Оригинальная статья УДК 365.2 JEL 138
https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_4_6_555_570 EDN HWEVAS
Государственная политика по улучшению жилищных условий семей с детьми в современной России (2002-2024 гг.)
Татьяна Викторовна Чащина
Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия ([email protected]), (https://orcid.org/0000-0002-3384-3413)
Аннотация
Исследование посвящено проблеме жилищной обеспеченности российских семей с детьми. В данной статье освещаются методы государственного регулирования в области жилищной политики, направленные на улучшение жилищных условий семей с детьми. Рассмотрены нормативные законодательные акты, регулирующие жилищные отношения в современной России. Объектом исследования выступают семьи с детьми, предметом исследования - государственное регулирование в области социальной жилищной политики. Целью исследования явилось обобщение основных мер государственной поддержки, которыми могут воспользоваться семьи с детьми для улучшения своих жилищных условий, выявление динамики принятых мер государственной поддержки (изменений действующих мер - уточнение категорий получателей, условий). Информационную основу для реализации цели исследования составили федеральные законные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации: федеральные законы; указы и другие акты президента РФ; постановления, распоряжения правительства РФ, регулирующие жилищные отношения в России. Выявлены основные государственные механизмы обеспечения жильём нуждающихся семей с детьми, даётся комплексное представление о состоянии жилищных программ в России в 20-летней ретроспективе. Сделаны выводы, что результате совершенствования законодательства государства в области жилищной политики значительно расширился инструментарий, механизмы и финансирование жилищной обеспеченности семей с детьми. Однако, несмотря на комплексные усилия государства по решению проблемы улучшения жилья, проблема жилищной обеспеченности семей с детьми всё ещё остро стоит в современной России, что свидетельствует о необходимости оптимизации мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий. Результаты исследования могут быть востребованы при реализации мер финансовой государственной поддержки по улучшении жилищной обеспеченности населения, в том числе при реализации национальных проектов и государственных программ.
Ключевые слова: государственная жилищная политика, жильё, жилищная обеспеченность, социальная политика, приоритетные национальные проекты, социальная поддержка, жилищные программы
Для цитирования: Чащина Т.В. Государственная политика по улучшению жилищных условий семей с детьми в современной России (2002-2024 гг.) // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Том 20. № 4. С. 555-570. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_4_6_555_570 EDN HWEVAS
RAR (Research Article Report) JEL I38
https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_4_6_555_570
The State Policy for the Improvement of the Housing Conditions of Families with Children in Modern Russia ( 2002-2024 years)
Tat'yana V. Chashchina
Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia ([email protected]), (https://orcid.org/0000-0002-3384-3413)
Abstract
The research is devoted to the problem of housing security of Russian families with children. This article highlights the methods of state regulation in the field of housing policy aimed at improving the housing conditions of families with children. The normative-legislative acts regulating housing relations in Russia are considered. The object of the study is families with children, the subject of the research is government regulation in the field of social housing policy. The aim of the study was to summaries the main measures of state support available to families with children to improve their housing conditions, identification of the dynamics of adopted measures of state support (changes in existing measures - clarification of categories of recipients, conditions). The information basis for realization of the research objective was formed by federal legal and subordinate normative legal acts of the Russian Federation: federal laws; decrees and other acts of the President of the Russian Federation; decrees, orders of the Government of the Russian Federation regulating housing relations in Russia. The results of the study reveal the main state mechanisms for providing housing for families with children in need, and give a comprehensive view of the state of housing programmes in Russia in the 20-year retrospective. The conclusions are drawn that as a result of the improvement of the state legislation in the field of housing policy the tools, mechanisms and financing of housing security of families with children have significantly expanded. However, despite the comprehensive efforts of the state to solve the problem of housing improvement, the problem of housing security of families with children is still acute in modern Russia, which indicates the need to optimise the measures of state support to improve housing conditions. The results of the study may be in demand in the implementation of measures of financial state support to improve the housing security of the population, including the implementation of national projects and government programmes.
Keywords: state housing policy, housing, housing security, social policy, priority national projects, social support, housing programs
For citation: Chashchina T.V. The State Policy for the Improvement of the Housing Conditions of Families with Children in Modern Russia (2002-2024 years). Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2024;20(4):555-570. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_4_6_555_570 (In Russ.)
Введение
Жилищная обеспеченность семей с детьми традиционно является одной из важнейших социальных задач, стоящих перед государством. Наиболее острой жилищная проблема стоит перед молодыми семьями с детьми. Настоящая работа посвящена рассмотрению комплекса мероприятий, проводимых государством, направленных на реализацию социальных задач по улучшению жилищных условий семей с детьми в 20-летней ретроспективе.
В представленном исследовании рассматривается острая проблема жилищной обеспеченности семей с детьми. Анализ исследований ряда российских учёных [1; 2; 3; 4] показывает, что для большинства семей с детьми из-за низкого уровня дохода улучшение жилищных условий без помощи государства недоступно. Решение жилищного вопроса рассматривается как условие демографической безопасности России [5; 6; 7]. Для решения социальных задач по улучшению жилищных условий семьям с детьми невозможно обойтись без таких государственных инструментов, как субсидирование [8]. Жилищные льготы различного вида и уровня (субсидирование, программы льготного кредитования, предоставление социального жилья и др.) предоставляет своим нуждающимся гражданам практически каждая страна в мире [9; 10; 11].
Имеющийся пробел в научном знании состоит в оценивании приращения/или его отсутствия в инструментах, механизмах и финансировании решения жилищной проблемы семей с детьми в период с 2000-х годов по н. время.
Объектом исследования выступают семьи с детьми, предметом исследования - государственное регулирование в области социальной жилищной политики.
Государственная поддержка в области улучшения жилищных условий с начала 2000-х годов претерпела значительные изменения. Целью данного исследования явилось обобщение основных мер государственной поддержки, которыми могут воспользоваться семьи с детьми для улучшения своих жилищных условий, выявление динамики принятых мер государственной поддержки (изменений действующих мер - уточнение категорий получателей, условий).
Гипотеза исследования, которая проверяется автором - в результате совершенствования законодательства государства в области жилищной политики значительно расширился инструментарий, механизмы и финансирование жилищной обеспеченности семей с детьми.
Использованные данные и методы работы
с ними
Информационную основу для реализации цели исследования составили федеральные законные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации: федеральные законы; указы и другие акты президента РФ; постановления, распоряжения правительства РФ, регулирующие жилищные отношения в России.
В нормативных правовых актах Российской Федерации по улучшению жилищных условий граждан автором рассматривался следующий перечень мер государственной финансовой поддержки:
1. Социальная помощь в виде субсидии.
