Научная статья на тему 'Государственная политика России и монголиик тувинцам-оленеводам на современном этапе'

Государственная политика России и монголиик тувинцам-оленеводам на современном этапе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВИНЦЫ-УРЯНХАЙЦЫ / ЦААТАНЫ / ОЛЕНЕВОДЫ / ЭТНОЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / МОНГОЛИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО / ОРЕГЕ / TUVA URYNKHAY / TSAATAN / REINDEER / ETHNOLINGUISTIC SITUATION / REPUBLIC OF TUVA / MONGOLIA / MINORITY / OREG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сампилдондов Чулуун, Айыжы Елена Валерьевна

В данной статье предпринимается попытка рассмотреть вопрос об экономических и политических возможностях России и Монголии по отношению к тувинцам-оленеводам жителей Тоджинского района Республики Тыва и Хубсугульского аймака Монголии. В ходе сравнительного анализа показано, что, наряду с другими этносами, живущими на терри-тории Монголии, цаатаны и оленеводы Тувы обладают всеми правами и возможностями граждан данного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF RUSSIAN FEDERATION AND MONGOLIAN PEOPLE’S REPUBLIC CONCERNING TUVAN REINDEER BREEDERSIN MODERN PERIOD

The article attempts to consider the economic and political opportunities in Russia and Mongolia with respect to “national minorities” on the example of reindeer breeders living in Tuvan-Tsaatanregion and Khubsugulaimagof Mongolia. The conducted analysis has shown that like allother ethnic groups living in the territory of Mongolia Tsaatanand reindeer breeders of the Republic of Tuvahave all the rights and opportunities of citizens of these states.

Текст научной работы на тему «Государственная политика России и монголиик тувинцам-оленеводам на современном этапе»

Список литературы

1. Агарков Б. Пути-дороги фронтовые: сб. очерков. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. 89 с.

2. Балакаева Н. Не дожил до ордена // Известия Калмыкии. 2013. 18 мая.

3. Беляков В., Надышев Е. За отвагу и умелое командование // Элистинский курьер. 2009. 20 февраля.

4. Годаев П.О. От Халхин-Гола до Кенигсберга // Во имя безопасности России. Элиста: УФСБ РФ по РК, 2005. С.81-87.

5. Илишкин Н. «Порядочному человеку совестно даже перед собакой» // Известия Калмыкии. 2003. 22 января.

6. Каруева И. За мужество, верность и преданность Родине // Хальмг Yнн. 2010. 2 марта.

7. Надиев Д.Я. Жизнь многоликая. - Элиста: Джангар, 2003. 181 с.

8. ОБД Мемориал.

9. ОБД Подвиг народа.

10. Полевые материалы автора: Пальтеева Серафима Эренценовна.

11. Солдаты Победы. Т.П. Поименный список воинов 110-й Отдельной Калмыцкой кавдивизии / Сост. П.Э. Алексеева, А.Т. Баянова, С.А. Заярный, Л.Ю. Ланцанова. Изд. 2-е, перераб. и доп. Элиста: КИГИ РАН, 2015. 373 с.

12. Трембач И.С. Дорогой подвигов. - Элиста: Калмгосиздат, 1963. 184 с.

13. Центральный архив министерства обороны РФ (далее - ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 11458. Д. 402.

14. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 822.

15. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 243. Т. 2.

16. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 393.

17. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 438.

18. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1315.

19. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1523.

20. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 484.

21. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 1870.

22. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 2053.

23. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 5889.

24. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 6476.

25. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 6855.

26. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 687572. Д. 1280.

27. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 687572. Д. 1729.

28. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 223.

29. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 364.

30. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 668.

31. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 1307.

32. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 1411.

33. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 3468.

34. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 3472.

35. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 3545.

36. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 3574.

37. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 6092.

38. Юшкова А. Он был коммунистом // Звезды над степью. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1975. С.194-205.

