é
Ws,
EDUCATIONAL REFORM AND ADOLESCENTS: TECHNOLOGY, SUPPORT AND VOCATIONAL GUIDANCE Khudaibergenov Qudrat Bakhtiyarovich
Trainer teacher of the Department of National Idea and Philosophy of the Urals Democratic Pedagogical Institute https://doi.org/10.5281/zenodo.11400892
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 23th May 2024 Accepted: 30th May 2024 Online: 31th May 2024
KEYWORDS Intellectual capital, social capital, educational
system, competitiveness, information technology, creative thinking, teenage culture, career choice
The article discusses the importance of intellectual and social capital in the modern world for the development of states. Particular attention is paid to the need to reform the educational system to ensure the country's competitiveness on the world stage. The authors focus on the modern requirement for specialists with innovative thinking and high intellectual potential. The role of information technology in education and the need to adapt the educational process to rapidly changing conditions are emphasized. Strategies for reforming the educational system, the role of technology and social networks in learning, as well as approaches to choosing a career among teenagers are explored.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ И ПОДРОСТКИ: ТЕХНОЛОГИИ, ПОДДЕРЖКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Худайбергенов Кудрат Бахтиярович
Преподаватель стажёр кафедры национальная идея и философия УрДПИ https://doi.org/10.5281/zenodo.11400892
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 23th May 2024 Accepted: 30th May 2024 Online: 31th May 2024 KEYWORDS
Интеллектуальный капитал, социальный капитал, образовательная система,
конкурентоспособность, информационные технологии, творческое мышление,
подростковая культура,
В
статье
рассматривается важность
интеллектуального и социального капитала в современном мире для развития государств. Особое внимание уделяется необходимости реформирования образовательной системы для обеспечения конкурентоспособности страны на мировой арене. Авторы акцентируют внимание на требовании современности к специалистам с нестандартным мышлением и высоким интеллектуальным потенциалом. Подчеркивается роль информационных технологий в образовании и необходимость адаптации учебного процесса к быстро меняющимся условиям. Исследуются стратегии реформирования образовательной системы, роль технологий и социальных сетей в обучении, а также
подходы к выбору карьеры у подростков.
В современном мире интеллектуальный и социальный капитал играют ключевую роль в развитии государств. Только образование, которое предоставляет современные и качественные знания, способно обеспечить конкурентоспособность страны на мировой арене. Современные условия требуют специалистов, обладающих нестандартным, творческим и критическим мышлением, а также высоким интеллектуальным потенциалом. Это ставит перед образовательной системой задачу непрерывного улучшения качества образования. Молодежь, в первую очередь, жаждет этих реформ в образовании, стремясь к современным и качественным знаниям, которые помогут им стать успешными и востребованными специалистами.
Внедрение качественного образования и достижение высоких результатов требует значительных усилий и ответственности не только от специалистов в образовательной сфере, но и от всего общества. Прогресс информационных технологий является фактом, который необходимо учитывать при разработке стратегий реформирования образовательной системы. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своих выступлениях подчеркивает важность повышения статуса учителей и наставников, а также защиты их чести и достоинства на конституционном уровне. В своем послании он отметил: «Мы должны учить ребёнка так, чтобы это согласовывалось с его желаниями и запросами». Эти слова служат сигналом к тому, что правительство готово к реформам и поддерживает стремления молодежи к качественному образованию, признавая необходимость абсолютно нового подхода в вопросе улучшения образовательной системы.
Изменения в образовательной сфере и их воздействие на подростковую культуру остаются в центре внимания современных исследователей, стремящихся понять, как адаптировать образовательные системы к быстро меняющимся условиям современного мира. В рамках данного обсуждения важно рассмотреть три ключевых аспекта: обзор современных исследований по изменению предпочтений подростков, роль технологий в учебном процессе, а также возрастающую потребность в обратной связи и поддержке.
Обзор современных исследований позволяет выявить тенденции в изменении интересов и предпочтений подростков, что имеет непосредственное отражение на их учебной деятельности и культурном развитии. Работа Джеймса Пола Ги о влиянии видеоигр на обучение и грамотность подчеркивает, что игровые механики и интерактивные среды могут способствовать развитию критического мышления и социальных навыков, что, в свою очередь, влияет на формирование культурных ценностей подростков.
Роль технологий в учебном процессе становится все более значимой, поскольку цифровые средства обучения и новые медиа интегрируются в традиционные
EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz
образовательные практики. Генри Дженкинс в своей работе "Культура конвергенции: где старые и новые медиа сталкиваются" исследует, как слияние различных медийных платформ создает новые возможности для обучения и взаимодействия, что требует от образовательных систем гибкости и адаптации к меняющимся условиям информационной среды.
Возрастающая потребность в обратной связи и поддержке отражает стремление подростков к постоянному взаимодействию и получению подтверждения своих достижений. Исследование Дэна Бойд "Сложно: Социальная жизнь сетевых подростков" показывает, как социальные сети и онлайн-платформы становятся пространством для самовыражения и социального признания, что должно находить отражение и в образовательных стратегиях, направленных на поддержку и мотивацию учащихся.