2. Материнский капитал.
3. Льготные ипотечные программы.
В качестве комплекса методов исследования использованы следующие: метод анализа, синтеза, системный подход, нормативный метод. Были произведены группировки по тематическим блокам вопросов (виды мер государственной поддержки), которые решались в нормативных правовых актах, а также по временным периодам внутри тематических блоков с 2000-х годов по н.вр.
Результаты исследования
Значимым событием в сфере государственной жилищной политики начала двухтысячных годов стало утверждение Правительством РФ основного документа программно-целевого планирования - федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище1» сроком действия с 2002 по 2010 гг. Срок действия данной программы был продлён до 2015 г.2, а затем ещё на 5 лет - до 2020 г3. В 2015-2016 гг. в рамках ФЦП «Жилище» для граждан РФ, покупающих от застройщиков квартиры в строящихся или сданных новостройках, действовала программа «Ипотека с господдержкой»4 с пониженной процентной ставкой. Подпрограммами ФЦП «Жилище» являлись «Обеспечение жильём молодых семей» и «Жильё для российс-
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы» (с изм. на 15.12.2010).
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы».
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050».
4 Постановление Правительства РФ от 13 марта 2015 г. № 220 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам)» (с изменениями и дополнениями)
кой семьи»5. С 2018 г. они вошли в государственную программу РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».6
С 2019 г. молодые семьи имеют право воспользоваться субсидией на приобретения жилья.7 Условия программы отличаются в разных регионах. В 2020 г. были расширены возможности субсидирования государственной программы «Обеспечение жильём молодых семей»8.
С 2019 г. многодетные семьи получили право на помощь со стороны государства в выплате ипотеки по программе ипотечной субсидии для многодетных семей.9 В 2021 г.10 и 202411 г. срок программы продлили.
С 2002 г. начала свою реализацию подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящая в состав ФЦП "Жилище",12 с 2007 г. эта подпрограмма трансформировалась в
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404 «О некоторых вопросах реализации программы "Жильё для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"»
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации».
7 Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"».
8 Постановление Правительства РФ от 15.06.2020 г. № 1042 «О внесении изменений в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"».
9 Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния».
10 Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2024 № 1025 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
12 Постановление Правительства РФ от 22.01.2002 г. № 33
«О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входя-
щей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"».
В каждом регионе действует собственная программа, предусматривающая поэтапное переселение граждан и снос
аварийных домов с учётом возможности финансирования
за счёт федерального, областного и местного бюджетов.
Очерёдность расселения определяется по дате признания домов аварийными. Собственники помещений в аварийном доме могут получить (если это предусмотрено региональной программой) на выбор равноценное помещение либо денеж-
ную компенсацию.
программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» национального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»13, а с 2019 г. входит в национальный проект «Жильё и городская среда»14.
С 2005 г. действует государственная программа ипотеки с льготной ставкой на приобретение квартиры для военнослужащих. Она рассчитана на граждан РФ, проходящих военную службу по контракту и включённых в реестр участников накопительно-ипотечной системы (НИС).15 В 202216-202317 гг. были существенно расширены возможности использования военнослужащими участия в НИС.
С 2006 г. социальной выплатой в форме государственного жилищного сертификата (ГЖС) на покупку квартиры имеют право воспользоваться определённые категории граждан: граждане РФ, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и льготники (жители Крайнего Севера, ветераны Великой Отечественной войны, чернобыльцы, сотрудники органов внутренних дел и МЧС и др.).18
С 2007 г. появилась принципиально новая мера государственной поддержки семей с детьми - выплата на рождение второго либо последующего ребёнка (материнский капитал)19. Лица, получившие сертификат, могли направить средства в том числе и на улучшение жилищных условий. С этого времени условия получения и порядок расходова-
13 Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
14 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
15 Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
16 Федеральный закон от 4.11.2022 г. № 422-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"».
17 Федеральный закон от 28.04.2023 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"».
18 Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"».
19 Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
ния средств неоднократно расширялись и дополнялись. В 200920-2010 гг.21 условия расходования выплаты на улучшение жилищных условий были расширены. В 2020 г. был внесён ряд серьёзных изменений в государственную программу материнского капитала:22 с 2021 г. сократились сроки оформления материнского капитала; упростилась процедура распоряжения и расширились возможности использования в части улучшения жилищных условий; продлён срок действия программы. С 2021 г. размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется с учётом фактической инфляции23. В 2024 г. уточнён круг лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала24.
С 2010 г. предусмотрены социальные выплаты на приобретение жилых помещений25 для молодых научных работников. В 2023 г. расширено толкование категории молодых учёных, претендующих на данную выплату.26
В 2018 г. в России были разработаны и приняты национальные проекты федерального масштаба, в частности, национальный проект «Жильё и городская среда»27. Ключевые цели этого проекта - обеспечение доступным жильём семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объёма жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании
20 Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 288-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"».
21 Федеральный закон от 28.07.2010 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала».
22 Федеральный закон от 01.03.2020 г. № 35-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала».
23 Федеральный закон от 21.12.2021 г. № 415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
24 Федеральный закон от 25.12.2023 № 634-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"».
25 Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ"».
26 Постановление Правительства РФ от 26.01.2023 года № 90 «О внесении изменений в приложение № 2 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"».
27 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О нацио-
нальных целях и стратегических задачах развития Российс-
кой Федерации на период до 2024 года».
комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
С 2018 г. кредитом по льготной ставке до 6% годовых на покупку жилья по программе «Семейная ипотека» в рамках национального проекта «Демография» могут воспользоваться семьи, в которых после 1 января 2018 года родился второй или последующий ребёнок28. В 2021 г. расширились условия расходования средств29 и список участников программы.30 В 2022 г. также произошло расширение списка участников программы.31 В 2024 г. произошло уточнение условий программы и продление её сроков до 2030 г.
Разработанной в 2019 г. в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» программой Дальневосточной ипотеки32 предусматривалось приобретение жилья в сельской местности участникам программы "Дальневосточный гектар" и семьям (родителям-одиночкам) младше 36 лет по льготной ставке 2%. В 2020 г. были уточнены условия программы дальневосточной ипо-теки33. В 2021 г. программа распространилась на приобретение вторичного жилья в моногородах
28 Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей».
29 Постановление Правительства РФ от 14.04.2021 г. № 587 «О внесении изменений в Правила возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ. РФ" недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей».
30 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1060 «Об отдельных вопросах возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
31 Постановление Правительства РФ от 28.12.2022 года № 2485 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам жилищного (ипотечного) кредитования граждан Российской Федерации».
