выполнены в процессе реализации этой программы:

• формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Родине;

• воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций, осознанной потребности в труде;

• создание условий для совместного обсуждения прочитанных литературных произведений, сложных нравственных вопросов, от решения которых во многом зависит формирование жизненной позиции;

• выработка у детей умения выделять наиболее важные качества в человеке, способствовать раскрытию у ребенка положительных качеств личности;

• пропаганда передового опыта нравственного семейного воспитания;

• расширение читательского кругозора, воспитание читательской культуры;

• обращение ума и воображения ребенка к добру, к готовности бороться и побеждать, формирование нравственных основ личности младшего школьника. Несмотря на это, стоит отметить, что формировать черты семьянина нельзя на

основе абстрактных понятий, необходимы компетентные и постоянные уроки семейной жизни. Решающую роль в этом играет умение родителей создавать благоприятную морально-психологическую атмосферу в семье, а педагогов - применять лучшие педагогические технологии в процессе подготовки будущего семьянина в школе.

Для другой возрастной категории учащейся молодежи, старшеклассников, одной из самых оптимальных программ добрачной подготовки, по нашему мнению, можно признать программу факультативного курса «Этика и психология семейной жизни», разработанную Татьяной Скорлупкиной [9]. Эта программа получила много положительных отзывов родителей, педагогов-теоретиков и практиков, а также рядовых пользователей Интернета.

К сожалению, в программу курса не вошли темы сексуального воспитания, поскольку автор считает это отдельным направлением в воспитании, достаточно спорным на сегодняшний день. Более того, по ее мнению, этим должны заниматься врачи-сексологи или психологи, достаточно компетентные в этой теме. Это не совсем корректно, по нашему мнению, и является существенным недостатком в целом достаточно инновационного курса добрачной подготовки учащихся.

Несмотря на это, стоит отметить, что такой курс однозначно будет способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умению правильно строить семейные отношения и воспитывать будущих детей. Такой опыт целесообразно заимствовать и активно вводить факультативные занятия данного типа в общеобразовательных школах других стран.

Еще одним чрезвычайно интересным вариантом программного обеспечения добрачного воспитания в Российской Федерации является реализация программы «Школа возрождения», которая предусматривает открытость школы для положительного воспитательного опыта православной церкви как фактора развития отечественной культуры. В рамках этой программы с благословения Святейшего Патриарха Кирилла в 2009 г. межрегиональной группой ученых был разработан учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы» [10]. Этот учебно-методический комплекс получил высокую оценку у широкой научной и педагогической общественности, успешно прошел процедуру экспертизы и получил гриф «Допущено» отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церк-

ви». Более чем в 40 регионах страны в общеобразовательных школах занимаются с использованием этого комплекса. Экспериментальная апробация показала, что этот предмет востребован всеми участниками образовательного процесса: учениками, педагогами и родителями. Элективный курс «Нравственные основы семейной жизни» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа аудиторной работы. Программа курса была разработана и излагается священниками православной церкви, однако на занятиях не призывают к оцерковлению (это дело семьи и лично каждого человека). Целью дисциплины является подготовка учащихся к созданию крепкой, счастливой семьи благодаря введению старшеклассников в систему семейных ценностей, традиционных для России. Логично предположить, что оценку за этот курс поставит сама жизнь, ведь никакого контроля по завершению курса не предусмотрено. Будут ли ученики счастливы в будущей семейной жизни или нет, зависит во многом от них самих, однако этот курс является попыткой заставить их посмотреть на семейную жизнь взрослым взглядом, без идеализации или запугивания. На занятиях учителя пытаются быть честными с учениками и вести диалог, а не монолог, активно обсуждать проблемы, которые будут сформулированы в теме конкретного урока.

Мы проследили, что выбор старшего звена школы для преподавания семейного курса не случаен, так как выпускники стоят на пороге взрослой жизни, создания собственной семьи, рождения и воспитания детей. Основной миссией этого курса является подготовка молодых людей к созданию прочной и гармоничной семьи. В рамках осуществления этой миссии решаются задачи предотвращения пробных браков, распада семьи, абортов, отказа родителей от воспитания собственных детей, нарушения иерархии семейных отношений и многие другие.

Особенностью программы и учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» является применение при их создании комплексного системного подхода, привлечение знаний по психологии, социологии, медицине, культурологии, теологии и других наук. Методическое пособие «Нравственные основы семейной жизни», разработанное в рамках учебно-методического комплекса, отвечает всем требованиям, предъявляемым к современным образовательным программам, как со стороны Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, так и со стороны мультимедийного сопровождения и медико-санитарных требований.

