Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГОВ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / ОПЛАТА ТРУДА ПЕДАГОГОВ / УСЛОВИЯ ДЛЯ ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ ГРАЖДАН / THE CONDITIONS FOR A DECENT LIFE OF CITIZENS / PAYMENT OF TEACHERS'' WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеев Владимир Викторович

В статье рассматриваются проблемы оплаты труда учителей и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений современной России. В статье отмечаются не только некоторые положительные результаты в реализации майских указов президента России, но и называются причины низкой заработной платы педагогов. Автор приводит ряд малоизвестных фактов об оплате труда учителей и профессоров в европейских странах, с которых России следует брать пример в создании условий для достойной жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy of remuneration of teachers

The article deals with the problem of remuneration of the teaching staff of teachers and higher educational institutions of modern Russia. The article points out not only some positive results in the implementation of the May decrees of the President of Russia, but also referred to the reasons for the low wages of teachers. The author cites a number of little-known facts about the remuneration of teachers and professors in European countries, with which Russia should take an example in creating conditions for a decent life of citizens.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГОВ»

В.В. МОИСЕЕВ доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова1

Государственная политика оплаты труда педагогов

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила Россию социальным государством. В статье 7 Основного закона записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако социальную политику России по-прежнему характеризуют низкая заработная плата, скромные пенсии, которых едва хватает, чтобы свести концы с концами. Анализ показывает, что социальное государство могло направить значительно больше средств и на реализацию национальных приоритетных проектов. На реализацию нацпроекта «Образование», было направлено, по подсчетам автора, менее 0,25% финансовых ресурсов, имевшихся в то время у государства. И хотя национальные проекты кто-то назвал «приоритетными», но, судя по государственному финансированию, назвать их таковыми весьма проблематично. На реализацию всех четырех проектов выделялось в 3 раза меньше денег, чем на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Какой уж тут приоритет!

В результате недофинансирования средняя зарплата педагога российской школы и вуза сегодня значительно отстает от европейских стран, где оплата труда в разы больше, чем в России. По данным ректора Северокавказской региональной академии государственной службы профессора В.Г.Игнатова, зарплата педагогических работников в России была ниже, чем в Турции в 9 раз, ниже, чем в Тунисе (Северная Африка) в 16 раз и ниже, чем в

i

Моисеев Владимир Викторович, E-mail: din prof@mail.ru 28

Южной Корее в 38 раз1. Почему в День учителя преподавателя высоко ценят, а в день зарплаты не очень? Молодой учитель в государственной школе после окончания вуза до кризиса 2008-2009 гг. получал всего 2550 рублей в месяц. Это ниже официально установленного прожиточного минимума для работающих граждан России. Такие зарплаты оставляли молодого школьного учителя у черты бедности, то есть на грани физиологического выживания. Дочь автора статьи, поступившая в аспирантуру после окончания физмата педагогического университета, придя в школу, в 2008 г. получала всего 2807 рублей в месяц2.

Между тем практика показывает: не будет в школе или вузе хорошего преподавателя - не будет и качественного образования. Великий русский педагог К.Д.Ушинский утверждал, что работа учителя, скромная по наружности -одно из величайших дел истории. Именно учитель передает знания новому поколению, воспитывая в детях любовь к Родине и другие высокие качества личности. Поэтому труд учителя должен оплачиваться по достоинству. Иначе талантливых педагогов российское образование растеряет, и некому будет вершить «одно из величайших дел истории».

Почти такое же положение сложилось с оплатой труда и в высшей школе в результате не до конца продуманных реформ. Федеральным законом от 26 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» было установлено, что средняя заработанная плата преподавателя высшего учебного заведения должна в 2 раза превышать среднюю зарплату в промышленности. В 2008 г. она составляла бы примерно 25-27 тыс. рублей в месяц. Однако педагоги высшей школы не получали такую зарплату, установленную законом, потому что в результате реформ, связанных с «монетизацией льгот», статья 30 указанного закона с 1 января 2005 г. утратила силу.