32 Постановление Правительства РФ от 7.12.2019 г. № 1609 «Об утверждении условий программы "Дальневосточная и арктическая ипотека", Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вкладов в имущество акционерного общества "ДОМ. РФ", не увеличивающих его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам, предоставленным гражданам Российской Федерации на приобретение или строительство жилых помещений на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на сухопутных территориях Арктической зоны ...»
33 Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 года № 1513 «О внесении изменений в условия программы Дальневосточная ипотека».
ДФО34. В 2022 г. расширился список категорий граждан-участников программы.35 В 2023 г. программа переименована в «Дальневосточную и Арктическую ипотеку».36 В 2024 г. расширен состав участников программы37.
В 2020 г. была запущена новая общероссийская льготная ипотечная программа38 на приобретение жилья на первичном рынке для граждан РФ с льготной ставкой 6,5%. За весь срок данной программы (реализовывалась до 1.07.2024 г.) процентная ставка варьировалась от 7% в 2021 г.39 до 12%, в 2022 г.40
Льготная программа «Сельская ипотека»41 с 2020 г. позволяет гражданам РФ оформить кредит под льготную ставку до 3% годовых на приобретение и строительство жилья в сельских населенных пунктах и агломерациях до 30 000 человек. В 2020 г.42 были уточнены условия программы.
34 Постановление Правительства РФ от 18.10.2021 года № 1759 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 г. № 1609».
35 Постановление Правительства РФ от 17.06.2022 года № 1100 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 г. № 1609».
36 Постановление Правительства РФ от 29.11.2023 года № 2023 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам жилищного (ипотечного) кредитования граждан Российской Федерации».
37 Решение Минфина России от 20.06.2024 № 22-67374-00473-Р «О порядке предоставления субсидии АО "ДОМ.РФ" на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам РФ по ставке до 8 процентов годовых».
38 Постановление Правительства РФ от 23.04.2020 г. № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020-2024 годах».
39 Постановление от 30.06.2021 года № 1060 «Об отдельных вопросах возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
40 Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 года № 508 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
41 Постановление Правительства РФ от 30.11.2019 г. № 1567 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)».
42 Постановление Правительства РФ от 27.10.2020 г.
№ 1748 «О внесении изменений в Правила предоставления
субсидий из федерального бюджета российским кредит-
ным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на
возмещение недополученных доходов по выданным (при-
обретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)" (с
изменениями и дополнениями)».
С 2023 г. ставка по сельской ипотеке для приграничных территорий снижена до 0,1%.43 В 2023 г. увеличен максимальный размер кредита, расширены цели его использования, увеличен срок строительства на период службы заёмщика или его близкого родственника в специальной военной операции (СВО).44
В 2022 г. были утверждены параметры льготной ипотечной программы для 1Т-специалистов.45 В этом же году скорректированы требования по зарплате таких специалистов,46 в 2023 г. расширены параметры программы,47 в 2024 г. скорректированы условия программы.
С 2023 г. начала свою работу программа льготной ипотеки на территориях новых субъектов Российской Федерации.48 В 2024 г. в ипотеку
43 Постановление Правительства РФ от 20.01.2023 г. № 49 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретённым) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)».
44 Постановление Правительства РФ от 28.06.2023 года № 1055 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
45 Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 г. № 805 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вклада в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ"... »
46 Постановление Правительства РФ от 30.06.2022 года № 1177 «О внесении изменений в Правила возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».
47 Постановление Правительства РФ от 23.01.2023 года №72 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. № 805».
48 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2565 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ. РФ" в виде вкладов в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающих его уставный капитал, на цели возмещения российским кредитным и иным организациям недополученных ими доходов по кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации для приобретения или строительства жилых помещений на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также на территориях иных субъектов Российской Федерации, и возмещения российским страховым организациям понесенных ими расходов на страховые выплаты в связи с гибелью (утратой) либо повреждением объектов недвижимости, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, и (или) причинением вреда жизни или здоровью заёмщиков по кредитам (займам) , выданным гражданам Российской Федерации для приобретения или строительства жилых помещений на указанных территориях, Правил возмещения российским кредитным и иным организациям недополученных ими доходов по кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации для приобретения или строительства жилых помещений на территори-
•• 49
включено вторичное жильё,49 распространена на Белгородскую область.
Поддержка специалистов различных отраслей экономики в области улучшения жилищных условий регламентируется различными ведомственными актами, законами и постановлениями на региональном и муниципальном уровнях.
До конца 2024 г. комплекс мер социальной поддержки граждан в случае улучшения жилищных условий разработан Правительством Российской Федерации в рамках государственных программ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Социальная поддержка граждан», «Демография», «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», «Комплексное развитие сельских территорий».
В мае 2024 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были определены национальные цели развития страны до 2030 года50. Названы следующие национальные цели развития РФ: «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи», «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности», «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Экологическое благополучие», «Устойчивая и динамичная экономика», «Технологическое лидерство», «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы». Документом также закреплены целевые показатели и задачи, выполнение которых необходимо для достижения национальных
ях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также на территориях иных субъектов Российской Федерации, и Правил возмещения российским страховым организациям понесённых ими расходов на страховые выплаты в связи с гибелью (утратой) либо повреждением объектов недвижимости, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, и (или) причинением вреда жизни или здоровью заемщиков по кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации для приобретения или строительства жилых помещений на указанных территориях».
49 Решение Минфина России от 14.03.2024 № 24-68903-01277-Р «О порядке предоставления субсидии АО "ДОМ.РФ" на цели возмещения российским кредитным и иным организациям недополученных ими доходов по кредитам (займам), выданным гражданам РФ для приобретения или строительства жилых помещений на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также на территориях иных субъектов РФ, и возмещения российским страховым организациям понесенных ими расходов на страховые выплаты в связи с гибелью (утратой) либо повреждением объектов недвижимости, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, и (или) причинением вреда жизни или здоровью заёмщиков по указанным кредитам (займам).»
50 Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О нацио-
нальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
целей. Например, планируется обеспечить граждан жильём общей площадью не менее 33 кв. метров на человека к 2030 году и не менее 38 кв. метров к 2036 году.
Для достижения национальных целей были определены следующие национальные проекты: «Продолжительная и активная жизнь»; «Семья»; «Молодёжь и дети»; «Кадры»; «Инфраструктура для жизни»; «Эффективная транспортная система»; «Экологическое благополучие»; «Эффективная и конкурентная экономика»; «Туризм и гостеприимство»; «Международная кооперация и экспорт»; «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Правительству Российской Федерации поручено до 31 декабря 2024 г. разработать единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Реализация новых национальных проектов начнётся с 2025 г.
