Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЁЖИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная историческая память / формирование семейной исторической памяти / молодёжь / государство. / the family historical memory / the formation of the family historical memory / young people / the State.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулиш Виталий Валерьевич

Статья посвящена решению проблемы формирования семейной исторической памяти молодежи. Предметом анализа выступают мероприятия государственной политики в области формирования семейной исторической памяти молодёжи. В статье, на основе обобщения результатов нескольких социологических исследований, показаны реальные способы и возможные формы участия государства в укреплении института семьи, и в частности, сохранении семейной исторической памяти. В результате проведенного социологического исследования были выявлены особенности семейной исторической памяти, а также важные направления политики государства по её формированию у молодого поколения россиян. Автор особое внимание уделяет необходимости закрепления за государством первоочередных, концептуальных мер по разработке единого, системообразующего механизма сохранения и воспроизводства семейной исторической памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE POLICY OF PRESERVING THE FAMILY HISTORICAL MEMORY OF YOUNG PEOPLE

The article is devoted to solving the problem of forming family historical memory of young people. The subject of the analysis is the state policy measures in the sphere of the formation of family historical memory of young people. The article, based on the generalization of the results of several sociological studies, shows the real methods and possible forms of state participation in the strengthening of the institution of the family, and particularly in preserving the family historical memory. As a result of the sociological research, the features of the family historical memory and important directions of the state policy in its formation among the young generation of Russian people were revealed. The author pays particular attention to the necessity to ensure the state prime conceptual measures to develop a common system-forming facility for preservation and reproduction of the family historical memory

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЁЖИ»

Кулиш В.В.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. Статья посвящена решению проблемы формирования семейной исторической памяти молодежи. Предметом анализа выступают мероприятия государственной политики в области формирования семейной исторической памяти молодёжи. В статье, на основе обобщения результатов нескольких социологических исследований, показаны реальные способы и возможные формы участия государства в укреплении института семьи, и в частности, сохранении семейной исторической памяти. В результате проведенного социологического исследования были выявлены особенности семейной исторической памяти, а также важные направления политики государства по её формированию у молодого поколения россиян. Автор особое внимание уделяет необходимости закрепления за государством первоочередных, концептуальных мер по разработке единого, системообразующего механизма сохранения и воспроизводства семейной исторической памяти.

Ключевые слова: семейная историческая память, формирование семейной исторической памяти, молодёжь, государство.

Усиление геополитических процессов и ситуация в мире заставляют сегодня государство и его структурам обращать особое внимание на политику памяти. В последнее десятилетие, в российском обществе, историческая память стала выступать одним из главных факторов и условием единения народа. На разных уровнях государственной власти и отдельным социальным институтам российского общества поставлена задача - определить концептуальные основы и социальный механизм сохранения исторической памяти, особенно, исторической памяти молодого поколения. Например, Министерство просвещения России обратилось к образовательным организациям высшего образования разработать программу исторического просвещения и разработать меры по сохранению исторического наследия и традиций народов России, популяризации российской истории, в том числе за рубежом.

Особую актуальность в контексте реализации государственной политики приобретает семейная историческая память молодёжи, которая по отношению к исторической памяти народа несёт в себе предопределяющее, первоочередное значение. Воспроизводство исторической памяти народа обусловлено степенью ее актуализации через

память семейную. На наш взгляд, граждане страны станут любить и уважать своё государство, знать его историю и быть патриотом только тогда, когда каждый будет знать и чтить свой род, память своей семьи и передавать другим поколениям.

Не вдаваясь в глубокий теоретико-методологический анализ сущности и соотношения понятий «родовая память», «семейная память», «семейная историческая память», «историческая память народа», остановимся только на определении семейной исторической памяти. Семейная историческая память - это комплекс знаний, представлений и переживаний о прошлом своего рода, семьи на разных этапах жизненного пути ее поколений, проявляющийся в контексте исторических событий и важных вех истории страны [1]. Образно семейную историческую память можно представить в виде косички, переплетающихся двух волокон, где одно из них — это исторические события страны, а другое - жизненные пути поколений семьи. О важных проявлениях исторической памяти молодежи, и семейной исторической памяти в частности, можно судить по эмпирическим показателям, полученных в результате социологических исследований, проводимых преподавателями

кафедры социологии, политологии и экономики, сотрудниками учебной научной исследовательской лаборатории «Социология народного образования» Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ). Обобщая анализ данных социологических исследований, выделим следующие особенности семейной исторической памяти. Семейная историческая память: ориентирована на сохранение главных фамильных ценностей; сохраняет практики выживания кровнородственных общностей в кризисные периоды радикальных социальных изменений; обеспечивает преемственность поколений; занимает особое место в системе воспроизводства функций исторической памяти и придает исторической памяти народа характер жизненной силы, актуализирует её; является необходимой программой передачи жизненного опыта личности и исторического опыта следующим поколениям [1].