УДК 390 (519.3) ББК 63.5 (5МО)

С. Чулуун, Е.В. Айыжы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И МОНГОЛИИ К ТУВИНЦАМ-ОЛЕНЕВОДАМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ*

*Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ №15-21-03002 «Диалог цивилизаций народов Центральной и Внутренней Азии: история, культура и парадигмы существования»

В данной статье предпринимается попытка рассмотреть вопрос об экономических и политических возможностях России и Монголии по отношению к тувинцам-оленеводам жителей Тоджинского района Республики Тыва и Хубсугульского аймака Монголии. В ходе сравнительного анализа показано, что, наряду с другими этносами, живущими на территории Монголии, цаатаны и оленеводы Тувы обладают всеми правами и возможностями граждан данного государства.

S. Chuluun, E. Aiygy

STATE POLICY OF RUSSIAN FEDERATION AND MONGOLIAN PEOPLE'S REPUBLIC CONCERNING TUVAN REINDEER BREEDERS IN MODERN PERIOD

The article attempts to consider the economic and political opportunities in Russia and Mongolia with respect to "national minorities" on the example of reindeer breeders living in Tuvan-Tsaatanregion and Khubsugulaimagof Mongolia. The conducted analysis has shown that like allother ethnic groups living in the territory of Mongolia Tsaatanand reindeer breeders of the Republic of Tuvahave all the rights and opportunities of citizens of these states.

Ключевые слова: тувинцы-урянхайцы, цаатаны, оленеводы, этноязыковая ситуация, Республика Тыва, Монголия, национальное меньшинство, ореге.

Keywords: Tuva - Urynkhay, Tsaatan, reindeer, ethnolinguistic situation, the Republic of Tuva, Mongolia, minority, Oreg.

Тоджинский район находится на северо-востоке Республики Тыва, с юго-западной стороны от нее располагаются Восточные Саяны, Тоджинская котловина, Восточно-Тувинское нагорье с хребтом Академика Обручева и нагорье Сенгилен. Рельеф местности низкогорный, местами среднегорный, на западе холмисто-равнинный. Много озер (Тоджа, Маны-Холь), болот [1, с.45] .

Оленеводство жителей Тоджинского района Республики Тыва исторически сложилось как транспортное. В работе А. А. Турчанинова «Урянхайский край в 1915 году», автор дает общее количество оленей в Тоджинском хошуне: 280 бедных по 30=8400; 400 средних по 100=40000; 120 богатых по 500=60000. Итого: 108 400 шт. [12, с.164] Таежное оленеводство Восточной Тувы существенно отличается от тундрового. Стада небольшие: обычно по нескольку десятков, сотен животных. Длинные миграции отсутствуют. Применяются «вольный» или «вольно-лагерный» способы выпаса, когда животные пасутся сами, без человека, периодически подходя к дому или лагерю оленеводов.

В период коллективизации численность оленей была большая, и информант Андрей Колович Ак, один из основателей Тоджинского района, вспоминал, что только в совхозе Первомай (первый директор совхоза «Первомай»), численность оленей достигала 11 тысяч голов. По мнению Андрея Коловича, основными причинами сокращения поголовья оленей являются централизованное планирование, где на выполнение государственных заготовок, на убой в год отправляли до 1000 голов оленей; низкая заработная плата и пенсия, социальная незащищенность, которая толкала людей на убой и реализацию оленины, для того, чтобы прокормить свои семьи1.

Кроме домашних оленей, водятся еще дикие олени. На сегодняшний день серьезной проблемой для жителей Тоджинского района стало увеличение численности дикого оленя. Следует обратить внимание на негативное воздействие дикого оленя на домашнее оленеводство, которые складываются из трех факторов: увод домашних оленей дикими; стравливание пастбищ и взаимная пастбищная конкуренция; сохранение очагов инфекций, а также перенос болезней домашних оленей. Во время исследовательских работ нами было замечено, что в домашних стадах оленей присутствуют примеси с дикими оленями2.