По сравнению с царским и даже советским периодом оплата труда педагогов высшей квалификации в новой

1 Игнатов В.Г.Государственное и муниципальное управление: введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. М., 2006. С.244.

2 Моисеев В.В. Куда идет Россия. Монография. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2008. - С.160.

России резко снизилась. М.В.Ломоносов, будучи профессором Московского университета, имел IX классный чин «титулярного советника», что давало ему почетное звание личного дворянина и достойное материальное обеспечение. За особые заслуги перед отечественной наукой М.В.Ломоносов был произведен Екатериной II в V классный чин, который давал уже потомственное дворянство. Получение дворянства с петровских времен означало не только получение больших наделов земли с крепостными крестьянами, но и при выходе в отставку обеспечивало достойную пенсию. Подобное отношение государства к профессорам сохранялось в царской России до самого конца монархии. На рубеже XIX и ХХ веков зарплата профессора вуза достигала 3000 рублей, что составляло половину денежного содержания губернатора. За 25 лет добросовестного труда пенсия профессора вуза равнялась его прежнему окладу. В случае его смерти пенсию получали вдова и дети профессора1.

В Советском Союзе профессор вуза имел зарплату в 450 рублей, всего на 50 рублей меньше министра. Естественно, что молодые ученые стремились окончить аспирантуру, защитить диссертацию, готовили себя к работе в высшей школе. При такой оплате труда качество профессиональной подготовки специалистов было существенно выше. Этот факт сегодня никем не оспаривается.

Совсем другое отношение к вузовским преподавателям в обновленной России. «Мы сегодня перенимаем у Запада очень многое: ЕГЭ, двухуровневую систему подготовки бакалавр-магистр, - отмечал президент Московской государственной юридической академии О.Кутафин, академик РАН, - Не берем только уровень зарплат преподавателей. А между тем это единственное, что, по большому счету, нам нужно было скопировать у Запада...»1. Учитель начальной школы в Германии зарабатывает от 38 300 до 51 500 евро в год, а ежемесячный доход школьного учителя во Франции достигает 3000 евро, что по курсу ЦБ РФ превышает 200000 рублей. Зарплата преподавателя вуза за границей также в несколько раз выше, чем в Россий-

1 Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.,1978. С.86-89.

1 Моисеев В.В. Куда идет Россия. Монография. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2008. - 161. 30

ской Федерации, позиционирующей себя как социальное государство. Так, профессора и доценты в вузах Германии получают в среднем 4650 евро, что в рублях превышает 300 тысяч. Молодые преподаватели довольствуются скромными 2800 евро. В США и Сингапуре профессора университетов получают зарплату 48-54 тыс. долларов в год, самые высокооплачиваемые имеют ежегодно 90-100 тыс. долларов или свыше 500 000 рублей в месяц. Самые высокооплачиваемые педагоги работают в Люксембурге. Их среднегодовой доход - от 80 до 100 000 евро1 или более 600 тыс. рублей в месяц.

О зарплате преподавателей вузов министр труда и соцзащиты М. Топилин докладывал президенту В.В.Путину на рабочей встрече в сентябре 2016 года: «По педагогам вузов уже 54 тысячи рублей, это 170 процентов (у нас показатель 200 должен быть в итоге, уже 170 процентов); в принципе мы идём в графике». И добавил: «Сейчас работаем над тем, чтобы заложить необходимые средства в бюджет на 2017-2018 годы для того, чтобы обеспечить исполнение указов в полном объёме»2. О каких указах здесь шла речь? Согласно Указу Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2018 году правительству было поручено довести к 2018 году среднюю зарплату преподавателей высшего профессионального образования до 200% от средней зарплаты в регионе3. И если мы нынешние 27280 рублей (средняя зарплата в Белгородской области) удвоим, то к 2018 г. зарплата преподавателей в вузе должна быть не менее 54000 рублей. А по утверждению работников высшей школы, зарплата профессора в государственном вузе не пре-

i

Как работают и сколько получают учителя за границей? - URL: https://www.zarplata.ru/a-id-33755.html; http://www.dezona.ru/germany/socium/professii-i-zarplaty.htm; http://www.aif.ru/dontknows/ 1233601 (дата обращения - 21.09.2016 г.).

