УДК: 796.07
государственная
политика россии в сфере лечебной физической культуры
л.в.Суркова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва
RUSSIAN STATE POLICY IN THE SPHERE OF REMEDIAL GYMNASTICS
L.V. Surkova
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow
Key words: history of remedial gymnastics, public policy in the sphere of remedial gymnastics, formation of remedial gymnastics as educational subject in Russia, concept of remedial gymnastics.
Generally, physical culture (including remedial gymnastics as its substantial part), physical training and education, usually were the subject of constant attention of state structures and public institutes. The role and importance of physical culture changed with changing sociopolitical formations and depended on the knowledge acquired by mankind, philosophical and pedagogical and natural scientific concepts that have been developed in a particular period of development. Similar processes occurred in different countries of the world. Participation of state structures in formation and development of remedial gymnastics as a medico-educational discipline, introducing it as an academic discipline in Russian educational institutions was first mentioned in the early XIX. However, the full-fledged state policy in the field of remedial gymnastics was set only at the beginning of the Soviet period. At the same time both positive and negative aspects of prior attempts to create such a system were taken into account.
The purpose of the present study was to examine and analyze the experience of formation in Russia (in XIX -early XX) of the medico-pedagogical discipline of remedial gymnastics, determine the role and value of the state policy in the sphere of remedial gymnastics, efficiency of collaboration of state structure in design of the new system of physical culture and remedial gymnastics as one of its principal components. The researchers stipulate the main preconditions set before the new state was founded, that took place in the early years of its existence and dictated the need for public policy in the sphere of remedial gymnastics during this period in Russia and largely determined its main trends.
Ключевые слова: история лечебной физической культуры (ЛФК), государственная политика в сфере ЛФК, становление ЛФК как учебной дисциплины в России, концепция ЛФК.
Введение. Физическая культура в целом (в том числе и ЛФК как ее важнейшая часть), физическое воспитание и образование, как правило, были предметом постоянного внимания государственных структур и общественных институтов.
Роль и значение физической культуры менялись в процессе смены общественно-политических формаций и зависели от приобретенных человечеством знаний, философско-педагогических и естественно-научных представлений, складывавшихся в тот или иной период развития общества. Подобные процессы происходили в различных странах мира.
Участие государственных структур в становлении и развитии ЛФК как медико-педагогической дисциплины, во введении ее как учебной дисциплины в учебных заведениях в России впервые отмечено в начале XIX в. Но полноценная государственная политика в сфере ЛФК сложилась только в начале советского периода. При этом учитывались как положительные, так и отрицательные моменты предшествовавших попыток создания подобной системы.
Цель настоящей работы - изучение и анализ опыта формирования в России (в XIX - первой половинеХХ в.) медико-педагогической дисциплины ЛФК, определение роли и значения государственной политики в сфере ЛФК, эффективности участия государственных структур в создании новой системы физической культуры и ЛФК как одной из ее важнейших составляющих.
Результаты исследования и их обсуждение. С первых дней становления советской системы физического воспитания и на всех этапах ее развития важнейшей оставалась оздоровительная направленность, созвучная профилактическим задачам здравоохранения. Задача оздоровления населения страны ставилась во главе угла.
Впервые развитие физической культуры, физического воспитания и образования, в том числе ЛФК, стало важнейшей частью государственной политики (см. таблицу).
Этому способствовало наличие ряда предпосылок, сложившихся еще до возникновения нового государства и имевших место в первые годы его существования.
Перечислим основные предпосылки, диктовавшие необходимость проведения государственной политики в сфере ЛФК в этот период в России и в большей мере определявшие ее основные направления.
1. Значительный уровень заболеваемости и смертности, производственного травматизма, заметная инвалидизация населения как последствие Первой мировой и гражданской войн.