В формировании семейной исторической памяти участвуют самые важные социальные институты, такие как семья, школа, однако ключевую роль в этом процессе играет государство. Разрабатывая соответствующие нормативно-правовые акты, оно тем самым закладывает содержательную базу для всех структур и институтов, участвующих в формировании семейной исторической памяти. Нормативно-правовые акты это главные направляющие всего механизма формирования исторической памяти народа на общегосударственном уровне. В качестве примера, приведём результаты анализа нормативно-правовых актов, полученных в ходе социологического исследования, которое проводилось УНИЛ «Социология народного образования» ФГБОУ ВО «АлтГПУ» в мае-июне 2019 года. Основным методом исследования стал контент-анализ содержания ряда нормативно-правовых актов, а также информации политико-правового характера представленной в открытом доступе на официальных сайтах органов государственной власти Российской Федерации.

Анализ нормативно-правовых актов показал, что историческая память о Великой Отечественной войне превратилась в особый объект охраны. На сегодняшний день насчитывается несколько десятков таких нормативно-правовых актов, которые заложили важную для российской семьи, и прежде всего молодого поколения, традицию - помнить своих предков и всех граждан страны, кто внёс неоценимый вклад в победу над фашизмом. В результате появления таких нормативно-правовых актов, а также по инициативе Президента РФ были созданы информационные сервисы с электронными базами данных - «Память народа», «Мемориал», «Солдат.ги», «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Они приобрели большую популярность среди школьников и студентов в работе по поиску информации о своих прадедах, участниках Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Практика по поиску и сбору

необходимой информации об участниках войны объединила сегодня тысячи российских семей и превратилась в семейную традицию на общефедеральном уровне.

Формирование и сохранение системы семейных ценностей, исторического наследия, осуществляется также и в рамках разработки и реализации национальных проектов и федеральных целевых программ. Важно отметить, что процессы формирования семейной исторической памяти и поддержка государством семьи как социального института носят взаимообусловленный и взаимосвязанный характер. Например, в рамках проекта «Демография» реализуются такие программы как: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет», «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» [2]. Также, в рамках национального проекта «Образование» реализуются программы - «Поддержка семей, имеющих детей», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого» [2]. Однако, в ходе реализации национальных проектов нельзя не учитывать специфику социально-исторического опыта семей из разных этнических общностей. Анализ содержания семейной исторической памяти позволяет глубже изучить потребности и проблемы современной семьи, а также регионов, в которых они проживают. Это позволит более эффективно и правильно распределять ресурсы, запланированные государством в национальных проектах и федеральных программах.

Отдельным направлением государственного участия по сохранению семейной исторической памяти молодёжи является грантовая деятельность. Началом такой деятельности служит исполнение Указа Президента РФ «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» (от 30 января 2019 года №30) [3]. Особенное значение для формирования семейной исторической памяти молодежи имеют такие направления конкурса Фонда президентских грантов как «Сохранение исторической памяти» и «Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» [4]. Фонд президентских грантов стимулирует деятельность общественных организаций, для которых приоритетным является сохранение и развитие семьи, духовную основу которой составляет семейная историческая память.

Также успешной в этом направлении можно назвать работу Федерального агентства по делам молодежи (Рос-молодежь), ФГБУ «Роспатриотцентр», ВОД «Волонтеры Победы», ООД «Поисковое движение России». Например, Федеральное агентство по делам молодёжи поддержала в 2019 году 609 грантов от общественных организаций

и учреждений из разных регионов, заявленных на участие в конкурсе [5]. Кроме этого Федеральное агентство по делам молодёжи реализует такое направление как «Формирование у молодёжи традиционных семейных ценностей», с использованием разных форм работы с молодежью по сохранению семейной исторической памяти: фестивали молодых семей, конкурсы социальных проектов в защиту семейных ценностей, открытые форумы молодых семей, дискуссии, праздники и т.д.

В контексте изучения процесса формирования семейной исторической памяти молодёжи, особенно следует отметить роль государства в области образования, в частности исторического образования. Прежде всего, речь идёт о разработке содержания разного уровня государственных образовательных стандартов. Здесь государство пытается создать механизм преемственности формируемого содержания исторической памяти, и семейной исторической памяти в частности. Так, в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставится задача формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, углубление представления ребёнка о семье и её истории [6]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован уже на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, че-ловечеств [6]. Однако, при выстраивании содержательных линий исторического образования, следует иметь ввиду, когда историческая память рассматривается на общегосударственном уровне, то имеется ввиду - «реконструированная» историческая память, отражающая исторические материалы, выверенные исторической наукой, и не без учета особенностей внутри- и внешнеполитического курса

