Литература:
1.Аракчаа JI.K, Дадаа Г.И. Экология и этноэкологические традиции народов Центральной Азии. Изучение территории родовых земель кочевников Центральной Азии. - Кызыл, 2009.
2. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. «О некоторых формах и отношениях собственности в тувинском кочевом скотоводстве». -М., 1972.
3.Даржаа В.К. Лошадь в традиционной практике тувинцев-кочевников. - К., 2003.
4. История и культура народов Средней Азии//Вайнберг Б.И., Новгородова Э.А. Заметки о знаках и тамгах Монголии. - М,. 1976.
З.Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы XIX - начато XX века. - М., 1956.
6. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. - М., 1985.
7. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. -Спб.. 1995.-Т.З.;
8. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. - Л., 1969.
9. Катанов Н.Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году,-Кызыл, 2011.
10. Монгуш А. Тыва им демдектер кандыг-кандыг болурул ? // Тываньш аныяктары,- 1997.- 28 марта.
11. Ямаева Е.Я. Алтайские тамги (некоторые проблемы этнокультурных контактов народов Алтая и Центральной Азии).- Горно-Алтайск, 2004.
12. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. - М., 1980.
Список информаторов
1. Информатор Хунакай K.M. - уроженец с. Ак-Туруг Чаа-Хольского района Республики Тыва.
2. Информатор Тегжит Э.О. - уроженец с. Победы Кызьшского района Республики Тыва.
3. Информатор Хомушку Э.К. - уроженка г. Кызыла Республики Тыва.
4. Инф-орматор Базыр-сады Б.Д. - уроженец с. Ак-Туруг Чаа-Хольского района Республики Тьюа.
5. Информатор Монгуш Т.Т. - уроженка с. Арыскан Улуг-Хемского района Республики Тыва.
6. Информатор Солдуп М.М. - уроженец с. Кызыл-Даг Чаа-Хольского района Республики Тыва.
ОЛЕНЕВОДЫ ВОСТОЧНЫХ САЯН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА И МОНГОЛИИ*
Биче-оол С.М., Самдан А,А.
Тувинский институт гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва,
г. Кызыл
REINDEER HERDERS OF THE EASTERN SAYANS, THE REPUBLIC OF TUVA,
AND MONGOLIA*
Biche-ool S.M., Sam dan A.A.
Tuvan Institute of Humanitarian Studies under the Government of the Republic of Tuva,
Kyzyl
В данной статье представлены некоторые аспекты исследования, осуществленного летом 2011 с. в Тоджинском районе Республики Тыва и Хубсугульском аймаке Монголии, где компактно проживают оленеводческие народы.
Ключевые слова: оленеводство, охота, собирательство, рыболовство, тувинцы-тоджинцы, туха, община, оленеёмкостъ.
In this article are presented some aspects of research collected in the summer of 2011 in the Todzhinski region of the Republic of Tuva and the Khitbsitgidskaimak in Mongolia, where there live a high density of reindeer herders.
Key words: Reindeer herding, hunting, gathering, fishing, Tuvan -Todzhins, tukha, community, carrying capacity.
* Статья написана при поддержке гранта РГНФ «Оленеводческие народы Саянского нагорья (тувинцы-тоджинцы, тофалары, цаатаны) № 014)1-1700 а/Т.
Оленеводческие группы населения Восточных Саян самая южная оленная зона России, где проживают тофалары (Иркутская обл.), сойоты (Бурятия), тувинцы-тоджинцы (Тува) и хубсугульские тувинцы (Монголия). Родственные по языку, по типу использования оленей в хозяйстве, по культуре эти оленеводческие народы прошли различные этапы своего политического и социально-экономического развития. Оленеводы издревле осуществляли между собой теснейшие семейные.
хозяйственные и торговые связи Кочуя по высочайшим горным хребтам Саян (от 2500 и более 3000м над уровнем моря, в зимний период температура достигает минус 29-55 гр., а летом держится на 12-23 гр.) и живя согласно законам природы, оленеводческие народы Восточных Саян, создали уникальную духовную и материальную культуру, которая сегодня признана неотъемлемой частью мировой цивилизации. Традиционно оленеводы занимаются охотой, собирательством и рыболовством.