В национальный проект «Семья», который является преемником проекта «Демография», войдут федеральные проекты «Поддержка семьи», «Многодетная семья», «Охрана материнства и детства», «Старшее поколение», «Семейные ценности и инфраструктура культуры»51. В рамках реализации нацпроекта продолжится программа материнского капитала, льготной программы семейной ипотеки, будут предложены неипотечные инструменты улучшения жилищных условий семей с детьми, разрабатываются инструменты доступности для многодетных семей жилья в новостройках, планируется увеличить количество заключённых социальных контрактов для многодетных семей. Финансирование из федерального бюджета на национальный проект «Семья» в 2025 году будет самым масштабным по сравнению с другими национальными проектами и составит 2,83 трлн рублей, в 2026 году - 2,88 трлн рублей, в 2027 году - 2,84 трлн рублей52.
Новый национальный проект «Инфраструктура для жизни» является преемником национальных проектов «Жильё и городская среда», «Безопасные качественные дороги», к ним добавят несколько других федеральных проектов.
В разрабатываемом национальном проекте планируется реализация механизма комплексного развития территорий, включающего в себя строительство социальной, транспортной
51 Татьяна Голикова представила нацпроект «Семья» на международной выставке-форуме «Россия» // Правительство РФ: [сайт]. 04 июля 2024 года. URL: http://government.ru/gov/ persons/12/events/?dt.since=04.07.2024&dt.till=04.07.2024 (дата обращения: 01.11.2024).
52 Законопроект № 727320-8 «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» // Система обеспечения законодательной деятельности: [сайт]. URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/727320-8 (дата обращения: 03.11.2024).
и инженерной инфраструктуры, а также на расселение аварийного жилья. Вводится понятие опорных населённых пунктов - точек роста, изменения в которых помогут добиться поставленных целей (города и городские агломерации с населением от 250 тыс. человек, административные центры регионов, а также стратегически важные населённые пункты), разрабатываются инструменты по дополнительным способам улучшения жилищных условий граждан, включающие в себя развитие институтов жилищных сбережений, жилищно-накопительных кооперативов и социальной ипотеки, прорабатываются вопросы уточнения механизмов и условий переселения граждан, в том числе актуализации критериев аварийности многоквартирных домов. Помимо этого, в национальном проекте «Инфраструктура для жизни» ставятся задачи обновления к 2030 году жилищного фонда не менее чем на 20% по сравнению с показателями 2019 года.
Национальный проект «Инфраструктура для жизни» находится на втором месте по величине бюджетного финансирования национальных проектов после проекта «Семья». Государство планирует выделить на него 1,17 трлн руб. в 2025 году, 1,36 трлн руб. в 2026 году, 1,41 трлн руб. в 2027 году53.
Информация об основных мерах государственной поддержки в сфере улучшения жилищных условий, которыми могут воспользоваться семьи с детьми с учётом соответствия условиям предоставления, и их изменениях в период с начала 2000-х гг. по н. вр. обобщены в Приложении.
35 зо 25 20 15 10 S
Заключение
Роль государственного регулирования в жилищной сфере чрезвычайно высока, поскольку она обеспечивает реализацию одного из важнейших прав человека - права на доступное и достойное жилище. В настоящем исследовании был проанализирован комплекс мер государственной жилищной политики в современной России за 20 лет, направленный на обеспечение доступности жилья семьям с детьми, включающий в себя льготные ипотечные программы, субсидирование на улучшение жилья, материнский капитал.
В период с 2002 по 2024 гг. государственная поддержка семей с детьми в области улучшения жилищных условий претерпела значительные изменения. В 2009 г. появилась возможность направлять средства материнского капитала на погашение кредита на приобретение или строительство жилья. В коронакризисном 2020 г. и в 2022 г. в связи введением антироссийских экономических санкций были значительно расширены условия по уже существующим программам по улучшению жилья, появились новые программы льготной ипотеки для различных категорий граждан, увеличился список категорий граждан, имеющих право получить субсидию на улучшение жилищных условий, заработал такой государственный инструментарий как жилищный социальный контракт для малоимущих граждан.
В период с 2000 по 2023 гг. общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Российской Федерации, неуклонно росла от 19,2 м2 в 2000 г. до 28,8 м2 в 2024 г. (рисунок 1).
21.4 21,822,2^23/
19,2
20,8 21
24 3 М.8 25,1
.023,323,323,7 ' — —
',5 28,2 2
1,0
^VVVVVVVVV"1
Рисунок 1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года), м2 Figure 1. Total Floor Area of Residential Premises Per Inhabitant on Average (end of year), m2
Источник: данные Росстата54.
53 Законопроект № 727320-8 «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» // Система обеспечения законодательной деятельности: [сайт]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/727320-8 (дата обращения: 03.11.2024).
54 Жилищные условия // Росстат: [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/zhilishhnye_usloviya (дата обращения: 05.11.2024)
Всё это подтверждает гипотезу исследования, что в результате совершенствования законодательства государства в области жилищной политики значительно расширился инструментарий, механизмы и финансирование жилищной обеспеченности семей с детьми.
Однако наряду с достигнутыми результатами существуют и проблемные вопросы, свидетельствующие о необходимости оптимизации мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий.
Согласно разработанным научным коллективом под руководством д.э.н., профессора В.Н. Бобкова стандартам по жилищной обеспеченности [12; 13; 14], в социально-экономической структуре населения по жилищной обеспеченности суммарная доля населения с хорошими жилищными условиями составляла 4,7% в 2022 г. и 4,3% в 2021 г.; суммарная доля населения с соци-
ально-приемлемыми жилищными условиями составляла 12,5% в 2022 г. и 10,6% в 2021 г.; доля населения с жилищными условиями ниже требований социально приемлемого стандарта составляла 21,9% в 2022 г. и 22,3% в 2021 г.; доля населения с плохими жилищными условиями насчитывала 27,7% в 2022 г. и 26,6% в 2021 г.; доля населения с наиболее плохими жилищными условиями составляла в 2022 г. 33,2% и 36,2% в 2021 г. Совокупные масштабы данных групп в пять раз превышали суммарную (17,2% в 2022 г.) долю населения с социально приемлемыми (12,5%) и хорошими (4,7%) жилищными условиями [15; 16].
Таким образом, несмотря на комплексные усилия государства по решению проблемы улучшения жилья, проблема жилищной обеспеченности семей с детьми всё ещё остро стоит в современной России.