Один из основоположников лечебной физкультуры профессор В. В. Гориневский отмечал, что «врачам, работавшим на арене общественности до революции 1917 г. и соприкасавшимся с различными слоями населения, из личного опыта, из статистических и других научных данных был очевиден низкий уровень физического развития всего населения. Это слабое развитие, выражающееся, однако, в скудных и недостаточно точных цифровых данных, было отмечено в виде различных аномалий телосложения, физической слабости, необычной податливости болезням и фактом очень малой им сопротивляемости, в результате чего процент заболеваемости и смертности был неимоверно велик. Особенно велика была детская смертность».
2. Недостаточный уровень физического развития всего населения, в первую очередь молодежи.
Врачи, опираясь на статистические данные и собственные исследования, указывали на постоянно возрастающую слабость молодых поколений, на податливость их инфекционным и другим болезням, на недостаточную сопротивляемость неблагоприятным факторам школьной жизни и на развитие вследствие этого специфических«школьных» болезней.
Еще в 1912 г. в работе «Физическое воспитание» В. Е. Игнатьев указывал:
«... Нельзя не отметить, что влияние многих сторон современного существования крайне вредно отзывается на физическом развитии. Необходимо, чтобы при учебной работе учащихся наших школ физические упражнения шли рука об руку с умственными занятиями». И в этой работе, и в последующих он особо подчеркивал, что решение этой проблемы невозможно без самого активного участия государства.
И, в частности, ученый обращает внимание на то, что «понятие физического здоровья - вопрос для всего общества», что «физическое возрождение народа -сложная проблема, не дело дней и месяцев, но дело многих лет, и только тогда, когда оно проводится систематично, оно дает желанный результат - здоровую нацию со здоровым потомством, одушевленным горячей любовью к родине.».
3. Практически полное отсутствие специализированных учреждений для подготовки высококвали-
фицированных медицинских и педагогических кадров по физической культуре, и в частности по ЛФК. И как следствие - невозможность осуществления в должной мере работ в школах, вузах, на производстве по физическому воспитанию, ЛФК.
4. Состояние организации здравоохранения и медицинской науки.
Некоторые отечественные и зарубежные специалисты в 20-е гг. прошлого столетия отмечали наличие определенных проблем как в организации медицинской помощи населению, так и в состоянии медицинских наук, не всегда отвечающее практическим требованиям времени. Так, Б. Я. Шимшелевич и др., говоря о «кризисе современной медицины» и о роли среды и быта в причинах заболеваний, пришли к выводу о применении ЛФК в лечении болезней как о наиболее «естественной» терапии.
В первой главе («Физическая культура как лечебный метод») учебника «Лечебная физическая культура» доктор Б. Я. Шимшелевич писал:
«Уже одно то, что авторы с мировыми именами совершенно определенно высказывались за применение элементов физкультуры в лечебных целях на страницах сборника «Экономное и рациональное лечение», говорит о совершенной своевременности постановки вопроса в клинике для изучения этой проблемы в более широких размерах».
5. Понимание и признание роли практического применения физической культуры и ЛФК в решении проблем здравоохранения, физического развития и физического воспитания.
Накопленные в процессе исторического становления и развития ЛФК знания об оздоровительном, лечебном, воспитательном ее значении стали фундаментом, на котором началось строительство новой, эффективной системы ЛФК как медико-педагогической дисциплины.
Начиная с 1918 г. государственными органами предпринят ряд шагов, направленных на создание полноценной и эффективной системы физкультурного образования и воспитания. Естественно, что для решения вопросов оздоровления и развития человека, профилактики и лечения заболеваний на одно из первых мест вышла задача широкого использования физической культуры, и в частности лечебной физической культуры. Была поставлена конкретная цель - создание полноценной самостоятельной системы ЛФК, включающей в себя научно-организационные, методические, методологические, медико-педагогические структуры и являющейся составной частью общей физической культуры и здравоохранения.
Важное значение для формирования целостной системы лечебной физической культуры имели постановления Правительства от 13 мая 1921 г. «Об охране здоровья детей и подростков» и «О домах отдыха». В частности, в последнем говорилось об организации здорового отдыха трудящихся в санаториях, домах отдыха, на курортах, используя для этого естественные силы природы и средства физической культуры для восстановления их здоровья.