Оленеводство - это одна из специфических отраслей животноводства. О времени и центрах возникновения оленеводства существуют различные точки зрения. Так, С И. Вайнштейн развил точку зрения о происхождении оленеводства на Саяно-Алтайском нагорье. Причем он обосновал моноцентричный характер возникновения оленеводства в данном регионе. Известно, что в районе Восточных Саян, по археологическим данным, у скотоводов Южной Сибири в I тыс. ДО н.э. уже имелись одомашненные олени, а уже на рубеже нашей эры их использовали в качестве транспортных животных [1]. Это дает основание говорить о местном возникновении оленеводства в Азии, т.е. территории Саяно-Алтайского нагорья
Интересные сведения об оленеводах Тувы имеются в китайских династийных хрониках (618-907 гг.), русских ясачных книгах Красноярского уезда. Наиболее содержательные исторические и этнографические материалы представлены учеными A.M. Кастреном, И Е. Островским, Ф Я Коном, ГЕ. Грумм-Гржимайло, Д. Каррутерсом, А.П. Ермолаевым и др. Выдающийся вклад в изучение оленеводов Восточных Саян внесли также и другие советские ученые - В.В. Бунак, М.Г. Левин, Л Р. Кызласов, Е.Д. Прокофьева, С.И. Вайнштейн
В Республике Тыва в настоящее время оленеводческое население, именуемое в научной литературе, тувинцы-тоджинцы, сосредоточено в северо-восточной и юго-восточной частях Тувы. Южные склоны обширного нагорья Восточных Саян - это остроконечные с вечно снежными вершинами, называющиеся в народе «гольцами» или «таскылами», горы. Их еще называют белогорьями или белками. Ниже этих гольцов раскинулась Тоджинская котловина, длина которой около 150 км, высота от 850м на западе до 2000 м над уровнем моря на востоке.
Географические условия Тоджинской котловины с ее луговыми и степными участками позволяли оленеводам, особенно в районе Азасской равнины, заниматься скотоводством. Они держат лошадей и крупный рогатый скот. Тере-Хольские оленеводы имеют в своих стадах также сарлыков (яки). Эти полудикие, выносливые и неприхотливые животные, родина которых Тибет, являются древними обитателями высокогорных районов Центральной Азии, в том числе и Восточных Саян. По типам использования, по способам выпаса и различию верхового снаряжения тувинское оленеводство относят к пятому саянскому типу, для которого характерно вьючно-верховое оленеводство, с вьючным детским и верховым седлами со стременами.
Численность оленей по годам
№ Годы Численность оленей
1 1934 9.122
2 1936 11.557
3 1937 13.457
4 1939 16.5(H)
5 1940 19.000
6 1970 11600
Как видно из таблицы, в период Тувинской Народной Республики наблюдается рост поголовья стада оленей. Это стало возможным благодаря советским специалистам, оказавшим помощь в проведении ряда мероприятий по улучшению породности оленей, повышении продуктивности, планомерном использовании кормовых угодий и усиленном зооветеринарном обслуживании оленей. В советский период в перспективных планах оленеводов Тоджи до 1980-х гг. предполагалось довести увеличение поголовья оленей от 19000 до 22000 голов оленей.
Уменьшение поголовья скота в советский период можно связать с тем, что с
началом Великой Отечественной войны жители Тоджинского района, как и все население ТНР, выразили готовность оказать непосредственное участие в борьбе советского народа против гитлеровского фашизма. Вся экономика Тоджи была направлена на помощь фронту. Забивали тысячи оленей, крупного рогатого скота для Красной Армии. Семьи оленеводов сдавали пушнину, личный скот в фонд обороны, собирали одежду жителям западных районов СССР.