2 Встреча с Министром труда и социальной защиты Максимом Топили-ным. - URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/52884 (дата обращения - 21.09.2016).

3 Повышение зарплаты бюджетникам 2017 - 2018. - URL: http://www.assessor.ru/ notebook/oplata_truda/ povyshenie_zarplaty_byudjetnikam/ (дата обращения - 08.09.2016 г.).

вышает сегодня 35 тыс. рублей в месяц1. А по данным Минобрнауки, преподаватели высших учебных заведений при выполнении установленной учебной нагрузки зарабатывают ежемесячно около 35,8 тыс. рублей, учителя школ получают в среднем 27,5 тыс. рублей2. А в утвержденной государственной «Стратегии-2020» учителям и профессорам была обещана к 2020 г. средняя зарплата в 2700 долларов США3.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании Всероссийского августовского совещания педагогических работников, заявил, что за последнее время зарплата учителей была доведена до средней по региону, но есть масса вопросов, в частности снижения. Он пообещал, что правительство и он, в частности, будут делать все для того, чтобы такого рода проблемы снимать4.

Примером для России в решении социальных проблем могут служить скандинавские страны - Швеция, Норвегия, Финляндия. В этих социальных государствах сегодня высокие зарплаты и достойные пенсии, минимальная безработица, современные образование и здравоохранение, обеспечивающие более высокий уровень жизни, чем в России. Поэтому социальную политику государству следует модернизировать с целью создания условий для достойной жизни всем гражданам, а не только избранным.

i

Глаголев С.Н., Моисеев В.В. К вопросу об эффективности государственного регулирования экономики в условиях кризиса. - Вестник БГТУ им. В.Г.Шухова. - 2016. - № 1. - С.204-205.

2 Повышение зарплаты бюджетникам 2017 - 2018. - URL: http://www.assessor.ru/ notebook/oplata_truda/ povyshenie_zarplaty_byudjetnikam/ (дата обращения - 08.09.2016 г.).

3 Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 г. 8 февраля 2008 г. // Россия 2020. Главные задачи развития страны / Гл. ред. Г. Павловский. -М.: «Европа», 2008. - 56 с.

4

Медведев пообещал решить проблемы с зарплатами учителей. - URL: http://www.mk.ru/economics/2016/08/20/medvedev-poobeshhal-reshit-problemy-s-zarplatami-uchiteley.html (дата обращения - 21.09.2016 г.).

Моисеев В.В. Государственная политика оплаты труда педагогов. В статье рассматриваются проблемы оплаты труда учителей и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений современной России. В статье отмечаются не только некоторые положительные результаты в реализации майских указов президента России, но и называются причины низкой заработной платы педагогов. Автор приводит ряд малоизвестных фактов об оплате труда учителей и профессоров в европейских странах, с которых России следует брать пример в создании условий для достойной жизни граждан.

Ключевые слова: государственная политика, оплата труда педагогов, условия для достойной жизни граждан.

Moiseev V.V. State policy of remuneration of teachers.

The article deals with the problem of remuneration of the teaching staff of teachers and higher educational institutions of modern Russia. The article points out not only some positive results in the implementation of the May decrees of the President of Russia, but also referred to the reasons for the low wages of teachers. The author cites a number of little-known facts about the remuneration of teachers and professors in European countries, with which Russia should take an example in creating conditions for a decent life of citizens.

Keywords: public policy, payment of teachers' work, the conditions for a decent life of citizens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.