Важно то, что учебно-методические комплексы могут быть использованы как в общеобразовательных школах, так и в церковно-приходских, материал также может быть полезным для занятий с мирянами (православной молодежью). Комплекс хорошо оснащен методически и технически, для педагога есть возможность организовать урок, применив видеопрезентацию и организовав показ фильмов, прослушать аудиозаписи, а главное - есть рекомендованные структурированные учебники и пособия, по которым возможно самостоятельное изучение предмета.

Целесообразно отметить, что в 2012 г. учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни» стал победителем Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».

Отдельно целесообразно выделить программы, рассчитанные на учащихся профессиональных общеобразовательных учреждений (типа колледжей и профессионально-технических училищ), - «Семь Я» [11], «Взросление» [12], а также те, которые предназначены для учащихся коррекционных и интернатных учебных заведений («Этика и психология семейной жизни для учащихся 9-х классов коррекционных учебных заведений» [13], «Воспитание будущего семьянина в условиях детского дома» [14]). Эти программы активно реализуются в отдельных учебных заведениях Россий-

ской Федерации и имеют неплохие отзывы родителей, педагогов-теоретиков и практиков в сети Интернет.

Таким образом, современный процесс подготовки молодежи школьного возраста к семейной жизни в Российской Федерации представляет собой одно из ведущих звеньев процесса формирования личности взрослого человека. К сожалению, на государственном уровне целенаправленное изучение основ семейной жизни осуществляется только в пределах дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики» школьниками среднего школьного возраста. Однако отдельные школьные образовательные учреждения используют авторские программы для обеспечения качественной подготовки других возрастных категорий своих учеников к семейной жизни. Так, разработаны и активно используются программы для младшего школьного возраста («Я не просто ребенок, я - будущий семьянин», «Моя счастливая семья») и старшего («Воспитание будущего семьянина», «Этика и эстетика семейной жизни»). Значительный вклад в разработку педагогического обеспечения и его внедрение в процесс добрачного воспитания в школе делает православная церковь в рамках проекта «Школа возрождения», которая предложила свой курс «Нравственные основы семейной жизни». Все это позволяет нам сделать вывод, что в целом процесс подготовки молодежи к семейной жизни в России - это комплекс морально-педагогических воздействий, оказываемых школой, семьей и обществом с целью формирования у учащихся нравственного сознания, развития соответствующих чувств, выработки нравственных убеждений, свойств характера, навыков и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни, а также руководства их самоподготовкой в этом направлении.

Проведенный в рамках этого исследования анализ теоретических и экспериментальных работ в области педагогики и психологии, учебных и воспитательных программ, действующих в школьных образовательных учреждениях Российской Федерации, позволяет нам сделать вывод, что на современном этапе существует определенная модель добрачного воспитания будущего семьянина, которую необходимо рассматривать как целостное единство, состоящее из отдельных функциональных элементов, которые обладают определенным значением только в составе этой модели и теряют его в изолированном виде [15].

К однозначно положительному опыту Российской Федерации можно отнести наличие тенденции появления целенаправленной государственной политики в сфере подготовки молодежи к будущей семейной жизни. Государственная социальная политика в плане воспитания семьянина в России рассматривается как активная деятельность государственных органов и образовательно-воспитательных заведений разного уровня, направленная на осуществление крупномасштабных задач развития и совершенствования института семьи, формирование качеств человека-семьянина на основе комплекса мероприятий непосредственного и косвенного воспитательного воздействия [2].

Следующим направлением осуществления совместных целевых установок укрепления и развития семьи в Российской Федерации является необходимость формирования культуры семейных отношений, в том числе психолого-педагогической культуры родителей. Так, в отдельных учебных заведениях Российской Федерации существуют совместные занятия родителей и детей, организуются лекции для родителей, совместные внеклассные мероприятия и тому подобное. Основной причиной такой деятельности является понимание российскими педагогами невозможности воспитания будущего семьянина без формирования культуры отношений той семьи, в которой он воспитывается. Личный пример родителей, в котором проявляются все указанные аспекты культуры, - неотъемлемый компонент уклада жизни семьи и воспитания. Таким образом, культура будущего семьянина состоит из нескольких составляющих и влияет на образ и стиль жизни семьи, семейный уклад.