Список литературы
1. Нацун Л.Н. Оценка потребности и возможностей семей с детьми в улучшении жилищных условий // Проблемы развития территории. 2023. Том 27. № 5. С. 150-167. https://doi.Org/10.15838/ptd.2023.5.127.10
2. О рисках в сфере уровня жизни населения России, возможностях и решениях по их снижению / В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина, Е.В. Одинцова // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Том 20. № 1. С. 59-75. https://doi. org/10.52180/1999-9836_2024_20_1_6_59_75 EDN IJGJXW
3. Овчарова Л.Н., Прокофьева Л.М. Система социальной поддержки, направленной на активизацию выхода из бедности, в регионах Российской Федерации // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2014. № 19. С. 87-102.
4. Гузанова А.К. Проблемы жилищной обеспеченности домохозяйств в современной России // Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 28 марта 2023 года. Москва: ФНИСЦ РАН, 2023. С. 277-282. EDN XYQWEL
5. Ростовская Т.К., Князькова Е.А. Государственная политика в отношении молодой семьи: экспертный обзор // Женщина в российском обществе. 2022. № 1. С. 22-31. https://doi.Org/10.21064/WinRS.2022.1.2 EDN YTJZQV.
6. Буянова А.В. Правовое регулирование жилищной поддержки молодых семей // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 65-68. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-65-68 EDN AVAZEP
7. Демографическое самочувствие регионов России. Национальный демографический доклад-2022 / Т.К. Ростовская,
A.А. Шабунова, А.Р. Абдульзянов [и др.]. Москва: Перспектива, 2022. 220 с. ISBN 978-5-88045-556-0 https://doi.org/10.19181/ monogr.978-5-88045-556-0.2022 EDN URJOYC
8. Torab E.S. A law or just a hypothesis? A critical review of supply and demand effect on the affordable residential markets in developing countries // Alexandria Engineering Journal. 2018. Vol. 57. Issue 4. P. 4081-4090. https://doi.org/10.1016/j.aej.2018.10.010
9. Nicolaides P. State aid implications of public investment in land development and social housing // Journal of European Competition Law and Practice. 2019. Vol. 10. Issue 10. P. 609-617. https://doi.org/10.1093/jeclap/lpz056
10. Needham B. Institutions for Housing Supply // International Encyclopedia of Housing and Home / ed. by S. Smith. Burlington: Elsevier Science, 2012. 2012. P. 99-108. ISBN 9780080471631https://doi.org/10.1016/B978-0-08-047163-1.00399-4
11. Eikelenboom M., Long T.B., Jong G. Circular strategies for social housing associations: Lessons from a Dutch case // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 292. No. 126024. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2021.126024
12. Бобков В.Н., Колмаков И.Б., Одинцова Е.В. Социальная структура российского общества по уровню жилищной обеспеченности: критериальная и количественная идентификация, ориентиры для государственной политики // Уровень жизни населения регионов России. 2018. Том 14. № 2. С. 8-23. https://doi.org/10.19181/1999-9836-2018-10011 EDN XWEPCP
13. Двухкритериальная модель стратификации российского общества по доходам и жилищной обеспеченности /
B.Н. Бобков, П. Херрманн, И.Б. Колмаков, Е.В. Одинцова // Экономика региона. 2018. Том 14. Вып. 4. С. 1061-1075. https:// doi.org/10.17059/2018-4-1 EDN YRPZWP
14. Уровень и качество жизни населения России: от реальности к проектированию будущего: [монография] / В.Н. Бобков, Т.Е. Бобкова, М.А. Вершинина [и др.]; под ред. В.Н. Бобкова (отв. ред.), Н.В. Локтюхиной, Е.Ф. Шамаевой. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 274 с. ISBN 978-5-89697-388-1 https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-388-1.2022 EDN WOQAYF
15. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2022 год: [Ежегодник]. Вып. 1(202) / В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина, И.Б. Колмаков [и др.]; отв. ред. В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина. М.: ИЭ РАН, 2023. 166 с. ISBN 978-5-9940-07365 EDN YYFJOY
16. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2023 год: [Ежегодник]. Вып. 2(203) / В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина, И.Б. Колмаков [и др.]; отв. ред. В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина. М.: ИЭ РАН, 2024. 182 с. ISBN 978-5-9940-07341 EDN KGTONL
Информация об авторе:
Татьяна Викторовна Чащина - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник сектора социально-экономических исследований качества и уровня жизни Центра развития человеческого потенциала Института экономики Российской академии наук (SPIN-код: 1770-4231) (РИНЦ Author ID: 591597) (ResearcherlD: GQH-0078-2022) Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 15.10.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 07.12.2024.
References
1. Natsun L.N. Assessing the Needs and Opportunities of Families with Children in Improving Housing Conditions. Problemy razvitiya territorii=Problems of Territory's Development. 2023;27(5):150-167. https://doi.org/10.15838/ptd.2023.5.127.10 (In Russ.)
2. Bobkov V.N., Gulyugina A.A., Odintsova E.V. About the Risks in the Sphere of Living Standards of the Russian Population, Opportunities and Solutions to Reduce them. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2024;20(1):59-75. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_1_6_59_75 (In Russ.)
3. Ovcharova L.N., Prokof'eva L.M. Sistema Sotsial'noi Podderzhki, Napravlennoi na Aktivizatsiyu Vykhoda iz Bednosti, v Re-gionakh Rossiiskoi Federatsii. Sotsialnaya Politika: Ehkspertiza, Rekomendatsii, Obzory. 2014;19:87-102. (In Russ.)
4. Guzanova A.K Problems of Housing Provision of Households in Modern Russia. Saving Russian Population: Health, Employment, Standards and Quality of Life Proceedings of the International Scientific and Practical Conference VI Rimashevskaya Readings; Moscow, 28 March 2023; Moscow, Russia. Moscow: FCTAS RAS. 2023: 277-282. (In Russ.)
5. Rostovskaia Т.К., Kniazkova Е.А. State Policy Towards a Young Family: Expert Review. Zhenshchina v rossitskom obshchestve. 2022;(1):22-31. https://doi.org/10.21064/WinRS.2022.L2 (In Russ.)
6. Buyanova A.V. Legal Regulation of Housing Support for Young Families. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii=Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):65-68. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-65-68 (In Russ.)
7. Rostovskaya T.K., Shabunova A.A., Abdul'zyanov A.R., et al. Demograficheskoe Samochuvstvie Regionov Rossii. Natsio-nal'nyi D emograficheskii Doklad-2022. Moskva: Publishing house Perspektiva; 2022. 220 p. ISBN 978-5-88045-556-0 https://doi. org/10.19181/monogr.978-5-88045-556-0.2022 (In Russ.)