После вступления Тувы в состав СССР стали создаваться колхозы Одновременно с созданием колхозов осуществлялся переход оленеводческого и скотоводческого населения на оседлость. Оседание
проходило не просто. Часть семей даже откочевали - кто к высоким гольцам, кто в Монголию. Однако колхозы организационно крепли, а семьи оленеводов, получая поддержку и помощь от государства, переселялись в дома. Пастухи-оленеводы были единственной кочевой группой колхозников, которые с семьями постоянно жили при стаде, кочуя с пастбища на пастбище Ягельные пастбищные угодья обоих колхозов находились в горах Од\тен и У луг-Даг. Для содержания стада в колхозных хозяйствах были созданы постоянные оленеводческие бригады. Бригадиры оленеводов периодически приезжали в поселки для получения инструктажа и покупки продуктов для семей оленеводов. В послевоенное время в результате рационального использования кормовых и пастбищных угодий, а также постоянного зооветеринарного обслуживания поголовье оленей стало увеличиваться.
Следует отметить, что в политике правительства ТНР, Тувинской автономной области и ТАССР по отношению к тувинцам-тоджинцам прослеживался государственный (советский) патерналистский подход. Такой подход имел особо покровительственные формы в решении вопросов оленеводческого жизнеобеспечения, здравоохранения и культурного строительства. Следует признать, что достижения в улучшении оленеводческого жизнеобеспечения в советское время были огромны. Политика советского паттерна-лизма в отношении перевода аратов, в том числе и оленеводческого населения, считалась в то время единственно правильным и оптимальным решением
Территория Хубсугульского аймака Монголии составляет 106,2 тыс. кв. км и состоит из 23 сумонов и одного села. По данным 2000 г., численность населения аймака составляла 117.914 чел. и является самым густонаселенным в Монголии. Основное большинство составляют хотогойты - 82,6 %, дархаты - 13,7 %, урянхайцы - 2,5 %, буряты - 0,8 % и цаатаны или тувинцы - 0,2 %. Название «цаатан» или «цаачин» дано им монголами в середине XX в. «Цаа» по-монгольски означает олень, а «цаатан» - имеющий оленей. Сами себя они называют «туха», «духа».
Из истории известно, что в период Маньчжурской империи цинские власти в Туве провели административно-территориальную реформу и было образовано четыре хошуна: Тоджинский, Хемгольский, Тесингольский и Хубсугульский. Кочевья последнего «находились в районе оз. Хубсугул и к западу от него в бассейне р.
Шишкит» [2]. В состав каждого из перечисленных хошунов входили четыре сумона. В кочевья же Хубсугульского хошуна входили сумоны Холюш, Иргит, Аргымак. Название четвертого хошуна не сохранилось, утеряно В литературе известны следующие родовые названия восточных тувинцев: хаасут, кезек-маады, кара-тодут, дарган, соян, кезек-куулар, кыштаг, урат, демчи, маады, даргалар, кара-балыкчы, кара-соян, чооду, хойук, иргит, га лучин, мундей, хуреклыг, шерХИТИН [3]
В 1878 г. правителю Хубсугульского хошуна удалось отделиться от правления амбын-нойона Тувы и он стал напрямую подчиняться Улясутайскому генерал-губернатору. А в 1921 г. при образовании суверенного государства на Всетувинском хурале Хазутский (Хубсугульский) хошун был исключен «из состава народа Танну-Тува» [4] Таким образом, четыре сумона хубсугульских тувинцев в количестве 1100 семей или около 5000 чел. и 26000 голов скота вышли из состава Тувы. Позднее, в годы коллективизации, многие тувинцы-тоджинцы также бежали из Тувы в Монголию
В первое время монгольская сторона не признавала их за своих граждан, и они считались людьми без гражданства. Только после установления границы в 1955 г. тувинцы были Признаны Гражданами Монголии
После образования Монгольской Народной Республики в стране была проведена административно-территориальная реформа, которая продолжилась вплоть до 1940-х гг. Ее основной целью была переустройство старой структуры, основанной на родоплеменном делении. Были полностью изменены названия всех аймаков, хошунов и сумонов. В результате объединения некоторых хошунов бывших Дзасакту-хановского и Сайн-ноеновского аймаков был образован Хубсугульский аймак. В 1923 г четыре сумона хубсугульских тувинцев вошли в состав двух разных хошунов. В последующие годы в связи с реорганизацией хошуна как территориальной единицы они были включены в состав разных сумонов, что, конечно, сказалось на ассимиляции тувинцев среди дархатов и монголов.