Домашние олени совершенно не пугливы, требуют мало ухода и каждый вечер возвращаются к чумам на ночлег. Все это потому что молодых оленят тотчас после рождения привязывают около чума (жилища). Недалеко от жилища устраивают легкие навесы, под которыми протягивают веревку на колышках, к которой и привязывают молодых оленят и самок, должных телиться. Поэтому оленухи никогда далеко от стойбища не уходят, с ними держатся двухлетки и однолетки, валухи и быки.

Оленьи пастбища - это территории, расположенные в зоне тундры, лесотундры, северной тайги, растительный покров которых пригоден в качестве корма для северного оленя. Площадь оленьих пастбищ составляет 1529,6 тыс. га. Наибольшие площади оленьих пастбищ имеются в категории земель лесного фонда - 1449,8 тыс. га и сельскохозяйственного назначения 79,6 тыс. га, поэтому долгосрочная аренда и тем более приватизация земли под оленьи пастбища невозможны.

Общая площадь лесных насаждений, не входящих в лесной фонд, в составе земель сельскохозяйственного назначения составляет 215,0 тыс. га, под водой - 18,5 тыс. га, под болотами - 47,2 тыс. га и прочих земель 406,6 тыс. га (это полигоны отходов, свалки, пески, овраги, земельные участки с тундровой растительностью, не вошедшей в другие угодья, другие земли).

По данным статистики Республики Тыва (1992 г.) и Министерства сельского хозяйства и продовольствия площадь Тоджинского района составляет 44,8 тыс. кв. м. Общая площадь земельных угодий трех общин (Хамсыра, Улуг-Даг, Одуген) составляют 52605 га, из них - 17535 га сельскохозяйственных угодий, 12078 га - пастбищ, 924 га - пашни, а остальная площадь принадлежала Госпромхозу, аратско-крестьянским хозяйствам и населению.

В Тоджинском районе содержатся 77% от всего поголовья местных оленей по республике.

Пик развития оленеводства относится к 1980 году. Тогда в Туве насчитывалось 20744 тысячи голов.

1 Полевые материалы Айыжы Е.В. (информант Ак Андрей Колович, 1936 года рождения, уроженец с. Севи Пий-Хемского района Республики Тыва).

2 Полевые материалы Айыжы Е.В. (информант Демкина Светлана Алексеевна, председатель ассоциации тувинцев-оленеводов «Тос-Чадыр»).

Таблица 1

Динамика численности оленей в Тоджинском кожууне РТ [13а]

Год Поголовье

1945 8100

1950 3100

1960 5800

1970 11600

1980 20744

1981 16200

1982 10300

1983 8480

1984 8489

1985 8731

1990 8100

1994 5227

1995 4469

2000 1200

2003 1340

2004 1335

2005 1339

2006 1355

2007 1164

2008 1285

2009 1598

Перестройка самым катастрофическим образом сказалась на этой специфической отрасли животноводства республики: к 2000 году поголовье оленей сократилось до 1200 голов во всех категориях хозяйств.

Таблица 2

Поголовье оленей Республики Тыва в 2012 году [13б]

Название хозяйств Начало 2012 года Конец 2012 года

Тоора-Хем 25 41

Адыр-Кежиг 294 343

Ий 0 0

Сыстыг-Хем 0 0

Ырбан 0 0

Хамсыра 131 158

Итого : 450 542

МУП «Одуген» 578 773

ГОУ НПО ПУ 12 54 62

Итого 632 835

Всего 1082 1377

По состоянию на конец 2012 года всего по республике имеется 1377 голов оленей. В результате реформ периода перестройки произошло резкое сокращение поголовья оленей Восточной Тувы, чтобы сохранить поголовье, здесь практически прекращен забой животных на мясо. Администрация Тоджинского района выделяет специальные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средства на стимулирование прироста поголовья, на покупку живых оленей для мало-оленных хозяйств и др. Информант Лопсан-Базыр Точка, 1940 года рождения, отметил, что со стороны администрации Тоджинского района выделяемые оленеводам бинокль, рация, машина «Буран» идут не по назначению, так как бригадир оленеводческой фермы Монгуш их забрал1. Кроме того, чаще всего получается, что бригадиры проблем оленеводов не знают, не имеют отношения к ним. Таким образом, можем отметить, что, несмотря на предпринимаемые меры, спад оленеводства пока сохраняется.