8. Torab E.S. A Law or Just a Hypothesis? A Critical Review of Supply and Demand Effect on the Affordable Residential Markets in Developing Countries. Alexandria Engineering Journal. 2018;57(4):4081-4090. https://doi.org/10.1016/j.aej.2018.10.010
9. Nicolaides P. State aid Implications of Public Investment in Land Development and Social Housing. Journal of European Competition Law and Practice. 2019;10(10): 609-617. https://doi.org/10.1093/jeclap/lpz056
10. Needham B. Institutions for Housing Supply. In: Smith S. (ed.). International Encyclopedia of Housing and Home. Burlington: Elsevier Science; 2012. P. 99-108. ISBN 9780080471631 https://doi.org/10.1016/B978-0-08-047163-1.00399-4
11. Eikelenboom M., Long T.B., Jong G. Circular Strategies for Social Housing Associations: Lessons from a Dutch Case. Journal of Cleaner Production. 2021;292(3):126024. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2021.126024
12. Bobkov V.N., Kolmakov I.B., Odintsova E.V. Social Structure of Russian Society in Terms of Housing Security: Criterion and Quantitative Identification, the Guidelines for State Policy. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2018;14(2):8-23. https://doi.org/10.19181/1999-9836-2018-10011 (In Russ.)
13. Bobkov V.N., Herrmann P., Kolmakov, I.B., et al. Two-Criterion Model of the Russian Society Stratification by Income and Housing Security. Ekonomika regiona=Economy of Region. 2018;14(4):1061-1075. https://doi.org/10.17059/2018-4-1 (In Russ.)
14. Bobkov V.N. (ex. ed.), Loktyukhina. N.V., Shamaeva. E.F. (eds.), et al. Uroven' i Kachestvo Zhizni Naseleniya Rossii: ot Real'nosti k Proektirovaniyu Budushchego. Monograph. Moscow: FCTAS RAS; 2022. 274 р. ISBN 978-5-89697-388-1 https://doi. org/10.19181/monogr.978-5-89697-388-1.2022 (In Russ.)
15. Bobkov V.N., Gulyugina A.A. (ex. eds.), Kolmakov I.B. et al. Monitoring Dokhodov i Urovnya Zhizni Naseleniya Rossii - 2022 god. Yearbook. Issue 1(202). Moscow: Institute of Economics of the RAS; 2023. 166 p. ISBN 978-5-9940-0736-5 (In Russ.)
16. Bobkov V.N., Gulyugina A.A. (ex. eds.), Odintsova E.V., et al. Monitoring Dokhodov i Urovnya Zhizni Naseleniya Rossii -2023 god. Yearbook. Issue 2(203). Moscow: Institute of Economics of the RAS; 2024. 182 p. ISBN 978-5-9940-0734-1 (In Russ.)
Information about the author:
Tat'yana V. Chashchina - PhD in Economics, Senior Research Worker of the Department of Socioeconomic Research of Living Standards and Quality of Live at the Centre of Development of Human Potential at the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (SPIN-code: 1770-4231) (RSCI Author ID: 591597) (ResearcherlD: GQH-0078-2022) The author declares no conflict of interest.
The article was submitted 15.10.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 07.12.2024.
Приложение
Меры государственной поддержки в области улучшения жилищных условий Measures of state support in the field of improving housing conditions
Мера государственной поддержки Первоначальные условия Изменения условий
Обеспечение жильём молодых семей 2002 г. - по н. вр. Право на получение: - не имеет ограничений по составу семьи; - возраст супругов (или одного родителя) не более 35 лет; - оба или один из супругов должны быть гражданами РФ; - семья должна быть поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий либо признана органами местного самоуправления нуждающейся в жилье; - у семьи должны быть подтверждённые доходы, позволяющие оплатить остаток стоимости жилья. Субсидия: не менее 30% стоимости жилья молодым семьям, не имеющим детей; не менее 35% жилья молодым семьям, где есть один ребёнок или более, а также неполным молодым семьям, состоящим из одного родителя и ребёнка (нескольких детей). Цели получения субсидии: - приобретение жилого помещения эко-номкласса; - строительство индивидуального жилого дома; - на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; - на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам. 2020 г. - н. вр. Расширены возможности субсидирования: - рефинансирование ранее взятой ипотеки; - приобретение жилья комфорткласса.
Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2002 г. - по н. вр. Право на получение: гражданин РФ, проживающий в признанным в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации жильё. Условия: согласно региональной программе, предусматривающей поэтапное переселение граждан и снос аварийных домов с учётом возможности финансирования за счёт федерального, областного и местного бюджетов. Очередность расселения определяется по дате признания домов аварийными. Собственники помещений в аварийном доме могут получить (если это предусмотрено региональной программой) на выбор равноценное помещение либо денежную компенсацию. Согласно изменениям регионального законодательства.
Продолжение приложения
Мера государственной поддержки Первоначальные условия Изменения условий
Программа ипотеки с льготной ставкой на приобретение квартиры для военнослужащих 2004 г. - по н. вр. Право на получение: гражданин РФ, проходящий военную службу по контракту через 3 года после включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы (НИС). Цели: безвозмездный денежный заем на: - квартиру на вторичном рынке; - квартиру в новостройке; - частный дом с земельным участком; - таунхаус площадью более 70 кв. м; - участок для возведения дома на ипотечные средства (для заёмщиков со стажем службы от 20 лет). 2022 г. - лица, принимающие (принимавшие) участие в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, в т. ч. выполняющие боевые задачи за пределами России, сразу после включения в реестр участников НИС; - лица, общая продолжительность военной службы которых составляет более 20 лет, могут получать средства в период прохождения военной службы, но не более одного раза в год. 2023 г. - лица, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату, восстановят накопления независимо от даты увольнения.