Импонирует в практике российской педагогики также наличие разноплановых программ - от министерской, утвержденной на общегосударственном уровне, религиозной, реализуемой под патронатом православной церкви, до авторских, используемых в рамках одного-двух учебных заведений. Положительным в практике российской педагогики является также то, что в ней уделяется большое внимание личной профессиональной компетенции учителя, который занимается вопросами подготовки будущего семьянина. Итак, очевидно, что российский опыт убеждает в целесообразности подготовки преподавателя, который умеет строить преподавание своего курса вместе с учеником и его семьей, адаптируя его к тому, что у его семьи сейчас, и готовить к тому, что будет в дальнейшей семейной жизни [16]. Технологии подготовки учителя должны обеспечивать субъектную позицию обучаемого в ходе его познавательной деятельности, ориентировать его на постоянное саморазвитие. Этому способствует индивидуализация педагогической подготовки, в результате которой будущий учитель работает по индивидуальной образовательной программе, составляет профессиональный автопортрет, учится формулировать и обеспечивать личную педагогическую концепцию, стратегии и тактики профессиональной жизнедеятельности.

Проведенный анализ особенностей подготовки учащейся молодежи к семейной жизни в Российской Федерации позволил нам сделать вывод о целесообразности экстраполяции положительного достояния российской модели добрачного воспитания учащейся молодежи [16], в частности о признании на самом высоком государственном уровне необходимости реализации целенаправленной государственной политики в сфере подготовки молодежи к будущей семейной жизни; о привлечении опыта религиозных концессий к добрачному воспитанию молодого поколения и допуске их к воспитательному процессу в школьных учреждениях; о разработке педагогической модели добрачного воспитания как комплекса морально-педагогических воздействий, оказываемых школой, семьей и обществом с целью формирования у учащихся нравственного сознания; о развитии соответствующих чувств, выработке нравственных убеждений, свойств характера, навыков и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни, а также о необходимости руководства их самоподготовкой в этом направлении; о целесообразности привлечения родителей к формированию культуры семейных ценностей и отношений [17].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 20.06.2015).

2. Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года. URL: http://base.garant.ru/70188244/ (дата обращения: 18.06.2015).

3. Гноевая О.Н. Становление готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра: дис. ... канд. пед. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2006. - 232 с.

4. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 158-165.

5. Об учебном курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России». URL: http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 (дата обращения: 18.06.2015).

6. Чащихин У.В. Основы светской этики. - М.: Оргсервис, 1999. - 65 с.

7. Пермовская О.С. Программа факультативного курса воспитания будущего семьянина в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.

8. Леднева С.А. Программа по семейному воспитанию «Я не просто ребенок, я - будущий семьянин». URL: http://semyarossii.ru/component/ k2/item/442.html (дата обращения: 28.05.2015).

9. Скорлупкина Т.А. Этика и психология семейной жизни. URL: http://festival.1september.ru/articles/ 511988/ (дата обращения: 18.06.2015).

10. Проект «Возрождение». Элективный курс для старшеклассников в школе. «Нравственные основы семейной жизни». URL: http://pravkonkurs.ru/blogs/blog3796/2873.php. (дата обращения: 05.06.2015).

11. Целевая воспитательная программа семейного воспитания «Семь Я». URL: http://www.novsu.ru/file/1011676. (дата обращения: 18.06.2015).

12. Целевая воспитательная программа «Взросление». URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/04/08/tselevaya-vospitatelnaya-programma-po-podgotovke. (дата обращения: 23.06.2015).

13. Опыт разработки программы «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 9-го класса специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида. URL: http://miapp.ru/sno/poleznoe/ school_psychologist/1086-.html. (дата обращения: 06.06.2015).

14. Плясова Г.И. Из опыта работы Каменского детского дома № 1: «Воспитание семьянина в условиях детского дома». URL: // www.educaltai.ru/files/fck/kamen%20dd.doc. (дата обращения: 18.06.2015).

15. Луцик Д.В. Все починаеться з ом'!. - Дрогобич: Коло, 2014. - 140 с.

16. Гирила О.С. Перспективи використання досввду дошлюбного виховання учшвсько! молодi Росшсько! Федерацп в школах Укра!ни // VIII Всеукра!нська науково-практична заочна конференция «Актуальш проблеми педагопчно! науки». - Микола!в, 2015. - С. 250-258.

17. Stanley S.M. Making a Case for Premarital Education // Family Relations. - 2011. - Vol. 50. - P. 272-280.

REFERENCES

1. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" оt 29.12.2012 goda, no. 273 [Federal law "On education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (accessed 20 June 2015).

