Научная статья на тему 'Государственная политика России в области высшего образования в контексте глобализации'

Государственная политика России в области высшего образования в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
730
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / GLOBALIZATION OF EDUCATIONAL SPACE / BOLOGNA CONVENTION / HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT PRIORITIES / STATE POLICY IN THE SPHERE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугунова Екатерина Сергеевна

Проанализированы вненациональные аспекты, влияющие на формирование государственной политики современной России в области высшего образования. Идеи Болонского процесса представлены как факторы модернизации, определяющие основные направления развития национальной системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian State Policy in the Sphere of Higher Education in the Context of Globalization

The author considers the supranational aspects influencing the formulation of state policy of modern Russia in the sphere of higher education. The ideas of Bologna Convention are represented as modernization factors defining the priorities of the Russian higher education system development.

Текст научной работы на тему «Государственная политика России в области высшего образования в контексте глобализации»

2. Федеральный закон № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] // Российская газета. - 1996. - 13 янв.

3. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика. [Текст] / А. С. Запе-соцкий. - М., 2002.

4. Добренькое, В. И. Общество и образование [Текст] / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. -М., 2003.

E.S. Chugunova

Russian State Policy

in the Sphere of Higher Education

in the Context of Globalization

The author considers the supranational aspects influencing the formulation of state policy of modern Russia in the sphere of higher education. The ideas of Bologna Convention are represented as modernization factors defining the priorities of the Russian higher education system development.

Key words and word-combinations: globalization of educational space; Bologna Convention; higher education development priorities; state policy in the sphere of education.

Проанализированы вненациональные аспекты, влияющие на формирование государственной политики современной России в области высшего образования. Идеи Болонского процесса представлены как факторы модернизации, определяющие основные направления развития национальной системы высшего образования.

Ключевые слова и словосочетания: глобализация образовательного пространства; Болонский процесс; приоритеты развития высшего образования; государственная политика в сфере образования.

УДК 342.7 ББК 67.400.3

Е.С. Чугунова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

^воздействие глобализации на экономическую, политическую, правовую и социальную жизнь государств и народов происходит в разных формах и различными методами. Мощность и направленность результатов такого воздействия варьируются в зависимости от многих факторов, среди которых особое место занимает правовая политика государства. Глобализация - явление объективное, поэтому важна стратегия государства, учитывающая принципы и условия, при которых возрастают позитивные результаты данного явления.

Поскольку 19 сентября 2003 г. Россия подписала Декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования, так называемую Болонскую декларацию, и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства, то государственная политика в области высшего образования должна быть ориентирована на обеспечение мер по ее реализации.

В настоящее время для реализации задач Болонской декларации в России проводятся меры правового, экономического, идеологического характера, которые основаны на единых принципах и подходах государственной политики в сфере высшего образования. За последние четыре года Правительство РФ трижды рассматривало вопросы образовательной политики на своих заседаниях. В мае 2005 г. Президентом РФ была утверждена «Дорожная карта Россия -Евросоюз» по общему пространству науки и образования. В частности, в ней в разделе «Образование» говорится об интеграции и углублении сотрудничества в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса [1]. Таким образом, Российская Федерация на высшем государственном уровне признала важность последовательной и поступательной интеграции отечественного высшего образования в единое европейское образовательное пространство.

5 сентября 2005 г. Президент РФ выступил с инициативой разработки и реализации четырех приоритетных национальных проектов, одним из которых явился проект в области образования. В 2006 г. Дмитрий Медведев, будучи еще руководителем реализации национальных проектов, на встрече с представителями всех регионов страны подчеркнул, что национальный проект «Образование» «...задаетвектор движения... это символ, позволяющий углядеть приоритеты государственного развития, это направление деятельности, под которую нужно аккумулировать самые различные источники...» [2, с. 3]. Другими словами, образование становится государственным приоритетом. Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности в соответствии с лучшими мировыми стандартами, что предполагает широкий и гибкий спектр образовательных услуг, отвечающих самым разным, и притом динамично меняющимся, потребностям граждан и работодателей, возможность выбора необходимых образовательных программ.

Декларируемые цели и приоритеты развития высшего образования не могут оставаться лишь провозглашенными с различных трибун, они должны быть нормативно закреплены и обоснованы. В силу изменения современной концепции высшего образования в Российской Федерации приняты различные доктринальные документы, обозначившие ориентиры изменения всей совокупности отечественного образовательного законодательства.

В настоящее время основным документом, определяющим приоритеты развития высшего образования в России, является Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на долгосрочную перспективу [3].

Анализ текста Доктрины показывает, что стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая следующие:

создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также областью трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Согласно Доктрине государство в сфере образования в числе прочих призвано обеспечить результаты:

реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;

сохранение и развитие единого образовательного пространства России; создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;

интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;

активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.

В рамках Национальной доктрины образования разработана Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. [4]. Характерной чертой Программы является ориентация обозначенных в ней мероприятий на интеграцию отечественного высшего образования в мировое сообщество. Например, согласно указанному документу планируется увеличить количество программ профессионального образования, получивших международное признание, в 1,3 раза по сравнению с 2005 г.