Постепенное сокращение поголовья оленей Тоджинского района началось здесь задолго до начала перестройки, где недавно оленеводство было обычным, оленей уже совсем не осталось. За годы реформ этот процесс усилился. Сегодня ареал оленеводства представляет собой отдельные изолированные участки, в которых содержится по несколько десятков и сотен оленей. Но и они все более уменьшаются и разобщаются. Таким образом, можно отметить, что под угрозой полного исчезновения находится порода тувинских оленей - самых крупных и выносливых транспортных оленей в мире.

В современной России олени находятся в трех видах собственности: общественной, государственной и частной. Однако на практике различия между хозяйствами с государственной и общественной формами собственности незначительны.

В общественной собственности находится большая часть оленей, ранее принадлежавших колхозам и совхозам. В результате приватизации из этих хозяйств были организованы коллективные долевые хозяйства, в некоторых случаях родовые хозяйства. Эта форма собственности является наиболее распространенной. В частной собственности находятся личные олени населения, а также олени, принадлежащие фермерским хозяйствам, родовым общинам и другим объединениям частников.

Личные олени обычно принадлежат пастухам, работающим в оленеводческих хозяйствах, или их родственникам. Эти олени, как правило, выпасаются в стадах того оленеводческого хозяйства, в котором работают их владельцы. Однако владельцы личного поголовья могут вести хозяйство и самостоятельно.

Теперь обратим внимание на тувинцев-цаатанов Хубсугульского аймака Монголии. Этнический состав населения современной Монголии состоит из различных этнических групп, в том числе и тюркоязычных, сюда относим казахов Баян-Ульгийского аймака, мончаков или тувинцев-урянхайцев Цэнгэл сомона, чантуу или уйгуров Ховдин-ского аймака, а также цаатанов или тувинцев, проживающих в сомоне Цагаан-нуур Хубсугульского аймака. Эти этнические группы вошли в состав монголов в разные исторические времена. Согласно офицальному мнению, их причисляют к «ундэсний цввнх» «национальным меньшинствам» и потому их не относят к монгольским народам. До настоящего времени не было четкой государственной политики по отношению к ним как к «нации или «народности».

Однако с середины XX в. и до сегодняшнего дня рассматриваемые нами «цаатаны», или тувинцы, населяющие северную часть озера Хубсугул, притягивали к себе особое внимание. По этой причине хотелось бы обратить внимание на то, как решаются вопросы государственной политики и какие меры принимаются Правительством Монголии по отношению к тувинцам, так называемым цаатанам.

Рассматривая историю появления цаатанов на территории Монголии, обратим внимание на научные исследования ученых по данной теме. По мнению исследователей, в официальных документах термин «цаатан» появился в 1920-х гг. По их мнению, их стали называть цаатанами из-за того, что они занимаются оленеводством [2, с. 34].

1 Полевые материалы Айыжы Е.В. (информант Лопсан-Базыр Точка Лопсан-Базырович, 1940 года рождения, уроженец с. Адыр-Кежик Тоджинского района Республики Тыва).

Хотя монголы всех, кто живет к северо-западу от озера Хубсугул и северо-западной стороне дархатских кочевий, называют «цаатанами» из-за особенностей их хозяйственной деятельности, они же сами себя называют «духалар» или «уйгар». Как известно, «духалар» по-тувински означает «тувинцы».

Но в данном случае мы решили объединить официально принятое в Монголии название и этноним, обозначающий их происхождение, в один парный термин -«тувинцы-цаатаны».