2. Kontseptsiya gosudarstvennoy semeynoy politiki RF na period do 2025 goda [The conception of state family policy in the RF for the period till 2025]. Available at: http://base.garant.ru/ 70188244/ (accessed 18 June 2015). ' '

3. Gnoevaya O.N. Stanovlenie gotovnosti starshykh uchashchikhsya k semeynoy zhizni v usloviyakh deyatelnosti psikhologo-pedagogicheskogo otdeleniya reabilitatsionnogo tsentra. Dis. Cand. nauk [Formation of senior pupils readiness to home life in the conditions of psychological and pedagogical department activity in the rehabilitation center. Cand. Diss.]. Petropavlovsk-Camchatskiy, 2006. 232 p.

4. Repina T.A. Analiz teoriy polorolevoy sotsializatsii v sovremennoy zapadnoy psikhologii [An analysis of gender role socialization theories in modern Western psychology]. Voprosy psikhologii, 1987, no. 2, pp. 158-165.

5. Ob uchebnom kurse "Osnovy dukhovno-nravstvennoy kultury narodov Rossii" [On the training course "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia"]. Available at: http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402. (accessed 18 June 2015).

6. Chashchikhin U.V. Osnovysvetskoy etiki [The basis of the secular ethics]. Moscow, Orgservis Publ., 1999. 65 p.

7. Permovskaya O.S. Programma fakultativnogo kursa vospitaniya budushchego semyanina v nachalnoy shkole [The program of the optional course for future family man education in elementary school]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 6.

8. Ledneva S.A. Programma po semeynomu vospitaniyu "Ya ne prosto rebenok, ya - budushchiy semyanin" [The program for family education "I am not just a child, I am the future family man"]. Available at: http://semyarossii.ru/component/ k2/item/442.html. (accessed 29 May 2015).

9. Skorlupkina T.A. Etika i psikhologiya semeynoy zhizni [Ethics and psychology of family life]. Available at: http://festival.1september.ru/authors/100-772-090. (accessed 18 June 2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Proekt "Vozrozhdenie". Elektivnyy kurs dlya starsheklassnikov v shkole. "Nravstvennye osnovy semeynoy zhizni" [Project "Revival". Elective course for high school students in the school. "Moral basis of family life"]. Available at: http:// pravkonkurs.ru/blogs/blog3796/2873.php. (accessed 5 June 2015).

11. Tselevaya vospitatelnaya programma semeynogo vospitaniya "Sem ya" [Target educational program of family education "Seven Us"]. Available at: http://www.novsu.ru/file/1011676. (accessed 18 June 2015).

12. Tselevaya vospitatelnaya programma "Vzrosleniye" [Target educational program "Growing up"]. Available at: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/04/08/tselevaya-vospitatelnaya-programma-po-podgotovke. (accessed 23 June 2015).

13. Opyt razrabotki programmy "Etika i psikhologiya semeynoy zhizni" dlya uchashchikhsya 9-go klassa spetsialnogo korrektsionnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya VIII vida [Experience in the development of the program "Ethics and psychology of family life" for students of the 9th grade of special rehabilitative educational establishment type VIII]. Available at: http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1086-.html. (accessed 6 June 2015).

14. Plyasova G.I. Iz opyta raboty Kamenskogo detskogo doma no. 1: "Vospitanie semyanina v usloviyakh detskogo doma" [From experience of Kamensky orphanage no. 1: "Education of the family man in an orphanage"]. Available at: // www.educaltai.ru/files/fck/kamen%20dd.doc. (accessed 18 June 2015).

15. Lutsik D.V. Vsepochunayetsia z simyi [It all starts with the family]. Drohobuch, Kolo, 2014. 140 p.

16. Girila O.S. Perspektyvy vykorystannia dosvidy doshliubnogo vyhovanniya uchnivskoyi molodi Rosiyskoyi Federatsiyi v shkolah Ukrainy [Prospects of premarital education experience of students at schools of Ukraine]. VIII Vseukrainska naukovo-praktychna zaochna konferentsiya "Aktualni problemy pedagogichnoyi nauki" [VIII Ukrainian scientific correspondence conference "Actual problems of teaching science"]. Mukolayiv, 2015, pp. 250-258.

17. Stanley S.M. Making a Case for Premarital Education. Family Relations, 2011, vol. 50, pp. 272-280.

Дата поступления 15.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.