Одним из первых шагов было создание системы школьного физического воспитания и образования. В Декларации о единой трудовой школе, опубликованной в декабре 1918 г., указывалось, что школа призвана развивать не только умственные, но и физические способности детей. Следовательно, с первых дней своего существования советская школа уделяла серьезное внимание физическому воспитанию детей.
Из предыдущего российского и европейского опыта было очевидно, что близорукость, искривление позвоночника, плоскогрудие и многие другие аномалии в развитии и болезни, прозванные «школьными», были постоянными спутниками учащихся и вызывали большую тревогу за их будущее.
Становление физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе после 1917 г. стало неотъемлемой частью революции в области культуры и образования. В 1919 г. Всевобуч разработал содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы явились основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ.
Кроме того, нужно было создать научные центры. Такими научными центрами были Всевобуч, Главная военная школа по физическому образованию в Москве, Институт физкультуры в Москве, Институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта в Ленинграде.
В этот период опубликован ряд документов государственных органов, которые определяли работу по физической культуре, и в частности по лечебной физкультуре в стране.
Декрет ВЦИК «О высшем и местных советах физической культуры трудящихся РСФСР» (27.06.1923 г.) определял задачи этих организаций. Особое место отводилось «разработке общих основ деятельности всякого рода учреждений по физическому воспитанию и развитию, утверждению программ, положений, уставов и инструкций, определяющих как содержание, так и формы осуществления физического развития и укрепления здоровья трудящихся».
Большое значение имело Постановление ЦК РКП (б) 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры». Оно имело принципиальное значение для закладки фундамента советской системы физического воспитания, определило ее основные компоненты: цель, задачи, основы, принципы, средства. Подчеркивалась важность воспитательной и оздоровительной функций физической культуры. Указывалось, что «физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления, но и как один из методов воспитания масс».
В Постановлении ЦК ВКП (б) «О подготовке преподавателей для педагогических учебных заведений» (8.10.1927 г.) особо подчеркивалась задача «подготовки работников по физическому воспитанию молодежи».
Важное значение имело Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР (от 19.07.1929 г.) о введении физического воспитания в качестве обязательного предмета в курс всех учебных заведений
и Наркомату просвещения РФСФР поручалось «разработать и преподать на места учебные планы и программы преподавания указанного предмета для всех типов учебных заведений.». Особое внимание при этом уделялось педагогическим и медицинским вузам и техникумам, поскольку в них «физическая культура приобретает значение дисциплины, необходимой в будущей профессиональной деятельности оканчивающих эти учебные заведения». В медицинских и педагогических вузах и техникумах в связи с более широкими задачами физкультуры теоретический курс включал и дисциплины из комплекса теории, методики, организации, истории физической культуры, а также лечебной физкультуры и врачебно-педагогического контроля.
В Постановлении Президиума ЦИК СССР (от 3.04.1930 г.) об учреждении Всесоюзного Совета физической культуры при ЦИК СССР на него было возложено руководство научно-исследовательской и учебной деятельностью в области физической культуры государственных органов и общественных организаций, а также создание новых научно-учебных учреждений по физической культуре. Там же ставились задачи перед народными комиссариатами просвещения и здравоохранения: а) возложить на народные комиссариаты просвещения проведение обязательного физического воспитания всей учащейся молодежи, соответствующую подготовку педагогических кадров, научно-педагогическое изучение методов физической культуры; б) возложить на народные комиссариаты здравоохранения организацию врачебного контроля над всей физкультурной работой, постановку и научное изучение физической культуры как социально-гигиенического, лечебного и евгенического фактора в системе различных здравоохранительных учреждений и соответствующую подготовку и переподготовку врачебных кадров и медицинских работников.