ГЖС на покупку квартиры 2006 г. - по н. вр. Право на получение: - граждане РФ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; - льготные категории граждан (жители Крайнего Севера, ветераны Великой Отечественной войны, чернобыльцы, сотрудники органов внутренних дел и МЧС, вынужденные переселенцы и др.) Цели: улучшение жилищных условий, а именно: - покупка изолированной комнаты, имеющей отдельный вход; - покупка квартиры в многоквартирном доме; - покупка жилого помещения в доме блокированной застройки из трёх и более блоков; - покупка индивидуального жилого дома с сопутствующими дворовыми постройками. Сумма жилищного сертификата рассчитывается как произведение положенной семье площади и рыночной стоимости 1 кв. метра жилой площади, которая устанавливается каждое полугодие приказом Минстроя России. Норма жилой площади на семью не может быть меньше 33 кв. м на одного чел.; 42 кв. м на двух чел.; по 18 кв. метров на чел. для семей из трёх человек и более. 2007 г. Увеличен перечень льготных категорий: включены граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", пострадавших в результате этих аварий, и ветеранов подразделений особого риска 2009 г. - в перечень категорий включены вдовы и члены семей сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы МЧС России, погибших (умерших) во время прохождения службы; - в алгоритм расчёта размера выплаты включены положения, которые позволяют гражданам, имеющим жилые помещения, принадлежащие им и (или) членам его семьи на праве собственности, не сдавать данное жильё. 2018 г. - предоставлено право на получение ГЖС гражданам, подлежащим переселению с территории комплекса «Байконур»; - изменилась методика расчёта размера социальной выплаты в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях на условиях договора социального найма. 2019 г. Появилась возможность использовать ГЖС для участия в долевом строительстве. 2020 г. - средства перераспределяются между регионами распоряжениями Правительства, что ускоряет процесс их направления в регионы; - возможность использования ГЖС на приобретение жилья не только по договору
Продолжение приложения
Мера государственной поддержки Первоначальные условия Изменения условий
долевого участия, но и по договору уступки права требования; - упрощено получение ГЖС гражданами с инвалидностью. 2022 г. При предоставлении жилого помещения членам семьи погибшего погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, размер площади жилого помещения, принимаемый для расчёта размера социальной выплаты, определяется исходя из состава семьи военнослужащего на дату его гибели (смерти), а также с учётом рождения ребёнка (детей) в семье военнослужащего после его гибели (смерти), в отношении которого установлено отцовство.
Материнский капитал 2007 г. - по н. вр. Право на получение: - женщины, родившие (усыновившие) второго ребёнка начиная с 1 января 2007 года; - женщины, родившие (усыновившие) третьего ребёнка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; - мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребёнка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Условия расходования на улучшение жилищных условий: на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. C 2009 г. - по н. вр. Возможность направлять средства на погашение кредита на приобретение или строительство жилья. 2010 г. - по н. вр. Возможность компенсировать за счёт средств материнского капитала затраты на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. 2020 г. - по н. вр. Право на получение материнского капитала у семей при появлении первого ребёнка, который родился или был усыновлен после 1 января 2020 г.; проиндексирована стоимость материнского капитала для семей, в которых с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2019 г. родился второй или последующие дети. 2021 г. - по н. вр. Сократились сроки оформления материнского капитала; упростилась процедура распоряжения материнским капиталом на улучшение жилищных условий; появилась возможность использовать маткапитал при возведении жилья на садовом участке, а также в качестве первоначального взноса по сельской ипотеке; срок действия программы материнского капитала был продлен до 31 декабря 2026 г. 2021 г. - по н. вр. Принято решение о ежегодном индексировании размера материнского (семейного) капитала с учётом фактической инфляции. 2024 г. - по н. вр. Правом на материнский капитал могут воспользоваться только граждане Российской Федерации, дети при этом должны иметь гражданство России по рождению.
Продолжение приложения
Мера государственной поддержки Первоначальные условия Изменения условий
Социальные выплаты молодым учёным на приобретение жилых помещений 2010 г. - по н. вр. Право на получение: молодые научные работники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которые проработали в научных организациях и вузах, подведомственных Минобрнауки научным сотрудником не менее пяти лет 2023 г. Выплата полагается не только для научных, но и для научно-педагогических работников научных организаций и вузов вне зависимости от их ведомственной принадлежности.
и имеют учёную степень кандидата или доктора наук. При этом кандидат наук должен быть не старше 35 лет, а доктор наук не старше 40 лет.
Жильё для российской семьи 2014-2017 гг. Право на получение: граждане в возрасте 25-40 лет, имеющие постоянную занятость, нуждающиеся в улучшении жилищных условий при условии, что доход всех членов семьи позволяет получить ипотечный кредит на приобретение жилого помещения. Цели: строительство жилья экономкласса по цене, не превышающей 30 тыс. рублей за 1 кв. м. и 80% от оценки рыночной стоимости. 2015-2017 гг. Увеличена цена 1 кв. м жилья экономкласса с 30 тыс. рублей до 35 тыс. рублей.
Ипотека с господдержкой 2015-2017 гг. Условия: - заёмщик должен оплатить за счёт собственных средств не менее 20 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения; - ставка кредитования, предусмотренная кредитным договором (договором займа), не может превышать 13% годовых; - срок действия кредитного договора (договора займа) составляет до 362 месяцев включительно.
Программа ипотечной субсидии на приобретения жилья в рамках программы «Молодая семья» 2017 г. - по н.вр. Право на получение: семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий: - супруги с российским гражданством в возрасте исключительно до 35 лет с наличием или отсутствием детей; - молодые семьи с наличием одного и более детей, даже если один из супругов не имеет российского гражданства; - родители-одиночки в возрасте до 35 лет с наличием одного ребёнка. Цели субсидии: - на оплату квартиры по договору купли-продажи на вторичном рынке; - на последний паевый взнос для членов жилищного кооператива; - на оплату по договору строительного подряда на возведение жилого дома. Размер такой социальной выплаты: 30% от расчётной стоимости жилья - для супругов без детей, 35% от расчётной стоимости жилья - для семьи или родителя с детьми. Согласно изменениям регионального законодательства.
Продолжение приложения
Мера государственной поддержки Первоначальные условия Изменения условий
Семейная ипотека 2018 г. - по н.вр. Право на получение: семьи, в которых с 1 января 2018 года родился второй или последующий ребёнок. Условия: ставка по кредиту на покупку дома или квартиры на первичном рынке жилья не более 6%. Первоначальный взнос составляет от 15% стоимости жилья. Максимальная сумма кредита зависит от региона. 2021 г. Кредит можно получить не только на покупку готового жилья, но и на строительство частного дома и приобретение земельного участка. Принять участие могут семьи с одним ребёнком, рождённым после 1 января 2018 года по 31 декабря 2022. 2022 г. Принять участие могут семьи, где есть два ребёнка, которым ещё не исполнилось 18 лет. 2023 г. Семьям с детьми-инвалидами предоставлена возможность покупки жилья на вторичном рынке. 2024 г. Принять участие могут: - семьи, где есть хотя бы один ребёнок в возрасте до 6 лет; - семьи, проживающие в малых городах численностью до 50 тыс. человек и имеющие двух несовершеннолетних детей; - семьи, проживающие в регионах с низким объёмом строительства или проживающие в регионах, имеющие индивидуальные программы развития, имеющие двух несовершеннолетних детей.