Известно, что данная народность, называющая себя тувинцами (сами монголы по роду их хозяйственной деятельности называют цаатанами), проживала в этих местах еще в ХШ-Х1У вв., занимаясь оленеводством и сохраняя свои самобытные обычаи и традиции [7, с. 123-124]. Поскольку существует немало работ, посвященных их происхождению, традициям и этническому составу, мы не будем повторяться. Считается, что впервые в монгольском языке слово «олень» зафиксировано в 1764 г. в списке «Шабинары-дархаты» Ундур гегээна Занабазара, в связи с упоминанием в нем 192 голов оленей. Однако неясным остается вопрос, были ли упомянутые в списке оленеводы тувинцами или дархатами.

Согласно переписи населения, проведенной в Монголии в 1935 г., цаатанов числилось «около 300 человек, образующих 40 ореге», в 1958-1959 гг. «около 200 человек с поголовьем в 400 оленей». Из них лишь 120 представителей, составляющих 30 ореге, непосредственно кочевали в таежной местности, выпасая своих оленей [5, с. 16].

Тувинцы, кочевавшие в окрестностях озера Хубсугул, до конца XIX в. были в подчинении хошуна Дуурэг вана Засагт хан аймака, назывались то «пушными подданными», то «цаатанским отуком» (административная единица в дореволюционной Монголии). Их Шаби платили дань только пушниной. В 1954 г. после официального установления государственной границы между СССР и МНР часть тувинцев, кочевавших на территории Прихубсугулья со своими оленями, получила монгольское гражданство и стала называться «монгольскими оленеводами», или тувинцами. Хотя цаатаны считают себя тувинцами по происхождению, они являются гражданами Монголии, и свидетельством того, что со стороны государства в течение последних 50 лет принимались меры по сохранению их образа жизни и особенностей традиционного хозяйствования, стало образование самостоятельного сомона Цагаан-нуур. В 1955 г. цаатаны добровольно приняли гражданство МНР [3, с. 36].

Что касается «самоназвания» и «самосознания» цаатанов, то, по данным полевых исследований, на общий вопрос, к кому они себя относят - к монголам или тувинцам, с которыми имеют общее происхождение, язык и культуру, был получен ответ: «по языку мы тувинцы, а по территории и гражданству, конечно же, монголы» [11, р. 13.]. Такой взгляд стало вполне единодушным. Э. П. Бакаева утверждает, что существуют различные варианты этимологии этнонима цаатан и, соответственно, по-разному рассматривается их происхождение, но в каждом из вариантов отмечается присутствие тюркских элементов в их этногенезе [4, с. 73].

Тувинцы-цаатаны живут высоко в горах, находящихся на расстоянии в 1000 км. от г. Улан-Батора, 300 км от центра Хубсугульского аймака г. Морена и 50-70 км. от центра сомона Цагаан-нуур. Места их проживания локализуются на точке, находящейся между 520-600 северной широты и 980-1020 южной долготы земного шара, на территории Монголии в зоне с пастбищами и горными лугами. Между собой тувинцы-цаатаны говорят по-уйгурски (тувински). По верованиям они являются шаманистами. Основным источником существования для цаатанов являются олене-

водство, обработка его продукции и охота. В тайге к западу от Цагаан-нуура проживает 95 человек, составляющих 19-20 ореге, а в восточной тайге около 85 человек, составляющих 17-19 ореге. В сомонном центре живут около 150 человек [6, с. 66].

Исходя из результатов переписи населения Монголии 2010 г., те, кто кочует в тайге, назвались «цаатанами», а те, кто проживает в центре сомона, записались как «дар-хаты», следует, что «цаатан» не обозначение этнического происхождения, а лишь название рода деятельности. Из-за того что в графе официальной переписи населения Монголии было указано название «цаатан», а не этноним «тува» или «уйгур», не было возможности установить точную их численность. В действительности, если они рассматриваются как отдельная этническая группа, то и следует исходить от общности происхождения, языка и культуры, а не от особенностей хозяйственной деятельности. В следующей таблице отражены последние данные о численности тувинского населения и поголовья оленей в сомоне Цагаан-нуур Хувсугул аймака.

