Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаметдинова Гульнара Фазитовна

В статье рассматривается государственная политика Китайской Народной Республики в период с 1991 по 2021 гг., осуществляемая в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних. Продемонстрирован проведенный китайскими криминологами анализ причин и условий преступности несовершеннолетних. Изучена законодательная основа деятельности государства, нацеленная на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, а также защиту их прав и интересов. Основными задачами государственной политики Китая в области профилактики правонарушений несовершеннолетних являются сохранение полноценного психического и физического здоровья, развитие морали и интеллекта, ответственности и дисциплины подрастающего поколения. Выраженный «приоритет воспитательных мер над применением наказания» свидетельствует о гуманистической направленности политики Китая по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Сделан вывод, что эффективная профилактика правонарушений несовершеннолетних является результатом комплексной государственной политики в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY FOR THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

The state policy of the People’s Republic of China in the period from 1991 to 2021, carried out to prevent juvenile delinquency is considered in the article. The analysis of the causes and conditions of juvenile delinquency carried out by Chinese criminologists is shown. The legislative basis of the state activities aimed at preventing juvenile delinquency as well as protecting their rights and interests is examined. The main objectives of China’s state policy in the area of juvenile delinquency prevention are safeguarding mental and physical health, improving moral and intelligence, responsibility and discipline of the younger generation. The pronounced «priority of educational measures over the use of punishment» indicates the humanistic orientation of China’s policy towards juvenile offenders. It is concluded that effective prevention of juvenile delinquency is the result of a comprehensive state policy in this area.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 341.462(510)

DOI 10.51980/2542-1735_2022_3_117

Гульнара Фазитовна ХАМЕТДИНОВА,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук

gulnara.khamietdinova@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

STATE POLICY FOR THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

В статье рассматривается государственная политика Китайской Народной Республики в период с 1991 по 2021 гг., осуществляемая в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних. Продемонстрирован проведенный китайскими криминологами анализ причин и условий преступности несовершеннолетних. Изучена законодательная основа деятельности государства, нацеленная на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, а также защиту их прав и интересов. Основными задачами государственной политики Китая в области профилактики правонарушений несовершеннолетних являются сохранение полноценного психического и физического здоровья, развитие морали и интеллекта, ответственности и дисциплины подрастающего поколения. Выраженный «приоритет воспитательных мер над применением наказания» свидетельствует о гуманистической направленности политики Китая по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Сделан вывод, что эффективная профилактика правонарушений несовершеннолетних является результатом комплексной государственной политики в данной сфере.

The state policy of the People's Republic of China in the period from 1991 to 2021, carried out to prevent juvenile delinquency is considered in the article. The analysis of the causes and conditions of juvenile delinquency carried out by Chinese criminologists is shown. The legislative basis of the state activities aimed at preventing juvenile delinquency as well as protecting their rights and interests is examined. The main objectives of China's state policy in the area of juvenile delinquency prevention are safeguarding mental and physical health, improving moral and intelligence, responsibility and discipline of the younger generation. The pronounced «priority of educational measures over the use of punishment» indicates the humanistic orientation of China's policy towards juvenile offenders. It is concluded that effective prevention of juvenile delinquency is the result of a comprehensive state policy in this area.

Ключевые слова: Китай, государственная политика, несовершеннолетние, правонарушения, преступления, профилактика.

Keywords: China, state policy, juveniles, offenses, crimes, prevention.

Вестник Сибирского юридического института МВД России

Китайская Народная Республика (далее - КНР, Китай) в долгосрочных перспективах своего развития связывает будущее страны с созданием благоприятных социально-экономических и образовательных условий для развития китайской молодежи как активного авангарда общества в достижении «китайской мечты». В течение последних двадцати лет государственная политика КНР была направлена на создание безопасной внутренней среды [2]. В период 20152020 гг. в стране констатируется динамичное снижение преступности как результат целенаправленной политики государства и эффективной деятельности полиции. Полиция КНР с начала XXI века прошла масштабный путь преобразований: от технического переоснащения до современных методов организации своей деятельности. Китай все больше становится безопасной и привлекательной страной [7]. На этом фоне проблемы, связанные с преступностью и правонарушениями несовершеннолетних, воспринимаются китайским обществом как недопустимые упущения гармоничного развития социума и личности.