Территория Восточных Саян богата озерами, реками, и они полны ценными сортами рыбы - сиг, ленок, хариус, таймень и др. В Туве и Хубсугуле были организованы рыболовецкие бригады В МНР старое поколение оленеводов продолжало заниматься традиционным хозяйством, а молодежь устраивалась на работу в рыболовецкое хозяйство в сумоне
Цагаан-Нуур. В 1985 г. все оленеводы из Ренчинлхумбэ были объединены с центром ближайших сумонов Улаан-Уул, в Цагаан-Нууре.
Па стойбище оленеводов
Политические и социально-экономические изменения, начавшиеся с 1990-х годов, поставили тувинское сельское население на грань выживания. С этого времени сельчане испытали тяжелейший период в своей истории. Как советовал Гайдар Е.Т., «надо лишь крепко зажмуриться и прыгнуть в неизвестное», и тувинское село «прыгнуло» в капитализм. Все. что таким самоотверженным трудом было добыто колхозниками, особенно в советский период, в одночасье рухнуло.
Жители Тоджинского кожууна, чтобы как-то устоять, выжить в таких условиях, претерпевали непростые жизненные ситуации. Доставка продуктов и товаров первой необходимости стала проблемой номер один. Удручающая обстановка сложилась в поселках Севи, Адыр-Кежике, Ийе и остальных населенных пунктах. В поселках люди не получали зарплату. Охотничий промысел, кормивший семьи, развалился Стало разваливаться и оленеводческое хозяйство. В условиях отсутствия всего, оленеводы, чтобы как-то прокормить семьи, забивали и продавали оленей. Одного оленя продавали за 500 рублей или за один мешок муки. Многие семьи оленеводов не могли надолго оставаться в тайге без средств, без продуктов. Они перебирались ближе к поселкам, к своим родителям-пенсионерам, чтобы как-то прокормиться на их пенсию, «под запись» набрать продуктов и снова уйти в тайгу. Другие члены оленеводческих семей оставались в селе, не имея возможности устроиться хотя бы на временную работу, пополняли армию безработных, подрабатывая лишь сезонными работами: сбором ягод и орех,
рыболовством и охотой. Питание семей значительно уступало утвержденному набору продуктов питания в прожиточном минимуме.
Поголовье оленей, которых в конце 1980-х гг. насчитывалось более 12000, к 1996-1998 гг. уменьшилось до 2000. Часть оленей погибла от болезней, другая часть пошла под нож. третья - ушла в гольцы к диким сородичам. В тяжелейшем положении оказались и охотничье-промысловое, оленеводческое хозяйства, бывшие в советское время хозяйствами-миллионерами.
В связи с кризисным положением активизировали свою деятельность представители оленеводческих народов, которые на волне еще горбачевской гласности в марте 1990 г. в Кремле провели 1 съезд народов Севера, на котором была образована «Ассоциация народов Севера СССР». В ноябре 1993 г. она была зарегистрирована как общественно-политическое движение «Ассоциация КМНСС и ДВ РФ».
Указом Президента Российской Федерации № 945 от 16 мая 1994 г. Тоджинский и Тере-Хольский кожууны Республики Тыва были отнесены КМНССиДВ. Тувинцы -тоджинцы составили 55,2% или 3260 человек от всего населения кожууна. В 2001 г. тувинцы-тоджинцы были включены в список «Коренных малочисленных народов Севера. Сибири и Дальнего Востока РФ» (КМНСС и ДВ РФ). Включенность в данное сообщество оленеводов Тувы имеет исключительно значение. На государственном уровне поднят статус тувинцев-тоджинцев, что позволяет им принимать активное участие в
формировании законодательства, защищать интересы и права своего коренного этноса, отстаивать права на сохранение традиционных видов хозяйственной деятельности и промыслов. иметь распорядительное право на землю и природные ресурсы своей территории.