Таблица 3

Численность населения Хубсугульского аймака

№ Год Цаатаны /численность Остальные

1 2010 251 202

2 2011 257 211

3 2012 264 227

4 2013 271 240

5 2014 274 250

Таблица 4

Численность оленей /количество/

Олень /голов/ 2008 2009 2010 2011 2012 2013

970 1108 1321 1356 1398 1571

В социалистическое время с середины XX в., продолжая работу по социализации тувинцев-цаатанов в монгольское общество, государство принимало меры по привлечению их к оседлому образу жизни, обеспечению рабочими местами и созданию самостоятельной оленеводческой отрасли. Более того, по решению Академии наук Монголии в 1958-1962 гг. были проведены специальные этнографические исследования [8, с. 19]. В период социалистической системы, с учетом природно-территориальных условий и самобытного образа жизни тувинцев-цаатанов, в 1985 г. было принято Постановление Великого Хурала за № 245 о разработке специальной программы, согласно которой Цагаан-нуурская охотоведческая артель Ренчинлхумбэ сомона Хувсугул аймака была преобразована в отдельный сомон, преимущественно заселенный тувинцами-цаатанами.

Помимо этого, была открыта средняя школа, организованы оленеводческая бригада и производство оленеводческой продукции, обеспечена ветеринарная служба для поддержания здоровья оленей и увеличения их поголовья, создан Краеведческий музей по сохранению и популяризации самобытной традиционной культуры. Правительство ежемесячно дополнительно выплачивало тувинцам-оленеводам 210 тысяч тугриков.

В 1990-е гг. в связи с изменением политической системы и экономическим упадком постепенно уменьшился и объем государственной помощи, вследствие этого цаатаны, живущие на окраине страны, были заброшены. Поскольку оленеводство является основным источником доходов и население не владеет другой собственностью, остав-

шийся скот был приватизирован. Из-за прекращения государственной помощи цаатаны стали переживать трудные времена и их уровень жизни существенно снизился, и, чтобы прокормиться, им приходилось забивать оленей и продавать их панты, что привело к резкому сокращению поголовья до 600 единиц в 2006 г.

С середины 1990-х гг. при поддержке действующих в Монголии международных организаций началось осуществление таких программ, как «улучшение качества жизни», «улучшение школьной успеваемости», «развитие оленеводства» и т.д. В 1996 г. Монголия внесла в Комитет по культуре при ЮНЕСКО предложение под названием «Цаатаны - шаманисты с озера Хубсугул» с целью внесения в список культурного наследия цаатанов-носителей самобытной традицонной культуры. Основной целью проекта было изучение состояния и сохранности самобытных традиций цаатанов и проведение исследований по уточнению мировых запасов чистой воды и окружающей среды. Но проект не дал конкретных результатов. Причина провала заключалась в отсутствии четкого понимания уникальности и ценности данной территории со стороны Правительства Монголии, которое ограничилось расплывчатыми рассуждениями о том, что это «сакральные места древних кочевников», «земля с красивой природой» и т.п. Другими словами, надо признать факт, что государственная политика по поддержанию и сохранению самобытного образа жизни и культуры цаатанов носила малоэффективный и недостаточный характер.

В социалистический период, во исполнение пункта Конституции о равных правах народов Монголии свободно говорить на родных языках и с целью решения кадрового вопроса при обучении детей родному языку, были приглашены учителя из Тувы, которых обеспечили наглядным учебным материалом. По приказу министра образования Монголии от 08 декабря 2005 г. № 387, была утверждена «Программа по обучению тувинскому языку». Меры, направленные на дальнейшее обучение молодежи в высших учебных заведениях, не дали своих результатов. Причина объясняется слабым уровнем знания монгольского языка, поскольку в школе разговаривают на смешанном тувинско-монгольском языке и потому не овладевают монгольским языком на должном уровне.