Таким образом, анализ современных исследований предоставляет ценные данные для понимания того, как изменения в образовательной сфере влияют на подростковую культуру и какие подходы могут быть наиболее эффективными в условиях постоянного развития технологий и изменения культурных практик.
Необходимость нового подхода в организации учебного процесса находит отражение в ряде исследований, подчеркивающих важность адаптации к новым технологиям, разработки стратегий взаимодействия с подростками и глубокого понимания их потребностей и ожиданий. В этом контексте критически важно разработать образовательные практики, которые способны отвечать на вызовы современной подростковой культуры и поддерживать развитие учащихся в динамично изменяющемся мире.
Адаптация к новым технологиям требует от образовательных учреждений не только внедрения цифровых инструментов, но и разработки методологий, которые позволяют эффективно использовать эти инструменты для достижения учебных целей. Руководство Ричарда Майера и Рута Кларка по мультимедийному обучению подчеркивает значимость интеграции визуальных и аудиальных средств в образовательный процесс, что способствует улучшению понимания и усвоения материала учащимися.
Стратегии взаимодействия с подростками должны учитывать их активное использование социальных сетей и предпочтение быстрого и многоканального общения. Исследования Дэна Бойд о социальной жизни сетевых подростков показывают, что образовательные системы могут извлечь пользу из применения подобных коммуникативных платформ для укрепления связи между учащимися и учителями, а также для усиления обучающего взаимодействия.
Понимание потребностей и ожиданий современных подростков требует от «образователей» глубокого анализа их поведения и предпочтений. Исследования в области культурных и социальных практик подростков, такие как работы Генри Дженкинса, предоставляют ценные данные для создания образовательных программ, которые отвечают интересам и запросам молодого поколения и способствуют их активному участию в учебном процессе.
EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz
Так, интеграция новых технологий, разработка инклюзивных стратегий взаимодействия и понимание уникальных характеристик современных подростков являются ключевыми элементами, которые должны быть учтены при организации учебного процесса, чтобы обеспечить его эффективность и актуальность для подрастающего поколения.
Выбор карьеры является одним из ключевых моментов в жизни подростков, определяющим их будущее профессиональное развитие и личностное удовлетворение. Важность этого выбора подчеркивается множеством исследований, которые рассматривают влияние осознанного выбора профессии на долгосрочную карьеру, значение раннего профессионального ориентирования и процесс выбора карьеры, учитывая интересы и способности подростков.
Влияние осознанного выбора профессии на долгосрочную карьеру неоспоримо. Исследования показывают, что подростки, которые рано начинают размышлять о своем профессиональном пути и получают поддержку в этом процессе, склонны достигать большего успеха и удовлетворения от своей работы в будущем. Авторы, такие как Дэвид Супер, акцентируют внимание на значении развития карьерных компетенций и самоидентификации в процессе профессионального самоопределения.
Значение раннего профессионального ориентирования не может быть недооценено. Программы, которые предлагают подросткам возможность исследовать различные профессиональные сферы и получить реальный опыт работы, способствуют более информированному и стратегическому выбору карьеры. Исследование Джона Холланда о типологии личности и профессионального выбора подчеркивает, как важно учитывать индивидуальные предпочтения и склонности при раннем профессиональном ориентировании.
Процесс выбора карьеры, включая интересы и способности подростков, является сложным и многоаспектным. Согласно исследованиям, таким как работа Марка Савикаса о карьерном конструировании, учет личных интересов, страстей и талантов подростков имеет решающее значение для их будущего профессионального удовлетворения и успеха. Это подтверждает необходимость индивидуального подхода в процессе карьерного консультирования и образования.
Таким образом, глубокое понимание влияния выбора карьеры на жизненный путь подростка, включая развитие профессиональных интересов и способностей, а также раннее ориентирование, являются критически важными компонентами в подготовке молодежи к успешному и удовлетворенному взрослому жизненному пути.
В заключение, комплексный анализ представленных тезисов позволяет сформировать целостное видение на проблематику современного образования и процесса социального развития подростков. Изменения в образовательной сфере, необходимость нового подхода в организации учебного процесса и выбор карьеры как ключевой момент в жизни подростков - все эти аспекты тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.
С одной стороны, принятие инновационных технологий и адаптация образовательных методик под текущие культурные тенденции и предпочтения
é
Ws,
References:
1. Выступление Президента РУз Ш.Мирзиёева на второй Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста. 15.11.2022 г. https://president.uz/ru/lists/view/5696
2. Gee, J. P. (2007). What Video Games Have to Teach Us About Learning and Literacy. Palgrave Macmillan.
3. Jenkins, H. (2006). Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. NYU Press.
4. Boyd, D. (2014). It's Complicated: The Social Lives of Networked Teens. Yale University Press.
5. Clark, R. C., & Mayer, R. E. (2016). e-Learning and the Science of Instruction: Proven Guidelines for Consumers and Designers of Multimedia Learning. Wiley.
6. Super, D. E. (1990). A Life-Span, Life-Space Approach to Career Development. In Brown, D., Brooks, L., & Associates, Career Choice and Development (2nd ed., pp. 197-261). Jossey-Bass.
7. Savickas, M. L., & Hartung, P. J. (2012). Career Development and Counseling: Putting Theory and Research to Work. Wiley.