Никулин Д.В. студент магистратуры кафедра государственного и муниципального управления Институт менеджмента, экономики и предпринимательства
Оренбургский государственный университет
СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ РЕШЕНИЮ ЖИЛИЩНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация. В статье рассматриваются виды государственной поддержки молодых семей, претендующих на улучшение жилищных условий, проведен анализ реализации регионального комплекса процессных мероприятий «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области», выявлены недостатки и предложены меры по совершенствованию региональных мер государственной поддержки молодых семей для решения жилищных проблем.
Ключевые слова: молодая семья, жилищные условия, жилищные проблемы, жилищная политика, государственная поддержка.
Nikulin D.V. undergraduate student Department of Public and Municipal Administration Institute of Management, Economics and Entrepreneurship
Orenburg State University
THE SYSTEM OF ASSISTANCE IN SOLVING HOUSING PROBLEMS OF YOUNG FAMILIES AT THE REGIONAL LEVEL
Abstract. The article examines the types of state support for young families applying for better housing conditions, analyzes the implementation of the regional complex ofprocess measures "Providing housing for young families in the Orenburg region" of the state program "Stimulating the development of housing construction in the Orenburg region", identifies shortcomings and suggests measures to improve regional measures of state support for young families to solve housing problems.
Keywords: young family, housing conditions, housing problems, housing policy, state support.
Государственная поддержка молодых семей актуальна в современной России, так как целью любого государства является повышение качества жизни населения. Тема, связанная с молодыми семьями, поднимается
довольно часто и связано это с тем, что будущее страны напрямую зависит от того, как и в каких условиях живут молодые семьи. В настоящее время, в России, каждая семья стремится приобрести собственное жилье, так как его наличие является определяющим фактором имущественного статуса семьи. Однако, при решении проблем жилищного вопроса молодая семья сталкивается с такими трудностями, как:
- высокая цена на покупку собственного жилья;
- отсутствие полной информации и правовой помощи со стороны государства и органов местного самоуправления в вопросе приобретения собственного жилья;
- низкий уровень доходов молодой семьи;
- трудности с арендой и съемом жилья;
- высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги;
- состояние жилого фонда;
- невозможность получения бесплатного жилья [1].
Для реализации жилищной политики в целях решения жилищных проблем молодых семей введены федеральные и региональные программы, позволяющие уменьшить ставки по ипотечным кредитам и займам или получить субсидию на жилую площадь. Перечень основных федеральных программ, реализуемых государством, для улучшения жилищных условий молодых семей представлен на рисунке 1.
Виды государственной поддержки для улучшения жилищных условий молодых семей
Ведомственная целевая программа
Материнский капитал
Семейная ипотека
Дальневосточная ипотека
Единоразовая выплата
Рисунок 1 - Виды улучшения жилищных условий молодых семей [2]
Меры социальной поддержки, оказываемые на региональном уровне, хотя и не покрывают полностью потребность в жилье, но являются большим подспорьем молодым семьям. Обязательства по обеспечению жильем молодых семей в субъектах Российской Федерации выполняются с использованием различных «обусловленных», то есть направленных на конкретную категорию получателей, мер социальной поддержки. Наиболее
эффективным инструментом в решении вопросов обеспечения жильем молодых семей на сегодняшний день являются государственные жилищные программы.
В Оренбургской области продолжает действовать комплекс процессных мероприятий (подпрограмма) «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» [3]. Участникам подпрограммы может быть предоставлена одна из трех видов социальных выплат:
- социальная выплата на приобретение (строительство) жилья, которая предоставляется за счет трех бюджетов: федерального, областного и местного. Условия, при выполнении которых молодая семья может встать на учет:
а) возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
б) все члены молодой семьи постоянно проживают на территории Оренбургской области;
в) молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Нуждающимися признаются семьи, которые не имеют в собственности жилых помещений либо площадь имеющихся жилых помещений не превышает учетную норму, установленную в месте постоянного проживания молодой семьи, либо превышает учетную норму, но жилое помещение приобретено с помощью жилищного кредита (займа);
г) молодая семья ранее не получала от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Также для участников подпрограммы департамент молодежной политики Оренбургской области за счет средств областного бюджета предоставляет две дополнительные социальные выплаты:
- социальная выплата при получении кредита на приобретение жилья, которая используется в качестве первоначального взноса для приобретения жилья с помощью жилищного кредита;
- социальная выплата на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка, которая может быть использована для погашения уже имеющегося кредита, в случае если после приобретения жилья молодая семья осталась нуждающейся в улучшении жилищных условий и на момент подачи документов возраст рожденного (усыновленного) ребенка не превышает 3 лет.