К важнейшим государственным решениям в сфере ЛФК следует отнести и решение Коллегии Нар-комздрава (6.07.1931 г.) о создании в системе высшего медицинского образования самостоятельных врачебно-физкультурных факультетов для подготовки врачей-специалистов по физкультуре. Среди предъявляемых требований к врачам-специалистам по физкультуре указаны наличие педагогических знаний и навыков и подготовленность к ведению педагогической работы по своей специальности в медицинских и физкультурных учебных заведениях.
В соответствии с государственной политикой в области физической культуры с первых же лет советской власти разрабатывались и основные положения концепции новой системы ЛФК. Развитие специальности «лечебная физическая культура» было обусловлено необходимостью реализации и явилось частью общей концепции развития здравоохранения, направленной на гарантированное оказание населению качественной и доступной медицинской помощи, профилактику заболеваемости населения и сохранение его здоровья. Помимо этого концепция создания и развития системы ЛФК в стране включа-
Оздоровительные
Государственная политика (ГП) в сфере лечебной физической культуры (ЛФК) в СССР в 1917-1945 гг.
Предпосылки ГП в сфере ЛФК
Образовательные: пропаганда гигиенических знаний, здорового образа жизни, значения физической культуры
Задачи ЛФК, вытекающие из концепции ГП в сфере ЛФК
Профилактические и корригирующие
Цель ГП в сфере ЛФК Создание полноценной самостоятельной научно-практической, медико-педагогической дисциплины ЛФК, включающей в себя научно-организационные, методические, методологические, медико-педагогические структуры и являющейся составной частью общей физической культуры и здравоохранения
Лечебные
Врачебно-
педагогический
контроль
Реабилитационные
Организационно-регламентирующее (концептуальное) направление ГП в сфере ЛФК
Подготовка
высококвалифицированных кадров (медицинских и педагогических)
Научно-
исследовательские
Организационно-структурное направление ГП в сфере ЛФК
Воспитательные (педагогические)
ла в себя и массовое вовлечение населения в занятия физкультурой, популяризацию здорового образа жизни.
В соответствии с разработанной концепцией предусматривалось включение лечебной физкультуры в программу физического воспитания в школах и вузах, применение ЛФК на курортах для оздоровления, на производстве в качестве профилактической меры и предупреждения травматизма. Как лечебный метод ЛФК начала широко применяться для лечения различных заболеваний в поликлиниках, больницах и других медицинских учреждениях.
Выводы. В России первые шаги по участию государственных структур в сфере физической культуры и ЛФК сделаны в первой половине XIX в.
На протяжении XIX в и начала XX в. предпринимались попытки введения физической культуры, физического воспитания, ЛФК в учебные заведения как оздоровительного и воспитательного средства.
К концу XIX в. в России появились первые учебные заведения, готовившие специалистов по физической культуре. Вместе с тем следует отметить, что ЛФК практически еще не стала учебной, педагогической дисциплиной.
Важным итогом этого периода можно считать факт, что все большее число государственных деятелей, врачей и педагогов стали признавать, что физическая культура может оказаться эффективным средством в области здравоохранения и воспитания лишь при государственной поддержке, при наличии организационно оформленной структуры, прежде всего путем включения занятий по физкультуре в число учебных предметов.
С первых дней становления советской системы физической культуры вопросы физического воспитания и образования, ЛФК стали важнейшей частью государственной политики.
Принимаемые на государственном уровне постановления и решения определяли основные задачи и направления развития медико-педагогической системы ЛФК.
Впервые все элементы этой системы (учебные заведения, подготовка кадров, научно-исследовательские разработки, практическое применение, врачебно-педагогический контроль и др.) были объединены в единое целое и тем самым обеспечивали эффективность ее работы.
Использованная литература
1. Актуальные проблемы теории физической культуры как учебной дисциплины / под ред. В.М. Выдрина. - Л.: изд-во ГДО-ИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1986. - 78 с.
2. Бутовский АД. Из чтений по истории и методике телесных упражнений: 1. Телесные упражнения как предмет преподавания / А.Д. Бутовский. - СПб., 1910. - 20 с.