страны. «Живая», событийная память, запечатление событий на уровне эмоций не является основной функцией государства. В большей степени за её сохранение отвечает семья. Поэтому в сохранении семейной исторической памяти молодёжи, в процессе разработки государственных образовательных стандартов и определения содержания исторического образования необходимо сочетать историческую информацию, содержащую факты и события реконструированной (официального курса) и событийной («живой») истории. Нельзя допустить, чтобы «живая», событийная память меркла и растворялась во времени. «Живая» память в большей степени содержит ответы не на вопрос «Когда это было?», а на вопрос: «Как это было?». Это память, рассказанная в каждой семье очевидцами, участниками событий. При правильном сочетании «реконструированной» и «живой» памяти, которая фокусируются в семейной исторической памяти можно избежать или в лучшем случае сгладить острый вопрос о фальсификации и искажении исторической памяти народа. Он, к сожалению, всё чаще и чаще звучит в контексте политики памяти на межгосударственном уровне.

Таким образом, формирование семейной исторической памяти молодежи носит институциональный характер. Этот процесс с учётом исторической эпохи не может рассматриваться без системообразующего участия государства. Разрабатывая нормативно-правовые акты, государство вырабатывает единую политику формирования исторической памяти молодежи. Оно определяет рамки содержания семейной исторической памяти молодёжи, а также формы и способы её сохранения и воспроизводства на всех уровнях - федеральном, региональном, местном. Государство координирует работу всех государственных учреждений и институтов гражданского общества, обеспечивая тем самым единство в подходах к сохранению семейной исторической памяти молодежи и укреплению семьи как социального института.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кулиш В.В. Формирование семейной исторической памяти в школе : учебно-методическое пособие / В.В. Кулиш; науч. ред. Н.А. Матвеева. - Барнаул: АлтГПА, 2014. - 93 с.

2. Национальные проекты России. - URL: https://национальныепроекты.рф // (дата обращения 12.02.2021).

3. Указ Президента РФ от 30.01.2019 30 «О грантах Президента Российской Федерации, представляемых на развитие гражданского общества». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72060894/ (дата обращения 10.02.2021).

4. Фонд президентских грантов: официальный сайт. - Обновляется в течение суток. - URL: https://президентскиегранты. рф/ (дата обращения 07.02.2021).

5. Росмолодёжь : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения 24.04.2021).

6. Федеральные образовательные стандарты: официальный сайт Минпросвещения. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 26.03.2021).

Информация об авторе

Кулиш Виталий Валерьевич, кандидат социологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» кафедра социологии, политологии и экономики.

E-mail:vitalii.kulish@mail.ru

Kulish V.V.

THE STATE POLICY OF PRESERVING THE FAMILY HISTORICAL MEMORY OF YOUNG PEOPLE

Abstract. The article is devoted to solving the problem of forming family historical memory of young people. The subject of the analysis is the state policy measures in the sphere of the formation of family historical memory of young people. The article, based on the generalization of the results of several sociological studies, shows the real methods and possible forms of state participation in the strengthening of the institution of the family, and particularly in preserving the family historical memory. As a result of the sociological research, the features of the family historical memory and important directions of the state policy in its formation among the young generation of Russian people were revealed. The author pays particular attention to the necessity to ensure the state prime conceptual measures to develop a common system-forming facility for preservation and reproduction of the family historical memory.

Keywords: the family historical memory, the formation of the family historical memory, young people, the State.

Literature

1. Kulish V.V. Formirovaniye semeynoy istoricheskoy pamyati v shkole [The Formation of the Family Historical Memory at School]. Ed. N.A. Matveyeva. Barnaul, Altai State Pedagogical University, 2014, 93 p.

2. National projects of Russia. - URL: https: // national projects.rf // (date of access 12.02.2021).

3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 30.01.2019 "O grantakh Prezidenta Rossiyskoy Federatsiipredstavlyayemykh na razvitiye grazhdanskogo obshchestva"[TheRussian Federation Presidental Decree of 30 January 2019"0n Grants of the Russian Federation President Available for the Society Development"],availableat:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/7206089 / (accessed 10 February 2021).

4. Presidential Grants Fund: official site. - Updated within 24 hours. - URL: https: // presidential grants.rf/ (date of access 07.02.2021).

5. Rosmolodezh [Young people of Russia],Moscow. Availableat: https://fadm.gov.ru/ (accessed 24 April.2021).

6. Federalnyye obrazovatelnyye standarty [Federal Educational standards], Moscow.Available at: https://edu.gov.ru/ national-project (accessed 26 March.2021).

Аuthor

Kulish Vitaly Valerievich, candidate of sociological sciences, associate professor of the Altai State Pedagogical University, Department of Sociology, Political Science and Economics.

E-mail: vitalii.kulish@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.