На основании федеральных законов. Правительством Тувы от 7 августа 2001 г. было принято постановление за № 1003 о принятии программы «Социально-экономическое развитие Тоджинского кожууна на 2002-2010 гг.». При реализации данной программы, должно было произойти коренное улучшение социального жизнеобеспечения: открытие промышленных предприятий, введение промышленных технологий и обустройство семей, ведущих кочевой образ жизни. Намечены были действительно серьезные перспективные мероприятия, и оставалась только надежда на их быстрейшее претворение в жизнь. Администрацией Тоджинского кожууна предпринимались определенные меры, но кризисная ситуация в хозяйстве оставалась. Она и на сегодняшний день имеет место быть К сожалению, выполнение проектов продвигается с трудом и медленно.
В настоящее время в Туве в оленеводческом хозяйстве существуют три формы собственности: государственное, общинное и частное По данным администрации, в 1997 г. было 118 зарегистрированных фермерских хозяйств. На сегодня осталось 4 зарегистрированные общины.
Социальное положение оленеводов в РТ находится на весьма низком уровне. Современные оленеводы это в основном люди пенсионного возраста. Молодое поколение из-за отсутствия финансовой поддержки, отсутствия заработной платы за труд оленевода и неустроенности быта работать в оленеводческом хозяйстве не хотят. Считают, что это самому оленеводу дорого стоит. Оленеводческие хозяйства остро нуждаются в кадровых специалистах по оленеводству. Если раньше ветеринарные врачи кочевали вместе с оленеводами и оказывали своевременную помощь отаре оленей, сегодня их нет. К сожалению, дипломированные специалисты из числа тувинцев-тоджинцев не возвращаются не только в кожуун. но и в Туву, т.к. им предоставляются в других оленеводческих регионах лучшие материальные условия работы.
На сегодня на выпасе у оленеводов 1274 оленя, из которых 541 оленя выпасают
13 семей оленеводов, 733 оленей выпасают 16 семей, состоящих в МУПе «Одуген». Всего 29 насчитывается кочующих семей тувинских оленеводов, сосредоточенных на оленеводческих базах в верховьях Бедий. Ак-Суг, Кызыл-Даштыг и Одуген По всей видимости, с большим сожалением, сегодня надо констатировать непростительную медлительность, в разработке задач по улучшению жизнеобеспечения оленеводов, непродуманную политику местных властей по сохранению культуры и быта тувинских оленеводов и их уникальной цивилизации оленеводства, как одного из древнейшего вида животноводства.
Оленеводы МУП «Одуген» получают средства из федерального бюджета по 300 (в других регионах России от 500 и выше) рублей за голову одного оленя, а также 1200 рублей за голову оленя из республиканского бюджета. Такую же сумму получают из республиканского же бюджета и оленеводы ЛПХ (частники). Это. конечно, мизерные суммы и их явно не хватает, чтобы в экстремальных условиях содержания стада оленей выполнять самую трудоемкую работу со всеми ее обязательными организационно-хозяйственными, зооветеринарными мероприятиями и важными технологическими операциями. За последние годы ветеринарная помощь почти сошла на нет. Некоторые оленеводы покупают медикаменты на свои средства, но многие обходятся вообще без ветеринарных препаратов. Такой государственной ветеринарной поддержки как было в советское время, сегодня нет. Отсюда происходит ослабление иммунитета оленей, животные плохо переносят перепады температуры, страдают от болезней Ослабленные олени становятся быстрой добычей хищников, а пастухи, не имеющие оружий, не могут их защитить.