3. Гориневский В.В. Пройденный путь по научной физкультуре и виды на будущее / В.В. Гориневский // Теория и практика физ. культуры. - 1928. - № 3. - С.14-22.
4. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта /Б.Р. Голощапов. - М.: Изд. центр «Академия». 2009. - 320 с.
5. Зеликсон ЕЮ. Очерки по истории физической культуры в СССР / Е.Ю. Зеликсон. - М.-Л.: Физкультура и спорт, 1940. -176 с.
6. Зуев В.Н. Эволюция органов государственной власти в сфере управления физической культурой и спортом в начале XX века и в советский период / В.Н. Зуев // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 3. - С. 4-15.
7. Журавлева А.И. Лечебная физкультура и спортивная медицина вчера и сегодня / А.И. Журавлева // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2012. - № 4. - С. 5-12.
8. Игнатьев В.Е. Физическое воспитание, гимнастика, спорт, подвижные игры / В.Е. Игнатьев. - М., 1912. - 207 с.
9. История физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 384 с.
10. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: пер. с венгер. / Л. Кун. - М.: Радуга, 1982. - 399 с.
11. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦИФК, 1992. - 120 с.
12. Попов С.Г. Становление и развитие лечебной физической культуры в нашей стране / С.Г. Попов // ЛФК и массаж. - 2002. - № 1. - С. 5-9.
13. Саркизов-Серазини И.М. Лечебная физкультура / И.М. Саркизов-Серазини. - М.: Физкультура и туризм, 1937. - 237 с.
14. Физическая культура в учебных заведениях: сб. официальных распоряжений и методических указаний. - М.-Л., 1930. - 80 с.
15. Шахвердов Г.Г. П.Ф. Лесгафт - создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию / В кн.: Очерки истории физической культуры (вып. IV) / Г.Г. Шахвердов. - М.-Л.: Физкультура и спорт, 1949. - С. 55-102.
16. Шимшелевич Б.Я. Лечебная физкультура: для врачей и специалистов по физической культуре / Б.Я. Шимшелевич, В.Н. Мошков, Т.Р. Никитин. - М., 1929. - 270 с.
References
1. Actual problems of theory of physical culture as an academic discipline / Ed. by V.M. Vydrin. - Leningrad: Publ. h-se of Lesgaft STOIPhC. 1986. - 78 P. (In Russian)
2. Butovsky, A.D. From the lectures on the history and methodology of physical exercises: 1. Bodily exercises as a subject / A.D. Butovsky. - St.Petersburg, 1910. - 20 P. (In Russian)
3. Gorinevsky, V.V. The way passed in scientific physical culture and plans for the future / V.V. Gorinevsky // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1928. - № 3. - P.14-22. (In Russian)
4. Goloschapov, B.R. The history of physical culture and sport / B.R. Goloschapov. - Moscow: Academia. 2009. - 320 P. (In Russian)
5. Zelikson E.Yu. Essays on the history of physical culture in the USSR / E.Yu. Zelikson. - Moscow-Leningrad: Fizkultura i sport, 1940. - 176 P. (In Russian)
6. Zuev, V.N. The evolution of public authorities in the sphere of management of physical culture and sport in the early XX century and in the Soviet period / V.N. Zuev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2004. - № 3. - P. 4-15. (In Russian)
7. Zhuravleva, A.I. Remedial gymnastics and sports medicine yesterday and today / A.I. Zhuravleva // Lechebnaya fizkul'tura i sportivnaya meditsina. - 2012. - № 4. - P. 5-12. (In Russian)
8. Ignafev, V.E. Physical education, gymnastics, sport, action games / V.E. Ignat'ev. - Moscow, 1912. - 207 P.(In Russian)
9. The history of physical culture. - Moscow: Fizkultura i sport, 1964. - 384 P. (In Russian)
10. Kun, L. General history of physical culture and sport: transl. from Hung. / L. Kun. - Moscow: Raduga, 1982. - 399 P. (In Russian)
11. Lubysheva, L.I. The concept of formation of human physical culture / L.I. Lubysheva. - Moscow: SCIPhC, 1992. - 120 P. (In Russian)
12. Popov, S.G. Formation and development of remedial gymnastics in our country / S.G. Popov // LFK i massazh. - 2002. - № 1. - P. 5-9. (In Russian)
13. Sarkizov-Serazini, I.M. Remedial gymnastics / I.M. Sarkizov-Serazini. - Moscow: Fizkultura i turizm, 1937. - 237 P. (In Russian)
14. Physical culture in educational institutions: collected authoritative orders and procedural guidelines. - Moscow-Leningrad, 1930. -80 P. (In Russian)
15. Shakhverdov, G.G. P.F. Lesgaft - the founder of the Russian system of training physical education teachers / In: Essays on the history of physical culture (Iss. IV) / G.G. Shakhverdov. -Moscow-Leningrad: Fizkultura i sport, 1949. - P. 55-102. (In Russian)
16. Shimshelevich, B.Ya. Remedial gymnastics: for doctors and physical education specialists / B.Ya. Shimshelevich, V.N. Moshkov, T.R. Nikitin. - Moscow, 1929. - 270 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 20.12.2013 г.