Проведенные в 2015 г. этнологические исследования показали, что на вопрос «На каком языке Вы предпочитаете говорить?», 30% респондентов дало ответ: «на уйгурском языке», 40% ответило: «на монгольском языке», остальными был дан ответ: «на другом языке». На вопрос «На каком языке Вы общаетесь между собой?», 84% респондентов ответили: «на уйгурском языке», 16% «на монгольском языке» и дополнили также резюмирующим ответом «наш родной язык утрачивается, и, чтобы не потерять его, стараемся говорить на нем. Хорошо говорить на своем языке»1.

В настоящее время Правительством Монголии разработана программа о развитии родного языка цаатанов наравне с государственным монгольским языком.

Следующим документом, утвержденным Правительством Монголии в 2007 г. за № 255, стала «Программа по возрождению и развитию оленеводства и улучшению жизненного уровня оленеводов», ставящая своей целью улучшение качества жизни народа и увеличение поголовья оленей.

В «Программе» написано: «с целью возрождения оленеводства и оказания безвозмездной разовой помощи в виде товаров каждому хозяйству (ореге), из Резервного фонда Правительства Монголии выделить 624 млн. тугриков. За счет государства организовать подготовку учителей и врачей для цаатанов» [9а, с. 255]. Внимания заслуживает то, что в данной «Программе» цаатанов называют «цаачин», который является термином, обозначающим род занятий, а не этнографическим термином.

1 Полевые материалы Айыжы Е.В., С. Чулууна

В плане по осуществлению Правительственной программы в 2004-2008 гг. указано: «Разработать комплексную программу по возрождению и сохранению оленеводства, улучшению социально-экономического положения и здоровья, решению вопросов цивилизационного порядка народности духа» [9б, с. 255]. Однако до сегодняшнего дня многие положения Программы не были исполнены.

Более того, в данную программу не были включены вопросы изучения этнографии, сохранения и развития языка, защиты традиционной культуры, координация совместной деятельности с представителями Тувы и т.д. Начиная с 1990-х гг. выполнена лишь одна программа, в соответствии с которой тувинцам-цаатанам и была оказана разовая помощь в виде товаров народного потребления.

Таблица 5

Перечень товаров, выданных в виде одноразовой помощи

№ Наименов ание Единица Штук Стоимость (тугр.) Итого (млн. тугр)

1 Радиоприемник шт 52 50.000 26.0

2 Материал для обивки чума метр 2600 8.000 208.0

3 Лошади голов 104 150.000 156.0

4 Козы голов 520 45.000 234.0

Итого - - - 624.0

Со временем данная территория превратилась в излюбленное для иностранных туристов место, и «сезонный туризм» стал основным источником существования

цаатанов.

Одним из важных государственных решений в отношении тувинцев-цаатанов стал Указ Президента Монголии Ц. Элбэгдоржа от 19 марта 2013 г. № 42. Основанием для Указа послужило посещение Президентом страны Ц. Элбэгдоржем 22 декабря 2012 г. таежных кочевий тувинцев-цаатанов вблизи сомона Цагаан-нуур Хубсугульского аймака. В некоторых средствах массовой информации Монголии даже появились сообщения о том, что Президент «сбежал в тайгу и переночевал в чуме оленеводов, чтобы избежать конца света». Во время встречи с Президентом цаатанами поднимались вопросы «сохранения национальной культуры, возможности получения образования на родном языке, наряду с оленеводством, развитие и других отраслей, медицинское обслуживание, обеспечение молодежи рабочими местами и т.д.». Президент в ответ сказал: «Когда большинство идет по пути развития, то и о меньшинстве не должны забывать». Отсюда ясно видно, что Президент относит тувинцев-цаатанов к «национальным меньшинствам». Хотя в Указ Президента вошли многие положения предыдущих программ и постановлений, в нем появился новый 11-й пункт, в котором написано: «Государство компенсирует дорожные расходы цаатанов - жителей сомона Цагаан-нуур для посещения раз в 3 года родственников, живущих в Тоджинском кожууне Республики Тыва Российской Федерации через контрольно-пропускной пункт Арцсуурь в Завхан аймаке. С 2013 г. эти средства будут заложены в бюджет со-мона Цагаан-нуур». Во исполнение Указа Президента было принято Постановление Правительства от 11 мая 2013 г. с Перечнем мероприятий. Постановление включает следующие пункты для исполнения: в связи с признанием за тувинцами-цаатанами статуса народа - национального меньшинства принять меры по сохранению их языка, культуры и самобытного образа жизни; на взаимовыгодной основе пригласить учителя тувинского языка из Цэнгэл сомона Баян-Ульгийского аймака реализовать