Можно упрекнуть в инертности самих оленеводов, однако, за последние два года -2010 и 2011 гг. ими было предприняты попытки вступить в контакт с властными структурами власти, где перед министром сельского хозяйства РТ были поставлены вопросы о задержке выплат из федерального и республиканского бюджетов за содержание оленей, о строительстве и ремонте жилья и др. важные вопросы по проблемам жизнеобеспечения. Как всегда, важные вопросы остались не решенными В современных условиях, как мы видим, процессы социальной адаптации оленеводческого населения оставляют желать лучшего.
Смежные процессы происходили и в Монголии. Экономический кризис в Монголии 1990-х годов, истощение рыбных ресурсов привели к тому, что оленеводы остались без работы, а значит без источника прибыли. После распада хозяйства все олени были приватизированы Оленеводы были вынуждены забивать своих оленей на убой, сдавать рога, что привело к значительному сокращению поголовья скота. Так, в 2003 г. поголовье оленей достигло критического минимума около 600 голов. Впоследствии этот процесс удалось остановить и даже приумножить поголовье По мнению экспертов и оленеводов, оленеёмкость пастбищ Хубсугула составляет 4000-5000 голов.
По данным, на 2011 г. насчитывается 1228 оленей и 70 кочующих оленеводческих семей. Всего одна семья имеет более 100 оленей, т.е. достаточное количеством оленей, чтобы более или менее обеспечить себя. 31 семья или 44.2% имеют от 1 до 10 оленей. От 40 до 80 оленей имеют всего 8 семей, что составляет 11,4 %. Эти цифры говорят о низком уровне жизни оленеводов. Некоторые вынуждены оставлять своих оленей и спускаться с гор, чтобы заняться скотоводством. В 2010 г. в Хубсугуле был устроен большой праздник «Наадам тысячи оленей», посвященный тысячному оленю.
В 2007 г. монгольское правительство приняло долгосрочную программу «Развитие оленеводства и улучшение жизни оленеводов (2007-2015 гг.)». Она программа преследует три основные цели:
1. принятие мер по улучшению генофонда оленей, охране их здоровья и увеличение поголовья оленей;
2. повышение уровня жизни самих оленеводов;
3. получение образования детям оленеводов.
Снижение поголовья оленей приводит к межродственному скрещиванию, которое приводит к понижению иммунитета, уродству и слабости их. Иностранцы рассматривают возможность импортирования оленей из Скандинавии, Канады. Кроме того, ученые изучают возможность иску сственного осеменения олену х. Но пока не до конца исследованы возможные последствия скрещивания сибирского оленя с другой разновидностью оленей. Известно, что всего 3 раза были импортированы олени из Тувы (1986, 1990). Последний раз в 2010 г. состоялся обмен 20 тоджинских оленей на монгольских лошадей. Долгий карантин на
границе без привычного питания ослабил оленей и из них выжило всего 3-5 оленей.
Для улучшения жизни оленеводов принимаются различные меры, в том числе большую помощь оказывают иностранцы. Помимо гуманитарной помощи, они провели среди оленеводов курсы народных промыслов. Продажа сувениров из рогов, поделок из кожи, шерсти оленя, различных национальных украшений приносят им неплохую прибыль. По признанию молодого оленевода П. Хадбаатара. он на сувенирах зарабатывает около одного миллиона тугриков в год. В 2004 г. сувениры оленеводов были распроданы на аукционе в США. Также иностранцы помогают медикаментами и ветеринарными инструментами.
В 2007 г. Правительство Монголии выделило оленеводам брезент, радиоприемники, а тем семьям у кого небольшое стадо оленей — домашний скот на общую сумму 624 млн. тугриков.
По принятой программе для детей оленеводов в случае их поступления в учебные заведения предусмотрено обучение за счет государства. Также предполагается подготовить ветеринаров, врачей и обеспечить их работой в местах постоянного проживания. Но как показывают исследования, всего лишь 55 % детей оленеводов получают неполное среднее образование, а единицы - полное среднее образование.
На сегодняшний день для оленеводов негативной проблемой является коммерческая охота в местах их кочевок. Коммерческие охотники в больших количествах уничтожают диких животных, которые являются ОСНОВНЫМ источником пропитания оленеводов. Также волки с уменьшением добычи стали нападать на домашних оленей.