Активное и поэтапное реформирование социально-экономической жизни Китая позволило стране занять лидирующие позиции среди развивающихся стран мира. На начальном этапе преобразований в 80-90-е гг. XX в. в Китае наблюдался рост преступности несовершеннолетних, что не было характерным для культуры китайского общества, оттого проблема длительное время не получала широкого обсуждения. Как справедливо отмечено А.А. Беженцевым, причин этому «может быть множество: от особенностей политического режима до особенностей менталитета народа КНР» [1, с. 89].

С принятием в 1991 г. Закона КНР «О защите несовершеннолетних»1 решение проблемы вышло на общегосударственный уро-

вень. Закон был принят с целью защиты прав и интересов несовершеннолетних, а его основные задачи направлены на сохранение полноценного психического и физического здоровья, развитие морали и интеллекта, ответственности и дисциплины подрастающего поколения.

В 1999 г. был принят Закон КНР «О предупреждении правонарушений среди не-совершеннолетних»2, закрепивший основные принципы деятельности государства в данной сфере: направленность всех действий «на воспитание, исправление и спасение» несовершеннолетних, «приоритет воспитательных мер над применением наказания» по отношению к несовершеннолетним [1, с. 90]. Закон отражает прогрессивную гуманистическую направленность по отношению к несовершеннолетним лицам, совершившим правонарушения и преступления. Поскольку личностные качества несовершеннолетних находятся в стадии становления, важна не мера наказания, а создание условий, позволяющих встать на путь исправления и нацеленных на формирование правомерного поведения. Некоторые доктрины данного закона противоречили действующему Уголовному кодексу КНР и потребовали процедуры внесения соответствующих изменений, продлившейся вплоть до 2011 г. [5]

Аналитическое обращение к Закону КНР «О предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних» позволило выделить следующие концептуальные тенденции: 1) становление института ювенальной юстиции и формирование правового поля для его функционирования, развитие новых социально-правовых технологий и участия негосударственных и некоммерческих структур в данном контексте деятельности; 2) создание судов ювенальной юстиции, основной целью которых является защита интересов и

1 Закон КНР «О защите несовершеннолетних» принят на 21-м заседании Постоянного комитета Седьмого ВСНП 04.09.1991; пересмотрен Постоянным комитетом Тринадцатого ВСНП на 22-м заседании 17.10.2020. URL: https:// ru.chinajusticeobserver.com/law/x/minors-protection-law (дата обращения: 12.01.2022).

2 Закон КНР «О предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних» принят на 10-м заседании Постоянного комитета Девятого Всекитайского собрания народных представителей 28.06.1999 и обнародован Указом Президента Китайской Народной Республики от 28.06.1999 N 17. URL: http://english.court.gov.cn/2015-08/17/ content_21624093.htm (дата обращения: 12.01.2022).

прав несовершеннолетнего, направленных на превентивные меры (оказание медицинской, социальной, психолого-педагогической помощи, повышение ответственности за поведение несовершеннолетнего со стороны родителей, опекунов и др.); 3) создание специализированных субъектов (в полиции, в администрации муниципалитета), выполняющих профилактические и предупредительные меры в отношении несовершеннолетних; 4) привлечение общественности.

Государственная политика в данной области смогла консолидировать значительные ресурсы для всестороннего воздействия на изменение сложившейся неблагоприятной ситуации. Во-первых, расширение спектра деятельности общественных организаций, например Всекитайской федерации женщин, содействующей неблагополучным семьям, одиноким матерям. Во-вторых, активация «конфуцианских традиций заботы» коллектива (трудового, школьного) и оказание влияния на родителей, на трудного подростка. В-третьих, профилактическая деятельность полиции с несовершеннолетними на подведомственной территории, сопровождение процесса ресоциализации несовершеннолетних в тесном контакте с комитетами по месту жительства, со школами, с административными учреждениями и общественными организациями.

Для организации эффективной деятельности по преодолению преступности несовершеннолетних требовалось изучить причины и условия девиантного поведения подростков, а также особенности совершаемых ими деяний в современных условиях и на этой основе разработать научно-практические меры профилактики правонарушений и предупреждения преступности.

Научные исследования китайских криминологов [7; 11; 13-15] позволили выделить некоторые особенности преступности несовершеннолетних.

Во-первых, наблюдается тенденция снижения возраста несовершеннолетних (подростков 13-14 лет, а также детей в возрасте 10-12 лет), участвующих в группах или совершивших единолично противоправное деяние.

db W9

Отметим, что по китайскому законодательству полная правовая ответственность наступает с момента совершеннолетия (18 лет), но ряд статей УК КНР предусматривают меры наказания несовершеннолетних в периоды от 14 до 16 лет и от 16 до 18 лет.