Дальневосточная (Дальневосточная и Арктическая) ипотека 2019 - по н. вр. Право на получение: - семьи, в которых оба супруга младше 36 лет; - родители-одиночки младше 36 лет с детьми младше 19 лет; - участники программы «Дальневосточный гектар». Льготная ставка по данной программе составила 2%, ипотеку можно взять для приобретения жилья в сельской местности. Кредит на срок до 20 лет. Первоначальный взнос составляет 20% от стоимости жилья. 2020 г. - стала доступна покупка жилья на вторичном рынке на всей территории Магаданской области и Чукотского автономного округа; - право на получение получили граждане РФ, переехавшие на Дальний Восток в рамках программы повышения мобильности трудовых ресурсов. 2021 г. Стала доступна покупка вторичного жилья в моногородах ДФО. 2022 г. Право на получение получили педагоги и медики, проработавшие на Дальнем Востоке не менее пяти лет. 2023 г. Действие распространено на Арктическую зону России. 2024 г. Право на получение получили педагоги и медики без учёта стажа работы, участники СВО и члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в ходе СВО.
Программа ипотечной субсидии для многодетных семей 2019 г. - по н. вр. Право на получение: гражданин РФ - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребёнок или последующие дети и которые являются 2021 г. - третий или последующие дети родились в период до 31 декабря 2023 г., срок заключения кредита продлён до 1 июля 2024 г. срок заключения кредита;
Продолжение приложения
Мера государственной поддержки Первоначальные условия Изменения условий
заёмщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу). Цель: субсидия для полностью или частичного погашения ипотечного кредита. Субсидия выдаётся однократно. Максимальный размер субсидии - 450 тыс. рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тыс. рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом). - возможность погасить задолженность оплаты неотделимых улучшений, оплату ремонта и уплату страховых премий по договорам страхования, заключение которых предусмотрено кредитными договорами. 2024 г. Третий ребёнок или последующие дети родились в период с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2030 года; срок заключения договора продлён и должен быть заключён до начала июля 2031 г.
Льготная ипотечная программа 2020 г. - июль 2024 г. Право на получение: гражданин РФ Условия: Покупка жилья на первичном рынке. Кредитная ставка до 6,5% Первоначальный взнос не менее 20% от стоимости жилья. Сумма кредита: для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей до 8 млн руб., для остальных регионов - до 3 млн руб. Первоначальный взнос не менее 20% от стоимости жилья. Кредит на срок до 30 лет. 2020 г. Увеличен максимальный размер кредита: для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей до 12 млн руб., для жителей других регионов - до 6 млн руб. 2021 г. - процентная ставка увеличена до 7%; - стала доступна покупка либо стройка частного дома. 2022 г. Процентная ставка увеличена до 12%, затем понижена до 9%, с июня 2022 г. снижение процентной ставки до 7%.
Сельская ипотека 2020 г. - по н. вр. Право на получение: гражданин РФ Условия: Льготная ставка до 3% на покупку земельного участка и строительство на нём жилья, квартиры в новостройке, готового частного дома, а также на строительство жилья на уже имеющемся участке только в специально одобренных сельских населённых пунктах и агломерациях до 30 000 человек. Срок строительства - не более 2-х лет. Участник программы должен заключить договор с застройщиком либо подрядчиком. Для жителей Ленинградской области и Дальневосточного федерального округа максимальная сумма кредита определена в 5 млн рублей, в остальных регионах - 3 млн рублей. 2020 г. - обладать правом собственности на участок не обязательно, достаточно договора аренды; - ограничение этажности дома для покупки квартиры - не выше пяти этажей; - для жителей ЯНАО максимальная сумма кредита увеличилась до 5 млн руб. 2023 г. - для приграничных территорий ставка снижена до 0,1%; - увеличен максимальный размер кредита до 6 млн руб.; - разрешено приобретать по льготной ипотеке квартиры в многоэтажных домах не выше 5 этажей, которые расположены в опорных регионах России; - разрешено строительство жилого дома своими силами с использованием готовых домо-комплектов отечественного производителя; - увеличен срок строительства на период службы заёмщика или его близкого родственника в СВО.
Льготная ипотечная программа для 1Т-спе-циалистов 2022 г. - по н.вр. Право на получение: работники аккредитованных 1Т-компаний в возрасте от 22 до 45 лет. Условия: Льготная ставка до 5%. Зарплата специалиста должна быть не ниже 150 тыс. рублей в месяц в регионах 2022 г. - зарплата от 150 тыс. рублей в месяц в го-родах-миллионниках и не менее 100 тыс. рублей - в остальных населённых пунктах; - максимальный размер кредита в регио-нах-миллионниках увеличен с 18 млн руб. до 30 млн руб., в остальных - с 9 млн до 15 млн
Окончание приложения
Мера государственной поддержки Первоначальные условия Изменения условий
свыше миллиона жителей, и не ниже 100 тыс. рублей - в остальных субъектах РФ. Максимальный размер кредита для жителей регионов с численностью населения не менее 1 млн человек - 18 млн рублей, для остальных регионов - 9 млн рублей. Первоначальный взнос 20%. руб., при этом сумма льготного кредита остаётся на уровне 18 млн руб. и 9 млн руб. соответственно, но теперь можно сочетать с дополнительной суммой, взятой по рыночной или другой субсидируемой ставке. 2023 г. - уровень зарплаты снизился со 150 до 120 тыс. рублей для городов-миллионников, со 100 до 70 тыс. рублей - для других населённых пунктов. 2024 г. - возраст от 18 до 50 лет; - повышение базовой ставки до 6%; - исключена возможность покупки жилья в Москве и Санкт-Петербурге; - максимальный размер кредита 9 млн руб.
Льготная ипотека на территориях новых субъектов Российской Федерации 2023 г. - по н. вр. Право на получение: Граждане РФ. Условия: Льготная ставка 2%. Строительство и приобретение частного дома, в том числе с земельным участком, квартиры в новостройке на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также на территориях иных субъектов Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2565. Первоначальный взнос - 10%. Максимальный размер кредита - 6 млн руб. 2024 г. - жильё на вторичном рынке; - действие распространено на Белгородскую область, а именно собственники жилья, признанного «непригодным для проживания в результате обстрелов со стороны сопредельного государства».
Источник: составлено автором на основе анализа федеральных законных и подзаконных нормативных правовых актов РФ, регулирующих жилищные отношения в России с 2000 г. по н. вр.