Для оленеводов Хубсугула важным является сохранение родного языка, который исчезает среди молодого поколения В 1990-ые годы в Цагаан-Нууре работали две учительницы из Тувы. Местное население с большой благодарностью вспоминает их. В настоящее время в школе не ведется тувинский язык, поскольку нет ни учебников, ни программы, ни наглядных пособий и квалифицированных учителей. Поскольку дети туха весь учебный год живут в интернатах и учатся в школе, где обучение ведется на монгольском языке, то они, конечно, даже не понимают родной язык.
На наш взгляд, чтобы возродить оленеводство необходимо по-новому подойти:
- к управлению оленеводством с учетом всех форм собственности.
- привлечь оленеводов к активной работе к управлению по оленеводству;
- вовлечь и обучить оленеводов эффективно использовать в современных условиях нормативно-правовые акты для защиты своих прав и интересов,
- создать условия для развития народных промыслов, производства мини-
цехов по обработке ягод, грибов, рыбы и др. продуктов питания. Литература:
1. Вайнштейн С.И. Оленеводство. // Материальная культура. Свод этнографических понятий и терминов. Вып.З. - М.: «Наука». 1989. - С.109; Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. -М., 1972.-С.99-125.
2. История Тувы. Т. 1. -Новосибирск, 2001. -
С. 227.
3. История Тувы. Т. 1. -Новосибирск, 2001. -С. 227, 307.
4. История Тувы. Т. 2. -Новосибирск. 2007. -
С. 127.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЖЕНЩИН ТУВЫ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Доржу ЗЛО.
Тувинский государственный университет, Кызыл
VALUE ORIENTATIONS OF THE TUVAN WOMEN AS A FACTOR OF POLITICAL
ACTIVITY
Dorzhu Z.Yu.
Tuvan state university, Kyzyl
В статье приводятся традиционные ценности тувинских женщин и их изменения, произошедшие в 90-е годы XX века. Автор анализирует стереотипы, основанные на гендерном измерении ценностных предпочтений, их влияние на политическую активность женщин.
Ключевые слова: женщины Тувы, ценностные ориентации, гендерные отличия, политическая активность.
In article are resulted traditional values of the Tuva women and their variations which have occured in 90 tb years XX century. The author analyzes the stereotypes based on gender measurement of valuable preferences, their influence on political activity women.
Key words: women of Tuva, value orientations, gender differences, political activism.
Изучение ценностей и ценностных ориентаций, возможных последствий преобладания тех или иных ценностных установок приобретает все более важное значение. Анализируя ценности женщин Тувы, можно прийти к выводу о том, что тувинские женщины ИСПОКОН веков не стремились к участию в политическом процессе. Более того, в феодальной Туве женщина в социальном плане была неравноправна по сравнению с мужчиной, не имела голоса в обсуждении вопросов, касавшихся рода, не имела права участвовать во всенародных богомолениях. Существовало четкое ограничение круга женских интересов семьей, хозяйственными занятиями. Да и в традиционной культуре тувинцев нравственные идеалы оценивались не по материальным последствиям и внешней пользе, а по внутреннему состоянию души и сердца людей. Ценились
широта натуры, отзывчивость, доброта, трудолюбие считалось нормой бытия, СИНОНИМОМ жизнелюбия, счастья. «Кто любит труд, тот любит жизнь» - гласит тувинская пословица [1]. Так, в романе "Тувинка" М Б.Кен ин-Л о пеан приводит в пример то, что искали, любили и чтили тувинцы в женщине: труд и милосердие к ближним, кроткий Нрав И смирение, сочетание простоты и всепрощающей щедрости, самое главное для женщины -счастье быть матерью, у них нет такой привычки, чтобы сегодня любить одного, завтра другого [2]. В работах многих тувинских историков и писателей подчеркивается важная роль тувинских женщин в поддержании духовности, трансляции нравственных ценностей.
Из истории видно, что всего лишь несколько женщин принимали непосредственное участие в политической жизни