Во-вторых, статистически заметным становится участие несовершеннолетних в совершении насильственных преступлений, в том числе убийств, побоев, изнасилований, совершенных с особой жестокостью или даже садизмом, ничем не мотивированных, а также соучастие в похищении людей.

В-третьих, сохраняются факты вовлечения взрослыми преступниками в совершение незаконных (преступных) деяний несовершеннолетних, в том числе принудительную проституцию, изготовление продукции порнографического характера с участием детей и несовершеннолетних, распространение наркотиков и др.

В-четвертых, появляются новые виды преступных деяний, совершаемых несовершеннолетними: участие в захвате заложников и принудительном удержании жертв, участие в найме для совершения убийства или другого преступного деяния, преступления с применением огнестрельного или холодного оружия.

В-пятых, наблюдается явное омоложение и распространение «высокотехнологичной преступности». Увеличивается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, связанных с использованием современных средств и IT-технологий (интернет-мошенничество, создание финансово-экономических проблем как частным лицам, так и юридическим организациям). Зафиксированы случаи, когда подростки-хакеры вторгались в коммерческие или даже государственные тайны, что само по себе может угрожать национальной безопасности страны.

В-шестых, как правило, «экономическая свобода» школьников ограничена денежными средствами, предоставляемыми родителями на карманные расходы. Испытывая недостаток средств для удовлетворения своих развлечений, подростки нередко совершают

Вестник Сибирского юридического института МВД России

кражи кредитных карт с целью совершения денежных манипуляций, материального обогащения, не испытывая при этом угрызений совести.

Посредством изучения исследований, проводимых как китайскими, так и отечественными учеными [3; 6], основанных на анализе фактического состояния преступности несовершеннолетних, можно выделить следующие основные причины и условия, способствующие девиантному (отклоняющемуся) поведению подростков.

Во-первых, это психофизиологический дисбаланс, сопровождающий подростковый период взросления. Как известно, бурный период физиологического созревания и физического развития позволяет подростку чувствовать себя взрослым. Процесс социализации в подростковый период сопровождается значительным расширением круга общения, где превалируют сверстники, также находящиеся на пике поиска новых занятий, быстро сменяющихся увлечений, хаотичных знакомств, и созданием групп «по интересам». Активное развитие интеллекта и креативности в данный возрастной период может находить реализацию не только в позитивных занятиях, но и в противоправных деяниях.

Во-вторых, демографическая политика Китая по принципу «одна семья - один ребенок», продолжающаяся длительное время (1979-2016 гг.), не только привела к изменению количественного состава семьи, но изменила традиционные приоритеты семейных взаимоотношений, семья стала «нуклеарной» и «детоцентрической». Ориентированность супружеской пары на одного ребенка создала воспитательную проблему избалованного ребенка - «маленького императора». В то время как обучение в китайской школе традиционно опирается на дисциплину и исполнительность, данное противоречие приводит подростков к многочисленным нарушениям порядка.

В-третьих, семья в Китае всегда являлась оплотом государства в качестве первичного социального контроля. Современная семья претерпела значительные трансформации, увеличилось количество разводов, неполных

семей, повторных браков, что часто негативно отражается на полноценной социализации детей (подростков), они не ощущают достаточной поддержки и заинтересованности, а также надлежащего контроля со стороны родителей [4]. Воспитание детей становится «небрежным», что стимулирует последних на поиск друзей, формируются «праздные» компании, где поиск новых развлечений приводит к правонарушениям и противоправным действиям. Эксперты отмечают увеличение фактов семейного насилия по отношению к женщинам, детям, пожилым членам семьи, что нередко порождает ответное насилие.

В-четвертых, образование, являясь значимой ценностью в китайской ментальности, в настоящее время переживает дисбаланс между стремлением школы к интенсивному интеллектуальному развитию обучающихся и недостаточным вниманием к формированию моральных и нравственных качеств, изучению юридических основ правомерного поведения. Немногим подросткам известно, с какого возраста начинается их юридическая ответственность, какие совершаемые ими поступки являются общественно опасными деяниями, будут ли они привлечены к уголовной ответственности. Отсутствие необходимых знаний у подростков снижает их морально-нравственную устойчивость, не позволяя сформироваться «индивидуальной концепции» законопослушного поведения.