В результате реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» за 2018-2022 гг. были достигнуты результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» за 2018-2022 гг. [4]_
Наименовани е показателя В единицах 2022 г. / 2018 г., %
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
1 2 3 4 5 6 7
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при помощи социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья 380 322 424 481 437 115,00
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при помощи социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям молодых семей 75 108 -
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при помощи социальной выплаты молодым семьям при получении кредита на приобретение жилья 20 150 139 9 81 405,00
1 2 3 4 5 6 7
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при помощи социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения 51 323 106 27 71 139,22
(усыновления) ребенка
Таким образом, в результате реализации комплекса процессных мероприятий (подпрограммы) «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» за 2018-2022 гг. были достигнуты положительные результаты, позволившие улучшить жилищные условия молодых семей региона. Так за 2018-2022 гг. количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при помощи социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, выросло с 380 ед. до 437 ед. или на 15 %. В 2018-2019 гг. молодые семьи Оренбургской области улучшили жилищные условия за счет социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям молодых семей: в 2018 г. таких семей было 75 ед., а в 2019 г. их число выросло до 108 ед. Улучшались жилищные условия молодых семей региона и при помощи социальной выплаты молодым семьям при получении кредита на приобретение жилья: наибольшее число семей, получивших такую помощь было в 2019 г. (150 ед.), наименьшее - в 2021 г. (9 ед.). Кроме того, молодым семьям Оренбургской области для улучшения жилищных условий в течение анализируемого периода предоставлялись социальные выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка: также в 2019 г. больше всего семей (323 ед.) получили такую социальную выплату, а в 2021 г. - наименьшее число семей (27 ед.).
Несмотря на то, что в Оренбургской области реализуются меры поддержки молодых семей для улучшения жилищных условий, существуют проблемы, которые делают данные меры несовершенными: недостаточный размер социальной выплаты, недостаточность наличия у молодых семей средств для приобретения жилья, длительное ожидание в очереди для получения меры социальной поддержки от государства и в итоге, как правило, ее неполучения из-за превышения возрастного порога молодой семьи, правовая неграмотность населения и недостаточная информированность о существующих мерах государственной поддержки, необоснованный отказ в обеспечении жильём молодых семей. Для поддержки молодых семей на региональном уровне необходимо увеличить долю государственных субсидий и создать кредитные программы с более низкими процентными ставками. В целях улучшения информированности населения о существовании различных государственных программ для молодых семей предлагается разработать новую услугу для граждан «Молодая семья» на едином портале государственных услуг. Для стимулирования процессов решения жилищных проблем молодых семей в сельской местности необходима разработка новых программ, которая, в
свою очередь, будет включать в себя организационно-экономический механизм, направленный не на выдачу денежных сертификатов или выплаты материального характера молодым семьям, а на предоставление нового, комфортного жилья, соответствующего требованиям безопасности, энергоэффективности. Для более эффективной помощи молодым семьям в рамках комплекса процессных мероприятий (подпрограммы) «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» следует учитывать возраст на момент подачи заявки, а не на текущий момент, так как долгое ожидание исключает молодую семью из претендентов на получение субсидии по программе [5].
Таким образом, в решении жилищной проблемы молодых семей поддержка государства выступает основой для комфортной и стабильной жизни молодого слоя населения, что также влияет и на демографическую составляющую семьи, а в дальнейшем позволит сформировать экономически активный слой населения. На территории Оренбургской области в 2018-2022 гг. реализовалась подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области», в результате которой молодые семьи получали социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья, на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям молодых семей, при получении кредита на приобретение жилья и на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка и улучшали свои жилищные условия. Однако, реализуемая подпрограмма в Оренбургской области имеет недостатки, в связи с чем, можно предложить следующие меры по ее совершенствованию: увеличить долю государственных субсидий и создать кредитные программы с более низкими процентными ставками, учитывать возраст на момент подачи заявки, а не на текущий момент, так как долгое ожидание исключает молодую семью из претендентов на получение субсидии по программе.
Использованные источники:
1. Воротникова, Е. В. Проблемы молодых семей в решении жилищного вопроса и пути их решения на примере города Воронеж / Е. В. Воротникова, А. Р. Прозоровская // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития: Материалы 19-ой всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 22 апреля 2021 года / Редколлегия: Е.С. Подвальный [и др.]. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. - С. 159-164. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46377676_97283303.pdf
2. Буянова, А. В. Правовое регулирование жилищной поддержки молодых семей / А. В. Буянова // Вестник Московского университета МВД России. -
2023. - № 3. - С. 65-68. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54194051_76664712.pdf
3. Об утверждении государственной программы Оренбургской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» [Электронный ресурс]: Постановление правительства Оренбургской области от 21.12.2018 № 834-пп // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». - М.: Консультант Плюс, 1997-2024. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - 11.02.2024.
4. Отчеты о ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» за 2018-2022 гг. // Официальный сайт Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://minstroyoren.orb.ru/activity/32968/
5. Сырьева, М. А. Меры государственной поддержки молодых семей / М. А. Сырьева // Бизнес-трансформация: управление улучшениями. - 2023. - №2 2. - С. 53-60. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54638414_96733987.pdf