принятую в 2007 г. «Программу по тувинскому языку», подготовить и издать книгу «Традиции и культурное наследие цаатанов», создать условия для развития туризма, увеличить поголовье оленей, оказать помощь в защите здоровья населения и т.д. С апреля 2014 г. Министерством культуры, спорта и туризма Монголии начата работа по созданию «Музея цаатанов» с целью развития туристко-рекреационной зоны вблизи территории проживания тувинцев-оленеводов.

Таким образом, следует отметить, что за последние 20 лет плановыми задачами государственной политики монгольского государства по отношению к тувинцам-цаатанам, отнесенным к национальным меньшинствам, стало: сохранение и увеличение поголовья оленей как основы их существования, защита здоровья населения и обучение детей в школе и т.п. В то же время были упущены вопросы изучения истории, этнографии и оказания содействия в возрождении и поддержании родственных, этнических связей с тувинцами Российской Федерации. Такому положению вещей поспособствовало несколько причин. Ранее внимание в основном уделялось вопросам экономического характера, например, взгляд на их территории как на туристическую зону, увеличение поголовья оленей и т.д. Но, с другой стороны, причина того, что цаатаны не рассматривались как отдельная этнографическая группа или нация, возможно, заключалась в том, что внешне культура тувинцев-цаатанов особо не отличается от культуры соседних народов, таких как дархаты, буряты, халха и т.д., в некоторых случаях даже принимали их за одни и те же народы. Одним словом, подход к ним был не как к этнической группе, хотя термин «цаатан» обозначает род хозяйственной деятельности - «цаачин» (оленевод), «цаатан иргэн» (гражданин, который держит оленей). В государственной политике Монголии, правительственных постановлениях нет четкого упоминания о том, что эти оленеводы и есть этнические тувинцы. До сегодняшнего дня сохраняется вопрос об отсутствии специально разработанной политики по отношению к национальным меньшинствам, упомянутый в докладе о «Правах и свободе личности в Монголии», внесенном Национальной комиссией Монголии по правам человека [10, с. 165]. Тем не менее тот факт, что Правительством Монголии неоднократно принимался и реализовывался ряд специальных постановлений, посвященных цаатанам, в отличие, например, от других этнических групп, свидетельствует о признании и уважении их этнической идентичности и самобытного образа жизни.

Следует подчеркнуть, что тувинцы-цаатаны, наряду с другими народами, обладают всеми правами и возможностями граждан Монголии говорить на родном языке, получать образование, сохранять и развивать язык и традиционную культуру, и это является реальным свидетельством поддержки со стороны Правительства Монголии, что и впредь будет продолжена цивилизованная международная практика - государственная политика по изучению истории, сохранению культуры, развитию традиционного хозяйства и уважения прав народа, который когда-то волею судьбы и истории оторвался от родных корней.

Список литературы

1. Айыжы Е.В. Традиционная система питания жителей Тоджинского района Республики Тыва. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2014.№ 3 (83). - С. 44-47.

2. Бадамхатан С. Хевсгелийн цаатан ардын аж байдлын тойм. - Улаанбаатар, 1962. - 66 х.

3. Бадамхатан С. Эрдэм шинжилгээний бYтээлYYД III. - Эрхэлсэн Б.Бадма-Оюу. -Улаанбаатар: А^оп, 2005. - 473 х.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.