В-пятых, резкое и значительное экономическое расслоение общества, распространение западных образцов массовой культуры, транслирующей «вестернизированные» модели поведения, возникшие на фоне снижения значимости традиционной китайской культуры и социалистических ценностей, негативно влияют на развитие правового сознания молодого поколения. Присущее культуре стран востока конфуцианство всегда являлось тем стержнем социальной жизни, который был дополнительным ресурсом, сдерживающим преступность во всех слоях китайского общества. Все это усиливает виктимность (уязвимость) подростков и несет социальные риски девиантного поведения несовершеннолетних.

В-шестых, в настоящее время основной массив преступности переходит в интернет-среду. Негативным фактором, влияющим на распространение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, является информация, распространяемая современными телекоммуникационными технологиями, что требует активного вмешательства государства по защите интересов и безопасности несовершеннолетних.

Как известно, повышение экономического благосостояния и трудовой занятости населения в Китае способствовало решению многих социальных проблем, в том числе и провоцирующих преступность несовершеннолетних. В 2001 г. были внесены поправки в Закон КНР «О браке», где впервые были уравнены в правах дети, рожденные вне брака, и законнорожденные, закреплены имущественные права детей при разводе родителей, ответственность разведенных родителей за воспитание детей. С 2012 г. руководством страны был взят курс на реализацию «китайской мечты», что предполагает достижение духовных (моральных) и материальных целей: национальное возрождение, индивидуальное совершенствование, достижение общества средней зажиточности. В период 20122020 гг. китайская экономика по многим показателям достигла лидирующих позиций, что позволило улучшить качество жизни граждан. В настоящее время в Китае более сорока городов-мегаполисов, что потребовало поиска новейших технологических подходов к обеспечению общественной безопасности и усовершенствованию методов работы полиции с населением, усиления аспектов социального доверия и взаимодействия [8].

В период 2015-2020 гг. в КНР государственная политика была направлена на оздоровление социальной атмосферы, укрепление законности и интеграции общества, предприняты ряд законодательных инициатив по укреплению семьи и защиты прав и интересов несовершеннолетних. Отметим только некоторые из них.

В 2016 г. был принят Закон КНР «О борьбе с насилием в семье», где особое внимание уделяется предотвращению насилия в отношении детей и несовершеннолетних. Насилие снижает воспитательный потенциал семьи, наносит психологический и физический вред детям - жертвам насилия. В ст. 3 данного закона указано, что запрещены все формы домашнего физического и психологического насилия, в том числе избиение, причинение вреда здоровью, нанесение телесных увечий, лишение свободы, а также вербальные угрозы и оскорбления. Психологические травмы, полученные ребенком от фактов семейного насилия, имеют пролонгированный характер, формируют виктимную личность и создают почву для роста преступности несовершеннолетних.

В Министерстве общественной безопасности КНР подвели итоги применения Закона «О борьбе с насилием в семье» за пятилетний период 2016-2021 гг. Полиция регулярно осуществляла профилактические мероприятия по предотвращению семейного насилия, незамедлительно реагировала на экстренные вызовы «112», пресекла более 6,17 млн случаев домашнего насилия. Поддерживаемая населением полиция содействовала разрешению более 8,25 млн семейных ссор, осуществляя функцию, направленную на примирение сторон, сохранение и поддержку семьи [9, с. 310].

В 2016 г. была принята «Национальная стратегия информационной безопасности» Китая. В 2017 г. вступил в силу Закон КНР «О кибербезопасности»1, в соответствии с которым государство обеспечивает здоровую и безопасную сетевую среду для несовершеннолетних (ст. 13), предусматривает наказание за вовлечение несовершеннолетних в деятельность, которая наносит им вред (ст. 17).

В Закон КНР «О защите несовершеннолетних» были внесены поправки, вступившие в силу с 1 июня 2021 г., которые призваны усилить защиту несовершеннолетних в ки-берпространстве. Провайдеры интернет-ус-

1 Закон КНР «О кибербезопасности» принят 07.11.2016 Постоянной комиссией народного конгресса // Портал законов Китая. URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/cybersecurity-law-of-china-20161107 (дата обращения: 17.01.2022).

