é
Ws,
ARTICLE INFO
THE STATE POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE FIELD OF COUNTERING CRIMES IN THE FIELD OF DIGITAL TECHNOLOGIES AND SECURITY Sadullaev Gayrat Abdujabbor ugli
Doctoral student at the Faculty of Postgraduate Education of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan. https://orcid.org/0009-0000-6241-1137 Khamrakulov Lochinbek Erkinjon ugli Applicant
https://doi.org/10.5281/zenodo.11399956 ABSTRACT
Received: 23th May 2024 Accepted: 30th May 2024 Online: 31th May 2024
KEYWORDS Personality, information security, crime, threat, integrated approach, analysis.
This article discusses the main problems and solutions in the field of personal information security. Problems such as constantly changing threats, a shortage of qualified specialists, the difficulties of international cooperation and a low level of awareness about cybersecurity require an integrated approach. The measures aimed at adapting to new threats, developing educational programs, strengthening international cooperation and increasing the level of safety culture among the population and organizations are analyzed.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ
Саъдуллаев Гайрат Абдужаббор угли
Докторант факультета послувузовского образования Академии МВД Республики Узбекистан. https://orcid.org/0009-0000-6241-1137 Хамракулов Лочинбек Эркинжон угли
Соискатель https://doi.org/10.5281/zenodo.11399956
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 23th May 2024 Accepted: 30th May 2024 Online: 31th May 2024 KEYWORDS
Личность, информационная безопасность, преступление, угроза, комплексный подход, анализ.
В данной статье рассматриваются основные проблемы и пути решения в области информационной безопасности личности. Проблемы, такие как постоянно меняющиеся угрозы, дефицит квалифицированных специалистов, сложности международного сотрудничества и низкий уровень осведомленности о кибербезопасности, требуют комплексного подхода. Анализируются меры, направленные на адаптацию к новым угрозам, развитие образовательных программ, усиление международного сотрудничества и повышение уровня культуры безопасности среди населения и организаций.
é
Ws,
1 un.org/ru/un75/impact-digital-technologies
2 https://lex.uz/docs/6445147
3 https://www.statista.com/chart/28878/expected-cost-of-cybercrime-until-2027/
4 https://lex.uz/docs/6445147
EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz
По научным исследованиям становится ясно, что в нашем национальном уголовном законодательстве преступления, подрывающие или посягающие на общественные отношения, входящие в состав информационной безопасности личности, не систематизированы.
Тот факт, что преступления, посягающие на информационную безопасность личности, имеют более специфический характер, чем другие преступления, в том числе тот факт, что эти преступления могут быть совершены в режиме онлайн как с территории одной страны, так и с территории другой страны, приводит к росту трансграничной преступности и указывает на наличие системных проблем в уголовно-правовых и организационно-правовых механизмах в этой области в странах мира.
В результате проведенных исследований следует отметить, что в связи с тем, что большинство преступных деяний совершается средствами информационных технологий, а также через Интернет, уголовная ответственность устанавливается с добавлением части или пункта в качестве дополнения к указанным статьям.
Кроме того, современные реалии общественного развития, переход технологических процессов к электронным методам управления, придание юридической силы актам, осуществляемым с помощью компьютерных технологий, также создали условия для использования этих процессов для совершения преступлений в сфере информационных технологий.
Незаконное вмешательство в работу компонентов телекоммуникационных сетей, компьютерных программ, работающих в их среде, незаконное изменение и уничтожение компьютерной информации может нарушить работу крайне важных элементов государственной инфраструктуры и создать угрозу гибели большого количества людей, нанесения имущественного ущерба в крупном размере или иных общественно опасных последствий.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что данный вид преступлений посягает на отношения, обеспечивающие законное, безопасное использование информационных технологий. Следовательно, сопутствующим объектом данного вида преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок.
Уголовный кодекс Республики Узбекистан5, который был принят первым среди стран СНГ, предусматривал ответственность за нарушение правил информатизации. В 2007 году государство усилило ответственность за совершение незаконных действий в области информатизации и передачи данных6. Была введена отдельная глава XX1 -Преступления в сфере информационных технологий. Эта глава в 2007 году предусматривала шесть составов преступлений, в 2019 и 2024 году были включены еще три состава. Кроме того, предусматривается более строгая ответственность за совершение 13 составов преступлений с использованием информационных технологий.
5 https://lex.uz/docs/111457
6 https://illp.uz
EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz
В настоящее время эта сфера также эволюционирует. Согласно концепции совершенствования Уголовного и Уголовного законодательства Узбекистана, утвержденной Президентом Республики Узбекистан в 2018 году7, необходимо пересмотреть нормы, регулирующие ответственность в области информационных технологий, учитывая глобальный технологический прогресс, а также расширить категории преступлений, которые связаны с компьютерными преступлениями. В настоящее время разрабатываются изменения в законодательстве, направленные на гармонизацию норм в этой области.
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 сентября 2019 года № ПП-4452 было создано ГУП «Центр кибербезопасности», находящееся в ведении Службы государственной безопасности Республики Узбекистан8.
Так, Центр кибербезопасности осуществляет сбор, анализ и накопление данных о современных угрозах информационной безопасности, выработку рекомендаций и предложений по оперативному принятию эффективных организационных и программно-технических решений, обеспечивающих предотвращение актов незаконного проникновения в информационные системы, ресурсы и базы данных государственных органов и организаций.
Своевременное оповещение национальных пользователей сети Интернет о возникающих угрозах информационной безопасности в национальном сегменте сети Интернет, а также оказание консультационных услуг по защите информации является основными задачи Центра9.
Центр ежегодно публикует итоговый отчет о кибербезопасности в стране. В отчете можно увидеть проблемы и рекомендации по минимизации рисков при использовании современных технологий.
В свою очередь, для обеспечения соблюдения законодательства на национальном информационном пространстве необходимо совершенствовать деятельность и круг задач Центра кибербезопасности. Для эффективного противодействия киберпреступности необходимы следующие комплексные и многогранные подходы:
1. Постоянный мониторинг и анализ новых киберугроз.
2. Внедрение передовых технологий для обнаружения и предотвращения атак, таких как машинное обучение и искусственный интеллект.
3. Регулярные обновления систем безопасности.
4. Развитие образовательных программ и курсов по кибербезопасности.
5. Стимулирование сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией кибербезопасности.
6. Введение государственных и частных грантов и стипендий для подготовки специалистов.
7. Гармонизация законодательства различных стран для упрощения процесса привлечения киберпреступников к ответственности.
7 Постановление Президента Республики Узбекистан, от 14.05.2018 г. № ПП-3723 // https://lex.uz/docs/3734183
8 Постановление Президента Республики Узбекистан, от 14.09.2019 г. № ПП-4452 // https://lex.uz/docs/4665551
9 https://csec.uz/ru/company/
é
Ws,
10. Расулев А., Саъдуллаев Г. Вопросы международного сотрудничества по противодействию киберпреступлениям //in Library. - 2021. - Т. 21. - №. 1. - С. 81-84.
11. Расулев А. К., Саъдуллаев Г. А. Правовые меры реагирования по противодействию киберпреступлениям и подготовка кадров в сфере информационной безопасности //Проблемы управления (Минск). - 2020. - №. 3. - С. 62-68.