Анализ Программы показывает, что прогнозируется повышение международного рейтинга России относительно качества образования до уровня, являющегося средним (20-е место) для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (сейчас Россия занимает 30-е место). Доля учебных заведений, реализующих программы двухуровневого профессионального образования, должна вырасти с 15 до 70%. Также речь идет

0 поднятии удельного веса вузов, выдающих европейское приложение к диплому:

1-й этап: 2006 г. - 0%; 2007 г. - 0%;

2-й этап: 2008 г. - 2%; 2009 г. - 5%;

3-й этап: 2010 г. - 15% [3, 4].

1 18 2008 • ВЕСТНИК ПАГС

Важным документом, задающим целевые ориентиры государственной образовательной политики в сфере высшего профессионального образования, является Концепция модернизации российского образования до 2010 г. В ней, в частности, указано: «Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования» [5].

Несмотря на наличие фундаментальных концептуальных документов по развитию российского высшего образования в условиях глобализации, перспективы внедрения в российском высшем образовании принципов Болонской декларации вызывают противоречивые суждения. Особой критике подвергается введение новой двухуровневой системы обучения: бакалавриата и магистратуры.

Сторонники реформы заявляют: единые европейские стандарты позволят студентам расширить свои возможности. Бакалавр, выученный на российских просторах, при наличии должных способностей сможет продолжить образование, например, в Сорбонне [5].

Однако эксперты утверждают: почти 80% российских вузов настроены против внедрения европейской двухуровневой системы образования. Многие преподаватели недоумевают, почему образцом для подражания выбран именно опыт Западной Европы. «В тех же США или Китае учат совершенно по-другому, - подчеркнул в интервью доктор экономических наук, профессор Н. Кри-чевский. - И качество образования там ничуть не хуже. Совершенно непонятно, чем же российские власти не устраивает наша сложившаяся система» [6]. Против введения системы двухуровневого образования в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий. «Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, - пояснила пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. - Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Схему «бакалавриат - магистратура» будет крайне трудно реализовать на российской почве» [7, 8].

Второй шаг реформирования высшего образования после перехода на двухуровневое обучение в высшей школе - сокращение перечня специальностей. В настоящее время количество специальностей, по которым готовят студентов, около 600, большинство из которых не отвечают потребностям рынка, считает Г. Балыхин. Однако за последние четыре года открыто 25 новых перспективных специальностей, таких, как информационные системы и технологии, информационная безопасность, биобезопасность, нанотехнологии [9]. Исходя из этого, сокращение количества специальностей представляется достаточно целесообразным, но должно быть обдуманным и отвечать стратегическим интересам Российского государства. Для каждой ступени решение будет своим: в бакалавриате специальностей будет 50, а в магистратуре -около 200. Суть такого сокращения объясняется просто: студент-бакалавр получает общую, широкую специальность, которую можно будет углубить в магистратуре.

В целом диапазон мнений относительно полезности внедрения в отечественную систему высшего образования европейских стандартов весьма широк: от явного неприятия, выжидания и неприятия, до осторожной поддержки и даже необдуманного использования.

Возникает ряд вопросов, которые прямо или косвенно связаны с проблемами общенациональной безопасности России. Можно согласиться с мнением К.В. Митрохина о том, что Правительство РФ должно принять взвешенные политические решения, базирующиеся на положениях Концепции национальной безопасности РФ. Для адаптирования Болонской модели образования к национальной (а не наоборот) необходимо сформировать методологические центры, роль которых должны взять на себя реально ведущие или профильные учебные заведения, а не назначенные чиновниками [10].

В связи с этим очевидна важность гармонизации структур европейского высшего образования с учетом того, что подлинная гармонизация является противоположностью унификации. Гармонизация подразумевает сходство целей, но не сходство правил, как в случае унификации. К сожалению, в России четко просматривается направление «застроить» российскую общую и высшую школу в угоду «Болонскому евростандарту».

Осознавая стремление европейских стран к объединению, необходимо понимать, что цели Болонского процесса не в полной мере отвечают общемировым тенденциям, а следовательно, и интересам России, которая должна иметь свою национальную образовательную политику и параллельно с участием в Болонском процессе формировать свою эффективную систему образования, исходя прежде всего из собственных внутренних потребностей и ориентируясь на мировые тенденции.

Библиографический список

1. Филиппов, В. М. Болонский процесс и «Дорожная карта Россия - Евросоюз» [Текст] / В. М. Филиппов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 1. - С. 5-9.

2. Медведев, Д. А. О задачах в сфере образования [Текст] / Д. А. Медведев // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // http://www.humanities. edu.ru/db/msg/46741

4. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 (в ред. от 5 мая 2007 г.) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» [Текст] // СЗ РФ. -2006. - № 2. - Ст. 186.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации образования на период до 2010 года» [Текст] // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 2). - Ст. 119.

6. Лашкина, Е. Бакалавр может стать премьером [Текст] / Е. Лашкина, П. Лашкина // Российская газета. - 2007. - 10 марта.

7. Зернова, Т. Магистр в законе [Текст] / Т. Зернова // Российская газета. - 2007. - 14 марта.

8. Агранович, М. Лавры бакалавра и магия магистра [Текст] / М. Агранович // Российская газета. - 2007. - 16 марта.

9. Российская газета. - 2005. - 11 авг.

10. Митрохин, В. К. «Болонский процесс» в свете Концепции национальной безопасности Российской Федерации [Текст] / В. К. Митрохин // Международное публичное и частное право. - 2005. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.