«в Вестник Сибирского юридического ^ института МВД России

луг должны предусмотреть соответствующие функции ограничения по времени и ограничения просмотров несовершеннолетними лицами. Родители и опекуны имеют право проинформировать провайдеров интернет-услуг о необходимости принятия мер (удаление, блокировка, отключение ссылок), если несовершеннолетние подвергаются кибербул-лингу. Полиция осуществляет постоянную киберфильтрацию. Самым эффективным профилактическим методом является осведомленность и информированность несовершеннолетних пользователей Интернета. С этой целью в китайских школах в третью неделю сентября проводится «Неделя кибер-безопасности», где все учащиеся принимают участие в различных мероприятиях и технологических выставках.

Государственная политика КНР в целях предупреждения и профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в большей степени нацелена на приме-

нение не уголовных форм воздействия [10], а установки на «воспитание, исправление и спасение», осуществление руководящей идеи «приоритета воспитательных мер над применением наказания» [1, с. 90].

Таким образом, государственная политика КНР, нацеленная на профилактику правонарушений и предупреждение преступности несовершеннолетних, в период1991-2021 гг. развивалась в соответствии с поступательным экономическим развитием страны, наращивая усилия в наиболее актуальных направлениях, от декларирования гуманистических концепций до создания социальных условий и действующего правового поля по защите интересов и прав несовершеннолетних. Отмечаемое на современном этапе динамичное снижение преступности в подростково-молодежной среде является результатом целенаправленной, поэтапной и комплексной государственной политики Китая в течение нескольких десятилетий.

Библиографический список

1. Беженцев, А.А. Генезис и эволюция профилактики правонарушений несовершеннолетних в зарубежных странах /А.А. Беженцев // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2019. - N 4. - С. 85-94.

2. Вэньцзюнь, С. Преступность как показатель общественной безопасности (сравнительный анализ) России и Китая / С. Вэньцзюнь, С.Н. Котенкова // Казанский экономический вестник.

- 2018. - N 2. - С. 92-98.

3. Голубничная, Л.С. Преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения: по материалам Дальневосточного федерального округа : авто-реф. дис. ...канд. юрид. наук /Л.С. Голубничная. - Владивосток, 2011.

4. Дунаева, О.Н. Гендерный ресурс общества: супружество и родительство / О.Н. Дунаева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2016. - Т. 2. N 4. - С. 38-49.

5. Дунаева, О.Н. Преодоление насилия в семье в современном Китае. Закон «О борьбе с насилием в семье» (2016 г.): подготовка законопроекта и первые итоги применения (2016-2021 гг.) (часть 2) // Виктимология. - 2021. - Т. 8. - N 4. - С. 303-317.

6. Дунмэй, П. Новые тенденции развития уголовного законодательства в Китае (интерпретация «Поправок к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики (N 8) / П. Дунмэй // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права.

- 2011. - N 2. - С. 61-67.

7. Дунмэй, П. Проблемы преступности несовершеннолетних и борьба с ней в КНР / П. Дунмэй // Lex russica (Русский закон). - 2013. - Т. 95. - N 4. - С. 391-400.

db ц

8. Зайко, Т.М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого-криминологический аспекты : монография / Т.М. Зайко. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. - 85 с.

9. Карпышева, Ю.О. Виктимологическая безопасность в России и Китае: попытка компаративного анализа / Ю.О. Карпышева, А.Л. Репецкая // Сибирский юридический вестник. -2019. - N 2. - С. 84-89.

10. Майоров, В.И. Опыт Китайской Народной Республики по организации взаимодействия полиции и общества в охране общественного порядка / В.И. Майоров, О.Н. Дунаева, А.М. Пряников // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. - 2021. - N 3. - С. 107-112.

11. Цунь, М. Исследование о повторной преступности несовершеннолетних / М. Цунь // Вестник Хэнаньской полицейской академии. - 2011. - N 5. - С. 24.

12. Чжан, Ц. Применение в Китае системы уголовного урегулирования в отношении несовершеннолетних / Ц. Чжан, С. Ли // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. - 2019. - N 2 (34). - С. 85-94.

13. Чжицзе, В. Исследование о профилактике и исправлении преступности несовершеннолетних - на примере города Чунцин / В. Чжицзе, Л. Сяохуа // Вестник Китайской молодежной политической академии. - 2008. - N 6. - С. 102.

14. Юаньхуан, Ч. Исследование состояния преступности несовершеннолетних / Ч. Юаньху-ан // Прокуратура в борьбе с преступностью. - 2011. - N 11. - С. 13.

15. Юаньхуан, Ч. Основные особенности и тенденции изменения преступности несовершеннолетних / Ч. Юаньхуан, Я. Бин // Проблемы преступности подростков. - 2009. -N 5. - С. 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.