из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.077.5
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВЫБОР ПРОФЕССИИ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА Соискатель К.Н. Епифанов
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Ключевые слова: спортивный педагог, трудовая деятельность, профессиональная готовность, мотивация.
Введение. Выбор студентами вузов физической культуры профессии спортивного педагога прежде всего определяется вопросами ориентации и мотивации на трудовую деятельность, является весьма перспективным направлением исследований, создающих предпосылки адекватной коррекции конкретных аспектов обеспечения педагогического процесса, так как не всегда молодые люди осознают различные стороны своей будущей профессии.
Цель исследования - провести социологический анализ факторов, определяющих выбор профессии спортивного педагога.
Методы и организация исследования. В процессе исследования использовались социологические (анкетирование) и математические методы исследования.
Исследование проводилось на базе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. В нем приняли участие 156 абитуриентов, поступавших в вуз в 2009-2012 гг. на спортивно-педагогические кафедры.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты социологического исследования свидетельствуют, что всего 18,4 % поступивших в вуз физкультурного профиля абитуриентов выбирают профессию спортивного педагога в силу семейной традиции. В свою очередь, большинство абитуриентов (59,3 %) выбрали профессию спортивного педагога потому, что «не видели себя в других сферах деятельности» и лишь (22,3 %) ответили - «так получилось».
Показательно, что основным фактором привлекательности трудовой деятельности для 48,7 % абитуриентов прежде всего яв-
ляется возможность высокого заработка и лишь для 28,0 % - профиль работы и для 23,3 % - ее престижность. Характерно, что при рассмотрении конкретных характеристик контингента (спортивная квалификация, пол, спортивная специализация) ценностные ориентации на разные моменты выбора профессии наиболее социально позитивны у более низких по спортивной квалификации абитуриентов - 68,9 %.
В свою очередь, основным мотивом принятия объективного решения о своей будущей деятельности в качестве спортивного педагога следует считать знание представленных выше компонентов, характеризующих будущую работу. При этом следует учитывать не только «деятельностные» компоненты, но и условиях экономического обеспечения профессиональной деятельности.
Выводы. Приведенные статистические материалы дают наглядные представления о содержательном наполнении профессионального выбора абитуриентов. Как видим, и о деятельностных моментах, и о социально-экономических условиях деятельности наибольшее представление имеет контингент, пришедший в вуз в силу семейных традиций, в то же время самое слабое «звено» студентов - «случайно» оказавшиеся в вузе, которое также имеет достаточно высокий процент.
Литература
1. Епифанов К.Н. Интегральные целевые установки у студентов вузов физической культуры при формировании готовности к будущей профессиональной деятельности / К.Н. Епифанов // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 10. - С. 38.
Информация для связи с автором:
тел.: 89156416749; е-таИ: [email protected]
Поступила в редакцию 18.08.2013 г.